это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2253404
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Современные инновационные технологии в автотранспортной отрасли 4
2. Перспективы развития автотранспортной отрасли в мире 6
Заключение 14
Список использованных источников 15
ВВЕДЕНИЕ
Инновационные технологии и автомобильная отрасль довольно схожи по своему характеру, так как обе они являются современными ведущими трендами, стимулирующими мировую экономику. Для России актуальность вопроса в том, что национальный автопром на мировом рынке занимает не очень высокое место, поскольку доля инноваций в нем крайне мала. Тем не менее, активное развитие новых технологий во всем мире дает возможность исправить эту проблему, тогда как дело останется только за внешней политикой российских автомобильных компаний и политикой государства, затрагивающей инновационное развитие.
Цель работы — рассмотреть текущие мировые тенденции в автомобильной отрасли в контексте инноваций.
Задачи работы — изучить положение мировых лидеров автомобильной промышленности, выявить тенденции развитие инноваций в этой отрасли, рассмотреть проблемы развития российской автомобильной промышленности.
1. Современные инновационные технологии в автотранспортной отраслиСреди общемировых тенденций в инновациях автомобильной промышленности можно выделить следующие критерии:
Зрелость отрасли
Компания-производитель должна быть как минимум конкурентоспособным предприятием, желательно с известным брендом и хорошо зарекомендованным. Это доказывает уже почти столетний опыт существования автомобильной отрасли, за который появилось относительно мало новых компаний, способных конкурировать с фирмами, которые появились на заре существования автопрома. Достаточно просто обратиться к статистике по продажам автомобилей, среди которых есть всего одна новая автомобильная марка (Tesla), которая показывает высокие продажи. Все остальные автомобильные производители-лидеры (Toyota, Mercedes-Benz, MBW и др.) является давно известными брендами [10].
Главная проблема в данном критерии новизны то, что у компаний-новичков нет практически никаких шансов, если они не являются современными инновационными автомобильными продуктами, как, к примеру, Tesla. Эта же проблема есть и у России, в которой у автопрома практически нет значимых для мирового рынка технических или экологических автомобильных наработок.
Децентрализация и аутсорсинг
Как уже говорилось, современные тенденции к разделенному автомобильному производству практически сделали традиционные методы производства автомобилей неэффективными, в то время как в России они составляют основу работы отечественного автопрома.
В настоящее время подход к разделению производства автомобилей подразумевает разбиение процесса создания инновационного автомобильного продукта на две ключевые части. Это так называемый OEM (Original Equipment Manufactures), то есть производитель конечной продукции (или компания, собирающая автомобиль) и поставщик комплектующих деталей. Понятно, что OEM и фирмы-поставщики могут находится на большом расстоянии, в то числе в другом государстве. В настоящее время в России есть программа по максимальной локализации производителей комплектующих и фирм-сборщиков, так как сейчас большая часть комплектующих для отечественных автомобилей импортная [2]. Только 10 % комплектующих в России производится отечественными компаниями.
Здесь следует добавить и то, что крупные автомобильные монополии недавно взяли курс на унификацию деталей и стандартизацию узлов и комплектующих, что губительно для текущего состояния автопрома России.
Сокращение времени на производство
В настоящее время цикл производства автомобиля составляет от 2 до 4 лет. По некоторым оценкам, этот период в начале 2020-х гг. сократиться еще до 1 года.
В российской автомобильной промышленности цикл производства автомобиля равен 10 годам. Причин этому множество: проблемы с локализацией производителей комплектующих и фирм сборщиков, нестабильный экономический рынок, меняющиеся стратегии по введению таможенных пошлин на импортные автомобильные детали и многое другое. Важно то, что все эти факты значительно затормаживают процессы по ведению инновационной деятельности в российской автомобильной промышленности.
2. Перспективы развития автотранспортной отрасли в миреПри всем этом, автомобильная промышленность все еще остается достаточно привлекательной для инвестиций. Наиболее часто это обуславливается повышением конкурентоспособности среди ведущих производителей автомобильной техники. Все это одновременно связано с интеграцией с автомобилями достижений в области высоких технологий, робототехнике и экологии. Наиболее перспективно производить экологически чистые автомобили, чем автомобили по устаревшей технологии и использованием ДВС, который загрязняет окружающую среду. Таким образом, экологический фактор в инновационной деятельности является далеко не последним. К примеру, ЕС создал программы на 2020-е годы по переходу на экологически чистое производство, поэтому, увеличение числа экологически чистых автомобилей в Европе является лишь вопросом времени.
Что касается других стран, в том числе России, то они прежде всего ориентируются на модернизацию собственной автомобильной промышленности. К примеру, внедряются новые материалы, применяется больше автоматических систем в автомобильном управлении, внедряются элементы робототехники и пр.
Что касается непосредственно российской автомобильной промышленности, то некоторые эксперты считают целесообразным заимствование опыта китайских автомобильных предприятий. Дело в том, что на данный момент Китай проводит политику систематического поиска инновационных технологий, практически, абсолютно любых, которые в конечном итоге могу помочь поддержать развитие китайской автомобильной промышленности. Это заимствование знаний, технологий, опыта у других автомобильных предприятий по всему миру, с учетом возможности сотрудничества с китайскими компаниями и инвесторами. Данная китайская концепция хорошо подходит для условий нынешнего существования автомобильной промышленности.
Внедрение инноваций в российскую автомобильную промышленность также подразумевает изменение подхода к управлению компании. Наиболее часто здесь происходит сравнения определенного производителя автомобилей с мировым лидером в этой области, Toyota. К российскому аналогу Toyota можно отнести лидер российского автопрома, компанию «АвтоВАЗ». Здесь стоит сказать, что к заимствованиям в контексте вышеупомянутого китайского подхода к «открытым» стратегиям инноваций, это может означать внедрение зарубежных методик по управлению проектами, новых подходов к организации инновационной деятельности и т. п. Более того, это не означает и исключение из правила ведение политики внедрения новых материалов, технологий и прочих инноваций в конечный итоговый автомобильный продукт.
Касательно условий для российского автопрома, это означает еще и приспособление зарубежных инновационных стратегий к особенностям нестабильной экономики России и положение на рынке автомобилей. Курс на импорт зарубежных автомобилей в России постоянно колеблется. К примеру, в 2019 году были снижены таможенные пошлины на иномарки, что повлекло за собой рост числа зарубежной автомобильной продукции на 4 % [5]. В том же 2016 году подобные показатели наоборот, резко упали на 24 % в год [4].
Исходя из подобных данных, инновационную деятельность в России следует вести крайне осторожно. Здесь лучше всего будет проведение именно управленческих инноваций, которые улучшат область взаимодействия между автомобильной компаний, конкурентами, государством, научным потенциалом России, зарубежными компаниями и государственной инфраструктурой, так или иначе затрагивающей автомобильный рынок России.
У Российской автомобильной промышленности также есть ряд недостатков, которые полностью определяют низкую конкурентоспособность отечественного автопрома на мировом рынке. Е. В. Цыбульская относит к ним следующие:
Недостаток оборотных средств, которые нужны для создания трансфера между наукой и техникой в России.
Этот недостаток, вероятно, определяется низким уровнем инвестиций в автомобильную промышленность со стороны российского государства и частных инвесторов. Также причина состоит в слабости законодательства, в котором не указаны подробности о подобных финансовых оборотах средств.
Невысокий уровень профессионализма управленческих кадров в сфере российского автопрома
Недостаточный профессионализм руководителей и работников является более глубокой проблемой, захватывающей проблему в системе образования, положением рынка труда и пр.
Концентрация инвестиций на автомобильном экспорте
Невысокая востребованность инноваций
В российском автопроме только 10 % инноваций получает применение на производстве, тогда как в США 62 %, а в Японии 95 %.
Меры государства по развитию промышленности не работают. В большинстве случаев, такие государственные программы «одноразовые», и требуют, при таком ориентированном на государство подходе, постоянных программ по развитию автопрома.
Конечно, исходя из этого, отечественный автопром должен также не забывать и о том факте, согласно которому половина из мировых лидеров по инновационной деятельности компаний приходится именно на автомобильные. Большая часть этих организаций работает на основе исключительного внутреннего промышленного рынка, в то время как в настоящее время в России, как упоминалось выше, в последнее время возрастает число импортной продукции.
Помимо недостаточно активного подключения к автомобильному рынку инноваций научно-исследовательских организаций и НИОКР, в России уделяется недостаточное внимание аутсорсингу автопрома. Децентрализация процесса автомобильного производства (и производства в целом) совсем не характерна для российских компаний, учитывая то, что его никогда и не было в больших масштабах, необходимых по современным требованиям. В России преобладают монополии на особые виды производственной деятельности, и автомобильная промышленность, следствии этого фактора, недостаточно гибкая.
В настоящее время российские автопроизводители в крайне малой степени пользуются теми же методами, которые популярны у мировых лидеров. Нет того же развитого аутсорсинга, на который в настоящее время выделяется всего 10 % добавленной стоимости, тогда как у других западных компаний 77 %. Как правило, эти проценты уходят на компании малого и среднего бизнеса, которые производят вспомогательные инновационные компоненты.
Тот факт, что распределение обязанностей внутри одной компании, составляет один из самых главных критериев успеха инновации, не случаен. К этому процессу подключаются организации по стандартизации и унификации новых узлов и деталей. Все эти процедуры ведутся параллельно, в рамках выбранной методики ведения инновационного проекта. Такой подход к инновациям значительно экономит издержки компании [7].
В более широком плане, в российском автопроме можно найти и некоторые другие факторы, замедляющие процессы ведения инноваций. Очевидно, что именно в них находится причина отсталости российских автомобильных производителей от мировых лидеров.
Во-первых, это недостаточный уровень инвестиций в отечественный автопром. Минпромторг уже начал проводит рост государственных инвестиций в автомобильную промышленность, однако, учитывая мировой опыт, этого недостаточно [6]. Дело в том, что, исходя из уже имеющегося российского опыта, при сохранении текущего положения в экономике России это даст только временный результат. В западных странах в автопром активно инвестирует частный бизнес, причем не только в производство автомобилей, но и в сферу научных исследований и разработок. На долю внутрифирменных научных исследований в европейских странах выделяется 60-70 % нагрузки НИОКР. Примерно столько же (71 %) выделяется в Китае и в США (72 %) [3].
Во-вторых, в России по-прежнему крайне низкий уровень локализации автомобильной промышленности. В настоящее время процент локализации находится на уровне 10 %, так как российский автопром все еще во многом ориентируется на западных производителей деталей.
В-третьих, имеет место большая неразвитость рынка автомобильных компонентов в России. Здесь во многом работает и психологический фактор. Он заключается в том, что российские автолюбители больше предпочитают иностранную продукцию от мировых брендов, даже если их стоимость в разы выше, чем у отечественной продукции.
Есть проблема другого рода, касающаяся положения России в мире. Здесь высокие цены на производство комплектующих, поэтому зарубежным компаниям крайне невыгодно размещать в РФ свои филиалы.
Также есть такой тормозящий инновации фактор, как рабочая сила. В последние годы наблюдается стремительное снижения числа работников автопрома России. В 2013 году он упал на 30 % (до 243, 304 чел.). Тем не менее, это проблема для России не критическая, так как подобное сокращение наблюдается по всему миру и связано с намерениями ЕС перейти на экологически чистое автомобильное производство [9]. В России же, по-прежнему, наблюдается рост производительности труда.
Среди возможностей для автомобильных инноваций в России также можно выделить несколько. Прежде всего, следует в первую очередь взять курс на стратегию по опережение инновационного развития в российской экономике, направив все финансовые ресурсы государства на развитие промышленности, а не на ежегодные программы по выделению дополнительных инвестиций в автомобильную промышленность.
Проблема в том, что такая операция достаточно опасна и требует стабильной экономической обстановки, которая будет сохраняться несколько лет. Понадобятся также привлечение частных инвесторов, в том числе из других крупных российских монополий (Газпром, РЖД и пр.). При всем этом, параллельно должна работать научно-техническая база страны, с активной разработкой инноваций в сфере автомобильной промышленности. Реформы в сфере образования в данном контексте только ввергнут ее в еще больший кризис, поэтому, должны проводиться максимально быстро, эффективно и безболезненно. Здесь, очевидно, не будет работать схема заимствования западных схем в сфере реформирования НИОКР, так как неудачный опыт с ЕГЭ, нанотехнологиями и пр. доказал, что такой подход не позволит в краткое время российским производителям достичь мирового уровня [8].
Среди других рекомендаций по усовершенствования отечественного автопрома предлагается сочетание проектного подхода к управлению с институциональным. В качестве систем управления целесообразно принимать крупномасштабные проекты в самых развитых компаниях, производящих российские автомобили. При условии, если такая компания показывает рост на рынке автомобильной промышленности, она будет обладать достаточными финансовыми и управленческими ресурсами, чтобы резко повысить свои позиции на мировом рынке за счет дорогостоящих инноваций. В контексте институционального подхода подразумевается создание совещательной комиссии из представителей со стороны правительства, руководства компании, лидирующей на отечественном рынке автомобилей, участников научно-исследовательского сектора и частных инвесторов, в том числе из других российских монополий из других сегментов рынка. Также возможно создание агентств или союзных организаций, которые будут заниматься исключительно развитием автопрома и руководить инновациями. В такие агентства можно включить уже более широкий контингент представителей: иностранных специалистов, автомобильных производителей из стран-союзников России (Белоруссии, СНГ и др.), заинтересованных в развитии своего автопрома, независимых экспертов из автомобильной отрасли и др. Одновременно с этим будут нужды фонды для финансовой поддержки автомобильных инноваций.
Помимо этого, Россия должна активно участвовать в международных совещаниях по поводу внедрения инновационных технологий и развития автомобильной промышленности, а также проявлять немалы интерес к экологически чистому производству, которое стремительно набирает популярность. Это нужно не только для поиска потенциальных инвесторов и сотрудников, но и для развития современных форм аутсорсинга и субконтрактаций, а также для определения более внятной таможенной политики, которая является большим препятствием для сотрудничества зарубежных компаний с отечественными производителями автомобилей.
Сегодня в России действует несколько подобных коопераций между отечественными и зарубежными производителями автомобилей. Есть заводы Ford, Tesla, Volkswagen, Reno Logan и др., открытых в 2010-е годы. Существует также несколько полноценных сборочных предприятий. Среди них выделяется Toyota, инвестиции от которой составили 10,8 млрд. руб. Больше всего зарубежных инвесторов привлекает Калужская область, с наиболее развитой для автомобильной промышленности инфраструктурой. Россия ввела особые налоговые льготы на имущества для иностранных производителей автомобилей, базирующихся к Калужской области.
Среди новых проектов по инновационной деятельности в России со сторон иностранных компаний большой интерес проявляет Китай. С середины 2010-х годов начинается строительство китайских автомобильных компаний на территории центральной России. Однако, их позиции на российском рынке пока еще достаточно слабые, чтобы расценивать их как возможных партнеров для проведения инноваций в российском автопроме. Несколько большая заинтересованность в сотрудничестве наблюдается только у китайских поставщиков автокомпонетнов, чего, однако, недостаточно для ведения полноценной инновационной российской политики в данной отрасли [1].
Большой проблемой в российском автопроме является практически полное игнорирование российскими автопроизводителями экологического фактора. Это связано с дороговизной инноваций в область экологически чистого производства, недостатком соответствующих технологий и отсутствия советующего направления в НИОКР. Это во многом затрудняет процесс сотрудничества российских автопроизводителей с мировыми лидерами автомобильной промышленности. Эта проблема усугубляется еще и тем, что большая часть автокомпонентов в России импортная, что не позволяет перейти на экологическое производство, так как компоненты от разных производителей несовместимы с единой концепцией производства экологичных автомобилей.
ЗаключениеНа основе анализа текущей ситуации, можно сказать, что все проблемы у российских автопроизводителей тесно связаны с экономической нестабильностью в России, слабой нормативно-правовой базой в этой отрасли и отсталостью в технологиях организации и руководства российским автопромом. В качестве решения проблемы в России можно предложить активизацию инвестиционной деятельности, что можно сделать посредством развития рыночных отношений, закрепленных в законе. Переход российских автопроизводителей на инновационную деятельность должен происходить только после решения проблем в российской экономике. К ним относится целенаправленная политика касательно таможенных пошлин на импортную автомобильную продукцию, локализация отечественных производств, введение в практику современных методик управления проектами, аутсорсинг и т. п.
Список использованных источниковБаронина Ю. Иностранные инвестиции в российское автомобилестроение. [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26378476&.
Гордеев Р. В. Российское автомобилестроение: результаты, тенденции и перспективы. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-avtomobilestroenie-rezultaty-tendentsii-i-perspektivy.
Зурабян А. С. Инновационная активность промышленных предприятий и механизмы ее стимулирования. [Электронный ресурс] - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/52EVN217.pdf.
Импорт легковых автомобилей в 2016 году упал на 24 %. [Электронный ресурс] - URL: https://www.autostat.ru/news/28990/.
Импорт легковых автомобилей в январе - октябре вырос на 4 %. [Электронный ресурс] - URL: https://www.autostat.ru/news/42157/Минпромторг в 2018 г ожидает роста инвестиций в автопром РФ на 17,8 %. [Электронный ресурс] - URL: https://1prime.ru/business/20180830/829178573.html.
Никулина О. В., Убогова Е. А. Перспективы внедрения технологических инноваций в практическую деятельность российских предприятий автомобильной промышленности. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vnedreniya-tehnologicheskih-innovatsiy-v-prakticheskuyu-deyatelnost-rossiyskih-predpriyatiy-avtomobilnoy.
Олейник О. С. Формирование информации о нанотехнологических процессах. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsii-o-nanotehnologicheskih-protsessah.
Почему во всем мире закрываются автозаводы. [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20190413/1552638334.html.
Most valuable brands within the automotive sector worldwide as of 2019, by brand value. [Электронный ресурс] - URL: https://www.statista.com/statistics/267830/brand-values-of-the-top-10-most-valuable-car-brands/.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!