Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте

Тип Реферат
Предмет Психология
Просмотров
1303
Размер файла
27 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра____________________

Регистрационный №________________

Дата регистрации__________________

Домашняя контрольная работа

по дисциплине «Возрастная психология»

на тему: «Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте»

Студентки 2 курса, группы ПП22

факультета педагоги

Эккель Натальи Викторовны

Преподаватель__________________

Оценка:________________________

Подпись преподавателя___________

Дата проверки: «____»___________2010

Киров, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...……………………………….………………………………..….

3

1. Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте...

5

Вывод………………………………………………………………….……….

11

Литература …………………………………………………………………..

13


Введение

В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается самосознание. Этот процесс заключает­ся в том, что ребенок начинает анализировать себя, свои поступки и их последствия, задумывается об отноше­нии к нему окружающих и о причинах именно такого отно­шения, мотивы его действий становятся более осознанны­ми. Предпосылки формирования самосознания появляются уже в раннем возрасте, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей. Но во время вступления в до­школьный возраст ребенок осознает только сам факт сво­его существования и не имеет представления о своих лич­ных индивидуальных качествах, отличающих его от других. В три-четыре года дети в основном приписывают себе та­кие качества, которые получают положительную оценку взрослых, зачастую ребенок не может понять, в чем имен­но эти качества заключаются.

Самооценка — это наиболее яркое проявление само­сознания. Она приводит к оценке позитивных и нега­тивных сторон собственной личности. Чтобы ребенок научился адекватно оценивать себя, он должен снача­ла научиться оценивать поступки других, например сверстников, на которых можно посмотреть со сторо­ны. В младшем школьном возрасте дети не могут сами судить о правильности чужих действий, а в основном повторяют мнение взрослых, т.е. ребенок думает: «Таня хорошая, потому что так про нее говорит папа».

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объективно смотреть на себя со стороны и учиты­вать отношение окружающих к их действиям. Бла­годаря этому ребенок усваивает нормы поведения в об­ществе и положительные образцы для подражания, что. способствует дальнейшему развитию его личности. В этот же период дошкольники начинают сознательно пользо­ваться отношением окружающих к их поступкам. Напри­мер, дети уже прекрасно понимают, что упрямство счита­ется нарушением норм поведения, но используют его в об­щении с уступчивыми людьми, добиваясь исполнения своего желания. Часто в подобных целях ребенок может спекулировать своим обаянием, вызывающим у взрослых умиление.


1. Формирование самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

Самосознание — чрезвычайно важная, сущностная способ­ность человека, позволяющая выделить самого себя из окружаю­щего мира, осознать себя и найти свое место в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношениях с другими людьми и проявляется в этих отношениях. Само­сознание человека, как и его отношение к другим, основано на двух различных началах — субъектном и объектном. Субъектное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих пережива­ний и пр. Это — некоторый центр, ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально и не имеет подобия (бесподобно), не подлежит сравнению (несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бесценно). Ему соответствует столь же непосред­ственное и безоценочное восприятие и переживание другого че­ловека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопережива­ние, сотрудничество и пр.).

Объектное начало отражает представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение «мое»: моих конкретных каче­ствах, знаниях, умениях, возможностях, предметах, положении в группе, — их оценку и значимость. На основе этих представле­ний складывается самооценка (как отношение к своим конкрет­ным качествам) и образ себя (как представление о своих способ­ностях, возможностях, своем месте среди других и пр.). В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, опре­деление своего Я, его фиксация. Эти представления о себе со­ставляют периферию самосознания, которая опосредствует отно­шение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств друго­го, их сравнение со своими. При этом другой человек может стать средством самоутверждения или самореализации (реали­зации своих интересов и потребностей). Объектное (или пред­метное) отношение задает границы своего Я, свое отличие от других и обособленность.

Эти два начала («Я» и «мое») являются необходимыми и взаи­модополняющими сторонами самосознания и отношения к дру­гим каждого человека, однако степень их выраженности и содер­жательное наполнение существенно различаются — как у отдельных людей, так и на разных этапах онтогенеза.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протя­жении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием меж­личностных отношений с другими. Попытаемся проследить ос­новные этапы этого развития.

В первом полугодии жизни в отношениях младенца с мате­рью явно доминирует субъектное, личностное начало. При бла­гоприятных вариантах развития их общение сводится к обмену положительными эмоциями, к выражению взаимной и безус­ловной любви, которая не зависит от каких-либо других пред­метных моментов (наличие предметов, внешний вид, уровень спо­собностей и пр.). В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субъектному самосоз­нанию, — он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для другого. Такое самоощущение, как и аффективная связь с матерью, является внутренним дос­тоянием младенца и ложится в фундамент его самосознания.

Во втором полугодии с появлением предметно-манипуля-тивной деятельности отношение ребенка к взрослому усложня­ется и дифференцируется. Оно начинает опосредоваться пред­метами и предметными действиями. Отношение к матери уже зависит от содержания общения, ребенок начинает дифферен­цировать положительные и отрицательные воздействия взрос­лого, по-разному реагировать на близких и незнакомых людей. Появляется образ своего физического Я (узнавание себя в зер­кале). Все это может свидетельствовать о появлении объект­ного начала самосознания, которое выражается в образе себя. Вместе с тем сформированность субъектного начала имеет яр­кое отражение в предметной активности малыша, его самоощущении и в отношениях с близкими взрослыми. Стремление разделить свои впечатления с близким взрослым и чувство защи­щенности в тревожных ситуациях, которое наблюдалось у детей из семьи, свидетельствуют о внутренней связи, сопричастнос­ти матери и ребенка, которая открывает новые возможности освоения мира, дает уверенность в себе и своей компетентнос­ти. При благоприятных условиях развития уже на первом году жизни у ребенка складываются обе составляющих отношения к себе — субъектное и объектное.

В раннем возрасте возникает новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребенка — его отношения со сверстниками. В первых формах отношения к сверстнику от­ражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребенком. В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспро­изводят его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем. Можно предположить, что эмоциональ­но-практическое взаимодействие детей раннего возраста дает им ощущение своей целостности, активности, которое усили­вается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети еще не вы­деляют отдельных свойств и качеств (как своих, так и другого ребенка). Их отношение к другому еще не опосредовано никаки­ми предметными действиями, оно аффективно, непосредствен­но и безоценочно. Все это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы общения ребенка со взрослым и со свер­стником. В обоих случаях ребенок узнает себя в другом, что дает ему ощущение своей общности и сопричастности с другим.

Общие действия, эмоции (в основном положительные) и на­строения создают ощущение единства с равными и похожими людьми, которое впоследствии может стать фундаментом более глубоких человеческих отношений. Узнавая себя в своем ровес­нике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства, для каждого ребенка ярче всего высвечивает­ся его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстни­ка», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе са­мом конкретные свойства и качества.

В середине дошкольного возраста происходит серьезный пе­релом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я. Я ребенка опредмечивается, в нем выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими-то другими, носите­лем которых может выступать равное, но другое существо — т. е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к себе через друго­го ребенка, постоянно сравнивая себя с другими. Причем соот­несение себя с другим происходит не только в реальном обще­нии детей, но и во внутренней жизни ребенка; появляется оценка себя глазами другого, которая становится основой самооценки как важной составляющей самосознания. Самооценка дошколь­ника имеет явно завышенный характер — ребенок 4—5 лет скло­нен преувеличивать свои достоинства и возможности и отстаи­вать их через сравнение с другими.

К старшему дошкольному возрасту (к 6—7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начи­нают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объектных характеристик, не являются предметом оценки и срав­нения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в це­лом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.). Все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изме­нениях отношения 6—7-летнего ребенка к другим детям. Соб­ственное Я ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребен­ка выходит за пределы своих объектных характеристик и от­крыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоцен­ной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопе­реживают им и не воспринимают чужие успехи как свое пора­жение.

Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребенка с другими детьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуаль­ные варианты в развитии личности детей и их отношении к сверстникам. Особую тревогу вызывают проблемные формы меж­личностных отношений (повышенная конфликтность, застен­чивость, неуверенность в себе, агрессивность). Специальный анализ психологических особенностей таких проблемных до­школьников (исследования А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой, 2001) показал, что все эти дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произ­вольности или игровой деятельности. Психологические причи­ны их трудностей лежат в другом.

Несмотря на очевидные различия поведенческих проявле­ний, в основе всех проблемных форм межличностных отноше­ний лежит единое психологическое основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих пред­метных качествах или преобладание оценочного, объектного от­ношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоян­ную оценку себя, самоутверждение, демонстрацию своих достоинств и пр.

Так, агрессивные дети отличаются повышенным стремле­нием к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам сво­ей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников яв­ляется напряженная потребность в признании и уважении свер­стников, в поддержании и подкреплении положительной само­оценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности; тре­вога о своем Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных от­ношений лежат особенности самосознания ребенка.

Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положитель­ная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами дру­гих. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости это рас­хождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожнос­ти и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности — в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое Я. Однако в основе обоих вари­антов лежит единое психологическое основание — фиксация на своей самооценке и своем образе. «Я» ребенка как бы сращива­ется, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы нахо­дясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от это­го взгляда, уйти в себя, другие напротив, любуются собой, де­монстрируют свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и дру­гих людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.

Таким образом, самосознание и отношение к другим нераз­рывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особеннос­ти становления самосознания ребенка и его личности в целом.

Вывод

В дошкольном возрасте начинают формироваться личност­ные механизмы поведения; складывается первичное соподчи­нение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое.

Воля и произвольность являются важнейшими личностны­ми новообразованиями дошкольного возраста. Развитие воли связано со становлением и оформлением мотивационной сфе­ры ребенка; развитие произвольности определяется форми­рованием осознанности и опосредованности своего поведе­ния. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе. Превращение культурных образцов действия в соб­ственные средства ребенка происходит в процессе приобще­ния, в котором взрослый передает смысл (мотив) и способ новой деятельности в их единстве.

В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности наиболее эффективно происходит в ролевой игре и в играх с правилом. Развивающий эффект игр с правилом обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником, и организатором игры.

В дошкольном возрасте возникают первичные этические инстанции: формируются моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, ин­тенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Межличностные отношения детей имеют определенную воз­растную динамику и проходят через три этапа. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстником и про­тивопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содей­ствие другому.

Самосознание ребенка и его отношение к другим разви­ваются в неразрывном единстве и основаны на двух началах: субъектном и объектном. Соотношение объектного и субъек­тного начала с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного нача­ла самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам.


Список используемой литературы

1 Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. – СПб.: Питер, 2009.

2 Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Гуманитар, 2008.

3 Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2010.

4 Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. – М.: «АКАДЕМИЯ», 2007.

5 Козлова С. А. Дошкольная педагогика – М.: РИОР, 2000.

6 Сорокоумова Е. А. Возрастная психология.- СПб.: Питер, 2009.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно