это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2337265
Ознакомительный фрагмент работы:
АННОТАЦИЯ. В статье на основе анализа работ отечественных исследователей прошлого и современности обоснована актуальность и необходимость изучения проблемы коммуникативных трудностей у детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации. В работе отмечается, что несформированность потребности в общении, отсутствие элементарных коммуникативных умений и навыков затрудняет процесс общения ребенка со взрослыми и сверстниками, приводит к возрастанию тревожности, создает предпосылки для социальной и личностной дезадаптации. Обозначены направления и содержание мероприятий по преодолению коммуникативных трудностей и развитию конструктивного общения у детей дошкольного возраста.
Важным компонентом самореализации индивида, его эффективности в разных видах деятельности, благосклонности к нему общества является способность устанавливать адекватные взаимоотношения с окружающими людьми. Развитие этих способностей – ключевое условие нормального психического развития ребенка, а также одна из центральных задач дошкольной подготовки. Именно поэтому содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нацелено на коммуникативное развитие детей, предполагающее создание условий полноценного общения в пространственно-предметной развивающей среде дошкольной образовательной организации, стимулирование коммуникативной активности субъектов педагогического процесса.
Анализ коммуникативного развития детей базируется на представлениях о них как полноценных субъектах процесса общения (Т.Н. Волковская, Е.Е. Дмитриева, Е.В. Хорошаева, Г.Х. Юсупова), о значимости общения для становления других видов деятельности у дошкольников (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). Проблеме коммуникативного развития старших дошкольников посвящены работы Е.В. Ковыловой, О.А. Лебеденко, А.В. Черняевой и др. При этом рассматриваются сферы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, анализируется влияние коммуникативного развития на личность ребенка, ее нарушения, вскрываются психологические и педагогические условия обеспечения наиболее оптимального развития детей данного возраста [6].
В указанных исследованиях обращается особое внимание на вопросы межличностного общения детей и аспекты изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранения различных препятствий психологического и социального характера. Подчеркивается, что немаловажную роль в старшем дошкольном возрасте играет общение со сверстниками: ребенок с большим интересом осуществляет игровую деятельность, при этом развиваются навыки межличностной коммуникации и нравственного поведения. М.И. Лисина отмечает острую необходимость общения детей с ровесниками, так как оно благотворно влияет на раскрытие их творческого, самобытного начала [2]. Поэтому формирование навыков социального взаимодействия с группой ровесников и умение находить друзей становится одной из центральных задач воспитания на указанном возрастном этапе. Но некоторые затруднения в общении со сверстниками значительно препятствуют становлению межличностных взаимоотношений.
В целом, исследователи приходят к выводу, что старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой, несущей в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении.
Действительно, в детском саду ребёнок впервые проявляет свое "Я" в группе, получает эмоциональный отклик на свои действия, оценивает отношение сверстников к себе, сотрудничает или конкурирует с ними в игровой деятельности. Но основополагающей потребностью становится то, что к 6-7 годам у дошкольника появляется осознанная необходимость в коммуникации [3]. Он начинает тяготеть к дружеским связям, привыкает пользоваться культурными формами общения и формирует базу для позитивных качеств, предопределяющих будущие гармоничные отношения. От того, насколько успешно ученик освоит навык общения в указанной возрасте, зависит его отношение к собственному «Я», другим людям и окружающему миру.
Итог первых сложившихся взаимоотношений в группе предопределяет место человека в социуме. Проблемы в общении со сверстниками и, как следствие, трудности в достижении позитивных отношений с ними становятся очевидным маркером отклонения в развитии личности и задержки социальной адаптации [4, с. 38]. Н.Е. Щуркова комментирует данный факт: "Судьбу человека определяет личностное проживание детской жизни, но никак не накопленные знания, являющееся только средством жизни" [7, с. 4].
Однако, современные исследователи А.В. Запорожец, В.Е. Каган и многие другие, отмечают увеличение количества детей, демонстрирующих проблемы в процессе общения. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев учёные диагностируют несформированность у дошкольников коммуникативных навыков и умениями межличностного взаимодействия, в первую очередь, с ровесниками. При этом с точки зрения проблемных моментов фиксируются коммуникативные трудности, появляющиеся во взаимоотношениях с ровесниками – от негативизма и агрессивности до острых форм фобий и застенчивости, робости. При этом коммуникация сигнализирует о специфике самооценки обучающегося, его личностных черт, характера, нравственного облика [1, с. 34.]
Также на современном этапе психологи, воспитатели и социологи встревожены падением интереса детей к непосредственной межличностной коммуникации в связи с расширением влияния социальных сетей. Подчеркивается, что виртуальная коммуникация формирует иллюзию дружеских взаимоотношений, однако виртуальное общение не может в полной мере отражать всю сущность межличностного взаимодействия. Поэтому с детства у ребенка необходимо прививать интерес к «живому» взаимодействию и формировать навыки межличностного общения.
В то же время, следует отметить: "общение такая же трудная активность, как и любой другой вид деятельности" [7, с. 6]. И, к сожалению, построению взаимоотношений и самим взаимоотношениям детей в ДОУ не придается такого пристального внимания как другим областям развития. Обычно подразумевается, что взаимоотношения между детьми возникают самопроизвольно и в них вмешиваться не следует, пока не наблюдается серьёзного конфликта. Но практический опыт доказывает, что большинство старших дошкольников не в состоянии без поддержки инициировать благоприятные отношения. Значительная часть дошкольников испытывает трудности в налаживании позитивных отношений с ровесниками, поэтому часть ответственности за межличностные связи детей возлагается на заинтересованных взрослых – педагогов и родителей.
В связи с этим обратим внимание, что одним из базовых условий для становления коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ является принятие их индивидуально-типологических особенностей. Из числа внутренних причин успешности или проблемности коммуникации, как констатируют исследования современных психологов, немаловажную роль играют такие генетически предопределенные факторы как свойства нервной системы и темперамента.
Так, исследование, проведенное Е.И. Нерославской, зафиксировало влияние индивидуально-типологических характеристик обучающихся ДОУ на динамические составляющие общения (объем, инициативность, устойчивость контактов), а также продемонстрировало пути решения проблемы: оптимизация и индивидуализации коммуникации учеников. Автор наглядно демонстрирует, что обучающиеся с разным типом темперамента разнятся по эмоциональному тону речи в процессе коммуникации и невербальным проявлениям (поза, жесты, мимика) [5].
Кроме того, Е.И. Нерославская приходит к выводу, что необходимость в коммуникации у дошкольников, обладающих различным типом темперамента, реализуется по-разному. Холерики и сангвиники, например, реализуют данную потребность расширением количества контактов и инициативностью, в то время как флегматики и меланхолики склонны создавать более узкий круг контактов и возмещать потребность в коммуникации за счет близких отношений с избранными собеседниками.
Многочисленные исследования подтверждают, что учет личностных характеристик и демонстрируемых способов саморегуляции на базе собственного типа темперамента, дает возможность спрогнозировать психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля коммуникации учащегося, обосновывая тем самым необходимость его формирования с позиции индивидуального подхода [5, с. 34].
Причины неэффективности коммуникации старших дошкольников могут быть предопределены и свойствами сформированных мотивов – низким уровнем социальных мотивов, низкой ориентированностью на ровесника, на сферу его потребностей и интересов, а также недостаточным уровнем сформированности актуальных навыков общения, либо безынициативностью в тех типах деятельности, в связи с которыми сверстники устанавливают самостоятельные взаимоотношения.
Кан-Калик В.А. объясняет трудности в коммуникации некими «психологическими барьерами», которые противодействуют эффективному общению, воздействуют на деятельность коммуникантов [3, с. 65]. Таким психологическим барьером может стать фобия, неуверенность в себе, ожидание неудачи, комплекс неполноценности и т.п. Это проявляется в фоновой внутренней напряженности, тревожности; наиболее ярко в тех случаях, когда за индивид подвержен наблюдению и оценке его как личности.
В целом, для детей старшего дошкольного возраста характерны как психологические, так и собственно коммуникативные затруднения в налаживании контактов с ровесниками. Коммуникативные барьеры в различных их проявлениях в большей степени воздействуют на характер общения в группе, так как дети ещё не в совершенстве овладели навыком формулировать четко и логично свои мысли. По этой причине наиболее проблемным детям трудно влиться в коллектив и найти друзей среди сверстников.
Таким образом, проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной проблеме, мы выявили следующие группы трудностей в общении, встречающиеся у дошкольников:
трудности, связанные с психологическими особенностями ребенка (застенчивость, которая ограничивает социальную активность личности; тревожность, связанная с общением, и т.п.);
трудности общения при организации взаимодействия со сверстниками (неумение контактировать с другими детьми);
трудности общения, обусловленные ситуацией в семье;
трудности, связанные с игровой деятельностью.
Об этом свидетельствует следующее: не реализована актуальная в данном возрасте потребность в общении со сверстниками, зафиксирован отрицательный опыт общения с ними; конфликтные отношения в семье, завышенные требования родителей, с которым дети не справляются; неудовлетворенность в сфере общения со сверстниками и переход к общению младших детей со старшими товарищами.
Причинами трудностей в межличностном взаимодействии могут стать: отсутствие комфортной дружелюбной обстановки в группе ДОУ из-за конфликтов; недостаточная сплоченность в коллективе; чрезмерная подозрительность и недоверие по отношению ко сверстникам; агрессивность коммуникации: грубость, резкость и враждебность по отношению к другим детям и взрослым; склонность избегать межличностных взаимодействий; нереализованная потребность в принятии другими (принадлежности к ним); избегание ситуации в которых требуется самостоятельно принимать решения.
Обобщая вышесказанной, мы приходим к мнению, что наиболее эффективными направлениями работы по преодолению трудностей в общении старших дошкольников могут стать следующие:
1) развивающая и просветительская работа с обучающимися, заключающаяся в разъяснении и помощи в формировании межличностных взаимоотношений, которая реализует диагностическую, конструирующую, рефлексивную и развивающую цели;
2) просветительская деятельность с родителями и педагогами ДОУ, имеющая целью накопление знаний об индивидуально-типологических характеристиках дошкольников и возможность повышения внимания к указанным особенностям в процессе коммуникации с ребенком; также - формирование условий для становления индивидуального стиля коммуникации подопечного; составление рекомендаций родителям;
3) коррекционно-развивающая деятельность с группой старших дошкольников, демонстрирующих трудности в коммуникации со сверстниками (индивидуальная и групповая);
4) подготовка рекомендаций педагогу по учету личностных особенностей детей в процессе общения.
Анализируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что становление и развитие удовлетворительного уровня коммуникации в период подготовки к школе обусловлено не только спецификой возрастных изменений, но и социокультурными предпосылками. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие индивидуально-личностное развитие детей данного возраста как субъектов межличностной коммуникации, включает в себя подготовку и реализацию развивающих программ, мероприятий, а также формирование благоприятного социально-психологического климата в группе. Таким образом, преодоление трудностей общения у старших дошкольников – это планомерная, постоянная работа, которая имеет своей целью улучшение социальных навыков воспитуемого. Овладение коммуникативными способностями в период обучения в ДОУ является залогом успешности в современном мире; талант к эффективному общению с другими людьми и способность контролировать различные нюансы коммуникации создает предпосылки для наиболее гармоничной адаптированности к социальной действительности.
В период дошкольного детства индивидуальные достижения ребенка особо отчетливо приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач дошкольного образования формулируется создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков, навыков межличностного общения и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5. С.15-20.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 276 с.
Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. 317 с.
Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников // Воспитание школьников. 2015. №8. С. 38-42.
Нерославская Е.И. Коррекционно-развивающая работа с детьми разных типов темперамента. Волгоград: Корифей, 2007. 80 с.
Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 2013. С. 5–20.
Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания // Воспитание школьников. 2013. №9. С. 3-12.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!