Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Избирательные системы и их функционирование в России

Тип Реферат
Предмет Государство и право
Просмотров
1410
Размер файла
28 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Избирательные системы и их функционирование в России

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Казанский Государственный Технический Университет им. А.Н.Туполева.

Высшая школа бизнеса “Арго”

По дисциплине:

Современные социально – политические проблемы

На тему: “Избирательные системы и их функционирование в России”

Выполнил: студентгр.6321

Ахметнуров А.И.

Приняла: Кабанова Л.К.

КАЗАНЬ – 2004.


Формирование избирательной системы в современной России относится к началу 90-ых годов. Первые демократические выборы в России состоялись летом 1991г., ещё в период существования СССР. В президентских выборах, состоявшихся 12 июня 1991г., из шести претендентов уже в первом туре победу одержал Б.Н.Ельцин. Получив 57% голосов, он стал первым президентом России. Однако некоторые демократические нововведения были применены ещё в период выборов народных депутатов СССР в 1989г., а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов. Именно с этими выборами связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты.

Не отвергая значение сделанного в конце 80-ых годов и самом начале 90-х годов, следует же отметить, что принципиально новый шаг в формировании новой избирательной системы в России был сделан осенью 1993г. Именно тогда по Указу Президента Б.Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993г. №1400 был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента – Федерального Собрания.

Выборы в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания были назначены этим же Указом на 12 декабря 1993г. Несколько позднее, 11 ноября 1993г., был издан Указ Б.Ельцина о проведении 12 декабря 1993г. Одновременно с выборами в Государственную Думу также выборов в верхнюю палату парламента – Совет Федерации.

В промежутке между этими двумя вехами реформы избирательной системы было принято решение о начале преобразования местного самоуправления. Оно проводилось в соответствии с Указом Президента Б.Ельцина «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993г. По этому указу органами местного самоуправления в городах, сельских посёлках и других населённых пунктах вместо распускаемых Советов народных депутатов становились выборные и другие органы местного самоуправления – собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.).

Так Россия перешла от Советов к новым органам законодательной власти, избираемым на основе альтернативности и конкурентной борьбы между различными политическими силами.

Несмотря на то, что наиболее важные решения по реформированию избирательной системы России были приняты осенью 1993г., этим временем период реформ не ограничивается, а охватывает 1993-1995гг. Но если в самом начале эта система формировалась в соответствии с указами Президента Б.Ельцина (например, «Положения о выборах депутатов Государственной Думы» в 1993г. или « Положения о выборах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в 1993г., исходивших от Б.Ельцина), то в последующем – уже на основе федеральных законов. Прежде всего таких, как «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 апреля 1995г. и одобрен Советом Федерации 4 мая 1995г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят Государственной Думой 9 июня 1995г. и одобрен Советом Федерации 15 июня 1995г., подписан Президентом 21 июня 1995г.), «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме в Российской Федерации».

В основе этих законов и соответственно в основе избирательной системы лежат следующие конституционные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.81) и федеральным законом президент России избирается на выборах по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Федеральное Собрание формируется раздельно по палатам и по различным правовым нормам. В Государственную Думу сроком на четыре года избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (один круг – один депутат) и 225 – по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты (называемые нередко партийными списками), выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками (ст. 95-101 Конституции РФ).

Если одна часть представительного органа избирается по мажоритарной системе, а другая – по пропорциональной, то это означает, что данный орган формируется по смешанной избирательной системе, а в стране практикуется смешанный или, иначе говоря, комбинированный тип избирательной системы. Именно по этой системе формируется Государственная Дума РФ, и именно эта система используется в нашей стране.

В чём смысл и преимущества этой системы? И почему именно она, а не другая применяется в России? Смысл её заключается в том, чтобы выявить наиболее значимые и важные для общества и государства политические фигуры и силы и, создав им условия для работы, способствовать их избранию в представительный орган, будь то парламент страны, автономной республики, края или области. Основное преимущество (в идеале) такой системы состоит в том, что по мажоритарному принципу в депутаты избираются, как правило, наиболее известные, популярные и значимые для той или иной части населения или жителей избирательных округов личности, которые однако, не всегда оказываются самыми подготовленными в профессиональном отношении.

Что же касается пропорционального принципа, то преимущество его (опять-таки в идеале) состоит в том, что по нему в органы представительной власти избираются наиболее значимые и популярные общественные силы. Однако с помощью этого принципа выявляются не только наиболее авторитетные среди избирателей на конкретный момент времени политические силы, но и их программы, что позволяет властям распознавать также наиболее значимые общественные интересы и, ориентируясь на них, реализуя их, определять направление развития страны.

Указанные преимущества позволяют сделать вывод, что смешанную систему следовало бы сохранять, тем более, что те, кто выступает за её изменение, отстаивают диаметрально противоположные позиции: одни доказывают необходимость отказаться от мажоритарного принципа, а другие – от пропорционального. И опыт, накопившийся за время выборов трёх составов Государственной Думы, также подтверждает, что смешанная система достаточно эффективна и сбалансирована. В подтверждение сошлёмся на данные, характеризующие общую картину выборов в Государственные Думы 1993, 1995 и 1999гг. Выглядят эти данные следующим образом:

· в выборах 1993г. участвовали 13 партий, блоков и объединений, из которых восемь преодолели 5 – процентный барьер (ЛДПР, «Выбор России», ПРЕС, «Женщины России», «Яблоко», ДПР, АПР и КПРФ);

· В выборах 1995г. участвовали уже 43 силы, из которых лишь 4-ре преодолели 5 – процентный барьер (ЛДПР, «Яблоко», НДР и КПРФ);

· В выборах 1999г. приняли участие 28 политических сил, шесть из которых преодолели 5 – процентную ставку («Яблоко», «Единство» («Медведь»), «Блок Жириновского», «Отечество – вся Россия», КПРФ и «Союз правых сил».

Иллюстрация к приведённым данным табл. 1.

На эффективность и сбалансированность смешанной системы выборов указывают и выводы ЦИК, который в одном из своих обобщающих докладов в октябре 2000г. отмечал, что применяемая в России система выборов прошла проверку на конституционность и позволяет отражать электоральные предпочтения граждан страны. Именно поэтому, несмотря на многочисленные попытки изменить систему выборов в Государственную Думу, основные принципы её формирования сохранены и в новом Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятом Государственной Думой 2 июня 1999г., одобренном Советом Федерации 9 июня 1999г. и подписанном Президентом РФ Б.Ельциным 24 июня этого же года.

Наряду с устоявшимися и ставшими привычными нормами и положениями, в Законе 1999г. появились и новые. Наиболее важные среди них следующие: число подписей в поддержку выдвижения отдельных кандидатов или федеральных списков кандидатов резко увеличено, за исключением случая внесения избирательного залога. Для отдельного кандидата это число должно быть не меньше 1% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Однако в случае проведения досрочных выборов это число должно быть соответственно не менее 0,5% от общего числа избирателей. Для избирательных объединений и блоков, выдвинувших федеральный список кандидатов, за исключением случая внесения избирательного залога, число подписей должно составлять не менее

Таблица 1

Политические силы, избранные в Думу по пропорциональной системе1993 г.1995 г.1999 г.
(численный состав, чел.)
Либерально демократическая партия России595017 (“Блок Жириновского”)
“Выбор России” (с июня 1994 г. партия “Демократический выбор России”, прекратившая самостоятельное существование в мае 2001 г.)Всего 520

ДВР

участвовала в блоке с СПС

Партия Российского единства и согласия180не участвовала
Женщины России2100
Яблоко3116
Демократическая партия России21самостоятельно не участвовалане участвовала
Аграрная партия России210самостоятельно не участвовала
Коммунистическая партия РФ329967
Наш дом - Россияне участвовал45-
Единство (Медведь)не участвовалоне участвовало64
Отечество – вся Россияне участвовалоне участвовало37
Союз правых силне участвовалне участвовал24

200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 14 тыс. В случае проведения досрочных выборов число подписей должно составлять 100 тыс.; внесение избирательного залога вместо списков в поддержку выдвижения кандидата или избирательного блока. В случае проигрыша на выборах этот залог перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход Федерального бюджета, а в случае победы – возвращается кандидату или избирательному объединению, блоку.

Весьма важными новшествами в российском избирательном законодательстве 1999г. являются также следующие. Новые нормы Закона «О выборах депутатов Государственной Думы»..., гласят:

4. «Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также последовательно в порядке числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу».

Новый избирательный закон явился плодом продолжительной дискуссии между различными силами в российской Государственной Думе и в обществе, которая не закончилась с принятием закона. Обобщив правоприменительную практику избирательного законодательства за период с 1998 по 2000 г, Центризбирком РФ представил на суд общественности доклад “О совершенствовании и развитии избирательного законодательства”. По предложению ЦИК в будущих выборах, как Государственной Думы, так и президента страны, особую роль должны играть крупные политические партии. По новому законопроекту “О политических партиях” их число должно резко сократиться: со 180 на конец 2000 г. до нескольких. Сокращение должно произойти за счет ужесточения количественных требований. По новому законопроекту численность партий должна составлять как минимум 10 тыс. человек, она должна будет иметь отделения в большинстве регионов страны, и в каждом из них должно состоять не менее 200 членов. Предполагается также перевести партии частично на госбюджет. В новый закон о выборах планируется внести и другие нормы. В частности, нормы, отделяющие законную информационную деятельность СМИ от незаконной (“информационных воин”), информацию от комментария. К информации, распространяемой в форме агитации, будут предъявляться требования достоверности.

Заметные изменения произошли и, очевидно, еще произойдут в законодательстве о выборах Президента Российской Федерации. Те выборы, которые состоялись 26 марта 2000 г., и в которых уже в первом туре победил В.В.Путин, набравший около 54% голосов избирателей, участвовавших в голосовании, проводились по закону, принятому Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренному Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и подписанному Президентом Б.Ельциным 31 декабря того же года. Текст закона был опубликован 5 января 2000 г. В сравнении с предыдущим он содержал такие новые нормы, как, например, сокращение периода предвыборной гонки, увеличение в два раза (с одного миллиона до двух) числа подписей в поддержку выдвижения кандидата и др. Но более значимые новшества предполагались ввести в будущем. Проектируется, в частности, что на последующих выборах кандидатов на пост президента РФ смогут выдвигать только политические партии, как это принято, к примеру, в США.

В отличие от нижней палаты – Государственной Думы, верхняя – Совет Федерации – прошла через более сложный процесс трансформации. За период с 1993 г. механизм ее формирования трижды претерпевал кардинальные изменения.

Формирование Совета Федерации первого созыва осуществлялось путем прямых всеобщих выборах. Срок ее полномочий, так же как Государственной Думы первого созыва, определялся ст.7 Конституции РФ 1993 г. – два года. Но в отличие от депутатов Государственной Думы, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, депутаты Совета Федерации делали это на непостоянной основе. Особенно зримо это проявилось после того, как Совет Федерации стал формироваться по статусному принципу, то есть когда каждый субъект РФ начали представлять в Совете Федерации два его высших должностных представителя – глава исполнительной и глава законодательной власти. По существу, в процессе трансформации механизма формирования верхней палаты парламента произошел фактический переход от прямых выборов членов Совета Федерации непосредственно населением к особой разновидности косвенных выборов, при котором членство по должности сочетается, как правило, с выборным характером той или иной должности. А унифицированный принцип формирования Совета Федерации сменился частично децентрализованным, или дисбалансированным, при котором одинаковый статус члена верхней палаты достигается различным порядком обретения соответствующего статуса в регионах.

Чтобы ликвидировать эту диспропорцию и превратить Совет Федерации в постоянно действующую верхнюю палату парламента, члены которой занимались бы законотворчеством на постоянной основе, В.Путин выступил инициатором изменения механизма ее формирования.

В соответствии с новым законом, принятым Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобренным Советом Федерации 26 июля 2000 г. и подписанным Президентом В.Путиным 5 августа этого же года, Совет Федерации будет формироваться следующим образом. Как и ранее, в соответствии с Конституцией РФ, в него будут входить по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. По новому закону представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочия этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта государственной власти назначается высшим должностным лицом данного субъекта на срок его полномочий. Данное назначение оформляется указом (постановлением) этого лица, и оно вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против состоявшегося назначения.

В соответствии с новым законом члены Совета Федерации, которые являются таковыми по своей должности, будут продолжать исполнять свои полномочия до вступления в силу решений об избрании (о назначении) в уставном законе 2000 г. порядке новых членов Совета Федерации.

Одновременно с реформой механизма формирования верхней палаты был изменен и дополнен федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Эти изменения и дополнения дали право президенту страны, как и руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, досрочно отрешать от должности (или письменно предупреждать о возможности принятия мер) глав муниципальных образований. Основанием для таких действий являются решения судов. Досрочно может быть распущен представительный орган местного самоуправления в случае, если им не отменены нормативные правовые акты или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции РФ.

Главы столиц и административных центров РФ могут быть отстранены от должности только лишь президентом страны и только в случае совершения или противоправных действий, установленных судом.

И реформа Совета Федерации, и изменения в системе местного самоуправления, дополненные введением семи федеральных округов во главе с назначаемыми полномочными представителями президента, направлены на повышение уровня и эффективности управления страны, создания в ней единого правового поля.

Чтобы не отстранять губернаторов и других руководителей исполнительных органов страны от решения общегосударственных задач Указом Президента РФ В.Путина от 1 сентября 2000 г. был образован Государственный совет РФ, являющейся, как говорится в ст.1 Положения о нем, “совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти”. Представителем Госсовета является президент страны, а членами - по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Госсовета в составе семи его членов. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.

Задачи, состав и организация, а также порядок работы Госсовета определяются Положением об этом органе, утвержденным Указом Президента РФ от 1сентября 2000 г.

Первое заседание Госсовета состоялось 29 сентября 2000 г. На нем обсуждались вопросы регламента самого Госсовета и его Президиума, Концепция бюджета на 2001 год и принципы межбюджетной политики.

И реформа Совета Федерации, и изменения в системе местного самоуправления, и создание Госсовета – все это свидетельствует о том, что избирательная система в современной России еще не устоялась и находится в состоянии перманентных преобразований, направленность которых зависит в значительной мере от политической воли высшего руководства страны.

Эти преобразования, судя по всему, будут продолжаться и в последующие годы.

Список литературы:

1. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав Российской Федерации” // Политика и право. Хрестоматия для учащихся общеобразовательной школы. Екатеринбург. 2003 г. С. 26-30.

2. Белоцерковский В.А. При нынешней избирательной системе в России демократии не будет. // Независимая газета. М. 2001 г. 2 ноября. C.1.

3. Любарский К.А. и Собянин А.Е. Фальсификация – 3 // Журнал “Новое время” №15, М. 2001 г. С. 6-13.

4. Мостовщиков В. Выборы 1999 года: проблемы, перспективы, решения.

//Областная газета. Екатеринбург. 1999 год. 20 января. С.4.

5. Размустов В.Б. История принятия закона о выборах в Думу. // Независимая газета. М. 2001 г. 29 ноября. С. 1-3.

6. Слизинов С.А. и Усольцева А.Е. От выборов до выборов: прокурорская практика.

//Журнал “Законность”. М. 1999 г. №6. С.18-22.

7. Чугаев С .П. Электронная система “ВЫБОРЫ” не исключает манипуляции с выборами в России. // Известия. 2002 год. 10 февраля. С.1-2.

8. Шилобод М.И. Партийные системы. // Политика и право. М. “Дрофа”2002 г.

С. 258-261.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно