это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2386426
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматривается проектная деятельность обучающихся старших классов средней школы в системе дистанционного обучения; приводятся результаты опытно-экспериментальной работы в данном направлении.
Article discusses the senior classes pupil’s project activity in secondary school during the distance learning; the results of experimental work in this direction are presented.
Актуальность темы исследования.
Актуальность заявленной темы доклада обусловлена ориентацией на достижение комплекса универсальных учебных действий (УУД) обучающихся старшей школы, что невозможно без мотивационных установок и высокой степени самоорганизации, которая, в свою очередь, является компонентом организации учебного процесса и мотивационно ориентированной учебной среды. Проектная деятельность старшеклассников является тем инструментом, который может быть с успехом применен в ходе изучения различных предметных дисциплин, ранней профессиональной ориентации будущих выпускников.
В сегодняшних условиях на первый план выходят информационные технологии, электронное обучение, дистанционная работа в условиях средней школы. В результате целенаправленных педагогических действий возможно создание такой образовательной среды, в которой для учеников открываются перспектива интересной и полезной проектной деятельности, направленной на рост их самостоятельности и исследовательской активности.
Наметившееся в настоящий момент расширение сферы образовательных услуг <...> открывает перспективы для развития дистанционного образования (ДО), основанного на использовании информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций. Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально созданными с этой целью. [1: 115].
В свою очередь, проектная деятельность школьников направлена на их социализацию и профессиональную ориентацию, развитие у них мотивации к познанию, исследовательского поведения. «Метод проектов» неизменно признается одним из самых эффективных методов обучения, так как предполагает активное включение в процесс поиска научных знаний, самостоятельные открытия, которые совершает школьник.
Мотивационные возможности «метода проектов» высоки. Авторитетный ученый-психолог А.С. Обухов считает, что в человеке с рождения заложены инстинкты исследователя. По своей природе все дети любопытны, они проявляют «исследовательские побуждения». Но для того, чтобы состоялся полноценный исследователь, нужна исследовательская позиция, то есть «значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и испытывает потребность искать новое. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе проектно-исследовательской деятельности [2: 33].
Именно метод проектов способен создать атмосферу творческого поиска и задействовать ресурсы совместной работы. У этой формы обучения множество плюсов. В ходе дистанционного обучения особенно важно последовательно подвести школьника к возможности инициировать и привести к результату собственный исследовательский проект. Известно, что для обозначенной цели школьникам необходимо решить ряд задач: выбор темы с обоснованием ее новизны, сбор и переработка информации, систематизация знаний, выдвижение гипотезы и планирование действий по ее проверке, получение результата и оценка его значения в системе научных знаний.
Таким образом, проектная деятельность в школе ориентирует учащихся не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности. Проектная технология соединяется с исследовательской деятельностью учащихся [3: 121].
Проведение опытно-экспериментальной работы, которая была реализована в ходе дистанционного обучения параллели десятых классов на базе Образовательной организации, ставило целью реализацию исследовательских проектов старшеклассников на онлайн занятиях по литературе и русскому языку.
Реализация проектов включала несколько важных этапов:
Выбор темы проекта;
Сбор и анализ информации;
Определение концепции проектной работы, включающая рабочую гипотезу и план действий;
Составление предварительного текста проекта;
Анализ текстов педагогом;
Корректировка текста проекта;
Подбор иллюстраций, составление презентации проекта;
Онлайн защита проектов в форме семинарского занятия или ролевой игры;
Рефлексия и организация обратной связи;
Анализ проделанной работы, голосование «на лучший проект». Рейтинг проектов.
Так, на первом этапе реализации исследовательских проектов по теме «Маленький человек» в русской литературе XIX века» была определена тема ролевой игры, предметом которой стала история «простого» человека в контексте русской литературы и культуры. На этапе подготовки, обучающиеся изучали художественные источники и критические статьи, посетили виртуальную выставку Русского музея, предлагали темы и участвовали в их обсуждении, отвечали на вопросы учителя на понимание материала.
В процессе подготовки преподавателем учебного материала решалась задача по адаптации научных текстов к особенностям восприятия старших школьников: проводилось упрощение научного стиля, насыщение справочным материалом, снабжен иллюстрациями. Последнее особенно важно при подготовке к занятию-игре, где необходимо образное мышление и личная эмоциональная вовлеченность участников игры. Весьма эффективным оказалось включение в учебный текст аудио- и видеоматериалов – например, фрагментов аудиокниг и спектаклей, кинофильмов.
На втором этапе была предложена предварительная формулировка тем; сформированы концепции проектов и определена форма игры – Общественный суд. Рассмотрены и утверждены игровые цели, разработан сценарий игры, определен комплект ролей и функции игроков, правила игры, система оценивания ее участников. Выступления «литературных героев» и «писателей», обвинителей и защитников, мировых судей и присяжных заседателей учитывались по их содержанию: аргументированности, наглядности, системном характере предложенных к рассмотрению «суда» доказательств. Все выступления сопровождались презентацией, подготовленной старшеклассниками в ходе изучения материалов.
Онлайн-платформа Мoodle, выбранная в качестве основной для реализации проекта, является удобной для подобной исследовательской работы, позволяя создать онлайн-страницу проекта, осуществлять выкладку информационных материалов, вести чат проекта, где происходит консультирование обучающихся и т. д. Возможность проведения в дистанционном режиме онлайн-семинара на данной платформе также предоставлена ее создателями. Среди сервисов Moodle выделяются такие полезные функции, как публикация лекций и заданий, создание глоссария проекта, поэтапное написание эссе и др [4: 116].
Необходимо отметить, что в обычной деятельности педагоги зачастую сталкиваются с тем, что у их учеников отсутствует доступ к онлайн-ресурсам, ограничены мощность компьютеров и скорость интернет-вещания, нет необходимых программ для создания презентации. Поэтому в подготовке и планировании проекта целесообразно уделить время изучению технических возможностей обучающихся и обсуждению материальной базы проекта.
Следует помнить, что работа над таким сложным для старшеклассников видом деятельности как исследовательский проект, требует от педагога высокой самоорганизации его труда, четкого планирования этапов и соблюдения сроков, а также больших усилий по мотивации учеников, разъяснению их целей и задач в ходе реализации проекта. Задача создания подчиненных общей цели условий, организации продуктивной деятельности учащихся, способствующих формированию необходимой системы ценностей, целиком лежит на учителе. Особая, творческая атмосфера, чувства радостного удивления, духа совместной деятельности, подчиненной общей цели сопровождают данный процесс, находящийся в руках талантливого педагога.
С практической точки зрения. наибольшую трудность для педагога представляет роль независимого эксперта при анализе предложенных тем и концепций проектов, а также при оценке выполненных работ. Поэтому целесообразно привлекать к участию в итоговом мероприятии и других экспертов: коллег-педагогов, родителей, научных руководителей и др.
Так, результаты представленной выше проектной деятельности старшеклассников оценены администрацией образовательного учреждения как полезный практический опыт в ходе реализации дистанционного обучения. Работа над проектами получила положительный отклик и вызвала высокую степень удовлетворения со стороны обучающихся и родителей. По результатам анкетирования, проведенного по итогам проделанной работы и проведенных мероприятий, абсолютное большинство десятиклассников хотели бы продолжать работу над исследовательскими и творческими проектами, что, несомненно, будет способствовать росту познавательного интереса к проектной, научной и творческой деятельности и скажется на мотивации к учебе.
Хотелось бы подчеркнуть, что учебно-исследовательская и творческая деятельность старших школьников в плане потребности в мотивации не противоречат друг другу. Именно об этом говорит в заключении своей работы О.В. Брыкова, определяя проектный метод как «самостоятельную практико-ориентированную работу интегративного характера, в которой учащийся решает не только конкретные учебные, но и исследовательские, культурные, социальные, прикладные задачи, наполненные конкретным образовательным содержанием и практическим смыслом для учащегося» [5:27].
Итак, можно сказать, что исследовательская деятельность в большой степени способствует формированию активного познавательного интереса, мотивации к учебе, начиная с самых первых шагов на пути получения образования и заканчивая научными исследованиями. Качество содержания материала в применении к проектно-исследовательской деятельности и других продуктивных методов должно соответствовать поисковым задачам. Принципы исследовательской деятельности, которые необходимо соблюдать для повышения ее эффективности и качества, – едины. Их необходимо соблюдать на всех этапах обучения. Именно проектно-исследовательская работа, благодаря соответствующему содержанию материала, способна привести к устойчивой мотивации к учебе, что особенно важно при электронном обучении, когда связь между обучающимися и педагогом, между одноклассниками опосредована.
В плане организации проектной учебной деятельности в дистанционном режиме особенное внимание стоит уделять совместной деятельности учеников. Именно такая форма деятельности предполагает развитие социальных качеств, формирование самостоятельности и, конечно, мотивации по отношению к учебе. Активизация общения между участниками учебного процесса способствует ускорению обмена информацией, передаче и усвоению знаний, ускоренному формированию умений и навыков.
Проектировочная работа проходит как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых разрабатывает собственный проект. Таким образом, происходит отработка навыков коллективной и индивидуальной самостоятельной работы. После выполнения готовый проект презентуется всей группе для рецензирования. Публичное обсуждение и защита своего проекта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Преемственность школы и вуза в проектной деятельности приводит к быстрой адаптации в вузе выпускников школы [3: 121].
Для участников совместного обучения основными признаками совместной деятельности будут общая цель, общая мотивация, совмещение индивидуальной деятельности и образование таким образом учебной «команды», единого целого; согласование индивидуальной деятельности участников, что создает прочную основу для успешной реализации проекта. Мотивированность членов команды, по замечанию психологов, выше, чем индивидуальная мотивация. Также установлено, что на усвоение знаний в процессе совместной исследовательской деятельности тратится меньше времени, чем при обычном, фронтальном обучении.
Организация совместной деятельности может включать различные формы работы: работа в парах и в микрогруппах, работа одного учащегося с группой, взаимодействие учителя с «командой детей», соревнование в группах, создание коллективных проектов и др. Естественно, что организация такой, «командной работы», требует от учителя определенных усилий и организационных навыков. Но эти усилия окупаются результатами совместной деятельности.
Положительными моментами совместной деятельности, сопровождающими формирование устойчивого исследовательского поведения, являются удовольствие от работы в команде, оптимизация взаимоотношений и создание атмосферы творчества и ситуации успеха, рост сплоченности класса. В дистанционном формате работы эти результаты проектной работы также необходимо планировать и учитывать.
Список использованных источников:
Можаева Г.В. Проектная деятельность в системе дистанционного образования. Материалы Международной научной конференции. Минск, 1-2 февраля 2010 г. Минск, 2010. Т. 2 – С. 114-117.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Библиотека журнала «Исследователь». – МПГУ, 2015. – С. 31-38.
Семёнова Л.М. Проектная деятельность учащихся старших классов школы и студентов вуза в системе преемственности "Школа-ВУЗ". Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург. №8 (15). 2013. С. 121.
Погорелов В.И., Шуклин Д.А., Козак О.О. Особенности применения и основные этапы метода проектов при дистанционном обучении // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №2 (22). С. 114-118.
Быкова Н.Н. Особенности реализации активных и интерактивных методов обучения при применении дистанционных технологий // Активные и интерактивные методы обучения в вузе. Вып. 2: учеб. -метод. пособие / под ред. Л.А. Миэринь, Е В. Зарукиной. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 198 с.
4. Текст статьи печатается на белой бумаге через 1 интервал на одной стороне стандартного листа формата А4, поля 2,5 см со всех сторон. Текст выравнивается по ширине, абзацный отступ – 1,25 см. Гарнитура шрифта Times New Roman, 12-й кегль. Текст и графический материал предоставляются в двух экземплярах. Повторение одних и тех же данных в тексте, таблицах и графиках недопустимо. Рисунки должны быть черно-белыми, штриховыми, выполнены четко, в формате, обеспечивающем ясность передачи всех деталей. Каждый рисунок должен сопровождаться подписью независимо от того, имеется ли в тексте его описание.
7. К твердой копии статьи прилагается электронная версия на дискете или CD-диске: файлы с текстовой частью в формате Microsoft Word (текст, аннотация на русском и английском языках, ключевые слова, подписи к рисункам, сведения об авторах), имя файла должно начинаться латинской фамилией первого автора (например, Ivanov.doc(rtf)); каждый рисунок в отдельном файле (например, IvanovFig1.gif и т.д.).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!