Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Биологический и социальный компонент мышления в человеке

Тип Реферат
Предмет Биология
Просмотров
1313
Размер файла
26 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Биологический и социальный компонент мышления в человеке

РЕФЕРАТ

по курсу «Естествознание»

по теме: «Биологический и социальный компонент мышления в человеке»

1. Человек как продукт биологической и социокультурной эволюции

Людей издавна волновал вопрос их происхождения. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в божественное творение жизни и человека. Согласно религиозным взглядам, человек отличается от представителей животного мира тем, что получает от Бога бессмертную душу.

Во 2-й половине ХГХ в. возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуществленным Ч. Дарвином в биологии. Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции, по Дарвину, лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Дарвинисты сравнивали анатомию, прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. В строении, физиологических признаках всех исследуемых объектов обнаруживались черты несомненного сходства. В итоге был сделан вывод о том, что человек произошел от обезьяны, трасформировавшийся затем в теорию происхождения человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий.

Современная наука критически относится к ряду аспектов теории Дарвина, но другой, более убедительной теории эволюции пока нет. Дарвинизм впервые представил человека как продукт биологической эволюции.

Религиозная и эволюционная концепции происхождения человека подвергались серьезной критике за их односторонность. Если религия исключала человека из природного эволюционного процесса, то теория эволюции «растворяла» человека в животном царстве. Необходимо было найти третий путь в изучении проблемы происхождения человека. Таким путем пошел Ф. Энгельс, изложивший в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» трудовую теорию происхождения человека. С одной стороны, по его мнению, на возникновение человека оказала влияние природа. В ходе ее эволюции формировался человеческий организм, совершенствовалась его структура. С другой стороны, возникновению человека способствовал труд, ставший основой существования человеческого общества. Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для развития человека, так как с их помощью он смог совершенствоваться значительно быстрее, чем животные. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникла членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф. Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

По оценкам современных ученых, превращение человекообразных обезьян (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным, одноактным событием. Антропогенез, т. е. процесс становления и развития человека, носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан с социогенезом — процессом становления и развития общества.

Это две стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося 3—3,5 млн лет. Изменение характера взаимодействия со средой обитания, переход от индивидуальной приспособительной жизнедеятельности к групповой, основанной на совместной трудовой деятельности, повлияли на процесс последующей биологической эволюции. Около 1 млн лет назад возникает вид Homo erectus (человек прямостоящий), начинается интенсивное развитие головного мозга. Развитие мозга сопровождалось повышением функциональных возможнос тей органов тела, рук, гортани, перестройкой лицевого отдела черепа, изменениями в деятельности высшей нервной системы и психики — формированием второй сигнальной системы мозга, присущей человеку.

Усложнения форм труда и совместной деятельности направляли биологическую эволюцию человека через отбор, закрепление мутаций. Под влиянием социальных факторов происходило направленное изменение генетических программ, которые позволяли бы организму успешно осуществлять трудовые и иные функции в новых условиях. Функциональные свойства организма развивались, оформлялись после рождения в соответствии с потребностями существовавшего в первобытном сообществе разделения труда, основных видов производственной деятельности, характера орудий труда. Стадный образ жизни, трудовая деятельность, изготовление орудий труда, необходимость социального общения и передача накопленного опыта способствовали возникновению и развитию речи. Все это в целом послужило предпосылкой становления социальной среды, социального наследования. Исторически завершение эволюционного процесса возникновения человека современного физического типа — Homo sapiens (человек разумный) ученые относят к рубежу 30—40 тыс. лет назад. Найдены останки, относящиеся к этому времени, так называемого кроманьонского человека (по названию пещеры Кроманьон во Франции). Развитие человека с этого времени продолжается на социальной основе.

Проблема происхождения человека продолжала волновать ученых, философов и в XX в. Огромное влияние на теоретическую мысль оказали представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер, сделавшие вывод, что человек — вовсе не венец творения, а по критериям животного существования «человек — биологически недостаточное существо», «неспециализированное» и «незавершенное», со слабо выраженными инстинктами.

Пытаясь дать объяснение этому явлению, многие ученые утверждали, что влияние трудовой деятельности и коллективности бытия на процесс эволюционного развития организмов выражалось не только в том, что приобретались новые телесные и психические свойства и способности, но и происходило отмирание тех животных свойств, которые препятствовали формированию новых, собственно человеческих отношений. Прежде всего это затрагивало те органы и системы тела, которые отвечали за поведение. Известный психолог П. Гальперин отмечал, что «одним из важнейших результатов антропогенеза было исключение из центрального механизма поведения того звена, которое придавало поведению биологически предопределенный, инстинктивный характер». Есть и такие ученые, которые полагают, что слабая выраженность инстинктов у человека вызвана вовсе не развертыванием социальности, а имеет изначально природное происхождение.

Из факта несовершенства биологической природы человека немецкий философ 1-й половины XX в. Э. Кассирер выводит феномен культуры. В частичной утрате коммуникации со средой обитания и себе подобными кроется, по мнению Кассирера, суть первоначального отчуждения, исключавшего прачеловека из природной целостности. Данная коллизия глубоко трагична так как трагедия осмыслена в мифе об изгнании первых людей из рая. Человек как биологическое существо оказался обречённым на вымирание, он был приговорен к поискам экстремальных способов выживания. Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. В сочетании с ослабленными инстинктами способность к подражанию имела далеко идущие последствия, она изменила рам способ человеческого существования. Как бы преображаясь то в одно, то в другое существо, человек в итоге не только выстоял, но постепенно выработал определенную систему ориентиров, которая надстраивалась над инстинктами, по-своему дополняя их. Так появляется созданная самим человеком программа жизнедеятельности, культура. Животное реагирует на внешний стимул непосредственно, у человека ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физическом, но и в символическом мире. Этот символический мир мифологии, языка, искусства, религии, постоянно развивается, изменяя самого человека. Таким образом, человек — это продукт не только биологической и социальной, но и культурной эволюции.

На многие вопросы, связанные со становлением человека, еще нет однозначных ответов. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.

2. Биосоциальная природа человека

В отличие от остальных живых существ, целиком относящихся к природе, человек живет в двух мирах: природном и социальном. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке имеет многовековую историю обсуждения. Ученые, философы, общественные деятели, политики высказывали мнения, представляющие широкий спектр, заключенный между двумя полярными концепциями человека. Концепции, в которых абсолютизируется роль естественных, биологических начал в человеке, .называют биологизаторскими или натуралистическими. Концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение, называют социологизаторскими.

На рубеже XIX—XX вв. получило широкое распространение такое биологизаторское направление, как социал-дарвинизм, представители которого (Л. Гумплович и др.) механически переносили на общественную жизнь и общественное развитие учение Ч. Дарвина об эволюции и естественном отборе. К биологизаторским концепциям относится расизм, который исходит из того, что в главном существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью. Всем известны те неисчислимые беды, которые принесла всему человечеству теория германского нацизма о якобы превосходстве над всеми остальными мнимой арийской расы. В последней четверти XX в. возникла социобиология, основоположником которой считается Э. Уилсон. Социобиологи, являющиеся в основном исследователями поведения Животных, открыли много нового в этой области, но пытаются сделать на основе своих открытий слишком общие выводы. Э. Уилсон стремится установить общие черты в поведении всех высокоразвитых живых существ, включая человека, вывести общие его закономерности, доказать, что всем живым существам присуща социальность, рассматривая, например, как однопорядковые явления социальность муравьев и человеческое общество.

В русле социальной философии марксизма некоторые последователи Маркса абсолютизировали его тезис о том, что сущность человека — совокупность всех общественных отношений. Человек в их трактовке все больше отрывался от своей природной основы, превращался в некий, символ, функцию социума. Подобное, социологизаторское понимание человека оказывало негативное воздействие на общественную практику.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающимся. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в изменениях уровня рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

3. Развитие человеческих качеств и способностей

Человек развивается на основе наследственных, врожденных предпосылок. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу развития способностей — это задатки.

Способности — это индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного, рода деятельностью. Хотя формирование способностей зависит от природных предпосылок, врожденной предрасположенности, способности, в первую очередь, — не столько дар природы, сколько продукт человеческой деятельности.

То, что роль социальной среды в формировании и развитии человека, даже элементарных навыков деятельности ж поведения преобладает, убедительно показывают примеры «маугли». Дети, которые в течение определенного времени были исключены из социальной среды, попав в среду животных, начинали формироваться в своем поведении по аналогии с ними и не обладали сознанием, навыками речи, даже прямохождения. Более того, происходили консервация и свертывание их человеческих задатков, так как после их возвращения в социальную среду они оказывались неспособными к обучению. Им было трудно овладеть элементарными навыками — пользоваться простыми орудиями труда, предметами быта. Их лексический запас составлял лишь несколько десятков слов.

В оценке, роли врожденной предрасположенности в развитии человеческих качеств преобладающей является точка зрения, согласно которой человек имеет от природы только задатки, т. е. большую или меньшую предрасположенность к определенным видам деятельности, например, музыкальному и изобразительному искусству, образному или логико-математическому мышлению. Но для того, чтобы эти задатки оформились в способности, развились, необходимы социальная среда, общение с другими людьми, интенсивный труд по овладению каким-либо видом человеческой деятельности и совершенствованию в этом виде. И наоборот, как показали многочисленные исследования, люди, которые с рождения не имели предрасположенности к какому-либо виду деятельности, например, у них отсутствовал музыкальный слух, могли в процессе обучения и интенсивной тренировки развить свои слабые задатки и осуществлять данный вид деятельности более или менее успешно. Поэтому социальная обусловленность и врожденная предрасположенность в настоящее время учитываются не глобально, а весьма конкретно: выявляется, как происходит социализация личности в зависимости от ее индивидуальных особенностей, рассматриваются конкретные способы включения личности в социум.

Способности могут выступать как потенциальные, которые не реализуются в данный момент, но могут проявиться при соответствующих условиях, и актуальные, реализованные способности, развивающиеся в каком-либо виде деятельности. Выделяются такие виды способностей, как интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные, инструментальные. Способности подразделяются также на общие — определяющие успехи человека в различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, речь), и специальные, или узкие, которые определяют успехи в специфических видах деятельности, для которых нужны особые задатки - музыкальные, математические, технические и др. Существует возможность компенсации одних свойств и способностей за счет других. Слабость, дефицит одной какой-либо способности могут быть восполнены за счет других способностей.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называется, одаренностью. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Под талантом понимаются выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью. Гениальность — высший уровень развития способностей и талантов. Гениальность связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизвестных, неизведанных путей творчества.


Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно