это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
ГОУ ВПО «Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева»
ИППУО
Психология познания
Реферат
«Развитие экспрессивной функции речи.
Речевое развитие от года до школьного возраста (1-7лет)»
Выполнил(а):Киверина Валентина Станиславовна
4 курс, Курагино, Психологическое образование
Содержание
Введение 1.Экспрессивная функция речи 2.Поэтапное развитие экспрессивной речи ребенка. 3.Развитие речи у ребенка на разных этапах развития
3.1. Период младенчества и кризис 1 года
3.2. Ранний возраст от 1 года до 3 лет 3.3 Дошкольный возраст от 3 до 7 лет.Заключение
Литература
Введение
Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи (Р. Заззо) считают серединой психического развития человека возраст трех лет.
Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми.
Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения.
1. Экспрессивная функция речи
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Экспрессивная речь – собственная речь.
Экспрессивная речь - это высказывание с помощью языка, которое начинается с замысла (программы), затем проходит внутреннюю стадию речи и только затем переходит в стадию внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).
Эмотивный слой языка представлен междометиями, которые представляют собой эквиваленты предложений («ай», «ох», «увы»). Важнейшие средства передачи эмоций - интонация и жесты.
Эта функция заметна: К.С. Станиславский, великий русский режиссер, при обучении актеров просил их передавать до 40 сообщений, произнося только одну фразу, например, «Сегодня вечером», «Пожар» и т.д. с тем, чтобы аудитория могла догадаться о какой ситуации идет речь.
Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда пятеро мастеровых содержательно поговорили, произнеся поочередно с разной интонацией одну и ту же нецензурную фразу.
Экспрессивная речь в решающей степени зависит от участка, описанногофранцузским антропологом и хирургом П. Брока. Этот участок находится в задней трети нижней лобной извилины слева (центр Брока, центр экспрессивной речи).Функционирование этого центра детерминировано как информацией, полученной от принятого речевого сигнала, так и внутренними побудительными причинами, мотивацией.Рассмотрим последовательность развития экспрессивной речи ребенка:
Крики - возникают с рождения самостоятельно. Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы). Лепет – многократное повторение цепочек слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу). Слова – переход к лепетным словам (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) происходит на фоне лепета. Словом считается любой звук, слог, звукоподражание, несущее смысловую нагрузку. Например, повторение слогов ма-ма-ма – это лепет, но то же сочетание слогов, обращенное маме, уже является словом. Рост экспрессивного словаря. В возрасте одного года у ребенка может быть от 3- 5 до 7- 9 слов. После появления первых слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. В это время дети учатся пользоваться имеющимся у них словарным запасом, сочетая слова с жестами и движениями. После полутора лет количество слов увеличивается, а ближе к двум годам появляются слова взрослого лексикона: ба или бака (собака) мами (возьми) мака, мая (маленькая), бо (большой). Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации. Например, «ка-ка» может означать качели (кач-кач), ворону (кар-кар), дождик (кап-кап). Кроме того, этим же звукосочетанием ребенок может назвать любую птицу (по ассоциации с вороной), зонтик (ассоциация с зонтом). Грамматический строй. Позже появляется словосочетаний из двух лексических единиц: «Ляля бах» - девочка упала, «папа у» – папа пилит, «дядя дрр» – дядя едет на машине. Дети используют также сочетание слова и жеста, например, чтобы указать отсутствие машины ребенок может сказать «дрр» и показать жест «нет».
2. Поэтапное развитие экспрессивной речи ребенка. Новорожденный младенец. Носите ребенка на руках. Не бойтесь избаловать малыша. Во время ухода за ребенком, привлекайте его внимание, разговаривайте с ним, пойте песенки, улыбайтесь. Помните, что на этом этапе ребенка привлекает плавная певучая речь. Время кормления – это время общения матери и младенца. Смотрите на малыша, а когда он посмотрите на вас – улыбнитесь ему, скажите что-то ласковое. Идеальным является грудное кормление по требованию, но и кормление из бутылочки, если оно правильно организовано принесет вам много чудесных минут полной близости с малышом. К концу первого месяца младенец уже реагирует на обращение к нему: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. От 2 до 3-4 месяцев. Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда, а, дождавшись, улыбнитесь малышу. Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая разные звуки, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки. Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи. Если ребенок отвел взгляд или даже отвернулся – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении. В этом возрасте очень важна правильная организация кормления. От 3/4 до 7/8 месяцев играйте с малышом, сидя лицом к лицу, для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть, и общаться с вами. Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени. Тормошите малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы. Имитируйте лепет младенца. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Наступило время, когда вы должны помочь ребенку связать слово с содержанием - развитие понимания речи. С 9/10 до 12/14 месяцев Двигательное развитие. В этом возрасте основное время бодрствования малыш должен проводить на полу. Побуждайте его передвигаться по комнате, привлекая интересными игрушками.Заключение
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям. В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью. Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих.
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику.
Старайтесь способствовать развитию понимания ребенком вашей речи и активному речевому подражанию. Обогащайте ваше с малышом речевое общение. Говорите понятные ребенку слова и сочетания слов, формируйте потребность в речевом общении. Специально создавайте ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт.
Потребность в общении со взрослыми и привязанность к ним способствует развитию речевых навыков. Обращайтесь к ребенку по имени, называйте его ласковыми словами, поощряйте вниманием лепет ребенка.
Литература:
1. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология / развитие ребенка от рождения до 17 лет». М., УРАО, 1998г.
2.Макацария А.Д., Кузнецова С.В., Большая энциклопедия Мама и малыш. М.: ОМЛА медиа групп, 2007.3. Щеглова Ю.В. 99 практических советов по развитию ребенка. М.: Феникс,2007.4.http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=29AA9F8E2E124151A3A7E7
6B0F439841
5. http://www.downsideup.org/forum/viewtopic.php?id=208
6. http://www.langust.ru/review/lang_h03.shtml
7. http://psyjournals.ru/articles/d8728.shtml
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Надо доделать практику, Сделать 1.протокол психодиагностических...
Отчет по практике, Психология педагогика
Срок сдачи к 17 февр.
Диплом на тему "Применение доктрины «снятие корпоративной вуали»"
Диплом, Гражданское и торговое право зарубежных стран
Срок сдачи к 30 мар.
Подбор насоса для судовой системы
Контрольная, Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов
Срок сдачи к 17 февр.
Введение 1 глава 1 исследование теоретических основ банковских...
Диплом, Банковское дело
Срок сдачи к 16 февр.
Тема: Организация самостоятельных занятий по физической культуре
Контрольная, физическая культура
Срок сдачи к 28 февр.
Написать аналитическую справку
Другое, Экономическая безопасность государственных закупок
Срок сдачи к 16 февр.
Курсовая на тему «экономика организации» по организации мурманэнергосбыт
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 3 мар.
Необходимо написать нир по теме вкр "реализация принципа обеспечения...
Другое, Юриспруденция
Срок сдачи к 19 февр.
Активы предприятия. Анализ их структуры и динамики
Курсовая, Сущность и необходимость АХД(анализ хоз.деятельности)
Срок сдачи к 21 февр.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!