Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Основы разработки психологического исследования

Тип Реферат
Предмет Психология
Просмотров
1241
Размер файла
26 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Основы разработки психологического исследования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Что понимается под психологическим исследованием

2. Этапы психологического исследования

3. Организационно-процедурные этапы исследования

4. Характеристика проблемы исследования

5. Цель и задачи исследования

6. гипотеза исследования

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Что понимается под психологическим исследованием

Исследование – это вид познавательной деятельности человека. Оно может быть стихийным и научным. Стихийное исследование ситуации непреднамеренно и служит удовлетворению естественного любопытства человека. Научное исследование организовано, ориентировано на получение истинного знания и является способом реализации этой цели в науке.

Научные исследования можно условно разделить на эмпирические и теоретические. Теоретическое исследование отличается от эмпирического ориентацией на получение достоверного, обобщенного и сопоставимого знания. Но выделение эмпирического и теоретического уровней в известной мере условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. По характеру решаемых задач и в зависимости от степени ориентации на практику исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование ориентировано на анализ психологических закономерностей и направлено на познание реальности без одновременной настроенности на получение практического эффекта от применения новых знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, предназначенного для решения конкретной практической задачи - выработки путей совершенствования объекта исследования.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Уникальное исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Каждое психологическое исследование на любом этапе развития психологии может быть реализовано в трех типах моделей: концептуальной, процедурной и эмпирической.

Концептуальная модель– это целостная система понятий, категорий и законов, раскрывающая теоретическую сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им. В конкретном психологическом исследовании основу концептуальной модели составляют теоретические положения и концепции (отсюда термин «концептуальная модель»), в рамках которых выдвигается гипотеза для разрешения поставленной научной проблемы.

Процедурная модельэто определенные правила, алгоритмы, методики и методы конкретной науки по получению и переработке информации.

В эмпирической моделикак целостной системе количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках реализуется степень правомерности концептуальной модели.

Основой развития психологии как науки являются концептуальные модели, на базе которых строятся процедурные и эмпирические модели.

Научное психологическое исследование предполагает осознанный выбор цели исследования и его средств (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Научное исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на использовании научного метода познания.


2.Этапы психологического исследования

Замысел исследования определяет его этапы, составляющие последовательность реализации замысла исследования. Обычно исследование состоит из трех основных этапов.

Первый этап – выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработка гипотезы исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование, этот этап предваряет оформление методики исследования.

На втором этапе работы происходит выбор методов и разработка методики исследования, проверка гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий, заключительный этап строится с ориентацией на внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.


3.Организационно-процедурные этапы исследования

Этапы психологического исследования – это комплекс процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Выделяются два вида этапов: этапы логического плана и организационно-процедурные этапы.

Этапы логического плана отражают последовательность выполнения стратегических задач исследования.

Организационно-процедурные этапы определяют ход выполнения тактических задач, взаимодействия с изучаемым объектом, действий с данными об изучаемом объекте. Все этапы имеют относительную временную последовательность, вместе с тем они могут чередоваться, обеспечивая непрерывность исследовательского процесса.

Этапы реализации логического плана исследования:

Проблемно-поисковый (сбор информации для описательных гипотез).

Аналитический (доказательство описательных гипотез).

Экспериментальный (доказательство гипотез о причинных зависимостях).

Конструктивно-практический (создание проекта – практических рекомендаций – по совершенствованию объекта).

Организационно-процедурные этапы исследования:

Подготовительный (разработка программы, методики, организационно-подготовительные работы).

Оперативный (сбор информации, консультации, экспериментирование)

Заключительный (обработка, анализ, обобщение информации, выработка рекомендаций, составление отчета).

Если рассматривать более детально, то можно отметить, что на подготовительном этапе обязательно проводятся следующие процедуры:

- Предварительное знакомство с объектом исследования, выявление его специфики;

- Разработка проекта программы психологического исследования. Сюда входят описание объекта, уточнение цели, основных задач, разработка общих и рабочих гипотез и т.д.

- Составление рабочего плана и графика работ;

- Корректировка проекта программы с участием заказчика;

- Разработка методики исследования. Сюда входят проектирование инструментария, пилотаж инструментария, уточнение состава технических средств, уточнение требований к исполнителям, составление инструкций, размножение инструментария;

- Построение выборки;

- Подготовка исследовательской группы;

- Составление сметы расходов, утверждение плана работ и сметы расходов.

На оперативном этапе осуществляются следующие процедуры:

- Организация условий выполнения работ в соответствии с методическими заданиями. Сюда также будут относиться подготовка помещений и технических средств;

- Составление графика проведения работ, составление наряд-заданий, их выдача исполнителям;

- Установление контакта с лицами, вошедшими в выборочную совокупность, знакомство, инструктаж их;

- Сбор первичной информации по заданной методике;

- Обработка аудиовизуальных технических записей;

- Контент-анализ открытых вопросов, дневниковых записей;

- Подготовка к сдаче методических документов;

- Контроль за ходом выполнения требований методики, за работой исполнителей.

