это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Проблема возникновения, стилей конфликтного поведения и эффективного разрешения конфликтов обладает огромной актуальностью в современном обществе. При этом интерес к данной теме проявляют не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги и все те, кто осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с людьми.
Социологи в первых своих исследованиях конфликтной проблематики представляли конфликт как патологию в функционировании общества, устройство которого виделось как стабильное и интегрированное. Следовательно, конфликт должен быть исключен из жизни общество как аномалия.
Основания современной конфликтологии были заложены авторами систематических описаний процессов борьбы и конфликта в обществе, Марксом и Зиммелем. Впервые появились основания в представлении о позитивных функциях конфликта, что дало начало так называемому конфликтному функционализму[1].
Маркс пишет о противоречиях и противостоянии частей социальной системы, о неизбежности борьбы, обреченности классового общества на противостояние. Зиммель уже вводит различение понятий борьбы и конфликта, рассматривая последний как переменную, интенсивность которой образует континуум с полюсами «конкуренция» и «борьба».
Продолжением работ Маркса и Зиммеля и концептуальной основой современной парадигмы конфликта стали исследования Дарендорфа и Козера. В этих работах произошло смещение акцента с теоретических описаний конфликта к практической работе с ними.
В современной конфликтологии конфликт признается в качестве закономерной, естественной характеристики социальных отношений, также раскрывается возможность протекания конфликтов в разных формах (не только в деструктивных, но и в конструктивных), утверждается принципиальная возможность управления конфликтами.
Конфликт – это распространенная черта общества, он неизбежен и должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческого взаимодействия. Конфликт нужно рассматривать вовсе не как аномалию, а явление, которое содержит в себе позитивные возможности. Конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию [1].
Конфликт, может быть, управляем таким образом, что его деструктивные последствия могут быть сведены к минимуму, а позитивные конструктивные возможности – к максимуму.
Для эффективного управления конфликтом необходимо изучить конкретные стратегии поведения, особенности взаимодействия и приемы, используемые людьми в конфликтной ситуации. В приложении (Приложение 1) реферата можно ознакомиться с Методикой диагностики стратегии поведения личности в конфликте К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus – столкновение)
В психологии под конфликтом как правило понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Трудности точной дефиниции конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием конфликтов [2].
В связи с этим были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта:
1) биполярность (носитель противоречия)
Подразумевается наличие в любом конфликте противостоящих тенденций. Идет ли речь о внутриличностном конфликте, межличностной или о межгрупповом – в любом случае в конфликте присутствуют две инстанции, противостоящие друг другу.
2) активность, направленная на преодоление противоречия;
Эта активность называется «столкновением», «несовместимостью», «противодействием» и т.д.
3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта)
Этот признак подчеркивает «социальность» конфликта, делая его «человеческим явлением», отличая, например, от борьбы в животном мире.
Существуют многочисленные типологии конфликта, однако раскрытие их всех не является одной из задач данной работы.
Необходимо отметить, что при учете последствий конфликта (для личности, группы) выделяют три важных функции конфликта: деструктивную, конструктивную и стабилизирующую.
Деструктивная функция, предполагает, что конфликтырасшатывают и разрушают установившиеся структуры, индивидуальные и групповые нормы, обесценивают ценностные ориентации, усиливают противоречия ситуации.
Конструктивные функция свидетельствует, что в конфликтах происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствование жизнедеятельности личности или функционированию организации.
Стабилизирующие конфликты также приводят к позитивным результатам, только не за счет перемен, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего.
Таким образом, конфликт – это противоречие между субъектами ситуации, которые проявляют активность, чтобы преодолеть это противоречие. Конфликт не всегда деструктивен, зачастую он выполняет конструктивную и стабилизующую функцию.
Очень важную роль в конфликтной взаимодействии и исходе конфликта играют те стратегии и стиль поведения, которые избирают субъекты конфликта, в следующем параграфе остановимся подробнее на таких стратегиях.
2. Стили конфликтного поведения
При возникновении конфликта универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Здоровый человек наделен стремлением к преодолению противоречий, возникающих как в его внутреннем мире, так и в пространстве его жизненной ситуации, включающей мир отношений со значимыми для него людьми.
Традиционные стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, различаются в зависимости от их ориентации на достижение своих собственных целей и / или ориентации на цели партнера. Эти стратегии можно считать признанными большинством конфликтологов, хотя разные авторы описывают их в различных терминах:
1. Доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость;
2. Уход (избегание, игнорирование);
3. Уступчивость (приспособление);
4. Сотрудничество (кооперация, интеграция);
Также часто к этому списку часто добавляют еще одну стратегию, хотя многими она рассматривается также и как вариант сотрудничества:
5. Компромисс
Доминирование является попыткой решить внутри- или межличностное противоречие с помощью подавления одной их сторон конфликта другой.
Избегание и уступчивость, хотя и имеют разное психологическое содержание, фактически направлены на уход от конфликтного взаимодействия.
Стратегии сотрудничество и компромисс, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения, интегрирующей противостоящие позиции, или компромисса, их примеряющего могут быть объединены собирательным понятием диалога.
