Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

Тип Реферат
Предмет Психология
Просмотров
1138
Размер файла
205 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В г. ТАГАНРОГЕ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

Выполнила:

Сарычева Мария Павловна

студентка группы И-67

Проверила:преподаватель

Голубева Е.В.

Таганрог, 2011


Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы изучения эмпатии

1.1 Понятие эмпатии и ее характеристики

1.2 Представления об эмпатии мужчин и женщин

Глава 2. Эмпирическое изучение эмпатии у мужчин и женщин

2.1 Организация эмпирического исследования

2.1.1 Этапы исследования

2.1.2 Характеристика методики и выборки испытуемых

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Список источников

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению [14].

Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон [14], В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер, Ф. Олпорт, В. Уилмер [5], Блок, Таврис [1] и другие.

С. Марсен и Дж. Линг с помощью методики Барона-Кохен провели психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) и выдвинули гипотезу, что сопереживание более характерно для женщин, нежели для мужчин. Однако, эти исследования не показали ожидаемых значимых различий в уровне эмпатии между полами [13].

Р.Барон, С. Стайн и Г.Бук экспериментально установили, что у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности [14].

Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Дейв Барри однажды сказал, что женщины в принципе могут оставить попытки дождаться от мужчин эмоциональности: «Если бы вам представилась возможность проникнуть глубоко в душу мужчины, то там, далеко внизу, под этой оболочкой мачо и слоем бесконечных занудных бесед о разных вещах вроде чемпионата мира 1978 года, вы бы обнаружили страстную и горячую увлеченность... чемпионатом мира 1978 года. Да, приходится признать, что мужчинам недоступны эмоциональные мысли и переживания. Пора вам, женщинам, понять это!».

Данные, касающиеся половых различий в эмпатии, на первый взгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретном случае метода измерения эмпатии. Айзенберг и Леннон (Eysenberg & Lennon, 1983), проводя всеобъемлющий обзор исследовательских работ в данной области, обнаружили, что чем более очевидно было, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньшие различия выявлялись [1].

В целом нельзя сказать, что по этому вопросу получены четкие данные.

Таким образом, недостаточная изученность и высокая практическая значимость послужили основой для постановки проблемы исследования: различается ли уровень эмпатии у мужчин и женщин?

Цель работы: Исследовать зависимость уровня эмпатии от половой принадлежности.

Гипотеза исследования: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.

Объект исследования: Юноши и девушки в возрасте 19-22 лет.

Предмет исследования: Уровень эмпатии юношей и девушек.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему эмпатии в психологической литературе.

2. Изучить уровень эмпатии у представителей разных полов с помощью эмпирического исследования.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы исследования:

· Тестирование по методике: Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.

3. Методы математико-статистической обработки данных:

· Выявление различий между выборками по исследуемому признаку с помощью статистического критерия.

· Построение гистограмм, графиков.

4. Интерпретационные методы.

База исследования: В исследовании принимали участие тридцать человек, из них – 15 юношей, 15 девушек.

Положение, выносимое на защиту: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.


Глава 1.Теоретические основы изучения эмпатии

1.1 Понятие эмпатии и ее характеристики

«Эмпатия - это способность встать в ботинки другого.»

К. Роджерс

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой может послужить утверждение Мид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [21].

Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого [3].

Сам термин пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект “вчувствуется” в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует, и таким образом понимает [8].

В контексте широкого определения эмпатии, различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения [10].

С.Л.Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим.

В. Бойко считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.

В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.

Т.П.Гаврилова делит эмпатию на сопереживание и сочувствие и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия - альтруистические.

М. Шелер, Ф. Олпорт, С.Э. Аш, А. Валлон, В. Уилмер, Э. Стотланд считают, что эмпатия является особенной формой познания, объектом которого является человек [2,5].

Гринсон отличает эмпатию от симпатии, в которой присутствует элемент согласия с тем, что чувствует другой человек, и, следовательно, большая мера эмоциональной вовлеченности. Он также отличает эмпатию от интуиции, поскольку первая связана с чувствами, а последняя - с интеллектом.

Развивая идеи Мелани Кляйн, Нора Баругел, как и Гринсон, различила симпатию и эмпатию, однако дала им другие определения. Симпатия заключается в способности переживать или страдать вместе с другим человеком (syn-pathos), основывающейся на ощущении схожести с объектом. Эмпатия является переживанием или страданием внутри объекта (em-pathos) - в этом случае идентификация осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта (проективная идентификация).

Ямпей определяет эмпатию как способность поставить себя на место другого и прочувствованно разделить его мысли и желания [20].

Карл Роджерс описывает это явление следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь» [18].

К концу ХХ века эмпатия все больше рассматривается не как то, что есть - повседневное действие, а как то, что должно быть - "Еще-Не-Явленное" (Э. Блох) специализированное действие, "конкретно-утопическое" познавательно-действенное отношение [17].

Таким образом, следует воспринимать эмпатию ни как сочувствие, ни как переживание, а как вчувствование– и не более того [13].

Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации [15].

Как указывает Ф.Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания – проекции, интерпретации, стереотипизации, каузальной аттрибуции и т.п. [8]

Для всестороннего изучения феномена эмпатии важно определить те механизмы, посредством которых осуществляется эмпатийное взаимодействие. Под эмпатийным взаимодействием понимается случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийного компонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников взаимодействия.

Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.

Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражать экспрессивный рисунок поведения другого.

Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормы другого как свои.

В свою очередь, понимание и рефлексия позволяют прогнозировать проявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращаться к собственному эмоциональному опыту, то есть в большей степени направлены на развитие когнитивного аспекта процесса эмпатического взаимодействия [19].

Существуют три уровня эмпатии. Самый глубокий уровень - это "способ бытия" (way of being), способ "быть вместе" с другими, способ понимания нюансов и сложностей их внутренних миров. Во-вторых, эмпатия - это чрезвычайно полезный способ присутствия, способ профессионального контакта с людьми, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна. И, наконец, эмпатия - это коммуникативный навык, использованию которого можно научиться [6].

В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируют как уровни:

1. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.

2. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их [3,8].

1.2 Представления об эмпатии мужчин и женщин

Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находок в ходе изучения гендерных стереотипов. Айкс и Барнс объяснили, что мужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением к контролю — причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или сокрытие своих чувств. О женственности они писали, что она, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств.

К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу еще К. Батюшков писал: "Любить или ненавидеть! – им, женщинам, надобна беспрестанная пища для чувств". Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Л. В. Куликов (1997) отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин [7].

Женщины более склонны описывать себя как людей, проявляющих эмпатию, способных сопереживать — радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет. Различия в степени эмпатии прослеживаются между мужчинами и женщинами и в лабораторных экспериментах, правда, в меньшей степени. Женщины чаще плачут и чаще говорят, что они огорчены чужими бедами. Это объясняет, почему и мужчины, и женщины отмечают, что дружба с женщиной оказывается более тесной, там можно найти больше заботы и взаимопонимания. В те моменты, когда человек — не важно, мужчина это или женщина — нуждается в том, чтобы рядом был кто-то, с кем можно поделиться и радостью и горем, он скорее обратится к женщине.

Одним из объяснений различий в проявлении эмпатии может послужить тот факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав 125 исследований восприимчивости невербальных команд, Джудит Холл обнаружила следующее: в целом женщины превосходят мужчин в расшифровке сообщений, заложенных в эмоциях окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрывка немого кинофильма, во время которого на экране демонстрировали огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, что она делала: критиковала кого-то или обсуждала свой развод [11].

Женщины более чувствительны, чем мужчины, к невербальным проявлениям, и это происходит потому, что они проявляют больше эмпатии с партнерами по коммуникации. «Я больше нервничаю (переживаю, тревожусь), если рядом нервничают», «Я так чувствительна к настроению других, что…» - эти и аналогичные по характеру суждения скорее являются женскими, чем мужскими [11].

Блок следила за развитием группы мальчиков и девочек в течение 40 лет. За это время она обнаружила, что родители вели себя по-разному с сыновьями и дочерьми. В частности, дочерей воспитывали так, чтобы они выражали свои чувства и были в хороших отношениях с окружающими. Воспитывая сыновей, их поощряли за проявление независимости и учили, что надо контролировать свои эмоции. Возможно, у мужчин менее богатый, чем у женщин, опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека [1].

Женщины более искусны в невербальном выражении эмоций, сообщает Холл. С особой очевидностью это проявляется при выражении позитивных эмоций, добавляют Эрик Коатс и Роберт Фельдман (ErickCoatsandRobertFeldman, 1996). Они записывали на видеопленку поведение и лица людей в различные моменты жизни: счастливые, печальные, рассерженные. Когда эти видеоклипы прокручивались беззвучно, наблюдатели более точно определяли, что демонстрируются именно счастливые моменты жизни, если героями были женщины (мужчины гораздо искуснее в выражении гнева) [12].

Действительно ли женщины более эмпатичны, чем мужчины? Если это и так, то причиной, вероятно, являются социальные нормы. От женщин ожидают большей эмпатии и более глубокого понимания эмоционального состояния других. Исследователи, однако, не разделяют этой уверенности.

Таврис высказала мнение, что за различия в эмпатии между мужчинами и женщинами ответственны гендерные роли. Так называемые «женские занятия», вроде ухода за детьми, требуют эмпатийной отзывчивости. Она упомянула об исследованиях, объектом которых были одинокие мужчины, вынужденные заботиться о своих детях, так как остались вдовцами или были брошены женами (причем когда эти отцы еще были женаты, то и не думали брать на себя заботу о детях). У таких мужчин были обнаружены типично женские черты, например заботливость и сочувствие. Иначе говоря, они стали ухаживать за детьми совсем не оттого, что были такими заботливыми, а наоборот, стали заботливыми, лишь начав ухаживать за детьми. В этом случае социальная роль требует эмпатийного поведения, а подобные социальные роли присущи почти исключительно женщинам [1].

Итак, эмпатия определяется как вчувствование, способность сопереживания другому человеку. В обществе принято думать, что женщины более склонны к эмпатийным проявлениям, нежели мужчины. Здесь играют большую роль особенности воспитания и менталитета, а также социальные стереотипы.

Мальчиков с детства учат сдержанности, а девочек – сопереживанию. Возможно, это служит главной причиной того, что женщины способнее в плане проявления эмоций и сопереживания.

Однако, исследования, проведенные в этой области, не дают однозначного ответа, кто же более склонен к эмпатии. Данное исследование направлено на то, чтобы исследовать связь между уровнем эмпатии и половой принадлежностью, и попытаться доказать гипотезу исследования: уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.


Глава 2. Эмпирическое изучение эмпатии у мужчин и женщин

2.1 Организация эмпирического исследования

эмпатия психологический рефлексия сопереживание

2.1.1 Этапы исследования

С целью проверки выдвинутых нами теоретических предположений, а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно как уточняющее.

Целью уточняющего исследования является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание [16].

Также данное исследование является корреляционным, т.к. направлено на изучение связи между зависимой и независимой переменными.

Зависимая переменная: Уровень эмпатии.

В качестве независимой переменной в данном случае выступает пол испытуемого, так называемая «организмическая» или «константная» переменная. На пол испытуемого мы воздействовать не можем, а можем лишь учесть его как критерий при формировании групп испытуемых. Это означает, что данное исследование является также квазиэкспериментальным [4,8].

В качестве внешних переменных можно выделить такие факторы, как личные особенности испытуемого, его эмоциональное и физическое состояние во время эксперимента, а также его мотивацию и условия тестирования.

Эмпирическая гипотеза исследования будет звучать следующим образом: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.

Исследование было проведено 8 декабря 2009 года. Контроль внешних переменных таких, как мотивация испытуемых и условия тестирования, осуществлялся за счет создания константных условий (тестирование всех испытуемых проходило в один день, в групповой форме, одновременно).

Перейдем к более подробному описанию хода исследования, его результатов и формированию выводов по работе.

2.1.2Характеристика методики и выборки испытуемых

В исследовании принимали участие 30 человек, из них – 15 юношей, 15 девушек. Все они являются студентами ТТИ ЮФУ. Возрастной состав испытуемых: 19-22 лет.

Испытуемые принимали участие в исследовании только в добровольном порядке и могли в любой момент отказаться от участия.

В процессе проведения исследования была использована следующая методика:

Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.Данный опросник предназначен для диагностики уровня развития эмпатийных тенденций личности. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Опросник состоит из 33 предложений-утверждений. В нем выявляется субъективный показатель уровня развития эмпатии у испытуемого, основанный на его самооценке. Стандартизация опросника проводилась его разработчиками на выборках студентов вузов, в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей.

Текст опросника, ключ к нему и интерпретация результатов представлены в Приложении 1.

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

«Сырые» результаты, полученные в ходе данного исследования, приведены в Приложении 2.

Ниже приведено графическое представление полученных результатов:

Рис. 1. Совмещенный график для тестовых баллов девушек и юношей

Из визуального анализа графика можно заключить, что в среднем значимых различий в результатах подвыборок не наблюдается. Максимальный результат в обеих подвыборках равен 30.

Таблица 1.Частота полученных тестовых баллов

БаллЮношиДевушкиВсе
7101
10112
14101
15202
16011
19112
20101
21112
22213
23033
24123
25011
27101
28213
29011
30123
сумма151530

Рис. 2. Распределение тестовых баллов для всей выборки

Из визуального анализа данной гистограммы видно, что для данной выборки по частоте преобладают значения баллов 30 (высокий уровень эмпатийных тенденций), 28, 24, 23, 22 (средний уровень эмпатийных тенденций)[1]. В целом большая часть баллов сосредоточена вокруг средних значений, что говорит о близости распределения к нормальному.

Таблица 2.Частота встречаемости тестовых баллов для подвыборки юношей.(сгруппированные данные)[2]

БаллfУровень
абс.%
0-716,67очень низкий
8 16426,67низкий
17-25640,00средний
26-33426,67высокий
сумма15100,00

Рис.3. Процентное распределение уровней эмпатии для подвыборки юношей

Таблица 3.Частота встречаемости тестовых баллов для подвыборки девушек.(сгруппированные данные)

БаллfУровень
абс.%
0-16213,33очень низкий
17-22320,00низкий
23-29853,33средний
30-33213,33высокий
сумма15100,00

Рис.4. Процентное распределение уровней эмпатии для подвыборки девушек


Таблица 4.Частота встречаемости тестовых баллов для всей выборки.(сгруппированные данные)

Уровеньf
абс.%
очень низкий310,00
низкий723,33
средний1446,67
высокий620,00
сумма30100,00

Рис.5. Процентное распределение уровней эмпатии для всей выборки

Можно сказать, что для данной выборки преобладает средний уровень эмпатийных тенденций. Однако, для подвыборки девушек этот уровень составляет приблизительно 54%, а для подвыборки юношей – 40%. Высокий уровень эмпатии для подвыборки девушек составляет приблизительно 13%, а для подвыборки юношей – 27%. Низкий уровень также имеет отличия в обеих подвыборках: у юношей – 26, у девушек – 20. Очень низкий уровень у юношей составляет приблизительно 7%, а у девушек – 10%. Эти различия можно объяснить особенностью интерпретации результатов, предлагаемой данной методикой (см. Приложение 3).

В целом из визуального анализа можно заключить, что результаты не показывают значительных различий.

Чтобы более точно проверить распределения результатов для обеих подвыборок на наличие существенных различий в уровне эмпатии, воспользуемся критерием U – Манна-Уитни.

Сформулируем гипотезы:

Н0: Уровень эмпатии в подвыборке юношей не ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.

Н1: Уровень эмпатии в подвыборке юношей ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.

Основные расчеты представлены ниже:

Таблица 5.Индивидуальные значения уровня эмпатии для подвыборок юношей и девушек

ЮношиДевушки
БаллБалл
17110
210216
314319
415421
515522
619623
720723
821823
922924
10221024
11241125
12271228
13281329
14281430
15301530

Таблица 6.Подсчет ранговых сумм по подвыборкам юношей и девушек

ЮношиДевушки
БаллыРангиБаллыРанги
71102,5
102,5167
1442111,5
155,5198,5
198,52214
155,52317
20102317
2111,52317
22142420
22142420
24202522
27232825
28252927
28253029
30293029
суммы198,5266,5

Общая сумма рангов: 198,5 + 266,5 = 465. Расчетная сумма:

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Uэмп. = 78,5.

Uэмп. > Uкрит.

Ответ: Принимается Н0. Уровень эмпатии в подвыборке юношей не ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.

Было проведено уточняющее квазиэкспериментальное корреляционное исследование с целью подтвердить гипотезу о том, что уровень эмпатии у женщин выше, чем у мужчин. Проведенное тестирование и интерпретация результатов показали, что значимых различий между результатами обеих подвыборок нет.

Следовательно, эмпирическая гипотеза исследования не нашла своего подтверждения и мнение о том, что женщины более способны к эмпатии, чем мужчины, в данном эксперименте не подтвердилось.

Однако, на результаты исследования могли повлиять указанные в пункте 2.1.1 внешние факторы и условия исследования. Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.

Во-первых, объем выборки был небольшим (30 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результаты распространяются на всех людей.

Во-вторых, были опрошены в основном студенты психологических специальностей, у представителей других специальностей результаты могут быть другими. Также они могут быть другими, если опросить учащихся других ВУЗов, или работающих людей.

В-третьих, невозможно было исключить влияние таких факторов, как личностные особенности испытуемых, их мотивацию и эмоциональное состояние на момент тестирования. Это тоже могло оказать свое влияние на полученные результаты.

Также, в интерпретации, даваемой данной методикой, различается количество баллов для определенного уровня эмпатии у разных полов (см. Приложение 3). Это тоже могло повлиять на распределение результатов.

Чтобы уточнить результаты, нужно провести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качестве гипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах.

Заключение

Данная работа была посвящена исследованию эмпатии у представителей разных полов. Ее целью было исследовать зависимость уровня эмпатии от половой принадлежности. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи.

Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения:

1. Эмпатия определяется как вчувствование, способность сопереживать другому человеку;

2. В обществе принято мнение, что женщины более склонны к проявлению эмоций, и, соответственно, более эмпатичны, чем мужчины. Это может быть связано с особенностями воспитания, выделением социальных ролей и социальными стереотипами;

3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, не дали четких результатов.

К эмпирическим результатам работы относится следующее:

1. Для данной выборки преобладает средний уровень эмпатийных тенденций;

2. При визуальном анализе графиков и гистограмм нельзя сказать, что между результатами подвыборок существуют значимые различия;

3. Статистическая обработка результатов также различий не выявила.

Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень эмпатии не зависит от половой принадлежности, что противоречит теоретическим положениям. Гипотеза исследования не подтвердилась. В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.

Эмпатия является эффективным инструментом общения, однако, принято мнение, что у представителей разных полов она выражена на разных уровнях. Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – зависит ли умение сопереживать от пола. В этом заключается его практическая значимость.

Список источников

1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – Глава 2.

2. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2006. – №1. – С. 15-25.

3. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 61-68.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: «Питер», 2000.

5. Елеференко И.О. Эмпатия. – СПб.: Гаруда, 2003.

6. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 1.

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – Глава 4.

8. Карягина Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии //«Психология общения — 2006: на пути к энциклопедическому знанию».

9. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: ЧеРо, 1997.

10. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006.

11. Крейдлен Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. Эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи: Сборник научных статей / Под ред. Шаронова И.А. – М.: РГГУ, 2005.

12. Майерс Д. Изучаем социальную психологию. – М.: Академия, 2005. – Часть III

13. Мансер С., Линг Дж. Психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) // PersonalityandIndividualDifferences / Пер. Разумова Л.Д. – 2006. – №40

14. Онлайн энциклопедия «Кругосвет» - Ст. «Эмпатия».

15. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – C. 68- 73

16. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. – 2008.

17. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд.-филос. наук. – СПб., 2001;

18. Роджерс К. – Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций (под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман). – М.: ЧеРо, 2002.

19. Тютяева О.В. – Функциональные механизмы эмпатийного воздействия // «Вокруг планеты всей: любопытная информация на любые темы: Психология.» – 2009.

20. Этчегоен Г. – Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1.

21. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1.


Приложения

Приложение 1

«Сырые» результаты

Таблица 1.Первичные данные для обеих подвыборок

ИнициалыРезультатУровень эмпатии
Юноши1К.Д.22средний
2И.А.22средний
3М.О.24средний
4Е.А.10низкий
5К.О21средний
6Н.А.27высокий
7Б.К.28высокий
8З.М.19средний
9П.И.15низкий
10К.М.20средний
11П.А.30высокий
12А.Д.28высокий
13А.С.14низкий
14Д.Д.15низкий
15Б.А.7очень низкий
Девушки1Л.В.23средний
2К.О24средний
3Ш.Е.30высокий
4К.Т.23средний
5М.Е.19низкий
6Д.М.24средний
7Х.А.28средний
8Ч.Н.23средний
9Р.Т.21низкий
10П.Е.29средний
11Б.И.22средний
12М.Ю25средний
13С.Г.16низкий
14С.М.30высокий
15Г.Ю.10низкий

Приложение 2

Предлагаемый опросник

Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна

Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.

Опросник

1.Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.

2.Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.

3.Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

4.Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.

5.Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6.Я считаю, что плакать от счастья глупо.

7.Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

8.Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

9.Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.

10.На мое настроение сильно влияют окружающие люди.

11.Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

12.Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13.Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

14.Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15.По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.

16.Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.

17.Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).

18.Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19.Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

20.Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.

21.Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22.Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.

23.Чужой смех меня не заражает.

24.Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

25.Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26.Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

27.Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

28.Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29.Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30.Чужие слезы вызывают у меня раздражение.

31.Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

32.Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

33.Маленькие дети часто плачут без причины.

Ваши инициалы_________________

Пол____

Спасибо за участие в исследовании!


Приложение 3

Ключ к опроснику и интерпретация результатов

Таблица 1.Ключ к опроснику

ОтветНомера утверждений-предложений
Согласен "+"1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Не согласен "-"2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таблица 2.Интерпретация

ПолУровень эмпатических тенденций
высокийсреднийнизкийочень низкий
Юноши33-2625-1716-87-0
Девушки33-3029-2322-1716-0

Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.[3]


[1] Интерпретация дана в соответствии с выбранной методикой

[2] Баллы сгруппированы относительно предлагаемой методикой обработки

[3] Данное объяснение взято из описания опросника


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно