это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2066154
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ 4
2. КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ 5
3. ФОРМЫ И ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ 7
4. РЕАЛИЗАЦИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии. Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств.
Арт-терапия — междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; они предполагают также использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния.
Современные арт-терапевты работают в поликлиниках, центрах социальной помощи, школах, больницах, домах престарелых, консультативных центрах для людей, зависимых от наркотических веществ, проводят индивидуальную и групповую психокоррекцию, участвуют в специальных образовательных программах, работают с детьми с ограниченными возможностями.
Цель работы – изучить арт-терапию как вид социальной терапии.
Задачи:
- познакомиться с основными понятиями арт-терапии;
- выявить коррекционные возможности арт-терапии;
- рассмотреть формы и виды арт-терапии.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АРТ-ТЕРАПИИАрт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
Термин «арттерапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение.
Пионерами арт-терапии в США стали Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. В 40-х годах М. Наумбург стала использовать арт-терапию как одну из форм психотерапии. Пациенты Наумбург не только рассказывали о своих сновидениях, но и изображали их. Образы, создаваемые пациентами, она стала расценивать как символическую речь [2].
Важный вклад в развитие арт-терапии, как особой научной дисциплины, внесла Я. Квитковская, впервые использовавшая арт-терапевтические методы в семейной психотерапии. Она считала, что семейная арт-терапия помогает идентифицировать роли, исполняемые членами семьи, и их статусы.
В России арт-терапия использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация.
Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая.
Основная цель арт-терапии — гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Задачи арт-терапии таковы:
1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
2) создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
3) помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
Основная техника арт-терапевтического воздействия — это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я». Карл Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса, в ходе которого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее. Вызывая определенные образы с помощью активного воображения, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно продвигаться в решении своих проблем.
Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента.
Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.
2. КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ
Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:
- развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
- сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;
- возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;
- возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);
- освоение новых форм опыта [5].
Арт-терапия как метод социальной работы рекомендуется для клиентов с трудностями эмоционального развития, эмоциональной неустойчивостью, сниженным настроением, импульсивностью эмоциональных реакций, в состоянии стресса, депрессии, при его переживании эмоционального отвержения другими людьми, ощущения одиночества. В социальной работе чаще применяется при меж- и внутриличностных конфликтах, неудовлетворенности семейными отношениями, ревности, повышенной тревожности, страхах, фобиях, негативной “Я-концепции”, низкой самооценке. Применение методов арт-терапии, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом [1].
Очень успешно в последние десятилетия работают со старыми и стареющими людьми (клиентами), с различным маргинальным группами, детьми из неблагополучных семей, матерями-одиночками, с лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, инвалидами, бездомными, лишенными прав, с беженцами и т.д., которые в той или иной степени подвержены ресоциализации. Фактически это новые области арт-терапии и при этом чрезвычайно перспективны. Потому что число людей, принадлежащих к этим группам, к сожалению, постоянно растет во всем мире. С другой стороны, нужны новые, более эффективные и менее болезненные подходы и методы воздействия на них для их адаптации, привлечение к общественно-полезному труду, к образованию, социализации, в полной мере участию в жизни наряду с другими членами общества.
Можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими технологиями социальной работы:
- практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
3. ФОРМЫ И ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ
Арт-терапия имеет три формы — активную, пассивную и смешанную.
Пассивная форма — клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
Активная форма — клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.
Смешанная форма — клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества [3].
В последнее время арт-терапия все шире используется в социально-культурной сфере, включаясь в деятельность учреждений по обслуживанию тех или иных категорий граждан, реабилитационных учреждений, центров психического здоровья, в различные формы работы с местными сообществами и социальными меньшинствами. За рубежом, например, арт-терапия применяется в работе с правонарушителями в тюрьмах и после их освобождения из мест заключения, при оказании помощи безработным, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью и во многих других областях.
Используются разнообразные формы арт-терапевтической работы, как индивидуальные, так и групповые, главным образом, в виде открытых студийных или тематически-ориентированных групп. Особенностью таких форм работы является то, что они не носят “психотерапевтического” характерам, как правило, не связаны с использованием психодинамического подхода. Участие в них является сугубо добровольным и не предполагает заключения психотерапевтического контракта.
Основной акцент делается на стимулировании коммуникации участников группы, развитии у них практических навыков, в том числе связанных с производственной деятельностью. Задачами работы таких групп является также преодоление социальной деривации, освоение участниками группы более адаптивных форм поведения (в частности, в ситуации конфликта), выражение ими своих переживаний, работа над проблемами, характерными для групп с различным составом участников, повышение самооценки и укрепление их идентичности, развитие творческого потенциала, личностный “рост” и ряд других.
В работе тематически-ориентированных групп применяются разнообразные темы и упражнения:
темы и упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами;
темы, связанные с восприятием себя;
упражнения и темы, позволяющие изучать отношения в семье и работать с семейными проблемами;
групповые игры и физические упражнения;
упражнения и темы, позволяющие исследовать и разрешать конфликты;
техники, предполагающие сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения (прослушиванием музыки, чтением стихов, движением и танцем, исполнением ролей и т.д.) [4].
С момента появления арт-терапии появилось немало различных ее направлений, и до сих пор продолжают появляться новые. Но можно назвать несколько, завоевавших наибольшую популярность:
1) Фототерапия. Для лечения, личностного роста и развития используются терапевтический потенциал фотографии. Человек может фотографировать, либо составлять коллажи из фотографий (своих, других людей, разных мест, предметов, явлений).
2) Музыкотерапия. В этом случае для лечения применяется музыка. Вариантов терапии несколько: музыку можно слушать, можно воспроизводить на музыкальных инструментах чужие произведения, а можно сочинять свои собственные.
3) Изотерапия. Лечение при помощи изобразительного искусства. Для этого используются краски и кисти, мелки, пастель, маркеры или фломастеры. Кто-то предпочитает срисовывать изображения, а кто-то создает новые произведения.
4) Коллажирование. С целью лечения человек создает коллажи. Популярная вариация выглядит так: нужно вырезать много разных картинок (например, вещей, которые хочется иметь), а затем красиво наклеить их на большой лист ватмана.
5) Тканетерапия. Лечение через работу с тканями. Процесс аналогичен предыдущему, но разница в том, что для создания композиции используются фрагменты разных типов тканей: шелк, сатин, велюр, кожа и т.д.
6) Мандалотерапия. Для лечения работают с мандалами – особыми геометрическими фигурами. Мандалы можно раскрашивать и рисовать по памяти, плести, высыпать песком. Есть готовые изображения, но можно придумывать свои.
7) Песочная терапия. Для терапевтической работы используется песок. Из него создаются и простые изображения, и мандалы, и целые композиции. Таким образом человек проигрывает в психологической песочнице разные сюжеты.
8) Кинотерапия. Лечение через просмотр кинофильмов и видеороликов. Человек смотрит видео, после чего обсуждает увиденное с терапевтом и переосмысляет важные для себя ценности.
9) Библиотерапия. Терапевтический эффект достигается благодаря чтению или какой-то другой форме работы с текстовыми материалами. Например, можно читать знакомые и незнакомые тексты, выбирать наиболее значимые слова и составлять из них послания.
10) МАК-терапия. Для лечения применяются метафорические ассоциативные карты. Чаще всего этот метод используется, когда человек не может сделать выбор, посмотреть на ситуацию под другим углом, найти нестандартное решение проблемы.
11) Тестопластика. Терапия через манипуляцию с разными пластичными массами, например, пластилином, глиной, тестом. Данная методика очень эффективна при работе со взрослыми и детьми.
12) Сказкотерапия. Еще один вид терапии, подходящий для детей и взрослых. Сначала читается сказка или легенда. Затем она анализируется, переосмысляется и/или пересказывается. Иногда нужно сочинить собственную сказку.
13) Куклотерапия. Для лечения человеку дается задание своими руками сделать куклу, используя для этого любые подручные материалы: ткани, бумагу, пластик, вату, нитки, элементы игрушек и т.д.
Как видно, сессии арт-терапии могут быть очень разными. Зависит это от пожеланий человека к форме работы, а также от особенностей подхода.
4. Реализация арт-терапевтических социально-культурных проектов в Ханты-Мансийском автономном округе
На территории Ханты-Мансийском автономном округе Российской Федерации реализуется немало проектов социальной направленности, посвященных арт-терапевтическим технологиям.
В сентябре 2017 года Департаментом здравоохранения Югры на базе Учебного центра БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» был организован и проведен межведомственный семинар-практикум «Основные техники Арт-терапии». В работе семинара приняли участие специалисты более 50 подведомственных организаций Департамента социального развития автономного округа и Департамента образования и молодёжной политики Югры.
Медицинским психологом, сертифицированным Арт-терапевтом БУ «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница» Еленой Белозерцевой были освещены и практически отработаны техники изо-терапии, глинотерапии, песочной терапии, имаготерапии (работа с образом), арт-письма, куклотерапии, моделирование с текстурами (ткань, бумага, фольга, камень и прочие природные материалы), мандалотерапии и тканевой терапии.
Проведение семинара-практикума способствовало широкому охвату аудитории, совершенствованию практической компетентности специалистов в вопросах Арт-терапии и в дальнейшем позитивным изменениям в решении вопросов обеспечения реабилитационной и абилитационной помощи, как одного из основных направлений медико-социального реабилитационного процесса.
В 2018 году Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представил общественности окружной социокультурный проект в области арт-терапии «Света и добра!».
С 2019 году в ХМАО открыта и функционирует Школа волонтера, которая также реализует различные проекты в сфере арт-терапии, приглашая на мастер-классы в качестве аудитории и широкий круг слушателей и в качестве наставников и ведущих психологов и мастеров-прикладников. Одна из главных идей Школы волонтёра - научить широкую общественность использовать арт-терапию как инструмент для помощи себе самим и людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации или находящимся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждениях.
Слушатели Школы волонтёра бесплатно осваивают всевозможные творческие техники: скрапбукинг, декупаж, бисероплетение, традиционную текстильную куклу, керамику, овладевают азами методики организации и проведения добровольческих мероприятий, учатся взаимодействовать с людьми, имеющими различные заболевания. По итогам курса каждому активному участнику вручают сертификат Школы волонтёра.
Эти и другие проекты помогают жителям округа более оптимистично смотреть на жизнь и осваивать интересные и полезные ремесла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество.
Стратегической целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку и степень его самопринятия и самоценности. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
Использование арт-терапии в настоящее время не ограничивается только типом лечения различных заболеваний, особенно психического здоровья - как это было 60-70 лет назад, когда она начала появляться в общественном сознании как область научного знания и практики. Она во многом успешно решает не только чисто медицинские, но и педагогические, психологические и социальные проблемы, которые связаны как с отдельными лицами и группами, так и с обществом в целом в более широком контексте.
Применение различных форм арт-терапии в социальной работе имеет прямое и непосредственные медицинские и медико-социальные цели, но они подчинены общей цели общего воспитания - социализации и гармонизации личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 2010. – 347 с.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2011. - 392 с.
Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса: материалы международной научно-практической конференции «The proceedings of the annual international sientifik conference» (25-26 ноября, Санкт – Петербург). – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 398 с.
Яковлева Н.Ф. Инновационные технологии в воспитании характера дезадаптированных детей и подростков в социально – реабилитационном центре / Н.Ф. Яковлева, К.А. Овчинникова // Инновации в непрерывном образовании. – 2010. № 1 – с. 317.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!