это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2264333
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Понятие обучения и совершенствования в спорте 4
2. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования 6
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Введение
Высокие темпы развития современных спортивных достижений и, как следствие, поиск новых путей повышения эффективности соревновательной деятельности привлекают внимание спортсменов, тренеров и ученых к психологической составляющей процесса подготовки, которая должна быть неразрывно связана с этапами обучения и спортивного совершенствования.
Проблему психологические особенности обучения и совершенствования в спорте изучали многие известные специалисты. Некоторые авторы рассматривали данный вопрос как составную часть психологического обеспечения и индивидуализации подготовки спортсменов на разных этапах обучения и спортивного совершенствования.
Цель данной работы – рассмотреть психологические особенности обучения и совершенствования в спорте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию обучения и совершенствования в спорте.
2. Изучить психологические основы обучения и спортивного совершенствования.
1. Понятие обучения и совершенствования в спорте
Процесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс.
Действительно, обучая, мы тренируем, а, тренируя, — обучаем. Но следует помнить, что обучение и тренировка не тождественны по своим задачам, средствам и методам.
Под обучением в спорте принято понимать начальный этап овладения определенной системой знаний, формирования практических навыков и умений. Основное содержание обучения — освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.
Признаками обучения в процессе физического воспитания является усвоение занимающимися под руководством преподавателя определенных знаний в области техники и структуры физических упражнений, формирование двигательных умений и навыков. В процессе обучения развиваются познавательные силы занимающихся (память, мышление, внимание и д.р.).
Обучение на занятиях физическими упражнениями способствуют решению всех основных задач физического воспитания. Прежде чем выполнить физическое упражнение с целью укрепления здоровья, развитие двигательных качеств, достижение спортивного мастерства и др., необходимо научиться прежде всего этим движениям.
Тренировка, как и обучение, является специализированным педагогическим процессом, осуществляемым в органическом единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием спортсмена.
Спортивная тренировка — это управляемый педагогический процесс овладения спортивным мастерством и его совершенствования. Спортивную тренировку следует рассматривать как единый круглогодичный, многолетний процесс обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей организма.
Тренировка — это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, навыков и умений. Основное содержание тренировки — совершенствование технических приемов, индивидуальных и командных тактических действий, развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание моральных и волевых качеств.
Процесс обучения и тренировки имеет воспитывающий характер, он должен быть построен таким образом, чтобы содействовать воспитанию у занимающихся моральных и волевых качеств — целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, воли, чувства дружбы, товарищества, коллективизма, формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, мировоззрения, убеждений и т. п.
В процессе обучения, тренировки и воспитания осуществляется совершенствование спортсмена [4, c. 216].
Спортивное совершенствование — это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счет максимального развития психических качеств, физических способностей и формирования положительных свойств личности спортсмена.
Его задачами являются:
- функциональное и морфологическое совершенствование различных систем организма;
- дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе совершенствования общей и специальной подготовленности до уровня требований сборных команд;
- прочное овладение базовой техникой и тактикой фигурного катания на коньках;
- совершенствование соревновательных упражнений короткой и произвольной программ парного и одиночного катания, обязательных, оригинального и произвольного танцев в спортивных танцах на льду;
- освоение высоких тренировочных нагрузок и накопление соревновательного опыта [5, c. 133].
2. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
Рассматривая процесс многолетнего совершенствования, включающий две стадии, - подведение спортсмена к пику его возможностей и их реализацию - с позиции психологического обеспечения необходимо провести параллель между задачами психологического обеспечения на каждом этапе и соответствующими им рекомендациями, способствующими практическому воплощению этих задач в спортивную практику, с учетом динамики показателей психологических функций спортсмена на разных этапах многолетней подготовки. Такой подход обеспечит возможность всесторонне изучить особенности психологического обеспечения в системе подготовки спортсменов, что позволит сформировать его общую структуру и разработать алгоритм его реализации [1, c. 160].
Психологическую структуру физической подготовки составляют специальные знания, физические качества, методы их воспитания. К специальным знаниям относятся:
- понятия о физических качествах;
- представления о физических качествах.
Понятия о физических качествах формируются в процессе изучения специальной литературы и усвоения сложившейся спортивной терминологии. В спорте сложились такие общие понятия, как «быстрота», «сила», «выносливость» и др. Их конкретизация обусловливается специфическими особенностями отдельных видов спорта. В результате конкретизации складываются та-" кие понятия, как «скоростная выносливость», «темп движений», «взрывная сила» и т. п.
Представления о физических качествах — это воспроизведенный образ физического качества во всем многообразии его структурных элементов. В состав представлений о физических качествах входят: величина и степень дифференциации отдельных элементов их структуры, осознаваемые функции организма, связанные с напряжением и расслаблением мышц, частота и глубина дыхания и т. п. Представления о физических качествах динамичны и зависят от функциональных возможностей и уровня тренированности спортсмена.
Специализированное восприятие физических качеств —это сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого физического качества в целостном его проявлении. Комплексное отражение сущности физического качества и условий совершаемых двигательных действий входит в состав специализированных восприятий спортсмена, которые выступают в виде «чувства силы толчка», «чувства силы сжатия», «чувства темпа движения» и т. п.
Формирование понятий и представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий и целенаправленное воспитание физических качеств составляют психологическую сущность физической подготовки спортсмена [3, c. 254].
В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:
1) повышать активность всех познавательных и других психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления ит. п.);
2) активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость и др.), обучать умению быстро переключать внимание с одних объектов и действий на другие, пользоваться способами повышения его устойчивости;
3) развивать способность к стимулированию волевых усилий;
4) формировать глубокие и устойчивые мотивы и интересы к спорту и учебно-тренировочному процессу;
5) воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
6) формировать индивидуальный стиль спортивной деятельности, чтобы помочь спортсмену найти свой наиболее эффективный стиль деятельности, максимально соответствующий его индивидуальным особенностям;
7) широко использовать средства контроля и учета текущих результатов [2, c. 182].
Заключение
Таким образом, процесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку.
Под обучением в спорте принято понимать начальный этап овладения определенной системой знаний, формирования практических навыков и умений.
Тренировка — это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, навыков и умений.
Спортивное совершенствование — это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счет максимального развития психических качеств, физических способностей и формирования положительных свойств личности спортсмена.
В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:
- повышать активность всех познавательных и других психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления ит. п.);
- активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость и др.), обучать умению быстро переключать внимание с одних объектов и действий на другие, пользоваться способами повышения его устойчивости;
- развивать способность к стимулированию волевых усилий;
- формировать глубокие и устойчивые мотивы и интересы к спорту и учебно-тренировочному процессу;
- воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
- формировать индивидуальный стиль спортивной деятельности, чтобы помочь спортсмену найти свой наиболее эффективный стиль деятельности, максимально соответствующий его индивидуальным особенностям;
- широко использовать средства контроля и учета текущих результатов.
Список использованной литературы
1. Брайнет, Дж. Кретти Психология в современном спорте / Брайнет Дж. Кретти. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 224 c.
2. Загайнов, Р.М. Психология современного спорта высших достижений / Р.М. Загайнов. - М.: Советский спорт, 2019. - 370 c.
3. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2018. - 352 c.
4. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c.
5. Сафонов, В. К. Психология в спорте. Теория и практика / В.К. Сафонов. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018. - 232 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!