Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности науки как специфической сферы деятельности человека

Тип Реферат
Предмет Философия
Просмотров
1204
Размер файла
21 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Особенности науки как специфической сферы деятельности человека

Министерство образования РФ

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Факультет Истории Искусства

Реферат на тему

"Наука. Особенности науки как специфической сферы деятельности человека ".

Работа выполнена:

студентом 1 курса дневного отделения ФИИ

Световой Светланой Сергеевной

Москва, 2003.

Наука. Особенности науки как специфической сферы деятельности человека

Стремление человека к познанию привело к возникновению различных видов знания. Определённые знания о мире и о человеке дают и миф, и искусство, и религия. Мы многое узнаём уже на уровне здравого смысла. Но существует специальный, существенно отличающийся от остальных вид познавательной деятельности – наука. Научное познание даёт наиболее объективное и обоснованное знание о природе, обществе и человеке. Существует множество разных наук, главные из которых – математика, логика, физика, биология – возникли ещё в древности в трудах Пифагора, Аристотеля, Архимеда, Фалеса и др.

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований. Науку отличает использование рациональных способов рассуждений и доказательств и существование признанных всеми результатов. Наука выполняет важнейшие социальные функции:

1. Познавательную, состоящую в эмпирическом описании и рациональном объяснении устройства мира и законов его развития.

2. Мировоззренческую, позволяющую человеку особыми методами выстроить целостную систему знаний о мире, рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии.

3. Прогностическую, позволяющую человеку с помощью средств науки не только объяснять и изменять окружающий мир, но и прогнозировать последствия этих изменений.

Термин "наука" употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических и практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин.

Целью науки является получение истинного знания о мире. Высшей формой научного знания является научная теория. Можно назвать много теорий, которые изменили представление человека о мире: теория Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна. Такие теории формируют научную картину мира, которая становится частью мировоззрения людей целой эпохи. Чтобы построить теории, учёные опираются на эксперимент. Особое развитие строгая экспериментальная наука получила в Новое время (начиная с ХVIII в.). Современная цивилизация во многом опирается на достижения и практические приложения науки.

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Концепция развития научного знания не всегда была одинаковой.

Древнейшие цивилизации накопили большие запасы знания, но оно имело рецептурный характер, т.е. было тесно вязано с конкретными практическими задачами. Раннегреческая философия перешла к выработке теорий, стремящихся объяснить принципы мироздания. Считалось, что история науки есть процесс накопления доказанных истин. Если наука суть знание доказанное, то главной проблемой эпистемологии становится проблема обоснования научного знания, а не генезиса. Недоказанные заблуждения должны быть исключены из науки. Таким образом, видно, что история науки представлялась неизменной и статичной. Вслед за Аристотелем философию науки развивали Бэкон, Коперник, Галилей, Ньютон. Как ни странно, современная наука считается наукой "галилеевского" типа.

Стандартную (т.е. современную) концепцию науки в основном разработали представители Венского кружка в первой трети ХХ века. Согласно этой концепции, мир рассматривается как существующий реально и независимо от познающего его субъекта, т.е. человека. Научное познание отличали от других форм познания использованием многочисленных и хорошо разработанных методов; а также тщательной проверкой результатов познания на практике, в эксперименте. Различают эмпирические и теоретические методы науки. Важнейшими эмпирическими методами является наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение в науке отличается от простого созерцания вещей и явлений. В наблюдении всегда ставится определённая цель и задача. Они стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы, позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооружённому глазу.

Измерение – это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Точное измерение играет большую роль в естественных и социальных науках (экономике, социологии).

Эксперимент – это специально сконструированная, "искусственная" ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определённые явления. В научном эксперименте часто используется весьма сложная аппаратура.

Эмпирические методы, во-первых, позволяют устанавливать факты, во-вторых, проверять истинность гипотез и теорий посредством их соотнесения с результатами наблюдений и установленными в эксперименте фактами.

Наука не останавливается на наблюдении и установлении фактов. Она стремится найти законы, которые связывают многочисленные факты. Чтобы установить эти законы, применяются теоретические методы. Это методы анализа и синтеза (обобщения) эмпирических фактов, методы выдвижения гипотез, методы рационального рассуждения, которые позволяют выводить одни знания из других. Наиболее известными, классическими теоретическими методами являются индукция и дедукция.

Индуктивный метод – это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов; это движение от частного к общему, от фактов к закону. Дедуктивный метод – это движение от общего к частному. Если у нас есть некий общий закон, то мы можем вывести из него более конкретные следствия.

Но лишь в математике мы можем вводить некоторые аксиомы и выводить из них теоремы, т.е. использовать чисто дедуктивный метод. В других науках не бывает аксиом, и законы, из которых выводятся следствия, обычно формулируются в виде гипотез. Поэтому в них используется гипотетико-дедуктивный метод. Суть его заключается в том, что сначала выдвигается пробная гипотеза, затем из неё выводятся следствия, а потом эти следствия сопоставляются с эмпирическими фактами. Если это сопоставление оказывается успешным, то такая гипотеза начинает рассматриваться как выражающая реальную закономерность. Важно подчеркнуть, что научные методы используются взаимосвязано. Такая форма знания называется гипотетико-дедуктивной моделью теории и используется в стандартной концепции научного знания.

Именно во время действия Венского кружка (1920-30-е гг.) были выведены такие свойства науки как:

1. Общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений.

2. Существование определённого строения науки и области фактов и обобщений, которые не могут быть реально оспариваемы. Они составляют лишь её часть, но само их существование и отличает науку от философии и религии.

3. Отход проявления индивидуального, личностного начала на второй план.

В середине ХХ века появляется ключевое учение Т. Куна, которое ввело в язык науки термины, считающиеся сейчас для него неотъемлемыми. Например, таким термином стало "научное сообщество". Научным сообществом называется совокупность лиц, обладающих необходимой компетенцией в данной области и участвующих в процессе выработки нового знания.

Однако главная разработка Куна – две модели развития науки. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид "социальной памяти человечества"; происходят "количественные" изменения. Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений – парадигм; происходят "качественные" изменения. Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит своеобразным эталоном мышления учёных в конкретный исторический период. Различают парадигму общенаучную (признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания) и парадигмы частных наук, составляющие теоретическую основу исследований в отдельных отраслях научного знания.

Таким образом, развитие науки принято рассматривать так. В науке существует определённая парадигма, вокруг которой консолидируется большинство учёных. Всё, что не укладывается в эту парадигму, называют аномалиями. Когда их накапливается слишком много, возникает новая теория, претендующая на смену старой парадигмы. Научное сообщество делится на новаторов, поддерживающих и разрабатывающих новую парадигму, и консерваторов, держащихся за старую. После некого периода эволюции науки снова наступает революционная ситуация и всё повторяется.

Относительно современной научной ситуации можно сказать следующее. Число качественно новых теоретических концепций стало расти гораздо быстрее, чем число новых экспериментальных данных. Постановка новых экспериментов требует предварительного глубокого теоретического анализа, который и определяет магистральные пути развития экспериментальной науки. В большинстве зрелых наук магистральное направление перестало быть парадигмой, одновременно развивается множество альтернативных концепций. Поэтому понятие научной революции не полностью характеризует понятие развития науки. Научное сообщество придерживается некоторых общих принципов своей деятельности:

1. Принцип причинности – признание и выявление причинно-следственных взаимосвязей при исследовании любого объекта научного анализа.

2. Принцип истинности научного знания – в науке истиной является соответствие полученных знаний содержанию объекта познания, насколько это возможно установить.

3. Принцип относительности – любое научное знание всегда относительно, т.к. ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени и вообще по человеческой природе.

Наука находится в сложной взаимосвязи с обществом. С одной стороны, наука подвергается воздействию со стороны общества через систему своеобразного "социального заказа" на разработку той или иной проблематики научных исследований. С другой стороны, она обладает относительной самостоятельностью от общества, развивается по своим внутренним законам.

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности, требующим от общества определённых материальных затрат, использования технических средств, рациональной организации и распределения ресурсов, квалифицированного планирования и управления.

Современная наука составляет важнейший компонент и движущую силу научно-технической революции. Научно-техническая революция создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших видов человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Мы живём в постиндустриальном обществе, где все экономические процессы стали намного более наукоёмкими, т.е. требующими использования данных научных исследований.


Библиография:

1. Лазаревич А. А. Научное знание в информационном обществе / Под ред. Героименко. – Минск: Навука i тэхнiка, 1993. – 99 с.

2. Философия: Учебник для студентов вузов / Под ред.: Губина, Сидориной, Филатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Тон – Остожье, 2000. – 697 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно