это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2019490
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Сущность и история развития представлений об истине 4
2. Концепции, критерии и формы познания истины 9
Заключение 12
Библиографический список 13
Введение
На всем протяжении своего существования человек стремится понять и объяснить сущность окружающих его процессов и явлений, пытается постичь универсальные закономерности мироздания, направляет все свои силы на построение объективных знаний о бытии.
Именно посредством доказательности и логической непротиворечивости достигается объективность, приближающая нас к истине.
В свою очередь истина воспринимается человеком как своеобразная панацея от пугающей неизвестности.
В философии осмысление истины является одной из основополагающих проблем. Данная категория наделена значительной широтой трактовки, ее понимание ускользает от человека, вводит его в крайности абстракции.
Проблему истины затрагивали представители разных школ на разных этапах развития философской мысли.
Она получила фундаментальную разработку в классической философии, в том числе и в философии диалектического материализма, где противоречивое содержание истины характеризуется такими ее гносеологическими свойствами, как: объективность и субъективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность.
Истина всегда была высшей ценностью науки и философии, целью, которая задавала целостность мировоззрения.
Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов народов составляли смысл существования.
Цель данной работы –охарактеризовать истину как цель познания и основные ее концепции.
Сущность и история развития представлений об истинеДля выяснения роли истины в познании стоит обозначить, что же такое - познание.
Познание - специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения им окружающего мира, получения и накопления знаний; существует необходимость развития и совершенствования этой деятельности в связи с общественной практикой.
Основная цель познания - достижение истины. Знание же есть идеальный образ действительности, субъективная реальность; относительно познавательного процесса рассматривается в качестве результата.
Истина - достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.
Следовательно, разум человека- главный детерминант истины. Исходя из этого, сразу возникает вопрос о возможностях человеческого интеллекта в постижении абсолютной истины, универсальных закономерностей бытия.
Об истине говорили много и многие, но проблема истины возникла в философии не сразу. Впервые о ней заговорил представитель Элейской школы – Парменид Элейский. Его философия описана в недошедшей до нас поэме «О Природе», в которой главная роль в процессе познания отводится разуму. Парменид считал, что только разумом можно познать истину, получить истинные знания о сущности вещей. Поэтому он противопоставлял истину и мнение, как два пути представления мира: мир единого бытия и мнимый, кажущийся мир мнения. Основным критерием истины Парменид считал единство бытия и мышления. Именно он считается родоначальником гносеологии, одной из ключевых проблем которой является проблема поиска истины и определения её критериев.
Первый афинский философ Сократ с целью установления истины разработал метод субъективной диалектики. Он считал, что истина рождается в процессе беседы и является объективным знанием, которое не зависит от мнения людей. Истину Сократ искал в решении этических проблем, потому что считал бессмысленным постижение космоса и природы, в силу их бесконечности и безграничности, в отличие от внутреннего мира человека.
Истина противопоставлена злу, так как человек, обладающий истинным знанием, не станет совершать злых, неправильных поступков: будет вести добродетельную жизнь.
Его ученик Платон считал, что истина – это идея (эйдос), а источник её познания – мыслящая душа. Он считал, что истину нельзя взять от куда-либо, её можно только развить из своей души.
Наиболее универсальным определением истины выступает суждение Аристотеля, указывавшего, что истина - это интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью, соответствие ей.
Говоря о философии Древней Греции невозможно не упомянуть об отношении к истине софистов. Можно сказать, что истинной они считали то, что им необходимо было донести до людей в той или иной ситуации. Представители стоицизма в свою очередь сомневались в существовании какого-либо критерия истины, как таковой. Истина им виделась непостижимой в силу того, что суть вещей они считали непознаваемой.
В становлении средневековой философской мысли прослеживается неразрывная связь между религией и философией.
Представители Патристики видели истину в познании текстов Священного писания. Аврелий Августин, представитель классической патристики, считал, что абсолютная истина дается человеку через откровения. Он так же опирался на взгляды Платона, проповедуя учение о врожденности истинных понятий и суждений. Схоласты настаивали на невозможности противоречия истин веры и разума. Именно поэтому Фома Аквинский писал о том, что в философии не может быть истинным суждение, являющееся ложным с точки зрения религии. В эпоху возрождения большинство философов пытались разделить истину и веру.
Не обошел стороной вопрос истины и Джордано Бруно, также считавший возможным достижение истины научными или философскими способами, но никак не теологическими. Он заострял внимание на том, что основой истинного знания должно являться сомнение. Бруно писал: «Истина есть пища каждой героической души, стремление к Истине – единственное занятие, достойное героя».
Философия возрождения оставила к XVII множество неразрешенных вопросов, которыми предстояло заняться представителям философии Нового времени. Одной из центральных проблем того времени выступала проблема познания.
На протяжении данного периода происходила борьба между сенсуализмом и рационализмом, с явным преимуществом последних в силу прогресса в науке и изменений в социальной и экономической сфере жизни общества. В это же время развивается эмпиризм, представители которого за основу познания и главный критерий истины считаю опыт.
Френсис Бэкон, представитель эмпиризма, видел главным критерием истинности опыт, эксперимент. Также он выделил четыре препятствия, которыми обладает наш разум на пути к постижению истины:
- идолы рода (ложные человеческие представления о мире, возникающие в силу несовершенства чувств и разума человека);
- идолы пещеры (возникают от особенности чувств и восприятия событий каждым конкретным человеком, искаженности его восприятия);
- идолы рынка (предрассудки, воспринимаемые людьми во время общения);
- идолы театра (вера в авторитет, некритическое заимствование идей).
Представитель механического материализма Томас Гоббс считал истинными суждения, правильно отражающие порядок вещей и следственные связи. Помимо этого, он считал, что истина и ложь присущи речи, а не предметам, а значит, если не будет речи, то не будет ни истины, ни лжи.
Рене Декарт, основоположник рационалистической традиции, считал, что за истинное необходимо принимать то, что воспринимается нами в ясном виде, не дающем повода к сомнениям, он выделял ясность как важнейший признак истинного знания.
Рационалист Бенедикт Спиноза источник истинного знания видит в разуме и только в нём. Опыт, по его мнению, не мог дать достоверного знания, в опыте и практике Спиноза не видел истинности знания, поэтому единственным критерием истины выступает разум.
Готфрид Лейбниц, еще один рационалист, полагающий возможным достижения вечных истин только посредством разума. В отличие от Платона и Рене Декарта он отвергает идею «врожденных идей» (истин), в разуме изначально заложены не истинные идеи, а только их зачатки.
Лейбниц полагает наличие двух видов истин: истин разума (простые, непротиворечивые, выводятся дедуктивным способом) и истин факта (относятся к единичным явлениям, выводятся индуктивным способом). Большинство этих мыслителей полагали, что истина представляет собой недостижимый идеал.
Сторонник эмпиризма Джон Локк считал, что философия представляет собой истинное познание вещей. Самым точным он предполагал интуитивное знание, как знание, состоящее из самоочевидных мыслей.
Дж.Беркли, английский эмпирик, сенсуалист, выделял четыре критерия истины: насыщенность испытываемых ощущений; одновременность и схожесть восприятия у большинства людей; согласованность ощущений между собой при чём это не простая согласованность знаний, а та, что более проста и удобна для усвоения.
Субъективный сенсуалист, Дэвид Юм считал, что можно познать истину только при помощи ощущений, а сама истина – это соответствие знания ощущению. При этом Юм являлся агностиком, то есть он считал, что достоверное познание мира невозможно.
Такие представители эмпиризма как Эрнст Мах и Рихард Авенариус трактовали истину как согласованность ощущений.
В начале XIX века одной из проблем в центре классической немецкой философии была проблема истины.
Иммануил Кант считал истину непознаваемой самой по себе.
Основоположник марксистской философии Карл Маркс считал важнейшим критерием истины – практику и полагал, что без неё поиски истины бессмысленны.
Ближе к XX веку вопрос истины становится все более запутанным и неопределенным. С конца XIX века усилилась иррациональность в вопросе определения истины. Такой известный философ как Фридрих Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки жизненных ценностей. Жан-Поль Сартр считал, что именно свобода является сущностью истины.
Ницше считается предшественником экзистенциалистов, а Сартр их представителем, которые в целом противопоставляли объективную истину субъективной (личной). Представители западной философии XX века принимали за истину некий совершенный, идеальный объект. А представители неопозитивизма разделили истину на логическую (априорную) и эмпирическую. Томас Кун вообще предлагал аннулировать понятие научной истины на выдвинутые неопозитивистами теории.
Подводя к логическому завершению все споры о истине, представители постмодернизма выразили свое мнение об истине. Они считали, что познание является обреченной на неудачу погоней за истиной, как за иллюзией.
Таким образом, можно сказать, что в истории философии сложилось несколько способов понимания истины, вот некоторые из них:
- Онтологическая: истина то, что есть, что существует;
- Гносеологическая: истина представляет собой соответствие знаний и действительности;
- Позитивистская: истинно то, что возможно подтвердить опытным путем;
- Прагматическая: истина – это полезность и эффективность знаний;
- Конвенциональная: истина выражается в соглашении.
Концепции, критерии и формы познания истиныНа основе всех предположений и размышлений об истине в настоящее время выделяют несколько концепций (теорий):
1. Классическая концепция (её также называют корреспондентной) – истина есть соответствие высказываний действительности.
2. Конвенциональная концепция – истина есть продукт договора людей. Суждение истинно, если оно не противоречит аксиомам системы.
3. Авторитарная теория – убежденное доверие авторитету, истинности его высказываний (присуща средневековой философии и религиозным направлениям философии).
4. Истина в качестве очевидности, ясного представления (например, Декарт).
5. Теория прагматизма и инструментализма – вера и убежденность являются неотъемлемой частью истины. Истина – это то, что полезно человеку, что помогает ему добиться успеха. Согласно Ч. Пирсу истинным является верование, которому суждено быть признанным большинством.
6. Марксистская теория – главным критерием истины является практика, а сама истина обладает такими свойствами как объективность, процессуальность, конкретность, диалектичность.
7. Феноменальная концепция – истина выражается в согласованности внутреннего опыта. (Жан-Поль Сартр).
Прежде всего, следует заметить, что различные теории истины могут быть совместимы и нисколько друг другу не противоречить. Например, классическая, корреспондентная теория, в которой истина рассматривается как соответствие высказывания миру (фактам, положению дел), может мирно уживаться с когерентистской теорией, рассматривающей истинность в качестве согласованности с рассматриваемым высказыванием (верованием, убеждением).
Следует также иметь в виду, что разные теории могут быть предпочтительны для той или иной области. Например, истина как соответствие хороша для естествознания, но для формальных наук проблематична, в то время как истина в качестве согласованности хороша для формальных наук, но сложнее адаптируется к наукам о фактическом положении дел.
В современной науке в качестве исходного классификационного деления зачастую используется деление теорий истины на дефляционистские, т. е. отрицающие какую-либо метафизическую сущность у понятия истины, и инфляционистские – признающие ту или иную метафизическую сущность истины (например, в качестве соответствия, согласованности, полезности и т. д.).
Инфляционисты исходят из того, что все истинные высказывания имеют что-то общее, т. е. некоторую общую сущность, дефляционисты же пытаются показать, что разнообразные истинные высказывания могут не иметь ничего общего, т. е. не привязываться ни к какой «сущности».
Из существующих теорий истины наибольшее внимание заслуживает классическая концепция, связываемая вот уже более 2 тыс. лет с именем Аристотеля. Это концепция корреспондентной истины, в которой истина трактуется в качестве соответствия. Корреспондентная теория всегда была и остается поныне основной теорией, отталкиваясь от которой конструируются иные, зачастую альтернативные, теории истины.
Одной из центральных проблем классического определения считается проблема природы соответствия.
Проблема природы соответствия может иметь самые различные решения: соответствие между идеальным знанием и реальными фактами, соответствие между структурными особенностями положения дел и языковых конструкций и т. д.
Вопрос нахождения критерия истины является более содержательным и сложным, чем проблема адекватного определения истины, так как целью использования критерия является установление того, какие именно высказывания истинны, а какие ложны.
Критерии истины - совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.
Критериями истины являются:
- Логичность. Истина должна соответствовать законам логики.
- Практичность. Истинные знания можно применить на практике.
- Научность. Истина не должна вступать в противоречие с ранее открытыми научными законами.
- Фундаментальность. Истина не должна вступать в противоречие с законами природы.
- Простота. Истина выражается с помощью простых формулировок и формул.
Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала. Абсолютная истина - знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания. Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.
В структуре истины выделяют субъект и объект.
Объект истины - окружающая действительность или её часть.
Субъект истины - индивид, группа людей, общество.
Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.
- Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов.
- Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение.
- Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального.
Заключение
В результате проделанной работы необходимо сформулировать основные выводы.
Философия как учение мудрости ставит перед собой задачу изучения многих фундаментальных проблем и вопросов. Одни из них является проблема истины.
Таким образом, истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении.
Можно сказать, что проблемы, касающиеся определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель, утверждавший, что «не все представляемое истинно».
Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.
Отыскать критерий истины, это, значит, найти такое объективное независящее от человека и человечества основание, которое позволяет отличить истинное знание от ложного.
Таким критерием является практика, то есть критерием истины является не полезность или какое-то другое основание, а только истинность знания, то есть их верность в действительности.
Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.
Библиографический список
Анкин, Д. В. Теория познания: учеб. пособие / Д. В. Анкин ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019.
Колтунова, Ю. В. Проблема истины в познании / Ю. В. Колтунова. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. 2018. № 12 (198). С. 197-199.
Новикова Ж.А. Развитие онтологической и гносеологической проблематики в истории философской мысли: краткий курс лекций. Учебное пособие / Ж.А. Новикова – Смоленск: ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА, 2016.
Разин, А.В. Философия: учебное пособие / А.В.Разин – Москва: Проспект, 2015.
Рахматуллин Р.Ю. Истина как гносеологическая категория // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 156-157.
Трофимов, В.К. Философия: курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016.
Федоров С.В., Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. Проблема истины в контексте диалектического развертывания всеобщего в мифологическом и философском познании мира // Философская мысль. 2017. № 8. С. 73 – 85.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!