это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2162400
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье выявлена основная проблема, которая заключается в том, что ученики старших классов к окончанию школ обладают достаточно размытой информацией о профессиях. Так же рассмотрена проблема профориентации младших школьников, выделены конкретные методы и перечислен материал, которым можно заинтересовать ребенка, рассказать ему о профессиях, чтобы к окончанию школы он точно мог определиться.
Ключевые слова: профориентация, младший школьник, профориентационная работа
Введение. Профориентация одна из острых проблем современного общества, о чем можно сделать вывод по статистическим данным ВЦИОМ за 2019 год, согласно которым каждый второй опрошенный (49%) работает не по специальности. В современных условиях динамично меняющихся профессиональных технологий подготовка специалистов высокой квалификации существенно изменилась в сторону формирования у них не столько суммы конкретных знаний, умений, сколько способности ориентироваться в сложной обстановке профессиональной деятельности, соответствовать постоянно обновляющимся требованиям к профессионалу [5, с.7]. Одним из наиболее действенных способов решения профориентационной проблемы будет являться работа над психологической основой для
профессионального самоопределения уже в младшем школьном возрасте.
Рис. Общественный опрос ВЦИОМ о работе Россиян по специальности (ТАСС,2019. Источник: ВЦИОМ, 15.04.2019)
Профессиональной профориентацией принято считать систему научно-обоснованных мероприятий, которые направлены на подготовку молодёжи к выбору профессии, на оказании помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [2].
Профориентация в младшем школьном возрасте совершенно не означает что ребенок должен точно определить для себя будущую профессию. Её основная задача – постепенно сформировать внутреннюю готовность ученика к профессиональному самоопределению. А также выявить профессиональные предрасположенности учеников, обогатить их необходимыми знаниями о ближайших профессиях и привить позитивное отношение к труду. Решение этих задач в дальнейшем послужат основой для правильного выбора профессии и формирования профессионального плана.
В раннем школьном возрасте у детей ведущую роль играет познавательно-активная деятельность, иными словами, школьники более восприимчивы к получению новых знаний. Поэтому именно в этом возрасте лучше всего познакомить ребенка с миром профессий, выявить его предрасположенность и дать возможность попробовать свои силы. Основная задача педагога в профориентационной работе – использовать все возможности воспитательно-образовательного процесса.
Для грамотной профориентационной работы необходим учебный план занятий, при составлении которого нужно учитывать возраст, познавательные особенности и личные качества детей. Необходимо считаться с потребностью ребенка этого возраста в самостоятельности и стараться максимально удовлетворять. Ведь с этой потребностью связаны ощущение своей значительности, и гордость за себя, и свои возможности, и даже чувство собственного достоинства [1]
Ученики первого класса еще недостаточно усидчивы и внимательны. Поэтому для них лучше проводить занятия в более облегченной форме: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы.
Школьники 2-4 класса более осознанны и внимательны. При проведении профориентации педагогу важно учесть, что у детей в этот период формируется трудолюбие, появляется интерес к профессиям родителей и ближнего окружения. Поэтому грамотным будет знакомить детей с наиболее распространёнными профессиями в процессе чтения художественной литературы, бесед с приглашенными специалистами, экскурсий на различные предприятия, через учебные предметы. При этом поставить следующие задачи по самоопределению младшего школьника:
1. Рассказать о труде людей и правилах трудовой деятельности самых распространённых профессий;
2. Воспитать трудолюбие, аккуратность, настойчивость в доведении работы до конца;
3. Сформировать интерес к трудовой деятельности.
Существуют различные виды профориентации, посредством которых можно добиться решения проблемы:
Профориентация в процессе чтения художественной литературы: Серия книг Ирины Карповой «Кем быть» («Портной», «Пекарь», «Шофер», «Спасатель», «Художник»). Где автор кратко и наглядно знакомит детей с особенностями профессий.
Профориентация при беседе с приглашёнными специалистами: в первую очередь необходимо обратиться к родителям, которые могут прийти в субботний день и рассказать о своей профессии.
Организация экскурсий на предприятия: здесь идет речь о наблюдении за деятельностью специалиста на рабочем месте (почтальона, продавца, врача). Важно сосредоточить внимание на одной конкретной профессии, чтобы показать все существенные характеристики.
Профориентация через учебные предметы: например, на уроках окружающего мира, можно рассказать о профессиях лесной отросли (лесник, егерь, станочник в деревообработке и тд).
Обсуждение результатов
Таким образом, анализа были определены теоретические и практические аспекты профориентации младших школьников в учебном процессе через познавательный для детей материал. В методике профориентационной работы представлены возможности знакомить детей с профессиями в игровой форме. Основными методами являются профориентационные беседы, экскурсии.
В заключении хочется сказать, что профессиональное самоопределение младших школьников имеет огромную общественную проблему, начинать решать которую лучше в младшем школьном возрасте.
Основная роль профориентации принадлежит учителям. Именно им необходимо ознакомить детей с профессиями, выявить профессиональные наклонности и воспитать их.
В данной статье были рассмотрены конкретные методы профориентации младшего школьника путем познавательного материала.
Литература:
1.Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979.
Большая советская энциклопедия в 30-ти томах / Главный редактор А.М.Прохоров. - М., т. 22, 1975.
3. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. 1983, № 2.
4. Бородин В. А. Изучение школьников с целью их профориентации// Школа и производство, 1988, №4
Килина, И. А. Сопровождение профессионального самоопределения студентов
профессиональных образовательных организаций, 2018
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!