это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2081927
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Стили родительского воспитания 14
2 Влияние воспитания на личность ребенка 14
Заключение 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Введение
Представители различных научных направлений психологии уже давно
пытаются определить, что лежит в основе формирования индивидуально-
типологических свойств личности. На основании богатого теоретического и
практического материала по данной тематике современные психологи
выдвигают предположение о том, что на становление и развитие личности
влияют две большие группы факторов: наследственные и социальные.
Формирование личностных свойств ребенка напрямую связано с семей, в
которой он воспитывается. Именно семья достаточно длительный промежуток
времени является для ребенка микромоделью социума. Находясь в системе
внутрисемейных отношений, ребенок научается правилам межличностного
взаимодействия.
В рамках данного доклада нами будут рассмотрены стили родительского
воспитание и их влияние на становление личности ребенка. За основу взяты
исследования кандидата психологических наук, действующего семейного
психолога С.А. Капустина.
1. Стили родительского воспитания
Опыт работы в психологической консультации по детско-родительским
проблемам свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев у
детей наблюдаются проблемы социальной адаптации. По мнению ряда
психологов и психиатров к числу важнейших факторов, влияющих на
возникновение у детей таких проблем, относятся практикуемые в их семьях
стили родительского воспитания (СРВ), которые можно определить как
относительно устойчивые особенности взаимоотношений родителей и детей.
Вместе с тем сами эти стили остаются недостаточно изученными. Анализ
литературы позволил нам выявить две проблемы, требующие дальнейших
исследований.
Первая проблема – отсутствие среди исследователей согласия как в
используемой терминологии, так и в содержательном описании СРВ. У разных
авторов сходные по содержанию стили могут иметь разные названия.
Например, в работе А. Роу и М. Сайгельмана СРВ, который характеризуется
тем, что в семье ребенок занимает центральное, привилегированное положение,
родители балуют его, стремятся оградить от трудностей и неприятностей,
ограничить его самостоятельное, независимое поведение, называется
гиперопекой. Похожий по содержанию стиль
В.И. Гарбузов называет «эгоцентрическим», Э.Г. Эйдемиллер –
«потворствующей гиперпротекцией», А.С. Спиваковская указывает на его
наличие в «семьях с кумиром». И наоборот, СРВ, обозначаемые разными
авторами одними и теми же названиями, по содержанию могут различаться.
Например, в отличие от вышеупомянутого описания гиперопеки А. Роу и
М. Сайгельманом в работе Ю.Б. Тарнавского этот стиль определяется иначе:
родители уделяют ребенку чрезмерное внимание, постоянно навязывают ему
свое мнение, диктуют каждый шаг, ограничивают самостоятельность, лишают
возможности общения.
Вторая проблема – отсутствие общепринятой классификации СРВ.
Существующие классификации различаются и по количеству видов, и по их
названиям. Например, Д. Баумринд выделяет 3 стиля (авторитарный,
авторитетный, попустительский), в работе А. Роу и
М. Сайгельмана представлено 6 стилей с совершенно другими названиями
(отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность, устойчивость,
родительская любовь), а у А.Е. Личко их уже 9, и все с новыми названиями
(гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая
гиперпротекция, эмоциональное отвержение, условия жестких
взаимоотношений, повышенная моральная ответственность, потворствующая
гипопротекция, воспитание в атмосфере «культа болезни», противоречивое
воспитание).
В проведенном С.А. Капустиным исследовании приняли участие 176
семей, что позволило выявить два основных СВР: гиперопека и
сверхтребовательность Эти стили встречались как в чистом, так и в смешанном
виде.
К чистому виду (74% от общего числа случаев) были отнесены такие
семьи, в которых наблюдался только один из двух основных СРВ – либо
гиперопека, либо сверхтребовательность. При этом не учитывалось, использует
ли его только один член семьи или несколько. Для смешанного вида (20% от
общего числа случаев) было характерно либо одновременное сочетание
гиперопеки и сверхтребовательности, исходящих от разных членов семьи
(12%), либо последовательное их сочетание (8%), при котором достаточно
длительный период жизни ребенка в условиях гиперопеки сменялся периодом
сверхтребовательности со стороны хотя бы одного из членов семьи (смены
сверхтребовательности на гиперопеку у клиентов не наблюдалось).
Когнитивная составляющая гиперопеки проявляется в том, что родители
рассматривают своего ребенка как очень дорогое и вместе с тем слабое,
беспомощное существо, которое нуждается в постоянной помощи и защите,
поскольку его жизнь переполнена трудностями и опасностями.[2, с.11].
Эмоциональная составляющая характеризует взаимоотношения между
родителями и детьми как очень близкие, теплые, доверительные и
доброжелательные. Поведенческая составляющая заключается в чрезмерно
активном вмешательстве родителей в жизнь своих детей в виде оказания им
помощи действиями или советами в решении повседневных задач.
Помимо указанных трех основных характеристик гиперопеки можно
выделить ряд дополнительных, позволяющих говорить о наличии нескольких
ее видов. Эти виды различаются по трем основаниям: по диапазону гиперопеки,
ее степени и дополнительным доминирующим установкам родителей по
отношению к ребенку. Следует иметь в виду, что на практике иногда могут
возникать трудности отнесения какого-то конкретного случая гиперопеки к
тому или иному виду, поскольку они плавно переходят друг в друга.
По диапазону гиперопеки можно выделить два ее вида – локальную и
тотальную [3, с. 44]
Локальная гиперопека отмечалась в 4% случаев. Этот вид гиперопеки
касается преимущественно сферы учебной деятельности ребенка и особенно
ярко проявляется в чрезмерной помощи ему в приготовлении домашних
заданий.
Пример. В консультацию обратилась мать с сыном Андреем (7 лет). По словам
матери, уроки он делает только с ней, так как «нужно стоять за его спиной, иначе он
отвлекается, достает машинки, смотрит в окно. Если отвернуться, то делает сразу 3-4
ошибки». Мать отмечает, что он «очень ориентирован на помощь», постоянно
обращается к ней: «Я не понимаю, давай сделаем вместе, посиди около меня», и мама всегда
«старалась помочь». Андрюша пишет в прописи только под диктовку матери, что, по ее
мнению, «легче для него». Когда считает, проговаривает все вслух, задавая ей вопросы:
«Куда скобку ставить? Что писать дальше?» и т.д.
Тотальная гиперопека (остальные 96% случаев) характеризуется
чрезмерным участием родителей не только в организации учебной
деятельности ребенка, но и, например, при одевании, кормлении, укладывании
спать, организации игр, выборе друзей и др.
По степени гиперопеки можно выделить также два ее вида – умеренную и
сильную. Степень гиперопеки в целом зависит от степени эмоциональной
близости родителей с ребенком. Как правило, чем более близкими являются
отношения между родителями и детьми, тем в большей степени проявляется
вмешательство родителей в жизнь ребенка. Поэтому для сильной гиперопеки
характерна большая степень эмоциональной близости между родителями и
детьми и большая степень вмешательства родителей в жизнь ребенка, чем при
умеренной гиперопеке [9, с. 80]
При сильной гиперопеке, наблюдавшейся в 38% случаев, отношения
между родителями и детьми можно обозначить как симбиотические, при
которых родитель и ребенок представляют собой неразлучную пару,
проводящую большую часть времени вместе.
По дополнительным доминирующим установкам родителей по
отношению к ребенку можно выделить три вида гиперопеки – «больничную»,
тревожную и любящую.
При «больничной» гиперопеке ребенок рассматривается как физически
слабый и болезненный и поэтому требующий дополнительного ухода, заботы и
внимания. Доминирование этой установки чаще встречается в тех случаях,
когда дети действительно физически менее развиты, чем их сверстники, часто
болеют или имеют хронические заболевания.
При тревожной гиперопеке жизнь ребенка рассматривается родителями
как переполненная опасностями, которым он не может противостоять
самостоятельно, и поэтому его следует постоянно держать в поле внимания,
оберегая от этих опасностей.
При любящей гиперопеке ребенок рассматривается как сверхценное для
родителей существо, своего рода кумир семьи, которому следует поклоняться,
служить, приносить себя в жертву. Данная установка чаще всего встречается в
семьях, где ребенок по самым разным причинам является очень долгожданным.
Пример. В консультацию обратилась мать с сыном Павлом (8 лет). Как
отмечает мать, с 1,5 лет Паша постоянно находился в центре ее внимания.
Она водила его в бассейн, в школу искусств, на занятия танцами, разучивала
стихотворения. Родители высоко оценивают способности своего сына. Ему ни
в чем не было отказа, его никогда не наказывали, всегда организовывали его
занятия и игры. Например, если Паша хотел сделать бумажный самолет, то
кто-то из родителей садился рядом и помогал ему. Если через некоторое время
Паша хотел поиграть в шахматы, побороться, попить чаю и т.д., то все
желания сразу исполнялись.
К характеристике последних трех видов гиперопеки следует добавить,
что в очень многих случаях (33%) их невозможно было четко различить,
поскольку при гиперопеке наблюдается одновременное сочетание всех трех
выделенных нами установок родителей по отношению к своим детям. Все
родители заботятся о здоровье своих детей, тревожатся за них и очень любят.
Указанные виды гиперопеки выделяются на основании относительного
доминирования какой-то одной из одновременно существующих установок.
Когнитивная составляющая сверхтребовательности проявляется в том,
что родители рассматривают ребенка как объект воспитания, своего рода сырой
материал, из которого необходимо сделать полноценного человека с
определенными качествами, важными, по их мнению, для успешной жизни в
обществе. Свою родительскую миссию они видят в том, чтобы сформировать у
него эти качества. Эмоциональная составляющая в целом характеризуется
большей дистанцией во взаимоотношениях по сравнению с гиперопекой. При
этом степень эмоциональной близости родителей к своим детям зависит от
того, насколько поведение детей соответствует их требованиям, и поэтому
может меняться, т.е. в их эмоциональном отношении всегда присутствует
элемент условности. Если ребенок ведет себя так, как хотят родители, то
отношения между ними более близкие, и наоборот – если он не соответствует
их представлениям о том, каким он должен быть, то степень эмоциональной
близости родителей к ребенку уменьшается вплоть до стойкого неприятия и
отвержения. В отличие от сверхтребовательности при гиперопеке
эмоциональная близость более постоянна и безусловна. Поведенческая
составляющая так же, как и при гиперопеке, заключается в чрезмерно активном
вмешательстве родителей в жизнь ребенка. Однако это вмешательство
осуществляется уже не в виде помощи, а в виде требований, без учета его
собственных интересов и желаний. Предъявляя к ребенку определенные
требования, родители строго контролируют их исполнение, а в случае
несоответствия поведения ребенка этим требованиям к нему применяются
различного рода санкции – от мягкого осуждения до суровых наказаний.
Так же как и гиперопека, сверхтребовательность имеет несколько
разновидностей. Они различаются по трем основаниям: по диапазону
сверхтребовательности, по ее степени и по применяемым родителями по
отношению к своим детям санкциям. Виды сверхтребовательности так же, как и
виды гиперопеки, плавно переходят друг в друга, и поэтому на практике могут
быть трудности в отнесении отдельных конкретных случаев
сверхтребовательности к тому или иному виду [10, с. 74]
По диапазону сверхтребовательности можно выделить два ее вида –
локальную и тотальную.
Локальная сверхтребовательность (21% случаев) касается
преимущественно сферы учебной деятельности. Она заключается в постоянном
предъявлении родителями требований к ребенку по поводу его успеваемости и
поведения в школе, а также в контроле за их исполнением.
Тотальная сверхтребовательность (остальные 79% случаев)
характеризуется предъявлением ребенку требований, касающихся качеств его
личности в целом, а также правил и норм поведения, которые он должен
выполнять.
По степени сверхтребовательности также можно выделить два ее вида –
умеренную и сильную.
В отличие от умеренной сверхтребовательности сильная (30% случаев)
характеризуется большей частотой предъявления требований и плотностью
контроля за их исполнением.
По применяемым родителями по отношению к своим детям санкциям
можно выделить три вида сверхтребовательности — мягкую, жесткую и
жестокую.
Мягкая сверхтребовательность (59% случаев) характеризуется тем, что
родители предъявляют ребенку требования в форме настойчивых дружеских
советов, уговоров, просьб и пожеланий. В случае невыполнения их требований
они применяют к ребенку такие санкции, как словесное порицание, взывание к
его совести, создание чувства вины, лишение на время родительской любви и
т.п. При мягкой сверхтребовательности преобладают достаточно теплые и
близкие эмоциональные отношения между родителями и детьми.
Необходимо специально отметить, что в выделенной нами группе
промежуточных случаев (3%) было трудно отграничить именно мягкую
сверхтребовательность от гиперопеки, вероятно, потому, что в
действительности между ними четкой границы нет.
При жесткой сверхтребовательности (30% случаев) родители
предъявляют требования к ребенку в достаточно резкой форме, используя в
качестве санкций словесные оскорбления и наказания в виде лишения
прогулок, покупок, ограничений контактов с друзьями, развлечений. В связи с
этим эмоциональные отношения между родителями и детьми характеризуются
большей дистанцией, зачастую с преобладанием эмоционального неприятия
родителями своего ребенка ввиду его частого несоответствия их требованиям.
Жестокая сверхтребовательность (10% случаев) характеризуется
склонностью родителей строго наказывать ребенка даже за мелкие проступки,
используя при этом грубые оскорбления, издевательства и телесные наказания.
Эмоциональные отношения при данном виде сверхтребовательности
характеризуются стойким чувством враждебности и даже ненависти родителей
к своему ребенку.
Результаты проведенного исследования стилей родительского воспитания
в семьях клиентов, обратившихся в психологическую консультацию за
помощью в решении детско-родительских проблем, позволяют сделать
следующие выводы.
1. На основании данных бесед с клиентами выявлены и описаны два
основных стиля родительского воспитания – гиперопека и
сверхтребовательность, которые встречались как в чистом, так и в смешанном
виде (в последовательном и одновременном их сочетании). Их описания были
даны по трем составляющим взаимоотношений родителей со своими детьми –
когнитивной, эмоциональной и поведенческой.
2. Выявлены и описаны различные виды гиперопеки и
сверхтребовательности: локальная и тотальная, умеренная и сильная,
«больничная», тревожная и любящая гиперопека; локальная и тотальная,
умеренная и сильная, мягкая, жесткая и жестокая сверхтребовательность.
Содержательная характеристика всех этих видов также была дана по
отдельным составляющим взаимоотношений родителей со своими детьми.
3. Данная классификация по сравнению с известными дает
возможность более четко определить содержательное сходство и различие
разных стилей воспитания по каждой из выделенных составляющих.
2. Влияние воспитания на личность ребенка
Одной из основных функций семьи является воспитание детей.
И.Г. Песталоцци отмечал, что сила семейного воспитания в том, что оно не
оставляет человека в течение всей его жизни – в любых отношениях, делах и
поступках, которые он совершает [7, с. 67]. Из взаимоотношений с родителями
ребёнок усваивает первые обязанности перед социумом. Под влиянием
семейного уклада воспитывается характер. Именно в семье подросток
наблюдает и испытывает множество чувств, таких как любовь, привязанность,
ласку.
Известно, что основными факторами, олицетворяющими оптимальный
тип семейного воспитания, выступают: искренняя любовь к ребенку,
последовательность в поведении, единство требований со стороны взрослых,
адекватность воспитательных мер, наказаний, максимальная ликвидация
конфликтных отношений между взрослыми. Эти требования направлены на то,
чтобы обеспечить ребенку теплоту и защиту, что станет залогом его
внутреннего спокойствия и стабильности психики.
А.И. Захаров подчёркивает, что не каждая семья может считаться
идеальной. Многие родители имеют в характере неблагоприятные черты,
способствующие возникновению конфликтов [6, с. 52]:
Сензитивностъ – повышенная эмоциональная чувствительность,
склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и
волноваться;
Аффективностъ – эмоциональная возбудимость или неустойчивость
настроения, в особенности, в сторону его снижения;
Тревожность – склонность к беспокойству; недостаточная внутренняя
согласованность чувств и желаний; доминантность или стремление играть
значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
Эгоцентричность – настаивание на собственной точке зрения, отсутствие
гибкости суждений;
Гиперсоциалъностъ – повышенная принципиальность, трудность
компромиссов.
При наличии таких качеств, родителю следует всерьёз призадуматься и
пересмотреть своё отношение к окружающим, постараться, чтобы негативные
эмоции не отражались на собственных детях. В противном случае, постоянная
дисгармонизация в семье приведёт к нарушениям психического здоровья
подростка и в скором времени у него могут возникнуть проблемы и в других
социальных группах.
Так что же подразумевается под психическим здоровьем? Этот термин не
так давно (в 2004 году) был введён И.В. Дубровиной. Под психическим
здоровьем она понимает те аспекты психического здоровья, которые относятся
к личности в целом и находятся в тесной связи с высшими проявлениями
человеческого духа.
Психическое здоровье необходимо для полноценного функционирования
и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Развитие предполагает
не только отсутствие застоя, но и наличие целей, их постепенного достижения,
что определяет последовательное накопление подростком новообразований [7,
с. 187].
Психически здоровый подросток – чаще всего, жизнерадостный, весёлый,
открытый, с энтузиазмом познающий себя и окружающий мир. Его жизнь
наполнена смыслом, хотя и не всегда имеет чёткую формулировку. Он
находится в постоянном развитии и, по мере возможности, способствует
развитию окружающих.
Психическое развитие подростка не может соответствовать норме, если
не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви,
уважении, взаимопонимании и ощущении связи с семьёй.
Норма психического развития – это те достижения, проявляют дети
согласно их возрастной норме.
Нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы,
которые должен пройти каждый ребёнок. Если же какой-то из этапов будет
упущен, или не пройден должным образом, то в дальнейшем психика не
сможет возместить эту утрату, и развитие пойдет по ущербному типу.
Известно, что к нарушению психического здоровья подростка приводит
деформация семьи. Российский психолог А.А. Реан выделяет два типа
деформации [1, с. 49]:
Структурная – вызванная нарушением структурной целостности семьи,
отсутствии одного из родителей.
Психологическая – связанная с нарушением межличностных отношений.
В такой семье преобладают отрицательные ценности, и прослеживаются
асоциальные установки.
В данной работе изучается влияние психологических деформаций и их
влияние на развитие личности подростка.
Многие психологические школы уделяют особое внимание роли в семье
детско-родительских отношений [5, с.133]. В классическом психоанализе
З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится
центральное место. «В первые годы жизни родители и особенно мать – лица, с
которыми связаны самые важные переживания. Общение ребенка с родителями
в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных
противоречий сказываются на его развитии впоследствии».
А. В. Мудрик предлагает все многообразие семей визуально разделить на
несколько групп, исходя из того, какая в них прослеживается атмосфера [8, с.
16]. Он выделяет следующие типы семей:
– семьи, в которых сложились довольно близкие отношения между
членами. Там царит благоприятная атмосфера, оказывающая положительное
влияние на развитие подростка, так как родители имеют возможность
находиться в курсе его дел, размышлений и переживаний. Подростки в таких
семьях обычно активны, независимы, дружелюбны.
– семьи, где между родителями и детьми установлена атмосфера
доброжелательности. Родители внимательно следят за развитием детей,
интересуются их жизнью. Конфликты здесь имеют открытый характер и
разрешаются исчерпывающе. От предыдущей группы эта отличается тем, что в
таких семьях сохраняется некоторая дистанция между старшими и младшими
членами.
– семьи, в которых родители уделяют серьёзное внимание учебе
своих детей, их быту, но тем и ограничиваются. Основное здесь – «вывести
ребёнка в люди» или, чтобы у него было всё «не хуже, чем у других». В этих
семьях проявляется особое стремление к увеличению роста дохода.
– семьи, где родители пользуются неверными методами воспитания.
Они не уважают личность подростка, не доверяют ему. В этих семьях между
родителями и детьми неизбежны частые конфликты, как открытые, так и
скрытые. У подростков из таких семей может сформироваться стойкая
враждебность к родителям, а затем и недоверие ко всем окружающим
взрослым, возникают трудности в общении со сверстниками.
– группа семей, обстановка в которых явно неблагополучна. Здесь
установились враждебные, бестактные отношения между родителями,
атмосфера напряженная. Такие семьи негативно влияют на детей.
Заключение
Проблема влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка
имеет огромное значение в современном обществе. Развитие детей ставит перед
родителями множество новых требований. Безусловно, семья является главным
институтом воспитания, и весь опыт, полученный там, ребенок будет
использовать в течение всей своей жизни. Это обусловлено тем, что большую
часть времени человек проводит именно в семье. И только там закладываются
основы каждой личности. Когда ребенок вступает в этап овладения
социальными ролями взрослого человека, его круг общения расширяется. Все
это происходит в условиях бурных физиологических, психологических и
социальных перемен в организме и личности. В этот период ребенок остро
нуждается в направляющей поддержке семьи: в объяснении, содействии,
информировании, в формировании оценки самых разных сторон жизни.
Следовательно, зависимость ребенка от семьи необычайно велика.
Список использованных источников
1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 1987г., изд.
«Политической литературы»
2. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития
отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс. ... канд. психол.
наук. М., 1990.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998.
5. Земская М.Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс»
6. Лебедев П.А. «Семейное воспитание» Хрестоматия., М. 2001г., изд.
«Академия»
7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Методы семейного воспитания. М., 1999
изд. : «Юрайт»
8. Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. «Психологическая
диагностика кандидатов в замещающие родители» М., изд: «Институт
психологии РАН» (2013)
9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.:
Питер, 2000.
10. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер,
2003.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!