Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Анализ монографии Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в

Тип Реферат
Предмет Философия
Просмотров
1294
Размер файла
35 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Анализ монографии Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в

Содержание

1. Общие сведения об авторе монографии………………………………………………3

2. Анализ трактата «Рассуждение о методе»……………………………………............5

2.1. Соображения, касающиеся наук………………………………………………….7

2.2. Основные правила метода………………………………………………………...7

2.3. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода………………………9

2.4. Доводы, доказывающие существование бога и бессмертие души, или

основания метафизики………………………………………………………………..10

2.5. Порядок физических вопросов……………………………………………..........10

2.6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы…….11

3. Актуальность выказанных автором идей на сегодняшний день…………………...12

1. Общие сведения об авторе монографии

«Cogito, ergo sum» - философское утверждение, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени, с которого символично начать повествование об этом известнейшем мыслителе. Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться - и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.

Рене Декарт (31 марта 1596 - 11 февраля 1650) - величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии Нового времени, он заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики.

Декарт происходил из старинного обедневшего дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды, где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения – «Рассуждение о методе...», «Размышления о первой философии...», «Начала философии». В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

Поле деятельности его творческих интересов было безгранично. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности. Каждую частицу материи мыслитель рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции является Бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.

Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам Бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных философ отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

Декарт исследовал строение различных органов животных, а также строение их зародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Декарта основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги.

В круге вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Декарт ищет, безусловно, достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарта - сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Сомнение же есть один из актов мышления – «я мыслю, следовательно, я существую».

Идеализм Декарта связан с религиозными предпосылками его системы. Для доказательства реального существования мира, по Декарту, необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Декарт строил по образцу онтологического доказательства бога Ансельма Кентерберийского. Но если бог существует, то в силу его совершенства исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно.

В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Он отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.

Правила рационалистического метода Декарта состоят из четырёх требований:

1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности;

2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи;

3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства - от латинизированной формы имени Декарт.

Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как идеализма, так и материализма. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом явились опорой для развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Декарта одним из этапов материалистического мировоззрения Нового времени.

Рене Декарт соединил интерес к математике с интересом к физическим и астрономическим исследованиям. Он был одним из главных создателей аналитической геометрии, ввел многие алгебраические обозначения, высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Декарт автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта).

В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Сам Декарт, характеризуя свою философию, писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

2. Анализ трактата «Рассуждение о методе»

«Рассуждение о методе» Декарта принадлежит к числу тех замечательных произведений человеческой мысли, которые не только создают славу их творцу, но и надолго определяют характер и направление последующего развития науки.

Молодая буржуазия начала XVII века, носительница передовых тенденций общественного развития, осознала непосредственную полезность технических изобретений и открытий и связь технического прогресса с прогрессом науки. Знание есть сила, знание увеличивает могущество человека - вот мысль, пронизывающая сочинения теоретиков буржуазии той эпохи. Философия начала XVII века ставит перед собой задачу - отыскать новый метод науки, который соответствовал бы потребностям технического роста и нового капиталистического способа производства.

Задачу отыскания нового метода науки как раз и разрешает в своем «Рассуждении о методе» Рене Декарт. Он явился обоснователем того рационалистическо-математического метода, последователями которого после Декарта выступили Спиноза и Лейбниц.

Рене Декарту противостоял исконный враг науки - религия. Богословие и тесно связанная с ним схоластика предлагали свое объяснение мира и свой метод. Они утверждали, что человеческий разум бессилен познать скрытую тайну мира. Силу разума они ограничивали; его задачу они сводили лишь к истолкованию «истин» веры, добытых путем сверхразумного откровения. Единственным пригодным для этого методом они признавали силлогистику - искусство, как говорил Декарт, «выводить из известного известное», да «говорить без смысла о неизвестных вещах вместо того, чтобы познавать их».

В «Рассуждении о методе» Декарт обрушивается на богословие и схоластику. Мнимой силе религиозного откровения он противопоставляет мощь человеческого разума. «Нет таких отдаленных вещей, - писал Декарт, - которых нельзя было бы достигнуть, и таких сокровенных, которых нельзя было бы открыть». Искать истину не в боге, а в человеке и в великой книге природы - вот к чему призывал Декарт.

Из отдельных наук в начале XVII века более всего была развита математика. Сам Декарт был математиком, он открыл приложение анализа к геометрии. Математика, которая работает абстрактным величинами, казалась многим ученым того времени наукой независимой от чувственного.

Отсюда Декарт сделал такой вывод: подобно тому, как математик силой ума правильно решает математические задачи, так и философ может постичь истину одной чистой силой ума. Эта мысль и легла в основу декартовского метода наук.

Философ отрицал возможность достижения истины путем чувственного опыта. Чувство само по себе является, по Декарту, лишь источником спутанного и неясного знания. А источником ясного и отчетливого знания может быть только разум, независимый от чувств. Для познания истины надо подвергнуть сомнению все показания чувственного опыта, надо отрешиться от них, надо закрыть глаза и заткнуть уши. И тогда останется чистый разум, тогда воссияет «естественный свет» разума, и начнет действовать заложенная в душе человека способность интуиции. Эта способность позволяет ясно и отчетливо, без помощи чувственного опыта, открывать общие принципы знания.

Математика начинает с аксиом и от них переходит к теоремам, следуя, таким образом, от общих принципов к конкретным следствиям. Такой метод должен быть положен и в основу философского знания. Раньше надо найти «начала философии», первые принципы знания. От них совершается переход к «законам природы» и, наконец, - к конкретным вещам. Таково содержание знаменитых правил метода, которые Декарт приводит в своем «Рассуждении о методе».

Подвергая сомнению и отбрасывая данные чувств, я остаюсь, говорит Декарт, как бы наедине со своей мыслью. Я устанавливаю тот факт, что я мыслю, и из него заключаю, что я существую (cogito, ergo sum). Отсюда я усматриваю, что я есть мыслящее существо. Как мы видим, Декарт был здесь идеалистом.

Против учения Декарта об интуиции вели борьбу его современники-материалисты Гоббс и Гассенди. Они доказывали несостоятельность положения Декарта: «я мыслю, следовательно - я существую». С таким же основанием, говорили они, можно из того факта, что «я прогуливаюсь», вывести, что «я есть прогулка». Так материалисты Гоббс и Гассенди критиковали идеалистическое учение Декарта о независимости разума от чувств. Они правильно доказывали, что нельзя отрывать деятельность разума от чувственной деятельности, что нет такого знания, которое в основе своей не имело бы воздействий внешних вещей на чувства человека.

Однако в своей физике и физиологии Декарт стоял на материалистических позициях. Этими сторонами своего философского учения Декарт вошел в историю материализма.

Рационалистический метод Декарта, при всех его недостатках, сыграл в условиях XVII века огромную прогрессивную роль. Учение Декарта о способности человеческого разума постигать истину без помощи откровения и религии было ударом по богословию, по схоластике, по средневековому варварству и суеверию.

2.1. Соображения, касающиеся наук

В начале первой части Декарт говорит, что здравомыслие в людях распределено примерно справедливо, и каждый может отделять истину от заблуждений. Различие людей состоит в том, как они направляют свои мысли.

«Однако не побоюсь сказать, что, по моему мнению, я имел счастье в юности ступить на такие пути, которые привели меня к соображениям и правилам, позволившим мне составить метод, с помощью которого я могу, как мне кажется, постепенно усовершенствовать мои знания и довести их мало-помалу до высшей степени, которой позволяет достигнуть посредственность моего ума и краткий срок жизни» - говорит Декарт о методе, который он открыл, находясь в Германии. Однако Декарт не намеревается научить кого-либо своему методу, а лишь показывает, каким образом он направляет свой собственный разум. Он предлагает читателю называть «Рассуждения о методе» рассказом, и если угодно, вымыслом, но при этом надеется, что для кого-нибудь эта работа окажется полезной.

Рассказывая о своем образовании, Декарт признается в своей любви к математике: «Особенно мне нравилась математика из-за достоверности и очевидности своих доводов». В других науках Декарт не видит этой достоверности и очевидности. «О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров».

А так как все остальные науки того времени базировались на философии, то, по мнению Декарта, на столь слабых основаниях нельзя построить ничего прочного. Тем не менее, он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь предлагает отделить истинное от ложного. Этой цели и служит метод, изобретенный Декартом.

2.2. Основные правила метода

Декарт начинает своё повествование очень последовательно. Так, чтобы каждый читатель мог проследить, как изменялось и преобразовывалось его мнение, как он приходил к тому, или иному выводу. Читателю становится понятно, почему Декарт решил стать своим собственным руководителем. Так он начинает своё рассуждение с тезиса о том, что творение, которое составлено из многих частей и сделано руками многих мастеров, менее совершенно, чем творение, над которым трудился один человек. Этот тезис Декарт закрепляет примером, заключающемся в том, что «здания, задуманные и исполненные одним архитектором, обыкновенно красивее и лучше устроены, чем те, в переделке которых принимали участие многие, пользуясь старыми стенами, построенными для других целей».

Именно поэтому он принимает решение, избавится от взглядов и мнений, которые когда-либо воспринимал, чтобы заменить их потом лучшими или теми же, но согласованными с требованиями разума. Меня не устаёт поражать осторожность и сдержанность, присущая Декарту: он не желал сразу полностью отказываться ни от одного из мнений, до тех пор, пока не посвятит достаточно времени составлению «плана предпринимаемой работы и разысканию истинного метода для познания всего того, к чему способен его ум». С другой стороны, восхищает его решительность – далеко не каждый способен отказаться от тех аксиом и убеждений, которые раньше даже не подвергались сомнению.

И, потратив достаточно много времени, Декарт составляет этот план, состоящий из четырёх правил, которых после он придерживался всю свою жизнь.

Первое правило, которому после было присвоено название - правило очевидности, Декарт формулирует следующим образом: «Никогда не принимать за истинное ничего, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению». Говорить о ясных и отчетливых идеях и говорить об идеях очевидных - одно и то же. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность - интуитивное действие, или интуиция. Со слов Декарта, это не вера в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, а прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция. Итак, речь идет о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением, так как оно опирается ни на что иное, как на взаимную прозрачность интуитивного действия. Достичь этой взаимной прозрачности - цель трех других правил.

Второе правило: «Делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить». Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности, так как, расчленяя сложное на простое, светом разума изгоняется двусмысленность. Не могу с этим не согласиться, ведь если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного «на элементарные части до пределов возможного». Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом.

Однако разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающее из них сложное целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Таким образом, цель третьего правила, которое формулирует Декарт, определяется так: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

И, наконец, чтобы избежать спешки, следует контролировать отдельные этапы работы. Поэтому Декарт формулирует последнее четвертое правило: «Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.

На мой взгляд, выше изложенные правила достаточно просты. Они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений.

2.3. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода

В этой главе Декарт знакомит читателя с правилами морали, которые он выработал для себя, «чтобы иметь возможность прожить как можно более счастливо».

«Во-первых, повиноваться законам и обычаем моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости божьей, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне приходилось жить». Декарт отмечает далее, что для того, чтобы изучить эти мнения необходимо наблюдать за поведением людей, а не слушать, что они говорят. В науке необходима очевидность истины, в быту достаточно вероятности. Уважение к законам страны продиктовано необходимостью спокойствия, без которого невозможны поиски истины.

«Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я их принял за вполне правильные». Это правило призывает покончить с медлительностью и преодолеть неуверенность и нерешительность, поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство истины и доброты, которые служат регулирующими идеалами человеческой жизни.

«Третьим моим правилом было всегда побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно не возможное». Таким образом, главная идея Декарта - это изменение самого себя, что возможно напряжением разума с помощью правил ясности и отчетливости. Изменяя мысли, мы укрепляем волю. По мнению Декарта, в этом и состоит секрет философов, которые умеют поставить себя вне власти судьбы и, не смотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве с богами.

Заканчивая рассмотрение морали, Декарт говорит: «употребить всю мою жизнь, сколько я буду в силах, совершенствованию моего разума и продвигаться, насколько буду в силах, в познании истины по принятому мной методу».

Этих правил Декарт придерживался всю свою оставшуюся жизнь. Для того, чтобы лучше понять, почему Декарт пришел к этим правилам, необходимо помнить, что главной целью его жизни был поиск истины в науках.

2.4. Доводы, доказывающие существование бога и бессмертие души, или основания метафизики

От философской психологии Декарт переходит к учению о Боге. Он дает несколько доказательств существования высшего существа. Наиболее известным является так называемый «онтологический аргумент»: «Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие». Другое доказательство, предлагаемое Декартом, более оригинально: «в нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо». Третий аргумент основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является, тем не менее, источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы. От Бога, считает Декарт, исходит и наша вера в существование внешнего материального мира. Бог не может быть обманщиком, а поэтому эта вера истинна, и материальный мир действительно существует.

Дальнейшие рассуждения философа сводятся к следующему: «Я человек - субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и которая может существовать в любом месте и без всякой материи. Мое я, то есть моя душа, благодаря которой я есть, какой есть, совершенно отлично от тела, и более легко познаваемо, чем тело, и если бы не было тела, то душа не перестала быть тем, что она есть - душа есть мышление».

Так Декарт достигает неоспоримого факта, что человек - это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает действенность этих правил, поскольку излишне доказывать: чтобы мыслить, нужно существовать.

2.5. Порядок физических вопросов

Эту главу Декарт посветил изложению вопросов естествознания, которыми он занимался. «Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых», - говорит Декарт. Однако в изложении этих истин, он проявляет присущую ему осторожность, чтобы не ввязываться в споры с другими учеными и церковью.

Декарт последовательно останавливается на вопросах, как он сам говорит, касательных света, а затем в связи с ним прибавляет кое-что о Солнце и неподвижных звездах, откуда главным образом и происходит свет, о небесных пространствах, через которые он проходит, о планетах, кометах и Земле, которые его отражают, и особо о земных телах, ибо они бывают цветные, или прозрачные, или светящиеся, и, наконец, о человеке, наблюдающем все эти тела. Он говорит обо всем этом исходя из того, что Бог создал достаточное количество вещества, привел это вещество в движение и предоставил ему действовать по законам им установленным.

Ведя свое повествование, Декарт оставался тверд в своем принципе не исходить из чего либо другого, кроме метода, которым он воспользовался для доказательства существования Бога и души.

В конце этой главы философ еще раз касается вопроса о душе и еще раз доказывает ее бессмертие, исходя из того, что разумная душа никак не может быть получена из свойств материи.

2.6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы

Эта глава появилась спустя три года после написания всего трактата. Все эти годы Декарт не решался опубликовать «Рассуждение о методе».

В этой главе философ объясняет причины, побудившие его, в конечном итоге, к публикации: «как только я приобрел некоторые общие понятия относительно физики и заметил, испытывая их в различных трудных частных случаях, как далеко они могут вести и насколько они отличаются от принципов, которыми пользовались до сих пор, я решил, что не могу их скрывать, не греша против закона, который обязывает нас по мере сил наших содействовать общему благу всех людей». Декарт убежден, что метод, который он открыл, поможет достичь знаний полезных как в повседневной жизни, так и в философии, и стать господами и владетелями природы.

Говоря об опытах, Декарт их не только не отрицал, как чувственный метод познания, но наоборот придавал им большое значение «что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем дальше мы продвигаемся в знании». Декарт приводит доказательства в пользу необходимости опытов для постижения природы человеческим разумом: «Сначала отыскиваются общие принципы или первопричины всего, что есть или может быть в мире. Единственная такая причина есть бог. Затем исследуются наиболее простые и доступные следствия, которые из этой причины можно вывести. Таковыми следствиями являются небеса, звезды, Земля, вода, воздух, огонь, минералы на земле и другие вещи. При попытке спуститься к более частным следствиям, они предстают перед нами в столь бесчисленном многообразии, что постичь их человеческим умом невозможно. Поэтому постижение их возможно только при восхождении от следствия к причине, прибегая к проведению различных опытов».

Многообразие природы, по мнению Декарта, столь велико, а изложенные выше принципы столь простые и общие, что единственной трудностью является возможность вывода причин несколькими различными способами. Разрешение этой проблемы он видит в проведении новых опытов.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что, развивая свое учение о методе, Декарт стал основателем рационализма, то есть направления в теории познания, согласно которому всеобщий и необходимый характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в опыте, а в разуме. Критерием достоверности он провозгласил логические принципы рационального познания – ясность и отчетливость.

3. Актуальность высказанных автором идей на сегодняшний день

Декарт оказал громадное влияние на последующую науку и философию. Европейские мыслители восприняли от него призывы к созданию философии как точной науки (Б. Спиноза), к построению метафизики на базе учения о душе (Дж. Локк, Д. Юм). Декарт активизировал и теологические споры в вопросе о возможности доказательств бытия Бога. Огромный резонанс имело обсуждение Декартом вопроса о взаимодействии души и тела, на которое откликнулись Н. Мальбранш, Г. Лейбниц и др., а также его космогонические построения. Многие мыслители делали попытки формализовать методологию Декарта (А. Арно, Н. Николь, Б. Паскаль). В 20 веке к философии Декарта часто обращаются участники многочисленных дискуссий по проблемам философии сознания и когнитивной психологии.

Современный человек сталкивается с таким количеством информации, что ему необходимо не только уметь в ней ориентироваться, но и уметь отличить истину ото лжи. Учитывая то, что всё больше возрастает популярность программ, печатных изданий, где человека пытаются обмануть, в погоне за прибылью, навязать своё мнение. Причем спектр этих СМИ настолько широк, что он включает в себя как политику, так и реалити-шоу, где всё построено на игре и «срежисируемой» жизни.

Человек забывает о том, что такое размышлять, думать самостоятельно, без чьей-либо помощи, тем более, сегодня эта помощь, на мой взгляд, чаще не приводит к истине. В таких условиях очевидна потребность человека в достоверной информации и, как следствие, умение её видеть.

Именно эти желания – постичь истину, уметь прийти к ней самостоятельно – лежат в основе «Рассуждения о методе». Если бы каждый человек с малых лет руководствовался этим методом и четырьмя правилами, изложенными в нём, то такие явления как плагиат, эксплуатация чужого умственного труда, отставание в инновациях и т.п. были бы, как мне кажется, менее актуальны для нашего общества.

В то же время не стоит принимать учение Декарта на веру. Таким образом, мы лишь умножим то, что он сам критикует и нарушим правила, которые он излагает. Человек должен критично оценивать любую информацию, которую ему предлагает мир, пропускать её через призму собственного видения и восприятия. При таком подходе ум человека не утратит своей ценности и его не сможет заменить никакая ЭВМ.

Что касается рассуждений Декарта о природе, то они насквозь пропитаны верой в Бога, которой у современного человека нет. Но это не означает, что он ничего не может извлечь для себя полезного из этих рассуждений. Сегодня человек пытается поработить природу, заключить землю в бетонные оковы, леса обратить в дома и каменные постройки, реки остановить плотинами. Декарт же пишет, что природу необходимо изучать, а не стремиться покорить. Тем более не стоит забывать о том, что природа периодически демонстрирует свою силу и мощь человеку в виде стихийных бедствий, с которыми он не в силах совладать.

Таким образом, проанализировав все шесть частей из работы «Рассуждения о методе» можно придти к выводу, что они отлично вписываются в контекст современности и даже способны преобразовать её в лучшую сторону. Из этого можно сделать ещё один печальный вывод: работа написана в XVII веке, сегодня XI - прошло почти пять столетий, а человек так и не смог по достоинству оценить работу Декарта и прислушаться всерьёз к его советам.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156492
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
64 096 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
им. С.Ю.Витте
Работа выполнена досрочно, содержание по существу, маленький недочет был исправлен. Спасибо!
star star star star star
БПТ
Обращался к Елене Александровне второй раз Всё очень здорово и оперативно сделанно, без за...
star star star star star
"КрасГАУ"
Заказываю в первый раз у Евгения , и остался максимально доволен , всё чётко !)
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решение задач по предмету «Математика»

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 29 дек.

1 минуту назад

Отчет с выполнением заданий

Решение задач, Отчет, бух учет

Срок сдачи к 25 дек.

4 минуты назад

Расчет параметров участка электроэнергетической системы

Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника

Срок сдачи к 8 янв.

4 минуты назад
4 минуты назад

Сделать курсач по методике

Курсовая, Электротехника

Срок сдачи к 26 дек.

5 минут назад

Психология безопасности труда

Реферат, Русский язык и культура речи

Срок сдачи к 29 дек.

7 минут назад

Сделать реферат и презентацию

Презентация, Биомеханика

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

написать курсовую работу по уголовному праву

Курсовая, Уголовное право

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

Начертить 12 чертежей

Чертеж, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 9 янв.

8 минут назад

Феномен успеха и успешность в профессиональном развитии

Реферат, Психология

Срок сдачи к 28 дек.

9 минут назад

В файле прикреплен пример выполнения задания

Контрольная, Криминология

Срок сдачи к 27 дек.

9 минут назад

9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг

Реферат, История государства и права России

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, Английский язык

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Составить Проект массового взрыва

Контрольная, Взрывное дело, горное дело

Срок сдачи к 8 янв.

12 минут назад

Термодинамика

Решение задач, Термодинамика

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад

Нужен реферат, объем 15-20 страниц

Реферат, Безопасность в техносфере

Срок сдачи к 5 янв.

12 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, История

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно