Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Факторы гражданской социализации учащейся молодежи

Тип Реферат
Предмет Философия
Просмотров
720
Размер файла
22 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Факторы гражданской социализации учащейся молодежи

Сеггейчик Сергей Игнатьевич - доктор исторических наук, профессор Московского городского педагогического университета.

В последние годы на страницах журнала "Социологические исследования" публикуются содержательные материалы по проблемам социализации молодежи, в том числе учащейся. В них анализируется функционирование отдельных социальных институтов в области профессиональной социализации учащихся, показываются особенности их социализации в процессе реформирования российского общества. Однако, на мой взгляд, еще недостаточно освещаются вопросы о гражданской социализации подрастающего поколения. Обращаясь к понятию "гражданская социализация", следует подчеркнуть, что оно характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Содержание его, на наш взгляд, определяют три элемента: 1) профессиональная социализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в одной или ряде профессий; 2) правовая социализация, направленная на устранения среди молодежи правового нигилизма, уяснение каждым молодым гражданином своих прав и обязанностей; 3) политическая социализация, способствующая повышению активности каждого индивида в защите своих прав и свобод, в управлении государственными и общественными делами. В данной статье акцентируется внимание на роли субъективного фактора в деятельности различных образовательных учреждений по гражданской социализации учащейся молодежи.

Постановка вопроса о гражданской социализации молодежи, ее содержании и актуальности объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, мировое сообщество в лице наиболее развитых стран вступает в информационную цивилизацию, другие государства находятся на пороге к ней. В этих условиях, как отмечает известный американский социолог О. Тоффлер, основанная на силе и богатстве власть утрачивает свое влияние, хотя и не исчезает полностью. Мускульная сила как способ получения богатства уступает место суперсимволической экономике информационного общества. Особую власть приобретают знания в различных видах: информация, наука, этика, искусство, формирующие нравственные качества молодого человека, его гражданскую позицию [1]. О роли знаний в современном мире свидетельствует рост численности молодежи со средним и высшим образованием: за период с 1960 по 1995 гг. количество лиц, охваченных средним образованием, увеличилось в мире с 91 до 372 млн. человек, а студентов - с 13 до 82 млн. [2]. В большинстве про мышление развитых стран образование стало всеобщим, в развивающихся государствах образовательные услуги приобретают все большую значимость, хотя миллионы детей остаются вне школы.

Во-вторых, актуальность социализации молодежи обусловливается проблемами формирования гражданского общества, основополагающим фактором жизнедеятельности которого выступает многообразие форм собственности, являющихся фундаментом свободы личности, удовлетворения ее интересов и потребностей. Политическая сфера гражданского общества включает общественно-политические организации и движения, различные формы общественной активности граждан: митинги, собрания, демонстрации, забастовки, а также органы общественного самоуправления по месту жительства и в трудовых коллективах, негосударственные средства массовой информации. Они способствуют защите естественных прав и свобод граждан, соблюдению демократических принципов жизнедеятельности общества, существующих в нем традиций, правил поведения и норм морали. В духовной сфере - содействуют плюрализму мнений, возможности публично выказывать свои суждения по тем или иным общественным проблемам.

Если первые два обстоятельства, объясняющие важность проблемы гражданской социализации, характерны для многих государств мирового сообщества, то третье - связано с особенностями нашего государства. С одной стороны, в советский период были разрушены и деформированы те немногочисленные структуры гражданского общества - земства, институты милосердия, союзы предпринимателей, которые сложились в дореволюционной России. Лишь в 90-е годы XX в. в процессе реформирования российского общества наметились первые тенденции к формированию в России гражданского общества, что в первую очередь связано с переоценкой людьми социальных ценностей, их стремлением построить светское правовое государство. С другой стороны, системный кризис, поразивший современное российское общество в связи с переходом к рыночным отношениям, требует от каждого россиянина, в первую очередь молодого человека, иного уровня сознания, иных моделей поведения, что достигается в процессе обучения, воспитания, социализации личности. Основу ценностей современного молодого человека составляют деловитость, инициатива, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Социальные институты общества призваны создать для молодых людей возможности реализации способностей, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В гражданской социализации молодежи велика ответственность всех социальных институтов, и особенно - образовательных учреждений всех рангов и уровней.

Процессы реформирования, происходящие в России, по-новому высвечивают проблему социализации молодежи. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, молодежь - одна из крупных социально-демографических групп российского общества [3 J . Во-вторых, вчерашние выпускники учебных заведений пополняют ежегодно экономически активное население страны. За 1991-1998 гг. высшими учебными заведениями страны было подготовлено 3475,4 тыс. человек, из которых 3399,5 тыс. получили государственные дипломы. За этот период 11337,2 тыс. человек прошли курс профессионального обучения в профессионально-технических и средних специальных учреждениях и поступили на рынок труда [4]. Наконец, актуальность социализации учащейся молодежи определяется сложностью времени, в котором оказалась учащаяся молодежь. Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев - предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества.

Названные обстоятельства требуют активизации деятельности по социализации молодежи, воспитания ее гражданских качеств. В этом плане заслуживают внимания мысли одного из крупнейших российских педагогов В.А. Сухомлинского о том, что у молодежи необходимо развивать "гражданские чувства", которые "возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость". Он подчеркивал, что у молодых людей следует развивать "гражданское видение мира", что "гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты" [5].

В современной России наметилась тенденция постепенного "вызревания" элементов системы гражданского воспитания. Многие педагогические коллективы по желанию родителей и самих учащихся при активной методической помощи ученых-педагогов, органов управления образованием, а также инициативных профильных сообществ и ассоциаций вводят изучение в качестве основных учебных предметов государственно-правовой политики, граждановедения, правоведения, знакомят учащихся с характеристиками избирательных систем, правами и обязанностями граждан. Эта профильно очерченная деятельность, направленная на воспитание базовых начал гражданственности у молодежи, стала чаще получать поддержку государственных органов, научных организаций, средств массовой информации как на федеральном, так и региональном уровнях.

В условиях перехода к многоукладной экономике, трансформации социальной структуры общества обновляются и расширяются многие формы профессиональной социализации учащихся, существовавшие в предшествующие годы и забытые в условиях формирования в стране рыночных отношений. Это подтверждается опытом образовательных учреждений и общественных органов столичного региона по гражданской социализации учащейся молодежи. Продолжая ранее накопленные традиции приобщения молодежи к труду, педагогическая общественность Москвы практикует среди учащихся окружные и городские конкурсы "Лучший в профессии, лучший в бизнесе", привлекая наиболее способную молодежь к разработке предпринимательских проектов. Регулярно проводятся международные выставки "Образование и карьера", на которых представлена продукция для сферы образования, выпускаемая учреждениями профтехшколы.

Важной формой трудового воспитания учащихся остаются летние лагери труда и отдыха старшеклассников: в 434 таких объединениях, функционировавших в 2000 г.. более 24 тыс. подростков столицы проходили трудовое воспитание, приобщались к труду в различных формах жизнедеятельности. Наряду с ними для школьников в Подмосковье создано 347 оздоровительных лагерей с охватом почти 19 тыс. человек, а в Москве организованы трудовые бригады и объединения старшеклассников, которым ежегодно выделяется более 10 тыс. временных рабочих мест [61. Таким путем десятки тысяч старшеклассников привлекаются к работе как на государственных предприятиях, так и в акционерных, частных объединениях, познают азы рыночной экономики, учатся хозяйствованию.

Вместе с тем социологические исследования свидетельствуют о недостаточной заботе образовательных учреждений о профессиональной социализации учащихся. По данным В.Т. Лисовского. более двух третей опрошенных выпускников ответили, что профессиональное обучение в школе никогда не бьтло источником профессиональной ориентации, чуть меньше - 63% - не признают роли школьного учебного процесса в выборе профессии. К наиболее престижным профессиям 51,8% респондентов относят профессию юриста, 33,3% - врача, 30,2% - экономиста, 28,0% - предпринимателя, хотя потребности производства и сферы обслуживания иные [7].

С учетом городского заказа на подготовку кадров для потребительского рынка и сферы услуг в целях удовлетворения запросов выпускников Московский комитет образования, соответствующие окружные комитеты систематически проводят научно-практические конференции учащихся по экономике и предпринимательству, обсуждают планы подготовки кадров для различных сфер производства, анализируют состояние работы по трудоустройству подготовленных кадров. Особое внимание при этом уделяется созданию новых типов профессиональных учреждений и форм обучения учащихся - колледжей, техникумов, гимназий. В столичных колледжах и других учреждениях среднего профессионального образования подготовка ведется по 42 специальностям. С учетом ориентации выпускников на рыночные отношения прием их на экономические и правовые отделения составлет 31%; более 50% обучающихся намерены заниматься предпринимательством, развивать малый и средний бизнес. Сложнее решается проблема подготовки квалифицированных работников для строительства и промышленного производства: прием на эти специальности составляет ныне соответственно лишь 10% и 9%. Для тысяч выпускников колледжей обучение в них является стартовой площадкой для будущей учебы и работы. Примерно 50% из них продолжают учебу в вузах на дневных отделениях, около 16% - на вечерних и заочных отделениях. Для других нет проблем с трудоустройством: до 80% определяются на работу по договорам. Лишь 3,4% выпускников средних профессиональных учреждений столицы не находят себе применения на рынке труда по избранной профессии [8].

На воспитание гражданской чрелости учащихся, уяснении ими своих прав и обязанностей направлена правовая и политическая социализация. В процессе правовой социализации учащиеся получают представления о государственном устройстве, политической системе общества, о военной службе, налогах, семейном праве, правовых нормах и правовых системах. Это происходит как в учебно-воспитательном процессе, так и в повседневной жизни. Уже с середины 70-х годов началось обязательное преподавание "Основ государства и права" в старших классах общеобразовательной школы, а также в профессионально-технических училищах, средних специальных и во многих высших учебных заведениях. Изучение этого предмета в системе образования позволяет соблюсти преемственность соответствующих учебных программ, учесть профиль работы будущих специалистов.

Однако факты свидетельствуют: содержание правовой социализации еще не отвечает современным требованиям. Среди молодых людей господствует правовой нигилизм и вседозволенность, многие из них не имеют необходимых знаний о правах человека, вследствие чего не могут отстаивать свои права в области образования, труда, защиты здоровья, неприкосновенности частной собственности. Одной из важных причин этого является низкий качественный уровень преподавания предметов правового цикла в школах, профтехучилищах и высших учебных заведениях. В значительной степени это объясняется недостатком квалифицированных кадров среди преподавателей, слабой работой в этом направлении средств массовой информации.

Наряду с правовой следует углублять и совершенствовать политическую социализацию подрастающего поколения, так как на фоне не устоявшейся тенденции к росту политического самосознания отчетливо проявляется отчуждение молодежи от государства, наблюдается рост апатии, цинизма среди молодых людей, их неверие в официальную политику, провозглашенную властными структурами. По данным Института молодежи, лишь 5% учащихся интересуются политикой [9]. На устранение имеющих место перекосов в приобщении молодежи к политической деятельности направлены Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", действия ряда молодежных организаций, однако уровень политической активности молодого поколения остается еще невысоким.

Гражданская социализация молодежи предполагает также целенаправленное патриотическое воспитание представителей этой социальной группы. Определенные позитивные результаты приносят специальные меры, осуществляемые образовательными учреждениями. В Москве, например, в 2000 г. повсеместно под девизом "День защитника отечества", "Сын отечества" прошли молодежные праздники, был проведен месячник "Твои защитники, Москва" с участием видных военачальников и ветеранов войны. Накануне 55-й годовщины победы над фашистской Германией проведена городская военно-историческая конференция "Гвардия в истории российской армии", тысячи учащихся посетили воинские части, полигоны и казармы Кантемировской и Таманской дивизий. На базе воинских частей по инициативе Московского комитета образования созданы и функционируют 56 оборонно-спортивных лагерей, где почти 3,5 тысяч старшеклассников приобщаются к воинской службе [10]. Но вопросы военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, ее подготовки к прохождению воинской службы остаются весьма острыми. В целом по Российской Федерации лишь 32% молодых людей заявили о своей готовности выполнить воинский долг, тогда как каждый третий желает уклониться от воинской службы. Только в двух субъектах страны - Москве и Санкт-Петербурге, по данным Министерства обороны, насчитывается более десяти тысяч таких "уклонистов". Увеличивается число родителей, пытающихся за взятки "откупить" детей от службы в армии. Этими обстоятельствами объясняется необходимость усиления деятельности по гражданскому воспитанию учащихся.

Представляется также, что важной стороной гражданского воспитания в таком полиэтническом государстве, как Россия, является воспитание культуры межнационального общения учащейся молодежи. Обратимся снова к опыту московских образовательных учреждений. Укреплению взаимпонимания между учащейся молодежью столицы, в которой проживают представители 120 этносов и многочисленных зарубежных диаспор, способствует работа по реализации "Концепции содержания образования московских школ с этнокультурным (национальным) компонентом", принятой Комитетом образования еще в 1995 г. Специальный Центр межнационального образования и международных проектов в тесном контакте с представителями столичных национальных диаспор изучает и обобщает практику по обучению, воспитанию и социализации учащихся различной национальной принадлежности. Проводятся школьные смотры национальных культур, конкурсы изобразительного и декоративно-прикладного искусства среди учащихся, фестивали национальных искусств. Система образования с "этнокультурным компонентом" помогает в условиях промышленного мегаполиса развивать преподавание национальных языков и культур, укреплять взаимопонимание между молодежью различных социоэтнических общностей, устанавливать дружеские отношения между учащимися и студентами многих государств мирового сообщества [1 11.

Итак, анализируя многообразные виды деятельности образовательных учреждений по гражданской социализации учащейся молодежи, можно сделать вывод о ее позитивной роли в формировании у молодого человека комплекса таких субъективных качеств, как ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности во всех сферах жизни, включая сферу труда, осознанная законопослушность, умение отстаивать свои гражданские права и выполнять обязанности, политическая активность, патриотическая преданность Отечеству, культура межличностных, межнациональных и иных социальных отношений, постоянное стремление наращивать и реализовывать свой творческий потенциал во благо обществу, согражданам.

Список литературы

Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. Нью-Йорк. 1990.

Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5. С. 191.

См. Регионы России. Статистический сборник. Т. 1,2. М.. 1999. (Подсчеты автора).

Российский статистический сборник. М.. 1997. С. 196. 212: Россия в цифрах. М., 1998. С. 91: Образование в Российской Федерации. М.. 1995. С. 97. 224.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1977. С. 268.

Текущий архив Московского комитета образования (далее - ТА МКО). Протоколы, справки за 1995-2000 гг.

Лисонский В. Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. 1998. № 4. С. 41.

ТА МКО. Материалы коллегии от 10 февраля 2000 г.

Аргументы и факты. Июнь 1999 г. № 23 (972). С. 41.

ТА МКО. Постановление "О гражданско-патриотическом воспитании юных москвичей".

ТА МКО. Справка "Развитие этнокультурного (национального) образования" от 27 февраля 1997 г.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно