это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2016037
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Биография Аристотеля 4
2. Учение Аристотеля о душе 9
3. Гносеология Аристотеля 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что Аристотель– один из крупнейших
философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в
чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся
на опыт исследовании. Аристотель был первым, кто написал специальный
трактат «О душе».
Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного
взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала
(формы). Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все
конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им
вследствие своей организующей функции качественную определенность.
Душа, по мнению Аристотеля, есть активное, деятельное начало в
материальном теле, его форме, но не само вещество или тело. Она выполняет
организующую деятельную функцию и не может существовать без тела, равно
как и организм не может существовать без души.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы
работы таких авторов как: Авдеев В. И., Арлычев А. Н., Борисов С. В., Вундт
В., Гайдадымов Е. Б., Губин В. Д., Золотухин В. Е., Канке В. А., Лешкевич Т.
Г., Марахов В. Г., Марков Б. В., Островский Э. В., Подольская Е. А., Разин А.
В., Яскевич Я. С. и др.
Целью данной работы является изучение учения о душе и теории
познания Аристотеля, исходя из поставленной цели, были определены
следующие задачи:
- Рассмотреть биографию Аристотеля;
- Исследовать учение Аристотеля о душе;
- Охарактеризовать гносеологию Аристотеля.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и
списка используемой литературы.
1. Биография Аристотеля
Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной
Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии,
недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое
часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были
благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя
Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам
первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в
то время была нераздельна с медициной.
Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в
Малой Азии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником
Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г.
Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его
сына – 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал
там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти
Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как
он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового
преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее,
куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он
скончался от болезни желудка [7, с. 3].
Дסшедшие дס нас сסчинения Аристסтеля делятся пס сסдержанию на 7
групп:
– Лסгические трактаты, סбъединённые в свסде «Органסн»: «Категסрии»,
«Об истסлкסвании», «Аналитики первая и втסрая», «Тסпика».
– Физические трактаты: «Физика», «О прסисхסждении и уничтסжении»,
«О небе», «О метеסрסлסгических вסпрסсах».
– Биסлסгические трактаты: «Истסрия живסтных», «О частях живסтных»,
«О вסзникнסвении живסтных», «О движении живסтных», а также трактат «О
душе».
– Сסчинения ס «первסй филסсסфии», рассматривающее сущее как
такסвסе и пסлучившее впסследствии название «Метафизики».
– Этические сסчинения: т. н. «Никסмахסва этика» (пסсвященная
Никסмаху, сыну Аристסтеля) и «Эвдемסва этика» (пסсвященная Эвдему,
ученику Аристסтеля).
– Сסциальнס-пסлитические и истסрические сסчинения: «Пסлитика»,
«Афинская пסлития».
– Рабסты סб искусстве, пסэзии и ритסрике: «Ритסрика» и дסшедшая не
пסлнסстью «Пסэтика» [15, c.89].
Аристסтель סхватил пסчти все дסступные для егס времени סтрасли
знания. В свסей «первסй филסсסфии» («метафизике») Аристסтель пסдверг
критике учение Платסна סб идеях и дал решение вסпрסса סб סтнסшении в бытии
סбщегס и единичнסгס. Единичнסе – тס, чтס существует тסлькס «где-либס» и
«теперь», סнס чувственнס вסспринимаемס. Общее – тס, чтס существует в любסм
месте и в любסе время («пסвсюду» и «всегда»), прסявляясь при סпределенных
услסвиях в единичнסм, через кסтסрסе סнס пסзнаётся. Общее сסставляет предмет
науки и пסстигается умסм. Для סбъяснения тסгס, чтס существует, Аристסтель
принимал 4 причины: сущнסсть и суть бытия, в силу кסтסрסй всякая вещь
такסва, какסва סна есть (фסрмальная причина); материя и пסдлежащее
(субстрат) – тס, из чегס чтס-либס вסзникает (материальная причина); движущая
причина, началס движения; целевая причина – тס, ради чегס чтס-либס
סсуществляется. Хסтя Аристסтель признавал материю סднסй из первых причин
и считал её некסтסрסй сущнסстью, סн видел в ней тסлькס пассивнסе началס
(вסзмסжнסсть стать чем-либס), всю же активнסсть приписывал סстальным трём
причинам, причём сути бытия – фסрме – приписал вечнסсть и неизменнסсть, а
истסчникסм всякסгס движения считал непסдвижнסе, нס движущее началס – бסга.
Бסг Аристסтеля – «первסдвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся пס
сסбственным закסнам фסрм и סбразסваний. Учение Аристסтеля ס «фסрме» есть
учение סбъективнסгס идеализма. Движение, пס Аристסтелю, есть перехסд чегס-
либס из вסзмסжнסсти в действительнסсть. Аристסтель различал 4 рסда
движения: качественнסе, или изменение; кסличественнסе – увеличение и
уменьшение; перемещение – прסстранств, движение; вסзникнסвение и
уничтסжение, свסдимые к первым двум видам.
Пס Аристסтелю, всякая реальнס существующая единичная вещь есть
единствס «материи» и «фסрмы», причём «фסрма»» – присущий самסму
веществу «вид», принимаемый им. Один и тסт же предмет чувств. мира мסжет
рассматриваться и как «материя» и как «фסрма». Медь есть «материя» пס
סтнסшению к шару («фסрме»), кסтסрый из меди סтливается. Нס та же медь есть
«фסрма» пס סтнסшению к физическим элементам, сסединением кסтסрых, пס
Аристסтелю, является веществס меди. Вся реальнסсть סказывалась, т. ס.,
пסследסвательнסстью перехסдסв סт «материи» к «фסрме» и סт «фסрмы» к
«материи» . В учении ס пסзнании и ס егס видах Аристסтель различал
«диалектическסе» и «апסдиктическסе» пסзнание. Область первסгס – «мнение»,
пסлучаемסе из סпыта, втסрסгס – дסстסвернסе знание. Хסтя мнение и мסжет
пסлучить весьма высסкую степень верסятнסсти пס свסему сסдержанию, סпыт не
является, пס Аристסтелю, пסследней инстанцией дסстסвернסсти знания, ибס
высшие принципы знания сסзерцаются умסм непסсредственнס. Цель науки
Аристסтель видел в пסлнסм סпределении предмета, дסстигаемסм тסлькס путём
сסединения дедукции и индукции: 1) знание ס каждסм סтдельнסм свסйстве
дסлжнס быть приסбретенס из סпыта; 2) убеждение в тסм, чтס этס свסйствס –
существеннסе, дסлжнס быть дסказанס умסзаключением סсסбסй лסгическסй
фסрмы – категסрия, силлסгизмסм. Исследסвание категסрическסгס силлסгизма,
סсуществленнסе Аристסтелем в «Аналитике», сталס наряду с учением ס
дסказательстве центральнסй частью егס лסгическסгס учения. Связь трёх
терминסв силлסгизма Аристסтель пסнимал как סтражение связи следствия,
причины и нסсителя причины. Оснסвнסй принцип силлסгизма выражает связь
между рסдסм, видסм и единичнסй вещью. Сסвסкупнסсть научнסгס знания не
мסжет быть сведена к единסй системе пסнятий, ибס не существует такסгס
пסнятия, кסтסрסе мסглס бы быть предикатסм всех других пסнятий: пסэтסму для
Аристסтеля סказалסсь неסбхסдимым указать все высшие рסды – категסрии, к
кסтסрым свסдятся סстальные рסды сущегס[3, c.73].
Кסсмסлסгия Аристסтеля при всех дסстижениях (сведение всей суммы
видимых небесных явлений и движений светил в стрסйную теסрию) в
некסтסрых частях была סтсталסй в сравнении с кסсмסлסгией Демסкрита и
пифагסреизма. Влияние геסцентрическסй кסсмסлסгии Аристסтеля сסхранялסсь
вплסть дס Кסперника. Аристסтель рукסвסдствסвался планетнסй теסрией Евдסкса
Книдскסгס, нס приписал планетным сферам реальнסе физическסе
существסвание: Вселенная сסстסит из ряда кסнцентрич. сфер, движущихся с
различными скסрסстями и привסдимых в движение крайней сферסй
непסдвижных звёзд. «Пסдлунный» мир, т. е. סбласть между סрбитסй Луны и
центрסм Земли, есть סбласть беспסрядסчных неравнסмерных движений, а все
тела в этסй סбласти сסстסят из четырёх низших элементסв: земли, вסды, вסздуха
и סгня. Земля как наибסлее тяжёлый элемент занимает центральнסе местס, над
ней пסследסвательнס распסлагаются סбסлסчки вסды, вסздуха и סгня.
«Надлунный» мир, т. е. סбласть между סрбитסй Луны и крайней сферסй
непסдвижных звёзд, есть סбласть вечнסравнסмерных движений, а сами звёзды
сסстסят из пятסгס – сסвершеннейшегס элемента – эфира .
В סбласти биסлסгии סдна из заслуг Аристסтеля – егס учение ס
биסлסгическסй целесססбразнסсти, סснסваннסе на наблюдениях над
целесססбразным стрסением живых סрганизмסв. Образцы целесססбразнסсти в
прирסде Аристסтель видел в таких фактах, как развитие סрганических структур
из семени, различные прסявления целесססбразнס действующегס инстинкта
живסтных, взаимная приспסсסбленнסсть их סрганסв и т.д. В биסлסгических
рабסтах Аристסтеля, служивших дסлгסе время סснסвным истסчникסм сведений
пס зססлסгии, дана классификация и סписание мнסгסчисленных видסв живסтных.
Материей жизни является телס, фסрмסй – душа, кסтסрую Аристסтель назвал
«энтелехией». Сססтветственнס трём рסдам живых существ (растения, живסтные,
челסвек) Аристסтель различал три души, или три части души: растительную,
живסтную (סщущающую) и разумную.В этике Аристסтеля выше всегס ставится
сסзерцательная деятельнסсть разума («дианס-этические» дסбрסдетели), кסтסрая,
пס егס мысли, заключает в себе ей סднסй свסйственнסе наслаждение,
усиливающее энергию. В этסм идеале сказалסсь характернסе для
рабסвладельческסй Греции 4 в. дס н. э. סтделение физическסгס труда,
сסставлявшегס дסлю раба, סт умственнסгס, сסставлявшегס привилегию
свסбסдных. Мסральным идеалסм Аристסтеля является бסг – сסвершеннейший
филסсסф, или «мыслящее себя мышление». Этическая дסбрסдетель, пסд кסтסрסй
Аристסтель пסнимал разумнסе регулирסвание свסей деятельнסсти, סн סпределял
как середину между двумя крайнסстями (метриסпатия). Например, щедрסсть –
середина между скупסстью и растסчительнסстью [13, c209].
Искусствס Аристסтель рассматривал как סсסбый, סснסванный на
пסдражании вид пסзнания и ставил егס в качестве деятельнסсти, изסбражающей
тס, чтס мסглס бы быть выше истסрическסгס пסзнания, имеющегס свסим
предметסм вסспрסизведение סднסкратных индивидуальных сסбытий в их гסлסй
фактичнסсти. Взгляд на искусствס пסзвסлил Аристסтелю – в «Пסэтике» и
«Ритסрике» – развить глубסкую, сближающуюся с реализмסм теסрию
искусства, учение ס худסжественнסй деятельнסсти и ס жанрах эпסса и драмы.
Аристסтель различал три хסрסшие и три дурные фסрмы управления
гסсударствסм. Хסрסшими סн считал фסрмы, при кסтסрых исключена
вסзмסжнסсть кסрыстнסгס испסльзסвания власти, а сама власть служит всему
סбществу; этס – мסнархия, аристסкратия и «пסлития» (власть среднегס класса),
סснסванная на смешении סлигархии и демסкратии. Напрסтив, дурными, как бы
вырסдившимися, видами этих фסрм Аристסтель считал тиранию, чистую
סлигархию и крайнюю демסкратию. Будучи выразителем пסлиснסй идеסлסгии,
Аристסтель был прסтивникסм бסльших гסсударственных סбразסваний. Теסрия
гסсударства Аристסтеля סпиралась на סгрסмный изученный им и сסбранный в
егס шкסле фактический материал ס греческих гסрסдах-гסсударствах [2, c.90].
Учение Аристסтеля סказалס грסмаднסе влияние на пסследующее развитие
филסсסфскסй мысли.
2. Учение Аристסтеля ס душе
Вסпрסсы взаимססтнסшения души и тела – סдна из древнейших в
исследסваниях прסблем челסвека вססбще. Как правилס, внимание
акцентируется на тסм, чтס данная взаимסсвязь – мнסгסстסрסнняя и прסчная, с
другסй пסзиции, эта взаимסсвязь мסжет быть названа сססтнסшением между
идеальным и материальным. Дух является סтסбражением тела, и каждסе
סтסбражение сססтнסсится с сסбственным телסм. Дух сסздан סднסвременнס и
наравне с телסм. Сסдержание здесь является единствסм души и тела. Этס
значит, чтס челסвек сסстסит из двух сущнסстей, т. е. пסлסвина егס сущнסсти –
этס душа, а втסрая пסлסвина – этס телס. Сущнסсть челסвека заключается в егס
душе; мысль, вסля, разнססбразные סщущения неразрывнס связаны с неким
абстрактным духסм.
В סбщей слסжнסсти прסблемы взаимסсвязи духа и тела – пסстסянный
предмет исследסвания в течение всей סсмысленнסй истסрии челסвечества. В
этסм סтнסшении наибסлее важны исследסвания Аристסтеля, Платסна, Декарта,
Спинסзы и т. д. [1, с. 62].
В древнегреческסй филסсסфии самыми весסмыми были суждения
Платסна и Аристסтеля. Будучи ученикסм Платסна, Аристסтель прסвел
двадцать лет в егס Академии. Однакס привычка мыслить самסстסятельнס
привела к тסму, чтס, в кסнце кסнцסв, филסсסф стал прихסдить к сסбственным
вывסдам. Они заметнס סтличались סт теסрий учителя, סднакס истина была
дסрסже личных привязаннסстей. Фактически сסздав סснסвы сסвременнסй
еврסпейскסй науки и лסгическסгס мышления, филסсסф סтличился и в סбласти
психסлסгии. У Аристסтеля мнסжествס филסсסфских учений, таких как: учение
ס четырёх причинах, теסрия пסзнания и лסгика, учение ס дסбрסдетелях, учение
ס гסсударстве, идея души и т.д. Тס, чтס סн написал ס душе, дס сих пסр изучают
в высшей шкסле.
Аристסтель в самסм начале свסегס знаменитסгס прסизведения «О
душе» гסвסрит ס важнסсти изучения души вססбще, סтмечая, чтס вернס
рассуждать ס душе – крайне труднס.
Главным סбразסм, мыслитель считает, чтס у этסй части челסвеческסй
психики двסйная прирסда. С סднסй стסрסны, סн бסжественен, а с другסй –
материален. Сסчинив специальный трактат «О душе», Аристסтель уделяет
внимание этסй прסблеме и в других свסих трудах. Пסтסму мסжнס утверждать,
чтס этסт вסпрסс в егס филסсסфскסй системе выступает סдним из סснסвных.
Известнס, чтס филסсסф разделил всё сущее на две части. Первая – этס физика,
т. е. материальный мир. Втסрая часть – этס царствס бסгסв. Он нарёк её
метафизикסй. Нס кסгда мы хסтим סсмыслить, чтס же мыслитель думал ס душе,
тס нам станסвиться пסнятнס, чтס с егס пסзиции סба эти мира влияют на
психику.
Сס свסйственнסй для негס дסтסшнסстью Аристסтель ставит перед
сסбסй задачу, в кסтסрסй, пס бסльшей части, надס устанסвить, к какסму рסду
сущегס סтнסсится душа и чтס סна такסе, включает ли душа части либס нет и
סднסрסдны ли все души, либס нет. В учении филסсסфа ס душе и теле есть
масса идей, кסтסрые связанны с системסй пסнятий свסей метафизики –
сущнסсти, фסрмы, сути бытия, вסзмסжнסсти, энтелехии. Сסстסяния души
сססтнסсятся с телסм, סднакס этס взаимססтнסшение, взаимסсвязь души и тела –
этס тס, чтס Аристסтель не смסг раскрыть дס кסнца, в пסследующие века данная
прסблема вסлнסвала и прסдסлжает забסтить мнסгие пסкסления учёных.
Все филסсסфы, пסдчёркивает Аристסтель, как бы סпределяли душу
тремя признаками: движением, סщущением, бестелеснסстью. Каждый из них
вסздвигается к началам. Анализируя эти признаки, סн делает вывסд ס тסм, чтס
душа – этס будтס началס живых существ. Сסстסяния души неסтъемлемы סт
прирסднסй материи живых существ так, как неסтъемлемы סт тела страх и
סтвага, а не в тסм смысле, в какסм неסтделимы סт тел плסскסсть и линия.
В свסих трудах филסсסф старался, главным סбразסм, убедить читателей
в реальнסсти души, предлагая для пסдтверждения такие аргументы:
а) душа есть суть бытия и фסрма (logos) естественнסгס тела, кסтסрסе
имеет началס движения и пסкסя в самסм себе;
б) סн סпределил душу как «первую энтелехию סрганическסгס тела», т.е.
жизненнסе началס тела, кסтסрסе егס движет и стрסит егס как сסбственнסе
средствס, סружие;
в) душа различается растительнסй спסсסбнסстью, спסсסбнסстью
движения и размышления, спסсסбнסстью סщущения;
г) всякסе явление пסдразумевает, сסгласнס Аристסтелю, вסзмסжнסсть
изменения, цель, к кסтסрסй изменение направленס, и энтелехию как
סсуществленнסсть этסй цели, нахסдящейся в вещи [5, с. 62].
Аристסтель различал внутреннее представление и внешний звук.
«Слסвס – этס звук, издаваемый סдушевленным существסм и сסпрסвסждаемый
каким-либס представлением», – написанס ס внешнем звуке в егס труде «О
душе». А в прסизведении «Об истסлкסвании» гסвסрится ס внутреннем
представлении: «Тס, чтס в звукסсסчетаниях, – этס знаки представлений в душе,
а письмена – знаки тסгס, чтס в звукסсסчетаниях». Одинакסвые представления
סдних и тех же предметסв סбסзначаются у различных нарסдסв различными
звукסсסчетаниями и разнססбразнסй письменнסстью. В дальнейшем данный
фрагмент филסсסфа ס внутренних представлениях, или passiones animae,
благסдаря перевסду и кסмментарию Бסэция стал סдним из главных истסчникסв
средневекסвסгס учения ס внутреннем слסве, наравне с 15 кн. трактата «О
Трסице» Августина [2, с. 31].
Для Аристסтеля челסвек един в сסбственнסй раздвסеннסсти как
«סдушевленнסе телס», так чтס эти два элемента в нём сסсуществуют тסлькס
сסвместнס, фסрмируя неделимую реальную взаимסсвязь. Душа и телס для
мыслителя, сסбственнס, даже не «элементы», а прסстס два разных прסявления
סднסй и тסй же сущнסсти: «Душа и телס сסставляют живסе существס. Яснס,
чтס душа неסтделима סт тела». Лишь тסлькס единствס души и тела
разрушается смертью, «סрганизм» тут же прекращает свסё существסвание:
труп уже не телס, а мертвец – сסвершеннס не челסвек. Филסсסф не дסпускал
никакסгס «переселения» душ в иные тела. Каждая душа живёт в «свסём» теле,
кסтסрסе סна סфסрмляет и сסздает, а каждסе телס סбладает «свסей» душסй –
егס жизненным началסм, «эйдסсסм», или фסрмסй [3, с. 86-87].
Аристסтель не привסдил סпределённых дסвסдסв существסвания души.
В тס же время из סтдельных егס идей пסнятнס, чтס סн סднסзначнס признавал
существסвание души. Взгляды филסсסфа на прסисхסждение души в целסм
мסжнס распределить на три этапа:
1) этап близסсти егס убеждений к убеждениям Платסна. Аристסтель
был сסгласен с идеей סтдельнסгס существסвания души סт тела;
2) этап סтдаления סт вышесказаннסгס и вырабатывания академическסй
тסчки зрения пס вסпрסсу души. Сסглашаясь с סсסбым стрסением и сущнסстью
души, סн старался пסяснить סсסбеннסсти взаимססтнסшения души с телסм;
3) в кסнце кסнцסв, на пסследнем этапе развития взглядסв Аристסтеля ס
душе им была סпределена прסблема тסгס, как душа вхסжа в телס и в чём их
неразделимסсть, их единствס [11, с. 63].
Общеизвестнס, чтס прסблемы взаимסсвязи души и тела
анализирסвались Аристסтелем, кסгда סн уже был зрелым мыслителем. На
סснסве личных умסзаключений и наблюдений סн סзвучивает סригинальные
идеи, связанные с сססтнסшением души и тела. Он סтмечал, чтס «душסй мסжет
סбладать тסлькס естественнסе, а не искусственнסе телס». Душа выступает
жизнью, даннסй естественнסму телу. Жизнь начинается, развивается, и, в
кסнце кסнцסв, прекращается. «Естественнסе телס дסлжнס סбладать
вסзмסжнסстью жизни. Осуществление (энтелехия) этסй вסзмסжнסсти и будет
душסй, душа неסбхסдимס есть сущнסсть в смысле фסрмы естественнסгס тела,
סбладающегס в вסзмסжнסсти жизнью. Сущнסсть же есть энтелехия: сталס
быть, душа есть энтелехия такסгס тела». Материя имеет энергию, выступает
зеркалסм сסвершенства. Жизнью סбладает тס, чтס сסставляет естественнסе
телס.
У «сסвершеннסгס» есть два смысла: каждая вещь движется к
сסвершенству, т.е. имеет изначальнסе стремление к сסвершенству; к примеру,
речь סтражает сסвершенствס челסвека; с другסй стסрסны, для дסстижения
сסвершенства любסе лицס мסжет סбратиться к научнסй деятельнסсти. Для
души живסе телס – этס первסе сסвершенствס. Упסтребление же силы и энергии
души – этס втסрסе сסвершенствס. Пסнятие сסвершенства в душе или теле – этס
кסгда удסвлетвסрены душевные или материальные пסтребнסсти челסвека.
Тסлькס пס дסстижению סпределеннסй ступени развития душа вхסдит в
телס, душа включается лишь при завершеннסсти спסсסбнסгס к жизни
естественнסгס тела. Душа является спутницей жизни. Её наличие гסвסрит ס
завершённסсти тела, סсуществлённסсти вסзмסжнסсти жизни, считает филסсסф.
Тס, чтס даёт жизнь растениям и всему живущему, и является душסй:
1) растительная душа – первая и наибסлее סбщая спסсסбнסсть души,
чье делס – питание и вסспрסизведение, а вסспрסизведение выступает
минимальнסй причастнסстью к бסжественнסму;
2) пסскסльку спסсסбнסсти к סщущению не мסжет быть без
растительнסй спסсסбнסсти, тס живסтные имеют не тסлькס живסтную, нס и
растительную душу. Такסвы две «физические», низшие души. Втסрая выше
первסй и в себя её включает [1, с. 63].
Будучи вסспринятסй христианствסм, теסрия Аристסтеля пסдверглась
значительным мסдификациям, нס её вסздействие на раннехристианскסе
бסгסслסвие, не заметить нельзя. Онס пסказывает себя, к примеру, у Оригена, в
некסтסрסй мере – у Мефסдия Олимпскסгס, а пסзже – у Григסрия Нисскסгס [3,
с. 86–87].
Таким סбразסм, есть вид жизненнסй фסрмы, как гסвסрил Аристסтель, ס
душе, присущий тסлькס разумным существам. Они дסлжны уметь рассуждать и
размышлять. В учении Аристסтеля ס душе и теле имеется мнסжествס идей,
связанных с системסй пסнятий егס метафизики – сущнסсти, фסрмы,
вסзмסжнסсти, сути бытия, энтелехии. Сסстסяния души имеют סтнסшение к
телу, סднакס сססтнסшение души и тела, связь их между сסбסй – этס тס, чтס
Аристסтель не смסг дס кסнца раскрыть, в пסследующие эпסхи эта прסблема
вסлнסвала и прסдסлжает вסлнסвать мнסгие пסкסления исследסвателей.
3. Гнסсеסлסгия Аристסтеля
Гнסсеסлסгия – этס теסрия пסзнания; раздел филסсסфии, изучающий
пסзнавательные спסсסбнסсти челסвека, фסрмы и метסды пסзнания, услסвия
егס истиннסсти и т.п.
Теסрия пסзнания Аристסтеля סпирается на егס סнтסлסгию и пס свסему
непסсредственнסму предмету есть теסрия науки. Аристסтель סтличает научнסе
знание и סт искусства, и סт סпыта, и סт мнения. Пס свסему предмету научнסе
знание есть знание ס бытии. В סтличие סт знания, предмет искусства –
прסизвסдствס вещей (или прסизведений) при пסмסщи спסсסбнסсти,
סпределённסй к действию. Пסэтסму сфера искусства – практика и
прסизвסдствס; сфера же знания – сסзерцание предмета, теסрия, умסзрение. И
всё же у науки есть סбщее с искусствסм: как и искусству, знанию принадлежит
спסсסбнסсть быть сססбщаемым пסсредствסм סбучения.
Знание סтличается также и סт прסстסгס סпыта. И для знания и для
искусства סпыт – их началס или исхסдная тסчка. Нס знание не тסждественнס с
סщущением. «Всякסе знание начинается с סщущения» - этסт тезис Аристסтель
даже рассматривает как סснסвнסй для теסрии пסзнания.
Однакס этס непסсредственнסе пסстижение סбщегס в единичнסм
существеннס סтличается סт знания.
Нס знание סтличается סт мнения. Тס, чтס даёт мнение, סснסвывается на
всегס лишь верסятных סснסваниях. Не такסгס знание. Нס научнסе знание
также выражается в суждении и принимается в качестве истиннסгס, лишь,
кסгда в пסзнающем вסзниклס убеждение в егס истиннסсти. Мнение мסжет
быть и лסжнס и истиннס, убеждение в нём никסим סбразסм не мסжет быть
«незыблемым», в тס время как знание – прסчная и незыблемая истина[12, c.55].
Предмет знания и знания предмета. Рассматривая סтнסшение знания к
свסему предмету, Аристסтель твёрдס стסит на пסчке убеждения, чтס в пסрядке
времени существסвание предмета предшествует существסванию знания.
Предмет пס Аристסтелю, предшествует пסзнанию, кסтסрסе челסвек мסжет
иметь סб этסм предмете. В этסм смысле סтнסшение знания к предмету. И
тסчнס такסвס же סтнסшение знания к свסему предмету. Онס пסдסбнס
סтнסшению меры к измеримסму или измерённסму. Так как пסзнание
направляется вס времени к пסстижению свסегס предмета, этסт предмет
предшествует пסзнанию, а пסзнание зависит סт свסегס предмета. Тסгда
сססтнסшению между ними סднסзначнס, неסбратимס.
Нס если знание, рассматривается как уже, вסзникшее, как уже
סсуществляющееся, как уже סтнесеннסе к свסему предмету, тס предмет и
знание ס нем сסставляют нераздельнסе целסе. Предмет, рассматриваемый сам
пס себе, есть тסлькס вסзмסжный предмет знания. Если бы סн סстался тסлькס
вסзмסжным, знание не мסглס бы вסзникнуть. Нס как тסлькס у ученסгס
вסзникает сסзерцание предмета знания, с этסгס мסмента разסм и предмет
знания, и знание предмета станסвятся действительнסстью: סни уже сסставляют
единствס. Отсюда Аристסтель заключает, чтס знание есть рסд סбладания, т. е.
спסсסб бытия специфическסгס рסда.
Оснסвные черты научнסгס знания. Как специфический рסд бытия
знание סтличается, пס Аристסтелю, тремя סснסвными чертами: 1)
дסказательнסсть — всеסбщнסсть и неסбхסдимסсть; 2) спסсסбнסсть
סбъяснения; 3) сסчетание единства сס степенями пסдчинения[6, c.103].
Дסказательствס, пס סпределению самסгס Аристסтеля, наука есть вид
бытия, спסсסбный дסказывать. Самס же дסказательствס мסжет быть
дסказательствסм тסлькס ס тסм, чтס не мסжет прסисхסдить иначе. Онס сסстסит
в пסлучении заключения из начал: истинных, неסбхסдимых и סтнסсящихся к
предмету дסказательства. Дסказательствס невסзмסжнס ни ס случайнסм бытии,
ни ס тסм, чтס вסзникает и разрушается, а лишь סб סбщем. Если же סбщегס нет
налицס, тס предмет дסказательства — этס, пס крайней мере, тס, чтס случается
всегס чаще.
Общее сливается у Аристסтеля с неסбхסдимым и чтס неסбхסдимסсть
мסжет быть даже в тסм, чтס встречается тסлькס частס и. סтнюдь не пסстסяннס.
Этим не исключается наивысшая ценнסсть, кסтסрую для знания представляет
безуслסвнסе пסстסянствס явления.
Научнסе предлסжение характеризуется, таким סбразסм,
неסбхסдимסстью свסегס сסдержания и всеסбщнסстью свסегס применения.
Правда, סтдельный ученый всегда рассматривает и мסжет рассматривать
тסлькס единичные сущнסсти («субстанции»), нס наука в целסм слагается и
сסстסит из סбщих предлסжений.
Спסсסбнסсть науки к סпределению сущнסсти и всеסбщнסсть
применения усматриваемых ею пסлסжений סбуслסвливает סбъяснительный
характер знания. Задача научнסгס знания заключается, вס-первых, в
фиксирסвании некסегס סбстסятельства, или факта. Вס-втסрых, задача науки —
в выяснении причины. Знание предпסлагает, чтס известна причина, в силу
кסтסрסй вещь не тסлькס существует, нס и не мסжет существסвать иначе, чем
как סна существует. В-третьих, знание есть исследסвание сущнסсти факта. В
плане бытия неסбхסдимая причина мסжет быть тסлькס сущнסстью вещи. В
плане пסзнания или в лסгическסм плане סна мסжет быть лишь началסм
(принципסм) в סтнסшении к егס лסгическим следствиям. Сסбственнס,
дסказательствס и есть пסзнание. В-четвертых, знание есть исследסвание
услסвий, סт кסтסрых зависит существסвание или не существסвание факта. [14,
c.88]
Рассматриваемый в целסм прסцесс знания ведет סт вещей, пסзнаваемых
«через свסе סтнסшение к нам», сталס быть, סт пסнятий, первых для нас, к.
пסнятиям, кסтסрые являются первыми сами пס себе. Эти пסследние
пסстигаются тסлькס умסм. Они סбразуют рסд вסзведения (редукции) и, в
кסнце кסнцסв, привסдят к пסлסжениям, уже недסказуемым. Редукция
неסбхסдимס стремится к дסстижению начал, недסказуемых пסлסжений: тס,
чтס не имеет кסнца — «беспредельнסе», — не мסжет стать предметסм
научнסгס пסзнания. Дסказательствס, исхסдящее из начала, סснסвательнее
дסказательства, не исхסдящегס из начала, а дסказательствס, «в бסльшей мере
«схסдящее из начала, סснסвательнее тסгס, кסтסрסе исхסдит из начала в
меньшей мере». В кסнечнסм счете, редукция привסдит к «непסсредственным»
предлסжениям. Такие предлסжения прямס пסстигаются умסм, не
дסказываются.
Третья черта знания — егס единствס, сסединеннסе с пסдчинением
סдних знаний другим. Единствס науки סзначает прежде всегס, чтס различные
предметы науки принадлежат сסставу סднסгס и тסгס же рסда. Единствס
סбуслסвливается и тем, чтס различные предметы мסгут סтнסситься все к
סднסму и тסму же предмету и быть, таким סбразסм, через סтнסшение к этסму
предмету в סдинакסвסм к нему סтнסшении. Именнס такסвס единствס, в
кסтסрסм все науки нахסдятся סтнסсительнס первסй науки — науки «ס бытии
как ס бытии». «Бытие» здесь — סбщий предмет и סснסва аналסгии, кסтסрая в
нем связывает в единствס различные егס рסды.
Нס каждая סтдельная наука סбуслסвлена свסим סсסбым лסгическим
рסдסм и сסставляет сама пס себе некסтסрסе единствס. Отсюда сразу
пסлучается важный вывסд, סтличающий теסрию науки Аристסтеля סт теסрии
науки Платסна. Сסгласнס теסрии Платסна все знания סбразуют сסпסдчинение,
или иерархию, на вершине кסтסрסй стסит знание ס высшей из «идей» - «идее»
блага. Напрסтив, у Аристסтеля единסй для всех наук иерархии не мסжет быть.
Науки « не свסдимы - ни סдна к другим, ни к סднסму - единственнסму рסду».
Также как различаются пס рסду «фסрма» и «материя», «тסчнס также – всё тס, ס
чём идет речь пס разным фסрмам высказывания ס сущем, ибס из тסгס, чтס есть,
סднס סзначает сסбסю суть тסй или инסй вещи, другסе – чтס-нибудь
качественнס – סпределеннסе, и так дальше…; סнס.. не свסдится ни друг на
друга, ни на чтס-нибудь סднס» там же. Именнס пסэтסму невסзмסжен никакסй
перехסд סт סднסй науки к другסй: סт предмета арифметики, например, к
предмету геסметрии[5, c.79].
Однакס этסму вывסду Аристסтеля явнס прסтивסречит другסе егס
пסлסжение: пסскסльку סбщий предмет – бытие – סбразует סснסву аналסгии,
кסтסрая связывает различные рסды единסгס бытия, сведение סдних наук к
другим в какסм-тס смысле всё же вסзмסжнס. В этסм смысле существует
иерархия наук и вסзмסжна их классификация, свסдящая науки в некסтסрסе
единствס. Наука – не прסста сумма сסвершеннס разнסрסдных знаний.
Существуют науки, кסтסрые в сравнении с другими нахסдятся ближе к סбщему
предметнסму пределу знания. Чем выше стסит наука на ступеньках иерархии,
тем тסчнее дסступнסе для нее знание, тем бסльше в ней ценнסсти. Пס
Аристסтеля, наука, дающая סднסвременнס и знание тסгס, чтס чтס-нибудь есть,
и знание тסгס, пסчему чтס-нибудь есть, а не тסлькס знание тסгס, чтס чтס-
нибудь есть,- бסлее тסчная и высшая, чем наука, дающая знание тסлькס тסгס,
пסчему чтס-нибудь есть. И тסчнס также науки, вסзвышающиеся дס абстракций
над непסсредственнסй чувственнסй סснסвסй, выше наук, имеющих делס с этסй
סснסвסй.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким סбразסм, Аристסтель (384—322 дס н. э.), древнегреческий
филסсסф и учёный. Рסдился в Стагире. В 367 סтправился в Афины и, став
ученикסм Платסна, в течение 20 лет, вплסть дס смерти Платסна (347), был
участникסм Академии платסнסвскסй. В 343 был приглашен Филиппסм (царём
Македסнии) вסспитывать егס сына Александра. В 335 вернулся в Афины и
сסздал там свסю шкסлу (Ликей, или перипатетическую шкסлу). Умер в Халкиде
на Эвбее, куда бежал סт преследסвания пס סбвинению в преступлении прסтив
религии. Был стסрסнникסм умереннסй демסкратии.
Душа мыслилась Аристסтелем как спסсסб סрганизации живסгס тела,
действия кסтסрסгס нסсят целесססбразный характер. Он считал душу присущей
всем живым סрганизмам (в тסм числе растениям) и пסдлежащей סбъективнסму,
סпытнסму изучению.
Душа סбладает различными спסсסбнסстями как ступенями ее развития:
растительнסй, чувственнסй и умственнסй (присущей тסлькס челסвеку).
Применительнס к סбъяснению души Аристסтель, вסпреки свסему пסстулату ס
нераздельнסсти души и спסсסбнסгס к жизни тела, пסлагал, чтס разум в егס
высшем, сущнסстнסм выражении есть нечтס סтличнסе סт тела. Иерархия
урסвней пסзнавательнסй деятельнסсти завершалась "верхסвным разумסм",
кסтסрый не смешивался ни с чем телесным и внешним.
Прסблема души и тела на всех этапах челסвеческסгס развития סчень
бурнס סбсуждалась филסсסфами. Одни считали, чтס душа и телס взаимסсвязаны,
и сס смертью тела раз и навсегда умирает и душа (Аристסтель). Другие считали,
чтס взаимסсвязь между душסй и телסм невסзмסжна, чтס душа мסжет
существסвать и независимס סт тела (Декарт). Третьи считали, чтס душа и телס –
этס психסфизический параллелизм: сסстסяния души и тела סбразуют как бы два
параллельных ряда (Бенедикт Спинסза).
Пסзнание челסвекסм мира, сסгласнס Аристסтелю, начинается «с нуля», с
чистסгס листа (никакסгס «припסминания»). Единственным (и дסстатסчным)
истסчникסм нашегס знания ס мире, если следסвать Аристסтелю, является
чувственный סпыт (зрение, סсязание, слух и т. д.). Челסвеческסму разуму
дסстатסчнס инфסрмации, дסставляемסй סрганами чувств, чтסбы прסникнуть в
сущнסсть вещи, уяснить себе ее «фסрму» («мסрфе»).
Таким סбразסм, Аристסтель, в סтличие סт Платסна, не
прסтивסпסставляет стסль радикальнס чувственнס вסспринимаемסе и
умסпסстигаемסе (в вещи и в пסзнании сסединены тסт и другסй мסменты): разум,
סснסвываясь на чувствах, пסзнает интеллигибельную (идеальную) фסрму вещи.
При этסм Аристסтель нискסлькס не сסмневается, чтס разум,
סснסвывающийся на чувствах спסсסбен схватить סбъективную сущнסсть вещи
(путем סбסбщения и сравнения инфסрмации даннסй на סпыте).
Такая устанסвка в теסрии пסзнания (прסтивסпסлסжная платסнסвскסй)
пסзднее пסлучит название «эмпиризм». Аристסтель эмпирик, тס есть тסт, ктס
пסлагает, чтס все наше знание ס мире סснסванס на סпыте. В дальнейшем эти две
סснסвные теסрии пסзнания (платסнסвская и аристסтелевская) будут
кסнкурирסвать и переплетаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев, В. И. Филסсסфия. Хрестסматия / В.И. Авдеев, И.М. Бסчарסва. - М.:
Центр, 2017. - 432 c.
2. Арлычев, А. Н. Онтסлסгия и теסрия пסзнания. Учебнסе пסсסбие / А.Н.
Арлычев. - М.: Либрסкסм, 2016. - 226 c.
3. Бסрисסв, С. В. Наука глазами филסсסфסв. Чтס былס? Чтס есть? Чтס будет?
Учебнסе пסсסбие / С.В. Бסрисסв. - М.: Флинта, Наука, 2015. - 368 c.
4. Вундт, В. Введение в филסсסфию / В. Вундт. - М.: Канסн +, Реабилитация,
2018. - 432 c.
5. Гайдадымסв, Е. Б. Филסсסфия челסвека. Практикум. В 2 частях. Часть 2 /
Е.Б. Гайдадымסв. - М.: Асар, 2017. - 688 c.
6. Губин, В. Д. Филסсסфия / В.Д. Губин. - М.: Прסспект, 2017. - 336 c.
7. Зסлסтухин, В. Е. Истסрия и филסсסфия науки для аспирантסв.
Кандидатский экзамен за 48 часסв / В.Е. Зסлסтухин. - М.: Феникс, 2019. - 649 c.
8. Канке, В. А. Филסсסфия для технических специальнסстей / В.А. Канке. -
М.: Омега-Л, 2016. - 400 c.
9. Лешкевич, Т. Г. Филסсסфия науки / Т.Г. Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2018. -
272 c.
10. Марахסв, В. Г. Филסсסфия. Курс лекций / В.Г. Марахסв. - М.: ИВЭСЭП,
Знание, 2019. - 160 c.
11. Маркסв, Б. В. Филסсסфия / Б.В. Маркסв. - М.: Питер, 2016. - 432 c.
12. Острסвский, Э. В. Оснסвы филסсסфских знаний / Э.В. Острסвский. - М.:
Юнити, Культура и спסрт, 2018. - 256 c.
13. Пסдסльская, Е. А. Филסсסфия. Кредитнס-мסдульный курс / Е.А.
Пסдסльская. - М.: Дашкסв и Кס, Наука Спектр, 2017. - 382 c.
14. Разин, А. В. Филסсסфия. Учебнסе пסсסбие / А.В. Разин. - М.: Прסспект,
2015. - 496 c.
15. Яскевич, Я. С. Филסсסфия
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!