Основные процедуры заключительного этапа:

- Сбор учетных материалов. Проверка их заполнения;

- Ручная обработка данных;

- Статистическая обработка данных;

- Логический анализ полученных данных;

- Уточнение объема выполненных задач;

- Построение проекта совершенствования объекта;

- Анализ и оценка эффективности выполнения научно-исследовательских работ;

- Составление итогового отчета;

- Предоставление отчета заказчику. Составление плана внедрения результатов исследования.


4.Характеристика проблемы исследования

Проблема исследования– форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области психологических явлений, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их устранение.

Проблема исследования находит конкретизацию в постановке теоретической и методологической проблем, что способствует достижению подлинно научного знания.

Теоретическая проблема – сформулированная нерешенная задача (проблема) в области познания (в области теории).

Методологическая проблема – сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе поиска и разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся.

Проблема исследования непосредственно связана с предметом исследования, но в то же время имеет и свою специфику. Проблема исследования является характеристикой некоторой проблемной ситуации, отражением противоречия между типичным состоянием предмета исследования в реальной практике и требованиями эффективного функционирования объекта исследования. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования, с выявлением причин обнаруживаемых противоречий, с разработкой системы мер, направленных на повышение эффективности и качества функционирования предмета исследования, с углублением теоретических представлений о предмете исследования. Например, когда предметом исследования являются способности, а объектом исследования – личность, проблемой исследования может стать формирование способностей, их становление и развитие и т.п.

Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Практически проблема исследования перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой психолог в процессе разрешения возникшей проблемы, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему.

5. Цель и задачи исследования

Целью исследования является модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур. Цель и задачи вытекают из предмета исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования, количество выдвигаемых задач обычно от двух до четырех.

Цель исследования зависит от направленности исследования, его теоретического, методического или прикладного характера.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного психологического исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах и условиях развития психологического объекта. Методически ориентированное исследование направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария. В качестве продуктивного результата прикладного исследования могут выступать прогноз развития объекта, программа его совершенствования, отдельные практические рекомендации. Таким результатом могут быть алгоритмы типового решения достаточно изученных психологических проблем. Результаты прикладного исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. В прикладном исследовании цель следует согласовать с заказчиком.

В задачах исследованияпроисходит детализация направлений реализации гипотезы и целей исследования. Задачи тесно связаны с конкретными требованиями, предъявляемыми к анализу и решению сформулированной теоретической проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования. Могут быть поставлены задачи достижения нового знания отдельных эмпирических фактов, воспроизведения системы факторов, их взаимосвязи, получения целостной картины изучаемого психического явления (процесса, состояния, образования, свойства) в виде модели или теоретической схемы. Задачи раскрывают содержание предмета исследования и согласуются с гипотезами. Есть общие задачи, ориентированные на решение центральной проблемы исследования, и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы, способов ее решения. Основные задачи реализуются с помощью комплекса вспомогательных задач, заданий и требований к этапам и процедурам исследования. Конкретное исследование, как правило, включает задачи числом от двух до четырех.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (как правило, этот анализ требует экспериментальных исследований).

Третья – со способами его преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. В этих целях изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение которых представляет собой «прыжок в неизвестность», новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.


7. Гипотеза исследования

Гипотеза исследования– это вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования. Гипотеза отражает структуру объекта, характер и сущности связей между его элементами, факторы, обусловливающие эти связи. Она является главным методологическим инструментом исследования. Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, выражают способ решения проблемы исследования и достижения его целей. Характер основных гипотез предполагает логику исследования; все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез.

В методологическом отношении гипотезы служат звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования. Они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение которых направлены задачи исследования. В этом плане гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Гипотезы помогают формулировать проблемы, цели, основные задачи; определить объект и предмет исследования; организовать процесс научного поиска; выбор методов исследования. Проверка гипотез осуществляется на основе выведения из них следствий с последующей эмпирической проверкой с помощью процедур операционализации, измерения, регистрации и анализа.

Гипотеза должна быть современной: ведь ее возникновение подготовлено, как правило, общей логикой развития науки, а подтверждение или опровержение стало возможным именно в данный момент времени. Она не может быть сведена к прогнозированию, так как включает отношение к не выявленному прошлому (историко-психологические гипотезы), непознанному настоящему и будущему (прогностические гипотезы).

К гипотезе предъявляются определенные требования:

Во-первых, она не должна состоять из большого количества предложений: как правило – одно, редко – два-три;

Во-вторых, в нее нельзя включать понятия и категории, неясные исследователю;

В-третьих, при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений (гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений);

В-четвертых, гипотеза должна иметь безупречное стилистическое оформление, простоту и логику изложения с соблюдением принципов преемственности;

Формирование гипотезы – сложный и мало исследованный процесс. Многое зависит от способностей психолога, таких его личностных качеств, как: творческое мышление, проблемное видение, интуиция, конструктивные и проектировочные умения. Все эти качества дают возможность исследователю обнаружить необходимые факты, обеспечить их полное изучение и на этой основе выявить несоответствие накопленного фактического материала существующим в науке объяснениям. Осознание этого несоответствия и приводит к возникновению основной идеи исследования, его замысла и средств осуществления, т.е. к оформлению гипотезы – обоснованного предположения о путях и результатах решения изучаемой проблемы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2001;

2. Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологические основы. – М., 2001;

3. Ядов В.А. Социологическиое исследование; методология, программы, методы. – М., 1987;

4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М., 1998.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно