это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2012967
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие аудита, цель и виды…………………………………………………...4
2 Аудиторская деятельность в России и за рубежом…………………………...7
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14
Введение
Потребность в услугах аудиторских фирм возникла в связи с такими
обстоятельствами, как возможность необъективной информации со стороны
администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой
информации (собственниками, инвесторами, кредиторами), зависимость
последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от
качества информации, необходимость специальных знаний для проверки
информации и частичное отсутствие у пользователей информации доступа
для оценки ее качества.
Объектами аудита могут быть качество продукции, экологические
характеристики производства и окружающей среды, эффективность
использования бюджетных средств, финансовое состояние организации,
бухгалтерская финансовая отчетность организации, надежность системы
внутреннего контроля организации.
Процесс реформирования нормативно - правовой базы и создания
специальных механизмов в области аудита, обеспечивающих баланс
корпоративных, личных и общегосударственных интересов, определяет
необходимость рассмотрения теоретических основ аудита, аудиторских
стандартов, организации аудита, процесса аудита финансовой отчетности.
Однако в практике осуществления аудиторской деятельности в России и за
рубежом имеются различия. Все это и определяет актуальность выбранной
темы.
Целью данной работы является изучение сравнительной
характеристики аудиторской деятельности в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- раскрыть понятие аудита, цель и виды;
- рассмотреть аудиторскую деятельность в России и за рубежом.
1 Понятие аудита, цель и виды
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой
отчетности.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии
порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской
Федерации [4].
Под достоверностью финансовой отчетности понимается степень
точности ее показателей, которая позволяет пользователю этой отчетности
делать правильные выводы о финансовом, имущественном положении,
результатах деятельности экономического субъекта и принимать на их
основе обоснованные решения.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской
деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) -
деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту
услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными
аудиторами [2].
Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности
способствует большему доверию к этой отчетности со стороны
заинтересованных пользователей. На макроэкономическом уровне аудит
является элементом рыночной инфраструктуры.
Экономическая обусловленность аудита объясняется возросшей
потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее
достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для
принятия управленческих решений. Все те, кто желал взаимодействовать с
экономическим субъектом, а также уже принимал участие в его
деятельности, были заинтересованы в получении качественной информации.
Пользователи финансовой отчетности самостоятельно не могут проверить
достоверность ее показателей в связи с отсутствием доступа к
соответствующим сведениям, специальных знаний, однако зависимость
последствий принятых решений от качества используемой информации
может быть значительна. Все эти предпосылки привели к возникновению
общественной потребности в услугах независимых экспертов. Изначально к
аудиторам предъявляли требования независимости и объективности.
Выделяют такие виды аудита, как финансовый, операционный, аудит
на соответствие законодательству, специальный, аудит финансовой
отчетности, налоговый и управленческий аудиты [6].
1. Финансовый аудит, его цель - формирование мнения об
использовании финансовых средств, о соблюдении принципов и требований
ведения бухгалтерского учета. Задача - сбор достаточных надлежащих
аудиторских доказательств для проверки использования финансовых средств,
соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета. При
проведении финансового аудита проверка проводится по формальным
признакам.
2. Операционный аудит, его целью является оценка
производительности, эффективности процедур и методов функционирования
хозяйственной системы. Задача - сбор надежных и достаточных аудиторских
доказательств для оценки применяемых процедур и методов в процессе
финансово - хозяйственной деятельности. Операционный аудит представляет
проверку реального положения дел, например соответствие расходов
доходам, а также совершенных операций деятельности организации, которая
определена его учредительными документами.
3. Аудит на соответствие законодательству, его цель - формирование
мнения о соответствии деятельности аудируемого лица, совершенных
операций требованиям действующих нормативных актов. Задача - сбор
достаточных, надлежащих аудиторских доказательств о соблюдении
требований действующего законодательства в процессе осуществления
финансово-хозяйственной деятельности экономическим субъектом.
При проведении работ на соответствие законодательству аудитору
необходимо определить, какие действующие нормативные акты регулируют
деятельность проверяемого экономического субъекта, несоблюдение их
положений влияет на представление показателей в финансовой отчетности.
4. Специальный аудит (работы по аттестации). Цель - формирование
мнения о достоверности информации, предоставленной для аттестации, и ее
соответствии действующим нормативным актам. Задача - сбор достаточных
надлежащих аудиторских доказательств для формирования объективного
мнения о степени достоверности аттестуемой информации.
5. Целью аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности является
выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета
законодательству Российской Федерации. Задача - сбор достаточных и
надлежащих аудиторских доказательств для проверки во всех существенных
аспектах достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет ности,
соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации [9].
Выделение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности как вида
работ связано с тем, что до конца 1980-х гг. в России аудиторская
деятельность отсутствовала. Для того чтобы обратить внимание
общественности на развитие новой предпринимательской деятельности,
аудит финансовой отчетности стали рассматривать отдельно.
6. Налоговый аудит. Цель - установление достоверности налоговых
деклараций, соблюдения требований налогового законодательства
Российской Федерации. Задача - сбор аудиторских доказательств для
проверки соблюдения налогового законодательства экономическим
субъектом в системе бухгалтерского и налогового учетов, достоверности
налоговых деклараций.
7. Управленческий (производственный) аудит, его целью выступает
формирование мнения о целесообразности использования всех видов
ресурсов, функционирования управленческих систем (организационной,
административной). Задача - сбор достаточных надлежащих аудиторских
доказательств, подтверждающих или не подтверждающих эффективность,
производительность, рациональность использования ресурсов.
Необходимость проведения управленческого (производственного)
аудита в российской практике возникает чаще всего по причине смены
собственника, руководства для определения потенциальных возможностей
развития организации. По своему содержанию этот аудит соответствует
операционному, выделяемому в зарубежной практике [7].
Таким образом, аудит - независимая проверка бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о
достоверности такой отчетности. Выделяют такие виды аудита, как
финансовый, операционный, аудит на соответствие законодательству,
специальный, аудит финансовой отчетности, налоговый и управленческий
аудиты.
2 Аудиторская деятельность в России и за рубежом
В основе современного аудита лежат разные теоретические концепции.
Все они предполагают использование постулатов как основных положений,
определяющих методологию аудита.
Согласно Краткому оксфордскому словарю это «исходные посылки и
предположения, служащие основой для последующих рассуждений,
фундаментальные положения и непременные условия». Они должны быть
очевидны, даже если их истинность не может быть доказана бесспорно.
Первоначально стандарты аудита появились в США и Англии, в дальнейшем
и другие экономически развитые страны приступили к созданию своих
национальных стандартов.
Эти стандарты несут определенные правила, впервые сформированные
в американских стандартах:
- аудит должен проводиться лицом или лицами, имеющими
соответствующую подготовку и опыт работы;
- во всех вопросах, связанных с выполнением работы, аудитор или
аудиторы должны сохранять независимость;
- при выполнении аудита и составления заключения должно быть
продемонстрировано должное профессиональное мастерство;
- работа должна быть тщательно спланирована, необходимо
осуществлять контроль за работой помощников;
- для составления плана аудиторской проверки и определения
характера, времени и объема проверок необходимо получить достаточную
информацию о структуре внутреннего контроля;
- для того чтобы получить достаточные основания для вынесения
суждения о проверяемых бухгалтерских отчетах, необходимо собрать
достаточное число релевантных доказательств в процессе осмотра,
наблюдения, опроса и подтверждения полученных данных;
- аудиторское заключение должно устанавливать, представлена ли
бухгалтерская отчетность в соответствии с общепринятыми принципами
учета;
- в аудиторском заключении должны быть указаны обстоятельства, при
которых общепринятые бухгалтерские принципы последовательно не
соблюдались в отчетном периоде по сравнению с предыдущими периодами;
- информация, содержащаяся в бухгалтерском отчете, должна
считаться в целом соответствующей действительности, если в заключении не
утверждается обратное;
- заключение должно содержать либо мнение о бухгалтерской
отчетности в целом, либо утверждение о том, что мнение не может быть
выражено [3]. Если итоговое мнение не может быть выражено, то должны
быть сформулированы соответствующие причины. Во всех случаях, когда
аудитор причастен к бухгалтерской отчетности, заключение должно
описывать объем аудиторской проверки, если таковая имела место, перечень
проверенной бухгалтерской отчетности и степень ответственности, которую
принимает на себя аудитор.
Вышеприведенные правила отражают наиболее распространенный
подход к аудиту на Западе. Он обусловлен прежде всего тем, что во многих
странах политику аудита определяют крупные транснациональные
корпорации, большинство из которых имеют головные офисы в США и,
соответственно, придерживаются установленных там стандартов [8].
Более детально требования к экономической информации разработаны
в аудиторских стандартах, причем, как признают сами аудиторы, работа еще
не закончена. Но основные постулаты уже предложены к рассмотрению. Их
всего десять.
Среди них выделяют:
- финансовая отчетность и финансовые показатели могут быть
проверены. То есть законодательство дает право проверки внешним
аудиторам;
- конфликт интересов аудитора и администрации не является
неизбежным. Действительно, администрации, как правило, невыгодно
сознательно обманывать акционеров;
- финансовая отчетность и другая информация, подлежащая проверке,
не содержит обусловленных тайным сговором или других необычных
искажений. Этот постулат позволяет проводить проверку выборочно, однако
его истинность должна быть обеспечена строгой ответственностью, которую
должен нести бухгалтер, допустивший такие искажения;
- удовлетворительная система внутреннего контроля устраняет
возможность несоответствия (нарушений правил работы). Как правило, на
российских предприятиях существуют ревизионные комиссии,
осуществляющие внутренний контроль. Однако данный постулат
продолжает оставаться спорным, и внешний аудитор должен всегда
оценивать меру доверия системе внутреннего контроля каждого конкретного
предприятия;
- постоянное следование общепринятым принципам учета позволяет
иметь объективное представление о финансовом состоянии и результатах
хозяйственной деятельности;
- то, что было справедливо для предприятия в прошлом, будет
справедливым и в будущем, если нет доказательств обратного;
- когда проверка финансовой информации выполняется с целью
выражения независимого мнения, то деятельность аудитора
регламентируется исключительно его полномочиями;
- профессиональный статус независимого аудитора адекватен его
профессиональным обязанностям;
- годовой бухгалтерский отчет, не подвергшийся аудиту, не
заслуживает достаточного доверия;
- информация, подвергшаяся аудиторской проверке, более полезна, чем
не подвергшаяся ей [5].
Появление последних постулатов связано с тем, что при
усиливающейся интенсификации хозяйственной деятельности, как внутри
страны, так в международном масштабе, в виду глобализации экономики,
расширения международных связей, качеству экономической информации
придается все более и более серьезное значение [11].
Для более полного понимания отличий в аудите между российским и
западным подходами необходимо их сравнить. Данное сравнение
представлено в таблице 1 [10, 12].
Таблица 1 - Сравнение российского и западного подходов к проведению
аудиторских проверок
№ п/п Критерий Аудит на Западе Аудит в России
1 2 3 4
1 Причины и
порядок
возникновения
Возник давно, естественно
«снизу», исходя из
потребностей
хозяйственного оборота
Возник недавно, «сверху»,
путем правительственных
распоряжений
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
2 Цель Выявление истинной
достоверности
бухгалтерской отчетности
Строгое соответствие данных
отчетности требованиям
нормативных документов
3 Задача Понимание бизнеса
клиента. Понимание
отчетности – это только
средство решения данной
задачи
Понимание порядка, согласно
которому составлена
отчетность
4 Объект
исследования
Природа баланса
организации - клиента
Финансовые результаты
5 Основные
пользователи
Собственники, инвесторы и
кредиторы
Часто в этом качестве
выступает налоговая
инспекция
6 Акцентирование
внимания на
проведение
аудита
Проверка статей баланса и
отчета и отчет о прибылях и
убытках, т.е. сальдо
рассматривается как
причина финансового
положения клиента
Проверка самих хозяйственных
операций, т.е. обороты
рассматриваются как причина
финансового положения
клиента
7 Влияние
методологии и
учетной
политики
Основной упор делается на
анализ методологии
учетной политики
Методология и учетная
политика рассматриваются в
связи с формами первичных
документов и регистров
8 Значение статей
отчетности
Рассматривается в
зависимости от отрасли
деятельности и типа
предприятия
Рассматривается в зависимости
от возможности изъятия
активов: чем легче изъятие, тем
существеннее актив
9 Существенность Соотносится со всей
отчетностью, что
автоматически заставляет
аудитора анализировать
статьи отчетности
Соотносится с каждой статьей
отчетности, в результате чего
несущественные статьи могут
оказаться не проверенными
10 Выборочный
метод
Рассматривается как
достоинство проверки,
поскольку он более
экономен и точен
Рассматривается как
неизбежный изъян проверки,
поскольку он недостаточно
точен
11 Внутренний
контроль
Используется только тогда,
когда имеются основания
полагать его высокую
эффективность
Не обязателен к
использованию
12 Проведение
инвентаризации
во время аудита
Обязательно Не обязательно
13 Применение
аудиторских
стандартов
Применяются как
непреложное условие для
выполнения работ
На практике рассматриваются
как рекомендации
Наиболее существенное отличие российской системы аудита от
принятой за рубежом состоит в том, что нормативные положения и
стандарты издаются не профессиональными организациями, а
государственными органами власти (Минфин России, ЦБ РФ).
Российские стандарты аудита в обязательном порядке должны быть
одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России. Это
означает, что государство оказывает значительное влияние на аудиторскую
деятельность. Другой особенностью российского подхода к стандартизации
являлось то, что до последнего времени они ориентировались на требования
федеральных аудиторских стандартов, принятых в РФ. Однако, начиная с
2017 года, начался переход к внедрению МСА.
Аудиторская деятельность сегодня превратилась в законотворческую
деятельность. Российские ученые - бухгалтеры и аудиторы, используя
международный опыт, практикующие профессиональные бухгалтеры и
аудиторы, участвуют в разработке федерального закона «О бухгалтерском
учете» [1], вносят свои предложения, проект которого находится на сайте
Минфина России.
Таким образом, в основе современного аудита лежат разные
теоретические концепции. Все они предполагают использование постулатов
как основных положений, определяющих методологию аудита как для
России, так и для зарубежных стран. Наиболее существенным отличием
российской системы аудита от принятой за рубежом состоит в том, что
нормативные положения и стандарты издаются не профессиональными
организациями, а государственными органами власти (Минфин России, ЦБ
РФ). Российские стандарты аудита в обязательном порядке должны быть
одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России. Это
означает, что государство оказывает значительное влияние на аудиторскую
деятельность. Другой особенностью российского подхода к стандартизации
являлось то, что до последнего времени они ориентировались на требования
федеральных аудиторских стандартов, принятых в РФ.
Заключение
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой
отчетности.
Выделяют такие виды аудита, как финансовый, операционный, аудит
на соответствие законодательству, специальный, аудит финансовой
отчетности, налоговый и управленческий аудиты.
В основе современного аудита лежат разные теоретические концепции.
Все они предполагают использование постулатов как основных положений,
определяющих методологию аудита как для России, так и для зарубежных
стран.
Наиболее существенным отличием российской системы аудита от
принятой за рубежом состоит в том, что нормативные положения и
стандарты издаются не профессиональными организациями, а
государственными органами власти (Минфин России, ЦБ РФ).
Российские стандарты аудита в обязательном порядке должны быть
одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России. Это
означает, что государство оказывает значительное влияние на аудиторскую
деятельность.
Другой особенностью российского подхода к стандартизации являлось
то, что до последнего времени они ориентировались на требования
федеральных аудиторских стандартов, принятых в РФ. Однако, начиная с
2017 года, начался переход к внедрению МСА.
Однако российский аудит на современном этапе развивается по англо -
американскому пути развития.
Список использованной литературы
1. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от
06.12.2011г. № 402-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения
06.04.2020)
2. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон РФ
от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». – (Дата обращения
06.04.2020)
3. Бычкова С. М. Аудит для руководителей и бухгалтеров: учебное
пособие. - Спб.: Питер, 2018. – 384 с.
4. Калистратов Л. М. Аудит: учебное пособие. - М.: Дашков, 2017. – 256 с.
5. Ковалева О.В. Бухгалтерский учет и аудит бухгалтерской отчетности
коммерческих предприятий: учебник. - Ростов-н/Д: Феникс, 2018. – 512 с.
6. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: учебное пособие. - М.:
ПРИОР, 2017. – 272 с.
7. Кочинев Ю. Ю. Аудит: учебное пособие. - Спб.: Питер, 2012. – 400 с.
8. Рогуленко Т. М. Аудит: учебное пособие. - М.: Экономист, 2017. – 383
с.
9. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит: основные методические
приемы и технология: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2017. –
208 с.
10. Шишкин А.К., Микрюков В.А. Учет, анализ и аудит на предприятии:
учебное пособие. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2016. – 496 с.
11. Белова И. Н. О переходе российских организаций на международные
стандарты финансовой отчетности // Налоговый вестник. – 2019. - № 12. - с.
34-78.
12. Гершун А. Е. Тенденции в развитии международных стандартов
финансовой отчетности // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2019. -
№35. - с. 67- 90.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!