это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра гуманитарно-психологических дисциплин
по дисциплине: Психодиагностика
на тему: «Исследование профессиональной направленности личности »
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил(а) студент(ка) 3 курса
направления педагогика
группы Пму-31-07
Шкинкина Л. В.
(ф.и.о.)
Курсовая работа защищена с оценкой _________________
«____»________________2009г.
ПОДОЛЬСК 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. Обзор литературы по проблеме профессиональной направленности личности 6
Глава 1. Общие проблемы формирования мировоззрения личности 6
Глава 2. Направленность личности и проблема
профессионального самоопределения молодого человека 14
ЧастьII. Исследование профессиональной направленности личности
учащихся девятых классов 22
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1. Краткая характеристика предметов труда и
примерыпрофессий. 36
Приложение 2. Краткая характеристика типов
профессиональной направленности личности. 38
Приложение 3. Краткое описание видов мотивации. 40
Приложение 4. Профориентационные методики. 41
ВВЕДЕНИЕ
Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.
Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, которое требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой наименьшего напряжения их в ходе обучения.
В процессе личностно ориентированного образования и профессионального самоопределения становится наиболее значимой диагностика. Она используется для оценки возможностей ученика, для решения пригодности какой-либо образовательной программы, для нацеливания обучения на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс его сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, В.А.Полякова, А.Д.Сазонова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.В.Ботяковой, А.Е.Голомштока, Л.А.Йовайши, Е.А.Климова, П.А.Шавира и др.
Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений, мотивов выбора профессии нашли отражение в работах М.А.Весны, А.Л.Михащенко, М.В.Ретивых, В.Л.Савиных, Б.А.Федоришина и ряда других.
В настоящее время многие подростки 14-17 лет уже делают свой первый профессиональный выбор, от которого может зависеть последующее их отношение к труду.
Актуальностьпроблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами и т. д. Все эти факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации личности для обеспечения возможности успешно справляться с вызванными таким образом «психическими перегрузками».
Рабочая гипотеза – общественные тенденции влияют на профессиональную направленность личности. Возрастание популярности творческих профессий способствуют росту художественной направленности среди учащихся девятых классов.
Цельюнастоящей работы является исследование профессиональной направленности старших школьников.
Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.
2. Провести подбор психологических и статистических методик
3. Провести исследование профессиональной направленности личности.
Объект исследования: учащиеся 9-х классов.
Предмет исследования: профессиональная направленность учащихся 9-х классов.
ЧАСТЬ II.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ
Старший школьный возраст – это период формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии, уровне образовательного роста. Это возраст активного формирования ценностных ориентиров и установок, когда растущему человеку очень важна помощь в осознании жизненных перспектив, в том числе образовательных.
Одним из видов оказания практической помощи учащимся в процессе профессионального самоопределения является психологическая диагностика. В связи с этим среди учеников 9-х классов (в количестве 46 человек) была проведена диагностика профессиональной направленности.
Цели диагностики профессиональной направленности:
- пробудить интерес подростка к проблеме самопознания, способствовать пониманию значимости, важности изучения себя и своих особенностей;
- помочь учащимся выявить свои склонности в профессиональной сфере, понятии своих индивидуально-личностных особенностей;
- предоставить некоторые обобщенные знания об индивидуальных особенностях человека, о профессионально-важных качествах.
Методы, используемые в диагностики профессиональной направленности
Диагностика профессиональной направленности учащихся 9-х классов проходила с помощью вопросников.
1. Для выявления склонности к работе с различными предметами труда использовался дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова в модификации А.А. Азбель (Грецов, Азбель, 2008).
Данная методика основана на классификации профессий по предмету труда. К основным предметам труда относятся: природа, техника, другие люди, знаковые системы, художественные образы, сам человек. Краткая характеристика предметов труда представлена в приложении 1.
В ходе заполнения вопросника, по каждому предмету труда набираются баллы, свидетельствующие о склонности к работе с ними. Выраженная склонность - 7-10 баллов, наличие склонности на среднем уровне - 4-6 баллов, склонность не выражена - 0-3 балла.
2. Для диагностики профессиональной направленности личности учащихся используется методика Дж. Голланда модифицированная А.А. Азбель (Грецов, Азбель, 2008). Данный вопросник позволяет выявить некоторые характеристики, присущие ученикам, и на основе этого отнести их к определенному типу профессиональной направленности. Характеристика типов профессиональной направленности представлена в приложении 2.
3. В профориентационном тестировании использовалась методика Чистяковой, позволяющей определить мотивы выбора профессии (Истратова, Эксакусто, 2006). Выделяют четыре типа мотивов профессионального выбора: внутренние индивидуальные, внутренние социально-значимые, внешние положительные, внешние отрицательные. Краткое описание типов мотивации представлено в приложении 3.
Все методики предлагались учащимся в форме самодиагностики, т.е. подросток не только заполняет вопросники, но и сам обрабатывает полученные результаты, делает первичные выводы. Роль педагога-психолога при этом – помочь интерпретировать полученные данные. Поэтому каждый учащийся, прошедший тестирование, получил «обратную связь» с обобщением своих результатов. Психолог предоставил школьникам информацию об их позитивных сторонах и особенностях, о преимуществах в отношении профессионального выбора. Кроме этого, ученикам приводились примеры профессий, наиболее соответствующих их профессиональной направленности.
Результаты диагностики профессиональной направленности
На рисунке 1 и в таблице 1 представлены обобщенные результаты диагностики склонности к работе с разными предметами труда.
Как видно из рисунка, большинство учащихся (почти половина) склонны к работе с таким предметом труда, как художественные образы. Вероятно, это связано с тем, что все большую популярность приобретают творческие профессии. Наиболее привлекательной и популярной среди молодежи является такая профессия, как дизайнер (по костюмам, по рекламе, по ландшафтам). Специалисты считают, что это одно из самых перспективных направлений.
Вторым по популярности является такой предмет труда, как техника. Это наиболее широкая группа профессий, а в последние годы - все более востребованная. Реальный сектор развивается бурными темпами и требует все больше квалифицированных специалистов. Спрос на «производственников» значительно превышает предложение. Можно также отметить популярность IТ-специалистов. Это совпадает с интересами современной молодежи – большое количество школьников привлекает работа на компьютере.
Современные школьники проявляют интерес к работе со знаковыми системами. Профессии этого типа также очень востребованы в обществе: спрос на экономистов, бухгалтеров, финансистов, аналитиков и т.д. остается высоким и, по прогнозам специалистов, будет продолжать расти.
На равном уровне представлена склонность учащихся к работе с природой и таким предметом труда, как сам человек. Квалифицированные специалисты в этих областях нужны всегда.
Менее всего проявляется склонность к работе с другими людьми. Возможно, это вызвано плачевным состоянием таких сфер, как образование и здравоохранение. Очень маленький процент учащихся отдает предпочтение этим областям. Кроме этого, в современном мири – «мире Интернета» и информационных технологий, все сложнее становиться непосредственное общение между людьми. В сфере обслуживания также наблюдаются серьезные изменения: в магазинах, аптеках и т.д. общение между клиентом и персоналом сведено до минимума. Однако сегодня очень востребованы специалисты в сферах гостиничного и ресторанного бизнеса.
Таблица 1. Обобщенные результаты диагностики склонности к работе с разными предметами труда
| № | Предметы труда | Кол-во человек и процент от числа опрошенных |
| 1 | Природа | 5 (10,90%) |
| 2 | Техника | 11 (23,90%) |
| 3 | Другие люди | 4 (8,70%) |
| 4 | Знаковые системы | 7 (15,20%) |
| 5 | Художественные образы | 21 (45,60%) |
| 6 | Сам человек | 5 (10,90%) |
Рисунок 1. Проявление склонности к работе с разнымипредметами труда у учащихся 9-х классов.
