это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2128003
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье охарактеризована сущность проектного обучения и проведен анализ применения проектного обучения с точки зрения формирования компетенций. Проведен анализ научной литературы по применению метода проектов в обучении студентов педагогического направления с выделением формируемых в результате обучения личностных и профессиональных качеств.
Введение. В настоящее время мы можем наблюдать значительные изменения в образовательной сфере, где на смену традиционному подходу с преподавателем, занимающим центральную роль в обучении, приходят подходы и методы, где педагог выступает в качестве направляющего, тьютора. Изменения эти связанны со сменой модели культурно-исторического развития, тем не менее, педагог продолжает являться основной фигурой при реализации нововведений на практике. Для успешного применения различных инноваций в новых условиях, педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной компетентности. Предъявляемые к современному выпускнику-педагогу качества, это: креативность и инновационное мышление; самостоятельность в организации профессионального роста; междисциплинарные знания; умение работать в команде; опыт разработки и внедрения на практике исследовательских решений [Силакова, 2014].
Значительное внимание современных исследователей уделяется подготовке специалистов, способных творчески подходить к своей педагогической деятельности и реализовывать свои педагогические умения в условиях быстрых перемен. Требования к личностным и профессиональным качествам выпускников, способствующие формированию гармонично развитых профессионалов-специалистов, являются определяющими успешности в дальнейшем трудоустройстве и ценности на рынке труда [Закирова, 2017]. Целью вузовского обучения в настоящее время является не столько наполнение студентов определенным объемом знаний, сколько формирование познавательных стратегий самообучения и самообразования, формирующих основу и неотъемлемою часть будущей профессиональной деятельности [Даулеталиева, Атымтаева, 2014]. Формированию таких компетенций в значительной степени способствует проектное обучение.
Цель данного исследования – провести анализ используемых в обучении будущих педагогов форм проектного обучения и охарактеризовать их с точки зрения формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся. Материалом для исследования являлись научные статьи о применении проектного обучения в вузах при подготовке педагогов. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.
Сущность проектного обучения.
Метод проектов появился в США в начале XX века и стал необыкновенно популярным в американских школах. В России, также в начале ХХ века, сторонниками метода проектов являлись педагоги П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. По мнению педагогов, преимущество метода заключалось в самостоятельном добывании знания (информации) для решения конкретной проблемы. Метод проектов вошел в практику отечественных школ, но, впоследствии, с переходом на единую трудовую школу, был дискредитирован и на долгие 60 лет ушел из учебной деятельности, вернувшись лишь в 1991 году с подачи педагогов-исследователей М.Б. Павловой, Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко, разработавших учебную программу «Технология» [Гилёва, 2007]. В настоящее время, проектное обучение применяется на всех уровнях организации российской системы образования: в дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах[Сгонник].
Проектное обучение предполагает сочетание таких видов деятельности, как проектирование и исследование. Обучение в рамках проектного подхода может иметь больший уклон либо в создание какого-то продукта (проектирование), либо в исследовательскую деятельность. То, в какую сторону будет направлено проектное обучение, определяется целью и конечным результатом. Работа над проектом предполагает решение комплекса задач: изучения актуальности, теоретической и практической (например, социальной) значимости проекта, формулировки целей и формирования представления о конечном результате, понимания предмета исследования и методов, разработки структуры проекта, анализа источников информации, а также способов обработки полученных результатов. Если проект носит исследовательский характер, то необходимо также выдвижение гипотезы и поиск способов решения проблемы [Закирова, 2017].
В проектной деятельности основной целью является реализация концепции, являющейся ведущим замыслом проекта. Концепция – это комплекс взаимосвязанных взглядов, на основе которой определяются стратегии последующих действий. Исследовательская деятельность представляет собой направленную на получение новых знаний или открытие новых закономерностей (законов, теорий) интеллектуальную работу, имеющей целью решение различных проблем (социальных, гуманитарных, технических и т.д.). Если в результате проекта мы получаем какой-то продукт (процессы, услуги, программа и др.), то в результате исследования – новые идеи или новое знание в науке.
Исследователи акцентируют внимание на «многослойности» результата любой проектной деятельности. Такими результатами становятся не только сам продукт проектной деятельности, который носит предметный характер, но и сама по себе деятельность (деятельностный характер), личные качества (личностный характер), коммуникация (коммуникативный характер) [Колесникова, 2005; Султанова и др., 2015].
Проектная деятельность как потенциал формирования компетенций. Проектная деятельность в процессе профессионального становления специалиста приобретает большую значимость благодаря овладению активными способами действий. В современной отечественной педагогике все более актуальным становится компетентностно-ориентированный подход, сущность которого состоит в формировании компетенций в процессе направленной познавательной деятельности. Следовательно, обучение представляется как организация познавательной деятельности студентов, что составляет суть проектного обучения. Для того, чтобы проект был успешным, в группе должны быть положительные взаимоотношения между студентами. Это как раз те личностные качества, без которых невозможна успешная реализация проекта, и которые необходимо развивать: взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопомощь, сотрудничество, ответственность. Успешное взаимодействие и взаимная ответственность составляют основу межсубъектных отношений участников проекта [Бусыгина, Сараева, 2011].
При рассмотрении основных составляющих понятия «проектная деятельность» в психологической и педагогической науке, А.В. Сазанова делает заключение о том, что участие в проектах развивает исследовательские и творческие компетенции личности: способность к самоопределению и целеполаганию, ориентированию в информационном пространстве [Сазанова, 2012]. Т.И. Закирова обращает внимание на то, что участие студентов в проектной деятельности позволяет сформировать активную и самостоятельную позицию обучающихся, что способствует дальнейшему саморазвитию [Закирова, 2017]. Среди других личностных качеств автор называет способность работать в коллективе, уважение чести и достоинства личности, толерантное отношение к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; умение постановки цели; способность взять на себя ответственность за результат выполнения задания. Личностные качества, таким образом, составляют суть общекультурных компетенций.
Из числа профессиональных качеств, отмечаются следующие: умение искать и анализировать информацию, необходимую для решения поставленных задач; умение использования информационно-коммуникационных технологий и глобальной компьютерной сети; способность работать на благо коллектива (что формирует такое качество, как способность работать на благо общества в целом). В результате работы над проектом студент должен овладеть такими умениями, как: формулировка научной проблемы; адекватный подбор средств и методов для решения поставленных задач; использование различных методик для сбора информации; владение способами обработки результатов и их интерпретации; формирование обоснованных заключений по результатам исследований и оформление их в виде презентации [Закирова, 2017].
Авторы В.Г. Веселова, Н.В. Матяш считают, что в результате проектной работы происходит трансформация наиболее значимых элементов личности – самосознания и направленности внимания, формируются такие регулятивные компоненты как: самоанализ и самоконтроль деятельности, прогнозирование, cаморегуляция и ответственность [Веселова, Мятяш, 2002].
Овладение технологией проектной деятельности влияет и на мотивацию студентов: для решения конкретной проблемы приходится добывать знания, к тому же проектная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал общающихся [Абашеева, 2005]. Проектная работа позволяет обучающимся объединить теоретические знания с практикой, а творчество с научным исследованием. Творческая самореализация, которой способствует выполнение задания, обретает для обучающихся личностный смысл [Сгонник, 2016].
При реализации проектного обучения, важно помнить, что формирование профессиональных и личностных качеств происходит только при следующих условиях: когда проект имеет общественную значимость, имеет профессионально ориентированное задание, сложность проектов постепенно возрастает, проект учитывает индивидуальные интересы и способности студентов [Сгонник, 2016].
Формы проектной деятельности, которые могут применяться в педагогическом вузе, могут быть различными. Л.В. Сгонник выделяет следующие формы работы: WEBсайт, мультимедийный продукт, видеофильм или видеоклип, социологический опрос, экскурсия, выставка, макет, справочник, газета или журнал, игра, пакет рекомендаций, сценарий, праздник, иллюстрации, сказка, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, учебное пособие, и др. [Сгонник, 2016].
Проведенный анализ литературы позволяет получить более целостное представление того, какие компетенции позволяет сформировать та или иная форма проектного обучения (Табл.).
Таблица. Формы проектной деятельности и формируемые компетенции
Форма проектной работы Содержание Формируемые личностные и профессиональные качества
Журнал (альманах)
[Березина, 2017] Сбор, обработка и актуализация информации. Работа в команде, толерантность, навыки организации личной и совместной деятельности (коммуникативная компетенция).
Опыт работы с информационными ресурсами и программным обеспечением (информационная компетенция).
Контроль своей деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, внимание к проблемам, готовность решать сложные вопросы (компетенция личностного самосовершенствования)
Проблемно-проектная лекция
[Баранов, 2017] Создание диалоговых ситуаций в виде собеседований и дискуссий с акцентированием внимания студентов на самостоятельном выявлении проблем. Познавательная деятельность, поиск проблем и идей, их разработка и реализация в виде проектов, внедрение разработок в практику. Предметная и методическая компетенции.
Курсы, как «Основы проектной деятельности», «Социальное проектирование», «Коммуникации в проектировании»
с внедрением педагогического моделирования, деловой игры, групповых дискуссий, «кейс»-методика и др.
[Парфенова, 2013] Основы педагогического проектирования и применение полученных знаний и навыков в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях. Реализация студенческих проектов совместно с обучающимися учреждений. Развитие творческого, коммуникативного и исследовательского потенциала, становление волевого характера исследователя, воспитание активной инициативы, ответственности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, дипломатичности.
Курс «Педагогическое проектирование в развитии профессиональной компетентности студента вуза»
[Татьянина, 2012] Идея «разветвляющейся активности» или коллективно-распределенной деятельности по мере следования намеченному плану. Формирование образовательного пространства с возможностью выбора пути достижения педагогических целей. Самостоятельное приобретение знаний с их последующее применение в жизненных ситуациях, умение делать самостоятельный выбор и нести ответственность за принятое решение, проявление инициативы, умения регулировать конфликты, и др.
Заключение. Проведенный анализ научных публикаций позволяет сделать выводы о том, что реализация проектного обучения студентов педагогического направления позволяет сформировать такие личностные качества, как толерантность, становление волевого характера, инициативность, ответственность, трудолюбие, настойчивость в достижении целей, дипломатичность, умение регулировать конфликты, а также профессиональные качества: умение работать в команде, навыки организации личной и совместной деятельности, умение работать с информацией, контроль своей деятельности, способность обучаться самостоятельно, внимание к проблемам, готовность решать сложные вопросы, развитие творческого и исследовательского потенциала, самостоятельное приобретение знаний, проявление инициативы, и др.
Список использованной литературы:
Абашеева Л.Н. Проектная деятельность как средство творческого саморазвития личности учащихся // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3 Международной научно-практической конференции ч. 4. – Тамбов: Пермина, 2005. – C. 10–12.
Баранов А.А., Шарафутдинов Р.Н. Формирование и развитие проектной компетенции как условие становления инновационного потенциала бакалавров педагогического образования и профессионального обучения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2016. – №3.
Березина Т. Ю. Формирование проектной компетентности студентов в процессе реализации практико-ориентированного проекта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2017. – №5 (50).
Гилёва Е.А. История развития метода проектов в Российской школе // Наука и школа. – 2007. – №4.
Даулеталиева Р.Р., Атымтаева Б.Е. Формирование методической компетентности будущего педагога профессионального обучения на основе модульно-компетентностной технологии // European Researcher. – 2014. – Vol.(66), № 1-1. – С. 82-88.
Веселова В.Г., Матяш Н.В. Проектная деятельность будущего учителя: проблемы профессионального становления. – Брянск: Изд-во БГУ, 2002.
Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов ВУЗов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.
Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 6.
Силакова Л.В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в ВУЗе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2014. – № 2. – С. 21.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
Султанова Л.Ф., Скрябина Л.С., Митакович Л.А. Педагогическое проектирование: учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. – 95 с.
Бусыгина А.Л., Сараева А.А. Педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к проектной деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – № 2-5.
Татьянина Т.В. Проектное обучение в формировании профессиональной компетентности будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №5.
Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №10.
Сгонник, Л. В. Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза // Молодой ученый. – 2016. – № 5.1 (109.1). – С. 1-4.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!