это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2135522
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Общие положения о теории экономической безопасности 4
2. Система институтов комплекса обеспечения национальной безопасности
в сфере экономики 7
3. Система показателей и критериев оценки состояния экономической
безопасности 10
4. Проблемы обеспечения экономической безопасности России 12
Выводы 16
Список источников 17
Введение
Проблемы, связанные с угрозами национальной безопасности Российской Федерации, сегодня очень актуальны. Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих основных участников в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как неизменной предпосылки ее возрождения привлекают все больше внимания политиков, ученых и самых широких слоев населения. Это внимание не случайно. Масштабы угроз и даже фактический ущерб, нанесенный экономической безопасности страны, ставят эти вопросы на передний план общественной жизни.
Роль науки в разработке концепции экономической безопасности очень велика и ответственна. Важно выявить природу проблемы, выявить реальные угрозы и предложить надежные и эффективные методы их реагирования.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости страны, предпосылкой стабильности и эффективности общества и достижением успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из главных национальных приоритетов.
Общие положения о теории экономической безопасности
Любая деятельность в экономической среде связана с опасностью, которая угрожает стабильному функционированию экономических структур. По этой причине повышение безопасности в экономической деятельности всегда было одним из основных мотивов человеческой деятельности на протяжении всего периода экономического образования. С развитием экономических систем (ЭС) влияние различных факторов, угрожающих существованию этих систем, привело к качественным изменениям, что также повысило их безопасность.
Развитие предпринимательской, торговой, банковской и другой экономической деятельности требует разработки и консолидации положений, отражающих основные требования к использованию различных методов для выявления рисков и смягчения воздействия на такие системы. Разработанные положения этих требований являются основой для разработки систем безопасности и инструментов для надежного функционирования ЭС. Совместное действие систем и инструментов безопасности способствовало повышению безопасности ЭС и уменьшению экономического ущерба от угрожающего воздействия различных факторов угрозы.
Предотвращение угрозы и, следовательно, уменьшение материального, экономического и социального ущерба - это одна из многих задач, которые решает наука «экономической безопасности».
Есть много критериев для присуждения определенных видов безопасности. Различают геобиофизическую, техническую (технологическую, техногенную) и общественную или социальную безопасеность в зависимости от типа разрушительных сил (природных, технических и социальных). Геобиофизическая безопасность предназначена для защиты человеческого общества и производственных технологий от вредного воздействия природных факторов. Техническая (технологическая, техногенная) безопасность предназначена для защиты людей и природы от опасностей, создаваемых современными техническими системами (атомные электростанции, вредная химическая промышленность, опасные технологии и т. д.). Общественное или социальное обеспечение обеспечивает защиту от опасностей и угроз, возникающих в самом обществе и вытекающих из его внутренних социально-экономических и политических противоречий.Различают: международная безопасность, которая охватывает мир и его отдельные регионы; национальная безопасность, ограниченная размером страны, ее территориальными единицами; частная безопасность, охватывающая индивидуальное производство или другие бригады, отдельных лиц, домохозяйств.
Основные виды безопасности с точки зрения содержания, т.е. в зависимости от сферы общественной жизни и направления человеческой деятельности:
- военная;
- политическая;
- экономическая;
- финансовая;
- экологическая;
- продовольственная;
- информационная;
- культурная;
- демографическая;
- научно-техническая и др.
Все виды безопасности тесно связаны между собой. Таким образом, обеспечение экономической безопасности включает защиту от воздействия не только разрушительных экономических факторов, но также социальных, природных, технических и других факторов. Например, экономическое и социальное обеспечение тесно связаны. На современном этапе развития отечественной экономики важность влияния экономической безопасности на социальную или общественную безопасность на социальное развитие очевидна. Только при наличии высокоэффективной экономики в обеспечении экономической безопасности государство может достичь своих социальных целей и предложить социальную защиту. Высокий уровень развития производительных сил, эффективная система производственных отношений и высокие доходы автоматически устраняют многие социальные проблемы трудящихся и их семей. Работающие граждане заботятся не только о себе и о членах своей семьи, но и через налоговую систему, а внебюджетные фонды способствуют финансированию учреждений, которые необходимы для поддержания средств к существованию общества в целом. Государство должно оказывать социальную помощь гражданам, которые по тем или иным причинам способны решить свои проблемы.
Основные составляющие экономической безопасности, которые распределяются в зависимости от сферы общественной жизни и направления человеческой деятельности:
- финансовая;
- энергетическая;
- военная (оборонная);
- оборонно-промышленная;
- продовольственная;
- экологическая и др.
Система институтов комплекса обеспечения национальной безопасности в сфере экономикиРоссийская Федерация в течение нескольких лет проводит государственную политику по борьбе с негативной экономической и управленческой практикой, вызовами и угрозами. Россия уже прошла значительную часть своего пути к созданию системы для борьбы с негативными практиками, вызовами и угрозами для экономики. У нее сильная политическая воля, определенная правовая база, опыт контроля и правоприменения, а также опыт организации превентивных мер, в том числе в сфере бизнеса и банковского дела. Существует комплексная структура контролирующих и правоохранительных органов, различных учреждений и организаций, ответственных за контроль или борьбу с негативной практикой, вызовами и угрозами или участие в них: правоохранительные органы суды, прокуратура, органы безопасности, юстиции и внутренних дел, нотариат, адвокатура, а также частная детективная и охранная деятельность), контролирующие и иные органы (администрации исполнительных органов власти, префектуры, налоговые органы, антимонопольные органы, финансовые органы, включая Счетную палату РФ и Росфинмониторинг, организации, занимающиеся оценочной деятельностью, экспертные организации и т.д.), существуют специализированные информационные ресурсы, осуществляется межведомственное взаимодействие, взаимодействие государственных и негосударственных структур.
В то же время политика в этом направлении, как правило, не является полностью последовательной и недостаточно опирается на научное обоснование. Это приводит к низкой эффективности принимаемых мер даже в отношении возврата незаконно вывезенного капитала. Госконтроль Российской Федерации предоставляет следующие данные: В связи с операциями с товарами с импортом-экспортом незаконный вывоз капитала из страны в 2013-2015 годах составил 1,2 трлн рублей. (сообщает ФТС России). За этот период таможенные органы раскрыли 17 374 случая административных правонарушений в области валютного контроля и регулирования и направили их в Росфиннадзор. В результате деятельности Росфиннадзора участники внешнеэкономической деятельности были оштрафованы на 663,4 млрд рублей за данное количество нарушений. Однако на самом деле федеральный бюджет был оштрафован примерно на 3 миллиона рублей, что составляет менее 0,0005% от числа нарушений - то есть практически все решения по делам об административных правонарушениях, переданные в ФССП России, завершились без реального взыскания 107. И это только один аспект. Кроме того, мировой опыт показывает постоянное дальнейшее развитие и совершенствование методов нелегальной и противоправной деятельности в экономике - новые возможности возникают благодаря развитию новых отраслей экономики, появлению инноваций в различных сферах жизни человека и экономических отношений и новые модели и схемы теневой деятельности, в том числе использование новейших технологий, особенно в области информации, информационных технологий, инновационных финансово-экономических решений, трансформации национального и международного права.
В Российской Федерации существует много государственных структур и компаний со значительной долей государственной собственности, некоторые из которых участвуют в мероприятиях по защите национальных интересов и национальной безопасности в экономической сфере. К ним относятся следующие структуры: Совет Безопасности (структура Администрации Президента РФ), Правительство РФ (Минфин, Минэкономразвития), Банк России, спецслужбы, правоохранительные органы, контрольно-надзорные органы, соответствующие органы регионального и муниципального уровней, службы экономической безопасности и службы маркетинга предприятий, банков. Каждая назначенная страна или субъект хозяйствования в рамках своих юридических полномочий выполняет свои задачи. Однако: а) эта деятельность не эффективна во всех областях; б) проводится не во всех областях, представляющих национальный интерес; c) необходимая координация между структурами должна осуществляться во всех областях для обеспечения защиты национальных интересов.
Они взаимодействуют (должны взаимодействовать) в отношении стратегического планирования как основы экономической безопасности и национальной конкурентоспособности. Однако на практике это взаимодействие следует рассматривать как недостаточное. Они плохо координируют свои действия. Их деятельность слабо подчинена целевой функции обеспечения национальной безопасности в экономической сфере. Позитивные тенденции в связи с принятием законодательных пакетов можно наблюдать только в области стратегического планирования.
Система показателей и критериев оценки состояния экономической безопасностиВ связи с принятой политикой по созданию и развитию системы институтов и инструментов стратегического управления в России, а также по систематизации и научному обеспечению национальной безопасности, разработке и использованию практических вопросов для анализа социально-экономического развития и систем экономической безопасности на национальном уровне с соответствующими показателями. Система показателей и критериев является центральным звеном интегрированного механизма стратегического управления (развитие и безопасность), поскольку она разработана на единой методологической основе, позволяющей проводить объективные количественные и качественные оценки процессов, происходящих в этой области. Этот факт возлагает на разработчиков списков показателей особую ответственность за научную обоснованность разработки соответствующих предложений.
Сегодня в этом направлении достаточно большой научный задел. Списки показателей, предлагаемые исследователями и используемые в нормативных и регламентирующих документах, обычно существенно перекрываются. Наиболее распространенным подходом к составлению списков показателей является рассмотрение следующего:
– обобщенные показатели результатов экономической деятельности в масштабе страны;
– основные структурные пропорции в экономике по различным основаниям;
– динамика результата функционирования различных сфер;
– доходы и пропорции доходов различных социальных групп;
– показатели, характеризующие различные аспекты финансов. В одном ряду, зачастую, объединяются показатели, описывающие результаты функционирования экономики, и факторы, влияющие на эти результаты.
Серия, в которой часто описываются показатели, описывающие результаты работы экономики, и факторы, влияющие на эти результаты, суммируются в серии.
В сборнике трудов Научного совета СБ РФ предъявляются следующие требования к показателям и критериям, используемым в системе обеспечения национальной безопасности:
– обеспечить эффективное функционирование системы мониторинга уровня развития Российской Федерации и состояния национальной безопасности;
– наличие комплексного обобщенного содержания, учитывающего, но не дублирующего ведомственные критерии и показатели;
– отражение, как правило, в системе государственного статистического наблюдения;
– возможность относительного, но исчисляемого значения, которое, в свою очередь, можно сравнивать с пороговым значением и индикатором;
– возможность обеспечения объективного и аргументированного назначения бюджетных и привлекаемых ресурсов для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Схема укрупненной структуры предлагаемой совокупности показателей представлена на рисунке.
Проблемы обеспечения экономической безопасности РоссииВ условиях глобальной экономики все страны как-то интегрированы в систему мировых экономических отношений. В этом случае степень взаимоотношений сторон может отличаться. Для России зависимость от экономически развитых стран может наблюдаться в ряде важных областей, например, в обеспечении страны стратегически важными товарами: лекарствами, продуктами питания, технологиями, компонентами для машин и приборов и т. д.
Основными партнерами в торговом балансе страны являются ЕС (42,2% импорта и 53,8% общего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9% экспорта) и СНГ (13% импорта и 14% экспорта). Крупнейшими из них являются Китай и Германия. Это означает, что доля импортной продукции на российском фармацевтическом рынке составляет более 70%. Цифры впечатляют, когда вы думаете о безопасности и суверенитете государства, потому что лекарства являются стратегически важными продуктами, и страна не сможет долго обходиться без них.
Российская газовая промышленность концентрируется почти исключительно на странах Европы и СНГ: 64,7% российского газа направляется в Европу по трубопроводам, 27,85% - в страны, входившие в СССР, а остальная часть идет в Азию в виде сжиженного природного газа. Отечественные сырьевые компании полностью зависят от европейского газового рынка, а доля российского газа в структуре европейского импорта составляет 34,46%. Соединенные Штаты активно разрабатывают месторождения сланцевого газа и хотят, чтобы Европа постепенно перешла на американский сланцевый газ.
Обвал фондового рынка стал серьезной угрозой экономической безопасности. Это стало возможным благодаря тому, что 70% российского фондового рынка принадлежит иностранным инвесторам. Такая ситуация должна быть компенсирована значительным сокращением капитальной базы крупнейших российских компаний. По итогам декабря 2014 года индекс РТС побил отметку 700 пунктов. Это новый минимум с апреля 2009 года. Индекс ММВБ также снижается, но более медленными темпами, чем РТС.
Аналитики сходятся во мнении, что Россия больше страдает от продовольственных санкций, чем Европа, в ответ на американские и европейские санкции, поскольку страны против санкций составляют около половины импорта продовольствия в страну. Запрещенный Россией импорт составляет очень значительную часть ее потребления продуктов питания. В целом импорт составляет около 36% розничной торговли продуктами питания, а импорт из стран, нарушающих санкции, - половина этой доли, около 18%. Анализ показывает, что Соединенные Штаты и Европейский Союз гораздо меньше зависят от торговли продуктами питания с Россией, чем Россия.
Другим важным аспектом и угрозой экономической безопасности является тот факт, что, по оценкам экспертов, в настоящее время из страны уходит около 60 миллиардов долларов в виде баланса иностранных займов и доходов от инвестиций, а около 50 миллиардов долларов - незаконный отток капитала. Накопленный объем последнего достиг 0,5 триллиона долларов, что соответствует примерно 1 триллиону долларов экспортируемого капитала с точки зрения прямых иностранных инвестиций россиян.
Потеря дохода в системе домохозяйств из-за утечки капитала оценивается экспертами в 1,5% ВВП. Только в 2012 году общая сумма потерь в бюджетной системе из-за экономического офшоринга, оттока капитала и других уклонений от уплаты налогов составила 5 трлн. рублей.
Есть основания полагать, что существуют различия между экономическими факторами, которые побуждают инвесторов выводить свой капитал из страны, и манипулированием рынком, игрой по снижению обменного курса на валютном рынке. В частности, уход иностранных инвесторов также может быть результатом спекуляций по обменному курсу.
Определенные уроки должны быть извлечены из текущих событий. Например, чтобы признать, что государственная экономическая и финансовая политика должна основываться на понимании необходимости значительных институциональных и структурных изменений в экономике в контексте глобального социально-экономического развития, а также реализации национальных конкурентных преимуществ, это может быть устойчивым ростом российского предпринимательства. Кроме того, эта политика должна быть органично интегрирована в общую национальную стратегию экономической безопасности и направлена на решение проблемы достижения стратегической конкурентоспособности и устойчивости экономики перед лицом растущих глобальных вызовов и угроз.
Риск обострения кризиса в российской экономике делает разработку стратегии финансовой и экономической безопасности, которая включает в себя инвестиционную и мониторинговую составляющую, чрезвычайно актуальной. Согласно последним подходам, успех социально-экономической (в том числе инновационной) деятельности зависит от способности управлять рисками: их необходимо предвидеть, оценивать приоритеты и выделять ресурсы. В любом случае риски экономической безопасности являются инвестиционной проблемой.
Кроме того, стратегия должна предусматривать постоянный мониторинг всех воспроизводительных, социально-экономических, финансовых и инвестиционных процессов: производственного процесса, инвестиционных потоков, изменений в домохозяйствах, динамики уровня благосостояния и т. д., и формализованные алгоритмы, основанные на математических моделях, которые используют набор доступных данных. Количество факторов, влияющих на изучаемые процессы, становится настолько огромным, а взаимосвязи и взаимозависимости между ними настолько сложны, что никакая интуиция или человеческий опыт не могут охватить их все. В то же время состояние развития современных компьютерных технологий и математического программного обеспечения позволяет обрабатывать большие объемы информации.
Поэтому актуальной проблемой по прежнему является формирование специального инструмента – стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности России, включающей механизмы и инструменты преодоления структурных диспропорций в экономике, меры по минимизации спекулятивной составляющей в функционировании отечественной банковско-кредитной системы и фондового рынка, разработку методов блокировки каналов проникновения в страну кризисных явлений в финансово-экономической сфере, возникающих за пределами национальных границ, и т.п. Стратегия должна обеспечить постепенный отход от системы прогнозируемого плавно-инерционного развития российской экономики, без заметных усилий государства по прорывному ускорению модернизационно-инновационных процессов, к модели мобилизационного развития экономики, предполагающей активизацию потенциала и способности отечественного производства обеспечить себя и население необходимыми мощностями, ресурсами, качественными конкурентоспособными товарами и услугами.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность является частью общей системы национальной безопасности страны. Это затрагивает практически все аспекты жизни государства, общества и экономики. Их развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. В конечном итоге он должен не только присоединиться к современной мировой экономике, но и предсказать его роль и место в глобальном разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не решит проблемы России в ущерб ее национальным интересам. Поэтому при принятии решений по обеспечению экономической безопасности необходимо обращать внимание на рекомендации других стран, которые в первую очередь заинтересованы в своих интересах в проведении своей внешней политики. Конечно, зарубежный опыт нужно использовать, но с учетом специфики российской экономики.
Список источников
Е. А. Меньшикова. Экономическая безопасность : учеб. пособие / Е. А. Меньшикова. - Хабаровск : Изд~во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 327 с.
С.Н. Сильвестрова. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника : монография / кол. авторов ; под науч. ред. С.Н. Сильвестрова. — Москва : РУСАЙНС, 2018. — 350 с.
Афонасова М.А. обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран.// УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ№1, 2015
Глазьев С. Экономическая безопасность России: необходимые меры [Электронный ресурс]. – URL: http:// politobzor.net/show-28866-ekonomicheskaya-bezopasnostrossii-neobhodimye-mery.html .
Кравченко Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы [Электронный ресурс]. – URL: http:// rusrand.ru/events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossiivyzovy-i-ugrozy.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!