это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2362653
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
1. Психологическая подготовка хоккеистов 5
1.1 Особенности подготовки юных хоккеистов 10
1.2 Психологические особенности детей 12-13 лет 15
2. Методы, задачи психологической подготовки хоккеистов 26
2.1 Задачи и средства этапов подготовки 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение
Современные высшие спортивные достижения невозможны без максимального напряжения физических и духовных сил человека, эффективного использования всех резервов комплексного обеспечения спортсменов. В современном хоккее спортивные результаты определяются уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, которая представляет собой органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности.
Увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок человека для повышения его спортивной работоспособности имеет свои физиологические пределы. Во многих видах спорта спортсмены достигают близких к предельным параметрам тренировочных нагрузок и тренируются почти на пределе своих функциональных возможностей, балансируя между столь желанной высшей спортивной формой и опасностью перенапряжения систем организма. В таких условиях возможно формирование хронических заболеваний, особенно опорно-двигательного аппарата, переутомлений и других патологических состояний, вызванных чрезмерными нагрузками.
Высокие спортивные результаты в современно хоккее предопределены высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, которая предусматривает органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности. Фундаментом системы формирования хоккеистов высшей квалификации является эффективная подготовка резервов в детско-юношеском спорте. На этапах тренировочно- соревновательного периода совершенствуется физическая подготовка хоккеистов, формируется адаптация организма к высоким физическим нагрузкам,которые характерны для современного хоккея, определяются положительные стереотипы поведения, складываются психологические отношения в спортивном коллективе, достигается социальная адаптация, а также создаются предпосылки для освоения и совершенствования технико- тактического мастерства.
Психологическое сопровождение в силу специфики своего предмета пронизывает все виды спортивной подготовки в хоккее, но в то же время является самостоятельным ее звеном.
Актуальность проблемы психологической подготовки хоккеистов возрастает в связи с трудностями внедрения системы такой подготовки в условиях командного вида спорта, а также с недооценкой психологической подготовки со стороны тренерского состава.
1. Психологическая подготовка хоккеистовПсихологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.
Речь потому идет о результатах, адекватных возможностям спортсмена или команды, поскольку психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической и тактической. При низком уровне развития физических качеств, независимо от полезности приемов психической регуляции, команда или спортсмен не может добиться высоких спортивных достижений, результат будет адекватным возможностям, т. е. невысоким.
Суммарное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояний нервно-психического напряжения, которое они не испытывают или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий.
Следовательно, чтобы реализовать в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:
1) действовать в разнообразных условиях, не поддаваясь внушающему влиянию других людей, успеха или неудачи;
2) выполнять необходимые движения и действия с высокой степенью точности, чтобы свести к минимуму число ошибок;
3) быстро и правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и, не колеблясь, их осуществлять;
4) самостоятельно регулировать состояние нервно-психического напряжения.
Достичь этого можно лишь в результате соответствующей психологической подготовки. Таким образом, целью психологической подготовки спортсменов к соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут: а) в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в соревновании максимально возможного результата; б) противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование функций, т. е. проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.
Виды психологической подготовки
Принято различать три основных вида психологической подготовки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоятельных задач:
1) общая психологическая подготовка;
2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям;
3) психологическая защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования.
О6щая психологическая подготовка в обобщенном виде представляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам.
Общая психологическая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных моделей.
Одним из основных критериев психологической подготовки является мотивация. Это обусловлено тем, что даже при наличии самых совершенных методик отбора воспитание спортсмена и подготовка его к высоким достижениям не могут быть решены лишь путем отбора. Человек может быть предрасположен к каким то определенным двигательным действиям ввиду морфологических свойств его организма. Но без достаточного упорства в тренировочной и соревновательной деятельности, без желания заниматься выбранным видом спорта, человек не сможет добиться высоких результатов, даже если в начале своего пути он был «на голову» выше своих партнеров по команде или сверстников. По словам С.Д. Неверковича, «как бы умело не выбирались будущие мастера, успеха добиваются не мышцы и не то или иное свойство нервной системы, а человек, личность. Личность раскрывает свои подлинные возможности при увлеченном и творческом овладении мастерством.»
Очень важное место в спортивной психологии занимает мотивация, которая побуждает человека заниматься спортом.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
А в свою очередь Мотив - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для спортсменов наиболее распространенным движущим фактором может являться такая мотивация как:
-Стремление к престижу
-Материальное благополучие
-Карьерный рост
-Интерес к профессии
У молодых хоккеистов в возрасте 12-13 лет так же могут преобладать следующие мотивации:
-Одобрение родителей, тренера
- Стремление быть лучше партнеров по команде
Е. П. Ильин выделяет следующие причины прихода в спорт:
1) Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств)
2) Стремление к самовыражению и самоутверждению (быть похожим на выдающегося спортсмена, стремление к общественному признанию, желание защищать честь коллектива, города, страны).
3) Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).
4) Удовлетворение духовных и материальных потребностей (получать новые впечатления от поездок по городам и странам, стремление получать материальные блага).
На практике чаще всего случается так, что мотив может со временем измениться. То есть получается, что мотивы обладают некой динамикой, способны сменять один другого под воздействием тренера, меняющейся ситуацией в стране, мнения родителей и друзей.
Следует отметить, что Р. А. Пилоян составил три группы потребностей спортсмена: побудительные, базисные и процессуальные. Побудительные – эт потребность в престиже и материальном достатке. К базисной группе относится приемлемые бытовые условия и условия труда. Процессуальная группа – заинтересованность спортсменов в информации о противниках и о соревнованиях в целом.
В спорте высших достижений необходимой составляющей является обеспечение психической надежности спортсмена при участии в соревнованиях, где особенно важным является мотивация достижения успеха, которая сыграет значимую роль при выборе того или иного спортсмена на ответственные этапы соревнования. Но говоря об эффективном формировании мотивации нужно учесть два момента: необходимо постепенное стимулирование и мотивы подключать поэтапно. И. А. Фурманов предлагает следующие механизмы формирования мотивации:
Формирование интересов, убеждений и положительных эмоций путем воздействия на эмоционально-познавательную сферу.
2) создаются условия, при которых избирательно удовлетворяются какие- либо потребности, а затем происходит целесообразное изменение характера и формирование новых потребностей
1.1 Особенности подготовки юных хоккеистовХоккеем начинают заниматься, как правило, в возрасте 7-8 лет. Но тоже хорошо, если ребенок начал постигать такую сложную науку как хоккей и в более старшем возрасте. Главное, чтобы маленький хоккеист был хорошо подготовлен в физическом компоненте, что позволит ему отлично постигать технико- тактические приемы хоккея.
В детском возрасте вся физическая подготовка должна быть направлена в первую очередь на укрепление здоровья, правильное развитие молодого организма, укрепление сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, полное развитие двигательных качеств и координации.
Развитие силы
Во время игры хоккеисты выполняют многочисленные рывки, ускорения, остановки, торможения, броски, ведут силовые единоборства и т.п. Эффективно выполнять эти действия могут только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц. Для того, чтобы развить силу, необходимо добиваться значительных мышечных напряжений. Это может быть достигнуто в результате волевых усилий, а также при использовании отягощений. При этом необходимо учитывать специфическое развитие мышц хоккеиста и возрастные особенности организма.
При силовой подготовке хоккеистов используются упражнения на снарядах, со снарядами, парные силовые упражнения, упражнения с преодолением веса собственного тела и сопротивления внешней среды, обеспечивающие работы в преодолевающем и уступающем режиме.
С хоккеистами до 12 лет проводится общая силовая подготовка с целью разностороннего развития всех мышечных групп, образования достаточно крепкого мышечного корсета, укрепления дыхательной мускулатуры. Основное средство отягощения - собственный вес тела и частей тела. Упражнения должны быть динамичными.
В силовой подготовке детей следует использовать упражнения в лазанье и перелазание через различные препятствия, упражнения с футбольными, баскетбольными и набивными мячами в различных исходных положениях, упражнения в висах и упорах, упражнения с гантелями и предметами весом до 3 кг, утяжеленными клюшками и шайбами, прыжки и многоскоки.
Необходимо использовать как можно шире естественные условия местности: ходить и бегать по песку, по мелкой воде, по мягкому грунту.
На этапе первоначальной подготовки нужно обучить юного хоккеиста упражнениям, которые в дальнейшем будут выполняться со штангой, эспандерами другими отягощениями. Основной метод - повторный, однако упражнения выполняются не «до отказа».
В возрасте 13-15 лет повышается роль целенаправленной тренировки тех мышечных групп, которые наиболее важны для хоккеиста: мышцы-разгибатели стопы, голени и бедра; приводящие мышцы ног, мышцы-разгибатели спины, мышцы брюшного пресса и кистей рук. Используются методы повторных и динамических усилий. Метод повторных усилий характеризуется использованием непредельных отягощений (30-40% от максимального) с предельным числом повторений «до отказа».
Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнения при незначительном (10-20%) отягощении.
Наряду с воспитанием силы у хоккеиста развивают способность расслаблять мышцы после их напряжения. Поэтому тренировочные задания силовой направленности необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление (семенящий бег, бег трусцой, встряхивание и поглаживание мышц).
Чтобы избежать травм при воспитании силы, необходимо соблюдать ряд требований:
- выполнению упражнений обязательно должна предшествовать разминка;
- при появлении болей в мышцах и суставах следует прекратить выполнение упражнения;
- нужно избегать односторонней неравномерной нагрузки отдельных мышц;
- при выполнении приседаний нужно выбирать исходное положение,
позволяющее сохранить свободу движения в коленном суставе (ноги должны быть слегка разведены);
- необходимо предупреждать излишнюю нагрузку на позвоночник, для чего желательны упражнения в положениях лежа, сидя, в упоре, в висах и др.;
- следует тренировать мышцы спины, что снижает нагрузку на позвоночник;
- при всех упражнениях с отягощениями нужно следить за тем, чтобы позвоночник был прямой.
Тренировочные задания для силовой подготовки лучше использовать в конце занятия.
Хоккеист должен быстро стартовать, тормозить и маневрировать на коньках, вести, передавать, принимать, бросать шайбу и обводить соперника.
Кроме того он должен быстро реагировать на действия соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию.
Быстрота является комплексным двигательным качеством и определяется тремя относительно независимыми одна от другой формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений. Элементарные формы быстроты, как правило, во время соревнований проявляются комплексно, однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид.
Наиболее благоприятные сроки для развития всех форм быстроты приходятся на возраст от 7 до 14 лет. Для воспитания скоростных качеств хоккеистов используются различные упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- техника этих упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельной скорости;
- упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы во время их выполнения усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
- продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу
выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Продолжительность упражнения для юных хоккеистов не должна превышать 10 сек;
- упражнения по своим характеристикам должны соответствовать.
Основными методами скоростной подготовки хоккеистов являются: игровой, соревновательный, повторный и вариативный.
Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий). При выполнении упражнений повторным методом необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Интервал отдыха должен обеспечивать восстановление до пульса 100-110 уд/мин. В паузах выполняются различные упражнения (активный отдых), не требующие больших усилий.
Вариативный метод предусматривает чередование выполнения скоростных упражнений затрудненных, облегченных и обычных условиях.
В качестве примера можно привести следующие упражнения скоростной подготовки.
1 Старты с места из различных исходных положений: стоя (лицом, спиной, боком), сидя, лежа. Выполняются по звуковому и зрительному сигналам.
2 Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования.
3 Бег с внезапными остановками, изменением скорости и направления движения.
4 Хоккеист быстро реагирует и повторяет движения партнера.
5 Упражнения с теннисными мячами у стенки.
6 Игра в настольный и большой теннис.
7 Бег на дистанции 30, 60, 100 м.
8 Бег в гору, с отягощениями, под уклон.
9 Прыжки вверх, в длину с места, многоскоки.
10 Различные виды эстафет на коротких отрезках.
11 Бег с максимальной частотой движения ног на месте.
12 Ведение на месте и в движении с максимальной частотой.
13 Различные виды челночного бега.
15 Подвижные игры, построенные на опережение действий соперника.
В период начального обучения, когда хоккеисты еще недостаточно
овладели техникой хоккея, развитием быстроты следует заниматься вне льда. По мере того, как хоккеисты освоят тот или иной технический прием (а это может быть один из приемов владения клюшкой), его уже можно использовать в качестве средства для развития скоростных способностей на льду. Воспитанием быстроты следует заниматься в начале занятия после соответствующей разминки.
1.2 Психологические особенности детей 12-13 летТехнологичный подход в современном образовании требует от тренера- педагога досконального знания возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, что позволит ему подобрать соответствующие возможностям детей методики обучения.
Возраст 12-13 лет – это своеобразный период в жизни человека, это переход от младшего школьного возраста к подростковому; период перехода от детства к взрослости. Во время перехода подростки демонстрируют странное сочетание серьезности и ребячества. Возраст 12-13 лет можно назвать самым интересным и противоречивым периодом в жизни человека. Педагоги отмечают это и относятся к детям с пониманием.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма – половым созреванием, поэтому этот период называют периодом пубертатного кризиса. И хотя линии психического и физического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть как и в
11, так и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых, поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Интенсивные изменения физиологического характера имеют в этом возрасте огромное психологическое значение и проявляются в поведении детей.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме, от деятельности гипофиза и щитовидной железы, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела.
Сначала взрослых размеров достигают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлинятся руки и ноги и в последнюю очередь туловище.
Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового
созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные изменения ими почти не ощущаются.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, что вызывает быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения, общей работоспособности. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени буквально падать от усталости.
Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю».
У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них практически постоянно усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Дети осознают это состояние как невозможность управлять собственным телом, собственными эмоциями.
Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения.
У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален.
Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростка смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять и понимание и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности для личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны, и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение.
В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.
В подростковом возрасте быстрыми темпами продолжается развитие познавательных способностей ребенка.
Особое значение имеет развитие теоретического рефлексивного мышления. Приобретенные в младшем школьном возрасте мыслительные операции становятся формально логическими операциями: подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане, на основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Он умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи, способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. У подростков возрастает способность планировать и предвидеть. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии.
Интеллектуальное развитие включает в себя как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти два процесса взаимосвязаны: решение проблем происходит более эффективно в том случае, если у человека имеется больший запас соответствующей информации.
Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие, хотя скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач, проведя практическую проверку своих предположений, они получают результат, который был заранее логически обоснован. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.
Подросток постепенно приобретает взрослую логику мышления и это проявляется в повышении осознанности восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.
Активно осваиваются мнемонические приемы, если же они были сформированы в начальной школе, то теперь автоматизируются, во многом определяя стиль учебной деятельности. Развиваются различные формы речи.
С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения.
Сближение воображения с теоретические мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазиями. Не все подростки стремятся к достижению творческого результата (строят летающие авиамодели, создают образы и т.п.), но они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет). Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Чувство взрослости подростка проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей и педагогов. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, увлечений, идеалов, иногда учебы, когда подростком отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь.
Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Часто подростки прибегают к конфликтам и бунтарству как основному способу достижения автономии.
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время.
Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: это взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге, защита друга в его отсутствие, принятие друга, эмоциональный комфорт в общении, сохранение доверенных тайн, не назойливость и не поучительство, уважение внутреннего мира и автономии друга. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.
Наряду с чувством взрослости психологами рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. В то же время встречаются подростки и с неярко выраженной тенденцией – их претензии на взрослость проявляются эпизодически, в отдельных неблагоприятных ситуациях, при ограничении их свободы, самостоятельности.
Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен подросток, – признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.
После поисков себя, личностной нестабильности у него
формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», что происходит позже, примерно к 15 годам. Уже к концу младшего школьного возраста самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Дети различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию познавательного (когнитивного) компонента «Я-концепции», который включает оценочный и поведенческий компоненты. Для ребенка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности, поэтому он очень чувствителен к оценкам окружающих. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся благодаря влиянию семьи и сверстников, значимых педагогов. У некоторых подростков проявляется еще один возрастной феномен – «персональный миф» – осознание того, что они являются особыми и неуязвимыми людьми, исключением из законов природы, что провоцирует у них рискованное поведение.
Младший подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные черты обычно рассогласованы, сочетание разных образов «Я» негармонично, что определяет неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале подросткового возраста. Личностная нестабильность является одной из ярких особенностей детей данного возраста. Она проявляется в эмоциональной лабильности (частая смена настроения, «взрывчатость»), в нравственной неустойчивости (нормы морали остаются чем-то внешним, им дети следуют, чтобы оправдать ожидания значимых для них взрослых и сверстников, чтобы сохранить с ними положительные отношения, заслужить их одобрение), в неустойчивости самооценки, ее подверженности любым влияниям, особенно со стороны близких и значимых людей, в противоречивости характера и стремлений (стремление быть признанным и уважаемым сочетается с показной независимостью и бравадой своими недостатками, стремление быть таким же как и все и стремление выделиться, отличиться любой ценой, отрицание всех авторитетов, общепринятых правил и обожествление случайных кумиров).
Противоречивость подростков, неустойчивость их поведения и зависимость от внешних влияний часто приводит к серьезным социальным проблемам, называемым подростковыми (алкоголизация, токсикомания, противоправное поведение, самоубийства). Их причина часто кроется в желании утвердиться и выделиться любой ценой.
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает еще и идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и реальным положением вещей приводит к неуверенности в себе, что внешне выражается в обидчивости, агрессивности.
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию, к реальным действиям по саморазвитию.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Однако не все они способны проявить силу воли, терпение, многие проявляют детскость, уходят в мир фантазий.
Процесс самоопределения, который называют формированием идентичности (по Э. Эриксону), сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего человека, она образует единую систему координат для форм поведения в различных сферах жизни, помогает уяснить свое место в обществе и определить направление, цели и смысл будущей жизни. Кризис идентичности – период самостоятельного принятия решений в отношении таких важных вопросов, как «кто я и куда я иду?». Одни подростки принимают решения, предложенные другими (взрослыми, друзьями), они послушны, исполнительны; другие избегают решений, пробуют все подряд; третьи находятся в поиске себя, занимаются самоанализом; четвертые прошли кризис идентичности, самостоятельно определили св
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!