это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2143518
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Педагогическое управление развитием учебно-познавательной деятельности младших школьников рассматривается многими учеными как равновесие между предоставлением самостоятельности детям и тактической помощью в обучении способам учебной деятельности. Обучающиеся при таком подходе должны быть активны, проявлять познавательную активность. Только лишь в совокупности эти две позиции дают положительный эффект и видимые результаты учебно-познавательной деятельности. Итак, система педагогического управления может рассматриваться, как система соуправления «учитель-ученик» как обмен деятельностью, определяющийся единством цели и результата при взаимодействии систем разного порядка внутри педагогического процесса.
Ключевые слова: активизация, активность, педагогическое управление, учебно-познавательная деятельность, младшие школьники.
Содержание управления учебно-познавательной деятельностью младших школьников педагоги и психологи определяют как:
-приобщение школьников использовать различные источники знаний, включать их в разнообразные организационные формы своей деятельности (Л.П.Аристова);
-переход к планомерной и постепенной самостоятельной учебно-познавательной деятельности (В.П.Беспечанский, Н.А.Половникова, П.И.Пидкасистый и др.);
-использование системы постепенно усложняющихся учебно-познавательных задач, системы последовательных проблемных ситуаций (М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин и др.);
алгоритмизацию обучения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Б.П.Беспалько и др.);
-подведение к возникновению новой учебно-познавательной потребности (Г.И.Щукина, Ю.В.Шаров, В.С.Юркевич и др.);
- преобразующая деятельность младших школьников по овладению ими знаний, способов их добывания, переработке и применению (Т.И.Шамова и др.);
-управление процессом учебного познания путем целенаправленного побуждения, стимулирования и усиления этих процессов (Г.М.Муртазин и др.) и др.
Важно отметить, что основной целью управления учебно-познавательной деятельностью все ученые считают развитие у учащихся активности, подготовку их к самопознанию, самосовершенствованию. Как олдна из необходимых предпосылок успешного управления учебно-познавательной деятельностью является наличие у учителя педагогических способностей. Отметим основные компоненты:
Проявление дидактических способностей - способностей передавать учащимся доступный учебный материал, вызывать интерес к предмету, возбуждая у учащихся развитие активной самостоятельной мысли.
Академические способности - способности к соответствующей области науки.
Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир младшего школьника, обладание психологической наблюдательностью, пониманием временных психологических состояний ребенка;
Ученые, которые исследовали проблему развития учебно-познавательной деятельности установили, что эффективен этот процесс при условии рассмотрения младшего школьника как субъекта деятельности (Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, С.М.Годник) [3].
По мнению С.Г.Воровщикова учебно-познавательную деятельность определяют как самоуправляемую деятельность обучающегося, который самостоятельно способен решать личностно-значимые и социально-актуальные реальные познавательные проблемы, овладение необходимыми для решения этих учебно-познавательных проблем их разрешение знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации [1, стр.115-126]
Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников происходит через умелое педагогическое управление процесса на основе взаимосвязи всех компонентов в системе: «педагоги-обучающиеся» [5]. Чтобы управлять процессом, необходимо знать основы учебно-познавательной деятельности в целом и ее возрастные особенности в частности.
Под управлением развитием учебно-познавательной деятельности младшего школьника, в нашей работе, подразумевается [4]:
-деятельность по осознанному выбору и дальнейшей реализации наиболее эффективных форм, методов, технологий развития учебно-познавательной деятельности;
-достижений метапредметных и предметных образовательных результатов с учетом индивидуальных особенностей развития личности младшего школьника;
-образовательных потребностей и направлений взаимодействия всех участников образовательных отношений, которые оказывают в разной сепени влияние на развитие учебно-познавательной деятельности (специалистов, участвующих в обучении и воспитании ученика, родителей, учеников).
Структура управления развитием учебно-познавательной деятельности младших школьников по своим компонентам отражает построение любой деятельности. Существуют различные подходы к классификации структур управления учебно-познавательной деятельностью. Рассмотрим основные.
Ряд исследований методистов посвящен апробации педагогических технологий, направленных на формирование индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности школьника, выявления и коррекции затруднений учеников в обучении (М.М. Безруких, Н.Л. Галеева) [2].
Г.И.Щукина рассматривает структуру управления учебно-познавательной деятельности, как взаимосвязь следующих компонентов: цель, мотив, содержание деятельности, результаты деятельности [4]. Понятие «учебно-познавательная» деятельность сточки зрения автора рассматривается как: «…социально значимая специальная деятельность, определенная форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное в ней совершенствуются познавательные процессы и происходит социализация подрастающих поколений» [9, стр.39]. Работа учителя направлена на то, чтобы у детей вызывать активность, инициативу и самостоятельность. Отсюда вытекает большая значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучающихся. Учитель должен осуществлять педагогическое руководство последовательно, логично, с построением и реализацией особой педагогической системы, которые бы и порождали творческую активность, инициативу и самостоятельность в развитии учебно-познавательной деятельности.
Осуществление указанного педагогического управления учебно-познавательной деятельности будет способствовать активной ее стадии. Это будет происходить, по мнению Т.И.Шамовой, при соблюдении групп условий [8, стр.102]:
Условия, соблюдение которых способствует активной учебно-познавательной деятельности. Сюда можно отнести:
-формирование познавательной потребности;
-воспитание стойких познавательных интересов.
2. Условия, направленные на успешное формирование системы знаний в результате самоуправления процессом учения:
-формирование интеллектуальных умений;
-формирование умений планирования, самоорганизации и самоконтроля.
Следует отметить, что осмысление учебно-управленческих умений в аспекте управленческого цикла позволяет не только установить полный состав данных умений, но и определить их взаимообусловленность, взаимодополняемость, определенную последовательность дальнейшего использования.
Таким образом, под учебно-управленческими умениями развития учебно-познавательной деятельности можно понимать общеучебные умения, которые способствуют обеспечению планирования, а также организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
Подводя итог работы, следует отметить, что на всех этапах педагогического управления развитием учебно-познавательной деятельности младших школьников следует соблюдать следующие условия:
-использовать все виды поощрения учебно-познавательной деятельности школьников, создавать обстановку, способствующую успешному обучению и развитию учебно-познавательной деятельности;
- уметь ставить и разрешать учебно-познавательные вопросы (как педагогу, так и ученику);
-уметь широко применять занимательный материал учебно-познавательного характера в соответствии с учебной проблемной задачей;
-формировать внутренние стимулы учащихся к учению, развивать их творческие способности;
-способствовать развитию речи младших школьников.
Систематическое соблюдение условий педагогического управления развитием учебно-познавательной деятельности способствует становлению высокого уровня познавательной активности младших школьников, влияющее на качественное усвоение знаний по предметам, формирование универсальных учебных действий.
Список источников:
Воровщиков, С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников [Текст]: дис. …д-ра пед.наук / С.Г. Воровщиков. –М., 2007. – 416с .
Галеева Н.Л. Современный учитель начальной школы в «зеркале» нового педагогического стандарта // Нач. школа. 2016. № 2. с. 4–7.
Историко-педагогический анализ теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы V Междунар. науч.-практич. конф. (18-21 февраля 2009 г.) / под науч. ред. Е.В. Андриенко. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. Ч. 2. С. 345-352.
Николаева М.В., Казачкова С.П. Оценка достижения образовательных результатов как условие управления качеством начального общего образования // Мониторинг качества деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 21 нояб. 2018 г. / отв. ред. А.П. Мишина. Ульяновск: УЛГПУ, 2018
Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 115-126
ТРИЗ. Образовательный портал. URL: http:// edumarket.ru/glossary/technology/1508/.
Храпченков В.Г., Храпченкова И.В. Проблемы подготовки преподавательских кадров в условиях современных образовательных реформ // Сибирский педагогический журнал. 2012. №4. С. 239-243.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!