это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2153017
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье освещается актуальность проблемы развития профессиональной компетентности современного преподавателя в условиях перехода на новые Федеральные Государственные Образовательные стандарты. Автором раскрывается вопрос о соотношении содержания категорий компетентности и профессионализма современного преподавателя. В статье приведен сравнительный анализ взглядов ведущих учёных исследователей по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов, классификаций их профессиональной компетентности. Выделяются и описываются характерные особенности понятий «компетентность» и «компетенция», обосновывается мысль о взаимосвязи этих полярных понятий.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессионализм, педагог.
Введение
Одной из важнейших задач современного образования выступает создание компетентных в различных областях людей, которые умеют интегрировать и использовать свои познания в изменяющихся условиях, которые занимались саморазвитием на протяжении всей собственной профессиональной деятельности.
Во-первых, обусловлено это тем, что Российская система образования находится на пути усовершенствования в данный временной период. Следовательно, в условиях перехода на новые Федеральные Государственные Образовательные стандарты – в стандартах второго поколения, происходят значительные изменения не только в его содержании, но и изменяются требования, которые предъявляются к преподавателю как специалисту в его деятельности, изучается его грамотность и владение компетенциями [1, 2, 3].
Во-вторых, происходит смена образовательных моделей, производится переход со знаниевого уровня (ЗУН) на компетентностный.
В итоге, современный преподаватель, будучи в условиях внедрения инноваторских мыслей и образовательных технологий в целях реализации поставленных новых задач, должен владеть высочайшим уровнем профессионализма, быть мобильным в современной образовательной среде, в том числе и цифровой.
Под профессионализмом мы осознаем личные интегративные характеристики личности людей, которые способны и готовы плодотворно выстраивать свою деятельность в самых различных условиях и постоянно занимающихся саморазвитием. Понятие «профессионализм» раскрывается не лишь через деятельность преподавателя, его трудоспособность, но и отражает особенность каждого человека, проявление его таланта, раскрытие творческих возможностей [4].
Переход от системы накопления познаний и умений к формированию профессиональных компетенций в системе современного образования в рамках реализации компетентностного подхода произошел сравнимо не так давно, нашёл отражение в трудах: Введенского В.Н., Кузьминой И.Е., Акапьева В.Л., Савотченко С.Е., Гершунского Б.С., Савельева Д.С., Акимовой А.П., Адольфа В.А., Веснина В.Р., Волынкина В.И., Миллер В.В., Овчинниковой О.Ю., и других [5,6,7].
Изучение научно-педагогической литературы по проблеме повышения профессиональной компетентности преподавателей гласит об её актуальности, указывает, что в текущее время накоплена значительная база научных трудов, что при этом позволяет нам подойти к теоретическому рассмотрению проблемы исследования разноаспектно.
Основным определяющим аспектом определения уровня профессионализма современного преподавателя, является его профессиональная компетентность. В педагогических науках данную категорию изучают как:
- показатель уровня образованности специалиста в той либо другой сфере деятельности (Б. С. Гершунский, А. Д. Щекатунова);
- компонент, берущий начало и образованный от общекультурной компетентности (Н. Х. Розов, Е. В. Бондаревская).
В. Д. Шадриков, раскрывает понятие «компетентность» как новообразованный субъект деятельности, прогрессирующий и формирующийся в процессе его роста, который зависит от уровня подготовленности и представляет из себя совокупность познаний, умений, качеств личности, индивидуальных способностей, позволяющий эффективно решать поставленные задачи, составляющий основу профессиональной деятельности каждого педагога [8].
В отличие от точки зрения В. Д. Шадрикова, В. В. Сериков, В. А. Болотов представляют понятие «компетентность», как один из способов существования и владения преподавателем системой познаний, умений, через раскрытие уровня его образованности, как индивидуальную личность способную к самореализации и умеющей найти «свое место в жизни» [8, 9].
Дж. Равен в собственном труде «Компетентность в современном обществе», представляет «компетентность» как совокупность компонентов, где каждый элемент существует относительно независимо между собой, относя некоторые составляющие к чувственной сфере, а остальные - к когнитивной, указывает на связь этих компонентов, на их взаимозаменяемость, которые выступают высококачественным показателем поведения [10].
Как считает, Э.Ф. Зеера «компетентность» раскрывается через доскональное познание содержания собственной работы, умению верно реализовывать выбор способов решения и достижения целей, а так же умения, на базе которых можно судить о чем-либо, давать оценку [11, с. 94].
Отечественные психологи понятие «компетентность» употребляют при исследовании проблемы становления и развития свойств личности [12,13,14,15].
В психологической литературе, в работах Ю. Хабермаса понятие «компетентность» представлено как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации [16].
В социологии это понятие определяется как доскональное познание содержания собственного дела, деятельность, которая выполняется через раскрытие явлений, процессов, установление связей между участниками процесса, через выбор методов и средств достижения поставленных целей.
Следовательно, в социологическом аспекте смысловая нагрузка на термин «компетентность» представляется через рассмотрение суждения «профессиональная компетентность».
Очень часто применяется положение «компетенция», наряду с понятием «компетентность».
Рассмотрим термин «компетенция» в книгах и справочных материалах и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.
В толковом словаре С.И. Ожегова «компетенция» презентована как:
1. Сторона чьих-либо прав, полномочий.
2. Круг вопросов, в которых личность хорошо осведомлена [17].
В энциклопедическом словаре даётся следующее определение данного термина, «компетенция» - (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу):
1. «Область полномочий, представленная законодательством, уставом или другим актом определенному органу или же официальному лицу»;
2. «Знания и опыт в той или другой области, в которой данная личность обладает познаниями и опытом» [18, с. 621].
Понятие «компетенция» в толковом словаре Д.Н. Ушакова трактуется как:
1. Круг вопросов, явлений, в коих данная личность владеет знанием, авторитетностью, навыком.
2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [19, с.359].
В научных материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» даётся определение «компетенции», как некоторой индивидуальности, способности специалиста демонстрировать собственные познания и умения, способы организации и выполнения действий в профессиональной деятельности [15].
А.В.Хуторской заявляет, что компетентность – уже сформированное качество личности либо совокупность качеств личности с незначительным опытом работы в данной сфере деятельности. В то время как компетенция – это заблаговременно презентованные социальные требования к уровню подготовки человека, которые являются показателем высокой продуктивности его деятельности [20, с. 62].
М.А.Чошанов в собственных трудах рассматривает «компетенцию» как взаимосвязь качеств личности педагога (его знаний, умений, навыков, способов осуществления деятельности), которые предъявляются в отношении конкретного заданного круга объектов, процессов, которые обязательны для качественной оценки результатов его продуктивной деятельности [21].
Следовательно, делая упор на определение понятий «компетентность» и «компетенция», данными ведущими учёными-исследователями, мы можем признать:
Компетентность – это слияние совокупности знаний и умений педагога новатора в той или иной сфере деятельности, с опорой на имеющийся «багаж»;
Компетенция – это дифференциация, совокупность богатых по содержанию компонентов, из которых складывается компетентность;
Понятия «компетентность» и «компетенция» являются противоположными, требуют разграничения, но при этом взаимодействуют друг с другом;
Профессиональная компетентность – это определенные качества личности, профессиональные задатки, которые необходимы преподавателю для успешной реализации его педагогической деятельности, профессионального роста, самовыражения.
Профессионально компетентный педагог – это педагог, умеющий отменно организовать свою педагогическую деятельность, умеющий квалифицированно выстроить общение между сторонами образовательного процесса, имеющий стабильно высочайшие достижения в обучении и воспитании обучающихся, занимающийся саморазвитием и самосовершенствованием себя и своих воспитанников.
Подавляющее большинство учёных в числе всех характеристик компетентности выделяют три более весомых:
1) владение глубокими познаниями в той либо другой предметной области;
2) знание компонентов содержания, необходимых для продуктивной организации деятельности;
3) постоянное саморазвитие, профессиональное самосовершенствование преподавателя для решение профессиональных задач, от которых зависит успех всей деятельности педагога.
В понятие компетентность, в отличии от традиционного знаниевого представления о профессионализме, находят отражение такие качества, как:
- результативность, уровень эффективности и качества;
- мобильность трудовая и академическая;
- ценностные характеристики личности, их соотнесение;
- мотивация, способы и средства, формы мотивирования;
- дифференцированность, интегративность, творческий потенциал;
- практическая направленность образования.
При всем этом «компетентность» содержит в себе еще поведенческую, социальную и мотивационную составляющие. Она открывает интегративные качества личности каждого педагога [22, 23].
Вместе с описанием различных видов компетентностей, ведущими отечественными учёными были разработаны и представлены модели профессиональной компетентности современного преподавателя.
На базе представленной классификации Н. В. Кузьминой и В. Н. Введенского рассмотрим профессиональную компетентность (таб.1) [5, 6]:
Таблица 1
Классификация профессиональной компетентности
№ Педагогические деятели Виды компетентности Содержание
1 Н.В.Кузьмина Специальная компетентность -глубочайшие познания в области преподаваемого предмета, опыт, повышение уровня квалификации
2 Психолого-педагогическая (или социально-психологическая) компетентность -знание и владение различными методами обучения и воспитания, современными технологиями
3 Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых -умение искусно и эффективно выстраивать отношения между преподавателем и учеником;
-умение грамотно реализовывать индивидуальную деятельность;
-знание сути возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения;
-познание, владение, применение знаний основ психолого - педагогической диагностики
4 Аутопсихологическая компетентность -умение находить и видеть недостатки в собственной деятельности, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию;
-умение давать оценку уровня профессионализма собственной деятельности, возможностей, способностей;
-знание методов, средств, способов профессионального усовершенствования и саморазвития
1 В.Н.Введенский Коммуникативная компетентность педагога -умение адекватно проводить коммуникацию, взаимодействие;
-умение быть уверенным, стойким в ситуациях стресса;
-умение слушать, поощрять, мотивировать и быть корректным, обходительным
2 Информационная компетентность -информационная осведомленность о себе, об обучающихся;
-опора, обмен опытом с управляющими педагогами образования
3 Регулятивная компетентность педагога -умение управлять собой и своим поведением, саморегуляция;
-целеполагание;
-планирование деятельности;
-активность;
-оценка результатов;
-рефлексия
4 Интеллектуально-педагогическая компетентность -особенности умственной сферы, применение и совершенствование задатков
5 Операциональная компетентность -прогнозирование результатов;
-проектирование;
-предметно-методическая направленность;
-навык организовать;
-экспертиза;
- импровизация
Проведя изучение и анализ классификаций профессиональной компетентности, представленные педагогами Н. В. Кузьминой и В.Н. Введенским, обобщаем, что они имеют целостный характер содержания, который способен к интеграции, являющийся достижением профессиональной компетентности педагога, его уровня подготовленности в целом, позволяют представить его педагогическую деятельность с разных сторон. Следовательно, педагогу для благополучной реализации намеченных задач (профессиональных компетенций), необходимо обладать определенной компетентностью, быть профессионально компетентным.
Нам, очевидно, что составляющие характеристики, компоненты профессиональной компетентности педагога, нашли свое отображение в различных областях собственной профессиональной деятельности, такого рода:
-саморазвитие, самореализация, обучение (через повышение уровня профессиональной квалификации);
-искусство вести диалог, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
-межличностное общение;
-организация и проведение мероприятий разной направленности;
-анализирование, пути решения возникающих проблем;
-оценка результативности;
-рефлексия.
Современный педагог - это педагог, который владеет профессиональными компетенциями, умеет действенно и квалифицированно организовать образовательный процесс и собственную педагогическую деятельность. Специалист, умеющий конструктивно предотвращать и разрешать возникающие конфликтные ситуации, четко и ясно передающий информацию, умеющий производить анализ и оценку результатов своей деятельности, владеющий эффективными формами и методами педагогических исследований, постоянно самосовершенствующийся; это педагог, который умеет организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес обучающихся, мотивировало их на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
Библиографический список:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
2. Шалашова М. М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов/ М. М. Шалашова // Педагогика. - 2008. - №7. - С. 54-59.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования[Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации.– М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения)
4. Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2012. № 1(21). С. 2. – URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.htm5. Введенский В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования / В.Н. Введенский // Стандарты и мониторинг. - №4. - 2003. с.41-44.
6.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения (Текст) /Н. В. Кузьмина – М.: Высш.щк . 1990 - 117с.
7.Акапьев В.Л., Савотченко С.Е. К вопросу систематизации понятия профессиональной компетентности педагога и ее информационной составляющей. Вестник БелИРО, No2, 2016. - С. 21-30.
8.Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 8. С. 58-69. 9.
9.Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. – № 10. – С. 51–55
10.Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: КОГИТО ЦЕНТР, 2002. – 200 с.
11.Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед.ун-та, 1998. – 126 с.
12.Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб.пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыма- нюк. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. – 216 с.
13.Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.
