это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2111689
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в данной статье раскрыта сущность проектно-исследовательской деятельности, возможности предмета "Окружающий мир" для формирования проектно-исследовательских умений и навыков младших школьников, описаны условия, организации и реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по окружающему миру, а также приведены примеры игр и упражнений на формирование исследовательских умений учащихся.
Ключевые слова: проектно-исследовательские умения, проектно-исследовательская деятельность, окружающий мир, младшие школьники.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из основных требований к умениям и навыкам младших школьников являетсясформированность проектно-исследовательских умений. Школьные программы в современной системе образования адаптированы под новый стандарт образования и ориентированы на проектно-исследовательскую деятельность. В связи с этим учителям необходимо уделять достаточно большое внимание данному направлениюкак на уроках, так и во внеурочной деятельности.
По нашему мнению, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию у детей младшего школьного возраста универсальных учебных действий, которые прописаны в ФГОС.
Теоретические и прикладные вопросы формирования проектно-исследовательских умений у младших школьников в процессе учебно-познавательной деятельности раскрыты в исследованияхА.В.Бычкова, П. Я. Гальперина, В.В. Гузеева, Н.А. Разагатовой, В.В. Репкиной, В.Д. Симоненко, А.В. Хуторского, И.Д. Чечеля, Е.Н. Ястребцовой и др.
В литературе проектно-исследовательские умения определяются следующим образом: «это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности» [3, с. 12].
В основе проектно-исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно ставить и решать проблему, что способствует развитию таких умений и навыков, как познавательные, поисковые, оценочные, коммуникативные.
В процессе проектно-исследовательской деятельности создаются условия для реализации самостоятельности младшего школьника, раскрытию его потенциальных возможностей, способностей. В рамках этой деятельности школьник самостоятельно формулирует проблему, ставит цели, ищет пути ее достижения и решения имеющихся проблем, а также получает возможность проявить себя, испытать свои силы и знания.
Результат проектно-исследовательской деятельности носит практический характер и имеет важное значение и, что весьма важно, интересен для самих учащихся.
С педагогической точки зрения, проектно-исследовательская деятельность является интегрированным дидактическим средством развития, позволяющим вырабатывать и развивать у учащихся различные умения и навыки проектирования и исследования (проблематизация, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, представление своих результатов, поиск и отбор нужной информации, практическое применение школьных знаний в различных ситуациях, выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проекта, проведение исследования)[3].
Проектно-исследовательские умения у детей младшего школьного возраста без специально организованного педагогического воздействия формируются медленно и очень слабо, поэтому необходима целенаправленная работа.
В формировании проектно-исследовательских умений особое место уделяется курсу «Окружающий мир», так как он имеет большие возможности в создании проблемных ситуации, вариативности выбора поисков их решения, дает возможность раскрыться детям в разных направлениях.
Проектно-исследовательская деятельность в рамках предмета "Окружающий мир" обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, которая способствует творческому развитию личности учащегося, формированию практических умений и навыков, на накопление достоверных представлений об окружающем мире, практических знаний, которые являются основой для их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем мире [1].
Уроки окружающего мира обладают большим потенциалом в развитии проектно-исследовательских умений, так как имеет различные формы и методы работы с детьми: индивидуальная работа, дифференцированное обучение, нестандартные уроки, экскурсии на природу, кружковая работа, проведение опытов и экспериментов и т.д.
Для школьника исследование должно быть доступным, интересным и значимым, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет анализировать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, корректировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.
Изучения предмета «Окружающий мир» открывает перед учениками бесконечное многообразие природных объектов, и их значение для качества жизни и для самого существования человека на Земле.
На уроках по окружающему миру решаются следующие задачи формирования проектно-исследовательских умений у младших школьников:
−навыков работы с различным текстовым и графическим материалом;
–навыков самостоятельного формулирования поисковой задачи и целей исследования;
–навыков выдвижения гипотезы исследования, поиска способов проверки ее достоверности, формулирования выводов на основе ее проверки;
–навыков наблюдения, сравнения объектов живой и неживой природы, формулирования основных выводов исследования;
–навыков составления алгоритма работы;
−формирование навыков моделирования.
В процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности у младших школьников формируются следующие умения и навыки:
−умение работать с научно-познавательным материалом;
–умение вести целенаправленные наблюдения за объектами, явлениями, изменениями в природе;
–умение ориентироваться в природе;
–умение применять теоретические знания на практике.
Изучения предмета «Окружающий мир» открывает перед учениками бесконечное многообразие природных объектов, и их значение для качества жизни и для самого существования человека на Земле.
Для развития проектно-исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира необходимо создание следующих условий:
–максимальная активность учащихся;
−совместная деятельность учителя и учащихся, при этом учитель не дает готовые знания, а только направляет активность учащихся в нужном направлении для самостоятельного нахождения ответа на вопрос, решение проблемы;
−активное использование вопрос-ответной формы работы для развития критического мышления школьников;
−соответствие содержания исследовательской деятельности возрастным, индивидуальным особенностям детей, а также реальному уровню знаний и умений;
−интересная организация деятельности;
–добровольность участия учащихся в исследовании;
–использование творческих заданий для развития творческих способностей учащихся;
–организация защиты проекта по завершении проектно-исследовательской деятельности;
–организация тематических экскурсий, социальных акций, прогулок на природу, наблюдений, работу с текстовыми материалами для формирования умения учащихся самостоятельно искать и накапливать необходимую информацию[3].
А.И. Савенковым предлагаются множество заданий и упражнений, которые можно использовать для развития у детей данных умений и навыков:
−"Взгляд на мир чужими глазами".
− "Угадай, о чем спросили".
− "Как птицы узнают дорогу на юг".
− Загадки, кроссворды, игра «Трудные слова».
− "Четвертый лишний".
− "Какие предметы изображены на рисунке".
− Определение плавучести предметов[4].
Задания, игры и упражнения на сравнение предметов, выявление различий, классификаций предметов формируют у младших школьников исследовательские умения и навыки.
На всем протяжении решения исследовательской задачи учащиеся работают самостоятельно, что обусловливает эффективность проектно-исследовательской деятельности. Во время самостоятельной работы учащимися проводятся познавательные действия: проводят наблюдение, изучают факты и явления, составляют план исследования и его осуществления, выдвигают гипотезы, формулируютрезультаты собственного исследования, контролируют и проверяют полученный результат исследования, оценивают проделанную работу.
Таким образом, исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе. Исследовательская деятельность способствует активации учащихся, также способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. Предмет «Окружающий мир» обладает большим потенциалом в формировании проектно-исследовательских умений, так как в его рамках возможна различная форма организации занятий и деятельности детей для самостоятельной работы детей, что обеспечивает эффективность всего процесса обучения учащихся.
Список литературы / References: Вальвакова, Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т.В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). –СПб.: СатисЪ, 2014. – С.122-124.
Долгушина, Н.Я. Организация исследовательской деятельности младших школьников/ Н.Я. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября). – 2010. – № 10. –С. 12-14.
Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 112 с.
Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!