Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Философия жизни в трудах зарубежных философов

Тип Реферат
Предмет Философия
Просмотров
532
Размер файла
34 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Философия жизни в трудах зарубежных философов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Основные проблемы и категории …………………………………………….4

2. Понимающая психология Вильгельма Аильтея ……………………………. 7

3. Учение об интуиции Анри Бергсона ……………………………………… 10

4. Культурологическая концепция Освальда Шпенглера …………………… 13

Заключение ………………………………………………………………………17

Список использованной литературы …………………………………………..19

Введение

XX век стартовал в области философии направлением, ко­торое получило название «философии жизни» и которое столь безусловно доминировало в первой трети столетия, что сдела­лось предметом всеобщей интеллектуальной моды. В значи­тельной мере под влиянием бурно развивавшейся тогда биоло­гии (особенно дарвинистской ее ветви) понятия «жизнь», «жи­вое», «переживание» прочно вошли в общественное сознание, заполнили страницы научных, социологических, литературно- и искусствоведческих изданий, стали сердцем и душой многих интересных исканий и построений.

Философия, мучительно преодолевавшая к тому времени односторонность и ограниченность своей методолого-гносео-логической ориентации, остро нуждалась в новом ключевом понятии, способном стать центром кристаллизации новых ми­ровоззренческих построений. В подобных условиях биология оказалась мощным эвристическим началом в развитии философско-мировоззренческих исканий. При этом сами создатели философии жизни связывали с обращением к понятию «жизнь» надежды на преодоление тех противоречий и тупиков класси­ческой философской мысли, в которые их заводило игнориро­вание этой казалось бы, совершенно очевидной реальности.

1. Основные проблемы и категории

Философия жизни — направление, сложившееся во вто­рой половине XIX в. в Германии и Франции и существующее поныне. Оно начинается с философии Ф. Ницше и развивает­ся такими известными учеными, как В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель и многие другие философы. На­чальный толчок развитию философии жизни дало осмысле­ние идей А. Шопенгауэра, изложенных в его знаменитом со­чинении «Мир как воля и представление». В данной работе предпринималась попытка выйти за рамки панлогизма, клас­сического рационализма и культурно-исторического оптимиз­ма. Представления Шопенгауэра о воле как основе мира, о мире как представлении, о жизненной силе как детерминанте человеческого бытия оказали существенное влияние на ста­новление философии жизни.

Можно оказать, что для этого направления отправной точ­кой мышления были не бог, дух, идеи, но «действующий чело­век». В рамках данного направления была предпринята попыт­ка объяснить мир из человека, из особенностей его экзистен­ции и ценностных ориентации. Такая установка определила круг проблем, наиболее значимых для философии жизни: вопросы антропологии, культурологии, философское осмысление жизни в творчестве. Ведущими категориями данного направления являются «жизнь» и «воля», которые, фактически, заменяют собой категорию бытия. Жизнь трактуется как первичная ре­альность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Жизнь противостоит "нежизни", всему неорганическому, неразвивающемуся, застывшему.

Поскольку «жизнь» находится в постоянном движении и противоречии, наука не может быть эффективным средством ее познания. Наука и лежащий в ее основе рассудок пользуют­ся аналитическим методом, разлагающим явления жизни на отдельные части. Связи между предметами действительности наука в состоянии выяснить, а поэтому она может изменить мир в пользу человека. Но понять сущность мира наука, как и вообще разум, бессильны. Разум всегда ориентирован, он ста­вит цели, тогда как «жизнь» выше любой целесообразности. Поэтому на первое место в философии жизни выходят не ра­циональные, а интуитивные формы познания (интуиция, по­нимание, миф, формы символического, образного познания, например, искусство и пр.).

Поскольку такие явления, как интуиция, понимание, вжи­вание и др., протекают в сознании личности и не могут быть доступными каждому человеку, возникает проблема «аристократизации» познания. Но познание истины доступно каждому в процессе обучения. Человек реализует себя как личность в истории и культуре. Его творчество соответствует «жизни», он есть процесс и одновременно результат биологической и соци­альной приспособляемости. Человек живет в истории, но она не имеет объективных законов, а имеет судьбу, и человек име­ет судьбу. О. Шпенглер пишет, что общая история людей — это фикция. Культура и цивилизация всегда локальны, имеют свою судьбу. Они возникают, развиваются и рушатся. Цивили­зация и культура настолько своеобразны, что не может быть и речи о полном понимании и серьезном влиянии их друг на дру­га. Следовательно, каждая цивилизация и культура имеют свои ценности, которые меняются. Но есть ли такие ценности «жиз­ни», которые безотносительны к специфике культур? Да, есть. Например, Ф. Ницше утверждал, что эти ценности зафиксиро­ваны на этапе античной цивилизации в Древней Греции: стрем­ление к жизни, отсутствие страха смерти, желание быть силь­нее других, воля к власти, благородство и аристократизм духа — вот основные, новые установки и ценности философии жизни.

Философия жизни изначально была нацелена на критичес­кое переосмысление всей прошлой философии, исходя из при­мата жизни над истиной. При этом утверждалось, что как нет ни одной безусловно ценной истины, так нет и ни одной безус­ловно истинной ценности. Истина — лишь одно из средств, ступень в процессе актуализации ценностей, создаваемых на­шей волей. При таком понимании гносеология и онтология обретали смысл лишь в своей соподчиненности с этикой. Ин-теллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание — как специфическое проявление воли к власти. Ко­нечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь, которая в данном философском направле­нии трактуется как единственная цель воли. При этом идея прогресса, как идея совершенствования жизненных форм, от­вергается, заменяясь идеей воли к власти, понимаемой в том числе и как методологический принцип истолкования процес­сов становления жизни. Жизнь, являясь творческим процес­сом, бесконечно разрушает уже ставшее.

Специфика жизни, как бесконечно становящегося, исклю­чает возможность ее адекватного познания. Отсюда антисци­ентизм представителей философии жизни: научное знание трак­туется ими только как практически-утилитарное, рецептурно-целесообразное. Схватить суть жизни можно не при помощи логических рассуждений — понятий, категорий, рассудочной деятельности, а благодаря интуиции, символизации, иррацио­нальным прозрениям. Познать жизнь — значит не объяснить ее, а понять, почувствовать, погрузившись в ее становление и изменение. Разум, язык только скрывают истинное звучание жизни. Культура же, связанная с рациональным оформлени­ем жизненной стихии, требует, прежде всего, словесной фик­сации, и, следовательно, должна стать предметом критичес­кой философской рефлексии в первую очередь. Такая ориента­ция ставила в центр интересов данного направления вопросы культурного бытования языка, мифа, символа.

2. Понимающая психология Вильгельма Дильтея

Вильгельм Дильтей (1833—1911), немецкий историк куль­туры и философ, представитель «философии жизни», осново­положник понимающей психологии и школы «истории духа» (истории идей) в немецкой истории и культуре, определял жизнь прежде всего как культурно-исторический феномен. Человек и история — это не нечто разное, а сам человек и есть история, в которой и рассматривается сущность человека. Дильтей резко отделял мир природы от мира истории, выделяя два аспекта понятия «жизнь»: взаимодействие живых существ — это при­менительно к природе; взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени, — это примени­тельно к человеческому миру. Понимание жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, дру­гие («науки о духе») — жизнь людей. Дильтей доказывал само­стоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отно­шению к естественным.

Согласно Дильтею, постижение жизни, исходя из нее са­мой, — основная цель философии и других «наук о духе», пред­метом исследования которых является социальная действи­тельность во всей полноте своих форм и проявлений. Поэто­му главная задача гуманитарного познания — постижение це­лостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности. При этом Дильтей подчеркива­ет: невозможно абстрагироваться от того, что человек суть сознательное существо, а это значит, что при анализе челове­ческой деятельности нельзя исходить из тех же методологи­ческих принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды.

Для постижения жизни мыслитель предлагал использовать метод самонаблюдения и метод понимания («Природу мы объяс­няем, духовную жизнь мы понимаем»), как непосредственного постижения целостного переживания по поводу какого-либо объекта, и метод самонаблюдения. Трактуя культуру как уже ставшее, как застывшую жизнь, Дильтей начал разрабатывать метод герменевтики, который он определял как искусство по­нимания фиксированных проявлений жизни.

Философ выделяет два вида понимания: понимание соб­ственного внутреннего мира, достигаемое с помощью интро­спекции (самонаблюдения); понимание чужого мира — путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатии). Дильтей рассматривал способность к эмпатии как условие возможности понимания культурно-исторической реальности. Наиболее «сильная форма» постижения жизни, по его мнению, — это поэзия, ибо она «каким-то образом связана с переживаемым или понимаемым событием». Один из способов жизни — интуиция. Важными методами исторической науки Дильтей счи­тает биографию и автобиографию.

Из размышлений о жизни, по его мнению, возникает «жиз­ненный опыт». Отдельные события, порожденные столкнове­нием наших инстинктов и чувств в нас с окружающим и судь­бой вне нас, обобщаются в этом опыте в знания. Как челове­ческая природа остается всегда одной и той же, так и основные черты жизненного опыта представляют собой нечто, общее всем. При этом Дильтей отмечает, что научное мышление мо­жет проверить свои рассуждения, может точно формулировать и обосновывать свои положения. Другое дело — наше знание жизни: оно не может быть проверено, и точные формулы здесь невозможны.

Немецкий философ убежден, что не в мире, а в человеке философия должна искать «внутреннюю связь своих познаний». Жизнь, проживаемую людьми, — вот что, по его мнению, же­лает понять современный человек. При этом, во-первых, нуж­но стремиться к тому, чтобы объединить жизненные отноше­ния и основанный на них опыт «в одно стройное целое». Во-вторых, необходимо направить свое внимание на то, чтобы представить «полный противоречивый образ самой жизни» (жиз­ненность и закономерность, разум и произвол, ясность и зага­дочность и др.). В-третьих, исходить из того, что образ жизни «выступает из сменяющихся данных опыта жизни».

В связи с этими обстоятельствами Дильтей подчеркивает важную роль идеи (принципа) развития для постижения жиз­ни, ее проявлений и исторических форм. Философ отмечает, что учение о развитии по необходимости связано с познанием относительности всякой исторической формы жизни. Перед взором, охватывающим весь земной шар и все прошедшее, исчезает абсолютное значение какой бы то ни было отдельной формы жизни.

Развивая антитезу «наук о природе» и «наук о духе», Диль­тей видит опору в психологии, но не в «объяснительной», экс­периментальной, действующей рациональными методами и ис­пользующей понятие причинности, а в «понимающей» психо­логии, способной постичь «основную душевную связь» с помо­щью переживания.

3. Учение об интуиции Анри Бергсона

Анри Бергсон (1859—1941) — один из крупнейших пред­ставителей философии жизни и интуитивизма, Нобелевский лауреат по литературе. Почитатели ставили его в один ряд с Декартом и Кантом. Бергсон создал оригинальную философ­скую и этико-религиозную концепцию. Оставаясь в целом в пределах философии жизни, французский философ создает ди­намическую картину эволюции мира и человеческого сознания. В качестве подлинной реальности он рассматривает жизнь, под которой понимается целостность, коренным образом отличаю­щаяся как от материи, так и от сознания. Последние являются продуктами распада жизненного процесса. Жизнь не постижи­ма сознанием, разумом. Это — удел интуиции.

Интеллект имеет, по Бергсону, кинематографическую при­роду. Он делает моментальные снимки движения, которое по­том пытается воспроизвести, суммируя их. Но сумма состоя­ний покоя не может дать ничего большего, чем покой. Мы по­лучаем лишь имитацию мирового движения, а не образ того, чем оно является в действительности. Причиной того, что мир в аспекте становления обычно ускользает от нас, является прак­тическая природа нашего интеллекта. Человек является жи­вотным, производящим орудия труда. И «интеллект, рассмат­риваемый в его исходной точке, является способностью фабри­ковать искусственные предметы, в частности орудия для со­здания орудия, и бесконечно разнообразить их изготовление»[1]. А так как производство орудий труда имеет дело с мертвой материей, твердыми телами, то и наш интеллект ориентирует­ся легче всего в мире твердых тел. Он ясно представляет себе только прерывное, только неподвижное. Он не может мыслить истинную непрерывность, реальную подвижность, взаимную проникновенность, т. е. творческую эволюцию, которая и есть жизнь.

«Творческая эволюция» мира, его жизнь, длительность, ка­чественное становление ускользали бы от нас совершенно, если бы рядом с интеллектом не существовала бы интуиция — род интеллектуальной симпатии, путем которой субъекты позна­ния переносятся внутрь предметов. Интеллектуальное познание утилитарно. Оно дает картину мира, обеспечивающую наше повседневное бытие. Интуитивное познание — бескорыстно. Оно открывает нам мир таким, каков он сам по себе.

Интуиция действует через механизм восприятия. «Пони­мать», считает Бергсон, приходится тогда, когда уже нельзя «воспринимать». Обычное восприятие ухватывает мир в конту­рах нашего возможного действия на него, интуитивное — от­крывает нам мир, независимый от наших возможных действий. О том, что такое восприятие существует, свидетельствует ис­кусство, творцы которого видят сами и заставляют видеть дру­гих то, что естественным образом мы не замечаем. Интуициями живет и подлинная наука, и подлинная философия.

Носителями интуиции являются, по Бергсону, люди, у ко­торых природа забыла соединить способность воспринимать со способностью действовать, т. е. создала основную предпосыл­ку неутилитарности сознания. У этих людей в действие всту­пает механизм, более древний, чем интеллект. Это — инстинкт. Соотношение интеллекта и инстинкта, согласно учению Берг­сона, довольно сложно. Интеллект — знание формы, ин­стинкт — знание материи. Нет интеллекта, в котором не было бы следов инстинкта, но нет и инстинкта без проблеска интел­лекта. Однако интеллект больше нуждается в инстинкте, чем инстинкт в интеллекте. Обработка материи для фабрикации орудий предполагает высокую степень организации живого су­щества. Подняться на эту высоту можно было только на кры­льях инстинкта. В своей развитой форме интеллект определяет жизнедеятельность людей. Инстинкт — жизнедеятельность животных и, особенно, насекомых. Но в любом интеллекте существуют следы инстинкта. Этот след инстинкта в интел­лекте и есть интуиция, т. е. инстинкт, преобразованный интел­лектом в симпатию к предмету познания, позволяющую слиться в акте бескорыстного созерцания с качественной определенно­стью последнего, являющейся модификацией «чистой деятель­ности».

Как животный мир раздваивается на мир насекомых, в жиз­ни сообществ которых господствует инстинкт, и мир позвоноч­ных, в жизни высших представителей которых господствует интеллект, так и сообщества людей раздваиваются на «закры­тые» и «открытые». «Закрытое» сообщество стремится к само­сохранению и опирается на насилие и на подчинение авторитету. Для такого типа общества характерны статические мораль и религии, резко противопоставляющие «своих» и «чужих». На такие сообщества, враждующие друг с другом, раскалывалось и раскалывается современное человечество. Этот раскол пред­ставляется естественным состоянием человечества, неким им­перативом природы. Но во все времена существуют люди, про­возглашающие идеалы «открытого» общества, объемлющего все человечество, забывшего о разделении на «своих» и «чужих». Эти люди — святые, мистики. Они закладывают основы дина­мической морали и религии, главные принципы которых — любовь к человечеству, отказ от искусственных потребностей, от развития «тела» в ущерб «духу». В основе их религиозно-моральных прозрений лежит интуиция, которую можно назвать мистической. Прогресс человечества, по Бергсону, связан с де­ятельностью этих людей, с подготавливаемым ими переходом от закрытых сообществ к открытому обществу. Таким обра­зом, реальным содержанием мировой истории является борьба с императивами природы.

Учение Бергсона в свое время было охарактеризовано как революция в философии. Она оказала большое влияние на ин­теллектуальную атмосферу Европы. Ее воздействие испытали Тейяр де Шарден, Тойнби, Уайтхед и др. Бергсон пользовался значительной популярностью и в России. Его размышления о природе сознания, об условиях возможности открытого обще­ства не утратили интереса и в наши дни.

4. Культурологическая концепция Освальда Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880—1936) — последний классик фи­лософии жизни и один из основоположников современной фи­лософии культуры, предложивший миру, сразу после первой мировой войны, капитальный культурно-философский труд «За­кат Европы» как живой отклик на события «здесь и теперь». (Первый том был закончен к 1914 г., но вышел в 1918 г., второй том — в 1922 г.) Шпенглер взывает не к рассудку и не к разуму, к которым традиционно обращались философы-ака­демисты, но к эмоциональной, а потому отзывчивой сфере человека с целью мобилизации духа европейской культуры на осмысление апокалипсиса Европы. Такая нетрадиционность вполне естественно вытекала, во-первых, из мировоззренчес­ких установок Шпенглера, который в то время избегал каких бы то ни было отношений с представителями академической философии, не принимал и не признавал традиционные фи­лософские школы и направления. Во-вторых, эмоциональность самого Шпенглера, его непосредственные впечатления после нападения итальянской армии на Триполи в 1911 г., застави­ли задуматься и навеяли мысль о возможности мирового во­енного конфликта. Осмысление такой возможности приводит к переориентации первоначального политико-публицистичес­кого характера работы в русло историологии и философии культуры.

«Закат Европы» является выражением собственных взгля­дов Шпенглера на европоцентризм и панлогизм. Мыслитель развивает идею обособленности культурных образований, ра­ботая одновременно в рамках двух традиций — органицизма и иррационализма. Центральная идея органицизма состоит в ин­терпретации любого культурного явления, исторического про­цесса, события из жизни отдельно взятого человека как биоло­гического (органического), со всеми присущими живому при­знаками и закономерностями. Иррационализм, весьма попу­лярный в то время благодаря работам Ницше, исходил из по­сылки, что культурное явление или событие из личной жизни лежат за пределами рационального объяснения, недоступны мыслительному анализу.

Шпенглер реализует указанные традиции в анализе и объяс­нении явлений культуры. С одной стороны, он выстраивает концепцию морфологического органицизма, представляющего культуру как организм, обладающий своим строением (морфо­логией), с другой стороны, определяет основания культуры как до-рациональные, выражающиеся в глубинных символах (как это делал, например, Ф. Ницше, различая «дионисийскую» куль­туру, языческую и безличную, и «аполлонийскую», обострен­но-личностную).

Философ исходил из того, что развитие того или иного на­рода есть прежде всего развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный «культурно-исторический тип», непохожий на культурно-исторические типы других на­родов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг другу. Каждая культура своеобразна, уникальна, не­повторима и, по сути, замкнута в себе. Замкнутость и непрони­цаемость типов культур не дают возможности установить ка­кое-либо единство мировой истории. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеческого, равно как и единого ис­торического процесса.

В самом деле, пишет Шпенглер, до сих пор история пред­ставляла собою свод иллюстраций, в массе которых тонула це­лостная картина исторического бытия. При этом всегда зату­шевывался очевидный факт, о котором никто не потрудился задуматься: прикладные и точные науки не озабочены буду­щим, — они всегда имеют дело с готовыми пространственно обозримыми формами, не вдаваясь в смысл и символическое значение того или иного явления. Если предшествующая фи­лософия занималась поиском закономерностей истории, выяв­лением причин возникновения того или иного исторического явления, Шпенглер вплотную подходит к проблеме соотноше­ния истории и культуры. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, — писал философ, — держаться за которую можно только закрыв глаза на подавляющее коли­чество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования».

Когда культура умирает, «ее кровь свертывается», она засты­вает и становится похожей на засохшее дерево. Все это харак­теризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Последняя понимается как заключительная стадия развития соответствующей культуры. Шпенглер пишет, что цивилиза­ции следуют за культурой, как смерть за жизнью, как непод­вижность за развитием. По его мнению, переход от культуры к цивилизации в Европе и вообще на Западе начался в XIX и продолжается в XX в.

Культура, каким образом понимает ее Шпенглер, есть не что иное, как модель объяснения мира, средство описания струк­туры житейских отношений. Можно сказать, что культура, по его мнению, есть система допущений, принятых тем или иным социумом. Она являет собой гарант социального порядка, воп­лощающего на основе накопленного запаса наблюдений зако­ны здравого смысла необходимые нормы собственной жизни.

Благодаря анализу исторических форм жизнедеятельности людей различных эпох и географических мест, с помощью бе­зоговорочного введения в научный оборот понятия «культура», мыслитель заложил основы строительства исторически новой онтологии — онтологии культуры, или «философии жизни куль­туры»; «жизни-в-культуре», — скажут после Шпенглера и оп­ределят культуру как форму спецификации жизнедеятельнос­ти исторического человека.

История есть история человека и-человечества. Чтобы по­строить учение о человеческой истории, необходимо раскрыть, что такое история человека, следовательно, необходимо рас­смотреть, что такое человек с точки зрения его природы. Чело­век — это биологический «поток», чистый поток существова­ния, имеющий неповторимые черты. Последние и составляют природу человека, его суть, или сущность. Эта суть человека, его природа, не просто неповторима, но каждый раз особенная в различные периоды жизни, — идея, напоминающая Геракли­тов поток. И это не случайно: за десять лет до написания пер­вого тома «Заката Европы» Шпенглер защитил диссертацию о Гераклите, поэтому часто использовал гераклитовы образы и сравнения.

Природа человека, как считает Шпенглер, так же естествен­на, как природа муравья или бабочки. Природа человека «все­цело вырастает из органического чувства. Ее даже не создают. Она обладает такой же внутренней необходимостью, как рако­вина моллюска, как пчелиный улей, как птичьи гнезда, и каж­дая черта первоначальных обычаев и форм существования, брач­ной и семейной жизни, племенного распорядка». Природа всех живых организмов, от моллюска до человека, однотипна: все живое подчиняется единым закономерностям. Все многообра­зие живого является «оформлением» природного начала. Оче­видно, что под единой закономерностью Шпенглер подразуме­вает логос — принцип существования и развития органическо­го мира (логос — термин, который впервые был введен в фи­лософский язык Гераклитом).

Теория Шпенглера с момента ее обнародования и по сей день неоднозначно воспринята философами, учеными и дру­гими представителями интеллигенции. В частности, такие из­вестные русские философы, как Н. А. Бердяев, Ф. А. Степун, С. П. Франк и др., отдавая должное эрудиции и публицисти­ческому дару О. Шпенглера, указывали на принципиальную антинаучность его философского мышления, на то, что «его книга дышит полным презрением ко всем вопросам совре­менной научной философии, к вопросам методологии и тео­рии знания». Они подчеркивали, что мыслитель на место на­уки ставит «дух гадания и пророчества», указывали на бес­плодность его теории, которая, однако, имеет своих сторон­ников и продолжателей.

Заключение

Актуальность философии жизни как одного из ответвле­ний более широкого направления — иррационализма — была исторически обусловлена. Появление иррационалистических взглядов в философии явилось как бы ответом на кризис в на­учных методах познания, естествознания. В основе рационали­стического миропонимания лежало понятие материи как пер­воосновы всех вещей, и все процессы, происходящие в приро­де, объяснялись (точнее, могли бы быть объяснены) по есте­ственным законам. Материализм, выступая от лица науки, претендовал на роль окончательного «научного мировоззрения». И хотя на его основе возник также и диалектически материа­лизм, старательно не замеченный буржуазными критиками рационализма XIX в., но «кризис в физике» в этот период, хотя и давший последнему новые подтверждения, роковым обра­зом сказался на некоторых сторонах гносеологии естественно-исторического материализма этого времени.

В борьбе с материализмом «философы жизни» попытались использовать несводимость биологических явлений к законам классической механики. Понятие материи было заменено по­нятием «жизнь», «живая материя», которая в философском ис­толковании имеет значение психики, переживания. Рациональ­ные субъектно-объектные отношения заменяются субъектно-субъектными, человек начинает рассматриваться как субъект общения. Таким образом, философия жизни, как и иррациона­лизм вообще, противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический, в основе которого лежат уста­новки антропологизма.

Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок. Оно понимается и в биоло­гическом, и в космологическом, и в культурно-историческом планах. Философия жизни — это философское осмысление явления жизни в его феноменальной, онтологической данно­сти. Это анализ того, как сам факт существования жизни вли­яет на формирование онтологических схем и объяснений, ут­верждение различных познавательных моделей в их конкрет­ном историческом наполнении. Философия жизни была по­пыткой найти интегральные основания для поливариантной творческой реализации человечества, проявляющейся в раз­ных формах существования, в разных типах культурной са­мобытности.

К 50-м гг. XX в. философия жизни, дискредитировавшая себя откровенным иррационализмом и антинаучностью, теря­ет свое самостоятельное значение и влияние. Но она имеет важ­ное значение как составная часть современного иррационализ­ма и философии антропологии. Можно сказать, что проблемы, поднятые философией жизни, и решения, ею предложенные, актуальны до сих пор и требуют разностороннего переосмыс­ления.

Список использованной литературы

1. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Гардарики, 2005.

2. Дилътей В. Сущность философии. - М.: Владос, 2006.

3. История философии. - Ростов н/Д, Феникс, 2004. Гл. 5.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. - СПб.: Питер, 2006. Т. 4.

5. Современная западная философия. Словарь. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2007.

6. Сумерки богов. - М.: Знание, 2001.

7. Шпенглер О. Закат Европы. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.


[1]Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1988. С. 154


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно