это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2211421
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассматривается связь педагогики с другими областями, в числе которых – история, философия, возрастная психология, антропология, медицина, ряд естественных и точных наук. Данная работа создана благодаря анализу общепедагогической, медицинской, научно-технической и психологической литературы.
Ключевые слова: педагогика, междисциплинарная связь, комплексный подход, история.
Педагогика постоянно заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы. Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов исследования [10, c. 105].
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека. Прежде всего сама педагогика является глубоко социальным явлением, зависящим от историко-социальных факторов, а именно от проблем текущего социума, его нравов и устоев в данное время, педагогических стандартов этой эпохи, развитости гуманитарных наук и т.д. Так педагогическая наука будет зависеть от истории как науки: воспитание и обучение базируются на передаче опыта и знаний, а история – это именно сведения о прошлом человеческом опыте. С помощью связи с историей можно сравнить образовательный процесс по развитости и идеологическому центризму благодаря условиям на протяжении ряда эпох с помощью следующих понятий: «натурфилософские греческие школы», «ораторские школы», «первые университеты», «институты благородных девиц», «гладиаторские школы», «кадетские училища», «церковно-приходские школы», «закон о крестьянских детях» и др.
Что касается философии, упомянутой выше в одном из исторических терминов, для раскрытия этой связи стоит процитировать слова нашей коллеги Земляниной А.В.: «У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: проблемы цели воспитания, проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы…» [8, c. 6].
Здесь же можно сказать и о связи педагогической науки с этикой и эстетикой, подверженным историческим преобразованиям и понятийному воплощению. Это, несомненно, тоже отражается на педагогическом процессе благодаря тенденциям времени, которые диктуют стандарт, идеал для воспитываемой личности, нужный и важный социуму. Так как связь с этикой диктует варианты решений одной из основных педагогических задач - задаче нравственного воспитания учащихся, тогда как взаимосвязь с эстетикой поддерживает процесс формирования чувства сопричастности к окружающему миру через познание его структуры, красоты и гармонии.
Нельзя также не упомянуть о взаимосвязи педагогической науки с возрастной психологией, благодаря которой образовательный процесс чётко структурируется и систематизируется в зависимости от возрастных особенностей детей. Опираясь на возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина и выделенных возрастных кризисах Л.С. Выготского, мы можем предсказывать появление сложностей у детей в течение педагогического процесса (отношения одноклассниками, усвоение того или иного материала, познавательная активность и др.), определять ведущую деятельность на каждом этапе развития ребёнка, каковы новообразования в этот промежуток времени и до него, что находится в зоне актуального развития. Так поступал Антон Семёнович Макаренко, когда беседовал со своими колонистами во время их душевного «раздрая» и помогал им адаптироваться к новой ситуации, интуитивно вычленяя сведения о том, что тому или иному подростку или юноше в соответствующем возрасте важно знать и нужно делать. Благодаря знанию об актуальных для ребят проблемах, педагог находил наиболее точные слова, которыми подбадривал их и помогал найти ответы на вопросы.
Развитие психики поколения связано с физиологическим развитием. Из этого можно сделать вывод, что педагогика как наука будет затрагивать некоторые аспекты биологии, анатомии, антропологии и других естественных наук, так как они напрямую связаны с динамикой жизни человека и с пониманием его биологической сущности. Таким образом, благодаря достаточной изученности вторичной сигнальной системы появилась наука «дефектология» и связанные с ней педагогические течения, вылившиеся в «логопедию». Так можно укрепить эту мысль с помощью исследования Медведко К.В. и Медведко Н.И., выделивших простую истину: «Во взаимосвязи с медициной она [педагогика] разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты» [3, c. 161].
Можно выделить определённую закономерность в том, благодаря каким наукам наиболее ярко развиваются те или иные стороны воспитания и обучения, однако тут же возникает вопрос: соотносимы мы точные науки с педагогикой? На него есть достаточной прямолинейный ответ, выраженный в обилии педагогических классификаций, структур и схем, в наличии компьютерной педагогики и т.д. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям мы можем создавать графики, схемы и приложения, упрощающие педагогический процесс с точки зрения подачи материальной базы знаний. Вместе с этим не будет лишним упомянуть об изучении структурных закономерностей того, как можно построить процесс управления сложными динамическими вещами, что в свою очередь помогает инновационной педагогике строить образовательный процесс и оперировать большим количеством возможностей, оптимизируя работу всех субъектов.
Можно сказать, что педагогическая дисциплина охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Как известно, человека воспитывает вся окружающая среда, а обучается он буквально всему, что так или иначе воздействует на его жизнь. Стоит резюмировать, что П.П. Блонский в своё время был прав от начала и до конца, утверждая следующее: «Поскольку воспитание направлено на человека, постольку педагогика считается с антропологией, педологией и психологией; поскольку воспитание исходит из идеальных норм, постольку педагогика общается с философией, логикой и эстетикой; поскольку воспитание организуется в человеческом обществе, постольку педагогика соприкасается с социологией и политикой. Тем не менее педагогика не исчерпывается ни какой-либо из этих паук в отдельности, ни всеми ими в их обшей совокупности: педагога интересует не человек как таковой, но способность человека преобразовываться в идеального; не идеал сам по себе, но претворение этого идеала в мире эмпирическом; не общество, но влияние этого общества на воплощение идеала в подрастающем поколении» [9, c. 48].
Список литературы:
Джуринский, А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира / А. Н. Джуринский. – М., 1999 г.
Латышина, Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России / Д. И. Латышина. – М., 1998 г.
Педагогика в системе гуманитарных наук. Медведко К.В., Медведко Н.И. // Статья по специальности «Науки об образовании», 2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-v-sisteme-gumanitarnyh-nauk/viewer свободный. – Загл. с экрана. — Яз. рус., англ. [Дата обращения: 25.05.2020]
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002 г.. – 152 с
Подласый, И. П. Педагогика: уч. для вузов. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 547 с.
Блонский П. П. Педагогика как искусство и как теория // Педагогика. М., 1924.
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010 г.
Связь педагогики с другими науками. Публикация в разделе педагогических наук. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/gCPEpIYoerw.html свободный. – Загл. с экрана. — Яз. рус. [Дата обращения: 24.05.2020]
Блонский П. П. Педагогика как искусство и как теория // Педагогика. М., 1924 г.
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010 г.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!