Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Коммуникативные трудности детей старшего дошкольного возраста и их преодоление как психолого-педагогическая проблема

Тип Статья
Предмет Педагогика и психология

ID (номер) заказа
2337265

300 руб.

Просмотров
1120
Размер файла
22.37 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

АННОТАЦИЯ. В статье на основе анализа работ отечественных исследователей прошлого и современности обоснована актуальность и необходимость изучения проблемы коммуникативных трудностей у детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации. В работе отмечается, что несформированность потребности в общении, отсутствие элементарных коммуникативных умений и навыков затрудняет процесс общения ребенка со взрослыми и сверстниками, приводит к возрастанию тревожности, создает предпосылки для социальной и личностной дезадаптации. Обозначены направления и содержание мероприятий по преодолению коммуникативных трудностей и развитию конструктивного общения у детей дошкольного возраста.
Важным компонентом самореализации индивида, его эффективности в разных видах деятельности, благосклонности к нему общества является способность устанавливать адекватные взаимоотношения с окружающими людьми. Развитие этих способностей – ключевое условие нормального психического развития ребенка, а также одна из центральных задач дошкольной подготовки. Именно поэтому содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нацелено на коммуникативное развитие детей, предполагающее создание условий полноценного общения в пространственно-предметной развивающей среде дошкольной образовательной организации, стимулирование коммуникативной активности субъектов педагогического процесса.
Анализ коммуникативного развития детей базируется на представлениях о них как полноценных субъектах процесса общения (Т.Н. Волковская, Е.Е. Дмитриева, Е.В. Хорошаева, Г.Х. Юсупова), о значимости общения для становления других видов деятельности у дошкольников (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). Проблеме коммуникативного развития старших дошкольников посвящены работы Е.В. Ковыловой, О.А. Лебеденко, А.В. Черняевой и др. При этом рассматриваются сферы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, анализируется влияние коммуникативного развития на личность ребенка, ее нарушения, вскрываются психологические и педагогические условия обеспечения наиболее оптимального развития детей данного возраста [6].
В указанных исследованиях обращается особое внимание на вопросы межличностного общения детей и аспекты изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранения различных препятствий психологического и социального характера. Подчеркивается, что немаловажную роль в старшем дошкольном возрасте играет общение со сверстниками: ребенок с большим интересом осуществляет игровую деятельность, при этом развиваются навыки межличностной коммуникации и нравственного поведения. М.И. Лисина отмечает острую необходимость общения детей с ровесниками, так как оно благотворно влияет на раскрытие их творческого, самобытного начала [2]. Поэтому формирование навыков социального взаимодействия с группой ровесников и умение находить друзей становится одной из центральных задач воспитания на указанном возрастном этапе. Но некоторые затруднения в общении со сверстниками значительно препятствуют становлению межличностных взаимоотношений.
В целом, исследователи приходят к выводу, что старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой, несущей в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении.
Действительно, в детском саду ребёнок впервые проявляет свое "Я" в группе, получает эмоциональный отклик на свои действия, оценивает отношение сверстников к себе, сотрудничает или конкурирует с ними в игровой деятельности. Но основополагающей потребностью становится то, что к 6-7 годам у дошкольника появляется осознанная необходимость в коммуникации [3]. Он начинает тяготеть к дружеским связям, привыкает пользоваться культурными формами общения и формирует базу для позитивных качеств, предопределяющих будущие гармоничные отношения. От того, насколько успешно ученик освоит навык общения в указанной возрасте, зависит его отношение к собственному «Я», другим людям и окружающему миру.
Итог первых сложившихся взаимоотношений в группе предопределяет место человека в социуме. Проблемы в общении со сверстниками и, как следствие, трудности в достижении позитивных отношений с ними становятся очевидным маркером отклонения в развитии личности и задержки социальной адаптации [4, с. 38]. Н.Е. Щуркова комментирует данный факт: "Судьбу человека определяет личностное проживание детской жизни, но никак не накопленные знания, являющееся только средством жизни" [7, с. 4].
Однако, современные исследователи А.В. Запорожец, В.Е. Каган и многие другие, отмечают увеличение количества детей, демонстрирующих проблемы в процессе общения. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев учёные диагностируют несформированность у дошкольников коммуникативных навыков и умениями межличностного взаимодействия, в первую очередь, с ровесниками. При этом с точки зрения проблемных моментов фиксируются коммуникативные трудности, появляющиеся во взаимоотношениях с ровесниками – от негативизма и агрессивности до острых форм фобий и застенчивости, робости. При этом коммуникация сигнализирует о специфике самооценки обучающегося, его личностных черт, характера, нравственного облика [1, с. 34.]
Также на современном этапе психологи, воспитатели и социологи встревожены падением интереса детей к непосредственной межличностной коммуникации в связи с расширением влияния социальных сетей. Подчеркивается, что виртуальная коммуникация формирует иллюзию дружеских взаимоотношений, однако виртуальное общение не может в полной мере отражать всю сущность межличностного взаимодействия. Поэтому с детства у ребенка необходимо прививать интерес к «живому» взаимодействию и формировать навыки межличностного общения.
В то же время, следует отметить: "общение такая же трудная активность, как и любой другой вид деятельности" [7, с. 6]. И, к сожалению, построению взаимоотношений и самим взаимоотношениям детей в ДОУ не придается такого пристального внимания как другим областям развития. Обычно подразумевается, что взаимоотношения между детьми возникают самопроизвольно и в них вмешиваться не следует, пока не наблюдается серьёзного конфликта. Но практический опыт доказывает, что большинство старших дошкольников не в состоянии без поддержки инициировать благоприятные отношения. Значительная часть дошкольников испытывает трудности в налаживании позитивных отношений с ровесниками, поэтому часть ответственности за межличностные связи детей возлагается на заинтересованных взрослых – педагогов и родителей.
В связи с этим обратим внимание, что одним из базовых условий для становления коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ является принятие их индивидуально-типологических особенностей. Из числа внутренних причин успешности или проблемности коммуникации, как констатируют исследования современных психологов, немаловажную роль играют такие генетически предопределенные факторы как свойства нервной системы и темперамента.
Так, исследование, проведенное Е.И. Нерославской, зафиксировало влияние индивидуально-типологических характеристик обучающихся ДОУ на динамические составляющие общения (объем, инициативность, устойчивость контактов), а также продемонстрировало пути решения проблемы: оптимизация и индивидуализации коммуникации учеников. Автор наглядно демонстрирует, что обучающиеся с разным типом темперамента разнятся по эмоциональному тону речи в процессе коммуникации и невербальным проявлениям (поза, жесты, мимика) [5].
Кроме того, Е.И. Нерославская приходит к выводу, что необходимость в коммуникации у дошкольников, обладающих различным типом темперамента, реализуется по-разному. Холерики и сангвиники, например, реализуют данную потребность расширением количества контактов и инициативностью, в то время как флегматики и меланхолики склонны создавать более узкий круг контактов и возмещать потребность в коммуникации за счет близких отношений с избранными собеседниками.
Многочисленные исследования подтверждают, что учет личностных характеристик и демонстрируемых способов саморегуляции на базе собственного типа темперамента, дает возможность спрогнозировать психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля коммуникации учащегося, обосновывая тем самым необходимость его формирования с позиции индивидуального подхода [5, с. 34].
Причины неэффективности коммуникации старших дошкольников могут быть предопределены и свойствами сформированных мотивов – низким уровнем социальных мотивов, низкой ориентированностью на ровесника, на сферу его потребностей и интересов, а также недостаточным уровнем сформированности актуальных навыков общения, либо безынициативностью в тех типах деятельности, в связи с которыми сверстники устанавливают самостоятельные взаимоотношения.
Кан-Калик В.А. объясняет трудности в коммуникации некими «психологическими барьерами», которые противодействуют эффективному общению, воздействуют на деятельность коммуникантов [3, с. 65]. Таким психологическим барьером может стать фобия, неуверенность в себе, ожидание неудачи, комплекс неполноценности и т.п. Это проявляется в фоновой внутренней напряженности, тревожности; наиболее ярко в тех случаях, когда за индивид подвержен наблюдению и оценке его как личности.
В целом, для детей старшего дошкольного возраста характерны как психологические, так и собственно коммуникативные затруднения в налаживании контактов с ровесниками. Коммуникативные барьеры в различных их проявлениях в большей степени воздействуют на характер общения в группе, так как дети ещё не в совершенстве овладели навыком формулировать четко и логично свои мысли. По этой причине наиболее проблемным детям трудно влиться в коллектив и найти друзей среди сверстников.
Таким образом, проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной проблеме, мы выявили следующие группы трудностей в общении, встречающиеся у дошкольников:
трудности, связанные с психологическими особенностями ребенка (застенчивость, которая ограничивает социальную активность личности; тревожность, связанная с общением, и т.п.);
трудности общения при организации взаимодействия со сверстниками (неумение контактировать с другими детьми);
трудности общения, обусловленные ситуацией в семье;
трудности, связанные с игровой деятельностью.
Об этом свидетельствует следующее: не реализована актуальная в данном возрасте потребность в общении со сверстниками, зафиксирован отрицательный опыт общения с ними; конфликтные отношения в семье, завышенные требования родителей, с которым дети не справляются; неудовлетворенность в сфере общения со сверстниками и переход к общению младших детей со старшими товарищами.
Причинами трудностей в межличностном взаимодействии могут стать: отсутствие комфортной дружелюбной обстановки в группе ДОУ из-за конфликтов; недостаточная сплоченность в коллективе; чрезмерная подозрительность и недоверие по отношению ко сверстникам; агрессивность коммуникации: грубость, резкость и враждебность по отношению к другим детям и взрослым; склонность избегать межличностных взаимодействий; нереализованная потребность в принятии другими (принадлежности к ним); избегание ситуации в которых требуется самостоятельно принимать решения.
Обобщая вышесказанной, мы приходим к мнению, что наиболее эффективными направлениями работы по преодолению трудностей в общении старших дошкольников могут стать следующие:
1) развивающая и просветительская работа с обучающимися, заключающаяся в разъяснении и помощи в формировании межличностных взаимоотношений, которая реализует диагностическую, конструирующую, рефлексивную и развивающую цели;
2) просветительская деятельность с родителями и педагогами ДОУ, имеющая целью накопление знаний об индивидуально-типологических характеристиках дошкольников и возможность повышения внимания к указанным особенностям в процессе коммуникации с ребенком; также - формирование условий для становления индивидуального стиля коммуникации подопечного; составление рекомендаций родителям;
3) коррекционно-развивающая деятельность с группой старших дошкольников, демонстрирующих трудности в коммуникации со сверстниками (индивидуальная и групповая);
4) подготовка рекомендаций педагогу по учету личностных особенностей детей в процессе общения.
Анализируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что становление и развитие удовлетворительного уровня коммуникации в период подготовки к школе обусловлено не только спецификой возрастных изменений, но и социокультурными предпосылками. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие индивидуально-личностное развитие детей данного возраста как субъектов межличностной коммуникации, включает в себя подготовку и реализацию развивающих программ, мероприятий, а также формирование благоприятного социально-психологического климата в группе. Таким образом, преодоление трудностей общения у старших дошкольников – это планомерная, постоянная работа, которая имеет своей целью улучшение социальных навыков воспитуемого. Овладение коммуникативными способностями в период обучения в ДОУ является залогом успешности в современном мире; талант к эффективному общению с другими людьми и способность контролировать различные нюансы коммуникации создает предпосылки для наиболее гармоничной адаптированности к социальной действительности.
В период дошкольного детства индивидуальные достижения ребенка особо отчетливо приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач дошкольного образования формулируется создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков, навыков межличностного общения и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5. С.15-20.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 276 с.
Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. 317 с.
Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников // Воспитание школьников. 2015. №8. С. 38-42.
Нерославская Е.И. Коррекционно-развивающая работа с детьми разных типов темперамента. Волгоград: Корифей, 2007. 80 с.
Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 2013. С. 5–20.
Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания // Воспитание школьников. 2013. №9. С. 3-12.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
СПбГУТ
Спасибо, очень коммуникабельный исполнитель, на сообщения отвечает, на замечания и коррект...
star star star star star
СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, ЛГУ им. А. С. Пушкина
вообще все супер! Елена быстро выполнила задачу (написать статью), учитывая все критерии. ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.