это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
МИФИ (Технический Университет ).
Реферат
по истории
Русской культуры
на тему:
"Язычествовосточных славян
и его отражениев быте
и нравахнарода".
Выполнил:
студент гр. В1-12
Ландышев
Владимирович.
Преподаватель:
Македонская В.А.
Оглавление:
1. Введение.
2. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны.
3. Происхождение славян.
4. Славяно-Русское язычество.
а) Классификация и общие сведения.
б) Мир в представлениях древних славян.
в) Обряд погребения.
г) Жречество.
д) Пантеон языческих богов.
e) Влияниеязычества на культуру и быт древних славян.
5. Список литературы.
Введение.
Периодстановления Русской государственности и события предшествующие этому являютсяодними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники,повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, визложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой,тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главнымобразом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались ихкультурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси иязычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологическиеи этнографические исследования.
Язычествопрошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнегочеловека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделитьобряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников омире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние накультуру и быт древних славян.
Темареферата выбрана мной не случайно. Язычество притягивает к себе любоголюбознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами,не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятникамикультуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужествомдревних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человекупротивостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
Этнографическиеисследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире,которые славяне перенесли даже в христианство. Удивляет этнографов и народнаяпамять: в некоторых сказаниях упоминаются даже вымершие исполины - мамонты"чудища хоботистые".
Послепринятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не такпросто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывалисьвеками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результатерусское православие, по крайней мере в народном представлени, превратилось всимбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианскиепраздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса иГлеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков.
ЯзычествоВосточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес дляисториков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние надальнейшую судьбу Русского государства.
Древнейшиецивилизации на территории нашей страны.
В настоящее время в славянских республиках бывшего СССРдоля славян составляет от 85% до 98%. Однако такое положение сложилосьотносительно недавно. На заре нашей эры лишь северо-запад Украины входил вареал расселения древних славян. По мере освоения новых земель, предки русских,украинцев и белорусов смешивались с местными народами, впитывая в себя ихкультуру и обычаи. Поэтому особенно важно учитывать огромную роль неславянскихнародов в становлении Древнерусского государства.
Северное побережье Чёрного моря и Кавказ ещё вдоисторические времена были заселены Скифами. Скифы, в данном случае, могутотождествляться с иранцами, таврами (народ, живший на территории Крыма),фракийцами, финскими и праславянскими племенами. Изначально Скифы быликочевниками, но позже основная их масса перешла к оседлому образу жизни иобразовала "Скифское царство", которое находилось в постоянныхконтактах со своими соседями. Примерно в 7 в. до н. э. началась колонизацияСеверного Причерноморья древними греками. Колонизаторы встречали сопротивлениесо стороны скифов, но, как правило, в локальных стычках выходили победителями,обращая в рабство непокорные племена. Впрочем, рабы-скифы не пользовалисьбольшим спросом из-за их строптивости и природной склонности к вину. Позжескифам приходилось вести борьбу и с Римлянами.
Только в прошлом веке российскими археологами былаоткрыта ещё одна своеобразная культура, существовавшая примерно в 2-4 векахнашей эры и названная историками "черняховская".
Следы "черняховской" культуры были найдены на побережьеДнепра, недалеко от Киева. Этнически "черняховцы" были близки киранцам, вместе с тем среди них могли быть и другие этносы, в том числе ипраславяне. Известно, что "черняховцы" имели весьма тесные контакты сРимской империей и готскими племенами. Высокая концентрация населения, а такжевысокий уровень развития земледелия и ранних ремёсел создали предпосылки длясоздания государственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударамигуннов.
Большие изменения в демографическую обстановку натерритории нашей страны в то время внесло гуннское нашествие. Гунны былиизвестны ещё древним китайцам. Примерно во 2 веке до н.э. они были вынужденыотойти на запад под давлением войск "поднебесной" и где-то ко 2 векун.э. вышли к Волге. На берегах Волги гунны вынуждены были задержаться почти надва столетия, поскольку встретили сопротивление со стороны алан (иранцев).Позже, сломив сопротивление аланских племён, гунны устремились на поселения"черняховцев" и далее на запад. Весьма воинственные гунны великочевой образ жизни, тем не менее, испытывая на себе влияние культурпокорённых народов, все более тяготели к благам цивилизации. Знаменитыйгуннский царь Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Такимобразом, можно говорить о появлении на карте мира к 4-5 вв. гуннскогогосударства, простиравшегося до границ римской империи, и которое представлялособой сложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже составлялименьшинство. После смерти Аттилы, начались распри среди наследников ипокорённые народы, воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов на восток впричерноморские степи.
В составе гуннских племён можно выделить прототюрков.Поначалу их роль не была доминирующей, но положение стало меняться в 6 веке,когда с востока, из пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощныйпоток прототюркских племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация,названная Тюркский каганат и которая простиралась на огромном пространстве отМонголии до Волги. В каганате существовала чёткая иерархическая структура, воглаве которой находился хакан, имеющий неограниченную власть и приравненныйкочевниками к китайскому императору. Позже Тюркский каганат распался на двечасти, из которых так называемый Западнотюркский каганат властвовал натерритории от Алтая до Волги, а затем распространил свою власть и на частьпредкавказья.
Самым серьёзным последствием этого образования былприход тюрок на запад, в том числе и в Восточную Европу. В 6-10 вв. населениепочти всей степной части Восточной Европы подверглось тюркизации, тогда как влесостепной утверждался доминант славян.
Только на центральном Кавказе сохранился мощный массиваланского (иранского) этноса, который оправился после гуннского погрома ивоссоздал своё политическое объединение - Аланский союз.
Также, в западном Предкавказье (территория нынешнегоКраснодарского края) в 6 в. господствующее положение заняли булгары иобразовали государство, которое получило название Великая Булгария. Булгарысоперничали с западными тюрками и пытались распространить своё влияние назападе, в степях современной Украины. Во второй половине 7 в., под ударамихазар, они вынуждены были покинуть родину. Большая часть булгар ушла наБалканы, часть в Центральную Европу, но некоторые всё же остались в предгорьяхКавказа.
В 7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него,самостоятельным образованием, выделяется Хазарское царство. Изначально хазарыописывались разными источниками как представители монголоидной расы, однако,позже они имели уже иной облик с явным преобладанием европеоидного расовоготипа. Это говорит о том, что, будучи представителями гуннских племён, хазарысмешивались с местными народами. Центром Хазарской державы сначала былПриморский Дагестан, где находились первые две столицы - Баланджар и Самандар.Известно, что хазары часто выступали союзниками Византии в войнах с Ираном.Также, они активно соперничали с арабами и из-за войн с ними вынуждены былиперенести свою столицу севернее, в устье Волги. Более того, хазары пошли дальшена северо-запад. Русские летописи отмечают, что им платили дань славянскиеплемена - вятичи, радимичи и какое-то время поляне.
Возникновение в низовьях Волги колонии евреев, гонимыхиз Византии, и поражения в войнах с мусульманами подвинуло определённую частьхазарской знати к принятию иудаизма. Тогда же главными действующими лицамистали крупные еврейские торговцы, которые могли финансово подкрепить такогорода операцию. Принятие иудаизма, однако, не принесло Хазарии большой пользы. Ктому же основная часть населения исповедовало ислам, христианство и старыеязыческие культы.
В покорённых хазарами странах поднимались восстания. Кпервой трети 9 в. освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки сброситьхазарскую власть предпринимались в Волжской Булгарии - небольшом государстве,возникшем на Средней Волге. В 10 век Хазария вступила ослабленной. Главнымврагом её теперь была Русь, которая разгромила Хазарский каганат.
Происхождениеславян.
Вплоть до первых столетий нашего века трудно найтикакие-либо упоминания о славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточныеславяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителейславянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.
Ареал расселения праславян, которые, как полагаютлингвисты, отделились от родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., былвесьма невелик. В ранних источниках праславяне назывались венедами исвязывались как с германскими племенами, так и с финнами (не современнымифиннами). Отсюда можно сделать предположение, что венеды занималиприблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-ЗападнойБелоруссии и Северо-Западной Украины. На протяжении 2 в. славяне оттеснили илиассимилировали какую-то часть других народов с побережья Балтийского моря и,позже, заняли районы Прикарпатья.
Гуннское нашествие привело к значительным перемещениямнаселения. Примерно в одно время с заселением тюрками степной частиЮго-Восточной Европы, её лесостепную часть постепенно осваивали славяне,которые уже к 5 в. вышли к среднему Днепру. Затем они продвинулись в бассейнреки Десны, получившей славянское название (Правая). Любопытно, что основнаячасть крупных рек на юге сохранили свои старые, иранские названия. Так, Дон -просто река, Днепр - объясняется как глубокая река, Рось - светлая река, Прут -река и т. д.
Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне жеесли не стали союзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использоватьсложившуюся ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной частиместное население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда
многочисленным и не было. При этом славяне первоначально какжители лесов продвигались вдоль больших рек, служивших в ту пору едва ли неединственными транспортными артериями для лесных и лесостепных областей.Местное население (иранское, балтское, а затем и финское) довольно легкоассимилировалось славянами, как правило, мирным путём.
До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают ославянах, но позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего,с началом активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились квизантийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западныеславяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же относились ибалканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые считались особой,скорее всего восточной, группой славян.
Византийские писатели выделяли антов как храбрейших изславян. Любопытно, что анты и склавины часто враждовали друг с другом и этимумело пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей.
Целесообразно привести отрывок из описания славян 6 в.византийцами: " Племена склавов и антов одинаковы по образу жизни, и понравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ниповиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы,легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. Кприбывающим к ним иноземцам добры и дружественны, препровождают их с места наместо, куда бы там ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшегопричинён вред, против него начинает вражду тот, кто привёл гостя, почитаяотмщение за него священным долгом... У них множество разнообразного скота излаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы... Живут они средилесов, озёр и труднопроходимых болот, устраивая много, с разных сторон, выходовиз своих жилищ... Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своихврагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуютсязасадами, внезапными нападениями и хитростями... Они опытнее всех других людейи в переправе через реки и мужественно выдерживают пребывание в воде, так чтонекоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью,погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки,целиком выдолбленные и достигающие поверхности воды; лёжа навзничь на глубине,они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счётникакого подозрения... Поскольку у них много вождей и они не согласны друг сдругом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или даров, вособенности тех, которые ближе к имперским границам, а на другихнападать".
Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсене цари или князья, а скорее предводители военных дружин стадии военнойдемократии. Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь всвоих походах во вражескую территорию, как бы готовя её к славянскойколонизации.
Славяно-Русскоеязычество
а)Классификация и общие сведения.
«Язычество»,как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде дляобозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны былипокрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозныепроявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, идохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманскаярелигия татар.
Славяно-русскуючасть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный,независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозныхпредставлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому,локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.
Главным,определяющим материалом для изучения язычества является этнографический:обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебныесказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символическийоррамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищницамноговековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явленийчеловечеством.
Сопоставляяфольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися враспоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появлениежелеза, время постройки первых укреплений и т. п.), можно уловить динамикуязыческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.
Всамом начале12в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизациюславянского язычества, разделив его на четыре стадии:
1. Культ"упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу иделивший духов на враждебных и благожелательных.
2. Культземледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически дверожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшиев дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.
3. Культ Перуна,являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшегобожеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государстваКиевской Руси Перун стал первым, главнымбожеством в княжеско-государственном культе 10 в.
4. После принятияхристианства в988г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на "украины"государства.
Праславянскоеобщество6 - 4вв. до н. э., занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигловысшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинаетсяполуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государстваКиевской Руси.Целостностьобозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов-кочевников (3 в. до н. э.) ивторжением гуннов (4 в. н. э.). Внутри этого периода можно наметить одинсущественный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развитиясамого славянского общества. Таким рубежом являются 5 - 6 века нашей эры,характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне пересталиподдаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречалитвердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканскихвладений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоныВосточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах подоткрытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах", "собраниях".
Этотежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как плуг,ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит сменаславянского термина "див", "дый" на новое обозначение -"бог", удержавшееся навсегда.
б)Мир в представлениях древних славян.
Миртогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес иподземно-водной зоны.
Умногих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой.Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю,что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы человек ни был, он всегданаходился между каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его ближайшеесухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские представления о море неимели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере,где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного,сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего знакомствас Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этихарктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находитсядевичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских береговЗмей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святуюРусь. Это—реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам идаже носившее временами название "Русского моря". До этого моря отлесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраиныславянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишьза три дня.
Для язычниковбыл очень важен аграрный аспект земли: земля - почва,рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой,питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый рядобрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземнымсказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай"была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств,как богиня плодородия.
Небо,в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималосьпервобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским,одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишьплоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотникимезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге,поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в леснойпуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важноеастрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количествамедленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегдауказывающая Север.
Небо, в прямойзависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытнымилюдьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческойжизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно былознать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи ("тучные",содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процессаиспарения земной воды, образования облаков и тумана ("росы") привелак своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко надземлей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, можетпринять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, "утучнить" ее исодействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяиненебесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. Вдополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелительнеба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живоепосредством дождевых капель.
Солнцетоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условиепроизрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности,элемент капризов божественной воли — солнце было воплощениемзакономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырехсолнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце визобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра,знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы,принимали геоцентрическую модель мира.
В представленияхславян-язычников о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого,много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяния гигантскоголедника континенты были затоплены морями и озерами, быстро менявшими своиочертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятнымиболотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какойрезкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком быстромперевороте в природе, в облике и сущности мира.
Важнойчастью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепцияподземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью ивыплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялосьводоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой былподземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утромна востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроделебедей.
в)Обряд погребения.
Особоеместо среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжениидлительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видовпогребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребениескорченных трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве,было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего ихоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще в бронзовомвеке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности Вскоре появилсясовершенно новый обряд погребения, порожденный новыми воззрениями о душечеловека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере,человеке, птице...), а перемещается в воздушное пространство неба. Культпредков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась кнебесным силам, столь важным для тех земледельцев, у которых не былоискусственного орошения, а все зависело от небесной воды. С другой стороны,благожелательных предков, "дедов", необходимо было связать с землей,рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха вземлю и постройки над погребением модели дома, "домовины". Много времениспустя, в9 - 10вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой частирусской знати в третий раз появился обряд простого захоронения без сожжения,что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся связей схристианской Византией. Но как только началась многолетняя война с империей,великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации. Курганы эпохиСвятослава, преследовавшего христиан, были грандиозными сооружениями на высокихберегах рек, погребальные костры которых должны были быть видимы в радиусеоколо40км, т. е. на пространство четырех - пяти тысяч квадратных километров!
г)Жречество.
Славянскоеязычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в первые двастолетия ее формирования (9 - 10 вв.), когдакульт Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственнойрелигией Киевской Руси.
Особуюроль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Общим названием жрецов было"волхвы" или "волшебники". В составе всего жреческогосословия было много различных разрядов. Известны"волхвы-облакопрогонители", те,которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создаватьнеобходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средстваминародной медицины, "волхвы-хранильники", руководившие сложным деломизготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символическихкомпозиций. Творчество этой категории волхвов могут изучать как археологи помногочисленным древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так иэтнографы по пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвеннообращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях "с золотойсохой" и многочисленными символическими узорами. Интереснейший разрядволхвов составляли "волхвы-кощунники", сказители "кощюн" - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называлитакже "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом"баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов-ведунов,существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от "выдать" —знать),чаровницы, "потворы".
д)Пантеон языческих богов.
Около полуторастолетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередкопротивостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава,в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычествобыло реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству.Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религиис её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнемгосударственной жизни.
Кконцу 10в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, гдеязыческие божества были расставлены в порядке их старшества и каждому из нихбыли условно противопоставлены античные боги и христианские святые.
ПЕРУН.Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первоеместо в условиях военных походов на Балканы в 4в. и в процессе созданиягосударственности Киевской Руси
9-10вв.как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророкуИлье.
СТРИБОГ- Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующеебожество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскомубогу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствуетУран.
ДАЖЬБОГ- Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белогосвета", податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону ипротивопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба былинебесными богами.
МАКОШЬ.Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" -русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческойДеметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Частоизображалась с турьим "рогом изобилия".
СЕМАРГЛ.Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. Вболее широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник междуверховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение кМакоши, как божество растительности, связанной с почвой.
ХОРС. Божество солнечного светила. Представлялсобою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорсасвязаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" -"солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией сГелиосом и Аполлоном у греков.
Витоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоитобщегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как боггрозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древниебожества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. Втретий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняетДажьбога, и Семаргл - Макошь.
е)Влияниеязычества на культуру и быт Восточных Славян.
КультураРуси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влияниемразличных культурных направлений, стилей,
традиций.ОдновременноРусь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, ноприменяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины вековнародному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Язычникамбыли известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой,музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играютархеологические исследования.
Раскопкина территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городскойжизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметыдомашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденныхкладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгахдревние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватогорастительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", осмене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоныи семарглы занимали воображение тогдашних художников.
Большоезначение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональнуюнагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь,рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхнийярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д.
Ксожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почтиутрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидетьв отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия,когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества,свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.
Большимразнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результатемноговековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенноярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:
1.Праздник первых ростков - 2 мая.
2.Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3.Ярилин день - 4 июня.
4.Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
5.Праздник Купала - 24 июня.
6.Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
8.Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
9.Праздник Перуна - 20 июля.
10.Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
11."Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.
Годичныйцикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих киндоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов былисолнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднествурожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли бытьколяды, праздники в первых числах каждого месяца.
Многочисленныепраздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие ихэтих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России,именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильныязыческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.
Списоклитературы.
1.Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в"Истории" Геродота. М., 1982.
2.Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
3.Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца 17века. М., 1996.
4.Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!