Несмотря на то, что стратегии поведения в конфликте обычно изучаются и рассматриваются отдельно, однако нужно понимать, что конфликтное взаимодействие очень сложного явление, в процессе которого одна стратегия может сменяться другой и переходить друг в друга. Так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться «борьбой» сторон; напротив, неудачи «силового» решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта.
Для более глубокого анализа в конфликтном взаимодействии, разберем подробнее каждую из стратегий поведения.
Сравнивая диалог и давление на партнера как способы преодоления противоречий, нужно отметить, что в обоих случаях партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае доминирования участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга.
Т. Котарбинский описывает основную идею борьбы – «создавай трудности противнику». Стороны используют разнообразные приемы, цель которых победить либо сорвать возможность успешного противодействия со стороны противника, то есть не дать победить противнику. К таким приемам относятся: «разжигание конфликта между членами коллектива, против которого ведется борьба», метод «проволочек» (откладывание решения) и «метод угроз», приемов «захвата врасплох» и «заманивание в ловушку» [1].
На основании анализа литературы Э.А. Орлова и Л.Б. Филонов выделяют специфические механизмы влияния в конфликтной ситуации, как демонстрация усиления собственных ресурсов; выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые односторонние уступки); риск; принуждение; ложные маневры; дезинформация.
Н.М. Коряк различает два типа приемов психологического давления. Во-первых, это приемы использования в своих целях мотивов оппонента (материальная заинтересованность, мотивы продвижения по службе). Создание ситуации выбора между достижений его целей конфликте и удовлетворением мотивов – психологическое давление на партнера. Второй тип приемов основан на создании угрозы Я-концепции оппонента, его представлениям о себе. Психологическое давление в данном случае осуществляется путем манипулирования чувством страха (страх оказаться в унизительном положении), чувством неуверенности в себе, вины.
В трудовых коллективах выделяют такие приемы доминирования в конфликте как
· «психологическая редукция» (сведения возникшей конфликтной ситуации к «плохому характеру» участника, участников)
· противопоставление интересов работника с неподходящим поведением интересам всей группы, как следствие давление на него со стороны группы
· обвинение партнера по конфликту в преследовании «узколичных» интересов
· компрометация партнера
Все эти вербальные приемы «силового» воздействия на партнера являются типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации.
Конструктивным спор становится согласно работам Кратохвила: конкретность, вовлеченность, коммуникация (хорошая обратная связь), «честная игра» (не допускаются «удары ниже пояса») [1].
В исследованиях реакций человека на экстремальные обстоятельства приводится немало примеров своего рода «ступора», возникающего при сильном стрессе, и физического ухода от необходимости принятия решений.
Известны и широко описаны случаи, в которых, вместо активного принятия соответствующих мер, профессионально подготовленные люди либо впадали в «оцепенение» и пассивно ожидали действий других людей.
Уход от проблемы, которую создает конфликт, может иметь бессознательный и осознанный характер.
Бессознательный уход от возникающих у человека проблем серьезно описан в психоанализе. К защитным механизмам личности, обеспечивающим охрану психики, относят сублимацию, замещение, вытеснение, регрессию, проекцию, рационализацию и др.
Одной из ведущих психологических защит является вытеснение – вымещение из сознания в бессознательное какого-либо содержания и недопущение неосознаваемого влечения до осознания.
Более сложные поведенческие формы «ухода» описаны в психоанализе, например, такое явление «бегство в болезнь». Таким образом, человек в попытках избежать конфликт обретает какие-либо болезненных симптомов.
К. Хорни пишет о стремлении невротика к «компромиссным решениям», которые «менее удовлетворительны, чем решении нормального человека, и достигаются дорогой ценой для личности в целом», потому-то их часто называют «невротическими решениями» [1].
Механизм сознательного ухода является переинтерпретация возникшей проблемы таким образом, что она не воспринимается как конфликт, требующей решения. Данные механизмы описывается в когнитивном бихевиоризме.
Уступничество как уход от конфликта представляет собой пожертвованием только собственных интересов, в отличие от диалогичного стиля компромисса.
Уход от конфликта можно считать рациональным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника конфликтной ситуации, либо принеся ему успех без особых усилий, либо улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможности для решения ситуации.
Перейдем к рассмотрению наиболее конструктивных форм конфликтного поведения, отнесенных к так называемой стратегии диалога.
Компромисс – стиль взаимных уступок, взаимовыгодных сделок, частичное удовлетворение интересов сторон, поиск взаимоприемлемых решений.
В этой тактике большую роль могут сыграть переговоры, последние позволяют выяснить зоны согласия, точки соприкосновения интересов.
Этот стиль менее конструктивный, чем стиль сотрудничества, но тоже благоприятен. При использовании этого стиля обе стороны остаются на равных позициях, хотя и их интересы будут удовлетворены не полностью, а только частично. Этому стилю вполне соответствует пословица «лучше синица в руке, чем журавль в небе». Он будет наиболее приемлем для участников конфликта, когда остро стоит вопрос времени, а достигнуть согласия нужно быстро, без долгих размышлений и разговоров.
