Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Организационный аспект управления налогообложением в регионе: характеристика и некоторые направления совершенствования

Тип Реферат
Предмет Экономика
Просмотров
1413
Размер файла
19 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Организационный аспект управления налогообложением в регионе: характеристика и некоторые направления совершенствования

Л.В. Дуканич, доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Экономическая кибернетика», Ростовский государственный университет

В статье исследуется организационный аспект проблемы управления налогообложением на региональном уровне. Осуществлена типологизация системы управления региональным налогообложением. Она представляет собой «надорганизацию», состоящую из формальных и неформальных организаций, соединенных посредством предписательной формы связи. Также классифицированы способы реализации координационных связей в реальных системах управления налогообложением и дана оценка их эффективности.

ОДНИМ из звеньев институциональных реформ в регионе является создание эффективной системы управления региональным налогообложением. Эмпирически сложившиеся в субъектах федерации системы управления региональным налогообложением, по мнению как исследователей, так и практиков, не в полной мере реализуют фискальные и регулирующие цели. В большинстве случаев не отвечают они и требованиям гибкости, динамичности, оперативности и адаптивности к новым условиям развития субъектов федерации.

Сложившееся положение дел объясняется несколькими причинами. Регионы в доперестроечный период не сталкивались с проблемами налогового управления и были вынуждены решать их с чистого листа. Не готова оказалась и наука. На важность и, одновременно, относительно слабую проработанность организационного аспекта в управлении налогообложением указывает целый ряд авторов. В имеющихся исследованиях зачастую ограничиваются лишь установлением перечня органов управления, входящих в систему управления налогообложением, а интеграционно-координирующая сторона организации управления налогообложением должного отражения не получает, хотя при одном и том же составе компонентов системы могут использоваться различные организационные отношения и механизмы, обеспечивающие разную результативность процессов управления.

Объектом анализа в данной статье выступает организационная структура системы управления региональным налогообложением, посредством которой реализуются процессы управления налогообложением на мезоуровне. Ставится задача: осуществить вариантно-типологическую систематизацию указанной системы, определить тип дифференциации структуры, выявить соотношение централизации и децентрализации в принятии налоговых решений.

Оценка организационных структур осуществлялась с учетом институционально закрепленного Бюджетным кодексом РФ круга основных участников процессов бюджетно-налогового планирования и контроля на мезоуровне, а также установленных в нем полномочий законодательных и исполнительных органов субъекта федерации по реализации указанных процессов.

Анализ, совокупности органов законодательной и исполнительной власти субъекта федерации, территориальных подразделений Министерства по налогам и сборам РФ и других многочисленных участников, реально задействованных в процессе управления налогообложением на мезоуровне, убеждает в том, что система управления региональным налогообложением представляет собой сложную многофункциональную, многоуровневую и полиструктурную систему. Убедительным аргументом в пользу данной характеристики может служить внушительное число организаций разной ведомственной подчиненности, принимающих непосредственное участие в обосновании и утверждении точечных заданий по налогам в бюджетах субъектов РФ. В частности, в Ростовской области число участников этого процесса составляет более 70.

По степени сложности и возможности получения полной и достоверной информации об элементном составе оргструктуры и его разнообразных взаимодействиях в процессе управления объектом система управления региональным налогообложением может быть отнесена к классу самоорганизующихся. Основной особенностью таких структур является принципиальная ограниченность их формализованного описания, требующая сочетания формальных методов и методов качественного анализа. Причем главная конструктивная идея моделирования при отображении указанного класса систем заключается в разработке знаковой системы, с помощью которой фиксируются известные на данный момент компоненты и связи, а затем последняя последовательно преобразуется с помощью принятых правил (структуризации, декомпозиции, композиции и др.). Такой методический прием помогает получать новые, ранее не выявленные компоненты и связи, которые могут подсказать последующие шаги в изучении и совершенствовании оргструктуры. Реализация вышеописанного подхода может быть осуществлена лишь с привлечением методов структурного анализа и синтеза, и в частности посредством такого методического приема, как детализация (декомпозиция) системы в разрезе нескольких аспектов: функционального и структурного [3, с. 35].

Доминирующим при описании и оценке системы управления налогообложением, на наш взгляд, должен стать функциональный аспект. Исходя из этого, система управления региональным налогообложением вначале должна быть подвергнута функциональной декомпозиции, предполагающей закрепление за конкретными ее подсистемами отдельных функциональных этапов процесса управления налогообложением.

В функциональном разрезе управляющая система представляет собой совокупность следующих подсистем:

1) подсистема принятия законодательных решений, организационно представленная законодательными органами власти субъекта РФ и обеспечивающая рассмотрение и утверждение: а) бюджетно-налоговых заданий на очередной плановый период; б)изменений и дополнений в случае необходимости бюджетно-налоговых заданий; в) результатов исполнения бюджетно-налоговых заданий; г) установления и введения на территории региональных налогов, сборов; д) размеров конкретных ставок по федеральным и региональным налогам и сборам, а также дополнительных льгот в рамках полномочий субъекта РФ, определенных в НК РФ;

2)иерархически организованная подсистема плановых органов и подразделений, занимающихся прогнозированием налоговых поступлений, разработкой налоговых концепций, оценкой налогового потенциала региона, разработкой проекта бюджетных заданий по налогам в рамках единой методологической и нормативной базы и объединенными информационными потоками. Ядро этой подсистемы составляют такие организации, как министерства экономики и финансов, с их функциональными подразделениями: правовыми, плановыми, финансовыми и др. В данную подсистему входят также отдельные управления, департаменты, отделы в составе министерств и ведомств, обеспечивающих информационную и техническую поддержку процедур налогового планирования и прогнозирования;

3) подсистема, обеспечивающая реализацию процесса регулирования и контроля за исполнением бюджетно-налоговых заданий (министерства экономики и финансов субъектов РФ, территориальное управление МНС РФ со своими структурными подразделениями, Федеральное и территориальные казначейства и др.).

В структурно-организационном плане управляющая подсистема типологи-зирована нами как «надорганизация», состоящая из формальных (зарегистрированных государством в соответствии с тем или иным формальным законом, имеющих устав или положение, фиксирующие их статус) и неформальных элементарных организаций, осуществляющих взаимодействие в процессе управления налогообложением в основном посредством предписательной формы связи. Причем за используемым в типологии институциональных форм деятельности термином — «элементарная организация» в реальности стоят сложные структурные образования (в нашем случае — министерства, ведомства, комитеты), в свою очередь в подавляющем большинстве имеющие иерархическую структуру. В роли реального субъекта принуждения выступает, как правило, администрация региона. Основой для возникновения предписательной связи выступают фактически реализуемые администрацией субъекта РФ правомочия управления по отношению к объектам предписания. Это означает, что в рамках предписательной функции указанный субъект определяет элементарным организациям: какие функции управления и в какие сроки им необходимо осуществить. Таким образом, именно посредством предписательной связи реализуется принцип интеграции применительно к такому сложному образованию, каким является «надорганизация». Принцип интеграции в данном случае трактуется нами как целенаправленная взаимосвязь формальных и неформальных организаций с целью создания устойчивой во времени структуры «над-организации», реализующей управление налогообложением. На макроуровне предписательная связь наиболее последовательно и полно нашла свое формально-документальное воплощение в соответствующих главах Бюджетного кодекса РФ [1, с. 1]. На региональном уровне предписательная связь, интегрирующая прогнозно-плановые действия исполнительных органов субъекта федерации по разработке бюджетно-налоговых заданий, институционально поддерживается посредством принятия законодательными органами власти субъекта РФ соответствующих законов, решений и распоряжений (постановлений) главы администрации о порядке и сроках формирования бюджета на очередной год.

Системе управления региональным налогообложением свойственна определенная вертикальная декомпозиция, предполагающая приоритет действия подсистем верхнего уровня, и, одновременно, некоторая зависимость действий верхнего уровня от состояния подсистем нижнего уровня. Однако отношения типа «распорядительство—подчинение» реализуются только между правительством субъекта федерации и его органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, управлениями, а также внутри последних). Одновременно выявлено, что в системе управления региональным налогообложением реализуются горизонтальные связи между подсистемами одного и того же уровня иерархии (например, между Минэкономики и Минфином, территориальными органами Госкомстата и Минэкономики, Минэкономики и соответствующим территориальным управлением МНС РФ и др.). Наличие в «надорганизации» широко разветвленной системы горизонтальных связей позволяет отнести ее к типу иерархических систем с централизованно-децентрализованной координацией. В таких системах реализуется тип отношений — «совместное (согласованное) принятие решений». Этот тип отношений характеризуется примерным равноправием взаимодействующих органов в ходе реализации функциональных стадий управления, в силу чего он нуждается в координации путем создания горизонтальных координационных механизмов. Общепризнанно, что именно такой подход является эффективным способом противодействия сложности задачи управления и их высокой степени неопределенности, связанной с функционированием объекта управления в нестабильной внешней среде.

Успешность решения задач управления такими системами во многом определяется тем, насколько удачно подобраны соответствующие особенностям конкретной системы принципы и методы координации. В теории управления выделено несколько способов координации:

1) путем «прогнозирования взаимодействий»;

2) путем «оценки взаимодействий»;

3) путем «развязывания взаимодействий»;

4) путем «наделения ответственностью»;

5) путем «создания коалиций» [2, с. 41].

Анализ практики управления налоговыми отношениями в регионе показывает, что реально складывающиеся координационные связи реализуются на разных стадиях управленческого цикла разными способами. На стадии прогнозирования и формирования проекта бюджетно-налоговых заданий на очередной год координация осуществляется посредством «прогнозирования взаимодействий». Координация действий при разработке и утверждении налоговых концепций, установлении налогов и сборов на территории региона, осуществлении контрольных действий за исполнением точечных заданий по налогам и сборам со стороны исполнительных органов власти субъекта федерации и территориального управления МНС РФ по налогам и сборам реализуется скорее посредством способа «развязывание взаимодействий». Представляется, что применение способа «развязывание взаимодействий» в отношении такой сферы управленческой деятельности, как разработка налоговой концепции, характеризующейся большой долей неопределенности, высоким удельным весом творческих решений, новизной технологии ее обоснования, неповторяемостью решений, является достаточно обоснованным и эффективным. Что же касается его использования при решении задачи координации управленческих действий по контролю за исполнением бюджетно-налоговых заданий, то здесь он вряд ли целесообразен. Этот способ не может обеспечить должной степени контроля из-за слабой согласованности действий контролирующих органов, и, следовательно, требуется подбор более адекватного способа координации.

Практика показывает, что самым уязвимым звеном в системе управления налогообложением является слабая координация действий между министерствами субъекта РФ и налоговыми органами, участвующими в реализации налогового планирования и контроля. Действительно, даже получение информации, необходимой для осуществления указанных функций управления (например, отчетно-учетных данных о сборе налогов и сборов в разрезе отдельных категорий налогоплательщиков, в территориальном и отраслевом разрезах), требует длинного цикла согласований между руководителями указанных ведомств. Подобная несогласованность в реализации технического взаимодействия между органами управления существенно осложняет процесс управления, снижает возможности вариантных расчетов из-за временных ограничений, затрудняет применение, а иногда и полностью исключает возможность использования современных методов обоснования плановых, регулирующих и контрольных решений по причине их информационной необеспеченности.

Горизонтальные координационные связи могут быть по-разному оформлены организационно. Часто это прямые контакты между руководителями и специалистами подразделений одного уровня в организации. Именно этот тип организации координационных связей, как показывает анализ, преобладает в настоящее время в управлении налогообложением в регионе. Однако, учитывая регулярный и устойчивый характер горизонтальных связей в системе управления региональным налогообложением, в том числе в связи с необходимостью постоянного обмена информацией между организациями, не подведомственными друг другу, а также принимая во внимание слабую структурированность самой процедуры управления такой сложной системой, какой является система регионального налогообложения, действенность и эффективность руководства управлением налогообложением может быть существенно повышена лишь путем создания коллегиального координационного органа. Такой орган должен быть создан из представителей организаций-соисполнителей для совместного анализа хода выполнения процедур планового характера, контроля за выполнением бюджетно-налоговых заданий и принятия текущих решений по ликвидации возникающих нежелательных отклонений. Его создание, а также институциональное закрепление его полномочий в осуществлении управления налогообложением в регионе в законодательном акте субъекта федерации могли бы способствовать решению проблемы достаточного информационного обеспечения, повышения степени обоснованности и качества управленческих решений.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Полный сборник Кодексов Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Н. Власова. М.: Омега-ЭЛ, 2000. С. 61-107.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999.

3. Методы и модели совершенствования организационных структур / Б.А. Лагоша, В.Г. Шаркович, Т.П. Дектярева. М.: Наука, 1986.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно