это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2331916
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Предмет философии и особенности философского знания. 4
2. Функции философии. 7
3. Место философии в системе культуры. 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Введение
Около 2500 лет назад в ряде стран, которые на тот момент времени были наиболее развитыми, зародилась философия. Да, тогда это была лишь форма духовного смысла человека и общества. Но в Древней Греции философия становится самостоятельной наукой и начинает привлекать к себе внимание элиты общества. Древние греческие философы впервые стали употреблять термин «философия», переводя его как «любовь к мудрости». Философия родилась не просто так. Наблюдалась потребность систематизировать и обобщить опыт познания мира человеком, сформулировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нём. На первых этапах учёные постарались вобрать в себя и обобщить весь опыт человечества. Не вызывает удивления, что многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления.
Многие виды познания древнего мира, такие как астрономия, физика, математика и другие, были не способны создать единую картину мира, и тем более картину бытия человека. Следовательно, в раннеклассовом обществе возникла потребность в разработке альтернативной по отношению к мифологии и религии картины мира, построенной на рациональных знаниях и логической аргументации. Именно на этой основе и стали формироваться многие философские вопросы. Появление в древнем мире относительно свободных граждан способствовало распространению философии. Эти люди рассматривали данную науку как что-то свободное и логически выверенную систему понимания мира.
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что философия зарождается тогда, когда человек пытается осмыслить свое место в мире, найти своё призвание, найти цель жизни. Но философия это не только мир человека и природы, а также внутренний мир человека. Настоящая философия всегда связывает мир с человеком. Человек рождается, существует и умирает в этом мире. В нём он живёт, радуется и страдает, познаёт и действует. Вот почему философия – это «очеловеченная» по своему характеру и содержанию область познания. Ни одна из существующих наук не способна исследовать всё богатство сложной связи «человек – мир». Эти две реальности являются основными центрами познавательного интереса философии и составляют её объект.
Философия позволяет нам сформировать знание о мире как о едином целом и человеке в нём, об отношении человеку к миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:
- история философии (знания философии о своём прошлом)
- онтология (учение о бытии, формах его проявления)
- гносеология (теория познания мира)
- диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)
- антропология (изучения о человеке)
- аксиология (теория ценностей)
- социальная философия (изучение об обществе и его истории).
Постепенно, в ходе развития философии от неё откололись некоторые области знаний и стали самостоятельными науками: логика, эстетика, этика. Видное место в системе философского знания занимают: философия религии, философия истории, философия культуры. В 20 веке развитие получили философия науки и техники, а в последнее время - философия глобальных проблем.
1. Предмет философии и особенности философского знания.Предметом философии является всеобщее в системе «Человек-Мир»: предельные начала, принципы и связи, свойства и законы всего сущего.
Традиционно для философии проблемой является вопрос о предельном освоении всего сущего. Данный вопрос философии имеет два аспекта –логический (бытие мира) и гносеологический (познание мира).
По определению Ю. Энгельса «… основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».
Автор продолжает: «Великий основной вопрос всей… философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», а в следующем абзаце – «мышления к бытию, духа к природе». Лишь одна из его сторон – вопрос «что является первичным: дух или природа».
Ещё в Древнем мире люди обозначили данный вопрос. Так как основой вопрос неисчерпаем, поэтому он и вечен. Он способен получать различные варианты решения. По определению В.И. Ленина, вопроса со временем обусловило раскол и распад философской мысли на два главных направления (мировоззренческие ориентации): философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»), - названые именами их основателей, - древнегреческих философов. Создавая многокрасочную картину мира, эти направления смогли частично систематизировали противоречивого и единого историко-философского процесса.
Своеобразие объекта и предмета философии обуславливает и особенности философского знания:
- Существует три среды культуры, где возможно проявить человеческий опыт. Первая - истина (наука, идеология и иные формы познания), вторая - добро (мораль и религия), третье - красота (искусство в различных его видах и формах). Философия находится на стыке, впитывая всё богатство и многообразие мировоззрения духовной жизни. Наблюдается огромное влияние на мысль России в 19 веке со стороны отечественной художественной литературы. Особый вклад в это внесли А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и другие писатели. Также на философию наложила отпечаток религия. Частные науки также оказывают влияние на философию. Астрономия, биология, физика и многих другие науки оказывают хотя бы косвенное воздействие на формирование многих взглядов. Философия же для частных наук издавна выступает как общий метод познания. Вот почему иногда говорят, что философия есть по выражению Л. Фейербаха, «мать наук». Г. Гегель называл её «королевой наук», которая ведёт активный диалог с различными науками полезный для обеих сторон.
- Философия стремится обобщить результаты познания и раскрыть общие черты и свойства, законы окружающего мира. Философия, по выражению Г. Гегеля выражает не отдельные вещи: «… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».
- Философию характеризует также антропологическая ориентация, т.е. нацеленность на исследования феномена человека, его сложного внутреннего мира. Начало этой традиции положил Сократ. Он активно призывал человека познавать самого себя. По убеждению Л. Фейербаха, человек является высшим и самым сложным предметом изучения для философии.
В наше время происходит смена исторических эпох и веков, антропологическая ориентация философского знания проявляется в стремлении осмыслить общечеловеческие проблемы и ценности, судьбу и будущее современного человечества. Философия пытается осмыслить суть всей человеческой жизни, порой связать её с наукой.
- Вообще большинство философских вопросов являются вечными. Это объясняется не только их неисчерпаемостью. Их вечность обусловлена особым социальным и культурным знанием данных вопросов. Часто эти проблемы воспроизводятся в новых исторических условиях. Кстати, и решаются они по-иному вступающими в самостоятельную жизнь другими поколениями людей. Это вполне логично.
- Философское знание всегда несёт на себе печать личности мышления, его жизненного пути и судьбы. Философия Аристотеля отличается от философии Вальтера, а творчество Маркса отличается от творчества Платона. Одинаковые вопросы рассматриваются по-разному и это нормально, ведь каждый человек, в том числе и учёный, при изучении чего-либо формирует свой уникальный взгляд на проблему, так как все без исключения смотрят на вещи сквозь призму собственных убеждений. Более того, есть множество философских школ. Это также вполне объяснимо развитием науки. А философия, как мы знаем, идёт в авангарде данного процесса.
2. Функции философии.Философия является развивающейся системой теоретического знания. Она создаётся мыслящими людьми, поэтому выполняет мировоззренческую функцию.
Г. Гегель, говоря о задаче философии, утверждает: «нужно постичь то, что есть и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём. В этом и заключается основная функция философского знания в рамках всей его истории».
Разберёмся какое отношение имеет философия к мировоззрению человека?
Мировоззрение объединяется в себя опыт, который человечество собрало за всю свою историю. Философия ориентирована на способность понять устройство мира и способность человека ориентироваться в нём. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы. На это не способна ни одна наука. Философия решает некоторые фундаментальные вопросы.
С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Крупные открытия и повороты в развитии научного знания приводили к смене сложившихся философских представлений. Так было в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и других известных ученных.
Мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Разнообразные представления и знания о мире помогают каждому человеку сформировать собственное представление о нём.
Философия часто определяет характер и общую направленность мировоззрения. В эпоху возрождения оно было антропоцентрическим, так как происходило активное осмысление в философии и культуре феномена человека. Идея человека в роли центра мировоззрения пронизывала собой не только передовую философскую мысль, но и формы общественного сознания.
Мировоззрение и философию объединяет решение проблем человека. Мировоззрение включает в себя различные сведение о человеке. Почерпнуть это можно из многих источников: из религии, из обыденного познания, из науки и так далее.
Конечно, в развитых мировоззренческих системах философия является основным интегрирующим началом. Философия является теоретическим стержнем мировоззрения. Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте человека и общества.
Раскрывая миссию философии, отмечается, присущая ей методологическая - поисковая функция. Философия формирует исходные принципы, такие как правила и подходы, познания для всего комплекса наук. Принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания и в практической деятельности, например, наука и искусство.
Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, того, что имеется в обществе и порядка вещей, таких как политический строй и нравы.
Прогностическая функция проявляется в следующем: философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в оптимистическое будущее. Идеологическая функция философии предполагает её активное участие в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов различных социальных групп. Например, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем духовной жизни общества. Она улавливает и формирует наиболее типичные и значительные идеи и умонастроения, идеалы своего общества. Кстати, именно в этих целях она и опирается на духовную культуру.
Аксиологическая функция подразумевает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека.
Кроме этих функций философия выполняет интеллектуальную функцию. Философия является синтезом совокупного знания человечества поэтому её изучение есть прямой путь к развитию человека, особенно в плане способности к теоретическому мышлению. Через философию передаются познавательный опыт и образы мышления среди поколений. Исходя из этого, можно сказать, что философия выполняет социализирующую функцию, помогает человеку войти в мир культуры и освоить его.
3. Место философии в системе культуры.В 18 веке в Европе, начиная с эпохи Просвещения, начинает распространяться само понятие «культура». Само слово имеет латинское происхождение. Оно переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов, происходящих в духовной жизни общества, например искусство, философия, наука, нравственность, религия, национальные формы сознания. Также неоспоримо значение материальной культуры.
Взаимосвязь философии и культуры можно выявить в исходном, так сказать, базовом тезисе. Он предполагает, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически является детищем человека, а также различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей. А сам человек уже является подлинным творцом культуры.
Философия раскрывает общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека. Человек же «обрабатывает» и совершенствует эту действительность, также свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сил личности, особенно сущностных.
Вообще само развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости. Его порабощение государством, обществом, собственными пороками всегда нагнетает обстановку, поэтому свобода является основной проблемой философии. По мере её достижения человек получает потенциал и время в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер и даже имеют общекультурное значение.
Характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характер отношений человека к обществу, природе и даже к самому человеку. Также это оказывает влияние на состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы. Помимо этого, происходит разбор таких вопросов как роль религии в жизни общества, качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни.
В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет вовсе определяющее значение. Разделение служит основанием для типологии культуры, также для обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями – производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…».
Культура воплощает в себе итог развития человека, его материальную и идеальную деятельность. Результатом выступает видимое внешнее богатство и скрытое внутреннее богатство человеческой личности.
Философия, используя аксиологический, то есть ценностный подход, для того, чтобы раскрыть соотношение внутреннего мира человека, его ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым совокупный результат этой деятельности формирует личность человека.
Философия рассматривает человека как социокультурный объект. Если данный субъект отличается тусклым внутренним миром и ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Это наносит вред обществу, ценностям, способствует формированию взглядов, основанных на эгоизме, что влечёт за собой несправедливость.
Категория культуры, которую нам предлагает философия и культурология, фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира и определённую систему способов и средств, методов и регуляторов человеческой деятельности. Культура является наследственным человеческим интегралом. Она не локализует свои феномены в отдельных сферах общества.
Также особый философский смысл присутствует у широкой проблематики культуры. Она включает в себя определение системы, её нормы, а также ценностей и степени. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит ее бытие и возвысит его дух. В случае создания антикультуры произойдут обратные процессы.
Духовная культура не несёт себе ощутимой и сиюминутной пользы, но способна сформировать более ценное знание и принципы для человека, которые в будущем выведут человека в выигрыш по многим вопросам. Искусство же развивает у человека чувственность и образное мышление, а вот философия формирует интеллект, развивает способность к творческому мышлению. Философия способна научить человека мыслить свободно и критически. Это очень сильно помогает человеку для реальной оценки вещей. Искусство учит находить прекрасное в жизни, помогает человеку рождать фантазии.
Философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. Вот почему она есть, по словам И. Канта, «законодатель человеческого разума».
Являясь искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость как важную интеллектуальную характеристику, подлинная мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней».
Мудрость – это знание вечных истин, которые человеку необходимы. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни. Очень важно, чтобы знания и адекватное отношение к различным вещам имело практическую значимость.
Вот мы и выяснили миссию философии, то есть ее социокультурную роль, значения – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.
Приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, а также способность применять философские знания способствуют формированию культуры личности.
ЗаключениеМожно с уверенностью сказать, что культура третьего тысячелетия характеризуется нами как информационная культура, так как является ведущим направлением научно-технического прогресса. Для специалистов, работающих в области как информатизации, так и других специальностей должны стать неотъемлемыми чертами аналитический склад ума, который в свою очередь сочетается с развитием, как говорил И. Кант, «синтетической способности суждения», также требуется способность к абстрагированию и та высшая конкретность мышления, мыслительных методов, которая позволяет увидеть предмет, явления, процесс во всех их взаимосвязях в развитии.
Подводя итоги работы, можно сформулировать определение философии. Философия - это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку к миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Помимо этого, в ходе проделанного исследования, мы выяснили, что она является ёмкой, а также развивающейся теоретической системой. Философия включает в себя следующие области философского знания:
- история философии (знания философии о своём прошлом)
- онтология (учение о бытии, формах его проявления)
- гносеология (теория познания мира)
- диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)
- антропология (изучения о человеке)
- аксиология (теория ценностей)
- социальная философия (изучение об обществе и его истории).
С предметом философии дела обстоят намного сложнее. Тем не менее, мы рискнём выдать комбинированное определение, основанное на трудах признанных учёных. Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. То есть философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и тем более точные границы между частями мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь, а также единство.
Многие задачи и вопросы философии только предстоит решить. Возможно, появятся новые теории, учёные насытят мир своими трудами, которые помогут нам решить многие проблемы уже с помощью нового, более актуального современному миру, знания. Появятся новые дисциплины, которые будут изучать смежные и появляющиеся явления. И в процессе конкуренции, нужно будет успевать за данными тенденциями, вовремя получать знания, чтобы не оказаться в «офсайде истории». Также хочется верить, что человечество найдёт способ для более тесного сотрудничества, но путём равноправия и уважения к традициям и культуре всех субъектов. Не путём глобализации, подменяя общенациональные ценности англо-саксонскими, а формируя новые актуальные современному миру, но с сохранением всего хорошего в другой, приемлемой миру форме.
Конечно, сам профессионализм, который рассматривается как качественная характеристика деловой активности человека, представляет собой не только утилитарную ценность, но и прежде всего социальную. Профессиональное самоопределение, а также превращение прогрессии в форму индивидуальной жизни - важнейшие механизмы формирование человеческой личности. Личность активная, деятельная, способствует проявлению ответственности, только в случае адекватности знаний. Иначе, мы увидим формирование ложной картины мира, преобладание материальных ценностей над духовными, ложную активность в абсолютно не нужное русло. Опыт, основанный на ложных представлениях, не будет способствовать развитию общества, а лишь станет основой деградации. На смену такому поколению вполне очевидно придут серые, неактивные и неадекватные современному миру люди, с ложной картиной мира, которые просто подстроились под ложные традиции системы. Следовательно, существует угроза потери грамотной прогрессивной молодёжи, которая и будет нести новое знание и сохранять истинные традиции общества. Основанные на этом поступки, которые называют поступками «со знанием дела», пожалуй, являются единственными на пути к обретению свободы творчества, помогают преодолеть разорванность, помогают определить сущность человека. Если человек претендует на главенствующую роль в этом мире, примеряет корону самого властного, мудрого и духовного существа на этой планете, то нужно обязательно соответствовать этому, нужно показать свои истинное лицо, внутренний мир, благо он может быть уникальным и очень прекрасным.
Список использованной литературыГолубинцев В.О., Данцев Андрей Андреевич, Любченко Василий Сергеевич. Философия. Учебник для технических направлений и специальностей вузов. 2001.
К. Маркс. К критике политической экономии, Партиздат, Москва, 1933.
Кант И. Логика. Пособие к лекциям 1800. III. Понятие философии вообще // И. Кант. Трактаты и письма. – М.: «Наука», 1980.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010
Маркс К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс ; Ин-т марксизма-ленинизма. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1968. - Т. 46, ч. 1.
Философия: Учебник для вузов/ Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону., 1999.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // К. Маркс и Ф. Энгельс Соч.: в 50 т. – 2-е изд. – Т. 21. – М.: Издат-во политич. лит., 1961
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!