это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2162540
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в статье рассматривается проблема социального здоровья детей-сирот, анализируется взаимосвязь социального здоровья и жизненной позиции детей-сирот, приводятся данные исследования социальных умений детей-сирот во взаимосвязи с оценкой ими моральных и конвенциональных норм поведения.
Ключевые слова: дети-сироты, социальное здоровье, жизненная позиция.
Abstract: the article deals with the problem of social health of orphaned children, analyzes the relationship between social health and the life position of orphaned children, provides research data on the social skills of orphaned children in relation to their assessment of moral and conventional norms of behavior.
Keywords: orphaned children, social health, life position.
В последние десятилетия произошли существенные изменения в экономической, социальной, духовной жизни страны. Современное общество требует от личности активности в принятии решений, гибкости, умения находить общий язык с окружающими, креативности, что служит основой ее полноценного функционирования в обществе. Однако, далеко не все люди обладают такими качествами, в особой ситуации находятся дети-инвалиды, дети «группы риска» и дети-сироты, которые в силу жизненных обстоятельств не могут отвечать многим требованиям современных реалий. Дети-сироты – одна из самых обширных групп несовершеннолетних, нуждающихся в помощи со стороны государства и большого числа специалистов: педагогов, психологов, медиков, юристов и т.д. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 50 000 детей-сирот, которые воспитываются в специализированных детских учреждениях. Данная категория детей является одной из наиболее уязвимых, так как зачастую не обладает необходимыми знаниями и навыками для полноценной жизни в обществе, к числу которых можно отнести такие, как: агрессивность, эмоциональная черствость, поверхностность, неадекватная самооценка, сниженная потребность в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Все это обуславливает возникновение у них трудностей личностного и эмоционального плана, существенно замедляет их социальное развитие, в то время, как последнее является одним из главных условий их успешной социализации.
Значимость социальных знаний, умений и навыков в развитии детей-сирот обозначена в трудах многих ученых: И. Зуева, В.И. Жукова, Л.В, Карцевой, А.В. Мудрика, М.С. Мартыновой, Е.М. Рыбинского, Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова, С.В. Шмелева и др.
В.И. Жуков отмечает, что важную роль в становлении личности детей-сирот играет именно формирование у них навыков общения, взаимодействия с окружающими, умения реализовать себя в обществе, которые в сумме составляют основу социального здоровья [1].
По мнению М.С. Мартыновой, социальное здоровье личности представляет собой характеристику взаимодействия человека и общества и выступает критерием принятия человеком социальных норм и ценностей данного общества [2].
То есть, можно сказать, что под социальным здоровьем М.С. Мартынова понимает успешность усвоения индивидом норм и ценностей, принятых в данном обществе и способность соответствовать им.
Е.И. Холостова в своих исследованиях указывает, что социальное здоровье детей-сирот служит основой их жизненной позиции, то есть именно социальное здоровье выступает основой для формирования их успешности в обществе, способствует развитию у них необходимых качеств и характеристик, которые становятся источником их полноценного функционирования в обществе [3].
Е.И. Холостова считает, что развитие социального здоровья детей-сирот обеспечивает формирование у них следующих важных особенностей:
1. Умение эффективно взаимодействовать с окружающими, что подразумевает овладение детьми навыками вступления в контакт со взрослыми и сверстниками, умение адекватно реагировать при возникновении конфликтов, умение общаться согласно ситуации социального взаимодействия;
2. Усвоение социальных ценностей общества: таких как, любовь, дружба, добро, честность, порядочность, семья, образование, право, благородство и др.;
3. Развитие качеств личности, способствующих эффективному общению и взаимодействию: отзывчивость, гибкость, доброжелательность, эмпатийность и т.д.;
4. Формирование качеств личности, соответствующих требованиям современного общества: активность, инициативность, креативность, переключаемость, стрессоустойчивость, решительность и др. [3].
М.В. Фирсов имеет сходную с Е.И. Холостовой позицию, в соответствии с которой утверждает, что социальное здоровье детей-сирот во многом определяет развитие у них установок на взаимоотношения, труд, жизнь в целом. Так, отмечает М.В. Фирсов, если дети-сироты обладают низким уровнем социального здоровья, что выражается в неумении устанавливать положительные взаимоотношения с окружающими, соблюдать установленные нормы, принимать и стараться следовать таким ценностям общества, как уважение, доброта, то и их жизненная позиция отражает протест обществу («Я хороший – вы плохие», «Я никому ничего не должен – мне все должны). И наоборот, при высоком уровне социального здоровья дети-сироты принимают на себя ответственность за организацию своей жизнедеятельности, стараются ставить себе цели и достигать их, являются законопослушными гражданами. То есть, чем выше уровень социального здоровья личности, пишет М.В. Фирсов, тем успешнее жизненная позиция детей [4].
Для выявления связи социального здоровья детей сирот с их жизненной позицией нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 100 респондентов, оставшихся без попечения родителей в возрасте 9-10 лет.
В качестве методов исследования нами были взяты методика «Кто прав?» А.Г. Цукерман, анкета «Оцени поступок». Рассмотрим результаты, полученные нами в ходе проведения методик.
С помощью методики «Кто прав?» Г.А. Цукерман, направленной на изучение умения детей-сирот учитывать точку зрения собеседника, нами были получены следующие результаты:
низкий уровень был выявлен у 40 детей-сирот, который характеризуется тем, что дети не учитывают точку зрения партнера по общению, не понимают, что сверстники в одном и том же вопросе могут иметь разные позиции;
средний уровень наблюдался у 45 детей-сирот, свидетельствующий о понимании детьми возможности разных позиций в одном и том же вопросе, но не умении обосновать свои ответы;
высокий уровень был выявлен у 15 детей-сирот, при котором респонденты продемонстрировали понимание возможности разных позиций в одном и том же вопросе, дали пояснение своих ответов и высказали собственное мнение.
В ходе проведения анкеты «Оцени поступок», предназначенной для оценки понимания испытуемыми моральных действий и ситуаций, мы получили следующие результаты:
низкий уровень развития конвенциональных норм, связанных с этикетными и социальными нормами (внешний вид, правила поведения в школе, формы обращения к взрослым и сверстникам), и моральных норм (ответственность, справедливость, помощь) выявлен у 40 детей-сирот;
средний уровень развития конвенциональных норм, связанных с этикетными и социальными нормами (внешний вид, правила поведения в школе, формы обращения к взрослым и сверстникам) развития конвенциональных норм, связанных с этикетными и социальными нормами (внешний вид, правила поведения в школе, формы обращения к взрослым и сверстникам), и моральных норм (ответственность, справедливость, помощь) выявлен у 45 детей-сирот;
высокий уровень развития конвенциональных норм, связанных с этикетными и социальными нормами (внешний вид, правила поведения в школе, формы обращения к взрослым и сверстникам) развития конвенциональных норм, связанных с этикетными и социальными нормами (внешний вид, правила поведения в школе, формы обращения к взрослым и сверстникам), и моральных норм (ответственность, справедливость, помощь) выявлен у 15 детей-сирот.
То есть, по результатам проведенных методик можно сделать вывод, что дети-сироты, не соблюдающие правила поведения, общения, отличающиеся нежеланием проявлять доброту, щедрость, помощь, обладают плохо сформированными социальными умениями, основываются при социальном взаимодействии только на свое мнение и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том что социальное здоровье выступает в качестве основы жизненной позиции детей-сирот.
Литература:
Жуков В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - Изд-во РГСУ, 2009. - 450 с.
Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2011. – 393 с.
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 236 с.
Фирсов М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики. - 6-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 390 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!