это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2255700
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
1 Художественное обучение в системе образования 4
1.1 Принципы 4
1.2 Значение арт-терапии. 6
2 Анализ арт-тераппевтических техник в специальном образовании. 8
2.1 Применение арт-терапевтических технологий в образовании 8
2.2 Практическая работа 9
Выводы 15
Заключение 18
Список использованных источников 19
Введение
В настоящее время в российской системе образования происходят изменения, которые представляют собой следующий этап формирования новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. По этой причине в подходе педагогической теории и практики к образовательному процессу происходят значительные изменения: на первый план выходят новые подходы, новые регламенты прав и обязанностей , новые социальные конструкты и содержательно изменяющийся менталитет педагогического звена в системе. Любые реформаторские течения должны быть проведены под организацией и контролем, особенно это так оценно учитывать при интеграции меж различных педагогических систем. государственной системы образования хороша в своей традиционности, а возможность инновационно расширить её возможности дат действенные альтернативы на практике.
Художественная педагогика - это особое направление педагогики, в котором преподавание, развитие и воспитание личности ребенка через искусство осуществляется по всем предметам. Эта дисциплина, отличающаяся от методов традиционной системы образования, интерпретирует прямое творческое взаимодействие между учителем и учеником.
1 Художественное обучение в системе специального образования
1.1 Принципы методики арт-терапии в системе специального образования
Принципы художественных техник в системе специального образованияосновываются на классических общеобразовательных принципах, принципах специального образования, принципах художественно-эстетического развития: принципе гуманистической направленности образовательного процесса, социально-личностном развитии личности, принципе дифференцированного и индивидуального подхода с учетом особенностей возраста ребенка, принципе педагогической рефлексии, постановке личностных целей, принципе выбора индивидуального пути, интегративной связи субъектов, продуктивном обучении.
Основные задачи художественного образования следующие:
- Развитие осознания ребенком себя как личности, принятие его самого и понимание собственной ценности как личности;
- осознание их связи с миром и их места в окружающем социально-культурном пространстве;
- творческая самореализация личности.
Специальные педагогические технологии в художественном образовании предназначены для решения проблем художественного развития детей .А также не мало важное значение приобретает облегчение процесса обучения и мышления. Из ожиданий предполагается становление и сохранение целостности личности, путём адаптации восприятия мира через интеллектуальные и художественные процессы . Так знакомство ребенка с духовными ценностями через искусство, в его общем понимании, способствует гармоничному развитию всех чувств, памяти, внимания, интуиции и облегчая адаптацию личности в современном противоречивом мире. С этой точки зрения важна оснащённость преподавателей системой приемов, обеспечивающих столь радостный вход детей в социум.
Основными технологиями художественной педагогики являются игровая и педагогическая импровизация. Под педагогической импровизацией понимаются, прежде всего, ответные реакции деятельностного характера учителя, соответствующие незапланированным ситуациям.
Основным методом художественной педагогики является метод проблемного диалога, направленный на развитие духовной и личной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. В основе этого метода лежит диалог, который предполагает не только обмен информацией один за другим, но и общий поиск общих позиций и их взаимосвязь. В ходе диалога каждое послание направлено на то, чтобы интерпретировать собеседника и вернуть информацию в обогащенной форме. В диалоге активны все предметы: учитель и ученики. Ключ к успеху лежит в эмоциональной сдержанности, осмотрительности и внутренней свободе.
Здесь нельзя игнорировать проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями художественного образования. Помимо традиционных требований: высокого интеллекта, развитого мышления и памяти, педагог должен быть психологически подготовлен к импровизации, чувствовать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, знать азы риторики и драмы, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности и педагогический вкус.
В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы через искусство: психофизиологическое - коррекция психосоматических расстройств; психотерапевтическое - воздействие на эмоциональную сферу; психолого - регуляторная и коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общей и художественно-эстетической перспективы, активизация потенциальных творческих возможностей ребенка. Эти направления применяются на практике с помощью методов психологической коррекции или развития коррекций.
Искусство предоставляет детям практически неограниченные возможности для самореализации и самореализации, как в творческом процессе, так и в его продуктах. Интерес сверстников и взрослых к произведениям творческой деятельности ребенка повышает его самооценку. И это является решением важнейшей проблемы: адаптация ребенка через искусство и художественную деятельность в макросоциальной среде.