14.Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996.
15.Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы». Док DECS/SC/Sec (96) 43. – Берн, 1996
16.Белицкая Г. Э. Cоциальная компетентность личности // Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. А. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.; 1995. – С. 42–57.
17.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с. - c.282
18. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.
19.Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. Н.Ф. Татьянченко. - М.: Альта-пресс, 2005. - 1216 с.
20. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской.- М., 2002.- с. 86.
21.Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.
22.Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 3-12.
23.Рассказов Ф.Д., Косенок С.М. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие. Сургут: ИЦ СурГУ, 2012.
References
1. Winter I. A. Key competences – new paradigm of educational result / I. A. Winter // Higher education today. 2003. No. 5. P. 34-42.
2. In February M. M. Complex assessment of competence of future teachers/ M. M. Shalashova // Pedagogy. - 2008. - No. 7. - P. 54-59.
3. Federal state educational standard of secondary (complete) General education[Text] / M of education and science of Russian Federation. Federation.– M.: Education, 2012. (Standards of the second generation)
4. Druzhilov S.A. Generalized (integral) approach to ensure the formation of professionalism of the person // PSYCHOLOGICAL RESEARCH. 2012. No. 1(21). P. 2. – URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.htm
5. Vvedensky V. N. Measurement and evaluation of the quality of teacher training in the system of additional pedagogical education / V. N. Vvedensky // Standards and monitoring. - No. 4. - 2003. S. 41-44.
6. Kuzmina N. In. The professionalism of the individual teachers and masters of industrial training (Text) /N. V. Kuzmin – M.: Vyssh.NHK . 1990 - 117C.
7. Agapiev L. V., Savotchenko S.E. To the question of systematization of the concept of pedagogue's professional competence and its information component. Bulletin Belero, No2, 2016. - S. 21-30.
8. Shadrikov V. D., Kuznetsova I. V. Professional competence of pedagogical activity // Handbook of the Deputy Director of the school. 2012. No. 8. P. 58-69. 9.
9. Bolotov V. A., Serikov V. V. Competence model: from idea to educational program // Pedagogy, 2003. – No. 10. – S. 51-55
10. Equal To J. Competence in modern society. – M.: KOGITO TSENTR, 2002. – 200 p.
11. Zeer E. F. personally oriented professional education. – Ekaterinburg: Izd-vo ROS. GOS. prof. - PED. University press, 1998. – 126 p
12. Zeer E. F. Modernisation of vocational education: competence approach: Proc. the allowance / E. F. Zeer, A. M. Pavlov, E. E. SYMA - nuke. – M.: Izd-vo Mosk. the course of studies.-SOC. in-TA, 2005. – 216 p.
13. Kuzmina N. V. Acmeological theory of improvement of quality of preparation of specialists of education. – M., 2001.
14. Markova A. K. Psychology of professionalism. – M., 1996.
15. The Council of Europe: Symposium on "Key competences for Europe". Doc DECS/SC/Sec (96) 43. Bern, 1996
16. Belitskaya G. E. the Social competence of the personality // personality Consciousness in crisis society / edited by A. A. Abulkhanova-Slavske, A. V. Brushlinskii. – M., 1995. S. 42-57.
17. Ozhegov S. I. dictionary of Russian language: 80,000 words and phraseological expressions / S. I. Ozhegov, N. Yu.Shvedova. – Russian Academy of Sciences.; The Russian cultural Fund; - 3-e Izd., stereotypical Rev. and additional – M: AZ, 1995.- 928 S. - c.282
18. Philosophical encyclopedic dictionary / CH. editorial: L. F. Ilichev, P.N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. - M .: Owls. encycl., 1983. 840 p.
19. Ushakov D. N. Explanatory dictionary of the modern Russian language / ed. N.F. Tatyanchenko. - M .: Alta-press, 2005 .-- 1216 p.
20. Khutorskoy A.V. General subject matter of educational standards / A.V. Khutorskoy.- M., 2002.- p. 86.
21. Choshanov M.A. Flexible technology of problem-modular education: Methodological manual - M.: Public education, 1996. - 160 p.
22. Baidenko V. Competences in vocational education / V. Bidenko // Higher education in Russia. - 2004. - No. 11. - S. 3-12.
23. Rasskazov F.D., Kosenok S.M. Modern educational technologies: teaching aid. Surgut: IC SurGU, 2012.
Статья поступила в редакцию 12.05.20
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!