Стратегия сотрудничества наиболее конструктивна, так как она направлена на наиболее полное удовлетворение интересов обеих сторон.
Сотрудничество представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия [1, 5].
Сотрудничество всегда развивается на основе прошлого позитивного опыта участников, основанного на отсутствии разногласий в прошлом, либо их успешном преодолении.
Особенности общения при сотрудничестве:
· сохраняются неформальные компоненты, которые используются участниками для поддержания отношений;
· «противостоящая сторона» воспринимается как партнер;
· главный способ воздействия друг на друга – поиск решения, удовлетворяющего обе стороны использование аргументации и убеждения.
Сотрудничество – это диалог, где обе смысловые позиции получают равное право выражения.
Этот стиль наиболее способствует длительным взаимоотношениям и основан на уважении друг к другу. Если конфликты разрешать с помощью именно этого стиля, то личностная вовлеченность в отношения еще больше усилится, а значит, усилится и мотивация к совместному решению целей и задач в будущем.
У конфликтующих сторон есть и другие способы преодоления своих противоречий. Если между супругами, работодателем и работником или между страной X и страной Y возникают разногласия, они могут вступить в прямые переговоры друг с другом и начать договариваться. У них также есть возможность воспользоваться услугами третьей стороны – посредника, который станет вносить предложения, чем облегчит достижение договоренности. Кроме того, они могут прибегнуть и к арбитражу, т.е. вынести свои разногласия на суд того, кто изучит проблемы и найдет выход из затруднительной ситуации [2].
Несмотря на то, что стратегии поведения в конфликте обычно изучаются и рассматриваются отдельно, однако нужно понимать, что конфликтное взаимодействие очень сложного явление, в процессе которого одна стратегия может сменяться другой и переходить друг в друга. Так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться «борьбой» сторон; напротив, неудачи «силового» решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта.
В заключение нужно еще раз отметить, что конфликт – сложное динамическое явление, требующее комплексного подхода в его изучении и разрешения с учетом его многообразия, объективных и субъективных факторов.
Важнейшим фактором, «задающим» установку человека на тот или иной тип конфликтного взаимодействия с партнером, является прежний опыт их отношений. Установки участников конфликта, в свою очередь, начинают определять такие характеристики конфликта, как преследуемые цели, восприятие партнера по ситуации, «объем» предмета разногласий, характер взаимодействия с партнером, используемые средства воздействия на него.
На основе анализа отмеченных характеристик конкретных конфликтов можно выделить разные стили конфликтного поведения: доминирование, уход (избегание, уступничество), и диалог (компромиссность, сотрудничество).
Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода, а также могут менять на разных этапах конфликтной ситуации.
Сотрудничество как стратегия взаимодействия, где вторая сторона в конфликте воспринимается как партнер и идет поиск решения, максимально удовлетворяющее интересы каждого субъекта, признается социальными психологами наиболее конструктивной.
Любой психолог, занимающийся практической деятельностью, неизбежно сталкивается с ситуацией конфликта. Зачастую навыки посредничества необходимы для того, чтобы брать на себя функции регулирования отношений между людьми.
Список литературы
1. Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб.: Издательство «Питер», 2000 – 464 с.
2. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Издательство «Питер», 7-е издание, 2009 – 800 с.
3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.) Большой психологический словарь – «Прайм-Еврознак», 2003 – 672 с.
4. Никифоров Г.С. (ред.) Диагностика здоровья. Психологический практикум – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 950 с.
5. Основные стратегии поведения в конфликте. Гончаров М.http://www.ippnou.ru/article.php? idarticle=003296
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
профилактика развития сахарного диабета 2 типа (оценка основных...
Курсовая, медицина, сахарный диабет профилактика
Срок сдачи к 5 дек.
Тема: виды и функции проектирования сервисных услуг
Реферат, Проектирование процессами предоставления услуг
Срок сдачи к 7 нояб.
Коучинг для взаимодействия с семьями...
Другое, Дошкольное образование и воспитание
Срок сдачи к 6 нояб.
1. Предположите форму психопатологии по индивидуальному
Контрольная, Психология
Срок сдачи к 6 нояб.
Отчет или дневник по практике
Отчет по практике, Менеджер по продажам, менеджмент, торговое дело
Срок сдачи к 7 нояб.
Методические особенности преподавания скульптуры на уроках ИЗО посредством анималистического жанра
Диплом, Скульптура, педагогика, искусство
Срок сдачи к 30 нояб.
Тема : "легкий способ перестать откладывать дела на потом"- Нейл Фьоре
Доклад, Персональный Менеджмент государственного и муниципального служащего
Срок сдачи к 2 дек.
Тема: проектирование иформационных систем «Ресторан»
Курсовая, Разработка информационных систем
Срок сдачи к 10 дек.
Отчет по практике «Предоставление турагентских услуг»Описание...
Отчет по практике, туризм
Срок сдачи к 15 нояб.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!