Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Право человека на свободу передвижения в Российской Федерации

Тип Реферат
Предмет Государство и право
Просмотров
997
Размер файла
44 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Право человека на свободу передвижения в Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Основные положения

1.1 Понятие и признаки права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

1.2 Порядок реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

2. Порядок въезда и выезда из Российской Федерации

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложение А. Основания для снятия с регистрационного учета и ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения

Приложение Б.Виза


Ведение

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации», утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации»[1]. Международным сообществом принимаются меры к всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

Закрепление прав на свободу передвижения в конституционной норме имеет большое значение само по себе, но оно усиливается тем обстоятельством, что со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан, например право собственности и наследования, право на жилище, труд, свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.

Свобода передвижения и свобода выбора места жительства является одним из неотъемлемых элементов правового статуса личности в современном демократическом государстве. Однако задачи, которые решаются государством, нередко требуют ограничения этой свободы для достижения общесоциальных целей, таких как: борьба с преступностью, защита населения от неконтролируемой миграции, недопущение бесконтрольного разрастания городов-мегаполисов и др. Разрешение этого противоречия требует строгой правовой регламентации взаимоотношений государства и личности в этой сфере. Сегодня, как никогда актуальна проблема поиска правовых способов и средств, которые обеспечивали бы минимизацию ограничений свободы передвижения и свободы выбора места жительства с одной стороны, а с другой, позволили бы эффективно решать общесоциальные, экономические, политические и другие задачи.

Поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства, интеграция России в новое мировое сообщество, формирование в России рыночной экономики, правового государства и становление гражданского общества, а также стремление к достижению других демократических целей развития российского государства невозможно без создания оптимальных правовых условий обеспечения реализации конституционного права каждого на свободу передвижения.

Целью данной работы является дать понятие права человека на свободу передвижения, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения данного права.

В работе рассмотрены основные нормативные документы, регламентирующие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения:

1. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

2. Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Также использованы работы различных авторов, в которых в той или иной мере затрагивается поднимаемый вопрос.


1 Основные положения

1.1 Понятие и признаки права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде.

Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.[2]

В традиционном понимании право на свободу передвижения (freedom of movement) - право граждан свободно передвигаться внутри страны, менять место жительства, работы или выезжать за рубеж и возвращаться обратно.

Несмотря на то, что в юридической литературе широко используется данная правовая категория, общая теория права не дает четкой формулировки указанного правового термина. Неточности в определениях, установившихся в науке, приводят к плюрализму мнений о данном понятии в теории и к негативным последствиям на практике.

В теории право на свободу передвижения представляет собой сложное и комплексное образование, включающее в себя такие элементы, как «свобода», «свобода передвижения», «право на свободу». Несмотря на имеющееся, на первый взгляд, их сходство, каждое из рассматриваемых понятий имеет целый ряд различных трактовок.

Категории теории права, будучи предельно общими, в границах правоведения, выше понятий других юридических дисциплин не только по своему логическому уровню. Они обладают также особенностями, связанными с фундаментальным характером теоретических правовых знаний. Именно в правовых категориях зафиксирован общий итог научного познания объективной сущности права как общественного явления.

Постепенно, по мере развития права общая категория «свобода» прочно вошла в систему законодательства, регулирующего права и свободы. В частности, в ст. 4 Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. было определенно: «...свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть установлены только законом»[3]

В настоящее время понятие «свобода» широко используется в общетеоретической монографической литературе. Речь идет о свободе как о способе осуществления какого-либо действия в соответствии со своими интересами и целями. При этом, как правило, свобода рассматривается в тесном переплетении с правом.

Так, отмечают три правовых уровня свободы:

1) свобода воли как предпосылка юридических качеств субъекта права;

2) «негативная» свобода как статутное состояние человека;

3) позитивная свобода.

При этом считается, что свобода личности как основа самоорганизации населения и формирования гражданского общества может проявляться на разных уровнях и в различных качествах, формах своего бытия, предопределяющих, соответственно, широту, многогранность социально-правовых характеристик статуса человека и гражданина в обществе в целом.

Как видим, существует много различных мнений по поводу того, что такое свобода. Однозначно во всех отношениях нельзя раскрыть однозначно поскольку данное явление является слишком сложным

На основании изложенного можно дать следующее определение: свобода передвижения — это возможность передвигаться (перемещаться) в нужном направлении без определенных ограничений, используя в пределах допустимости, установленной законом, для осуществления задуманного, наиболее эффективные средства и пути.[4]

Исходя из этого определения, рассмотрим основные признаки данного юридического явления.

Первым является неограниченная возможность передвигаться в нужном направлении. Рассматриваемые действия, носят естественный и неотчуждаемый характер.

Вторым является свобода воли, предполагающая произвольность выбора. Воля не детерминирована чем-либо должным, здесь предполагается сфера действия произвола, свобода выбора. Воля свободна по отношению к казуальным связям и может их нарушать.

Третьим является специальная процедура реализации передвижения. Свое выражение она получила в том, что субъект для осуществления задуманного может использовать все возможные, либо наиболее эффективные средства. К таковым можно отнести автомобильный, морской, речной, гужевой, космический транспорт, а также пеший способ.

Четвертым выступает отсутствие определенных рамок ограничения. Индивид осуществляет данные действия в полной мере, и нет никаких преград, мешающих ему передвигаться в нужном направлении.

Пятым признаком предстает отсутствие государственных гарантий для других членов общества при осуществлении передвижения определенными субъектами.

Шестой признак характеризуется отсутствием у членов общества обязанности при передвижении не нарушать права и свободы других лиц.

В теории права различие прав и свобод личности проводится в зависимости от возможности их урегулирования государством. Считается, что, «предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободу, прежде всего, невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов .

1.2 Порядок реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Более подробно эти вопросы регулируются Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г. Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок. Закон устанавливает обязанность гражданина, прибывающего на новое место жительства, в течение 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказ гражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописка, которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением конституционной свободы выбора места жительства.[5]

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания ипо месту жительства в пределах России установлен Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ. Эти Правила подробно регламентируют права и обязанности граждан, связанные со свободой передвижения, места пребывания и жительства, окончательно исключая прописку и заменяя ее регистрационным учетом.

Однако на практике в ряде регионов Российской Федерации получила развитие регистрация гражданина по месту жительства при условии уплаты им установленного сбора, что является нарушением конституционного права на свободный выбор места жительства.

Вопрос о природе правил регистрации, предусмотренных в указанном постановлении Правительства РФ рассматривался Конституционным Судом РФ.

Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Такое положение согласуется с содержащимися в п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и других международных актах установлениями о праве каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в эту страну.[6]

Порядок реализации этого права установлен Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции от 24 июня 1999 г.). Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом. Он не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию, а выезд из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ Порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом "О Государственной границе Российской Федерации" и указанным Федеральным законом.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

• паспорт;

• дипломатический паспорт;

• служебный паспорт;

• паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел по месту жительства, Министерством иностранных дел РФ на территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской федерации. Федеральным законом от 18 июля 1998 г. установлено, что гражданам, находящимся на военной службе, деятельность которых связана с выполнением функций и задач за пределами РФ, паспорт выдается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, Паспорт оформляется соответствующим государственным органом в срок не более одного месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на пять лет. При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из Российской Федерации, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Закон строго регламентирует основания для отказа в выдаче заграничного паспорта. В первую очередь эти основания связаны с государственной тайной. Так, право на выезд может быть временного ограничено в случаях, если гражданин при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с федеральным законом.

В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством РФ. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

По другим основаниям право на выезд временно ограничивается, если гражданин:

• призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

• задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

• осужден за совершение преступления, до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

• уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

• сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, о решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.


2 Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию российские граждане осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории России. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим ФЗ.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию предъявить документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами ее территории, если иное не предусмотрено международным договором России.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Порядок выдачи российской визы определяется настоящим ФЗ и постановлениями Правительства РФ.(Приложение Б)

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым российские граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В названном законе определяется порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию ее граждан; порядок выезда российского гражданина из России. Паспорт оформляется в срок не более 1 месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на 5 лет. При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из России, срок оформления паспорта не должен превышать 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

В целях, предусмотренных Конвенцией об удостоверении личности моряков 1958 г. (Конвенция N 103 Международной организации труда), владелец паспорта моряка имеет право выезжать из Российской Федерации и въезжать в Россию любым видом транспорта в индивидуальном порядке или в составе группы при наличии надлежащим образом заверенной выписки из судовой роли.

В Законе (ст. 2) установлено, что гражданин России не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим ФЗ.

Гражданин России не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.

Выезд гражданина России из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и ее международными обязательствами.

В соответствии со ст. 15 Закона право российского гражданина на выезд из России может быть временно ограничено в случаях, если он (Приложение А):

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим ФЗ.

В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из России, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством РФ. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

2) в соответствии с российским законодательством призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из России, предусмотренных в ст. 15 настоящего ФЗ, орган внутренних дел выдает российскому гражданину уведомление, в котором указываются: основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.[7]

Решения об ограничении права на выезд из России граждан, осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне, а также граждан, допущенных к таким сведениям до вступления в силу настоящего ФЗ, обжалуются гражданами в Межведомственную комиссию, образуемую Правительством РФ, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ не позднее чем в 3-месячный срок.

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. утверждено Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации (СЗ РФ, 1997, N 12, ст. 1438).

Комиссия в пределах своей компетенции принимает обязательные для государственных органов и организаций решения о подтверждении действия временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из России или о снятии этого ограничения, о продлении срока ограничения в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", о выдаче российскому гражданину паспорта.

Решение Комиссии о выдаче гражданину Российской Федерации паспорта подлежит исполнению в месячный срок, если иной срок не установлен в самом решении.

При выявлении случаев необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан Комиссия направляет материалы руководителям соответствующих государственных органов и организаций или передает их в органы прокуратуры.

Статьей 19 названного закона предусмотрено, что военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ.

Законом (ст. 35) установлено, что должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из России и (или) въезд в Россию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нарушение права граждан на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в страну, в том числе и решение упомянутой Межведомственной комиссии, может быть в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" обжаловано в суд.

Некоторые положения, касающиеся свободы выезда из Российской Федерации, были оспорены в Конституционном Суде РФ и признаны им неконституционными. В их числе постановление Конституционного Суда от 15 января 1998 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 1, 3 ст. 8 ФЗ от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова.

Гражданин Российской Федерации А.Я. Аванов, имеющий постоянную прописку по месту жительства в Тбилиси (Республика Грузия), но фактически в течение многих лет проживающий в Москве, в 1996 г. обращался в Управление виз и регистраций Главного управления внутренних дел г. Москвы с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

По тем же основаниям Тверской межмуниципальный народный суд Центрального округа г. Москвы отказал в удовлетворении жалобы А.Я. Аванова, сославшись, в частности, на ст. 8 названного ФЗ. При этом суд указал, что А.Я. Аванов в соответствии с данной нормой вправе обращаться за выдачей заграничного паспорта лишь в уполномоченные органы - по месту жительства за пределами Российской Федерации, т.е. в Республике Грузия.

В постановлении по данному делу отмечается, что существующий прядок выдачи паспорта ограничивает конституционное право свободно выезжать за пределы Российской Федерации для лиц, не находящихся по тем или иным причинам по месту своего жительства, подтвержденному регистрацией. "Практически, - указывается в постановлении, - невозможным оказывается получение заграничного паспорта в России для граждан, постоянно проживающих за ее пределами, для вынужденных переселенцев, а также для всех граждан Российской Федерации, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребывания, которое может быть подтверждено регистрацией, либо вообще не обладающих жилым помещением.[8]

Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения.[9]

Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции (ч. 1, 2 ст. 19, ч. 2 ст. 27 положения ч. 1 ст. 8 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части, по существу препятствующей выдаче гражданину России заграничного паспорта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также положение ч. 3 той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче российскому гражданину, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в Российской Федерации. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. редакция ч. 1 и 3 ст. 8 названного закона изменена.


Заключение

право свобода передвижение

В статье 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Так, существовавшая с 1932 года прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993г. О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее.

До принятия российского закона, регламентирующего порядок реализации этого права, действовали нормы Закона бывшего Союза ССР от 20 мая 1991 г. О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР в той мере, в какой они не противоречили Конституции Российской Федерации и ее суверенитету. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и Въезда в Российскую Федерацию», по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу.

В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

На границах СССР был возведен «железный занавес». В последние годы существования Союза ССР положение несколько изменилось. Был разрешен выезд советских граждан на постоянное место жительства в Израиль. Однако правило о необходимости получить выездную визу, в которой могло быть отказано без каких-либо объяснений, привело к появлению достаточно многочисленной категории граждан, названных «отказниками».

Принятый в 1996 году Федеральный Закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном Законе. Это ограничение может быть осуществлено если гражданин:

1. имел доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2. призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу – до окончания этих служб;

3. задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4. осужден за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от него;

5. уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6. сообщил о себе заведомо ложные сведения – до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из России.

Решения об ограничении права на выезд из Российской Федерации граждан, осведомленных о сведениях особойважности или совершенно секретных сведениях, отнесенных и государственной тайне, а также граждан, допущенных к таким сведениям до вступления в силу настоящего Федерального закона, обжалуются гражданами в Межведомственную комиссию, образуемую Правительством РФ, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ не позднее чем в трехмесячный срок. Отказ гражданину в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд,

Существенной стороной права на выезд из Российской Федерации является право граждан беспрепятственно возвращаться в нее. Для лиц, имеющих российское гражданство, не требуется каких-либо въездных виз или разрешений. В случав утраты паспорта вне пределов РФ выезд осуществляется на основании свидетельства (постановление Правительства РФ в редакции от 23 сентября 1999 г,), Этим же постановлением утверждено Положение об оформлении приглашения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства


Глоссарий

Понятие Определение
123
1Беженецпо российскому законодательству прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства (на территории другого государства) вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку: расовой или национальной принадлежности; вероисповедания; языка; принадлежности к определенной социальной группе;политических убеждений (Закон РФ "О беженцах" от 19 февраля 1993 г.).
2Вид на жительство документ, выдаваемый иностранным гражданам или апатридам на право проживания в данном государстве;
3Визаотметка в паспорте, означающая специальное разрешение государства на въезд, выезд, проживание или проезд иностранца через его территорию. Выдается на определенный срок;
4Виза дипломатическаявиза, выдаваемая членам дипломатических представительств, делегатам на международные конференции и т.п. Означает, что к указанным лицам должно быть проявлено особое внимание и уважение со стороны пограничных и других властей государства, в которое они прибывают
5Гражданство Российской Федерацииустойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
6Двойное гражданствоналичие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства
7Единое гражданствоконституционный принцип гражданства РФ (закреплен в п. 1 ст. 6 Конституции РФ), означающий, что граждане республик в составе РФ одновременно являются гражданами РФ, и наоборот. Закрепление этого принципа создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан РФ, а также республик в ее составе, независимо от места их проживания или временного пребывания.
123
8Иностранный гражданинлицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства
9Лицо без гражданствалицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства
10Место пребываниягостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно
11Место жительстважилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) с изм. от 13.05.2004 N //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс» - Посл. обновление 10.11.2010.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс» - Посл. обновление 10.11.2010.

3. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.1993 N 5242-Iс изм. от 27.07.2010 //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс» - Посл. обновление 10.11.2010.

4. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ с изм. от 28.06.2009 //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс» - Посл. обновление 10.11.2010.

5. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ с изм. от 05.10.2010 //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс» - Посл. обновление 10.11.2010.

Научная литература

6. Амельчаков И.Ф. Российское гражданство. [Текст] / И.Ф. Амельчаков, И.Н.Зубов, В.Н.Калинин, В.Я. Кикоть, А.С.Прудников, Г.Ф.Скрипкин, В.И. Червонюк - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-383 с. - ISBN 978-5-238-01773-0.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. [Текст]/ М.В. Баглай - М.: Норма, 2009. – 800 с. - ISBN 978-5-91768-049-1.

8. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. [Текст]/ Н.В. Витрук - М.: Норма, 2008. – 448 с. - ISBN 978-5-468-00162-2.

9. Головистикова А.Н.Права человека. [Текст]/ А.Н. Головистикова, Л.Ю.Грудцына – М.: ЭКСМО, 2008. – 443 с.- ISBN: 978-5-699-15554-5.

10. Звягольский А.Ю. Конституционное (государственное) право России. [Текст]/ А.Ю. Звягольский, М.Б. Смоленский, И.В.Упоров – М.: Дашков и К Академцентр, 2009. – 416 с.- ISBN: 978-5-394-00201-4.

11. Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации. [Текст]/ М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский. Е.Е. Тонков – М.: Феникс, 2009. – 446 с.- ISBN: 978-5-222-15787-9.

12. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: Взаимная ответственность и конституционные обязанности. [Текст]/ Б.С. Эбзеев – М.: Норма, 2007. – 383 с.- ISBN: 978-5-468-00119-6.


Список сокращений

РФ – Российская Федерация

ГКРФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

ФЗ – Федеральный Закон.

НПА – нормативно правовой акт


Приложение А

Основания для снятия с регистрационного учета и ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительстваОснования ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
изменение места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;в пограничной полосе;
призыв на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;в закрытых военных городках;
осуждение к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;в закрытых административно-территориальных образованиях;
признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;в зонах экологического бедствия;
обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения судана отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение
смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

Приложение Б

Виза

Определениевыданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.
Виды

дипломатическая

служебная

обыкновенная: частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища.

транзитная

временно проживающего лица

Содержаниефамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в Российской Федерации, номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы.
Виза выдаетсядипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

[1]Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М.: Норма, 2008

[2]Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2009

[3]Головистикова А.Н.Права человека– М.: ЭКСМО, 2008

[4]Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М.: Норма, 2008

[5]Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Феникс, 2009.

[6]Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2009

[7]Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2009.

[8]Звягольский А.Ю. Конституционное (государственное) право России.– М.: Дашков и К Академцентр, 2009.

[9]Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Феникс, 2009.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно