это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
ТЕМА №1
«Понятие менеджмента. История управленческой мысли»
-1-
Организация – систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.
Основные составляющие черты организации:
Основополагающие процессы жизнедеятельности организации:
Менеджмент предназначен для поддержания баланса между этими процессами.
Менеджмент – процесс, в ходе которого профессионалы создают организации, формируют их цели и методы достижения этих целей, планируют и координируют деятельность организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных сотрудников.
Менеджер – член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
-2-
Функции менеджера:
Ключевые роли менеджера:
-3-
Школа научного управления (1885 – 1920 г.г.)
Авторы: Фредерик Уинслоу Тейлор, Генри Гант Френк и Лили Гилберт.
Характеристика научного менеджмента.
Общий подход:
- Разрабатываются стандартные методы выполнения рабочих заданий.
- Проводится отбор работников, обладающих способностями для выполнения конкретных задач.
- Работники обучаются стандартным методам труда.
- Менеджер обеспечивает поддержку выполнения рабочих заданий (планирование, устранение помех)
- Использование материальных стимулов, способствует повышению производительности труда.
Достоинства:
«+» Подтверждение тезиса о высокой оплате труда.
«+» Научные исследования выполнения различных работ и задач.
«+» Оценена важность отбора и обучения работников.
Недостатки:
«-» Не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работников.
«-» Не признавались различия между индивидами.
«-» Менеджеры, как правило, низко оценивали уровень профессионализма рабочих и игнорировали их предложения.
-4-
Административная (классическая) школа менеджмента.
Авторы: Анри Файоль, Мари Паркер Фоллет, Честер Бернард.
Основная задача: разработка универсальных принципов управления.
Принципы управления
I категория II категория
Разработка рациональной структуры управления организацией.
Построение структуры организации и управление работниками.
14 принципов Файоля:
-5-
Школа человеческих отношений (1930-1950г.)
Авторы: Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу.
Основные позиции:
Поведенческая концепция
Автор: Д. Мак - Грегор
Задача: помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.
Основополагающие позиции:
Теория Х (основанная на теории Тейлора):
- Человек ленив и старается избегать работы
- Людей нужно побуждать к труду
- Люди хотят, чтобы ими руководили
- Люди избегают ответственности, и бояться перемен
- Людям нельзя доверять
Теория У (собственно поведенческая концепция):
- Утверждение о врожденной неприязни среднего человека к труду ошибочно
- В определенных условиях средний индивид не только берет на себя полагающиеся, но и берет дополнительные обязательства
- Большинство работников способны проявлять относительно высокий уровень воображения, мастерства и изобретательности
- Интеллектуальный потенциал индивида используется не полностью.
ТЕМА №2
«Современные школы менеджмента»
-1-
Системный подход – организация это система – некая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая часть вносит свои изменения в характеристики целого.
Виды систем
Открытые
Имеет жестко фиксированные границы, ее действия не зависимы от окружающей среды.
Закрытые
Характеризуется взаимодействием с внешней средой Организации это открытые системы.
Схема организации как открытой системы.
|
|
|
-2-
Ситуационный подход – пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Методология ситуационного подхода:
-4-
Глобализация – современные компании работают уже не на региональные или национальные рынки, а на глобальный рынок, что диктует свои правила управления и взаимодействия с внешней средой. Факсимильные аппараты, персональные компьютеры, телекоммуникационные сети – объединяют землю в одну большую «деревню», в которой популярностью пользуются одни и те же футболки, кроссовки, бытовая техника и т.д.
Теория Z
Гибридная форма менеджмента.
-4-
Управление тотальным качеством (УТК) или комплексное управление качеством – методы менеджмента, направленные на представление потребителям наиболее качественных продуктов. Качество – основной приоритет.
Основополагающие позиции УТК:
Обучающаяся организация (основополагающие позиции):
Такие характеристики позволяют обучающейся организации непрерывно усваивать новые знания, как на уровне отдельных работников, так и на уровне коллектива в целом, добиваясь непрерывных улучшений.
ТЕМА №3
«Особенности российского менеджмента»
-1-
Современный российский менеджмент имеет короткую историю, однако, это уже опыт. Менеджер в России профессия молодая. Всерьез говорить о российском менеджменте, как о высокопрофессиональной и современной сфере деятельности стали только в последние годы.
Этапы развития российского менеджмента:
I этап пересекается с периодом первоначального накопления капитала. Основа
преумножения индивидуального богатства – перераспределение собственности.
Основу управленческой элиты составляют:
- «красные директора» - ставшие руководителями приватизированных предприятий
- «новые русские» - сумевшие обогатиться за счет ловкости, напора и попрания этических норм ведения бизнеса, имеющие (преимущественно) опыт неформальной и теневой экономики.
- «бывшие комсомольские лидеры» - представители партийных органов, министерств и ведомств, государственных организаций, которые «назначались» менеджерами.
II этап связан с массовой приватизацией крупных и средних предприятий. На переднем плане вновь бывший «красный директор». На этом этапе формулируется понятие: « Иметь – еще не значит грамотно использовать во имя всеобщего блага»
III этап начало ему положил кризис 1998 года. Он сыграл положительную роль в формировании управленческого класса в России. Предприятия с неэффективным менеджментом прекратили свое существование. Обострилась конкуренция на рынке Интуиция и предпринимательский талант уходят на второй план. Важнейшим конкурентным преимуществом становиться уровень профессиональной подготовки управленческой команды компании.
Появился слой профессионально подготовленных специалистов, а также сумевших легализоваться владельцев крупных капиталов.
IV этап современная Россия. Управление в современной России осуществляется по одной из трех распространенных в нашем государстве моделей управления.
-2-
-3-
Отечественные специалисты выделяют следующие характерные черты российского менеджмента:
- Участие администрации регионов в формировании управления предприятием.
- Полуправовое регулирование деятельности
- Использование силовых методов
- Сила неформальных отношений, круговая порука
- Повышенная склонность к риску и излишняя диверсификация деятельности
- Отсутствие склонности к кропотливой и регулярной работе, т.е. чередование бурной деятельности и последующего длительного покоя – «запойные» методы работы.
- Склонность к масштабным, уникальным проектам с привлечением большого количества людских и материальных ресурсов.
- Противоречивость
- Стремление к контролю за всем циклом бизнеса.
- Стремление избежать практики делегирования полномочий от высшего звена к низшему.
- Распространение ценности работы как способа общения при одновременном безразличии к ценностям индивидуальной карьеры
- Создание команд и централизация управленческих функции.
- Клановый подход к ведению бизнеса.
-4-
После кризиса 1998 года представление иностранцев о российском менеджменте как бесперспективном и непрофессиональном несколько изменилось.
Западные специалисты выделяют следующие преимущества российского менеджмента:
Недостатки российского менеджмента:
В России лучше работать россиянам, т.к. иностранные менеджеры пока не могут справиться с российской действительностью.
ТЕМА №4
«Внешняя и внутренняя среда организации»
-1-
Внутренняя среда – это переменный фактор, напрямую влияющий на лицо фирмы. Внутреннюю среду образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.
Анализ внутренней среды позволяет вовремя скорректировать цели и задачи организации, определить внутренние возможности, сильные и слабые стороны, потенциал, основные навыки и умения, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной рыночной борьбе.
Направления анализа внутренней среды:
-2-
Внешняя среда – определяет границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми. Организация приспосабливается к внешней среде и по ее реакции оценивает успешность своей деятельности.
Схема взаимоотношений организации и внешней среды:
Основные характеристики внешней среды:
Среда прямого и косвенного воздействия:
Среда прямого воздействия – факторы непосредственного воздействия на деятельность организации: учредители, вкладчики и акционеры, рынок труда, деятельность профсоюзов, система законодательства, потребители, конкуренты, государственный контроль.
Среда косвенного воздействия – факторы не оказывающие прямого воздействия, но влияющие в той или иной степени на организацию, состояние экономики страны и региона, научно-технический прогресс (НТП), социокультурные и политические изменения.
ТЕМА №5
«Основные функции менеджмента. Функция планирования.»
-1-
Управление организацией – осуществление взаимосвязанных действий определенного типа по формированию и использованию ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает только те функции и действия, которые связаны с формулированием задач, с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением работников к осуществлению необходимой производственной и других видов деятельности.
Базовые функции менеджмента:
Планирование – выбор целей и плана действий по их достижению
Организация – распределение задач между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимосвязи между ними
Мотивация – побуждение исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей.
Контроль – сравнение реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.
-2-
Цель – это желаемое состояние будущего, которого пытается достичь организация.
План – «маршрут» движения организации к поставленным целям, включающий в себя распределение ресурсов, различные графики, промежуточные задачи.
Планирование – процесс определения целей организации и средств их достижения.
Организационные уровни целей и планов.
| |
| ||
3-5 лет
2-4 года
|
Миссия – информация о том, что представляет из себя организация и для чего она существует. Для заинтересованных внешних групп миссия несет информацию об обоснованности действий компании. Четко сформулированное, привлекательное заявление о миссии способствует повышению вовлеченности работников в процесс труда, тк. Сотрудники ясно видят цели, к которым стремиться организация.
Цели и планы это:
-3-
Цели организации на всех уровнях должны обладать следующими характеристиками:
-4-
Стадии управления по целям (УПЦ):
Преимущества и проблемы УПЦ
| Преимущества | Проблемы |
| 1. Перманентные изменения внешней среды не позволяют использовать УПЦ в качестве основы менеджмента. 2. Плохие отношения между работодателем и работником снижают эффективность УПЦ 3. Возрастает вероятность конфликта между операционными и стратегическими целями 4. УПЦ вступает в противоречие с механистической структурой организации и воззрениями, не признающими ценности участия работников в управлении. 5. Связанный с УПЦ большой объем бумажной работы отнимает слишком много энергии. |
-5-
Одноразовые планы – разрабатываются для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда–либо еще в будущем.
Постоянные планы – используются для координации повторяющихся рабочих заданий.
Ситуационные планы – определяют порядок действий сотрудников компании в случае чрезвычайных ситуаций или экономического кризиса.
Планирование качества – постоянное усовершенствование качества продукции (информации, услуг). В основе планирования качества лежит цикл Шуарта.
Цикл постоянных улучшений Шуарта:
Достижение удовлетворительных результатов может потребовать нескольких повторений цикла. Цикл Шуарта никогда не останавливается, анализ результатов предыдущего цикла служит основой для планирования и реализации нового цикла.
-6-
Основные элементы цикла планирования на год:
Центральное место в планах занимают цели. Именно на уточнение и корректировке целей допускается множество ошибок. Для облегчения работы менеджеров в этом направлении разработаны:
Основные вопросы при ежегодном уточнение целей:
| № п/п | Содержание вопроса | Что уточняется | Конкретные количественные и качественные характеристики |
| 1. | Где организация находится в конкретное время | Конкурентная позиция | По каждому виду товаров |
| 2. | Какой организация желает стать? | Возможные варианты | ……….. |
| 3. | Как этого можно добиться? | Стратегические позиции планов | ……….. |
| 4. | Как определить, что желаемый уровень достигнут? | Модели оценки по параметрам: цена-качество, уровень технологии, мастерства сотрудников. | ……….. |
| 5. | Какого уровня организация достигла по сравнению с желаемым уровнем (результатом)? | Анализ недостатков | ……….. |
| 6. | Чем организации следует заняться в дальнейшем в первую очередь? | Выделение важнейших элементов | ……….. |
| 7. | Как этого можно достичь? | Варианты ближайших краткосрочных целей и планов | ……….. |
| 8. | Кто эти цели (задачи) может выполнить? | Подразделения, группы и конкретные сотрудники и изменения | ……….. |
| 9. | Как организация действует, реализуя тактические планы? | Конкурентные позиции на новом уровне | ……….. |
ТЕМА №6
« Функция организации».
3.1 Функциональный подход
3.2 Дивизиональный подход
3.3 Матричный подход
4.1 Сетевой подход
4.2 Командный подход.
-1-
Функция организации – формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормального функционирования – персоналом, ресурсами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.
Содержание функции организации:
Организационная структура – формальные правила, разрабатываемые менеджерами для эффективного разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп. Структура характеризует устойчивые связи между элементами организации, позволяет определять сферы контроля управляющих и скоординировать все функции.
Основные направления функции организации:
-2-
Важнейшие особенности вертикальной организационной структуры:
Альтернатива специализации – объединение сотрудников в команды – сотрудники имеют возможность чередования выполняемых задач, что дает возможность избежать изоляции работников во время труда, и немногочисленности, простоты и монотонности выполняемых задач.
-3-
-3.1.-
Функциональный подход – сотрудники объединяются в отделы в соответствии с видами деятельности, которые они выполняют и к валификацией (инженерный отдел, бухгалтерия и т.п.)
Схема функциональной организационной структуры
Достоинства и недостатки функционального подхода
| Достоинства | Недостатки |
|
|
-3.2.-
Дивизиональный подход – отделы группируются в самодостаточные подразделения в соответствии с общностью выпускаемых товаров, программ или по географическому принципу. Базисом департаментализации (разделения на отделы) выступает не столько сходство, сколько разнообразие навыков и умений
Схема дивизиональной организационной структуры
Достоинства и недостатки дивизионального подхода:
| Достоинства | Недостатки |
|
|
-3.3-
|
|
|
|
|
|
|
Достоинства и недостатки матричного подхода
| Достоинства | Недостатки |
|
|
-4-
-4.1.-
Командный подход – для выполнения специфических задач и координации деятельности основных отделов в организации создаются команды, пронизывающие все ее уровни от офиса президента до цехов.
Достоинства и недостатки командного подхода
| Достоинства | Недостатки |
|
|
-4.2-
Сетевой подход – организация «ужимается», центральное место занимает брокер, поддерживающий с помощью телекоммуникационных технологий связи с другими осуществляющими жизненные функции отделами. Отделы полностью независимы и оплачивают услуги брокера по контракту из прибыли. Отделы могут быть размещены в любой точке земного шара.
Схема сетевой организационной структуры:
Достоинства и недостатки сетевой организационной структуры:
| Достоинства | Недостатки |
|
|
ТЕМА №7
« Функция мотивации»
-1-
Мотивация – одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.
Мотивация – процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Мотив – внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.
Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей.
Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
Вознаграждения – это то, что человек считает для себя ценным
Схема структуры мотива:
-2-
Содержательные теории мотивации – основаны на определении внутренних побуждений, заставляющих людей действовать таким образом, чтобы достичь определенной цели.
Теория Маслоу – согласно теории Маслоу существует 5 основных типов потребностей
В основе теории Маслоу лежат следующие положения:
«-» теории – не доказан факт, что удовлетворение какой-либо одной потребности приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня.
-3-
МакКлелланд дополнил теорию Маслоу, введя еще три уровня потребностей:
Теория Герцберга – основана на выделении еще двух групп факторов, влияющих на поведение людей:
-4-
Процессуальные теории – анализируют, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения.
Теория ожиданий (автор В.Врум):
Основная мысль – вера человека в то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению его потребностей. Мотивация наиболее эффективна, когда люди верят в достижение цели при приложении определенных усилий.
Схема теории ожиданий:
|
| ||
|
|
Теория справедливости:
????? !!?!!
Люди субъективно определяют
|
раждения к затраченным усилиям
и затем соотносят его с вознаграж-
дением других людей выполняющих аналогичную работу
Несправедливое вознаграждение приводит Если работник считает свой труд
к психологическому напряжению. Люди переоцененным, то он, скорее всего
стремятся восстановить баланс, либо путем сохранит объем затраченных усилий
уменьшения уровня затраченных усилий на прежнем уровне, или даже увеличит его
либо пытаясь увеличить сумму вознаграж-
дения.
ТЕМА №8
« Функция контроля»
-1-
Содержание функции контроля заключается в сборе, обработке и анализе информации о состоянии контролируемого объекта, процесса деятельности.
Внешний контроль – осуществляется лицом или группой, состоящими в штате того или иного контрольного органа, который занимает соответствующее положение во внешней среде по отношению к подконтрольной организации. Сюда можно отнести:
Внутренний контроль – осуществляется лицом или органом, относящимся к данной организации, т.е. являющимся элементом его внутренней среды. Здесь можно отметить такие виды контроля как:
-2-
Задача контроля производства – следить за ходом производственного процесса, соблюдением его технологического режима, а также установлением графиков производства и выпуска готовых изделий. Системы контроля производства должны своевременно давать полную и точную информацию; они по возможности должны быть простыми, экономичными и достаточно гибкими, чтобы без особых затруднений могли адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
Система контроля качества – это совокупность разнородных элементов: организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, сочетания специфических методов и процедур. Стандартизации ресурсов, условий производства и потребительских свойств продукции и услуг.
В настоящее время маркетинговая концепция управления бизнесом трансформируется в концепцию всеобщего управления качеством – TQM, которая лежит в основе международных стандартов в области управления качеством ИСО 9000:2000. Указанные стандарты устанавливают восемь принципов управления предприятием и производством, нацеленных на достижение необходимого качества:
Реальный процесс обеспечения качества заключается в проведении ряда следующих действий:
1. Выявление и анализ реальных и потенциальных потребностей и запросов в отношении потребительских свойств данного товара или услуги.
2. Анализ и оценка качества аналогичных товаров и услуг, предлагаемых конкурентами.
3. Прогнозирование спроса и характеристик внешней среды и определение целесообразности создания товара или услуги с новыми показателями качества. При положительном итоге этих перечисленных действий – переход к дальнейшему обеспечению качества.
4. Разработка новой продукции и проектирование ее качества
5. Планирование и разработка стандартов качества
6. Контроль качества сырья, комплектующих и материалов.
7. Контроль производства.
8. Контроль готовой продукции и ее реализации
9. Организация обратной связи с потребителями
-3-
Финансовый контроль – реализуется посредством бухгалтерского учета совместно с калькуляциями издержек производства, а соответствующая ему система включает специфические методы и процедуры, счетных работников и руководящий персонал финансовой службы, а также необходимую счетно-техническую работу.
Важными ориентирами в осуществлении финансового контроля являются финансовые коэффициенты, которые подразделяются на:
Использование указанных коэффициентов в целях финансового контроля требует наличия соответствующей базы сравнения, в качестве которой может служить:
Административный контроль – непосредственная оценка деятельности персонала. Т.е. установление степени соответствия действий каждого работника требованиям эффективности и служебных предписаний. Благодаря этому создается возможность составить представление о деловых и профессиональных качествах работника, уровне его компетентности. Все это необходимо для объективного и справедливого решения вопросов, касающихся материального и морального поощрения, служебного продвижения, предоставления льгот и т.п., а также наложения взысканий и принятия аналогичных мер административного воздействия. Кроме того, такая оценка играет большую роль в ситуациях связанных с сокращением штата. Таким образом, административный контроль является важным инструментом управления персоналом.
-4-
Формы контроля по стадиям выполнения работ:
-5-
Традиционная система организационного контроля предполагает четыре ключевых этапа.
Этапы процесса контроля.
Обратная связь
Уточнение Уточнение
нормативов результатов Если не
соответствует
Если соответствует
1. Установление нормативных показателей – в рамках общего стратегического плана организации менеджеры определяют отделам конкретные цели в форме особых операционных условий, в том числе некие нормативные показатели по которым сверяется организационная деятельность.
Нормативные показатели должны устанавливаться предельно точно, чтобы менеджеры и рабочие постоянно использовали их в повседневной деятельности.
2. Измерение фактических результатов – разработка к онкретных количественных нормативных показателей (ежедневных, еженедельных, ежемесячных), и регулярные замеры в соответствии с ними.
3. Сравнение результатов с нормативными показателями – детальное сравнение фактических результатов деятельности и нормативных показателей. Общепринятой является практика ведения сравнения путем занесения в таблицу нормативных показателей и фактических результатов за различные временные промежутки – это упрощает процесс сравнения.
4. Коррекционное воздействие в результате несоответствия фактических результатов нормативным показателям. Менеджерам необходимо тщательно анализировать подобные отклонения.
ТЕМА №9
« Методы управления»
-1-
Методы управления персоналом – это способ воздействия на коллектив и отдельных сотрудников с целью осуществления мотивации и координации их деятельности в процессе функционирования организации.
В зависимости от преобладания тех или иных способов воздействия на сотрудников методы управления персоналом можно определить как регламентирующие и стимулирующие:
Административные методы управления персоналом – это способы прямого административного воздействия на управляемый объект, основанные на принципе подчиненности и прямого командования и имеющие обязательную силу для исполнителя.
-2-
Экономические методы – методы управления персоналом, позволяющие рядовым сотрудникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты. Они основываются на правильном применении экономических законов и по способам воздействия известны, как «метод пряника»
Методы материальной мотивации управления персоналом
-3-
Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение сотрудника и повышение его трудовой активности. С одной стороны они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого сотрудника, помощь в их совершенствовании, что в конечном счете ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а следовательно к повышению ее эффективности. Сегодня к этим методам можно отнести психологическую мотвацию, гуманизацию труда, профессиональный отбор и т.д.
Социально-психологические методы управления персоналом.
| Группа | Методы |
| Потребности |
|
| Мотивы |
|
| Учет личностных характеристик |
|
| Способы психологического воздействия |
|
| Социологические |
|
ТЕМА №10
« Механизм управленческого решения»
-1-
Управленческое решение – это оформившееся понимание необходимости предпринимать (или не предпринимать) целенаправленные действия для устранения возникшей проблемы.
Составляющие управленческого решения:
Основные аспекты управленческих решений:
-2-
Система разработки, принятия и реализации решений:
Данная схема отражает преемственность решений и циклический характер связанных с ними работ. Она реализуется в проблемных ситуациях, под которыми понимается, что состояние процесса или объекта недопустимо отличается от желаемого. Преемственность и цикличность решений обусловлены тем, что возникновение проблемной ситуации всегда связано тем или иным образом с предшествующими решениями, а иногда является прямым следствием последнего.
-3-
В том случае, если корни проблемы лежат во внешней среде организации выявление альтернатив управленческого решения представляет собой определение целесообразности осуществления тех или иных мероприятий по преобразованию внутренней среде организации сообразно потенциальным или произошедшим изменениям во внешней среде. Изменившиеся условия являются ограничением для количества рассматриваемых альтернатив, однако во многих случаях приходится апеллировать с многочисленной их совокупностью. В некоторых ситуациях целесообразно и необходимо прибегнуть к их фильтрации. В этом случае отсекаются альтернативы, которые по тем или иным соображениям заведомо считаются бесперспективными.
Выявление альтернатив может представлять самостоятельную задачу, когда организация сталкивается с неординарной, ранее не встречавшейся проблемой. В данной ситуации весьма эффективны коллективные методы решения проблемы.
Выбор альтернативы - представляет собой процесс оценки и сопоставления результатов реализации каждой из них. Для этого необходимо установить соответствующие стандарты и критерии, характер которых определяется миссией организации. На основе этого должен быть очерчен круг решаемых задач и установлены временные рамки, отводимые для решения проблемы.
Методы анализа альтернатив:
Матрица для принятия решений
| Альтерна- тивы | Критерии | Значимость критерия | Оценка альтернативы по данному критерию | Значимость, умноженная на оценку | Сумма произведений по данной альтернативе |
| №1 | Критерий А Критерий В Критерий С | 1 3 4 | 2 5 4 | 2 15 16 | 33 |
| №2 | Критерий А Критерий В Критерий С | 1 3 4 | 1 2 5 | 1 6 20 | 27 |
Дерево решений
-4-
1. «Мозговой штурм» - генерация идей участниками творческой группы. Решение выбирают специалисты, обычно в количестве 5-6 человек. Они знакомятся с предложенными во время мозгового штурма идеями и выбирают те из них, которые стоит реализовать. Обычно отбирают 10% выдвинутых идей, а остальные отбрасывают.
К разновидностям метода относятся «Метод синектики», «Метод 635»
2. «Метод дневников» - используется, если задача настолько сложна, что требует значительного напряжения творческих усилий в течение длительного времени.
Создается экспертная группа. Каждому участнику выдается блокнот, в котором ежедневно записываются наблюдения и формулируются выводы по поводу возможного решения задачи. Такая работа проводится на протяжении 1-2 недель. Результаты работы обсуждаются на совместной дискуссии.
3. «Метод Гордона» - предполагает постановку перед группой не конкретной задачи (например, повысить производительность), а лишь в общих чертах обозначить проблему, а собранный в ходе дискуссии материал позволит экспертам сделать более конкретные выводы.
4. «Метод Дельфы» - применяется, когда при решении задачи выдвигается ряд альтернатив. Этапы метода Дельфы:
I Участники оценивают каждое предложение по субъективному предпочтению, в
10 бальной системе оценок. Высший балл 1. Остальным альтернативам
приписываются баллы в иерархической последовательности. Затем
подсчитывается средняя величина баллов для каждого предложения.
II Участники сравнивают свои результаты со средними величинами и в 10 балльной
системе указывают, насколько они совпадают. Подсчитывается вторая средняя
величина.
III Две средние величины перемножаются по каждой альтернативе, и по результатам
определяется наиболее предпочтительная альтернатива. Это будет альтернатива
с наименьшей величиной.
-5-
Чтобы быть выполненным, решение должно быть на деле принято исполнителями, они должны быть согласны с его последствиями, расценивать его как приемлемое, а еще лучше – быть заинтересованными в его исполнении.
Основные вопросы, связанные с реализацией решения, рассматриваемые руководителем:
1. Следует ли еще раз проверить решение перед его реализацией? (Чем важнее решение, тем больше оснований для этого)
2. Какие конкретные меры нужно принять для осуществления решения? (Если решение нужно проводить в жизнь поэтапно в течении длительного периода времени, целесообразно составить специальную программу для его осуществления, так как без этого шансы на его успех могут чаще всего оказаться проблематичными)
3. Как будет организован контроль за процессом его реализации? (при отсутствие контроля решение обычно не выполняется и вся предшествующая работа лишается смысла)
Помехи в реализации решения возникают по причине организационно-технических сбоев и активного противодействия, пассивной отстраненности и претензиях на ресурсы и по множеству прочих причин.
Но одной из основных причин, даже при демократических методах принятия решений, остается смотивированность работников. Мотивационная структура в организации неоднородна.
Основные выды работников с позиции мотивационных процессов:
-6-
Управление реализацией решения – это специфическая деятельность руководителя, которая, приведя проблемную ситуацию в допустимые пределы, завершает управленческий цикл. При этом в большинстве случаев руководитель организует не свою собственную деятельность, а труд многих людей. В этих условиях задача заключается в построении соответствующей структуры коммуникаций между руководством и исполнителями решений.
Схемы организации коммуникаций:
Кроме формальных, установленных организационной структурой и должностными инструкциями, коммуникационных связей, на реализацию решения большое влияние оказывают неформальные организационные структуры. Задача руководителя заключается в поощрении неформальных коммуникаций, способствующих успешному выполнению решения, и препятствовании таким, которые создают затруднение в этом деле.
Особое внимание со стороны руководителя должно быть уделено оценке выполнения заданий исполнителями в процессе реализации решений. Справедливая оценка достижений и упущений, имевших место в процессе исполнения решений в большинстве случаев закладывает предпосылки успешной работы персонала в будущем.
ТЕМА №11
« Управление инновациями»
-1-
В зависимости от обстоятельств инновация может рассматриваться как процесс (1), как изменение(2) как система (3) и как результат (4).
Виды инноваций с учетом их целей
| Виды инноваций | Инновационные цели |
| Продукт-инновация |
|
| Процесс-инновация |
|
| Социальные инновации |
|
-2-
Нововведение, новшество – это предмет инновации. Инновационный менеджер должен учитывать особенности различных видов новшеств.
Классификация нововведений
| Признаки классификации | Виды нововведений |
| По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.д.) |
|
| По характеру применения |
|
| По стимулу появления (источнику) |
|
| По роли в производственном процессе |
|
| По масштабу (комплексности) |
|
| Для кого являются нововведениями |
|
-3-
Предельные состояния – неотъемлемая часть нашей личной и деловой жизни. Чтобы мы не делали или не производили, мы упираемся в какой-то предел. Для продолжения движения необходимо изменить направление.
В деловом мире пределы указывают, какие технологии, машины или процессы скоро начнут устаревать. Пределы представляют собой ту причину, по которой продукт перестает приносить доход компании. Достижение предела – это самый надежный ключ к выявлению момента, когда придется разрабатывать новую технологию.
Приближением к пределу технологии в компании могут служить следующие признаки:
-4-
Для распознавания момента достижения предела можно использовать методы позиционирования, которые разработаны в маркетинге, в частности матрицу БКГ – которая полностью иллюстрирует жизненный цикл инновации.
Жизненный цикл инновации на базе матрицы БКГ
-5-
Стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс.
Технология разработки стратегии состоит из следующих этапов:
Все стратегии можно разделить на несколько групп:
1. Наступательная стратегия – ей присущи большой риск и высокая возможная окупаемость. Для ее реализации руководитель должен иметь достаточно высокую квалификацию в проведении научно исследовательских работ, уметь видеть перспективу развития рынка и быстро находить ответ на новые тенденции. Необходимо проводить исследования в сочетании с внедрением новых технологий.
2. Защитная стратегия – предполагает владение значительной долей рынка и поддерживание высокой нормы прибыли путем снижения издержек производства. Фирма, которая ориентируется на эту стратегию, должна иметь сильные позиции в производстве и маркетинге.
3. Поглощающая стратегия – относится к случаям, когда приобретенная лицензия реализуется в принципиально новой продукции с высокой прибылью и новым рынком. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается быстрее и действует надежнее, чем собственные разработки.
4. Пассивные стратегии – стремление не отстать от ведущей фирмы, путем внедрения товаров, которые не требуют серьезных изменений в технологиях и организации производства, не нуждаются в значительных затратах умственного труда и не ведут к коренным изменениям в технико-технологических характеристиках.
Опыт показывает, что для отечественных предприятий наиболее приемлемыми являются наступательная стратегия для молодых предприятий и защитная для крупных, недавно пришедших на рельсы рыночной экономики.
-6-
Процесс инновационного менеджмента требует от организационных структур способности к быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям. Больше всего этому способствует дивизиональная и матричная структуры управления. Дивизиональная структура позволяет создать небольшие и достаточно экономически самостоятельные организации, которые обеспечивают высокую степень гибкости при проведении интенсивной инновационной политики. Матричная структура предусматривает создание внутри организации целевых коллективов для решения конкретных проблем или реализации конкретных программ. Менеджер инновационной программы в таких организациях имеет большие полномочия и несет ответственность за координацию деятельности всех участников этой программы.
Ключевые стратегические вопросы в сфере технологий
(основа для успешной организации инновационного менеджмента):
Даже просто задавая эти вопросы и требуя честных ответов, исполнительный директор направит свою компанию по пути разработки существенно лучших и более живучих стратегий.
ТЕМА №12
« Управление конфликтами и стрессами»
-1-
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов противоборствующих сторон.
Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффективным.
В зависимости от возникающих последствий конфликты классифицируются на:
Основные типы конфликтов:
-2-
Причины конфликтов:
А. Сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности по своему усмотрению;
Б. Требовать этого от своего непосредственного руководителя;
В. Хвататься за все подряд.
В любом случае конфликтная ситуация налицо. Назревающий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.
- его неподготовленность и неопытность в работе с людьми;
- недостатки в воспитании (грубость, нечестность и т.п);
- недостатки характера (отсутствие чуткости, гибкости и т.п.);
- неумение, нежелание признать допущенную ошибку;
- завышенная требовательность;
- несоответствие стиля руководства уровню развития коллектива;
- низкий культурный уровень;
- недостатки в организации собственного труда и работы подчиненных и др.
-3-
Типы конфликтных личностей:
1. Конфликтогенные – представители этого типа не могут существовать без конфликтов, конфликт это их хобби.
2. Ситуативно-конфликтные – представители данного типа конфликтуют лишь при определенных обстоятельствах, они чаще создают конфликтную ситуацию, но не участвуют в ней сами.
3. Люди недостаточно подготовленные, или не имеющие опыта работы, люди с хорошей теоретической подготовкой, но не владеющие практическими навыками и умениями.
4. Люди, руководствующиеся при достижении целей единственным принципом: «любые средства хороши», такие люди не останавливаются не перед чем для достижения результата.
Последствия конфликтов:
- приблизительно 80% производственных конфликтов имеют психологическую природу и переходят из производственной сферы в межличностные отношения. На конфликты и переживания по их поводу тратится около 15% рабочего времени, таким образом, снижается производительность труда;
- конфликты ухудшают психологический климат в группах, в них нарушаются сотрудничество и взаимопомощь;
- появляются неудовлетворенность трудом и текучесть кадров;
- возрастает неоправданная конкуренция, наблюдается сокрытие информации;
-формируется представление о другой стороне как о враге.
-4-
Этапы процесса конфликта:
1. Фоновое, предконфликтное состояние
2. Развитие конфликта на интеллектуальном уровне
3. Открытое противоборство сторон, характеризующееся бурными эмоциональными реакциями.
4. Этап применения санкций, разрешение конфликта
5. Неустойчивое, переходное состояние, связанное с переживаниями по поводу применения санкций.
6. Устойчивое послеконфликтное состояние.
Общие меры социально-психологической профилактики конфликтов:
- глубокое, всестороннее изучение видов и причин конфликтов и на этой основе стабилизация кадрового состава и работа с ним.
- создание вновь принятым сотрудникам надлежащих условий для службы и быта.
- формирование реальной перспективы роста молодых, способных и трудолюбивых сотрудников.
- привитие сотрудникам наряду с профессиональными знаниями и умениями качеств и навыков культурного поведения в коллективе, обществе, семье.
- введение нового сотрудника в атмосферу организованности, деловитости, взаимной требовательности и благожелательности.
- воспитание психологической устойчивости против отрицательного влияния лиц с антиобщественной направленностью.
- своевременное реагирование на проявление профессиональной деформации.
- предупреждение психологических срывов в поведении новичка, с тем, чтобы никто из ближайшего окружения грубым окриком или понуканием не нарушил его позитивного отношения к работе.
- совершенствование организации труда.
-5-
Технология предупреждения и разрешения конфликтной ситуации
-6-
Методы разрешения конфликтной ситуации:
1. Выработка совместных решений при возникновении конфликтной ситуации. Данный метод рекомендуется в следующих случаях:
- если каждый из подходов очень важен и не допускает компромиссной ситуации;
- когда необходимо преодолеть негативные эмоции;
- если представляется важным укрепление сплоченности подчиненных.
2. Компромиссный подход к разрешению конфликтной ситуации. Подходит когда:
- приводятся равные аргументы в пользу взаимоисключающих позиций;
- требуется временное урегулирование проблем;
- необходимо принять срочное решение при дефиците времени;
- директивные утверждения своей точки зрения не приводят к успеху.
3. Утверждение своей точки зрения в конфликте. Рекомендуется, когда:
- требуются решительные и быстрые меры в случае непредвиденных ситуаций;
- при взаимодействии с подчиненными, предпочитающими директивный (нажимной) стиль руководства.
4. Изменение своего мнения в конфликтной ситуации. Он применяется если:
- предмет разногласия более существенен для подчиненных, чем для руководителя, и требуется удовлетворение этих притязаний, восстановление обстановки сотрудничества и взаимопонимания;
- наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности;
- появились более сложные проблемы по сравнению с той, которая рассматривалась в данный период;
- необходимо признать собственную неправоту.
5. Игнорирование конфликта. Наиболее целесообразно, в том случае, когда:
- источник разногласий не существенен;
- подчиненные могут сами его успешно уладить;
- необходимо время для его разрешения;
- предмет конфликта уводит в сторону от других, более важных служебных задач;
- в процессе решения конфликта усугубляется обстановка отчужденности, непримиримости.
-7-
Стресс – состояние напряженности, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Факторы, вызывающие стресс
Организационные:
1. Перегрузка
2. Конфликт ролей
3. Неопределенность ролей
4. Неинтересная работа
5. Плохие условия работы
6. Прочие факторы
Личностные
Стрессоустойчивость – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.
В качестве ориентиров наступающего нервного срыва можно использовать следующую совокупность признаков:
-8-
Универсальное правило борьбы со стрессом, осознание того, что стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.
Классификация стрессоров:
Правила снижения воздействия стресса на подчиненных:
Методы снижения негативного воздействия стресса на управленческую деятельность:
Способы выхода из стрессовых ситуаций
Активный способ
разделяется на две разновидности:
1. интенсификация конструктивных действий по организации деятельности.
2. «внешняя бурная реакция»
Пассивный способ
характеризуется тем, что человек «мириться с ситуацией», подавляет напряжение и загоняет стресс внутрь, не давая выплеснуться эмоциям.
Активные способы противодействия стрессу:
· перемена положения или места;
· прослушивание расслабляющей музыки;
· отсутствие спешки при приеме пищи;
· регулярные прогулки на свежем воздухе;
· вовлечение на досуге в творческие занятия;
· выполнение одновременно одного дела.
ТЕМА №13
«Управление коммуникациями»
-1-
Коммуникации – процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения и воздействия на него.
Модель коммуникативного процесса
Отправитель – это индивид, который хотел бы донести свою идею или концепцию до других людей, найти информацию, выразить мысли или эмоции. Он должен закодировать свое послание, выбрать символы, из которых будет состоять его сообщение. Сообщение представляет собой осязаемую формулировку отправляемой получателю идеи. Сообщение отправляется через определенный канал, по которому послание поступает получателю. Получатель декодирует содержащиеся в сообщении символы и интерпретирует для себя их значение. Кодирование и декодирование являются потенциальными источниками ошибок. И наконец, в том случае, если получатель реагирует на коммуникации отправителя ответным сообщением, возникает обратная связь. В отсутствии реакции процесс коммуникации носит односторонний характер, обратная связь означает, что сообщения идут в обе стороны. Обратная связь – мощное средство повышения эффективности коммуникаций, т.к. она несет отправителю информацию о том, насколько правильно было интерпретировано его исходное послание.
Классификация коммуникативных каналов по пропускной способности и пригодности для различных сообщений.
-2-
Десять ключей к умению слушать
| Ключ | Плохой слушатель | Хороший слушатель |
| 1. Слушайте активно | Пассивен, отстранен от беседы | Задает вопросы, перефразирует сказанное |
| 2. Находите интересные темы | Отклоняется от надоевших тем | Ищет возможности, новые знания. |
| 3. Не раздражайтесь | Легко выходит из себя | Ведет себя сдержанно, проявляет терпимость к плохим манерам, умеет концентрироваться на главном. |
| 4. Используйте то, что мы думаем быстрее, чем говорим | «Засыпает», если собеседник говорит медленно. | Обдумывает, резюмирует, предугадывает следующие слова, взвешивает аргументы, прислушивается к интонациям голоса. |
| 5. Будьте отзывчивы | Формально поддерживает диалог | Проявляет интерес жестами, позой, слушает и говорит сам, создает позитивную обратную связь. |
| 6. Оценивайте суть, а не слова | Отключается, если собеседник не может сформулировать свою мысль. | Оценивает суть высказывания, не обращая внимания на огрехи речи. |
| 7. Поддерживайте в собеседнике интерес. | Заранее предубежден, начинает спорить. | Не вступает в дискуссию до тех пор, пока не осознает позицию другой стороны. |
| 8. Старайтесь всесторонне оценить высказываемые идеи | Обращайте внимание прежде всего на факты | Прислушивается к центральным темам диалога. |
| 9. Тренируйте умение слушать | Отсутствие энергии, проявление ложного внимания | Работает активно, использует мимику, жесты, контакт глазами. |
| 10. Тренируйте интеллект. | Предпочитает иметь дело с легкими и простыми материалами, избегает сложных | Воспринимает сложные проблемы как интеллектуальную игру. |
-3-
Формальные каналы коммуникации – пронизывают организацию в соответствии с действующей в ней командной цепочкой или распределением ответственности за выполнение рабочих задач.
Организационные коммуникации
Нисходящие коммуникации – сообщения и информация, отправляемая высшим руководством фирмы подчиненным. Как правило, нисходящие коммуникации охватывают следующие темы:
Восходящие коммуникации – идущий снизу вверх поток формальных коммуникаций формируют сообщения, передаваемые с низших уровней организации на высшие уровни иерархии. К восходящим коммуникациям относятся следующие пять типов сообщений:
Горизонтальные коммуникации – обмен сообщениями между коллегами по работе, как внутри отделов организации, так и между ними. Горизонтальные коммуникации подразделяют на три категории:
-4-
Неформальные коммуникации сосуществуют с формальными, но никак не связаны с узаконенными каналами и иерархической структурой организации.
Формальные и неформальные коммуникативные каналы.
Формальные каналы
Неформальные каналы
Типы неформальных каналов:
Схемы виноградной лозы:
Простая цепочка – один сотрудник передает информацию многим.
Кластерная цепочка – несколько человек передают информацию некоторым другим.
-5-
Командная работа играет важную роль в организации. Члены команд совместно работают над выполнением одних и тех же задач, и от структуры коммуникаций зависят и получаемый результат, и степень удовлетворения от труда.
Медленные Быстрые
менее точные Более точные
Простые
задачи
Комплексные
Задачи
Централизованные сети =
Децентрализованные сети =
В централизованной сети решение проблем и принятие решений предполагает взаимодействие членов команды с одним и тем же сотрудником. В децентрализованной цепи члены команды свободно общаются между собой, в равной степени обрабатывают информацию и принимают решения.
Простые цепи показывают наибольшую эффективность при решении простых проблем. Члены таких команд передают информацию лидеру, который принимает решение. Децентрализованные сети более медлительны в решении простых задач, потому что информация «обходит всех членов команды, пока кто-то не соберет все ее частицы воедино и не найдет решение.
При сложных проблемах, наиболее эффективно работают децентрализованные сети, т.к. информация концентрируется не у одного человека, а циркулирует в ходе интенсивных коммуникаций, каждый член команды имеет возможность принять активное участие в решение проблемы. Централизованные сети при усложнении задач становятся менее эффективны.
-6-
Коммуникативные барьеры и способы их преодоления
| Барьеры | Как их преодолеть |
| Индивидуальные | |
| Барьеры в общении между людьми основаны на различиях в эмоциях, типах восприятия, различном прошлом опыте и знаниях | Активное слушание – задавать вопросы, проявлять интересы, время от времени перефразировать сказанное собеседником, чтобы убедиться, что вы правильно его поняли. |
| Каналы и средства передачи информации (эмоциональную окраску легче передать при встрече, а рутинные сообщения лучше передавать ч/з письменное сообщение) | Правильный подбор коммуникативных каналов. Сложное сообщение требует емкого коммуникативного канала (телефон, личная беседа), рутинные послания и данные могут передаваться в виде записок, писем, по электронной почте. |
| Семантика – это смысл слов и контекст, в котором они используются. | И отправитель, и получатель должны стараться понять точку зрения другой стороны. При правильной оценки взглядов собеседника, более точно истолковывается семантический смысл передаваемых слов, ощущении и вообще отношение к ним более объективно. |
| В том случае если отправитель говорит одно, а невербальными сообщениями указывает совсем на другое происходит несоответствие информационных сигналов. | Проверка менеджером реального состояния внутриорганизационных коммуникаций – выходы в народ. |
| Организационные | |
| Проблемы различного статуса и уровня – менеджеры более высокого уровня недооценивают важность сообщений менеджеров более низкого уровня. | Атмосфера доверия и открытости в организации побуждают сотрудников к честному общению друг с другом, когда сотрудники безбоязненно передают наверх как хорошие, так и плохие новости – этого удается добиться при помощи развития межличностных качеств работников. |
| Различия в целях и потребностях отделов. | Разработка и использование формальных каналов во всех направлениях. |
| Коммуникационные потоки могут не соответствовать задаче команды или всей организации, например использование централизованной структуры коммуникации при решении сложных задач. | Структура организации должна соответствовать потребностям в коммуникации. |
| Дефицит формальных каналов | Стимулирование менеджерами использования как формальных, так и неформальных каналов. Изменение структуры организации или группы. |
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!