это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2014758
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Выбор территории для строительства города 3
2 Функциональная организация территории и планировочная структура города
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
ВВЕДЕНИЕ
В городе процесс и место нерасторжимы. Характерной чертой городской
среды (ГС) или системы–города признаны территориально–пространственная
«привязанность», а также и то, что все городские процессы происходят под
влиянием деятельности населения города. В силу этого появляется
необходимость сведения в единое понятие пространственного и
территориального обеспечения основных функциональных элементов
городской системы.
Понятие городская среда рассматривается нами как материальное
естество города, в пределах которого происходят основные процессы городской
жизни, осуществляются социальные, функциональные, информационные
прямые и обратные связи. В свою очередь элементы города, выражая довольно
устойчивые и самостоятельные признаки территориальной и пространственной
привязанности, а также связи между ними образуют структуру городской среды
(ГС). Мы выделяем ее как область градостроительного планирования. Кроме
того, нетрудно проследить зависимость между профилем города,
градообразующей базой и величиной территории, занятой функциональными
элементами. Развитие промышленного города в большой мере обусловлено его
промышленно–производственным потенциалом, научного города –
научно–исследовательской деятельностью, курортного – индустрией курорта и
т.д.
Чтобы понять, как живет современный город, как справляются с ним
люди, решая ежедневно, ежеминутно множество задач выбора, принятия
решения, необходимо рассмотреть его происхождение, форму, структуру,
функциональные процессы и понять можно ли оценить, описать, улучшить
город или его отдельные конструкции.
1 Выбор территории для строительства города
Форма города, его функции, идеи, ценности, которые связывают с ними
люди, образует единое целое.
Форма поселения всегда – нечто желаемое, нечто оцениваемое, если
удается оценить отношения и связи, возникающие неизменно как продукт
жизнедеятельности городского населения.
Форма отнюдь не означает «очертание» городского плана или его частей.
Форма города – это пространственная организация процессов
жизнедеятельности населения и его взаимодействия с окружающим
пространством.
Если удается выявить «человеческие ценности», которые безусловно
меняются, но которые определяют критерии градостроительной деятельности,
то можно говорить о профессиональном инструменте планирования и оценки
формы городских поселений.
В формировании ценностей и критериев оценки участвуют общественный
и индивидуальный опыт под влиянием различных социально–экономических
ситуаций. Поэтому естественно рассмотреть как изменялись ценности и
критерии оценки формы города в историческом ракурсе, генетически.
Вопрос о возникновении городов, как формы поселений, один из самых
сокровенных. Города возникли гораздо раньше, чем первые тексты о них. Одни
считают, что города возникли как склады и места погрузки товаров, как
крепости оборонительные и наступательные, как административные центры для
управления ирригационными системами, как храмы.
Однако идеи планирования и упорядочения жизни в городе появились
после возникновения городов, скорее как результат городской цивилизации,
или условия для её основания.
По мере развития город становился и складом, и крепостью, и
мастерской, и рынком, но в первую очередь – это «священное место» его
жителей.
Представление о городе, как о процессе взаимодействий порождаемом
жизнедеятельностью человека, основано на формировании совокупности
важнейших компонентов окружения, которые составляют суть
жизнедеятельности города: социального, материального (экономического),
экологического, ландшафтно–композиционного. Пространственная
интерпретация их выражается в «привязке» к месту, в осуществлении прямых и
обратных связей между деятельностью и местом. Идея выявления и
исследования связей исходит из общих принципов и целей экологического
подхода и направлена на изучение взаимосвязей, возникающих между
средовым окружением в процессе деятельности населения города, в ее
конкретных общественных формах. Цель экологического подхода – выявление
и исследование связей, существующих между изучаемой той или иной наукой,
объектом и окружающей средой. По существу, это один из вариантов
системного подхода. В своем происхождении он связан с биологией. По мере
природоохранной деятельности он превратился в общенаучный. Поэтому
многие ученые трактуют «экологический подход» в широком смысле
«экологического пути познания». Процесс выявления связей формирует
представление об их структуре. Структура связей, в свою очередь, является
обоснованием системы критериев оценки, поскольку связи могут быть
оцениваемы количественно и качественно.
Так, социальные связи населения с местами приложения труда
складываются в критерий выбора по интересу к содержанию и оплате труда, а
также времени, которое человек готов затратить для достижения интереса.
Показатели социального критерия показывают удовлетворенность выбором
мест работы и жилья.
Экологические связи построены на выявлении влияния вредных
промышленных и транспортных воздействий на элементы окружающей среды.
Показатели этого критерия устанавливают параметры состояния среды и
на этой основе – мероприятия по защите от вредоносных воздействий.
Территориальная обеспеченность градообразующих институтов внутри
городских ресурсов значительно превышает другие элементы по масштабу и,
как правило, они композиционно выделены и составляют важный
планировочный акцент города. Каждый город принципиально состоит из почти
однотипных элементов, отличающихся размерами и соотношением с другими
элементами. Каждый элемент выполняет определенную функцию и связан с
другими планировочной структурой. И причем, трудно установить сходство
между городами, расположенными в различных климатических, природных
условиях.
Взаиморазмещение этих основных функциональных элементов ГС
подчинено множеству факторов. Рассмотрим прежде всего природные и
ландшафтно–композиционные. Итак, основные требования к выбору места
строительства города:
– наличие сырьевых, трудовых, водных ресурсов;
– природно–климатические факторы – грунты, грунтовые воды, рельеф,
заболоченность, затопляемость, селевые потоки;
– промышленные объекты располагают ниже по течению реки
относительно селитьбы;
– селитебные территории располагают с подветренной стороны
относительно от промышленных. Это требование определяется векторной
диаграммой, показывающей направление господствующих ветров – роза
ветров.
Часто наблюдается противоречивость, в которую вступают требования
размещения промпредприятий ниже по течению и с подветренной или
наветренной сторон. Необходимость и достаточность выполнения этих
требований каждый раз рассматривается и диктуется конкретной обстановкой
данного города.
Существуют также важнейшие природоохранные ограничения в связи с
законом о сохранении земель и природных богатств, запрещено строительство:
а) на сельскохозяйственных землях;
б) в местах залегания полезных ископаемых;
в) на участках, загрязненных выбросом производственных вредностей;
г) в местах исторических и природных памятников; д) на территориях,
занятых техническими коридорами высоковольтных линий.
Если вычленить многие территории тундры, Заполярья, Севера, Якутии,
ценные в природном отношении курортные земли, сельскохозяйственные,
природные и исторические памятники, леса, то площадь населенных мест
составляет около 1,2% по отношению ко всей территории страны.
Помимо природоохранных ограничений необходимо учитывать
планировочные ограничения, связанные с функциональными процессами,
происходящими в городе. Эти ограничения касаются, прежде всего, санитарной
характеристики промышленных объектов и взаимосвязи промышленных
территорий с селитьбой.
Промышленные предприятия расположены во всех частях любого города.
Они могут быть вне города, на его периферии, внутри жилых районов и в
самом центре города. Значительное число административных и мелких
предприятий расположены даже в жилых домах. В пределах города
промышленные предприятия компонуются в виде промышленных районов.
Промышленные узлы включают промышленный район и сам город, селитьбу,
где сконцентрированы и работающее население, и поставки и потребление.
Для размещения промышленных районов необходимо:
1) наличие сырья;
2) районы и условия потребления продукции предприятия;
3) организация сетей железных и автодорог, водного и воздушного
транспорта;
4) связи с местами сырья, топлива, трудовых ресурсов, потребления;
5) кооперирование с другими предприятиями, объединение
6) наличие воды;
7) пригодность строительных площадок, рельеф, грунты;
8) функциональное взаимодействие с селитебной территорией города.
Различные периоды в освоении городского пространства и различные
природные условия обусловили определенные приемы планировки:
а) строчная застройка;
б) периметральная (период квартальной обстройки);
в) усадебная;
г) свободная планировка.
Строчная застройка характеризуется расположением домов
параллельными рядами, стремлением поставить все жилье в одинаковые
условия ориентации, инсоляции, проветривания, взаимосвязи с внутренним
пространством двора.
Периметральная застройка – размещение домов вдоль красной линии
улиц, что создает часто проблемы с ориентацией, композиция – подчинение
рисунку улицы.
2 Функциональная организация территории и планировочная
структура города
В современных условиях все возрастающую роль играет организация
путей движения транспорта и пешехода, устройство автостоянок. На самом
деле, планировочную структуру города наряду с условиями природными,
историческими, композиционно–пространственными, формирует сеть улиц и
дорог.
Это сложилось издавна. Уличная сеть – наиболее стабильный элемент
городского плана. Часто, материалом для изучения истории градостроительства
служат планы городов, а они представляют собой, по преимуществу, планы
«уличных сетей», это история развития коммуникаций.
П. Лаведан выдвинул принцип, названный им законом устойчивости
городского плана: «всякий город, предоставленный самому себе, сохраняет тот
план, по которому он был первоначально построен. Эта устойчивость
нарушается только в исключительных случаях, о которых мы знаем из
истории…[5]
С разделением пешеходного и транспортного движения проблема
трассирования в городе приобретает все возрастающую актуальность.
Коммуникации должны быть безусловно абсолютно рациональны,
функциональны, кратчайшими по протяженности и затратам времени на
передвижение. Однако, что касается конфигурации или композиции, мнения
градостроителей разделились.
Ле Корбюзье считает: «Современный город живет фактически по прямой
– таково строительство домов, канализации, сточных труб, шоссейных дорог,
тротуаров. Движение требует прямой. Прямая здорова также и для души
города. Кривая губительна и опасна...»[5]
Камилло Зитте придерживается иного мнения: «Аллея, выровненная по
шнуру и растянувшаяся на целые мили даже в самой живописной местности
способна навевать скуку. Она противоречит естественному чувству
необходимости сообразоваться с изгибами поверхности и остается однотипной
в отношении вызываемых ощущений. Так действует и слишком прямая
улица».[5]
И.А. Милютин: «Прямая, как известно, является кратчайшим, а,
следовательно, и наиболее экономным расстоянием между двумя точками»[5].
В настоящее время планировщики города умеют решать многие вопросы
рационального трассирования на основе технических, математических методов
оптимального проектирования, решивших давний спор: «прямая улица или
кривая?».
Дифференциация движения привела к возникновению улиц, целиком
отданных транспорту — это улицы скоростного движения, магистрали
городского районного, микрорайонного, внутримикрорайонного значения, а
также число пешеходных улиц – микрорайонные пешеходные пути, бульвары,
торговые улицы, площади. Если к профилям улиц, дорог и магистралей
прибавить схемы инфраструктуры – инженерные сети, то можно вполне
ответить на вопрос: прямая улица или кривая.
Перейдем к производственной зоне. Она располагается относительно
селитебной территории так, чтобы обеспечивать минимальные затраты времени
на трудовые передвижения. Промышленные предприятия с большим
грузооборотом размещают близко по отношению к железным дорогам,
обеспечивая удобную связь с подъездными железнодорожными путями и
внешними магистралями.
Определяющими при размещении промышленных предприятий являются
санитарно–гигиенические характеристики производств, которые в
значительной степени влияют на условия формирования промышленных
районов и всей структуры города. Машиностроительные предприятия
относятся к производствам, выделяющим относительно небольшие вредности и
не требующим полной изоляции от селитьбы. Однако они связаны с большим
грузооборотом и необходимостью устройства подъездных железнодорожных
путей. Из–за этого такие предприятия целесообразно размещать на границе
селитебной зоны с формированием соответствующей санитарно–защитной
зоны.
Для обслуживания промышленных и коммунально–складских территорий
должна быть запроектирована сеть внутренних грузовых дорог с подключением
к внешним транспортным связям, минуя селитебную территорию. К
территории машиностроительного завода необходимо предусмотреть подвод
железнодорожных путей от грузовой станции.
Предприятия, требующие устройства грузовых причалов, пристаней или
других портовых сооружений, следует размещать по течению реки ниже
селитебных территорий. При размещении предприятий в прибрежных полосах
водоемов число и протяженность примыканий должно быть минимальным.
Функционально–планировочную организацию промышленных зон
следует, как правило, предусматривать в виде панелей и блоков основных и
вспомогательных производств с учетом отраслевых характеристик
предприятий.
С целью защиты от производственных вредностей между
промышленными районами и селитебной зоной формируется
санитарно–защитная зона. На территории этой зоны допускается размещать:
– предприятия с производствами меньшего класса вредности;
– пожарные депо, банк, прачечные, гаражи, склады (кроме
продовольственных и товарных), магазины, предприятия обслуживания;
– стоянки транспорта;
– питомники древесно–кустарниковых растений;
– местные и транзитные инженерные сети и коммуникации.
Минимальная площадь озеленения санитарно–защитной зоны
принимается в зависимости от ее ширины: до 300 м – 60%, от 300 до 1000 м –
50%.
Со стороны селитебной зоны полоса насаждений должна составлять не
менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м – не менее 20 м.
Коммунально–складские зоны следует размещать рассредоточено за
пределами селитебной территории, используя при этом, по возможности,
санитарно–защитные зоны предприятия. Размещение складов в структуре
города должно основываться на выполнении следующих градостроительных
требований: минимизация всех внутригородских грузопотоков с исключением
транзитных перевозок и рационального использования городских территорий.
Складские зоны следует приближать к узлам внешнего, преимущественно
железнодорожного транспорта.
Очистные сооружения, свалки, мусоросжигательные заводы следует
размещать с подветренной стороны относительно жилых районов и мест
отдыха, ниже по течению реки, в местах эстетически малоценных ландшафтов.
Общественная жизнь города связана с формированием системы
учреждений и центров культурно–бытового обслуживания. По
функциональному содержанию общественные центры могут быть
многофункциональными и специализированными (медицинские, учебные,
спортивные и др.). Многофункциональность характерна для всех центров,
обеспечивающих комплексное обслуживание различных территориальных
единиц города – жилых районов, зон труда и отдыха. Наиболее
многофункционален общественный центр города.
Территория городского центра разделяется на функциональные зоны,
соответствующие однородным группам учреждений. Как правило, выделяются
зоны учреждений административного, культурно–просветительного и
торгового назначения. Кроме участков общественных зданий, в состав
городского центра входят озелененные территории, площади, пешеходные
пути, проезды и стоянки. Размеры территории центра значительно различаются
в зависимости от состава объектов, характера планировки и застройки.
Площадь городского центра определяется из расчета 3–5 м 2 на 1 жителя.
Общие требования к плакировке центра: удобная связь с селитебной
зоной, размещение основных объектов в доступности не более 200 м от
остановок общественного транспорта, изоляция от транзитного движения,
организация пешеходных путей, связывающих все функциональные зоны и
элементы центра.
В планировочной структуре общегородских центров различают
компактные, линейные и расчлененные схемы. Компактность характерна для
центров малых и средних городов, а также для центров жилых районов и
микрорайонов. Компактная и линейная схемы осуществляются следующими
приемами:
– площадь или система площадей простой или сложной формы, плоские или с
несколькими уровнями, пересеченные пандусами, ступенями, подпорными
стенками;
– главная улица города с магазинами, культурно–зрелищными и
административными учреждениями.
В городах имеет смысл создание непрерывности общественных центров,
разветвленного охвата ими всей жилой застройки. Такой композиционный
прием позволяет сконцентрировать вдоль пешеходных путей все виды
обслуживания населения. Для обеспечения удобства посетителей и
транспортного обслуживания общественные центры городского значения
должны размещаться вблизи магистралей городского и районного значения.
Медицинский центр целесообразно размещать у внешних границ
селитебной территории в благоприятных ландшафтных условиях.
Размещение учебного центра допустимо как в комплексе с
общегородским центром, научно–исследовательскими институтами, так и в
роли самостоятельного структурного элемента города.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оптимальное размещение основных частей города, их нормальное
функционирование является основной задачей градостроительного
проектирования и оценкой принимаемого решения.
Создание единой управляемой и оцениваемой системы-город — задача
безграничная и по сложности может быть сравнима с задачами управления
космическими кораблями.
Нередко удобство и экономичность совпадают: минимальные затраты
времени на передвижения означает и минимальность в работе транспорта,
протяженности и стоимости коммуникаций и дорог; высвобожденное время —
плата за многие другие услуги, предлагаемые городом.
Особую ценность представляет эстетическая сторона, с которой люди
связывают жизнь в своем городе. Это тот образ города, который человек
формирует в своем воображении. Это сложно оцениваемая конструкция,
которую мы рассмотрим в дальнейшем.
Итак, основа происхождения любого процесса в городе — взаимодействие
его функциональных элементов, опосредованных деятельностью человека, как
следствие — формирование взаимосвязей. Физическое выражение
взаимосвязей — это структура, которая воплощает в жизнь все
функциональные процессы, и это пространственная реализация функций. Под
воздействием пространственной структуры формируются социальные связи
населения с «местом», технические (инфраструктурные) подсистемы, а также в
большей мере природное окружение.
Таким образом, задачу можно сформулировать следующим образом.
Необходимо разместить все основные функциональные элементы города,
обосновать структуру, реализующую функции, предусмотреть возможность
развития города в конкретных заданных условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004
N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019) 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
http://www.consultant.ru
2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 18.03.2020) 25 октября 2001 года N 136-ФЗ http://www.consultant.ru
3. Административно-правовые режимы в государственном
управлении в Российской Федерации: теория и современная практика:
Монография / Болтанова Е.С., Здоровцева А.А., Золотова О.А. - М.:Контракт,
НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 528 с
4. Боголюбов, С. А. Земельное право : учебник для академического
бакалавриата / С. А. Боголюбов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 255 с.
5. Всеобщая история архитектуры. Том 7. Западная Европа и
Латинская Америка. XVII – первая половина XIX вв. Бунин А.В. (ред.). –
М.: Стройиздат, 1969 – 620 с.
6. Козыренко Н.Е. Градостроительное наследие / Н.Е. Козыренко. –
М.: Норма, 2015. – 205 с.
7. Котляров, М. А. Экономика градостроительства : учебник и
практикум для бакалавриата и магистратуры / М. А. Котляров. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. – 152 с.
8. Основы правового регулирования застройки земель: Монография /
Болтанова Е.С. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 268 с.
9. Рой, О. М. Основы градостроительства и территориального
планирования : учебник и практикум для вузов / О. М. Рой. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт. 2019 – 249 с.
10. Романова Г.В. Земельное право: курс лекций для бакалавров / Г.В.
Романова. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!