это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2285423
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
С 2009 года на смену основного компонента национальной безопасности — экономической безопасности приходят такие приоритеты как: общественная и государственная безопасность, национальная оборона. В 2013 году общественная безопасность получила свое развитие в Концепции общественной безопасности, где общественную безопасность следует рассматривать как состояние защищенности человека и гражданина, от ЧС техногенного и природного характера, межнациональных и социальных конфликтных ситуаций, духовных и материальных ценностей общества от различного рода противоправных посягательств. В Концепции подчеркивается тот факт, что принимая во внимание неустойчивое положение общественной безопасности, следует исследовать зарубежный опыт общественной безопасности с целью изменений сформировавшегося негативного положения в данной сфере.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без надежного противодействия организованным формам преступности (экстремизм, терроризм, организованная экономическая преступность) и определенных изменений в экономической сфере отсутствует возможность надлежащим способом находить решения задач по безопасности обороны, общественной безопасности и государства. Что потребует создание таких институтов как скрытое расследование и криминальная разведка, которые сменят оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования.
1.ПАРАДИГМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫРаспад Советского Союза продемонстрировал, что система безопасности государства должна не только отражать новые вызовы и угрозы, используя разнообразные методы и приемы с целью их диагностики и проверки, но предупреждать и прогнозировать данные вызовы. С закреплением в Конституции Российской Федерации модели правового демократического государства с республиканской формой правления появилась потребность перехода от системы государственной безопасности.
В рамках Концепции национальной безопасности при новейшей модели правового государства избрана система национальной безопасности Российской Федерации, основное звено которой – экономическая безопасность, обеспечивающая необходимый уровень экономической свободы, судебной защиты и правопорядка.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации необходимо было реализовывать с помощью мер оперативно-розыскного, контрразведывательного, разведывательного, информационного, военного, политического и экономического свойства, реализация которых предоставляет возможность сформировать соответствующий механизм реагирования на потенциальные и реальные угрозы в разных сферах национальной безопасности.
В Российской Федерации после перехода к модели правового государства выслеживание и розыск преступников (сыск) не рассматривались как средство криминальной разведки, а количество субъектов, обладающих правом на проведение оперативно-розыскной деятельности, начиная с 2003 года, существенно сократилось. Так, создавались некоторые сложности для функционирования механизма по обеспечению национальной безопасности с помощью поочередно реализуемой государственной политики – ФЗ № 390 «О безопасности».
В данном ФЗ обусловлены ключевые направления государственной политики на базе стратегии национальной безопасности России, где, согласно литературе по данной теме, с 2009 года основные приоритеты национальной безопасности – общественная и государственная безопасность, национальная оборона. Это осознание отражено в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, где для оперативного выявления угроз и вызовов экономической безопасности, а также реагирования на них, выработки рекомендаций и управленческих решений сформирована система управления рисками.
Следует отметить, что среди главных направлений было определено противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, которые был получены незаконным путем от предикатных преступлений в сфере экономической деятельности. Что и определило необходимость выдвинуть на первый план проблему экономической безопасности, поскольку после упразднения налоговой полиции была забыта.
Переход Российской Федерации к новейшей модели государственного устройства не только закрепил на законодательном уровне оперативно-розыскную деятельность, но и потребность в активизации научных исследований, использовании новой парадигмы оперативно-розыскной деятельности.
В настоящее время, чтобы решить задачи в сфере обеспечения экономической и общественной безопасности государства следует:
– акцентировать внимание на формировании правосознания сотрудников правоохранительных органов;
– подвергнуть рассмотрению вопросы о возможности введения в УПК РФ отдельных оперативно-розыскных мероприятий в качестве негласных следственных действий;
– оснастить оперативные подразделения техническими средствами, предоставляющие возможность заниматься решением задач по обеспечению экономической и общественной безопасности;
– сформировать технологию по обеспечению экономической и общественной безопасности, которая будет отталкиваться от законодательства правового государства.
Реализация этого подхода предоставит возможность не только внести изменения в состояние экономической и общественной безопасности, но и определить направления по декриминализации экономики.
Согласно зарубежному опыту в данной сфере, все это возможно осуществит путем криминальной разведки стратегического и тактического уровней.
2. РОЛЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА РФ
В настоящее время использование информационно-телекоммуникационных технологий стало составляющей всех областей деятельности общества, государства и личности. Совершается интенсивное формирование информационного общества, где информация и уровень ее доступности и применения оказывают существенное влияние на социокультурные и экономические условия жизни граждан.
Для формирования в Российской Федерации информационного общества и придания конкретным процессам динамичного и упорядоченного характера Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена Стратегия развития информационного на 2017—2030 годы (далее — Стратегия развития информационного общества), где акцентируется внимание на том, что «коммуникационные и информационные технологии стали составляющей современных управленческих систем во всех отраслях экономики, безопасности государства, сферах государственного управления, обороны государства».
Стратегия по развитию такого общества подразумевает повышение значимости государства в регулировании процессов в информационной сфере. В сети Интернет на международном уровне подразумевается борьба за суверенное право государства определять экономическую, технологическую и информационную политику. Отмечается значимость создания новых механизмов партнерства, которые призваны сформировать систему доверия в сети Интернет, гарантирующую конфиденциальность и безопасность пользователей.
Правоохранительным органам принадлежит важная роль, в частности ОРО. Правоохранительным органам необходимо: участвовать в обеспечении защиты информационной инфраструктуры; принимать участие в защите данных; содействовать ограничению доступа к информации; проводить мероприятия по противодействию незаконной обработки и сбору информации о гражданах на территории страны; способствовать обнаружению, предупреждению, предотвращению и отражению угроз.
Эти задачи сопряжены с обеспечением информационной безопасности и не решаются без учета положений утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина ИБ).
В настоящее время в информационной сфере обеспечение интересов государства стало важным элементом национальной безопасности. Информационное пространство, в условиях недостаточной правовой регламентации международно-правовых отношений, приобретает статус напряженного противоборства государств. Российская Федерация выступает за формирование системы международно-правовых регуляторов, которая препятствует формированию наступательных возможностей в киберпространстве.
При этом некоторые государства, в том числе и блок НАТО (2016 год), приняли стратегические документы, обуславливающие политику по вопросам кибербезопасности, где определена возможность осуществления наступательных и оборонительных операций в киберпространстве. Следует отметить, что в киберпространстве проявляются новые возможности с целью осуществления разведывательной деятельности. Спецслужбы отдельных государств занимаются взломом базы данных крупных компаний и осуществляют электронную слежку за большим количеством пользователей.
Принятие Доктрины ИБ – это важный шаг, формирующий основу для оценивания информационных угроз и выбора подходящих решений по их предотвращению. Данный документ является важным потому, что:
Цель ОРД, закрепленная в ст. 1 ФЗ об ОРД, содержит обеспечение от преступных посягательств безопасности общества и государства, которые совершаются в информационной сфере. Из числа ключевых задач ОРД (ст. 2 ФЗ об ОРД) следует назвать добывание информации о действиях (бездействиях) или событиях, угрожающих информационной безопасности.
Большая часть оперативно-розыскных мероприятий сопряжена с добыванием и использованием информации, где искажение или утечка будут наносить ущерб интересам ОРД. Таким образом, к обеспечению собственной информационной безопасности ОРО возрастают требования.
Существенная часть информации сосредотачивается в сети Интернет, при этом осуществление ОРД подразумевает высокую активность ОРО в информационном пространстве по добыванию информации. Необходимые мероприятия обязаны базироваться на понимании требований по обеспечению интересов государства и принципов функционирования информационной сферы.
В Доктрине ИБ даны несколько определений, часть из которых закреплена в правовых документах. Например, информационная сфера – это совокупность информационных систем, информации, информационных субъектов, технологий, сетей связи, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, объектов информатизации, деятельность которых сопряжена с обеспечением информационной безопасности, использованием и развитием указанных технологий, формированием и обработкой информации, а также совокупность механизмов регулирования определенных общественных отношений.
Рекомендуем рассмотреть направления реализации Доктрины ИБ, на которые следует обратить внимание ОРО:
1. Из числа основных информационных угроз Доктрина акцентирует внимание на расширении использования возможностей трансграничного оборота информации для достижения военно-политических целей в ущерб стратегической стабильности и международной безопасности.
При обнаружении в киберпространстве соответствующих следов противоправной активности, оперативным сотрудникам необходимо осуществить проверочные мероприятия, до того момента, когда они смогут выдвинуть версии относительно целей и характера выявленных противоправных действий.
2. Противодействие использованию террористическими и экстремистскими организациями информационных технологий для пропаганды идей национальной исключительности, распространения ксенофобии, экстремистской идеологии тоже входит в основные направления по обеспечению информационной безопасности.
Выявлено, что сеть Интернет активно используется для передачи зашифрованных сообщений, вербовки нового участника террористической и экстремистской ячейки, пропаганды радикальных идей. Чтобы противодействовать такого рода атакам ФСБ России вводит Государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), к которой будут подключены объекты критической инфраструктуры.
3. Противодействие компьютерной преступности – это одно из основных направлений реализации Доктрины ИБ. Эффективного противодействия преступности можно добиться только при условии использования оперативно-розыскных средств, методов и сил при грамотном приспособлении их к применению в особой информационной среде.
При определении резервов повышения эффективности ОРД необходимо принимать во внимание направления развития информационно-коммуникационных технологий:
а) создание сетей связи нового поколения и конвергенция сетей связи;
б) обработка большого объема информации;
в) искусственный интеллект;
г) доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации;
д) туманные и облачные вычисления;
е) индустриальный Интернет и Интернет вещей;
ж) биотехнологии и робототехника;
з) электронная компонентная база и радиотехника;
и) информационная безопасность.
4. У Доктрины ИБ имеется задача по повышению эффективности профилактики правонарушений, которые совершаются с использованием информационных технологий. ОРО расширяют введение высокотехнологичных продуктов с целью обнаружения и предупреждения киберугроз, составления прогнозов и анализа реальных атак.
Мероприятия по предотвращению преступлений в киберпространстве предусматриват просвещение киберсообществ, уведомление их об оптимальных способах защиты благодаря информационным ресурсам в сети Интернет.
5. ОРО, с учетом важной роли в системе обеспечения информационной безопасности, должны и могут привлекаться к решению следующих задач:
• оценка состояния информационной безопасности;
• прогнозирование и обнаружение информационных угроз;
• определение приоритетного направления по их предотвращению и ликвидации последствий их проявления;
• планирование, осуществление и оценка эффективности мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
• развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления.
6. Важное направление деятельности ОРО в реализации Доктрины ИБ – их содействие в координации взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности, усовершенствовании их экономического, кадрового, информационно-аналитического, оперативно-розыскного, организационного и правового обеспечения. В Доктрине ИБ реализуется посредством сил обеспечения информационной безопасности, которые осуществляют спланированную, скоординированную деятельность и используют средства по обеспечению информационной безопасности.
ОРО необходимо взаимодействовать не только со структурами государственной власти, но и с другими участниками этой системы:
• собственники объектов критической информационной инфраструктуры и организации, эксплуатирующие такие объекты;
• Средства массовой информации;
• организации банковской, валютной, денежно-кредитной и других сфер финансового рынка;
• операторы информационных систем, операторы связи;
• организации, занимающиеся деятельностью по созданию и эксплуатации сетей связи и информационных систем;
• организации, осуществляющие образовательную деятельность;
• общественные объединения, граждане и иные организации, принимающие участие в решении задач по обеспечению информационной безопасности.
Известно, что привлечение специалистов из государственных и коммерческих структур способно значительно повысить эффективность оперативно-розыскного мониторинга киберпространства. Объединение усилий предоставит возможность получить более полную картину настоящей ситуации в сфере противодействия киберпреступности.
На улучшение координации взаимодействия, совершенствование его методов и форм Доктриной ИБ предусмотрено регулярное проведение конкретных учений (тренировок) по повышению готовности сил обеспечения информационной безопасности.
7. В Доктрине ИБ акцентируется внимание на значимости применения информационных технологий и развития кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности.
Под этим подразумевается категория квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области социологии, статистики, математики, информационных технологий, и аналитическими навыками. Стандарты, согласно которым осуществляется подготовка сотрудников для службы в правоохранительных органах, обязаны предусматривать получение знаний о методах добывания сведений, которые необходимы для расследования и раскрытия киберпреступлений.
Для решения указанных в Доктрине ИБ важных задач ОРО испытывают острую потребность в задействовании существенного числа квалифицированных сотрудников, получивших требуемую подготовку в области информационных технологий.
Заключение. Принимая во внимание переход к национальной безопасности на стратегическом и концептуальном уровне, рекомендуем изменить название Федерального закона № 390 на Федеральный закон «О национальной безопасности Российской Федерации». Этот Федеральный закон должен определять основные принципы и содержание деятельности по обеспечению национальной безопасности, в том числе безопасность органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления в области безопасности; экономическую и общественную безопасность, функции и полномочия федеральных органов государственной власти; государства; а также статус Совета Безопасности РФ.
Учитывая переход к национальной безопасности и новую парадигму оперативно-розыскной деятельности, необходимо выйти на совершенно новый уровень борьбы с организованной преступностью, экстремизмом и терроризмом с помощью изменений стратегии борьбы. Перейти от противодействия и нейтрализации к контролю над организованными формами преступной деятельности, что в результате предоставит возможность гарантировать надежную защиту экономической и общественной безопасности государства.
Для этого в высших учебных заведениях правоохранительной направленности следует ввести специальные курсы, где рассматривались бы вопросы зарубежной и отечественной теории и практики сыска в сфере обеспечения экономической и общественной безопасности с помощью использования скрытого расследования и криминальной разведки. Такими курсами могут быть, например, «Прокуратура в системе общественной безопасности правового государства и ее роль в борьбе с преступностью», «Теория и практика обеспечения экономической безопасности в правовом государстве», «Криминальная разведка и скрытое расследование деятельности мафиозных групп в Италии».
Список литературыФедеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности"// "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212
Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 12.12.2016, N 50, ст. 7074
Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"// "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2901
Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»// "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2902
Боев В.И. Война и уголовный закон. М.: Норма, 2019. – 549 с.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение основные правовые системы современности): учебник / под ред. В.А. Туманова. М.: Юристъ, 2018. – 430 с.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 2019. – 650 с.
Шарихин, А.Е. Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности: автореф. д-ра юрид. наук (12.00.09) / А.Е. Шарихин. М., 2017. – 550 с.
Шарихин А.Е. Новая парадигма оперативно-розыскной деятельности и ее роль в обеспечении экономической безопасности России: моногр. / А.Е. Шарихин. М.: АЭБ МВД России, 2017. – 890 с.
Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2013. Т. I: Оперативноразыскная деятельность и формирование науки о ней. 2017. № 1 (50). С. 49-54.
Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2014. Т. II: Философия оперативно-разыскной науки. 11. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2015. Т. III: Основные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки. 2018. № 1 (50). С. 49-54.
Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-разыскной науки и некоторые иные ее положения. 2019. № 1 (50). С. 50-59.
Шумилов А.Ю. О некоторых новых научных образованиях, порождаемых современной оперативно-разыскной наукой (сыскологией) / Шумилов А.Ю. // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 49-54.
Якимов, И.Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике / И.Н. Якимов. Новое изд., перепеч. с изд. 1925 г. М.: ЛексЭст, 2019. — 496 с. (Антология криминалистики). – 550 с.
Яшкулов В.В. О периодизации правового регулирования сыска в сфере противодействия терроризму в России // Проблемы формирования уголовно-розыскного права (Актуальные вопросы обнаружения преступлений с помощью негласных возможностей): вневедомств. сб. науч. работ / под ред. А.Ю. Шумилова. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2020. Вып. 3. – 454 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.
Другое, Экономика и управление предприятием
Срок сдачи к 31 окт.
Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г
Решение задач, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 31 окт.
Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией
Реферат, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 3 нояб.
Решить 5 задач по вероятности и статистике
Решение задач, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 30 окт.
Тезисы по теме исследования
Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Срок сдачи к 2 нояб.
Средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет
Курсовая, Избранный вид спорта
Срок сдачи к 10 нояб.
Диплом по предмету «Педагогическое образование»
Диплом, Педагогическое образование
Срок сдачи к 13 дек.
Тема: Применение графически-иллюстративного материала в обучении...
Диплом, Литература
Срок сдачи к 7 нояб.
Написать курсовую работу "Фотографирование при проверке показаний на месте"
Курсовая, Судебная Фотография
Срок сдачи к 26 нояб.
Две презентации на любые темы из списка
Презентация, Основы безопасности и защиты родины
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!