Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

Тип Реферат
Предмет Психология
Просмотров
647
Размер файла
25 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

Введение

Для установления истины по уголовным делам органам правосудия необходимы доказательства – достоверно установленные факты, относящиеся к делу. Они могут содержаться в показаниях свидетелей, вещественных доказательствах, заключениях экспертов и других материалах.

Судебная экспертиза – особое процессуальное действие, строго регламентированное законом, целью которого является получения заключения эксперта. К экспертизе прибегают, когда для решения вопросов, возникших в ходе расследования или судебного разбирательства, возникает потребность в применении специальных знаний в определенной области науки, техники, искусства или ремесла.

При расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел возникает много вопросов психологического содержания. Для решения многих из этих вопросов вполне достаточно профессиональных знаний и опыта юристов. Но бывает, что встречаются и такие вопросы, правильное разрешение которых требует применения специальных познаний в психологии. Тогда проводится судебно-психологическая экспертиза.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность здорового человека. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

За последние десятилетия в нашей стране институт судебно-психологической экспертизы получил достаточное развитие. В настоящее время в ряде научных центров России следственные и судебные органы в состоянии получить квалифицированную психологическую помощь по самым различным направлениям судебно-психологической экспертизы.

Одно из таких направлений - это судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.

Объекты, признаки сексуального насилия.

Объектом данного вида экспертизы могут быть лица женского и мужского пола пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы, как правило, проводится в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших.

Одним из квалифицирующих признаков изнасилования (ст. 131 УК РФ) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) является использование виновным беспомощного состояния жертвы. Беспомощное состояние жертвы – это невозможность жертвы преступления понимать характер и значение совершаемых с нею действий или невозможность оказывать сопротивление виновному из-за своего физического или психического состояния: малолетнего возраста, физических недостатков, расстройств душевной деятельности или иного болезненного или бессознательного состояния.

Многие ученые предлагали различные варианты классификации причин , видов и форм беспомощного состояния потерпевших. Л.А. Андреева считает, что существует три вида беспомощного состояния. Я.М.Яковлев предложил принцип деления такого состояния на физическое и психическое. Наиболее полная характеристика форм беспомощного состояния дана Игнатовым А.Н.: 1) неспособность жертвы осознавать явления окружающей действительности; 2) неспособность правильно оценивать ситуацию и социальное значение происходящего; 3) отсутствие у потерпевшей способности выражать свою волю; 4) неспособность оказывать сопротивление ввиду физического состояния.

Поэтому в компетенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здоровой жертвы понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, в частности уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических особенностей и психического состояния в момент деликта.

Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть малолетний возраст или несовершеннолетие потерпевшей, сведения о ее «неправильном» или провоцирующим поведении. Также непоследовательность и противоречивость ее показаний, сведения о пассивном и неоднозначном поведении потерпевшей в отсутствии явного насилия и угроз со стороны виновного. Поскольку следователь не является специалистом по оценке психического здоровья, то при сомнениях относительно психической полноценности потерпевшей следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

На разрешение СПЭ рекомендуется ставить следующие вопросы:

Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий?

Учитывая возрастные особенности и уровень интеллектуального развития могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

В каком психическом состоянии находилась жертва до, во время и после совершения в отношении нее противоправных действий, какова динамика развития этих состояний?

Могла ли она, с учетом ответов на вышеперечисленные вопросы, оказывать сопротивление?

Способность понимать характер и значение совершаемых действий означает достижение потерпевшей такого уровня психического развития, который позволяет ей на основе своих знаний и опыта своевременно и правильно раскрыть истинные намерения преступника, оценить криминальность ситуации, понять нравственно-этическую сущность происходящего и его возможных последствий.

Исследователи разделяют категории «понимание характера» и «понимание значения». Понимание характера действий виновного подразумевает правильное отражение их содержательной стороны, основанного на информированности потерпевшей в вопросах пола: в существе сексуальных отношений между полами, в принятых формах их проявлений, в одобряемой общественной моралью времени начала половой жизни, в физиологии половых отношений, функциональных особенностей мужчины и женщины. Иными словами умение выделить, узнать в поведении человека противоположного пола сексуально окрашенные элементы.

Понимание значений действий виновного подразумевает способность улавливать внутреннее содержание ситуации, что означает умение разгадать истинные намерения виновного, соотнести их со своими намерениями. А также способность дать перспективную оценку развития ситуации, ее возможных последствий.

Способность понимать характер и значение происходящего предполагает достаточную сформированность высших психических образований личности – самосознания, способности к эмпатии, развитых критических и прогностических способностей и комммуникативных навыков. Уровень развития этих структтур зависит от интеллектуальных способностей, особенностей темперамента, черт характера. Решающее значение оказывают условия и стиль семейного воспитания.

Экспериментально-психологическое обследование, направленное на исследование вышеперечисленных свойств личности, позволяет выявить потенциальную способность потерпевшей понимать характер и значение совершаемых с нею противоправных действий.

В зависимости от уровня психического развития, тех или иных его особенностей возможно: непонимание потерпевшей ни характера, ни значения действий виновного; понимание характера, но непонимание значения действия виновного; понимание и характера и значения действий виновного. Первые два вывода означают и неспособность жертвы оказывать сопротивление, в последнем случае вопрос о способности сопротивления требует специального изучения.

Понимание характера и значений действий виновного на разных этапах психосексуального развития.

Возраст до 7 лет соответствует первому этапу психосексуального развития. В это время происходит формирование полового самосознания – складывается правильное представление о своей половой принадлежности, к 3-4 годам дети могут дифференцировать окружающих по внешним половым признакам. Затем появляется любопытство, направленное на половые органы, на поведение животных и людей с констатацией элементов сексуального взаимодействия, они спрашивают у взрослых о строении тела, деторождении, супружестве, играют «в семью», « в доктора». Игры могут сопровождаться раздеванием, демонстрацией и разглядыванием половых органов. Криминальную ситуацию в этом возрасте дети могут оценивать как игру или наказание. Будучи потерпевшими, они способны воспринимать лишь внешнюю, формальную сторону событий и не понимают ни характера, ни значения совершаемых с ними действий.

Возрастной период 7-13 лет соответствует второму этапу психосексуального развития. Стержневой характеристикой такого этапа является формирование стереотипа полоролевого поведения ребенка на основе его психофизиологических особенностей и стереотипов мужественности и женственности. господствующих в микросоциальном окружении. В это время около половины детей получают информацию о половом акте, не менее трети принимают участие в сексуальных играх с детьми противоположного пола. Наблюдается разделение детей по половому признаку, вырабатывается, дифференцируется и усваивается мужской и женский половой стереотип.

В зависимости от степени сформированности полоролевого поведения потерпевшего можно сделать вывод о его способности понимать характер и значение совершаемых с ним действий. Незавершенность формирования второго этапа приводит к выводу о способности такого потерпевшего понимать только характер, фактическую сторону совершаемых с ним действий, понимание значения действий виновного для жертвы недоступно.

Третий этап психосексуального развития характеризуется формированием психосексуальной ориентации и сопровождается последовательной сменой стадий платонического, эротического и физического влечения.

Сформированность первых двух этапов психосексуального развития потерпевшего и переход на третий этап чаще всего свидетельствует о его потенциальной способности понимать характер и значение совершаемых сним действий.

Важным этапом экспертного исследования является анализ ситуации совершения преступления. В зависимости от внезапности развития, новизны условий, сложности ситуации, личности виновного оказывается и возможность потерпевшего к осознаванию угрожающего характера ситуации и способность противостоять действиям виновного. Анализ ситуации деликта требует соотнесения поведения потерпевшего с его характерологическими особенностями. Если жертва в достаточной мере была способна к пониманию характера и значения совершаемых с нею действий, встает вопрос о способности оказывать сопротивление. Это во многом зависит от индивидуально-психологических свойств потерпевшего, типа и черт характера, особенностей эмоционального реагирования. Исследователи выделяют две группы, наиболее часто встречающиеся среди потерпевших: это потерпевшие астенического, психастенического, сензитивного типов характера, у которых преобладают тормозные реакции. Им свойственны такие общие черты, как боязливость, пугливость, подчиняемость, доверчивость, несамостоятельность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, низкая стрессоустойчивость, легкость эмоциональной дезорганизации мыслительной деятельности. В ситуации деликта для них характерно пассивное подчинение воле насильника, выполнение его требований, состояние страха и растерянности, лишающее их способности к активному сопротивлению, адекватному выбору верного поведения. При этом часто не сами агрессивные действия виновных, а только угрозы физической расправы парализуют волю таких потерпевших, они воспринимают их как весьма реальные. Отчасти это объясняется тем, что потерпевшим данной группы свойственна позитивная социальная направленность, жертвы положительно характеризуются в школе и раннее не подвергались избиениям, не испытывали физической боли от побоев.

Вторую группу составляют потерпевшие с чертами возбудимого, истероидного, неустойчивого типов характера. Их общими чертами являются возбудимость, впечатлительность, расторможенность, слабый волевой контроль поведения. Нередко им свойственны асоциальность, педагогическая запущенность, искаженное представление о морально-этических нормах, раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, раннее начало половой жизни. Эти потерпевшие иногда оказываются вовлеченными в преступление из-за собственного провоцирующего поведения, самонадеянности, переоценки собственных возможностей под влиянием импульсивных побуждений. Слабость сформированности волевого контроля поведения, прогностических способностей не позволяет им своевременно осознать подлинную опасность ситуации и предпринять необходимые меры. А когда положение становится критическим, воля таких потерпевших, способность сопротивляться оказываются сломленными активными и грубыми действиями виновного.

Для решения вопросов по данному виду психологической экспертизы от следствия требуется тщательный сбор материалов, отражающих поведение жертвы и виновного в момент деликта. В отсутствие прямых свидетелей преступления, что нередко встречается в такого рода делах, необходимо собрать максимум информации о поведении жертвы до преступления и после него, о состоянии потерпевшего, его внешнем виде, высказываниях непосредственно после деликта, при проведении первоначальных следственных действий, медицинского освидетельствования. Важно при этом помнить о дополнительном травмирующем воздействии этих процедур на психику потерпевшей и при необходимости прибегнуть к консультативной помощи психолога или специалиста антикризисной службы. При назначении экспертизы предпочтительно приглашение психолога-женщины.

Заключение

В целом следственная, судебная и экспертная практика показывают, что привлечения в сложных случаях квалифицированных психологов для проведения экспертизы по вопросам о способности несовершеннолетних потерпевших правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление может быть полезным, так как данные психологического исследования и его выводы используются работниками правоохранительных органов как доказательства наличия или отсутствия у потерпевших психически беспомощного состояния.

Литература

1. Коченов М. «Введение в судебно-психологическую экспертизу» - М., из-во МГУ, 1980 г.

2. Васильев В.Л. « Юридическая психология» - СПб, Питер, 2002 г.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно