это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2133219
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………..……………….…………....…………………….… 3
1. Восточная и Западная культура как психологический
феномен………………………..……………...……………………….….…... 4
2. Психология Востока и Запада..…...………………………….…….. 9
3. Психологическая альтернативность культур…………………….. 13
Заключение...……………….………..................................................... 14
Список литературы………....……………………………...……...….. 15
Введение
Культурологические исследования всегда имеют определенную практическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной психологической альтернативной культурой. Этим определяется актуальность выбранной темы реферата.
Запад и Восток рассматриваются как культурные понятия. Запад - особый тип культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западному типу культуры противостоит восточный тип, получивший название “традиционного общества". Геополитический Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков - высшая ценность.
Основная цель работы - показать альтернативность культур с точки зрения влияния на психологию личности в этих странах.
Задачи: раскрыть особенности психологии восточного и западного типов культуры.
1. Восточная и Западная культура как психологический феномен
Восточная и Западная культура как два символических стремления в психоанализе. Если в смысле дуализма, то Восток – это сексуальное стремление, а Запад – лидерское стремление. Восточная и Западная культура как две философские противоположности. Сначала давайте рассмотреть, в чем же состоят данные различия.
Восток сосуществует (единство) с природой, Запад же покоряет природу. Востоку присущ коллективизм, а Западу – индивидуализм. Но тут же скорее Восток склонен в том, что имеет абстракционистские наклонности в культуре, а Запад больше довлеет на реализм, что является наружной направленностью. На востоке главным являются традиции и культура, а на Западе опора на экономику. Востоку присуща интуиция, а Западу логика, о чем можно говорить и в разных психологических функциях, которые выражены в культуре.
Востоку присуще пассивные (иррациональные, воспринимающие) психологические функции – интуиция. Интуитивная функция дает связь с божественным и фантастическим, а также отвечает за направленность Востока, а сенсорная соединяет с природой. Запад логичен и этичен. Обе функции активные (рациональные, решающие). Логика дает приоритет развитию науки и рациональности, а этика развитию постоянно меняющейся моды, престижа, стиля, культуры. Получается, что Востоку более присущи темпераменты меланхолика (интуиция) и сангвиника (сенсор), а Западу флегматика (логика) и холерика (этика). И получается, что Восток имеет в своей культуре дружеские стремления, а Запад лидерские и захватнические.
А теперь попробуем быстро пройтись по мировой истории и рассмотрим действия, происходившие в той или иной культуре.
Конечно, историки могут меня критиковать за абстрактное и не точное, беглое описание. Однако сама цель статьи состоит в психологической оценке исторических процессов. Если мы посмотрим на историю Запада и Востока, то Запад будет прославляться своими войнами и империями: Навуходоносор, Александр Македонский, потом Римская империя, потом распространение католицизма, война с исламом, Начало 16 века – колонизация Востока и развитие капитализма, истребление индейцев в Америке, Османская империя, первая мировая, вторая мировая, в которых начинателем был Запад. И все это короткое описание показывает о сути Запада, как военной машины, причем появление иудаизма, христианства и ислама не спасло Запад от агрессивных стремлений. Однако в этом был и плюс. Восток и не пытался захватить весь мир, кроме единственного случая с татаро - монголами, что объясняется их религией отличной от Индии, Китая или Японии, но Восток не имел такого стремительного научно-технического развития как Запад.
И тут мы и приходим к вопросу: может ли вытеснение естественных потребностей (что так распространено было на Западе в том числе в исламе, который держит свою основу от иудаизма и христианства) привести к увеличению экономического и научно-технического развития или это приведет к массовой агрессии? Какая из культур может дать одновременно и психологическое здоровье, и общественный прогресс? Ответ однозначен – никакая из вышеприведенных крайностей. Восточный формат даст только мир и психологическое спокойствие, но не даст общественного развития, Запад же даст общественный прогресс, но взамен войны и конфликты.
Теперь давайте рассмотрим две культуры с психологической точки зрения. Ведь не может же быть односторонность и должна быть компенсация. Например, Восток, будучи коллективистским, проповедует индивидуальное развитие, достижение нирваны в самом себе. То есть альтруизм общественный компенсируется эго – направленной религией. Запад, будучи иррациональным, компенсируется в своей религии братством и общей семьей, хотя, например, с развитие протестантизма мы видим капиталистический уклад религии и индивидуализм. Фантастика Востока компенсируется близостью к естественному и природному, а Западный объективизм, эмпиризм и прагматизм верой в сверхъестественную силу Бога.
Итак, наконец-таки перейдем к основному вопросу. Как уже было сказано, что обе крайности не приведут к нужному результату. Так как с одной стороны научное развитие, а с другой мирная жизнь. Кроме войн, на Западе мы знаем так же, какие были методы допроса и наказания, причем исходило это зачастую от церкви, например, инквизиция, которая является образцом садизма и мазохизма в самой извращенной и ужасной форме. Нерон римский император, который сжег свой город ради получения удовольствия, Варфоломеевская ночь – резня, в которой погибло около 30 тыс. людей, устроенная снова католиками, как и садистский орган в виде инквизиции. У нас в России опричнина, которая продлилась меньше десяти лет и меньше людей убила, чем инквизиция, однако в психологическом смысле методы были схожи. Тут же при Иване Грозном страна идет вперед в своем развитии, так же, как и при репрессиях И. В. Сталина. Две первые мировые войны – методы, которые использовали немцы, потом фашисты были схожи с методами пыток инквизиции, теперь только еще наука стала этому помогать, а не божья воля.
Причины тому известны с психоаналитической точки зрения – вытесненная сексуальность. Религиозный аппарат вытеснения работал в полную силу, причем перверсии (извращения) переходили не только на садизм или мазохизм, но и зачастую папы римские были гомосексуалистами и педофилами. В том числе было повальное количество невротиков из-за вытеснений, а как мы знаем при неврозе появляются не только сексуальные извращения, но и «магическая сила», а именно, некроманты, ведьмы и колдуны, которых собственно церковь сжигала.
В особенности интересный момент был с ведьмами, которые на самом деле могли бы спасти Запад от повсеместной агрессии. По многим историческим и научным источникам (Например, А. М. Полеев врач-сексолог и В. П. Шейнов психолог) известно, что порой в деревнях и не больших городах оставалось только несколько женщин, а остальные были сожжены. Соответственно сжигались самые красивые и возбуждающие мужчин. Так как это чувство возбуждения от сексуальной женщины схоже с воздействием какой-то неизвестной силы, которая для католиков равнялось с силой бесов и демонов, а именно этими природными способностями женщины-ведьмы колдовали. Кроме прочего, если женщины доходили до оргазма, то это тоже ведьма, так как в этом состоянии женщины действительно не похожи на себя сознательных. В итоге оставались мужчины с вытесненной энергией либидо, которая переводилась на агрессию в виде убийств, войн и извращенного садизма (инквизиция, опричнина). Причем все это было религиозно и культурно общепринятой практикой.
Взамен Запад все время стремится к развитию, хотя та же религия и не давала нормально развиваться науке до 16 века, когда начинается ускоренный прогресс, постоянно увеличивающийся – появление ученых, литераторов, художников, конструкторов и так далее. А на ближнем Востоке в средние века наука развивалась неплохо. Но это объясняется вытесненным либидо в исламе.
Что же с Востоком? Тут мы видим другую сторону стремлений. Сексуальность имеет общепринятые нормы, закреплена в религии и культуре. Сам секс и наслаждения физического характера определяются как суть природы, с которой Восток дружит и даже скорее преклоняется и мифологизирует, обожествляя и очеловечивая каждое животное, так как в животном находится душа умершего человека. Поэтому и животные стремления человека объявляются естественными и даже божественными. В первую очередь речь идет об индуизме, который мы будем брать за пример, как на Западе католицизм. Сама сексуальность даже обожествляется и причисляется к божественному наслаждению, в храмах имеются скульптуры половых актов, причем не только классического секса, но и лесбиянство, гомосексуализм, бисексуализм, оргии и другие формы секса, по некоторым источникам вплоть до секса с животными, инцеста и педофилии. Также была развита храмовая проституция – жрицы любви. В том числе Камасутра является религиозной литературой. Считалось, что за свою короткую жизнь человек должен наслаждаться всем тем, что дала ему природа.
Что же взамен мы получаем? Религии Востока проповедует любви обильность и уступчивость, уважение к старшим и к культуре, отсутствие войн подобных Западу, отсутствие садизма и мазохизма в культурной форме. Сейчас мы знаем также интересную социологическую статистику, что разводов и венерических заболеваний на Востоке меньше, чем на Западе, что даже кажется странным на первый взгляд. Однако наука и техника не развивается, застой в общественном развитие. Все великие люди на Западе, если не считать древнюю философию Востока (Конфуций, Будда, Лао Цзы) и появления пороха в Китае.
Что же лучше выбрать? Я считаю, что гуманитарные и медицинские науки должны взять все в свои руки. Позволить сексологии, психологии и социологии развивать человека в его естественном русле, которое с одной стороны является природным, а с другой человеческим. С одной стороны не должно быть вытеснений, а с другой не должно быть сексуальных извращений. Я считаю, что человек всегда попадает под культурные и воспитательские ограничения, или направления в ненужное русло энергии либидо. На сегодняшний день достаточно научных знаний, чтобы человек развивался полноценно и благоприятно во всех смыслах. По сути, речь идет о среднем пути, на котором находиться России, между Востоком и Западом.
2. Психология Востока и Запада
Психология Восточной культуры.
Главные постулаты восточной психологии: мы есть вечные души, воплощающиеся в материальных телах. Мы своими мыслями, желаниями и поступками творим свою судьбу. И только сам человек может изменить свою судьбу, вылечиться.
Чем более человек эгоистичен, жаден, завистлив, горд, труслив и т. д., тем менее он счастлив, и тем больше болен душой, а в дальнейшем и телом.
Никто не приходит в нашу жизнь, и ничто не происходит в ней случайно. Случайностей не бывает.
В Аюрведе говорится: «Все зло внутри человека – снаружи только добро». Многие могут не согласиться: я такой хороший, добрый, а вокруг так много зла, несправедливости, болезней, несчастий и т. д.
Но такое понимание происходит от концепции «Я есть это тело», и все, что хорошо для тела – богатство, вкусная еда, хороший дом, счастливая судьба, – божественно. А все, что плохо для него – болезни, предательства, несчастные случаи и т. д. – это от дьявола, от несправедливости или по ошибке природы.
Но Аюрведа исходит из абсолютной концепции «Ахам Брахмасми» – я есть душа, частица высшего духа. И с абсолютной точки зрения – все, что помогает нам «вспомнить это» и возродить любовь к Богу – это хорошо и является истинным добром. Все, что мешает – это зло.
И, так как мы приходим в этот мир только для того, чтобы уменьшить зло внутри, то успех нашей жизни определяется только тем, насколько мы преуспели в этом. Если человек живет материально благополучно благодаря хорошей карме, но его эгоизм и гордыня не уменьшились, то его жизнь бесполезна. С другой стороны, если человек, проживающий полную лишений жизнь, живет без уныния, агрессии и страха, развивает безусловную любовь, то его жизнь становится совершенной.
Это основы восточной психологии, хотя в большинстве своем восточная психология работает с более практическими вещами - проблемы семьи, совместимость, избавление от депрессии и стресса, помогает сделать правильный выбор в определении жизненного пути, профессии, партнера, вылечиться от физических недугов, избавиться от психологических комплексов, выйти из полосы неудач и т. д.
Со стороны, древние, высокоразвитые цивилизации, согласно принципам, изложенным выше, никогда не знали, что такое стрессы, рак, развод, депрессия и т. д. И удачные примеры использования восточной психологии мы можем найти не только в древнеарийской цивилизации или на Тибете.
Психология Западной культуры.
На Юго-Западе в культуре пуэбло утвердились два психологических типа, которым дал название еще Ницше в ходе изучения греческой трагедии. Он назвал их дионисовским и аполлоновским. При этом он имел в виду два диаметрально противоположных способа достижения ценностей бытия. Дионисовец стремится к ним через «уничтожение обыденных уз и границ существования»; наибольшую ценность для него представляют моменты, когда он вырывается за пределы чувственного восприятия мира и попадает в иное измерение. В процессе ритуала человек дионисовского типа стремится впасть в транс, достичь необычного для себя психологического состояния. Он жаждет ощущений, аналогичных опьянению, ценит прозрение, возникающее в неистовстве. Подобно Блейку, он считает, что дорога невоздержания ведет во дворец мудрости. Если же столь необычные переживания выпадут на долю человека аполлоновского типа, он отнесется к ним с недоверием, стараясь сделать все возможное, чтобы это с ним больше не повторилось. Ему ведом лишь один закон, одно измерение – в этом он подобен эллину. Он всегда придерживается срединного пути, остается в пределах известного, сохраняет контроль над деструктивным психологическим состоянием. По словам Ницше, даже в экзальтации танца он всегда остается самим собой и помнит свое гражданское имя.
На севере Мексики больше принято использовать в религиозных целях наркотические средства, а не опьяняющие напитки. Лофофора, или мескал, распространен с севера Мексики по долине Миссисипи до самой канадской границы и у многих племен стал причиной достаточно серьезных религиозных движений. Он вызывает состояние транса с сильными аффектами, часто – цветные галлюцинации, но без эротической экзальтации. Этот культ лучше всего описывают представители племени виннебаго, которые верят в сверхъестественное происхождение лофофоры. «Это единственное соприкосновение с божественным за всю мою жизнь», «это лекарство священно, оно избавило меня от власти злых сил». Подобные средства использовались повсеместно, когда требовалось вызвать состояние транса или сверхъестественных ощущений. Арапаго, употребляя эти средства, продлевали ночные церемонии до следующего дня. Виннебаго едят лофофору в течение четырех дней и ночей, которые они проводят без сна
Итак, очевидно, что экстаз неприемлем на Юго-Западе и что распространенные на других территориях способы его достижения реинтерпретируются или совсем отвергаются в местной культуре. Это имеет весьма значительные последствия: здесь практически отсутствует шаманизм. Везде в Северной Америке шаман – исполнитель религиозного культа, черпающий силу в подобного рода состоянии, – играет первостепенную роль. Где авторитет религии держится только на ненормальности его сознания и психического состояния и высказанные им в таком состоянии указания выполняются и почитаются священными – там существующий механизм культурных изменений сводится лишь к косности человеческого ума. Это весьма существенное ограничение: никто еще не смог доказать, что культуры, функционирующие таким образом, в большей степени подвержены изменениям, чем культуры, чуждые подобной практике. При этом не следует закрывать глаза на тот факт, что в двух таких разных культурах проявлению индивидуальности отводится разное место: если в одном случае индивидуальная инициатива поощряется, то в другом к ней относятся с недоверием – и именно это мы можем наблюдать на Юго-Западе. В тщательно разработанных религиозных ритуалах здесь не остается места спонтанным индивидуальным действиям; если кто- то на это осмелится, то такого преступника обвинят в колдовстве. В одной записанной мной сказке зуньи рассказывается о верховном жреце, который изготовил молитвенные палочки и вышел, чтобы их зарыть. Это была не та фаза Луны, когда членам целительных обществ следует зарывать молитвенные палочки, и люди говорили: «Зачем верховный жрец зарывает молитвенные палочки? Наверное, он колдует». И действительно, он хотел в целях личной мести вызвать землетрясение. Такое возможно в одном из наиболее интимных религиозных ритуалов зуньи (зарывание палочек), но в более формальных церемониях, таких, как отшельничество, танцы и т.д., это было бы немыслимо. Даже молитвы самого личного характера, те, что сопровождают разбрасывание зерен, следует произносить при восходе солнца, либо над телом мертвого животного, либо в определенный момент церемонии и т.д., точное время и сезон года всегда оговариваются. Ни у кого не должен возникать вопрос, почему в данный момент кто-то молится.
3. Психологическая альтернативность культур
Альтернатива (фр. alternative, от лат. alternatus — другой) — возможность выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей.
Психология (от др.-греч. ψυχή «душа; характер»; λόγος «учение») — научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Психология объединяет в себе гуманитарный и естественно - научный подходы.
Следовательно, можно сделать вывод, что психологическая альтернативность это учение о душе человека, которое дает возможность выбора одной из двух и более возможностей
Проанализируем психологическую альтернативность этих культур.
В – первых, в Восточной культуры главные постулаты психологии: мы есть вечные души, воплощающиеся в материальных телах. Мы своими мыслями, желаниями и поступками творим свою судьбу. И только сам человек может изменить свою судьбу, вылечиться.
Во – вторых, в Западной культуры большую роль играет вседозволенность, например на севере Мексики больше принято использовать в религиозных целях наркотические средства, а не опьяняющие напитки. Лофофора, или мескал, распространен с севера Мексики по долине Миссисипи до самой канадской границы и у многих племен стал причиной достаточно серьезных религиозных движений. Он вызывает состояние транса с сильными аффектами, часто – цветные галлюцинации, но без эротической экзальтации.
Из этого и из вышесказанных параграфов можно сделать следующий вывод, что культуры Востока и Запада отличаются, тем, что в культурах Востока больше идет речь о духовных ценностях, а на Западе, больше речь идет о практичных применениях психологии, одно из доказательств тому, психология Зигмунда Фрейда.
Заключение
Проблема диалога восточной и западной культур занимала многих мыслителей. Запад и Восток занимают крайние позиции уже в вопросе восприятия внешнего мира. Запад рационален, а Восток - иррационален. На вопрос о том, что есть действительность, Запад и Восток ответит по-разному. Для Востока действительность есть внутренний мир человека. Для Запада - мир явлений. Кто есть Бог? Для Востока - Он внутри мира и самого человека. Для Запада - Бог вне мира и человека. Для Востока человек - интроверт (т.е. погруженный во внутреннее переживание). Для Запада он - экстраверт, ориентирован на внешнюю среду.
Список литературы
1. "Va, pensiero, sull'ali dorate". Из истории мысли и культуры Востока и Запада. - М.: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2010. - 388 c.;
2. Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. - 206 c.;
3. Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 6. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. - 168 c.;
4. Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1978. - 304 c.;
5. Бог - Человек - Общество в традиционных культурах Востока. - М.: Наука, Восточная литература, 1993. - 224 c.;
6. Взаимодействие культур Востока и Запада. - М.: Наука, 1987. - 200 c.;
7. Взаимодействие культур Востока и Запада. Выпуск 2. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1991. - 168 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить контрольную работу по Теоретической механике. М-08023
Контрольная, Теоретическая механика
Срок сдачи к 30 дек.
Пересечение криволинейных поверхностей плоскостью треугольника АВС
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 10 янв.
выполнить задания
Решение задач, Актуальные проблемы права интеллектуального собственности
Срок сдачи к 28 янв.
Органихзация рекламного агенства
Другое, Организация рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 2 янв.
Тема: имидж современного руководителя
Курсовая, менеджмент сфере культуры и искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Практическая работа по дисциплине «Информационное обеспечение логистических процессов»
Другое, Операционная деятельность в логистике
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!