это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2082546
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1.Понятие, сущность государственной инновационной политики российской
федерации и инструменты ее реализации 4
2.Эффективность реализации государственной инновационной политики в
российской федерации на современном этапе 9
Заключение 15
Список источников и литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Государство в последние годы сделало многое в направлении развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но центральную роль в экономике все еще исполняет нефтегазовый экспорт. Вследствие кризиса почти на все товары российского сырьевого экспорта понизились не только цены, но и спрос. Ключевым решением данной проблемы является переход экономики России на инновационный путь развития.
Основателями теории инновационной деятельности считают К. Фримэна, Б.-А. Лундвалла и Р. Нельсона, рассмотревших развитие инновационной деятельности в разных государствах. При данном в фундамент исследований были положены результаты, прежде полученные Й. Шумпетером, Ф. Хайеком, Д. Нортом, Р. Солоу, П. Ромером и Р. Лукасом.
На сегодняшний день тема теоретического исследования весьма актуальна, так как в условиях глобализации интеграции национальной экономической системы в мировое экономическое пространство, инновации выступают как главный фактор экономического роста и обеспечивают конкурентоспособность российской экономики.
Целью данного теоретического исследования является рассмотрение инновационной политики России на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность государственной инновационной политики в Российской Федерации и инструменты ее реализации;
проанализировать эффективность реализации государственной инновационной политики в Российской Федерации на современном этапе;
обобщить и сделать выводы.
Структура работы состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и списка источников и литературы.
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Государственная инновационная политика представляет собой один из элементов социально-экономической политики, которая показывает приоритет правительства к инновационной деятельности, устанавливает цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в сфере науки, техники и осуществления достижений науки и техники.
Она представляется в разработанных правительством Российской Федерации концепциях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Создание и реализация государственной инновационной политики РФ обеспечивают органы государственной исполнительной власти РФ, назначаемые Правительством Российской Федерации. Создается и реализуется инновационная политика субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которой учитываются государственная инновационная политика Российской Федерации и интересы субъектов федерации. К разработке и осуществлению государственной инновационной политики могут быть привлечены общественные объединения, функционирующие в границах полномочий, определенных нормативно – правой базой РФ.
Формирование определенных условий для развития инновационной деятельности - одно из главных направлений инновационной политики государства, рассчитывающее стимулирование инновационной деятельности как инновационного российского рынка целом, так и отдельных предприятий.
В соответствии с рейтингом GII, иллюстрирующего степень инновационного развития различных стран мира, РФ в 2019 году по показателю развитости рынка занимает девяносто четвертое место, а по уровню развитости предпринимательства сорок четвертое место в мире (таблица 1).
Таблица 1
Место РФ в рейтинге GII-2019 по поддержке развитости рынка и бизнеса
Элемент поддержки развитости рынка Балл (от 0 -до 100) Место в рейтинге
1.Простота получения кредита 55 56
2.Внутрение кредиты частному сектору экономики, в % к ВВП 52,50 63
3.Система микрозаемного финансирования в % к ВВП 0 81
4.Система защиты инвесторов 50,8 88
5.Капитализация рынка в % к ВВП 43.40 46
6.Общая стоимость продаваемых товаров на рынке в % к ВВП 36,3 23
7.Сделки с венчурным капиталом 0 44
8.Средневзвешенная налоговая процентная ставка 5 82
9.Интенсивность внутренней конкуренции 66,2 71
10.Занятость в наукоемких отраслях 43,6 16
11.Численнось фирм, представляющих возможность обучения и развития работников 46,1 34
12.Женская занятость в наукоемких отраслях 32,9 2
13.Сотрудничество университетов с промышленными корпорациями 43,9 65
14.Уровень развития кластеров 35,6 114
15.Лицензионные платежи, в % от общей торговли 1,6 15
16.Импорт высокотехнологичного оборудования 7,1 63
17.Коммуникации, информационные услуги, в % от общей торговли 1,1 53
18.Чистый приток прямых иностранных инвестиции, в % к ВВП 3,4 51
Рассмотрев сгруппированные данные (таблица 1), можно сделать вывод, что к сильным сторонам России, согласно данному рейтингу, причисляются значительный уровень занятости населения в наукоемких отраслях, система лицензионных платежей, одновременно с этим слабыми сторонами остаются нехватка объектов и объемов финансирования инновационной инфраструктуры.
Российская государственная инновационная политика основывается и реализовывается, отправляясь из следующих существенных принципов:
приоритетности деятельности по внедрению инноваций для умножения эффекта степени технологического развития общественного производства, конкурентоспособности продукции наукоемких отраслей, качества жизни населения и экономической безопасности; регулирования государством инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в сфере инноваций;
сосредоточение ресурсов государства на основании и распространении основных инноваций, стимулирующих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
формирование условий для развития добросовестных рыночных отношений в сфере инноваций и недопущение недобросовестной конкуренции в ходе инновационной деятельности;
формирование благоприятного инвестиционного климата при реализации инновационной деятельности;
активное международное сотрудничество России в инновационной сфере;
упрочение обороноспособности и обеспечение национальной безопасности страны вследствие реализации инновационной деятельности.
Обеспечивается реализация государственной инновационной политики органами государственного управления через систему методов и инструментов государственного регулирования.
Методы государственного регулирования инновационной деятельности представляют собой прямые и косвенные способы воздействия органов государственного управления на поведение субъектов инновационной деятельности с целью увеличения их интереса к основанию, овладению и распространению инноваций и осуществления на данном основании инновационной модели развития государства.
Инструменты государственного регулирования инновационной деятельности - акты нормативно-правового или директивного характера, которые регулируют отдельные стороны инновационной деятельности.
Может осуществляться классификация инструментов государственной инновационной политики на основании подхода «спрос - предложение».
Инструменты регулирования спроса. Это договоры, заключенные центральными или региональными органами государственного управления с субъектами инновационной деятельности относительно разработки и создания инновационных продуктов, технологий и услуг.
Инструменты регулирования предложения - действия, сосредоточенные на обеспечении субъектов инновационной деятельности финансовой и технической помощью, в том числе:
формирование инновационной инфраструктуры;
предоставление субъектам инновационной деятельности грантов, займов, субсидий, гарантированных кредитов, исследовательских налоговых кредитов;
оснащение исследователей и инженеров соответственным оборудованием и приборами, помещениями и сервисом;
образование государственных учреждений для объединения науки и производства различных форм собственности, в частности путем формирования и поддержки развитию технопарков, выставок, ярмарок и так далее.
Разберем инструменты создания благоприятной среды для инновационного процесса. К ним причисляют, прежде всего, льготы по налогообложению, льготное кредитование и субсидирование; страхование и гарантирование, предоставление прав на ускоренную амортизацию оборудования; развитие государством патентного права. А также законодательных основ производства и потребления качественной продукции - системы стандартизации и сертификации производств и отдельных видов продукции, регулирование монопольных организации и видов деятельности, разрешение временной монополии субъектов инновационной деятельности. Это основание подходящих условий для международной коммерческой деятельности. Это также развитие и поддержка образовательной системы страны, формирование условий для личностного развития человека, социальное страхование, здравоохранение, экология.
Используя данные инструменты, государство может тормозить или форсировать темпы инновационного процесса, увеличивать или уменьшать эффективность инновационной деятельности. Значимо найти оптимальное соотношение между ними, во избежание «ручного» управления инновационными процессами и создать эффективный экономический механизм их стимулирования.
Подытожим проанализированное. Политика в сфере инновационной деятельности как звено системы государственного регулирования имеет: отчетливо установленные цели и приоритетные направления инновационной деятельности; органы управления, осуществляющие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему, создающую информационный образ объекта регулирования, достаточную для осуществления функций управления; инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления действуют на предприятия и среду в рамках исполнения своих функций.
Следовательно, государственная инновационная политика РФ направлена на внедрение инновации в экономику, с целью достижения экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Государственное регулирование инновационной деятельности представляет собой комплекс различных мер, таких как организационных, правовых, экономических, финансовых направленных на преодоление проблем связанных с внедрением инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов.
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Государство предпринимает меры по созданию инфраструктуры для развития и воплощения инновационной деятельности. В частности, уже внедрен перспективный проект «Инновационный центр «Сколково»» - научно-технологический комплекс по образованию и коммерциализации новых технологий. В развитых субъектах федераций образовывают технопарковые структуры, такие как: Наукоград Кольцово и технопарк Академгородка в Новосибирске, Кузбасский технопарк, автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор», Агропарк в Татарстане - первый в Российской Федерации и так далее.
Несмотря на имеющуюся инфраструктуру, в настоящий момент имеется недостаточный объем объектов инновационной инфраструктуры, что служит одним из существенных «тормозов» развития инновационной деятельности в России.
Проанализируем эффективность реализации российской инновационной политики на современном этапе и факторы, сдерживающие ее эффективность. Существует ряд факторов, косвенно влияющих на инновационную активность. К таким факторам можно отнести: расходы государственного бюджета РФ на науку и образование, инвестиций на развитие человеческого капитала, степень изношенности и обновления основных фондов.
Проанализируем данные факторы, косвенного действия. На сегодняшний день для инновационного развития экономики очень важно развивать российскую науку. Российские ВУЗы обладают существенным инновационным кадровым потенциалом. Вследствие этого старания ученых и государства обращены на то, чтобы, во-первых, воссоздать науку высшей школы как существенную часть инновационного потенциала государства, а во-вторых, осуществлять подготовку качественных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики.
В России начиная с девяностых годов прошлого века, инновационная деятельность близко связана с системой высшего образования и реализовывается по двум главным направлениям: осуществление инновационных программ; развитие разных научно-технических и инновационных организационных структур.
Развитие науки требует инвестирование государства в образование. Сравним удельный вес государственных расходов на образование в государственных бюджетах различных стран (таблица 2).
Таблица 2
Удельный вес расходов в %, пяти государств на образование в государственном бюджете
Страна 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Норвегия 7,1 7,2 7,4
Австралия 7,2 7,4 7,5
Россия 3,6 3,9 4,1
Бразилия 3,8 4,3 3,6
Германия 4,4 4,7 5,0
Рассмотрев данные (таблица 2) необходимо отметить, что Россия по доле расходов, заложенных в государственном бюджете на образование, находилась в 2019 году на четвертом месте, и в среднем за анализируемый период данный показатель составил 3,8%.
Разберем следующий косвенный фактор, оказывающий влияние на развитие инноваций – человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимается обусловленный объем природных способностей человека.
Человеческий капитал способствует увеличению производительности труда, повышается качество населения, дифференцирует доходы работающего в зависимости от инвестиций, вложенных в образовательный процесс, вознаграждает усилия, приложенные в прошлом, определяет неравенство между работниками в зависимости от средств для их подготовки к различным видам деятельности.
Обобщающим фактором эффективности вложении в человеческий капитал является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Рассмотрим показатели, характеризующие индекс развития человеческого потенциала различных стран в 2019 году (рисунок 1).
Рис.1 - Показатели ИРЧП в разных странах в 2019 году
Ясно просматривается (рисунок 1) отставание России от всех остальных анализируемых стран по ИРЧП. От лидера, Норвегии, наша страна отстает на 11,6%. Данное свидетельствует о недостаточности государственных расходов на образование, здравоохранение, науку.
Проанализируем третьи косвенный фактор – состояние основных фондов. О современном состоянии основных средств в России красноречиво свидетельствуют статистические показатели (таблица 3).
Таблица 3
Основные характеристики показателей основных средств в РФ
Ввод в действие основных средств: 2000 г. 2016 г 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Млн. руб. (в фактический действовавших ценах). 843378 6275935 10887946 10721081 13256290
В процентах к предыдущему году. 125,1 93,4 97.0 94,5 117,7
Коэффициент обновления основных средств. 1,8 3,7 4,3 3,9 4,4
Коэффициент выбытия основных средств. 1,3 0,8 0,8 1,0 0,8
Степень износа основных средств, в %. 39,3 47,1 49,4 47,7 48,1
Проведённый анализ состояния и стоимости основных фондов в России за анализируемый период показал, что, не смотря на увеличение стоимости и коэффициента обновления основных фондов, по сравнению с двухтысячным годом наблюдается снижение степени годности основных фондов и соответственно увеличением степени износа. Это свидетельствует о недостаточном обновлении основных средств. Решением данной проблемы является инвестирование в основной капитал.
Проанализируем размер чистых инвестиции, в процентах от ВВП, в странах с ведущими по экономическому развитию (таблица 4).Таблица 4.
Чистые инвестиции в основной капитал ведущих экономик мира, в % от ВВП
Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Германия 20 19 19 20 20 20 20 21
Англия 18 16 16 16 16 16 17 17
США 21 19 18 18 19 19 19 19
Франция 24 22 22 22 21 22 22 22
Япония 22 21 20 21 22 22 22 22
Россия 22 22 22 21 21 22 23 24
Бразилия 19 19 21 21 22 21 20 19
Аргентина 20 18 18 18 17 17 17 17
Китай 40 45 45 45 45 46 47 48
Канада 23 22 23 23 24 24 24 24
Рассмотрев сгруппированные данные (таблица 4), можно сделать вывод, что лидирует Китай по объему чистых инвестиции, Англия, как и страны Латинской Америки немного отстают по данному показателю от других стран. Россия в 2018 году по рассматриваемому показателю отстала от Китая в два раза или на 200%, но при этом Россия среди других стран занимает третье место. В 2019 году прирост чистых инвестиций в основной капитал составил в России 4,3%, но этого не достаточно для обновления основных фондов.
Одним из важных и приоритетных направлений развития инновационной деятельности в Российской Федерации является развитие инновационной предпринимательской деятельности, которой государство оказывает поддержку. Государство направляет инвестиции на поддержку инновационного бизнеса. Красноречиво о государственной поддержке инновационного предпринимательства свидетельствуют статистические данные.
В частности, рассмотрим объем государственных инвестиции за трёхлетний период на развитие инновационного предпринимательства (рисунок 2).
Рис. 2 - Динамика объема государственных инвестиции на развитие инновационного предпринимательства, млрд. руб.
Рассмотрев визуально представленные данные (рисунок 2) необходимо отметить динамику роста анализируемого показателя – за анализируемый период прирост составил 19,4%. Это свидетельствует о важности для экономики и государства в целом развития предпринимательского сектора.
Рассмотрим структуру предприятии малого бизнеса, осуществляющих технологические инновации в 2019 году в российских федеральных округах (рисунок 3).
Рис.3 - Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в 2019 году
На основании визуально представленных данных (рисунок 3), можно сделать вывод, что ЦФО лидирует по технологическим инновациям осуществляющим малым бизнесом, в ДФО наблюдается отставание от лидера более чем в 2 раза, немногим лучше обстоят дела в данной сфере в СКФО. Это свидетельствует о необходимости государственной поддержки предпринимательства в ДФО и СКФО.
Следовательно, на данный момент Россия стоит пока на нижней ступени инновационного развития, существует ряд факторов, тормозящих переход к стабильному инновационному развитию субъектов экономической деятельности. Это свидетельствует о низкой эффективности реализации государственной инновационной политики на современном этапе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По окончании теоретического исследования можно сформулировать следующие выводы. Основной особенностью развития инновационной деятельности в российской рыночной экономике является то, что благодаря инновационным процессам, внедренным в экономику предприятия, оно быстрее адаптируется к условиям изменения внешней среды. Сущность инновационной деятельности содержится в ее различных направлениях.
Организационный механизм государственного регулирования включает национальную инновационную систему и инновационную политику. Государственная инновационная политика представляет собой комплекс экономических, управленческих, организационных, технологических мер. Основная цель инновационной политики – стимулирования роста ВВП, и, следовательно, экономического роста, с помощью разработки и внедрения инновационных продуктов и технологии. Российская инновационная политика реализуется путем использования методов и инструментов. Методы представляют собой способы государственного влияния на инноваторов. Методы имеют прямое и косвенное действие на инновационную деятельность. Инструменты инновационной политики представляют собой акты, директивного и законодательного характера. К основным инструментам реализации инновационной политики можно отнести: инструменты регулирования спроса, инструменты регулирования предложения и инструменты формирования благоприятной среды.
В процессе исследования был выявлен ряд проблем, которые «тормозят» внедрение инновации в РФ. В частности, недостаточное финансирование государством науки и образования, изношенность основных фондов, в результате недостаточности чистых инвестиций, пробельность законодательства в сфере регулирования инновационной деятельности, региональные диспропорции в развитии инновационного предпринимательства. Все это свидетельствует о недостаточной эффективности политики государства в сфере инновации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры./А.А. Алексеев. - М: Изд-во Юрайт, 2018. - 312 с.
Бронникова Т.С. Принципы государственной инновационной политики. /Т.С. Бронникова. // Вопросы региональной экономики. - 2018. - №12. - С. 68 -77.
Веселовский М.Я. Понятие и сущность национальной инновационной системы. /М.Я Веселовский. //Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - №3. - С. 28-31.
Дашевская И.Ф. Экономические реформы и их влияние на развитие малого и среднего бизнеса./И.Ф. Дашевская. // Труд и соц. отношения. - 2020. - № 1. – С.29-31.
Зарубина Ж.Н. Инструменты государственного регулирования инновационной деятельности./Ж.Н Зарубина.//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 11. – С. 43 - 47.
Иванов Р. И. Расходы государства социальной направленности. /Р.И. Иванов.//Экономика и право. - 2020. - №2. - С.19-23.
Кондратьев С.С. Роль государства в развитии инновационной деятельности. /С.С. Кондратьев. // Вопросы экономики. - 2018. - №4. - С.39 - 41.
Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие./С.Г. Капканщиков. - М.: Изд-во КноРус, 2018. – 342 с.
Кокорин В.В. Чистые инвестиции как источник воспроизводства основного капитала. /В.В. Коронин.//Финансы и кредит. - 2019. - № 3. - С.33-37.
Михелашвили Н.Р. Перспективы развития российской модели национальной инновационной системы. /Н.Р. Михелашвили.//Экономика и менеджмент инновационных технологии. - 2020. - №1.- С.17-18.
Милованова Ю.Д. Инновационное развитие российской экономики. /Ю.Д. Милованова.//Вопросы экономики. - 2019. - №11.- С. 61 - 67.
Райзберг Э.К. Сдерживающие факторы инновационного развития российской экономики./Э.К. Райзберг.//Коммерсант. - 2020. - №1. – С. 51-53.
Тимошенко В.Д. Методы оценки инновации в человеческий капитал. /В.Д. Тимошенко.//Фундаментальные исследования. - 2018. - №10. – С. 41-45.
Индекс развития человеческого потенциала. [Электронный ресурс] //Human Capital Index. – Режим доступа URL: http://www. Human Capital Index (Дата обращения: 25.04.2020).
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.gks.ru/(Дата обращения: 25.04.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!