Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Пенсионная реформа: социальный, финансовый и информационный аспекты

Тип Реферат
Предмет Экономика
Просмотров
1412
Размер файла
31 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Пенсионная реформа: социальный, финансовый и информационный аспекты

А.П. Колесник, профессор кафедры ММЭП, зам. председателя правления Пенсионного фонда России

Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчений

Конфуций, 551-479 гг. до н.э.

Правительством Российской Федерации в IV кв. 1997 г. дважды рассматривались варианты Программы пенсионной реформы в Российской Федерации и на заседании в декабре того же года принят умеренный вариант (далее Программа), предусматривающий эволюционные изменения с учетом развития демографической ситуации в стране [1]. Постановление по этому вопросу было подписано тог-даш-ним председателем Правительства РФ С.В. Кириенко 20 мая 1998 г. [2].

Программа пенсионной реформы

Исходя из роли пенсионной системы в обществе, принятую Правительством РФ Программу можно рассматривать с разных точек зрения, наиболее важные из которых - социальная и финансовая.

С социальной точки зрения существенные решения, содержащиеся в принятом варианте Программы, заключаются в следующем:

сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами за предыдущие периоды (до реализации Программы);

поддержание приемлемого для общества уровня пенсий и тарифов страховых взносов;

установление более справедливых правил определения размера пенсий при их назначении;

усиление заинтересованности граждан в контроле за финансированием пенсий, в том числе и за уплатой страховых взносов;

более активное привлечение объединений работающих для решения принципиальных вопросов профессионального пенсионного обеспечения.

С финансовой точки зрения основными задачами, предусмотренными в Программе, являются:

привлечение дополнительных финансовых источников для финансирования пенсионной системы;

изменение отношений участников пенсионной системы (работающие, работодатели, пенсионеры, государство) таким образом, чтобы новые отношения поддерживали ее эффективную работу, в частности не допускали образования просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (на начало 1999 г. просроченная задолженность всех плательщиков, накопленная ими с начала 90-х годов, превысила 100 млрд руб.).

Привлечение дополнительных финансовых источников для финансирования пенсионной системы предполагается осуществлять путем более активного участия отраслей в финансировании пенсий для лиц, работавших в отрасли (создание профессиональных пенсионных систем), а также путем использования инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке по размещению пенсионных резервов.

Часто встречающийся при обсуждении Программы вопрос заключается в следующем: не будет ли более целесообразным подождать с реформированием в пенсионной сфере до стабилизации в экономике или до ощутимого экономического роста?

Рассмотрим этот вопрос, исходя из устойчивой самоподдерживающейся тенденции [3], имеющей место в настоящее время в системе пенсионного обеспечения. Эта тенденция ведет к выравниванию размеров пенсий (снижению дифференциации). Она образовалась в России (как и в других государствах на территории бывшего СССР) с начала 90-х годов в результате скачкообразного повышения стоимости жизни. Смысл ее иллюстрируется следующей схемой, характеризующей самоподдерживающийся процесс.

Суть данного процесса заключается в следующем.

Законодательная и исполнительная власти вполне обоснованно стремятся не допустить снижения минимального размера пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. При имеющей место нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит в конечном итоге к их перераспределению от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии от продолжительности трудового стажа и среднего заработка человека, выходящего на пенсию (от суммы уплаченных пенсионных страховых взносов размер пенсии для наемных работников вообще не зависит). Это еще больше снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. Работающие считают несправедливым назначение практически равных пенсий при неравном трудовом вкладе каждого. В результате усугубляется положение дел с уплатой страховых взносов в бюджет пенсионной системы, ее финансовое состояние ухудшается и цикл повторяется [4].

Замкнутый круг (самоподдерживающуюся тенденцию) можно разорвать двумя способами:

существенно улучшить наполнение пенсионного бюджета за счет других источников;

сформировать противоположную тенденцию путем создания у работающих заинтересованности в участии в государственной пенсионной системе.

Понятно, что более реалистичен второй способ. Для этого в Программе пенсионной реформы предусмотрен ряд мер, в частности использование условно-накопительного метода исчисления пенсий, индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав, включая уплаченные страховые взносы.

В анализе рассмотренной тенденции уже содержится ответ на вопрос, надо ли начинать реформу, не дожидаясь экономического роста: сама эта реформа станет одним из факторов роста за счет мотиваций к труду в официальном секторе экономики.

Информационная основа реформ - индивидуальный (персонифицированный) учет

Прежде всего можно констатировать, что индивидуальный учет (принятие соответствующего федерального закона, пилотный проект и внедрение учета на территории страны) был начат своевременно [5], поскольку он (учет) будет необходим при реализации каждого раздела программы: назначение пенсий по принципу условно-накопительных счетов уже может использовать сведения индивидуального учета; учет на индивидуальных лицевых счетах взносов в профессиональные пенсионные системы и инвестиционного дохода предстоит реализовать, но это касается в основном изменений программного обеспечения в условиях уже работающей технологии.

О необходимости ускорения внедрения системы персонифицированного учета как базового элемента реформирования государственной пенсионной системы было ука-за-но в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. "Порядок во власти - порядок в стране / О положении в стране и основ-ных направлениях политики Российской Федерации)", в котором определено, что персони-фи-цированный учет в системе государственного пенсионного страхования к 2000 г. должен охватить все население и обеспечить возможность определения размера пенсии в зависимости от трудового вклада каждого конкретного человека.

В соответствии с посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. "Общими силами - к подъему России / О положении в стра-не и основных направлениях политики Российской Федерации" в 1998 г. предусматривалось охватить всю страну сетью персонифицированного учета, определить роль накопительного элемента в пенсионной системе.

С 1 января 1997 г. органы Пенсионного фонда РФ работают над реализацией фе-дерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персо-ни-фицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в 1996 г. в пяти регионах России осуществлялся пилотный проект). Необходимые работы проводятся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мар-та 1997 г. № 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования"; этим поста-новлением определены организационные меры, обеспечивающие как со сторо-ны Пен-сионного фонда, так и федеральных органов исполнительной власти и соответ-ствующих органов субъектов Российской Федерации выполнение в полном объеме федерального закона о персонифицированном учете, а также утверждена Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета сведений о заработке (воз-награждении, доходе), на который начисляются страховые взносы, и трудовом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

Сроки введения персонифицированного учета предусмотрены утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360 среднесрочной про-граммой "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 го-дах", согласно которой ежегодно, начиная с 1997 г., персонифицированным учетом в системе государственного пенсионного страхования должно быть охвачено не менее 20 млн работающих граждан.

На начало мая 1999 г. в процесс регистрации в системе государственного пенсионного страхования было включено более 47 млн граждан, работающих по найму, и самозанятого населения в 64 субъектах России (по состоянию на июнь 1998 г. эта цифра составляла 26 млн человек).

В целях организации обработки информации по индивидуальному (персонифицированному) учету распоряжением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. №796-р при Пенсионном фонде создан Информационный центр персонифицированного учета.

Работы по внедрению системы персонифицированного учета территориальными органами ПФР осуществляются в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти всех уровней.По вопросам реализации федерального закона о персонифицированном учете Пенсионным фондом подписаны соглашения о сотрудничестве с Федерацией независимых профсоюзов России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Координационным советом объединения работодателей. На местах аналогичные соглашения подписаны региональными отделениями ПФР с членскими организациями ФНПР, региональными союзами и ассоциациями промышленников и предпринимателей, крестьянских и фермерских хозяйств.

Ход внедрения персонифицированного учета показал, что уже на начальном этапе подтверждается его положительное влияние на контроль за уплатой страховых взносов работодателями. В регионах, в которых в 1997 г. проводилась начальная регистрация застрахованных лиц, часть плательщиков страховых взносов, у которых ранее не было движения средств по счетам, начали отражать в бухгалтерской отчетности реальную хозяйственную деятельность и официально выплачивать заработную плату работникам, так как осознали, что ее отсутствие может отрицательно сказаться на будущей пенсии. Более активной стала регистрация самозанятого населения. Система персонифицированного учета позволяет более достоверно определять фонд оплаты труда плательщиков.

Внедрение персонифицированного учета в регионах показало следующие положительные результаты.

Четко прослеживается тенденция увеличения плательщиков страховых взносов, повышение их исполнительской дисциплины по расчетам с ПФР. Так, в Псковской области поступление страховых взносов в 1997 г. по сравнению с 1996 г. возросло на 18 %, при этом поступления от предпринимателей за этот же период возросли в 3,6 раза. Только по г. Пскову в результате анализа представленных индивидуальных сведений о заработке застрахованных лиц за 1997 г. было доначислено 320 млн руб. в старом исчислении (это составило 38% суммы ежемесячной выплаты пенсий по одному из районов области).

В Самарской области число плательщиков страховых взносов в течение 1997 г. возросло с 114 260 до 138 878 (увеличение на 17,7%), в том числе граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью - с 64 240 до 80 695 (увеличение на 20,4%). Это способствовало увеличению на девять пунктов процента сбора страховых взносов в области в 1997 г.

Выступая 12 мая 1998 г. в Государственной Думе на парламентских слушаниях по теме: "Реформа системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации", заместитель главы администрации Тверской области А.Н. Головкин сообщил, что в связи с внедрением системы персонифицированного учета сбор страховых взносов на пенсионное обеспечение увеличивался в области ежемесячно на 25-30 млрд руб. в старом исчислении.

Работающим населением положительно воспринято введение персонифицированного учета, поскольку он позволяет создать систему защиты пенсионных прав работающих и гарантирует сохранение соответствующих сведений до выхода каждого на пенсию, то есть у населения сформировались определенные позитивные ожидания, связанные с новым пенсионным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ в статьи 96 и 102 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" внесены изменения и дополнения, предусматривающие установление трудового стажа и среднемесячного заработка для назначения пенсии после регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. С введением в действие этого закона будут исключены имеющие место в настоящее время случаи использования фиктивных документов (в течение последних лет количество справок о заработке, в которых при проверках ПФР обнаружены неверные данные, в среднем по России ежеквартально составляет 9-12% от числа проверенных).

Профессиональные пенсионные системы (ППС) - важный структурный элемент пенсионной системы государства

Если хотеть реального создания ППС и принятия соответствующих законов, нельзя определять эти системы как механизм перекладывания на работодателей проблемы финансирования льготных пенсий, назначаемых при пониженном возрасте - особые условия труда, выслуга лет (в дополнение к уплате нынешних страховых взносов в размере 28% от суммы практически всех видов заработка работников организации). ППС должны обеспечивать не только это. Общая их задача - поддержка работников после наступления пенсионного возраста. Поскольку пенсионный процесс в ППС должен быть замкнут на определенной груп-пе работников - застрахованных лиц, то он может строиться только по накопительному принципу. Соответственно, появляется инвестиционный ресурс, ко-торый может быть использован отраслью и будет (при разумном использовании!) способствовать экономическому росту. Таким образом, можно добиться со-четания интересов работающих и их профсоюзов, работодателей и государства.

В порядке подготовки к формированию института профессионального пенсионного страхования Пенсионным фондом проведено согласование с Минтрудом России, Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) принципов создания профессиональных пенсионных систем, предусматривающих следующее.

Правила работы ППС, включая законодательство, должны быть такими, что-бы в этих системах были заинтересованы все участники - работники отрасли (предприятия) и их объединения (профсоюзы), работодатели, государство.

Нужна "прозрачность" в работе ППС (это должно быть учтено в их административных структурах, учете и отчетности), в частности отражение пенсионных прав, полученных в ППС, в персонифицированном учете государственного пенсионного страхования; систематическое информирование работников о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Аккумулируемые в ППС средства могут инвестироваться в отрасль (естественно, в форме, обеспечивающей требуемую ликвидность) с учетом требований минимизации риска.

Для ППС предоставляются налоговые льготы.

Источником финансовых ресурсов ППС являются страховые взносы соответствующих работодателей (дополнительные к взносам в ПФР).

Тариф страховых взносов в ППС определяется соответствующими работодателями и работниками (их представительными органами). Установление такого тарифа не должно одномоментно приводить к росту стоимости товаров или услуг отрасли. Тариф должен обеспечивать уровень пенсии не ниже, чем это определено законодательством РФ.

ППС строятся по накопительной схеме финансирования.

ППС самостоятельно распоряжаются своими финансовыми ресурсами.

Целесообразно ведение списков профессий, предполагающих выход на пенсию при пониженном возрасте, внутри отраслей. При этом имеется в виду, что исходными будут списки № 1 и № 2, а также другие списки, утвержденные постановлениями Правительства РФ, а внесение изменений в них будет производиться совместным решением работодателей и профсоюзов (работников). Естественно, что такие полномочия должны быть определены законодательно. Одновременно целесообразно силами государственного органа производить аттестацию соответствующих рабочих мест по критериям профессиональных рисков.

Принятию законодательства по ППС должен предшествовать пилотный проект, осуществляемый по решению Правительства РФ в двух-трех отраслях.

Реализацию изложенных принципов целесообразно осуществлять поэтапно.

Место накопительного элемента в пенсионной системе государства

Вряд ли можно надеяться, что ограниченный накопительный элемент, предусмотренный Программой, окажет значительное влияние на финансовые возможности пенсионной системы. Конечно, он увеличивает объем ресурсов на финансовом рынке, но доля самого этого элемента весьма скромна (начиная с 1-го пункта тарифа, то есть 1/29 всех поступлений страховых взносов), и это разумно для снижения риска, особенно на первом этапе.

Представляется, что основное значение здесь будет заключаться в усилении мотиваций работающих в уплате страховых взносов.Уже сейчас ФНПР очень заинтересованно относится к персонифицированному учету и подписала соглашение с ПФР о содействии его внедрению на всех уровнях - от федерального до предприятий включительно. Накопительный элемент потребует учета фактически уплачиваемых за каждое застрахованное лицо страховых взносов и доли от этих сумм, направляемой на накопление. Это должно вызвать еще большую заинтересованность работающих в уплате страховых взносов и контроль за такими платежами с их стороны. В условиях постоянного роста просроченной задолженности плательщиков заинтересованность работников вместе с твердой позицией государства может стать серьезным противовесом недостаточной платежной дисциплине работодателей.

Конечно, введение накопительного элемента требует от государства серьезных мер по обеспечению гарантий сохранности средств, направляемых на накопление. Отработка этих гарантий может быть произведена на пилотном проекте локального характера.

Список литературы

Пенсия. 1998. № 1.

Российская газета. 1998. 26 мая.

Самоподдерживающиеся тенденции в общественных системах управления обусловлены наличием в них обратных связей (см. обстоятельное исследование таких систем в книге: Senge Peter M. The fifth discipline: the art and practice of the learning organization. USA, 1990). Их теория (т.н. "теория рефлексивности") разрабатывалась применительно к финансовому рынку Дж. Соросом (см. его переведенную на русский язык книгу "Алхимия финансов" (М., Инфра-М. 1996).

Более подробно управление тенденциями в пенсионной системе рассмотрено в публикации автора данной статьи: Колесник А. Пенсионная система России и вызовы нашего времени // Пенсия. 1998. № 10 (25).

Пилотный проект персонифицированного учета был начат в 1995 г., федеральный закон принят в апреле 1996 г., а с 1997 г. началось поэтапное внед-рение учета в регионах России. Завершение этого процесса предусмотрено в 2000 г. К маю 1999 г. учетом охвачено более 47 млн работающих.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ИжГТУ имени М.Т.Калашникова
Сделала все очень грамотно и быстро,автора советую!!!!Умничка😊..Спасибо огромное.
star star star star star
РГСУ
Самый придирчивый преподаватель за эту работу поставил 40 из 40. Спасибо большое!!
star star star star star
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно