это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2036164
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности психодиагностики 4
2. Психокоррекционная и развивающая работа с агрессивными детьми. 5
3. Консультирование и просвещение. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Но обычно с усвоением правил и норм поведения проявления детской агрессивности проходят. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.
Проблема агрессии и агрессивного поведения в современном образовательном пространстве требует немедленного безотлагательного решения. Современный психотерапевт, в силу сложившейся ситуации просто обязан владеть эффективными технологиями работы с агрессивными детьми. При этом работа по своевременной диагностике, профилактике и коррекции агрессивного поведения должна начинаться уже в начальной школе, поскольку, согласно результатам последних лет, агрессия значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте, чем и вызвана актуальность выбранной темы.
Цель работы – рассмотреть особенности работы психотерапевта с агрессивными детьми.
Для достижения поставленной цели, предусматривается выполнение следующих задач:
Раскрыть особенности психодиагностики агрессивных детей;
Описать психокоррекционную и развивающую работу с агрессивными детьми;
Раскрыть основные направления консультирования и просвещения.
Особенности психодиагностикиСразу следует отметить, что, несмотря на многообразие и вариативность психодиагностических методик, в настоящее время практически отсутствуют диагностические программы, позволяющие выявлять агрессивных детей уже в начальной школе. Большинство методик, предназначенных для диагностики агрессивности, являются либо «однонаправленными», либо вообще рекомендованы к использованию, начиная с подросткового возраста. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, попытки диагностировать агрессивное поведение порождают ряд проблем: агрессивное поведение само по себе опасно. В силу этого обстоятельства недопустимо применять методы, при которых испытуемые (будь то дети или взрослые) могут причинить друг другу вред. Во-вторых, агрессивность не всегда возможно зафиксировать, поскольку многие люди, и дети в том числе, понимая, что проявление враждебности социально не одобряемо, умеют ее маскировать. В-третьих, дети 6-7 лет еще не достигли определенного уровня рефлексивных способностей, что делает неприемлемым использование тестов, опросников. В-четвертых, несмотря на многообразие и вариативность методик, все они предполагают наличие исследователя, функция которого сводится к опросу того или иного источника об агрессивности или враждебности, свойственной либо самому респонденту, либо какому-то другому человеку, что также привносит элемент субъективности.
При составлении диагностической программы мы исходили из положения о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких различных методов. В связи с этим в своем исследовании мы использовали следующий психодиагностический инструментарий: Проективная графическая методика «Кактус»; адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности - методика «Крокодилы»; тест Розенцвейга (детский вариант); анкета для педагога «Критерии агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко); шкала агрессивности (А.Г. Долгова); примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка.
Наиболее важным для работы с агрессивным поведением является распределение всех форм агрессивного поведения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения ( не имеют целью причинение ущерба другому человеку, а также не носят враждебного характера).
2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).
Поэтому ведущей задачей консультанта является определение доминирующих мотивов агрессивного поведения, его направленности.
2. Психокоррекционная и развивающая работа с агрессивными детьми.Психологическая коррекция агрессивных форм поведения в настоящее время проводится различными методами по следующим направлениям.
Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа - уход за больными, стариками и пр.).
Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например бокс или карате, нежелательны.
Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми, выделяя в качестве основного достоинства возможности контроля социальной среды ребенка, возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей, относительную временную краткость терапии. В качестве основных достоинств поведенческого подхода Н.М. Платонова выделяет концептуальную четкость, направленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер.
И.А. Фурманов, признавая эффективность поведенческой коррекции, выделяет ряд существенных недостатков подобной терапии, относя к их числу отсутствие эффекта переноса, невозможность работать с причинами, наличие лишь кратковременного эффекта и т.д.
В настоящее время достаточное признание исследователей получило когнитивно-поведенческое направление в групповой психотерапии. Его суть сводится к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктурирования - «атаки» на иррациональные убеждения, формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.
Мы в рамках своего исследования разделяем положение отечественных и зарубежных ученых о необходимости интегративного подхода при психокоррекции агрессивного поведения. В силу этого обстоятельства при разработке коррекционно-развивающей программы нами были использованы техники когнитивной, гештальт- и поведенческой психотерапии.
Кроме того, при составлении программы мы учитывали положение, согласно которому в настоящее время в качестве одной из причин проявления агрессивности рассматривается отсутствие (недостаточное развитие) социально-когнитивных навыков. Попадая в трудные проблемные ситуации, люди, а тем более дети, не располагают достаточным набором базовых социальных умений. Социальная некомпетентность в вопросах коммуникации и общения выступает в качестве основной причины проявления агрессивности в поведении. Данное обстоятельство мы сочли возможным использовать при организации коррекционно-развивающей работы, включив в программы упражнения на формирование коммуникативных навыков, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и т.п.
Учитывая пожелания учителей и администрации гимназии № 4, на базе которой проводилось исследование, а также специфику обучения детей в начальной школе, мы сочли необходимым составить и апробировать три коррекционно-развивающие программы. Первая программа предназначена для первоклассников, ее осуществление мы считаем целесообразным приурочить ко второму полугодию (окончанию первого класса).
Вторая программа психологического сопровождения агрессивных младших школьников предназначена для учащихся третьих классов и носит преимущественно профилактический характер.
Осуществление третьей программы мы считаем целесообразным во втором полугодии четвертого класса. Возможное повышение агрессивности к моменту окончания начальной школы, с одной стороны, может быть обусловлено возрастными особенностями - началом подросткового периода, с другой стороны, многими детьми достаточно болезненно переживается переход в среднее звено.
Консультирование и просвещение.Данное направление деятельности предусматривает преимущественно работу с учителями и родителями агрессивных детей.
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. При работе с родителями важно избегать негативного воздействия на их самооценку, нужно стремиться ее стабилизировать.
А так же необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок был изначально нежелателен, то возможно выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если же ребенок был желанным, а отношение к нему родители изменили когда он уже стал агрессивным и непослушным, то нужно помочь родителям понять, что таким поведение отвечает на их собственные действия.
Так же родителям нужно понять, что самое главное в общении с ребенком, это уважительное отношение к его личности, положительное внимание к внутреннему миру. Постараться принять все недостатки ребенка, полюбить его таким, какой он есть! Не в коем случае нельзя внушать ребенку, что он плохой, это может снижать его самооценку, что негативно сказывается на взаимодействии с окружающим миром. Нельзя унижать ребенка, не загонять ребенка в угол, ожесточая его. Можно обучать такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением.
А также очень важно нормализовать психологическую атмосферу в семье, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов. Также родителям желательно придерживаться одного стиля воспитания. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких ребенку людей, помня, что малыш, подражая, видит все. Не наказывать ребенка физическими способами, ведь чем более жестоко наказывают ребенка в семье, тем более он жесток к окружающим. Не учить ребенка подавлять свой гнев, загонять его в себя. Детям нужно разрешить выражать свои чувства. Эти чувства сильны, и их нельзя отвергать. Поэтому необходимо учить ребенка освобождаться от гнева, приемлемыми для наших социальных норм способами. Например, можно разрешить ребенку остаться одному, поплакать или закричать. С ребенком можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть ему свои негативные эмоции, или поиграть в спортивные игры.
Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.
Педагогу для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком необходимо установить с ним доброжелательные отношения, отказаться от оценочных суждений и замечаний. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний. Главный принцип, которым должен руководствоваться педагог, - сотрудничество и принятие ребенка в целом; концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем и преодолении конфликтных ситуаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. Хотя в тоже время у некоторых детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что может вызывает особую тревогу. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. У агрессивного ребенка существует предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут проявляться в период возрастного кризиса. Или из-за внутренней неудовлетворенности ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству или если сверстники по какой-либо причине не признают ребенка.
Технология психологической работы подразумевает научно обоснованную процедуру разделения единого процесса психологической работы на отдельные этапы, действия и операции, направленные на достижение ее целей.
Технология позволяет управлять психологической работой поэтапно, расчленяя ее на отдельные, взаимосвязанные элементы в соответствии с внутренней логикой их развития и функционирования. Она обеспечивает строгую согласованность всех составляющих системы психологической работы, придает им организованный ритм, позволяет планировать работу ее субъектов. Цели и задачи психологической работы могут быть: конечными и промежуточными; ближайшими и перспективными; краткосрочными и долгосрочными; временными и постоянными; частными и общими и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. -160с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000 г. 192 с.
Милер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. / Пер. с нем. – М.: Академический проект, 2001. – 112 с.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита детей. СПб.: Речь, 2000. – 507 с.
Психотерапия детских проблем / Ричард Гарднер; [Пер. с англ.: Н. Алексеева и др.]. - СПб.: Речь, 2002. – 415 с.
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с.
Техники детской терапии. 2-е изд. / М. Четик. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
Шалагинова К.С. Эффективные технологии в работе с агрессивными младшими школьниками // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 320с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!