это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2059403
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Стресс и его виды 4
1.1. Биологический стресс 4
1.2. Психологический и эмоциональный стресс 6
2. Проявления стресса и его вклад в здоровье человека 9
2.1. Психосоматические заболевания 10
2.2. Посттравматический синдром 13
3.Методы снижения стресса 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
Интерес к проблеме влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека возрос в связи с ростом числа так называемых болезней стресса. В патопсихологии давно не секрет, что некоторые психологические состояния оказывают огромное влияние на физическое самочувствие человека. В последние же годы взгляды на взаимосвязь между соматическими заболеваниями и психологическим стрессом были существенно пересмотрены.
На данный момент эта взаимосвязь представляется намного теснее, нежели раньше. Например, если несколько десятков лет назад врачи были уверены, что течение лишь некоторых заболеваний подвергается влиянию психологических факторов, то сейчас почти все соматические болезни, начиная от простуды и заканчивая раком, считаются «психосоматическими».
В соматической патологии, на сегодняшний день влияние стресса и, вызывающих его ситуаций, представляется более широким и более сложным. Исследователи утверждают, что даже если возникновение и развитие заболевания спровоцировано физическими факторами, то оно, при этом, является источником эмоционального стресса. Так, у одной трети пациентов, которые обращаются к врачу общей практики, присутствуют симптомы депрессии, и около 20% госпитализированным больным можно поставить диагноз депрессивного невроза. Вне всякого сомнения, что эмоциональные факторы оказывают огромное влияние на течение болезни, ее тяжесть и исход, из чего следует, что нужно неразрывно изучать соматическую патологию и психологические факторы [1].
Цель исследования: проанализировать влияние, которое оказывают стрессовые ситуации на здоровье человека.
Задачи исследования: подобрать соответствующую литературу; дать краткое описание разных видов стресса; оценить степень влияния стресса на здоровье человека; дать рекомендации по снижению стресса; подвести итоги.
1. Стресс и его виды
1.1. Биологический стресс
Ближе к середине двадцатого века Г.Селье сформулировал биологическую (физиологическую) теорию стресса, согласно которой стресс - это неспецифический ответ организма на любое требование, предъявляемое ему. Стресс, который сказывается на активности организма положительно, был назван им эустрессом. Очень сильные воздействия и требования ситуации могут обусловить возникновение дистресса, который, в свою очередь, ухудшает состояние и поведение человека [6].
Биологический стресс – это природный защитный механизм, стереотипная реакция человеческого организма на любое воздействие, при котором в организме происходят следующие изменения:
напряжение мышц, учащение сердечных сокращений, повышение кровяного давления, учащение дыхания, усиление кровообращения, активация симпатоадреналовой системы, угнетение иммунной системы, преобладание процессов метаболизма, сдвиг в обмене веществ, что связано с торможением работы желудочнокишечного тракта и т. д.
Биологическая адаптация (приспособление к стрессу) характеризуется следующими стадиями [3]:
1) стадия тревоги – стадия экстренной мобилизации защитных функций человеческого организма;
2) стадия сопротивляемости – стадия устойчивого поддержания достигнутого уровня адаптированности;
3) стадия истощения – стадия спада сил и возникновение дезадаптации.
На данный момент под стрессом понимается состояние, которое вызвано сильнейшим воздействием на организм (стрессором). Стресс может вызываться стрессовыми ситуациями. К ним относятся все сильные физические и нервно-психические нагрузки [3]:
тяжелая работа,
охлаждение и перегрев,
недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе,
гипогликемия,
заболевания, операции, раны,
шумовое воздействие,
внезапный испуг,
беспокойство,
боль и гнев и др.
Различными исследованиями установлено, что большинство повреждающих эффектов сверхсильного воздействия вызваны не самим стрессором, а реакцией на него самого человека. Стресс - это сложное функциональное состояние организма, которое характеризуется сдвигами в деятельности нейрофизиологических систем всех уровней: от психических процессов до гормоносекреции.
Состояние стресса, которое возникает у некоторых людей в экспериментальных условиях, выражается в дезорганизации интеллектуальных процессов и поведения. Исследование природы стрессовых состояний показало, что стрессовое состояние наступает в результате тех или иных отрицательных воздействий [6]:
при неблагоприятных социальных условиях и отношениях (положение в рабочем коллективе и обществе),
при болевом воздействии или угрозе его (болевое наказание, оперативное вмешательство),
при травмирующем эмоциональном или психическом воздействии (обида, унижение, ссора, потеря близкого человека),
в ситуации повышенной моральной или материальной ответственности (управление транспортом, аварии на производстве и т. д.).
Состояние, которое возникает в непривычных для человека условиях, относится к особому виду стресса. Огромное множество причин, которые вызывают стресс, определяется многообразием конкретных форм его проявления.
1.2. Психологический и эмоциональный стресс
Понятие эмоционального стресса предложил Р. Лазарус, по мнению которого, эмоциональный стресс связан с активизацией познавательной деятельности, благодаря которой человек для себя определяет степень угрозы и сопоставляет возникшие трудности с возможностями их преодоления.
Китаев-Смык утверждает, что термин «эмоциональный стресс» стал причиной разночтения явлений, обозначенных им. Данный термин включает в себя первичные эмоциональные психические реакции, которые образуются при критических психологических воздействиях; эмоционально-психические симптомы, возникшие из-за телесных повреждений; аффективные реакции на стресс и физиологические механизмы, которые лежат в их основе [6].
В научной литературе данный термин претерпел целый ряд преобразований, которые сходных с теми, которым подвергался и «стресс», как термин. В первоначальном виде этот термин звучал так: эмоциональный стресс - это ситуация, которая порождает сильные эмоции. Концепция стресса привлекла внимание специалистов, разрабатывающих режимы человеческой жизнедеятельности в экстремальных условиях. Однако, увлекаясь изучением только лишь неблагоприятных для организма человека проявлений стресса, они подразумевали под этим термином адаптационные эмоциональные реакции, сопровождаемые вредными физиологическими и психофизиологическими изменениями для человеческого организма. Следовательно, под эмоциональным стрессом подразумевались аффективные переживания, которые сопровождали стресс и приводили к неблагоприятным изменениям в человеческом организме.
Со временем, сведения о существовании огромного количества физиологических и психических реакций, сходных между собой при отрицательных и положительных эмоциональных переживаниях, то есть о том, что неспецифичность проявлений стресса сочетается со специфически дифференцированными эмоциями - накопились. Следовательно «эмоциональным стрессом» стали называть широкий круг изменений психических проявлений, которые сопровождались выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.
Психологический же стресс относится к тем психологическим явлениям, которые называют психическими состояниями. Под такими состояниями понимают целостное своеобразие всех процессов, которые происходят в человеческой психике в данный момент или за определенный отрезок времени [3].
Как утверждал А.М. Столяренко, нельзя сводить психологический стресс только лишь к эмоциональной реакции. Эмоция – это всего лишь одна из характеристик психической деятельности, которая всегда носит целостный характер и включает в себя познавательные, мотивационные, волевые и психомоторные компоненты. Вот почему термины «эмоциональный стресс» и «психологический стресс» отождествлять друг с другом не совсем корректно, притом, что психологический стресс - это системная психологическая реакция на ситуацию [6].
Психологический стресс намного больше, чем биологический стресс. Он зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, а его характеристики не так жестко и однозначно навязываются особенностями внешних воздействий. Индивидуальные проявления стресса, в том числе его негативные проявления, в большой мере зависят от человеческого осознания собственной ответственности за себя, окружающих и за все происходящее в экстремальных условиях, а также от психологической установки на любую собственную роль.
Л. А. Китаева-Смык выделил три типа отношения индивида при стрессе к самому себе [6].
Первый тип отношения - отношение человека к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, такое отношение усиливает дистресс.
Второй тип отношения - отношение к себе как к «жертве», сочетающееся с отношением к себе как к «ценности», которая доверена себе же. Данный тип присущ опытным испытуемым, которые работают в экстремальных условиях, спортсменам высокого класса, опытным летчикам-испытателям и т.д. Такого рода отношения характерны людям, сохраняющим чувство собственного достоинства в критических условиях. Второй тип отношения более свойствен лицам зрелого возраста.
Третий тип отношения – он сочетает два первых типа с сопоставлением проявлений стресса у себя и у других людей, также подвергающихся экстремальным воздействиям. Такое отношение к себе как к одному из ряда людей. Оно характерно лицам, которые изучают стресс, ответственным за ход экстремальной ситуации и участвующим в ней. При этом роль ответственности за себя возрастает, что ведет к снижению значения представления о себе как о «жертве». Если же у субъекта социальная ответственность мала, то вид страдания окружающих или их панические действия могут усилить у него аналогичные проявления.
Таким образом, психологический стресс нельзя сопоставлять с физиологическим стрессом, потому как он обладает своими психологическими особенностями, и может возникать самостоятельно, инициировав и меняя биологический стресс.
2. Проявления стресса и его вклад в здоровье человека
Традиционно сложилось выделение трех сторон феномена стресса:
физиологические реакции,
поведенческие реакции,
субъективные реакции.
Сюда же можно отнести социально-психологические проявления, изменения общения при стрессе, при исследовании которых социологи и психологи, как правило, игнорируют другие.
При изучении единого феномена стресса, специалисты разных профилей дробят его, что позволяет намного углубленнее исследовать отдельные физиологические, психологические и социально-психологические проявления стресса, механизмы и структуры, которые лежат в основе возникновения и развития этих проявлений. Однако такое дробление общей картины стресса лишает этих специалистов возможности целостного понимания стресса, приводя, в конечном итоге, к потере концепта его неспецифичности.
При изучении проблем психологического стресса, проскакивают попытки объединения тех или иных направлений исследования стресса и поиска корреляции его психологических и физиологических компонентов.
Как известно, содержание катехоламинов в крови напрямую связано с выраженностью эмоциональных переживаний и личностной предрасположенностью к ним. Преобладание адреналина над норадрена-лином обуславливает возникновение реакции тревоги и страха, а преобладание норадреналина над адреналином обуславливает возникновение чувства решительности или гнева. Содержание норадреналина в крови увеличивается в неприятных знакомых ситуациях, которые отличаются стереотипностью.
Стресс также подавляет иммунную систему, способствуя повышению вероятности возникновения инфекционных заболеваний и усилению аутоиммунных заболеваний, увеличения скорости роста опухолей.
Кортизол, который выделяется при стрессе, снижает активность иммунной системы. Таким образом, при сильном и продолжительном стрессе развивается патология сердца, главную роль в развитии которой, играет активизация перекисного окисления липидов (ПОЛ), благодаря которому нарушается целостность клеточных мембран кардиомиоцитов. Выделяемые продолжительное время продукты ПОЛ способствуют появлению геморрагий в сердечной мышце.
2.1. Психосоматические заболевания
Под воздействием психологических факторов и психологического стресса могут возникать психосоматические заболевания, то есть болезни, в развитии которых эти психологические факторы и психологический стресс играют главную роль. Основными психосоматическими заболеваниями являются: тиреотоксикоз, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, неспецифический язвенный колит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, нейродермит, ревматоидный артрит и другие[5].
Психологические факторы имеют огромное значение и при других заболеваниях (мигрени, эндокринные расстройства, злокачественные новообразования). При этом нужно различать истинные психосоматозы и остальные заболевания. Возникновение психомотозов обусловлено действием психических факторов, а лечение нацелено, в первую очередь, на устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология) неблагоприятных факторов. Остальные заболевания, в частности инфекционные, существенно зависят от изменений неспецифической резистентности организма, на которую оказывают влияния эти психические и поведенческие факторы, и которые при этом не являются первопричиной их возникновения.
Таким образом, следует перечислить гипотезы, которые объясняют происхождение психосоматических заболеваний [5].
1. Психосоматические заболевания – это следствие стресса, который обусловлен действующими, на протяжении длительного времени, непреодолимыми психологическими травмами.
2. Возникновение психосоматических заболеваний связано с наличием внутренних конфликтов между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами человека. Содержание конфликта определяет вид заболевания. Например, гипертоническая болезнь связана с наличием конфликта между высоким социальным контролем собственного поведения и нереализованной потребностью индивида во власти; язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки - с потребностью в защите и покровительстве, неприемлемой для самовосприятия. Таким образом, если болит желудок, то это означает, что в своей жизни человек кого-то или что-то не переваривает, если болит горло — не высказывает своих претензий, если проблемы с ногами — человек не хочет куда-то ходить и т. д.
К примеру, согласно психоаналитической концепции сахарный диабет развивается из-за неразрешенных внутриличностных конфликтов, которые компенсаторно удовлетворяются актом приема пищи, что ведет к формированию формулы — еда равна любви. Вследствие этого развивается стабильная гипергликемия, ослабляющая секреторную деятельность островков Лангерганса поджелудочной железы. В конечном итоге пища отождествляется с любовью, и независимо от приема пищи усиливается состояние голода. Устанавливается «голодный» метаболизм, соответствующий метаболизму больного диабетом. Неосознанные страхи ведут к постоянному реагированию по типу «бегство-борьба» и сопровождаются гипергликемией, а потому как психологическое напряжение не снижается - диабет может развиться из начальной гипергликемии [1].
3. Неразрешимый конфликт мотивов (как неустранимый стресс) обуславливает создание реакции капитуляции, отказ от поискового поведения, что формирует общую предпосылку к развитию заболеваний. Проявляется это в виде явной или «замаскированной» депрессии. Совместно со снижением резистентности организма человека к негативным факторам среды, нарушается работа того или иного органа по принципу «слабого звена», обусловленная генетическими факторами в процессе онтогенеза. Согласно данной гипотезе, стресс – это ведущий фактор в развитии психосоматических заболеваний, роль которого в данном процессе доказана клиническими наблюдениями над разными животными, и экспериментально.
Например, опыты, проведенные над обезьянами (наиболее близкими человеку) оказались наиболее показательными. В одном из экспериментов вожака стаи обезьян, который обычно ел раньше других (в связи со своим статусом), отделили от остальных животных и на его глазах раньше него стали кормить других обезьян. В результате чего, через некоторое время у вожака возникла гипертония. В другом же эксперименте двух взрослых обезьян посадили рядом друг с другом на специальных стульях, которые ограничивали их движение. Обе обезьяны, через каждые 20 секунд, одновременно получали короткий удар электрическим током. При этом перед ними находились рычаги, но у одной обезьяны рычаг был соединен с электрической цепью, и она могла прерывать раздражение, а у второй обезьяны рычаг не был подключен к электростимулятору. Очень скоро первая обезьяна научилась прерывать удары током, нажимая на рычаг, но напряженная и ответственная работа привела к повышению кислотности ее желудочного сока. Через двадцать три дня работы, в режиме «6 часов токового воздействия — 6 часов отдыха», «ответственная» обезьяна умерла от язвы двенадцатиперстной кишки, а у второй обезьяны не обнаружили признаков поражения кишечника [1].
У человека же эмоциональный стресс может привести к намного более серьезным последствиям, в частности, к развитию онкологических заболеваний. Как известно, стресс может вызвать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний.
Отечественные авторы уверены, что зная о фармакологических эффектах стероидов и возможности их прямого действия на геном человека, можно предположить, что их свободная циркуляция, в течение длительного времени, или их высокая концентрация в человеческом организме, являются прямой причиной многих психосоматических заболеваний.
Российский ученый Ю. Н. Корыстов уверен, что в настоящее время стресс играет ведущую роль в человеческих заболеваниях (90%)[5].
Стресс - главная причина неврозов, сердечнососудистых поражений, некоторых болезней желудка и кишечника, он увеличивает вероятность инфекционных заболеваний, осложняя их течение. В настоящее время огромное количество исследователей сходятся во мнении, что сильный стресс, который возникает в конфликтных или безвыходных ситуациях (стрессовых) и сопровождается депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличивает вероятность возникновения большого количества злокачественных новообразований.
Кроме того, психофизиологи выделяют пограничные состояния, определяемые как начальные стадии развития дистресса, которые возникают при длительном действии тех или иных стрессоров и характеризуются дискомфортными соматическими нарушениями. Следует отметить, что характерной особенностью этой стадии является «маскировка» под какое-либо серьезное заболевание, что заставляет человека обращаться в разные диагностические центры терапевтической направленности до того момента, пока он не встретит опытного психолога или психиатра[5].
2.2. Посттравматический синдром
Посттравматическое стрессовое расстройство – синдром, возникающий у человека, испытавшего на себе воздействие события, которое выходит за рамки обычных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека. Такое событие могло бы нанести угрозу чьей-либо жизни или физической целостности, серьезную угрозу детям, супругу или другим родственникам или друзьям, а также серьезный вред.
Травматические события, вызывающие посттравматическое стрессовое расстройство, классифицируют следующим образом [5].
1. Человек испытал воздействие природного катаклизма.
2. Расстройство вызвано трагическими несчастными случаями.
3. Стрессором стала чрезвычайная ситуация.
Для посттравматического стрессового расстройства присущи следующие клинические симптомы:
1.) Эмоциональный фон отличается повышенной тревожностью, которая проявляется в психической сфере (беспокойство и озабоченность, чувство страха, «параноидальные» явления, комплекс вины, неуверенность в себе), и на физиологическом уровне (головные боли, повышенное артериального давление, спазмы желудка).
2.) Тенденция решать проблемы, обращаясь за помощью к грубой силе, повышенная агрессивность, периодические приступы ярости, особенно после приема алкоголя или наркотических веществ;
3.) Ожидание угрозы и нападения, необоснованная бдительность, которая переходит в подозрительность.
4.) Чувство одиночества и отчаяния, пониженное настроение, депрессия, в результате которых происходит нервное истощение, апатия и негативизм.
5.) Снижение когнитивных способностей, ухудшение памяти и трудности сосредоточения и концентрации внимания, особенно в социально значимых ситуациях (экзамен, публичное выступление и т. д.).
6.) «Непрошеные воспоминания», которые периодически всплывают в сознании человека, страдающего посттравматическим стрессовым расстройством: перед ним внезапно возникают наиболее неприятные сцены, которые связаны с травмирующим событием, и сопровождаемые сильнейшими отрицательными эмоциями. Они могут возникать во время бодрствования и во сне (ночные кошмары).
7.) Притупленность эмоций и агедония (отсутствие чувства радости жизни).
8.) Трудности с засыпанием и прерывистый сон, бессонница.
9.) Злоупотребление никотином, алкоголем, наркотическими и лекарственными веществами.
10.) Чувство вины.
Механизмы посттравматического стресса сильно разнятся, в зависимости от применяемого подхода. Например, согласно концепции о высшей нервной деятельности причиной посттравматического стрессового расстройства является застойный очаг возбуждения в коре головного мозга [2].
В биохимической модели, внимание акцентируется на снижение в мозге уровня норадреналина, допамина и серотонина, и росте уровня ацетил- холлина и эндогенных опиоидов. Снижение в мозге уровня норадреналина и уровня допамина соответствует состоянию психического оцепенения, которое является центральным в синдроме ответа на стресс. Болеутоляющий эффект, который опосредован эндогенными опиоидами, ведет к возникновению опиоидной зависимости и поискам ситуаций, похожих на травмирующую. Снижение в мозге уровня серотонина вызывает ингибирование работы системы подавления продолжения поведения, что ведет к генерализации условной реакции на стимулы, связанные с первоначальным стрессором. Однако следует отметить, что большое количество подобных исследований было проведено на животных, что не совсем точно отразит механизмы стресса у человека.
3.Фрейда подчеркивал, что травма ведет к нарушению символизации и является компонентом нарциссического конфликта. Он был уверен, что следствием интенсивного или длительного воздействия внешних факторов будет разрушение стимульного барьера, а энергия либидо сконцентрируется на самом субъекте. С точки зрения Зигмунда Фрейда, фиксация на травме представляет собой некоторую попытку ее контроля.
Современные же исследователи рассматривают в качестве возможных механизмов посттравматического стрессового расстройства [5]:
регресс на оральную стадию развития;
смещение либидо с объекта на «Я»;
ремобилизация садомазохистских инфантильных импульсов;
идентификация с агрессором и т. д.
Травма — это некий триггерный механизм, который актуализирует детские конфликты.
Согласно когнитивной модели, травматические события представляют собой потенциальные разрушители фундаментальных представлений о себе и о мире, а попытки воссоздания прежней картины мира в слегка измененном виде, не приводящие к успеху, называются патологической реакцией на стресс.
Преодоление посттравматического стрессового расстройства можно осуществить только лишь после окончательного разрушения остатков прошлых представлений об окружающем мире и своей роли в нем, и построения новой, непротиворечивой модели.
Согласно информационной модели, чрезмерный стресс ведет к поступлению информации в сознание, не согласуемой с когнитивными схемами. Следовательно, происходит информационная перезагрузка, и некоторая часть информации переходит из сознания в бессознательное, при этом сохраняясь в активной форме. Человек же старается сохранить информацию в бессознательной форме (принцип избегания моральной боли), но травматичная информация становится сознательной частью процесса информационной обработки (в соответствии с тенденцией к завершению гештальта).
Для преодоления посттравматического стрессового расстройства применяют разнообразные стратегии [5]:
восстановление гармоничности и целостности картины мира (согласование реальности и негативного опыта),
поиск и актуализация нужных ресурсов (например, уверенность в себе),
включение, в контекст социально-приемлемых действий, старых поведенческих программ (например, для бывшего солдата работа охранником).
3. Методы снижения стресса
Итак, для того чтобы наиболее продуктивно управлять состоянием следует использовать те или иные методы оптимизации психического состояния. На данный момент существует огромное множество методов коррекции психоэмоционального стресса, однако следует выбирать те, которые отвечают индивидуальным особенностям конкретного человека, и соответствуют реальным условиям, действующим в данное время и в данном месте.
Большое количество людей обладают знаниями о методах снижения стресса, однако продолжают его испытывать, так как применяют свои знания спонтанно, с низкой эффективностью.
Приведем наиболее популярную классификацию антистрессового воздействия[4].
1. Физические методы снижения стресса. К ним относятся:
баня и сауна - являются довольно эффективными антистрессорными методами.
солнечные ванны в разумных дозах - оказывают положительное влияние на нервную систему, психическое и физическое здоровье.
2. Биохимические методы. К ним относятся:
употребление фармакологических препаратов и лекарственных растений,
ароматерапия (валериана, лаванда, мелиса, иланг-иланг, нероли).
3. Физиологические методы борьбы со стрессом. Они благоприятно воздействуют на дыхательную систему, сердечно-сосудистую систему и мышечную систему. К ним относятся:
массаж,
мышечные релаксации,
физические упражнения,
дыхательные техники,
акупунктура.
Регулярные занятия физической культурой оказывают благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье. Для этого они должны соответствовать половозрастным особенностям человека, его темпераменту, времени года. Например, летом следует заниматься плаванием в открытых водоемах, принимать солнечные ванны, улучшающие настроение, кататься на велосипеде, играть в волейбол на пляже, осуществлять прогулки на природу, то есть стремиться к снижению гиподинамии.
Занятия спортом – это важнейший фактор профилактики и коррекции психологического стресса. При стрессе физическая активность генетически обусловлена, и является ответной реакцией на стресс. Занятия спортом акцентируют внимание на новых раздражителях, снижая актуальность проблемы. Физическая активность активизирует работу нервной системы, сердечно-сосудистой системы, повышает активность иммунной системы.
Активность тела положительно сказывается на настроении, вызывая положительные эмоции. Занятия спортом совместно с различными техниками закаливания показывают хороший антистрессовый результат.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что стресс - это состояние, которое вызвано сильнейшим воздействием на организм (стрессором). Стресс может вызываться стрессовыми ситуациями. К ним относятся все сильные физические и нервно-психические нагрузки.
Под воздействием стресса могут возникать психосоматические заболевания: тиреотоксикоз, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, неспецифический язвенный колит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, нейродермит, ревматоидный артрит и другие. Стресс также имеет огромное значение и при развитии других заболеваний, таких как: мигрени, эндокринные расстройства, злокачественные новообразования. Российский ученый Ю. Н. Корыстов уверен, что в настоящее время стресс играет ведущую роль в возникновении человеческих заболеваний (90%).
Стресс - главная причина неврозов, сердечнососудистых поражений, некоторых болезней желудка и кишечника, он увеличивает вероятность инфекционных заболеваний, осложняя их течение. Сильный стресс, который возникает в конфликтных или безвыходных ситуациях (стрессовых), и сопровождается депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличивает вероятность возникновения большого количества злокачественных новообразований.
Кроме того, психофизиологи выделяют пограничные состояния, определяемые как начальные стадии развития дистресса, которые возникают при длительном действии тех или иных стрессоров и характеризуются дискомфортными соматическими нарушениями. Характерной особенностью этой стадии является «маскировка» под какое-либо серьезное заболевание, что заставляет человека обращаться в разные диагностические центры терапевтической направленности до того момента, пока он не встретит опытного психолога или психиатра.
Для того чтобы управлять состоянием и избежать последствий воздействия стресса следует использовать разные методы оптимизации психического состояния, которые наиболее точно отвечают индивидуальным особенностям конкретного человека, и соответствуют реальным условиям, в данное время и в данном месте.
Список использованной литературы
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 сПсихология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие/Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
Юнусова С.Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты / С.Г. Юнусова, А.Н. Розенталь, Т.В. Балтина // Ученые записки Казанского государственного университета, 2008. – С. 139–148
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!