Компетентное сочетание традиционных и инновационных технологий педагогами позволяет развивать познавательную активность, творческие навыки и школьную мотивацию в образовательном процессе.
1.2 Значение арт-терапии. В настоящее время в школе в педагогических, лечебно-оздоровительных классах учатся по широко используемой технологии арт-терапии. Эффективность применения арт-терапии в оздоровительной и развивающей работе с детьми с ограниченными умственными возможностями доказана многими педагогами.
Сам термин "арт-терапия" ("арт-терапия - исцеление через искусство") означает исцеление через творчество, чтобы человек мог выразить свое психоэмоциональное состояние.
Основанная на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единственную цель: гармоничное развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей социальной адаптации через искусство. Арт-терапия в коррекционном образовании имеет преимущества перед другими формами работы с детьми: Во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ребенок, независимо от возраста, имеющихся нарушений, художественных способностей, может участвовать в такой деятельности). А во-вторых, арт-терапия и педагогика вызывают положительные эмоции, помогают детям преодолеть апатию, сблизиться с другими, стимулируют самопознание и самовыражение, мобилизуют творчество и внутренние механизмы исцеления. Целью художественной работы является не создание "высокохудожественных произведений", а акцентирование свободного самовыражения ребенка через любой материал для устранения определенных проявлений его болезни, решение "внутренних" (с точки зрения чувств и настроений) и "внешних" (с точки зрения отношений с окружающими) проблем. Поэтому в настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в социальной работе: психофизиологическое (коррекция психосоматических расстройств), психотерапевтическое (воздействие на эмоциональную сферу) и социально-педагогическое.
2 Анализ арт-терапевтических техник в специальном образовании.2.1 Применение арт-терапевтических технологий в образовании
Особое значение имеет положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами эмоционального и интеллектуального развития. Л.С. Выготский указывал в своих трудах на особую роль художественной деятельности в развитии психических функций, в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у "проблемных детей». Педагоги и психологи утверждают, что изучение графической деятельности способствует развитию детской сенсорики, затрагивает тонкие структуры формирования мотивационной стороны их производственной деятельности. Также отмечают , что развивается дифференцированное внимание в совокупности с мелкой моторикой и усидчивостью. Следствие- неминуемое положительное психическое развитие.
Как уже упоминалось, арт-терапия выполняет роль коммуникационнаго канала , по средством которого общение с произведением искусства помогает детям временно избавиться от переживаний, эмоционального отторжения, ощущения одиночества, страхов и тревог или противоречивых межличностных и внутрисемейных отношений. Катарсис неотделим от художественного восприятия. Последнее - это работа с чувствами, глубинными мыслями и воображением. Такая проработка очень сложная, поэтому дети (даже те, у кого нет отклонений в развитии) не всегда к ней готовы. Поэтому чрезвычайно важно обучить детей техникам восприятия произведения искусства. Для этого уже существуют наборы практик, проверенных временем .Искусство предлагает практически неограниченные возможности самосовершенствования и самореализации, причем не только в процессе творчества как такового. Интерес сверстников и взрослых к результатам творческой деятельности ребенка повышает его самооценку. Так решается задача адаптации ребенка к макросоциальной среде. За счёт обретения такого эффекта можно выстраивать гипотезы механизма воздействия искусства на ребенка, у которого есть проблемы в развитии, воспитании и обучении. Поэтому современная психология и специальная педагогика во многом ориентирована на использование различных видов искусства как эффективного средства воспитания гармоничной личности. Психиатры А. Л. Гроссман и В.Райков утверждает, что искусство положительно влияет на центральную нервную систему (например, нормализация сердечно-сосудистой системы достигается звуками музыки, исполняемой на кларнете и скрипке) .В настоящее время исследователи выделяют несколько направлений лечебной работы с помощью искусства:
психофизиологический (коррекция психосоматических расстройств);
психотерапевтическое (воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы личности);
психологический (выполнение катаргических, регулятивных и коммуникативных функций);
социально-педагогический (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического видения, активизация творческого потенциала ребенка)
2.2 Практическая работаПрактическая работа по этим направлениям осуществляется в школах в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методов.
Арт-терапия включает в себя множество направлений и видов, наиболее важными из которых являются
- Изотерапия - работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и др;
- Библиотерапия - литературное произведение и творческое чтение литературных произведений.
- Музыкальная терапия - эффект через восприятие музыки;
- Имаготерапия - эффект через изображение, инсценировка, театральность;
- Сказочная терапия - эффект через сказки, притчи, легенды;
- Кинезитерапия - эффект через танцы и моторику;
- Драматическая терапия - воспроизведение истории;
- Игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одного из самых сильных способов влияния на развитие человека;
- Кукольная терапия - основана на процессах отождествления ребенка с любимым персонажем в мультфильме, сказке, любимой игрушке и др.
Различают также две формы арт-терапии: пассивную и активную:
- В пассивной форме ребенок "потребляет" произведения искусства, созданные другими: смотрит на картины, читает книги, слушает музыку;
- В активной форме арт-терапии ребенок создает собственные творческие продукты: рисунки, сказки, рассказы и т.д.
Изотерапия в работе коррекции и развития с детьми стала одной из самых распространенных технологий, как в психокоррекции, так и в диагностике, которые неразделимы. Рисунок является в сознании детей не только отражением окружающей их действительности и их существования в мире, но и выражением их отношения к этой реальности, ее формированию и преобразованию. Через рисунок ребенок дает пространство своим чувствам и переживаниям, своим желаниям и мечтам, реконструирует свои отношения в различных ситуациях и вступает в безболезненный контакт с какими-то пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Занятия по изотерапевтической коррекции используются как инструмент для изучения чувств, идей и событий, развития навыков межличностного общения и отношений, укрепления самоуважения и уверенности в себе.
Использование различных зрительных техник помогает мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти пути, наиболее соответствующие его эмоциональному состоянию и потребностям в самовыражении, активизировать и разнообразить эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностного общения.
Методика изотерапии через направленную визуализацию состоит в имении направить поток детского воображения в определенном направлении.
Изотерапия приносит положительные результаты при работе с детьми с различными проблемами - умственной отсталостью, языковыми трудностями, проблемами со слухом, умственной отсталостью, с аутизмом, где затруднен вербальный контакт. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию и помогает ребенку справиться с его психологическими проблемами.
Хочу дать краткий обзор наиболее распространенных методов изотерапии (работа с красками, ручками и натуральными материалами).
Марания
Буквально, означает"грязный" , в нашем случае, в арт-терапии, мы говорим о спонтанных рисунках. Кроме внешнего сходства картин, существует сходство в том, как они создаются: ритмичность движения рук, случайность композиции мазков кисти и линий, размазывание и напыление краски, рисование слоев и смешение цветов. Такая техника эффективно помогает ребенку выражать свои чувства. Гуашь или акварельные краски - самые богатые в воплощении и самые эмоционально яркие. С помощью Марания можно нарисовать такие вещи, как страхи и гнев, и превратить их во что-то позитивное. Можно поместить их в привлекательную для детей форму: они могут раскрашивать вход в пещеру, распылять краски, пятна, различные линии для создания городов, природных явлений, сказочных существ, раскрашивать свои силуэты на асфальте мелками.
Игровая оболочка, под которой в основе лежат действия разрушающего характера, в сущности дают дозволение ребенку удовлетворять разрушительные импульсы без страха и ограничений. Здесь нет категорий "хорошо", "плохо", "правильно" или других оценок. Отсутствие критериев оценки мараний исключает саму оценку. Другими словами, это снимает тревогу и помогает избавиться от агрессии, страха и т.д.
Штриховка, каракули- это ,своего рода, графичное представление потоков бессознательного. Картина по велению руки, быстро , ритмично карандашами и мелками.
сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Рисование на стекле
Перед тем, как предложить ребёнку стекло, необходимо обработать край стекла в мастерской (меры безопасности). Лучше всего использовать прозрачный пластик или пластиковую модельную доску.
В отличие от рисования на бумаге, стекло передает новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Дети сами запечатлевают процесс рисования: Гуашь скользит гладко, ее можно смазать кистями и пальцами, потому что она не впитывается в материал поверхности и не высыхает долгое время.
Дети любят рисовать в больших форматах, у них есть место для поворота. Особенно в процессе рисования, стекло можно мыть влажной губкой, можно наносить новый рисунок, снова мыть.
Благодаря тому, что краска не впитывается, независимо от того, сколько слоев краски нанесено, под ней всегда будет сиять прозрачная подложка. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как недолговечное, временное, без монументальности и постоянства. Только намеки, игра, не может нести ответственность за результат, как результат, а не как таковой. Ребенок, как будто не рисует, а тренируется рисовать, и поэтому имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний с тем, что произошло, что уже не меняется.
Описанная техника используется для предотвращения и исправления страхов, социальных переживаний и тревог, связанных с результатом деятельности ("боязнь совершить ошибку"). Она подходит для закрепощенных, ментально подавленных.
Рисование пальцами
Роспись пальцами - это разрешенная игра с грязью, в которой разрушительные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой манере. В невидимом виде ребенок может совершать действия, которые он обычно не совершает, потому что боится, не хочет или не может нарушить правила.
Рисунок пальцами не оставляет ребенка равнодушным. Из-за нестандартности ситуации, особых тактильных ощущений, нетипичного выражения и результата картины, она сопровождается эмоциональной реакцией, которая может варьироваться от яркого негатива до яркого позитива. Новый опыт эмоционального самопринятия в процессе рисования, отображения поведенческих характеристик, не характерных для ребенка, расширяет и обогащает образ "я".
Рисунок с сухими листьями (материалами и сыпучими материалами).
Сухие листья приносят много радости детям. Высушенные листья натуральные, пахнут вкусно, невесомые, грубые и хрупкие на ощупь.
Листья и ПВА - клей можно использовать для создания картин.
Эта техника визуализации подходит для детей с выраженной моторной неуклюжестью, негативизмом, суженным восприятием. Способствует процессу адаптации в новом пространстве, дает ощущение радости от достижения и получения результата.
А также сами рисунки расцениваются как нечто уникальное, личное отличное от общепринятого взрослого оценивания. То что взрослые часто не понимают из-за недостаточной четкости, мягких линий и академичности, к которым они привыкли и которые они пытаются навязать, только отвергается благодаря процессу релаксации.
Сказоко- терапия
Сказко- терапией является использование сказок для исцеления, для исцеления. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, расписывать словами или карандашом и т.д. Архетип самой сказки - это исцеление, которое люди через поколения доносили детям. В сказочной терапии ребенок находится в философской материи со счастливым концом. Дети приобретают знания о законах жизни и о том, как проявляется творческая сила, о нравственных нормах и принципах общественных отношений. Самодостаточность сказки кроется в ее механизмах, ведь она. не только отражает древние ритуалы, но и описывает позитивные переживания с эмоциональными кризисами, которые характерны для человека в процессе развития. В сказке ребенок учится продуктивно преодолевать страхи.
Оригами
Часто дети с трудностями в обучении, которым не хватает уверенности в себе, добиваются успеха в оригами, и это помогает им справиться с проблемами по научению концентрации, выдержки и другим навыкам, которые задействуются при изучении дисциплин в стенах школ.
Уникальность терапевтического эффекта искусства оригами состоит еще и в том, что даже в полной сосредоточенности человек способен вступить в диалог с самим собой. Благотворный медитативный эффект и проведение досуга снижают роль обычных стрессогенных факторов окружения. С бумагой можно делать все, что угодно: скомкать, разрывать, раскрашивать, а в оригами бумага играет довольно новую и необычную роль, а именно материал , который можно использовать созидая много интересных моделей. Принцип успешного воздейтвия подкрепляется легкой манерой освоения техники и быстрым достижением эффекта. Также есть логика в работе, ведь есть ожидаемый положительный результат - если аккуратно и аккуратно сложить фигуру, она непременно будет красивой, и именно в природе этой техники строительства преобладают точность, симметрия и гармония геометрических линий. Помимо этого , для коррекции состояния ребёнка в работе с ним, необходимо дать навык осознания подконтрольности своих действий и судьбы, понимание, что мир безопасен. И "уметь направлять процесс", то есть вносить изменения в фигуру по своему усмотрению, изобретать множество собственных моделей создаёт не только благотворную для этого почву , но и устраняет барьер между парами «ребенок-педагог», создаёт атмосферу доверия.
В классах оригами устанавливается невербальный контакт в общении, что в некоторых случаях является единственно возможным способом провзаимодействовать с ребёнком, требующим коррекции.
Оригами сочетает в себе приемы и методы работы некоторых других видов художественной терапии:
сказочную терапию (сказки оригами),
игрушечную терапию (игры с движущимися фигурками), театральную терапию и кукольную терапию (игры со сценами с куклами оригами, игры с масками и др. ),
музыкальная терапия, хоровое пение и эвритмия с присущей ей гармонией и ритмическими движениями (что также происходит во время складывания в технике оригами и оказывает терапевтическое воздействие),
цветотерапия (с использованием цветной бумаги).
Так же задействуется метод повторения и ритмичного складывания модульных оригами (звезды, орнаменты, "3-D" модели) как противовес психологическому состоянию ребенка;
Даже визуально уже форма некоторых фигур (кусудамы, многогранники, каркасные структуры) оказывает положительное гармонизирующее и заживляющее действие.
ВыводыВсе вышеперечисленные художественно-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности ребенка с проблемами путем развития способности к самовыражению и самопознанию, коррекции психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов ребенка через контакт с искусством.
Основные задачи арт- терапии следующие:
облегчить душевные страдания ребенка;
укрепление собственного "я" ребенка, развитие его самооценки;
развитие способности ребенка к эмоциональной саморегуляции;
восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системе "ребенок - взрослый" и "ребенок - другой ребенок";
исправление и предотвращение деформаций при формировании самосознания;
коррекция и предотвращение поведенческих отклонений.
Поэтому, совмещая все возможности арт-педагогики и арт-терапии в воспитании детей с особыми потребностями, имеет смысл говорить об использовании специальной технологии для развития личности ребенка, основанной на процессе коррекционно-педагогического воздействия через различные виды искусства. Арт-терапия и художественная педагогика через все формы художественной педагогики оказывают интегративное воздействие на систему личностных социальных связей и отношений, на поведенческие стратегии, приводя к адаптации ребенка к группе сверстников и обогащению и расширению его социальных связей (адаптации ребенка к жизни). Достижение этих результатов возможно только в сотрудничестве с учителями, их активностью, заинтересованностью, оптимизмом и систематическим и ранним внедрением, в зависимости от типа серьезного нарушения и характеристик вторичных отклонений развития.
Заключение
Исследования по применению арт-терапевтических технологий в художественном образовании показывают, что искусство развивает личность, расширяет общие и художественные перспективы учащихся, реализует познавательные интересы детей. Художественное образование позволяет детям с определенными проблемами развития ощутить мир во всем его богатстве и разнообразии и научиться его менять посредством художественной деятельности. Искусство является источником новых положительных впечатлений для детей; оно создает творческие потребности и возможности для их удовлетворения так или иначе. В то же время правомерно рассматривать его как эффективное средство применения социальных и образовательных технологий.
В настоящее время признается, что невозможно решить реальные проблемы современности вне рамок искусства, которое является самым мощным средством образования и воспитания. По этой причине исследователи все больше интересуются художественным образованием, которое все чаще рассматривается профессионалами как особая дисциплина, отделяющая его от психотерапевтического сегмента как такового. Не случайно ,выдвинута идея о включении специальных курсов по художественному образованию и арт-терапии в систему подготовки специалистов в образовательной, культурной и досуговой сферах. Тщательный анализ вопросов арт-педагогики и арт-терапии, несомненно, будет способствовать совершенствованию современной российской системы образования.
Список использованных источниковАлексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя: Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. - М.: АПКиПРО, 2003.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989.
Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2003.
Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
Гришина А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Волгоград: ВГПУ, 2004.
Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: МГУКИ, 2007.
Заморев С.И. Игровая терапия. - СПб.: Речь, 2002.
Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. - Том 7, №3.
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2000.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1999.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002.
Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2005.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. - СПб.: Речь, 2002.
Сазонова Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. - Тамбов: Тамбовский ИПКРО, 2006.
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. - М.: МГУКИ, 2005.
American Art Therapy Association Newsletter. - 1998. - № 31. - Mundelein (Illinois, USA): American Art Therapy Association, 1998.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!