это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2353025
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание:
Введение - с. 3-4
Глава 1. Теоретико-методологические основания философского наследия М. Маклюэна.
1.1. Сущность и эволюция медиа: от устной коммуникации к новым медиа. - с.5-8
1.2. Классическая теория медиа М. Маклюэна. – с. 8-11
Глава 2. Анализ философско-антропологического контура концепции Маршалла Маклюэна.
2.1. Человек как активное начало понимания медиа. - с. 12-16
2.2. Анализ идей М. Маклюэна о влиянии средств массовой коммуникации на человека. - с. 16-21Заключение - с. 22-23
Литература – с. 24 -25
Введение
Актуальность темы. Противоречивость и безграничность глобализационных изменений уменьшают и нивелируют значение отдельной личности. Время безграничной веры в бытие человека, неограниченной ни социальными, ни политическими рамками, безвозвратно прошло.
Феномен современного общества создает несколько искаженную коммуникативно-психологическую конфигурацию, при которой такие средства масс-медиа, как телевидение и интернет, становятся главным способом получения индивидом любой информации. Однако прогрессивные новейшие технологии скрывают в себе ряд опасностей и рисков.
Так, телевидение, радио, пресса и другие медиа-средства могут как открывать для индивида новые горизонты познания, так и существенно влиять на его мировоззрение, покоряя чувственную сферу и уничтожая границу между реальным и виртуальным мирами. Медиа-влияние тенденциозно приводит к переосмыслению личностью ценностных ориентаций и даже в крайней форме к формированию фанатичной сознания. Нахождение путей преодоления зависимости от медиа возможно лишь при условии детального изучения особенностей скрытого влияния средств медиа на личность.
Степень разработанности проблемы. Особенности влияния медиа на личность в философии М. Маклюэна были предметом исследования многих ученых, а именно: Д.Т. Теолла, Г. Уиллмота, Д. Келлнер, Ж. Марчиссо, П. Левинсона, Л. Стрейта, И.Б. Архангельской, и других.
Так, Пол Левинсон подробно рассмотрел особенности метода исследования, который М. Маклюэн применял для анализа любых явлений, а также обратил внимание на афористичный стиль письма канадского ученого. Л. Стрейт и Д. Мейровиц рассмотрели теорию коммуникации М. Маклюэна в контексте других известных коммуникативных теорий и отметили весомости взноса, сделал ученый.
Объект исследования – самосознание человека;
Предмет исследования – понимание «медиа» в трактовке Г.М. Маклюэна.
Цель работы – исследование специфики влияние «медиа» на самосознание в трактовке Г.М. Маклюэна.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основания философского наследия М. Маклюэна; 2. рассмотреть трактовку человека М. Маклюэна как активного начала понимания медиа; 3. проанализировать идеи М. Маклюэна о влиянии средств массовой коммуникации на человека.
Для решения поставленных задач применялись методы анализа научной литературы, исторический, аксиологический, обобщение, классификация и систематизация, сравнительный анализ, и т.д.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основания философского наследия М. Маклюэна.
1.1. Сущность и эволюция медиа: от устной коммуникации к новым медиа.
Медиа (от латинского media, medium - средство, посредник). термин приобрел распространение в XX веке, сначала для обозначения явления «массовой культуры».
Начал такое толкование медиа теоретик и публицист Герберт Маршалл Маклюэн. Он впервые применил дефиницию «media» для анализа коммуникативных каналов в информационном обществе, образованном новейшими средствами массовой информации при исследовании коммуникативной составляющей в повседневной жизни человека.
Говоря о «понимание медиа», Маклюэн объясняет, что «средства коммуникации» (media) — это не только СМИ. Он относит к медиатехнологии, технические средства, средства-посредники, возникновения и применения которых вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как естественным, так и социальным) и реорганизует его способ мировосприятия и образ жизни: устная речь, письмо, электрический свет, дороги, числа, одежда, жилье, город, деньги, часы, печать, комикс, книгу, рекламу, колесо, транспортные средства (велосипед, автомобиль, самолет), автоматическое оборудование, фотографию, игры, прессу, телеграф, пишущую машинку, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Это разнообразие Маклюэн объединяет термином «внешние расширения человека», непосредственные технические продолжение его тела, органов чувств и способностей, которые в конечном итоге отделяются от человека.
Медиа - сложная категория, включающая различные объекты и субъекты, объединенные в виде системы экономическими, информационными, научными, культурными отношениями. В понятие медиа включают технические средства создания, тиражирование, распространение информации и обмена информацией между авторами и аудиторией.
Сложность изучения и становления базисных категорий медиа обусловлены:
1. размытостью границ с общеупотребительной лексикой: (СМИ, пресса, паблик, пиар и т.д.);
2. проницаемость границы с терминологией других наук, отраслей знаний, отраслей экономики, видов деятельности человечества и индивидуумов (философия, психология, социология, политология и др.)
3. терминологической вариативностью, когда для обозначения того или иного понятия могут использоваться различные лексические единицы: варианты срока, синонимы и т.д. (современный миф, текст-письмо)
4. полисемией, многозначностью, когда один термин несколько значений, при этом приходится объяснять смену смысла в зависимости от контекста (текст, лист, произведение).
Итак, медиа - широкое понятие, которое охватывает всю совокупность информационных средств и приемов для передачи конкретному потребителю сообщение (Печатное слово, музыкальная композиция, видео и т.д.) в той или иной форме. роль и степень влияния медиа на развитие современного общества возрастает с каждым годом, превращая медиа в один из основных средств, с помощью которого люди осваивают и оценивают окружающую действительность в социальных и психологических аспектах. К числу главных характеристик современных медиа исследователи относят креативность и инновации.
Медиа является посредником при передаче информации в процессе коммуникации. Посредник — это тот, кто способствует осуществлению связи, общению. Процесс коммуникации включает в себя следующие основные элементы: отправитель (автор контента), сообщение (информация, имеющая определенную форму и закодированная с помощью соответствующих символов), канал связи (средство передачи информации), получатель (Потребитель контента).
Канал связи предоставляет отправителю и получателю сообщения средства для его создания и восприятия (знаки, материальные носители информации, технические средства для ее передачи), то есть выступает посредником при осуществлении процесса коммуникации.
В зависимости от форм передачи и распространения контента, различают следующие виды коммуникации в обществе между отдельными лицами или группами лиц:
- устная коммуникация, как правило, одновременно использует природные вербальные (речь) и невербальные (жесты, позы, мимика и т.д.) каналы. Устная коммуникация также включает такие ее каналы как музыку, танец, литературу, театр, путешествия с познавательными целями (экспедиции, туризм), изобразительное искусство (Живопись, скульптура), архитектуру, моду, спорт и т.д.;
- документальная коммуникация применяет для передачи информации документы, которые были искусственно созданы человеком - письменность, печать, фотография, магнитные и оптические средства записи и различные технические средства для передачи физического воплощение содержания сообщения в пространстве и во времени;
- новейшая коммуникация использует в качестве средства передачи источники, позволяют влиять на содержание информации в режиме реального времени - радиосвязь, прямой телеэфир, связь через Интернет.
Все перечисленные формы коммуникации существуют и взаимодействуют друг с другом. Результатом такой конвергенции появление гибридных каналов, одновременно используют технические средства, присущие различным видам коммуникации (видео и звукозапись, телевидение, сайты, содержащие мультимедийный контент и т.д.).
Медиа коммуникация является опосредованной, то есть передача сообщение происходит с применением определенных носителей, вид которых зависит от формы представления информации или средств передачи сообщения, предусматривающие определенные виды носителей, обусловленные средством передачи.
Итак, медиа - совокупность физических носителей различной по форме представления информации или средства ее передачи, предусматривающие наличие определенного физического носителя в процессе коммуникации.
1.2. Классическая теория медиа М. Маклюэна.
Несмотря на существование научных центров по изучению отдельных вопросов коммуникаций, в ХХ в. появились исследователи, чьи работы повлияли на развитие теории медиа в целом и чьи идеи могут быть применены для различных научных школ и направлений. Одним из таких ученых был Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980).
Между учеными до сих пор нет единого подхода к трактовке основных понятий теории медиа, и должно быть предметом ее исследования. Некоторые ученые считают, что существование различных подходов к трактовке понятия «медиа» связано с тем, что исследованиями занимаются специалисты разных профессий, каждый из которых рассматривает медиа отрасль отношению к своему виду деятельности и часто не интересуются наработками коллег. Работы Г. Маклюэна представляют ценность почти для всех направлений исследований медиа, а его фраза «global village» («большая деревня») для характеристики современного мира стала устойчивым выражением.
Большую часть своей жизни М. Маклюэн преподавал английскую литературу в университете Торонто, где основал Центр культуры и технологии. После публикаций книг «Галактика Гутенберга» и «Понимание средств общения» имя ученого стало известным как в академических кругах, так и за его пределами. В своих трудах ученый определял, что качественные сдвиги в истории человечества связаны с появлением новых технических средств коммуникации.
По его словам, появление нового средства доставки информации меняет людей больше, чем контент этого средства. он выделил три этапа развития цивилизации. Первый этап - первоначальная дописьменных культура, основана на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающей среды. На этом этапе жизни общества детерминировано устными средствами передачи информации. На смену первоначальной пришла рукописная культура. С появлением печатного станка, как пишет Маклюэн в книге «Галактика Гутенберга», наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма.
Огромная роль на третьем современном этапе развития цивилизации, по мнению ученого, принадлежит электричеству. Оно мгновенно объединяет людей по всему миру, устраняя разницу между днем и ночью, и превращая мир в одну «большую деревню».
С помощью электронных медиа, общество возвращается к первоначальному состоянию, в котором у человека возрождается естественное аудиовизуальное многомерное восприятие мира. Электронные средства передачи информации: телеграф, телефон, телевидения и компьютер являются продолжением нервной системы человека и меняют все стороны его психического и общественной жизни. Создание новых технических средств в жизни общества всегда носит революционный характер: от алфавита к печатному станку, а затем к электронным средствам коммуникации.
Изучая телевидения, Маклюэн подчеркивал, что это многогранное средство общения, объединяет на экране «все времена и пространства одновременно». При этом, зритель из увиденного составляет свой рисунок, в зависимости от жизненного опыта, образования, настроения, и даже степени сосредоточенности в конкретный момент.
В монографии «Понимание средств общения» ученый все средства передачи информации разделяет на холодные и горячие. К прохладных относятся телевидения и радио отчасти потому, что эти СМИ представляли анонимные корпорации без четко выраженной точки зрения. К горячим принадлежат печатные медиа, которые всегда выражают авторскую точку зрения, мнение редакции, и не могут быть безличные и абстрактные. Однако такой подход сейчас считается довольно спорным, поскольку у телевизионных каналов, как и в печатных СМИ есть собственники, заказчики. зритель не смотрит анонимные передачи, от вынужден потреблять информацию в том виде, в котором она представлена журналистами и редакторами. часто сюжеты искажают действительность и дезинформируют зрителей.
В 60-х годах ХХ в. работы Маклюэна становятся популярными не только в Канаде и США, но и в Европе. В своих работах ученый призывает отказаться от книжной культуры для аудиовизуального пространства. Он предусматривал появление нового типа глобальной информационной среды. «Будущее за технологиями, - говорил он, — но мы входим в это будущее спиной». В 70-х годах интерес к трудам Маклюэн значительно падает, многие его идеи вызывают неприятие и протест.
В начале 90-х годов, уже после его смерти, наступает эпоха Интернета и теория Маклюэн вновь становится известной. Идея мира как «глобальной деревни», в котором ничего нельзя скрыть, и все ответственны за все, стала созвучна времени. расстояния между собеседниками не играют больше роли, стирается не только пространство и время, но и происходит сближение культур, мировоззрений, традиций и ценностей. Через совершенствование скорости обмена информацией у людей появляется возможность читать, распространять ее и реагировать на ситуацию в мире с гораздо большей скоростью. Маклюэн писал, что в электронном информационной среде уже нельзя будет игнорировать мнение меньшинства, когда слишком много людей знают почти все друг о друге. Ученый предположил, что в новой эпохе текст и электронные СМИ объединятся. Если печатные средства коммуникации являются горячими, электронные (телевидение и радио) - холодными, то последователи Маклюэн определяют гипер-медиа в сети как замерзающие.
Таким образом, так называемая «эпоха Гуттенберга» дала возможность отчуждать не только окружающий мир, но и отдельного человека, индивида. На взгляд М. Маклюэна, основные глобальные беды современной цивилизации - мировые войны, загрязнение и уничтожение природы, с одной стороны, и информационная перегрузка, психические расстройства - с другой, являются следствием влияния разносторонней печатной информации.
Глава 2. Анализ философско-антропологического контура концепции Маршалла Маклюэна.
2.1. Человек как активное начало понимания медиа.
Проблема исследования влияния медиа на личность в частности и общество в целом прежде всего связана с именем выдающегося канадского философа, литературного критика, филолога и культуролога Маршала Маклюэна, коммуникативная теория которого стала предметом научных дискуссий в отраслях литературоведения, философии и социальных коммуникаций. Согласно этой теории, качественные изменения в обществе возможны только при условии появления новых технических средств коммуникации, которые служили средствами инструментального «Расширение деятельности человека», ее чувственной сферы.
Предметом научных интересов М. Маклюэна стало влияние электрических и электронных средств коммуникации на микро- и макроуровне общества. После выхода научных трудов «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего» и «Понимание медиа: внешние расширения человека» канадского ученого стали называть «пророком эпохи информационных технологий», ведь именно в этих трудах М. Маклюэн не только детально проанализировал особенности влияния отдельных средств коммуникации на личность и общество, но и предложил способы противодействия их негативному влиянию. Несмотря на усиленный интерес со стороны ученых к философскому наследию М. Маклюэна, некоторые аспекты влияния средств массовой коммуникации на психику и становление личности в его научном наследии осталось малоисследованными.
Проблема влияния средств медиа на формирование личностного мировоззрения значительной мере актуализировалась в эпоху глобализационных изменений, когда средства массовой коммуникации стали для каждого отдельного индивида основным способом получения информации об окружающем мире.
С появлением массовых коммуникаций и особенно с появлением новых технологий мгновенной передачи информации значительной численности населения жизни общества в целом и каждого индивида в частности существенно изменилось. Если на ранних этапах возникновения и популяризации медиа средств общество весьма неоднозначно относилось к внедрению и активного использования прогрессивных технологий, то в эпоху глобализации медиа средства стали неотъемлемой частью человеческого существования.
Действительно, в современном обществе трудно достичь эффективного и оперативного решения любых важных проблем, а также способствовать формированию активной жизненной и гражданской позиции среди населения без информации, которая бы отражала важные динамические общественные изменения. Информация в чистом виде не является весомой, ценность она получает только после восприятия и переработки обществом.
Средства коммуникации является не только частью социальной сферы, но и условием развития социума, который является выразителем межличностных связей. Без постоянного обмена информацией общество не может двигаться вперед. Итак, средства социальной коммуникации является необходимым условием социального развития.
М. Маклюэн отмечал важность появления новых технологий как необходимой предпосылки качественного развития общества и человеческой культуры. Осуществляя анализ основных аспектов различных медиа средств, он исследовал процесс их зарождения в первобытном обществе, а также предсказал возникновение нового всеобщего электронного общества, в котором обмен информацией станет динамичным и доступным.
Рассматривая процесс возникновения социальных коммуникаций в обществе, М. Маклюэн предложил собственную периодизацию развития цивилизации, по которой первым цивилизационным этапом является древняя дописьменных культура, в которой основным средством коммуникации служила устная речь. Именно на этом этапе процесс коммуникации был постоянным, ведь в тогдашнем обществе господствовала «аудиальная культура», а каждый индивид не представлял себя вне социума. На смену дописьменной культуры, пришла печатная культура, которая стала началом новой эпохи - «индустриального человека» .
Одним из первых, кто постиг специфику влияния печатных текстов на человека, был французский политический деятель Алексис де Токвиль. Именно он понял, что «печатное слово, которое достигло в XVIII веке культурной насыщенности, гомогенизировало французскую нацию: французы стали похожими друг на друга от севера до юга».
М. Маклюэн в труде «Понимание медиа: внешние расширения человека» акцентирует внимание на конфликтности и неоднозначности влияния, которое осуществляют печатные тексты. Ведь печатное слово не только нарушает привычный первобытнообщинный строй, но и делает невозможным господство равенства между членами социума, где все являются грамотными и имеют доступ к печатным текстам. Однако, по мнению ученого, печатные тексты обладают способностью объединять, убеждать и побуждать к определенным размышлениям и действий членов социума, имеющих доступ к этим текстам. Изобретение печати, как утверждал М. Маклюэн, «укрепило и расширило новую визуальность прикладного характера, создав первый однотипный и воспроизводимый товар, первый конвейер и первую отрасль массового производства».
Конечно, сейчас ярко наблюдается влияние медиа печатных средств на общественное сознание. Если с появлением интернет-ресурсов отношение к книгам несколько изменилось, то пресса и до сих пор занимает ведущее место среди основных средств массовой коммуникации, которые формируют общественное мнение. К главным преимуществам прессы следует отнести не только ее доступность, но и ориентацию на широкую общественность. Однако тексты в журналах, газетах и периодических печатных изданиях предлагают читателю слишком масштабный поток информации, в которой сконцентрированы разные мнения, взгляды, комментарии.
Для индивида, недостаточно владеющему умением анализировать и фильтровать информацию, чтение печатных изданий может иметь разрушительные последствия. Так, через прессу заинтересованные люди могут внушать каждом отдельном члену социума веру в новые, сформированные ими ради собственной выгоды идеалы, которые могут быстро заменить комплекс имеющихся ценностных ориентаций и жизненных принципов.
По мнению М. Маклюэна, вся опасность печатных текстов заключается в том, что они действуют скрытно, воздействуя на индивида не прямо, а опосредованно, через другое средство коммуникации. Так, по М. Маклюэну, «содержанием любого средства коммуникации всегда есть другой способ коммуникации ...Содержанием письма является языком». Отсюда следует, что именно в силе слова заключается вся опасность, которую таят в себе печатные тексты, а правильные компоновки слов, построение предложений и конструирования текста могут осуществлять скрытое воздействие на сознание личности.
Кроме того, печатные тексты, как утверждал М. Маклюэн, способствуют развитию индивидуализма и национализма, то есть часто становятся причиной обособленности членов общества друг от друга, а печать книг на разных языках, в свою очередь, провоцирует непримиримость между народами.
Таким образом, М. Маклюэн ставит человека в подчиненное положение по отношению к медиа. Как было показано в исследовании для того, чтобы адекватно «вжиться» в медиа культуру и остаться при этом самим собой, человек с необходимостью должен быть активным началом понимания и применения средств коммуникации в своей практике.
2.2. Анализ идей М. Маклюэна о влиянии средств массовой коммуникации на человека.
Наиболее противоречивой в коммуникативной теории М. Маклюэна ученые назвали классификацию медиа средств, в основу которой ученый положил уровень участия аудитории в процессе коммуникации. Согласно этой теории, медиа средства делятся на «холодные» и «горячие». Так, «горячие» медиа, к которым М. Маклюэн относит печатные произведения, фотографию, лекцию, вальс и кино, существенно отличаются от «холодных» - интернета, комикса, семинара, твиста и телевидение - потребностью во внешнем вмешательстве, то есть реакции аудитории.
Ученый был убежден, что печатные издания всегда являются выразителями авторской позиции, в отличие от телевидения. Однако мы не согласны с этим мнением, ведь телевизионные каналы также имеют своих владельцев и часто их сюжеты искажают действительность, тем самым дезинформируя зрителя.
Средства массовой коммуникации всегда находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие средств массовой коммуникации М. Маклюэн называет гражданской войной, «которая царит в нашем обществе, а вместе с тем и в наших душах». Сами же средства коммуникации при этом выступают в качестве расширения человеческих чувств.
Для анализа и объяснение этого сложнейшего процесса ученый обращается к мифу о Нарциссе, который, исходя из мифа, был влюблен в свое отражение. По мнению М. Маклюэна, юноша не страдал от любви к себе, а его образ пережил своеобразное вынесения наружу или «самоампутацию», которая осуществила блокировку узнавания самого себя.
Состояние, которое переживал Нарцисс, ученый сравнивает с состоянием, в которое индивида способен ввести контакт с любым средством коммуникации, «влияет одновременно на всю область чувств» .
Итак, «послушать радио или прочитать печатную страницу значит принять расширения нас самих в нашу личностную систему и испытать замыкание». Преобразуя любую информацию, индивид вынужден подставить под удар свою центральную нервную систему, при контакте со средствами коммуникации он находится в состоянии самоампутации и оцепенении.
Именно благодаря состоянию временного оцепенения и принятию личностного расширения медиа средства могут подспудно влиять на сознание и навязывать индивиду определенные мысли и даже кардинально менять его мировоззренческие ориентиры, сформированные в течение многих лет.
Непрерывно взаимодействуя, развиваясь и взаимодополняясь, средства коммуникации создают множество вариаций личностного расширение и продолжение человека. Так, одежда и жилище являются продолжением человеческой кожи, перо - продолжением рук, транспортные средства – продолжением ног, телевидение - продолжением глаз, компьютер - продолжением нервной системы. Личностные расширение неоднозначно влияют на развитие каждого отдельного индивида: с одной стороны, они помогают ему лучше ориентироваться в социуме, с другой - могут полностью изменять его мировоззренческие ориентиры.
Так, одежда как расширение кожи является основным механизмом управления телом, помогает сохранять и перенаправлять энергию. Но в то же время одежда является средством определения положения индивида в социуме, что, в свою очередь, способствует развитию так называемой визуальной культуры, где личностная характеристика зависит исключительно от внешнего вида.
Постоянное и непрерывное проникновение средств коммуникации в жизни людей, несмотря на свой прогрессивный характер, может (при условии отсутствия сопротивления со стороны индивида) сделать его как агрессивно настроенным, так и беззащитным, и апатичным к окружающей среде.
Эти важные свойства медиа средств отмечает М. Маклюэн в научной работе «Понимание медиа: внешние расширение человека»: «Каждое средство коммуникации обладает способностью навязывать слишком доверчивым свои предположения ...». Противостоять подсознательному влиянию медиа средств индивид сможет, только пытаясь избежать состояния «нарциссического» транса, во время которого он потеряет способность критически относиться к полученной информации.
Чтобы полностью не потерять контроль над своей чувственной сферой, личность, по мнению М. Маклюэна, имеет осознать причину возникновения внутреннего влечения к постоянному контакту с медиа средствами.
Так, с развитием технологий люди перестали представлять себя вне информационных знаний, при этом основной ценностью стала «новизна» информации. Противоречие заключается в том, что человек не может осмыслить огромных потоков информации, к которым имеет свободный доступ: «Мы никогда не обладали таким охвату информации и вместе с тем никогда не были так далеко от глубин собственной сущности, познание которой оказалось распыленным и разбросанным во множестве сфер, тонет в океане хаоса и информационного бума».
Контактируя с новыми технологиями, индивид перестает видеть границы. Ему начинает все казаться доступным, как следствие, имея доступ к огромным информационным ресурсам, индивид не успевает перерабатывать и должным образом оценивать полученную информацию, формируя так свободное пространство для негативного влияния медиа, позволяя манипулировать собственным сознанием.
Еще одной определяющей особенностью современного человека, которая детерминирует процессы формирования мировоззрения, является склонность к массовости. На этой особенности акцентировал внимание М. Маклюэн, анализируя факторы влияния социальных коммуникаций на различные общественные формы. По мнению ученого, «в театре, на балу, на футбольном матче, в церкви каждый индивид наслаждается присутствием всех остальных». Именно благодаря присутствию других людей он может подтвердить свой социальный статус, используя такие личностные расширения, как одежда, деньги и тому подобное.
Абсурдность заключается в том, что, желая проявить свою оригинальность и уникальность, каждый отдельный индивид интуитивно следует по массе, копируя других в поведении, одежде, стремлении к обогащению. общественная массовость открыла новые возможности перед средствами коммуникации, дав им возможность оказывать влияние сразу на большую аудиторию людей с целью утверждения духовных ценностей и осуществление идеологического, политического, экономического и организационного воздействия на оценки, мнения и поведение.
Важной приметой нашего времени, как утверждал М. Маклюэн, есть отвращение к навязыванию. Каждый индивид стремится, чтобы вещи и люди проявляли себя во всей полноте. Именно в этой личностной установке «можно найти глубокую веру - веру в высшую гармонию всего бытия».
Итак, непрерывная борьба проходит не только между средствами коммуникации, но и внутри каждой отдельной личности: желая свободы и чувствуя отвращение к навязыванию со стороны, индивид, будучи частью развитого общества, не в силах в полной мере защититься от негативного влияния медиа. Ему приходится постоянно отдавать в аренду манипуляторам свои глаза, уши, нервную систему.
Чтобы не позволить средствам коммуникации полностью подчинить и изменить личностную систему ценностей, индивид должен выработать так называемый иммунитет к влиянию медиа. Он должен осознавать, что средства коммуникации, скрывая в себе преобразующую силу, все же зависят от человека, и быть готовым к «колоссальной коллективной хирургической операции, проводимой на социальном теле при полном отсутствии антисептиков».
Эту «операцию», по мнению М. Маклюэна, в своей совокупности составляют новые технологии и медиа средства. Будучи готовым к ее проведению, индивид может установить информационный барьер, который не даст информации возможности доминировать над другими мировоззренческими компонентами, прежде всего знаниями, верой, надеждой. Ведь без восприятия осознание и переработка информации субъектом процесса коммуникации не происходят.
Теория медиа Маршала Маклюэна стала весомым вкладом в развитие современной социальной философии, социологии и философии медиа. Ученый предсказал возникновение электронного сообщества, которое превратит мир на «Глобальную деревню», где медиа средства станут продолжением нервной системы личности и получат способность на подсознательном уровне изменять его психику и все аспекты общественной жизни. Хотя сам ученый так и не увидел его потому, что он умер в 1980 году, буквально на пороге революции персональных компьютеров, которая так сильно изменила наш мир,
Видя в медиа средствах основной двигатель развития общества, ученый все же отмечал опасности, которую таят в себе новые технологии. Его идеи показали нам мир СМИ в движении, в котором телевидение одержало победу над книгами, газетами, радио и кинофильмами и над сегментами нашего внимания, и, следовательно, оказали глубокое влияние на политику, бизнес, развлечения, образование и в целом на нашу жизнь.
Заключение.
Общие выводы относительно концепции медиа Маршалла Маклюэна таковы. Маклюэн создает концепцию, в задачи которой входит объяснение перехода человека и общества на качественно новый уровень развития и аргументирует этот переход появлением и внедрением в социальную практику новых средств коммуникации. Надо заметить, что данная концепция, хотя отчасти и объясняет процесс антропологической трансформации, имеет ограничения в ее применимости.
В частности, эпистемологические ограничения мы обнаруживаем в следующих положениях. Во-первых, в преувеличении Маклюэном роли медиа в развитии человека и общества. Безусловно, нельзя говорить о том, что средства коммуникации ни коим образом не влияют на процесс антропологической трансформации. Однако человек в своем существовании не исчерпывается только лишь коммуникативной функцией, следовательно, природу и генезис человека невозможно свести только лишь к последней.
Обобщая наши соображения относительно концептуального видения Маршаллом Маклюэну перспектив развития общества в прогнозируемом, а также сконструированном им футуристическом сценария преимуществ информации в развитии современного пространства, опять же продолжим формулировкой тезиса: нецелостность системы знаний, формируется средствами аудиовизуальных средств дезориентирует и делает процесс осмысления ситуативным , поверхностным, информативно насыщенным, но мозаичным.
Учитывая это, определенная доля скепсиса присутствовала во время осмысления основных положений концепции М. Маклюэна, в частности относительно его положения о взаимосвязи свободного доступа к мировым информационным ресурсам и возможности каждому человеку реализовать свой потенциал.
Таким образом, Маклюэн рассматривает человека и общество лишь с одной из возможных сторон (то есть, односторонне), не раскрывая при этом всей специфики социальной и антропологической реальности.
Во-вторых, в том, что Маклюэн ставит человека в подчиненное положение по отношению к медиа. Как было показано в исследовании для того, чтобы адекватно «вжиться» в медиакультуру и остаться при этом самим собой, человек с необходимостью должен быть активным началом понимания и применения средств коммуникации в своей практике.
Список используемой литературы:
Архангельская И.Б. Г.М. Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека» // Филология. Искусствоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, №4. – С. 228–232.
Архангельская И.Б. Маршалл Маклюэн: Монография / И.Б. Архангельская. – Н. Новгород: НКИ, 2010. – С. 291.
Кондратьева У., Беляковская М. История развития медиа. Электрические технологии. Роль телевидения. //Медиа. Информация. Коммуникация. 2019. № 31. С. 17-20.
Вовчук Елена Николаевна, Капацына Татьяна История развития медиа. Домеханическая и механическая эпохи. //Медиа. Информация. Коммуникация. 2019. № 31. С. 13-16
Вырковский А. В. Теоретические представления о медиаменеджменте:
основные подходы и проблемные зоны // Вопросы теории и практики
журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 29–44.
Гаузер И.В. Коммуникация в рамках социологической и культурологичекой парадигм //Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. Т. 6. № 1. С. 146-151.
Качулин А.Г. Концептуальные предпосылки современной медиаэкологии: социально-философский анализ //Философия и культура. 2017. № 4. С. 42-53.
Керкхоф Деррик де. Итак, Маклюэн? Все еще мертв? // Антология
медиафилософии / Редактор-составитель В.В. Савчук. – СПб.: Издательство РХГА, 2013. – С. 248–259
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / М. Маклюэн. – К. : Ника-Центр : Эльга, 2004. – 431 с.
Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека /
Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. – М.; Жуковский: «КАНОНпресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.
Устинов А.В. Google-эффект и М. Маклюэн: интернет как внешнее расширение памяти человека. //В сборнике: Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания Материалы Школы молодых учёных. Под редакцией Б.Г. Юдина, О.В. Поповой. 2017. С. 98-105.
Чумакова В.П. Концепция Герберта Маршалла Маклюэна: медиа в социокультурной динамике. - М.: Диссертация, 2015. - 215 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!