это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2060351
Ознакомительный фрагмент работы:
Одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики является формирование представлений о безопасном поведении на природе у детей младшего школьного возраста на уроках, которые проходят не в привычном формате учебного класса, а например, на открытом воздухе, на природе. В рамках нашего исследования мы говорим об уроках, проходящих в рамках предмета «Окружающий мир». Стоит отметить, что в современное время сложившаяся небезопасная обстановка беспокоит каждого человека на планете. Кроме того, люди беспокоятся за детей. Сохранение их здоровья и формирование у детей навыков безопасного поведения относительно собственной жизни и здоровья рассматриваются в качестве одной из главных задач системы образования.
В психолого-педагогической практике данной проблематике были посвящены научные исследования таких авторов как Алексеенко В. А., Дюкаревой О. А., Ермаковой Т. А., Шагалиной Е. И., Мусифуллиной А. Х., Сирачевой О. Н., Герасимовой А. Н., Ямбулатовой З. Г., Пузановой Л. Н.
Целями данного исследования являются положения о формировании представлений о безопасном поведении на природе у детей младшего школьного возраста о том, каким образом опознать опасные факторы среды, каким образом защитить себя от них, что делать, если дети оказались в непредвиденной опасной ситуации, каким образом защитить себя, оказать себе и окружающим помощь.
Безопасность - это своеобразное состояние защищенности, являющееся сложным социальным феноменом, многоплановым и многогранным в собственных структурных компонентах и проявлениях, отражающим противоречивые интересы в отношениях самых разных индивидов общества. Далее следует выяснить, что же такое человеческое поведение в общем смысле, по мнению ряда авторов, оно является образом жизни и действий, то, каким образом индивид поступает в отношении социума, идей, окружающих людей, к внешнему и внутреннему миру, к самому себе, которые рассматриваются со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права. [1, с. 300]
Безопасное поведение является основной частью здорового состояния человека, всего общества в целом и конкретного его индивида, которое рядом исследователей в области психологии формируется в качестве произвольного и осознанного поведения, ориентированного на снижение риска неосторожных случаев и проблем со здоровьем. В некоторых группах требованиями к безопасному поведению могут носить лишь декларативный характер (к примеру, соблюдение техники безопасности при работе с бытовыми приборами и электроникой), в остальных – достаточно серьезными (например, на транспорте, на химическом производстве и т.п.). Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых несоблюдение правил техники безопасности, травматизм людей до сих пор является серьезной проблемой. [2, с. 96-99]
Больше значение для здоровья детей имеет ознакомление их с правилами безопасного поведения на природе. Всех детей необходимо в форме беседы ознакомить с правилами техники безопасности на природе, чтобы они уверенно знали правила поведения на природе, неукоснительно их соблюдали в лесу, на поле и луге, вблизи реки и водоема¸ а также других открытых участках местности.
При строгом соблюдении обучающимися данных памяток по правилам безопасного поведения младших школьников на природе, ребята смогут в полном объеме насладиться отдыхом на открытом воздухе, так и провести этот отдых без какого-либо вреда собственному здоровью.
Представление - воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает, и основывается на прошлом опыте индивида; а также психический процесс формирования этого образа.
Как и восприятия, представления совершенствуются, претерпевая значительное развитие в процессе жизненного опыта, обучения и воспитания.
По мере накопления и усложнения жизненного опыта ребенка, совершенствования и дифференциации его процессов восприятия, его представления становятся более отчетливыми и точными. Значительную роль при этом играет активная речь ребенка: знакомясь с теми или другими предметами и явлениями действительности, ребенок закрепляет в своем сознании их особенности посредством словесного обозначения. Это формирует соответствующие представления более стабильными и структурно оформленными; особенно положительное влияние оказывает при этом речь в форме описания представляемого предмета в виде системного перечня характерных для него признаков.
Следующий этап формирования представлений связан с различными видами практической деятельности ребенка — рисованием, лепкой, моделированием, лабораторными опытами, трудом, творческой деятельностью в области искусства. В данных видах практической деятельности представления уточняются и формируются более полными и правильными, так как в процессе деятельности они постоянно подтверждаются практическими навыками. Формируя основную часть замысла, которым предваряется всякая деятельность, представления утрачивают свойственный раннему детскому возрасту пассивный, созерцательный характер, активизируются в связи со стоящей перед ребенком задачей и исправляются в процессе сравнения замысла с результатами работы.
Немаловажное значение в воспитании представлений имеют ориентирующие подсказки учителей и воспитателей. В процессе обучения многие учителя, особенно специального предмета окружающий мир, — находят и целенаправленно осуществляют наиболее эффективные пути формирования у учащихся правильных и полных представлений об изучаемых предметах и явлениях, учат их способам проверки, уточнения и исправления своих представлений, правильного использования их в практической деятельности.
Одним из важных инструментов формирования представления о безопасном поведении на природе у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир» является проведение образовательного квеста. Квест является одной из наиболее распространенных форм современных игр. Само слово происходит от английского quest и означает «поиск, искомый предмет». Данный термин стал употребляться в сфере компьютерных игр в формате жанра еще в конце XX века. С этого момента одной из разновидностей квест-игр в реальности стали городские квесты, приводящиеся как на улицах, так и в парках, библиотеках, музеях. [3, 16-19]
Квест представляет собой ролевую либо ситуационную игру, в ходе которой необходимо решать загадки, головоломки, проявлять творчество и смекалку для достижения конечной цели, к примеру, отыскать клад либо потушить пожар в лесу. Как особая форма умственной активности квест подразумевает добычу информации (поиск самых разных подсказок) и решение поставленных перед играющими задач. Информационный поиск предшествует решению, однако все-таки главная цель заключается в способности использования информации как ключа, чтобы решить поставленных задач и достижения игровой цели. Условием решения задачи выступает создание моделируемой игровой ситуацией, неожиданной для играющих, в связи с этим квест подразумевает умение адаптироваться к новым условиям и принятие самостоятельных решений в ограниченное время. Поэтому квесты оказывают вспомогательное воздействие в развитии аналитического и творческого мышления детей, помогают формировать навыки решения задач и умений работать в команде [4, с. 475]. Квест допустимо проводить как в качестве внеклассного мероприятия, так и в урочное время. Квест возможно разработать в соответствии с различной программой и формой проведения при заблаговременной подготовке, соотнесении с планируемыми результаты программы, темой урока, временем проведения.
Квесты по предмету «Окружающий мир», которые целью своего проведения преследуют функции и задачи по воспитанию безопасного поведения на природе у детей младшего школьного возраста, должны сочетать в себе цели развлекательного и образовательного характера, образование является преимущественно важным. В связи с этим задания должны соответствовать выбранной теме и по собственному содержанию отвечать степени знаний и умений учащихся. Для чего педагогу стоит четко и ясно обозначать цель предстоящего квеста и учитывать технические возможности его организации. Главным преимуществом квеста является то, что подобная форма в простом виде, игриво и занимательно помогает активизировать познавательные и мыслительные процессов участвующих, а на уроке по предмету «Окружающий мир» формировать безопасное поведение на природе.
В структуру квеста включены: постановка цели; планирование; реализация цели и анализ результатов. Она же обуславливает: роли, выбранные игроками; игровые действия в качестве способа осуществления данных ролей; игровое применение предметов, замещение действительных вещей игровыми; действительные отношения между участниками; сюжет - сфера деятельности, которая условно создана в квесте. Учитель самостоятельно определяет учебные цели и задачи игры, образует сюжетную линию. Он проводит оценку как конечного результата и самого процесса деятельности учащегося, занимается обеспечением организации поисково-исследовательской деятельности.
Стоит отметить, что успешное формирование представлений о безопасном поведении на природе у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством образовательного квеста возможно при наличии ряда условий, которые заключаются в освоении детьми правил поведения на открытом воздухе, вблизи водоемов, в лесу, ознакомления детей с техникой безопасности при обращении с различными предметами, объектами, соблюдения правил личной гигиены и безопасности. Так как эти незыблемые основы воспитательной работы являются условиями проведения образовательного квеста.
В рамках опытно-исследовательской работы по формированию безопасного поведения на природе у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством образовательного квеста нами проводилось исследование уровня сформированности безопасного поведения на природе, участие в котором принимало 25-ть младших школьников.
Для диагностики уровня сформированности безопасного поведения на природе младших школьников использовался тест «История на природе».
Правила были следующими: экспериментатор испытуемому давал задание, суть которого заключалась в придумывании истории на природе, на что отводилось три минуты времени с целью её дальнейшего пересказа. В историю могли включаться различные ситуации, произошедшие с самим учащимся, либо могли являться полностью вымышленными, придуманными с самыми разными героями из художественных произведений, мультфильмов. Критериями определения результатов являлись знания учеников об безопасно поведении на природе, необычность сюжета, многообразие героев, образов, оригинальность, словарного запас обследуемого, объёма рассказа и сочетания в нём полных предложений.
Ответы младших школьников оценивались по следующей балльной шкале:
3 балла – высокий уровень (учащийся хорошо может ориентироваться в данной теме, правильным и самостоятельным образом отвечает, особо не затрудняется, выбирая правильный выход из предложенной ситуации, при ответах на вопрос дает выше 50% правильных ответов).
2 балла – средний уровень (учащиеся удовлетворительно может ориентироваться в данной теме, посредством взрослого правильно отвечает, немного затрудняется, выбирая правильный выход из предложенной ситуации, при ответах на вопрос дает от 30-50% правильных ответов).
1 балл – низкий уровень (испытуемый частично либо вовсе ориентироваться в данной теме, не прибегает к помощи взрослого, не в состоянии сам находить правильный выход из предложенной ситуации либо верно отвечать, при ответах на вопрос дает до 30% правильных ответов).
Сумма баллов дает возможность сделать вывод об степени знаний младших школьников о безопасном поведении на природе:
0-10 баллов – низкий уровень;
11-21 баллов – средний уровень;
22-33 баллов – низкий уровень.
В результате проведенного исследования были получены следующие итоги, что у детей доминирует низкий (16 чел.) и средний (9 ел.) уровни сформированности безопасного поведения на природе. Это свидетельствует о том, что младшие школьники не очень хорошо знакомы с правилами безопасного поведения на природе, что еще раз подчеркивает важность и необходимость проведения систематических занятий и образовательных квестов в целях формирования представлений о безопасном поведении на природе у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, образовательный квест — это отличная возможность для учителя и младших школьников в увлекательной и оригинальной форме освоить навыки безопасного поведения на уроке окружающего мира. Эта возможность, с её практически безграничными вариантами реализации, широко помогает учителю, позволяет разнообразить учебный процесс, снабдить его необычностью, в веселой и развлекательной обстановке проводить занятия, а также в форме обучения формировать и воспитывать представления о безопасности у детей, наглядно демонстрируя это в рамках окружающей обстановки на природе.
Библиографический список:
Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996. - С. 300
Дюкарева О. А. Экологическая квест-игра для учащихся 3–4 классов «Будь природе другом!» // Молодой ученый. — 2018. — №31. — С. 96-99.
Ермакова Т. А., Шагалина Е. И., Мусифуллина А. Х., Сирачева О. Н., Герасимова А. Н., Ямбулатова З. Г., Пузанова Л. Н. Формирование у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 16-19.
Крылов А.А. Психология. / А.А. Крылов– М.: Проспект, 2005. – С. 475
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!