это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2090342
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в статье рассматривается вопрос формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ, дается определение термину «социальная успешность», анализируются различные подходы к определению принципов формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ в условиях образовательных учреждений.
Ключевые слова: социальная успешность, младшие школьники с ОВЗ, социальное развитие.
Abstract: the article considers the issue of formation of social success of primary school children with disabilities, defines the term "social success", analyzes various approaches to determining the principles of formation of social success of primary school children with disabilities in educational institutions.
Key words: social success, primary school children with disabilities, social development.
В настоящее время необходимость формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ определяется требованиями ФГОС НОО ОВЗ, в котором говорится о важности социального развития учеников, в том числе формировании у них в учебно-воспитательном пространстве социальной успешности, как необходимого условия их дальнейшей социализации. Однако, в реальной практике работы образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию социальной успешности младших школьников с ОВЗ зачастую уделяется недостаточно внимания в силу разных причин: квалификационных характеристик кадрового состава, отсутствии специалистов коррекционного профиля и т.д. В результате чего младшие школьники с ОВЗ не получают жизненно важных социальных знаний и навыков и в дальнейшем испытывают трудности в процессе вхождения в общество. В связи с этим, проблема формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ является, на сегодняшний день, одной из центральных для коррекционной педагогики и психологии и требует решения как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и в целом для всей страны. Одним из первых шагов на пути к ее решению может быть определение принципов формирования социальной активности младших школьников с ОВЗ, которые позволяли бы понять сущность этого процесса.
Однако, прежде, чем приступить к рассмотрению принципов формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ, необходимо проанализировать значение термина «социальная успешность».
А.Р. Тугушева определяет социальную успешность как социально-психологическое явление, отражающее представление о совокупности эффективности личности, ее социально-педагогической деятельности и поведении в социальном пространстве [5].
С точки зрения Е.Ю. Варламовой, социальная успешность представляет собой личностное состояние индивида, характеризующееся положительным самоотношением, включенностью личности в социум и полноценное функционирование в нем [3].
По мнению Г.М. Андреевой, социальная успешность – это определенный уровень социальных достижений человека, признанный в данной стране и культуре [2].
То есть, сопоставляя приведенные выше определения социальной успешности, можно сказать, что она является результатом деятельности личности, отражает достижения в социальной сфере, способствует его самореализации.
Рассматривая вопрос социальной успешности младших школьников с ОВЗ, С.В. Алехина большое внимание уделяет процессу ее формирования, с учетом психофизиологических особенностей детей. Согласно ее представлениям, формирование социальной успешности младших школьников с ОВЗ должно выстраиваться на основе ряда принципов:
1.Создание условий для позитивной социализации младших школьников с ОВЗ, включая создание развивающей среды, способствующей проявлению успешности детей. В соответствии с данным принципом, для младших школьников с ОВЗ в ходе организации учебно-воспитательного процесса должны быть созданы оптимальные условия для развития их личности, с учетом особенностей их психофизического развития (для детей с нарушениями зрения и слуха – соответствующее оборудование, наглядные пособия, аудиофайлы; для детей с детским церебральным параличом – пандусы, поручни и т.д.). Создание этих условий будет, с одной стороны, позволять ребенку нормально функционировать в коллективе на ряду со сверстниками, с другой стороны, поможет детям почувствовать свою успешность, согласно их возможностям;
2.Педагогическая поддержка социального развития ребенка. Этот принцип формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ напрямую указывает на необходимость участия взрослых, и, прежде всего педагогов, в организации социальной жизни детей. Младший школьник с ОВЗ нуждается в постоянной поддержке со стороны педагогов, направлении его на правильный путь социального развития. Именно педагог выступает для младших школьников с ОВЗ одним из главных, на ряду с родителями, взрослых, который помогает осваивать им новую социальную роль ученика, объясняет правила и нормы поведения в обществе, расширяет их социальный опыт. От того, насколько педагог сможет найти общий язык с младшим школьником с ОВЗ, поможет ему наладить взаимоотношения со сверстниками, найти свое место в коллективе одноклассников, во многом зависит формирование у ребенка ощущения своей успешности среди окружающих, своей значимости и своего место в коллективе;
3.Социальная поддержка и помощь детям в преодолении проблемных ситуаций. Для того, чтобы у младших школьников с ОВЗ была сформирована социальная успешность, они должны обладать навыками разрешения трудных жизненных ситуаций, а это возможно лишь тогда, когда дети имеют соответствующий опыт. Как и все дети, младшие школьники с ОВЗ нередко сталкиваются с трудными жизненными ситуациями, однако, в сравнении с детьми с нормой развития, у них значительно ниже стрессоустойчивость, менее сформированы навыки решения проблемных ситуаций. В свою очередь семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, также являются одной из самых уязвимых категорий семей, в сложных жизненных ситуациях зачастую не знают куда обратится за помощью. Поэтому, младшим школьникам с ОВЗ и их родителям необходима социальная поддержка в тех случаях, когда они столкнулись с трудностями, чтобы найти оптимальный вариант решения проблемы и понять, что все сложности решаемы [1].
Л.Е. Олтаржевская, анализируя особенности социального развития детей с ОВЗ, предложила следующие принципы формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ:
1.Опора на сохранные функции детей, основанная на комплексном изучении их личности. С точки зрения Л.Е. Олтаржевской, ребенок может добиться наибольшей успешности в той области, к которой у него предрасположены способности. То есть, педагоги и родители при организации деятельности младших школьников с ОВЗ всегда должны исходить из уровня и особенностей их развития, как, своего рода, стартовой площадки для создания оптимальных условий с целью проявления их в том или ином виде деятельности. Определение же актуального уровня развития младших школьников с ОВЗ осуществляют различные специалисты: педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, врачи и т.д.;
2. Закрепление успехов и достижений детей через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости. Как отмечает Л.Е. Олтаржевская, для формирования у младших школьников с ОВЗ положительного отношения и понимания значимости своей деятельности важно организовывать в рамках учебно-воспитательного процесса различные конкурсы и состязания, с последующей выставкой лучшей работ участников, их демонстрацией остальным ученикам. В ходе таких мероприятий стоит подчеркивать, как достижение детей, так и само участие, как важную составляющую активной жизненной и социальной позиции младших школьников с ОВЗ [4].
Таким образом, проведенный анализ принципов формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ показал, что в основе этого процесса должны лежать следующие принципы: создание условий для позитивной социализации младших школьников с ОВЗ; педагогическая поддержка социального развития ребенка; социальная поддержка и помощь детям в преодолении проблемных ситуаций; опора на сохранные функции детей, основанная на комплексном изучении их личности; закрепление успехов и достижений детей через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.
Литература:
Алехина С. В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 с.
Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2014. - 368 c.
Варламова Е. Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 Кострома, 2004. – 235 с. [Электронный каталог диссертаций]: http://www.dissland.comОлтаржевская Л.Е. Развитие адаптивно-воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении: дисертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 Москва, 2012. - 232 с. [Электронный каталог диссертаций]: http://www.dissland.comТугушева А. Р. Особенности образа социально успешного человека в представлениях молодежи // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. - 2006. - №. 3. - С. 87–93.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!