(Предметы труда: П – природа, Т – техника, ДЛ – другие люди, ЗН – знаковая система, ХО - художественный образ, СЧ – сам человек)
Суммирование долей превышает 100%, поскольку у некоторых учащихся склонности к работе с разными предметами труда имеют одинаковую выраженность.
Теперь обратимся к рисунку 2 и таблице 2, где представлены обобщенные результаты по диагностики типов профессиональной направленности учащихся.
Таблица 2 Обобщенные результаты диагностики типов профессиональной направленности учащихся 9-х классов
| № | Типы профессиональной направленности | Кол-во человек и процент от числа опрошенных |
| 1 | реалистический | 4 (8,70%) |
| 2 | интеллектуальный | 4 (8,70%) |
| 3 | социальный | 9 (19,60%) |
| 4 | конвенциональный | 12 (26,10%) |
| 5 | предприимчивый | 12 (26,10%) |
| 6 | художественный | 18 (39,10%) |
Рисунок 1. Профессиональная направленность учащихся 9-х классов
(Тип профессиональной направленности: Р – реалистический, И – интеллектуальный, С – социальный, К – конвенциональный, П – предприимчивый, Х – художественный).
Суммирование долей превышает 100%, поскольку некоторых учащихся в равной мере можно отнести к нескольким типам профессиональной направленности.
Как видно из рисунка 2, наибольший процент учащихся относится к художественному типу. Т.е. подросткам в большей степени свойственны такие качества личности, как оригинальность мышления, креативность, стремление к самовыражению. Вероятно, у большинства учащихся есть склонность к творческой деятельности.
Достаточно высокий процент учащихся, по результатам тестирования, можно отнести к конвенциональному и предприимчивому типам. Конвенциональный тип характеризуется следующими качествами: аккуратность, усидчивость, спокойствие и терпеливость. У подростков этого типа выражена способность к логической обработки информации и глубокому изучению вопросов. Людям конвенционального типа подходит работа с документами, текстами, цифрами, работа с четким кругом обязанностей.
Людям предприимчивого типа характерны такие черты и качества, как инициативность, ответственность, смелость, решительность, ориентация на активную преобразовательную деятельность. Представителям данного типа подойдет работа, требующая организаторских и лидерских способностей.
Некоторые учащиеся, прошедшие тестирование, относятся к социальному типу. Основными качествами людей этого типа являются: коммуникабельность, общительность, умение убеждать и объяснять.
Меньше всего школьников относятся к реалистичномуиинтеллектуальному типам. Реалистичный тип характеризуется стремлением к практической деятельности. Людям такого типа свойственны практический склад ума и исполнительность. Интеллектуальный тип, напротив, характеризуется стремлением к теоретической деятельности. Таким людям свойственны абстрактное и системное мышление, способность к анализу, стремление заниматься исследовательской деятельностью.
Таким образом, современные школьники больше тяготеют к руководящим профессиям, к творческой деятельности, а также к работе, связанной с информацией. Менее всего подростки хотят заниматься практической (производственной) и исследовательской деятельностью. Это вероятно связано с общественным мнением о престиже тех или иных профессий.
Обратимся к рисунку 3 и таблице 3, где представлены результаты диагностики мотивов выбора профессии.
Таблица 3 Результаты диагностики мотивов выбора профессии
| № | Мотивы выбора профессии | Кол-во человек и процент от числа опрошенных |
| 1 | внутренняя индивидуальная мотивация | 27 (58,70%) |
| 2 | внутренняя социальная мотивация | 14 (30,40%) |
| 3 | внешняя положительная мотивация | 9 (19,70%) |
| 4 | внешняя отрицательная мотивация | 2 (4,30%) |
Рисунок 3. Мотивы выбора профессии учащихся 9-х классов
(Мотивы выбора профессии: И – внутренняя индивидуальная мотивация, С – внутренняя социальная мотивация, + - внешняя положительная мотивация, - - внешняя отрицательная мотивация)
Суммирование долей превышает 100%, поскольку у некоторых учащихся в равной степени выражены разные мотивы профессионального выбора.
Наибольшему количеству учащихся свойственна внутренняя индивидуально значимая мотивация. Т.е., при выборе своей профессиональной деятельности они ориентируются, прежде всего, на свои склонности, способности, интересы и жизненные ценности.
Для достаточно большого процента школьников ведущей является внутренняя социально значимая мотивация. Т.е., главным при выборе профессии является желание приносить пользу обществу, значимость выбранной профессии для других людей.
Некоторые школьники при выборе профессии ориентируются на внешние проявления профессии (например, высокая заработная плата, хорошее географическое положение, возможность использовать профессиональные навыки вне работы). С одной стороны, это свидетельствует об ориентации подростков в мире профессий, но с другой, о недостаточном внимании к собственной личности, к своим качествам и способностям.
Не может не радовать, что очень маленькому проценту школьников свойственна внешняя отрицательная мотивация: ориентация на престиж профессии, на мнение друзей и родителей и т.д.
Выводы.
Итак, проведенное тестирование позволило выявить склонности школьников к работе с разными предметами труда, тип их профессиональной направленности, а также мотивы выбора профессии. Полученные результаты могут быть полезны учащимся не только при принятии решения о дальнейшей профессиональной деятельности, но и в самопознании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза о том, что общественные тенденции влияют на профессиональную направленность личности и возрастание популярности творческих профессий способствуют росту художественной направленности среди учащихся девятых классов, полностью подтвердилась
Иерархия потребностей личности и соответствующих им мотивов, по сути, выражает генеральную динамическую тенденцию – направленность личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Поэтому направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях. Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, которые образуют своеобразный стержень личности. В них то и проявляется направленность личности.
Б. Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь. В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая ею концепция жизни, ее смысл, согласно которой и выстраивается жизненный путь личности.
Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.
Итак, направленность – это система мотивов, определяющая направление деятельности человека и тенденции его поведения, определяющая его облик в социуме и равномерное развитие основных направленностей личности создает хорошие условия для формирования и строения гармонической личности, ориентирует активность человека в профессиональной сфере.
4.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
5.Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997, N5, с. 44-55.
6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
7.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1960.
8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1-6. - М., 1982-1984.
10. Габриял Мансур Талат. Самооценка как метод изучения личности. -- В кн.: Доклады конференции "Проблемы патопсихологии". - М., 1982.
11.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 - 52.
12.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
15.Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.
16.Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М., 1994.
17.Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 69 - 78.
18.Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 1981.
19.Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психол. Журн. 1983. Т.4. + 2. С. 59-63.
20. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974.
21.Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
22.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
23.Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997.
24.Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
25. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28 - 38., с. 38.
26. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
27. Профориентационный тренинг для старшеклассников « Твой выбор». Под ред. Афанасьевой Н.В. СПб.: Речь, 2007.
28.Справочник психолога средней школы. Под ред. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Ростов, 2006.
29. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 1988.
30. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
Приложение 1
Краткая характеристика предметов труда и примеры профессий
1. Природа (П). Такие профессии направлены на работу с объектами живой и неживой природы. Пример профессий: агроном, фермер, кинолог (профессиональный собаковод, дрессировщик собак), ветеринар, цветовод, микробиолог (специалист по микроорганизмам), пчеловод геолог, эколог. Для успешной работы с биологическими объектами важны интуиция, заботливость, инициативность и самостоятельность.
2. Техника (Т). Эти профессии, связанные с созданием, обслуживанием или эксплуатацией технических устройств. Примеры профессий: водитель, пилот, железнодорожный машинист, специалист по обслуживанию компьютерных сетей, инженер-технолог, «рабочие» профессии (токарь, слесарь, сварщик, станочник, крановщик и т. п.). Для достижения успеха в таких профессиях нужен технический склад ума, точность, склонность к конкретным действиям, а не к абстрактным размышлениям.
3. Другие люди (ДЛ). Это все те профессии, которые связаны преимущественно с общением между людьми, с их влиянием друг на друга. Например, это врач, менеджер, учитель, психолог, социальный работник, продавец, тренер. Для успешного овладения такими профессиями важно желать и уметь активно взаимодействовать с людьми, любить общаться.
4. Знаковые системы (ЗС). В этих профессиях преобладает работа со знаковыми системами (текстами, документами, различными базами данных, математическими выкладками и т. п.). Примеры таких профессий: переводчик письменного текста, программист, бухгалтер, экономист, корректор, делопроизводитель, эксперт-аналитик. Для такой работы важны пунктуальность, скрупулезность, усидчивость, аналитический склад ума.
5. Художественные образы (ХО). Деятельность таких профессионалов направлена на создание, совершенствование с помощью разнообразных изобразительных средств художественных образов. Здесь можно назвать такие профессии, как художник, скульптор, писатель, литературный редактор, режиссер, кинооператор, дизайнер, реставратор художественных произведений. Такие профессии подразумевают творческую работу.
6. Сам человек (СЧ). Это профессии, в которых основной труд сводится к самосовершенствованию и демонстрации того, что в итоге получается. Примеры таких профессий: спортсмен, каскадер, актер кино и театра, певец, фотомодель, цирковой артист. Для успеха в этих профессиях нужен очень высокий природный уровень задатков и способностей в соответствующей сфере, желание и готовность демонстрировать себя, работая «на публику».
Приложение 2
Краткая характеристика типов профессиональной направленности личности
1. Реалистичный тип (Р). Практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитает работу, дающую ощутимые результаты для себя и для других. Его не пугает физический труд, интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, сформированных двигательных умений и навыков. Такие люди хорошо умеют подчиняться и исполнять инструкции. Их сильная сторона — практическая исполнительность.
2. Интеллектуальный тип (И). Теоретик. Предпочитает заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Выбирает работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия; работу, требующую абстрактного мышления, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора. В подчинении работает хуже, чем самостоятельно. Их сильная сторона — способность проявлять творческий подход к решению различных проблем.
3. Социальный тип (С). «Коммуникатор». Любит работать с людьми и для людей, поэтому выбирает работу, связанную с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т. п. Интересна эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться. Их сильная сторона — умение убеждать, объяснять, влиять на поведение людей.
4. Конвенциональный тип (К). Таким людям нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Подходит работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей, она может быть связана с обработкой информации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Их сильные стороны — спокойствие, терпеливость, желание и способность к логической обработке информации и к глубокому изучению вопросов.
5. Предприимчивый тип (П). Организатор, такие люди ориентированы на активную преобразовательную деятельность, предпочитают работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рискованную, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать ответственность на себя. Их сильная сторона — лидерские качества, смелость и решительность в решении различных вопросов.
6. Художественный тип (Х)
Это «свободные художники». Таким людям подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения в ситуациях, где нет жесткого режима, формальностей. Им нравится работа, дающая простор фантазии, требующая развитого эстетического вкуса, творческих способностей (художественных, литературных, музыкальных). Их сильная сторона — оригинальность восприятия действительности, умение видеть жизнь не так, как все.
Приложение 3
Краткое описание видов мотивации
Преобладание внутренних индивидуально значимых мотивов (И) может говорить о том, что при выборе профессии человек в большей степени руководствуется своими склонностями, способностями, интересами, ценностями. (Например, человек выбирает профессию врача, потому что любит людей.)
Для людей с ведущей внутренней социально значимой мотивацией (С) главным при выборе профессии является желание приносить пользу обществу, значимость выбранной профессии для других людей.
К внешним положительным мотивам (+) можно отнести такие, как высокая оплата этой профессии, хорошее географическое положение (например, недалеко от дома или в центре Москвы), возможность использовать профессиональные навыки вне работы.
К внешним отрицательным мотивам (-) относятся такие, как ее престиж, выбор этой профессии друзьями или родителями.
Приложение 4
Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________
Класс _____________ Возраст ____________________ Дата заполнения __________________
Вопросник №1
Инструкция: Ниже предложены различные виды работ. Из каждой пары выберите наиболее предпочтительный вид работы и обведите (подчеркните) его номер.
| 1а | Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков | 1б | Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники |
| 2а | Спасать людей после аварий, землетрясений | 2б | Заверять документы, оформлять доверенности и договоры |
| 3а | Петь в музыкальной группе | 3б | Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов |
| 4а | Налаживать работу компьютеров, оборудования | 4б | Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его |
| 5а | Переводить научные тексты | 5б | Писать рассказы, сценарии, фельетоны |
| 6а | Тренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок | 6б | Разрабатывать мероприятия по охране редких растений |
| 7а | Ремонтировать оргтехнику: компьютеры, телефоны | 7б | Исправлять смысловые и стилистические ошибки в подготавливаемых для печати текстах |
| 8а | Заниматься флористикой, оформлять помещения цветами | 8б | Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды |
| 9а | Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда | 9б | Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера |
| 10а | Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т. п. | 10б | Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности |
| 11а | Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов и стран | 11б | Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу |
| 12а | Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах | 12б | Оказывать людям медицинскую помощь |
| 13а | Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т. д.) | 13б | Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме |
| 14а | Изучать генетику, выводить Новые сорта растений | 14б | Работать в фондах архивов, находить необходимые документы |
| 15а | Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора | 15б | Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера |
| 16а | Лечить кошек, собак, лошадей и пр. | 16б | Осуществлять сборку компьютеров |
| 17а | Искать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы | 17б | Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг |
| 18а | Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки | 18б | Тренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением |
| 19а | Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры | 19б | Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т. д. |
| 20а | Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя | 20б | Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы |
| 21а | Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку ксоревнованиям, турнирам, выступлениям | 21б | Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений |
| 22а | Строить дома по планам, делать разводку электричества в соответствии с проектом | 22б | Работать с финансовыми законами и кодексами |
| 23а | Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений | 23б | Анализировать молекулярный состав крови |
| 24а | Проектировать новое производственное оборудование, дома | 24б | Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест |
| 25а | Оттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх | 25б | Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование |
| 26а | Организовывать праздники, выступать в роли тамады | 26б | Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы |
| 27а | Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа | 27б | Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия |
| 28а | Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные | 28б | Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности |
| 29а | Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов | 29б | Создавать компьютерные программы |
| 30а | Консультировать людей в фитнес-зале, в бассейне, на спортивной площадке. | 30б | Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки |
Вопросник №2
Инструкция: В таблице приведены сгруппированные по парам специальности, из каждой пары надо выбрать одну, которой Вы отдаете предпочтение. Рядом со специальностью стоит ее код – цифра от 1 до 6, запишите код выбранной специальности в специально отведенный столбец.
| Ответ | ||
| 1 | Археолог (2) | Реставратор произведений искусств (6) |
| 2 | Специалист по связям с общественностью (3) | Страховой агент (4) |
| 3 | Нотариус (4) | Телеведущий (6) |
| 4 | Ученый-геолог (2) | Туристический агент (3) |
| 5 | Метеоролог (2) | Эксперт-оценщик имущества (4) |
| 6 | Фармацевт (1) | Архитектор (6) |
| 7 | Налоговый инспектор (4) | Директор по финансам (5) |
| 8 | Шеф-повар (1) | Офицер федеральной службы безопасности (4) |
| 9 | Начальник стройки (5) | Проектировщик домов (1) |
| 10 | Геолог-нефтяник (1) | Контролер качества технологического процесса (4) |
| 11 | Спасатель (3) | Дизайнер интерьеров (6) |
| 12 | Маркетолог (5) | Агент по недвижимости (3) |
| 13 | Тренер-инструктор (3) | Инженер мобильной связи (1) |
| 14 | Машинист электропоезда (1) | Логопед (3) |
| 15 | Студийный фотограф (6) | Лингвист-востоковед (2) |
| 16 | Искусствовед (2) | Преподаватель физико-математических наук (3) |
| 17 | Гид-переводчик (3) | Начальник отдела кадров (5) |
| 18 | Спортивный арбитр (4) | Веб-дизайнер (6) |
| 19 | Руководитель предприятия (5) | Обозреватель политических событий (6) |
| 20 | Редактор научной литературы (2) | Аудитор (4) |
| 21 | Врач-терапевт (3) | Командир воинской части (5) |
| 22 | Водолаз (1) | Бактериолог (2) |
| 23 | Ученый-экономист (2) | Директор супермаркета (5) |
| 24 | Инженер-конструктор (2) | Управляющий производством (5) |
| 25 | Поэт-переводчик (6) | Ученый в области геологии (2) |
| 26 | Судья (4) | Психоаналитик (3) |
| 27 | Инженер — испытатель двигателей (1) | Главный инженер по строительству (5) |
| 28 | Инструктор по фитнесу (3) | Журналист (6) |
| 29 | Ревизор (4) | Директор театра (5) |
| 30 | Травматолог (3) | Сотрудник ГИБДД (4) |
| 31 | Ученый-математик (2) | Авиадиспетчер (4) |
| 32 | Кинорежиссер (5) | Артист в шоу-бизнесе (6) |
| 33 | Дознаватель (3) | Водитель транспортного средства (1) |
| 34 | Инкассатор (4) | Специалист по ремонту автомобилей (1) |
| 35 | Педиатр (3) | Имиджмейкер (6) |
| 36 | Пожарный (1) | Комментатор соревнований (6) |
| 37 | Судовой электромеханик (1) | Штурман корабля (5) |
| 38 | Главный бухгалтер (4) | Капитан корабля (5) |
| 39 | Ди-джей (6) | Программист (4) |
| 40 | Хранитель музейных фондов (2) | Декан факультета (5) |
| 41 | Корреспондент (6) | Предприниматель (5) |
| 42 | Взрывотехник (1) | Каскадер (6) |
| 43 | Инженер садово-паркового хозяйства (1) | Научный сотрудник в области генетики (2) |
| 44 | Океанолог (2) | Врач-терапевт (3) |
| 45 | Авиационный механик (1) | Физик-ядерщик (2) |
Вопросник №3
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочитайте и оцените по 5-балльной шкале, в какой мере каждое из них влияет на выбор Вашей профессии (5 баллов – очень сильно влияет, 4 – сильно, 3 – средне, 2 - слабо, 1 – никак не влияет).
| № п/п | Утверждения | Оценка |
| 1. | Требует общения с разными людьми | |
| 2. | Нравится родителям | |
| 3. | Предполагает высокое чувство ответственности | |
| 4. | Требует переезда на новое место жительства | |
| 5. | Соответствует моим способностям | |
| 6. | Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием | |
| 7. | Дает возможность приносить пользу людям | |
| 8. | Способствует умственному и физическому развитию | |
| 9. | Является высокооплачиваемой | |
| 10. | Позволяет работать близко от дома | |
| 11. | Является престижной | |
| 12. | Дает возможности для роста профессионального мастерства | |
| 13. | Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах | |
| 14. | Позволяет реализовать способности к руководящей работе | |
| 15. | Является привлекательной | |
| 16. | Близка к любимому школьному предмету | |
| 17. | Позволяет сразу получить хороший результат труда для других | |
| 18. | Избрана моими друзьями | |
| 19. | Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | |
| 20. | Дает большие возможности проявить творчество |
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!