это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2387291
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Двигательная активность – непременное условие здорового образа жизни.
Движение – не только сущность жизни, но и основа здоровья.
Гиппократ справедливо утверждал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь».
Организм человека представляет собой сложноорганизованную, целостную систему многочисленных и тесно связанных элементов (клеток, тканей, органов, систем), строение и функции которых наследуются, но в процессе жизнедеятельности зависят и изменяются под влиянием условий внешней среды. Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни с момента зачатия и до ухода из жизни.
На организм человека оказывает влияние внешняя среда, которая состоит из четырех взаимодействующих между собой сфер: физической, биологической, социальной и производственной. Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно, оказывает как полезное, так и вредное воздействие.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.
Изучение движения представляет собой одно из самых интересных направлений исследования. Только благодаря движению человек получает некоторые виды сенсорной информации (например, зрительная перцепция существует благодаря движениям глаз, гаптическая - благодаря движениям кисти и пальцев). Именно изучение как средства активного взаимодействия со средой привело Н.А. Бернштейна еще в 40-х годах к созданию физиологии активности - новой и очень продуктивной области, тесно смыкающейся с психологией.
Целью данной работы является изучение генетической и социальной обусловленности развития движений и двигательной активности.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть научные подходы понятий «двигательная активность», «движение»;
- изучить виды двигательной активности;
- проанализировать воздействие двигательной активности на жизнь человека;
- определить зависимость двигательной активности и движения от генетической и социальной обусловленности.
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения двигательной активности.
1.1. Сущность понятия «двигательная активность» в психолого-физиологических исследованиях
Движение - главное проявление жизни, без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды» [9].
Анализ исследований проблемы формирования двигательной активности показывает, что однозначного взгляда на понятие «двигательной активности» нет.
Изучением проблемы двигательной активности занимались многие учёные. Среди них В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский, которые считали человечество главное геологической, преобразующей окружающую среду. Они говорили, что для успешного изменения окружающей среды в нужную сторону нужно, чтобы сам человек был физически и эмоционально здоров, и только в этом случае можно говорить о целесообразности вмешивания человека в окружающую его среду. Также изучала Ю.А.Ямпольская, говорившая о том, что молодёжь в общем становится более физически слабой и связывавшая это с хроническим недосыпом и отсутствию интереса и тяги к спорту [18].
А.И. Быкова, Э.С. Вильчковский, А.В. Кенеман, И.В. Муратов, Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева говорили о том, что физическая активность является важнейшим условием гармоничного развития личности и утверждали, что она является априори естественной физиологической потребностью каждого человека [18].
В детстве происходят наиболее сильные изменения в организме ребёнка. Происходит активное развитие и укрепление опорно-двигательной системы, что способствует формированию основных умений и навыков. Всё это создаёт фундамент для формирования здорового и правильного функционирования внутренних органов, мышечного каркаса, что определяет способность к полноценной двигательной активности ребёнка. Элементы такой физической активности являются основой для формирования любого вида деятельности. Однако с возрастом закономерно снижается уровень физической активности, особенно во время учёбы. Для поддержания двигательных навыков необходимо постоянное занятие физическими упражнениями. Об этом говорили А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, В.П. Губа, Л.Н. Коровина, Л.И. Пензулаева, Л.Н. Пустынникова [17].
С физиологической точки зрения к данному вопросу подходили Л.Е. Любомирский и Г.П. Юрко. Они говорили о том, что благодаря физическим упражнениям более активно происходят процессы адаптации дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма к нервным и физическим напряжениям. Особенно хорошего это выражено в возрасте созревания и формирования организма. Это объясняется пластичностью нервной системы, интенсивным созреванием мозжечка и подкорковых образований головного мозга. Происходит совершенствование процесса сопоставления слов с воспринимаемой действительностью и развитием кинетического контроля, у человека появляется возможность освоения и совершенствования движений [17].
Такие исследователи, как З.Й. Адашкявичене, Л.Б. Спиридонова и Г.П. Юрко, доказывали, что физическая нагрузка оказывает благотворное влияние на физическое состояние человека. Двигательная активность способствует повышению снабжения кислородом всех клеток и тканей, поддержанию на должном уровне всех жизненно важных функций. Такой образ жизни предупреждает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, мышечной слабости [19].
С точки зрения психологии физическая активность и её количество также достаточно сильно влияет на человека. Начиная со старшего школьного возраста, подростки начинают анализировать движения и внешний вид сверстников, а также свой, появляется способность к самоанализу и самоконтролю. Именно в этот период появляется стремление посредством физических нагрузок не просто удовлетворять свои естественные биологические потребности в движении, а ещё и потребность быть не хуже своего окружения, ни в чём не уступать своим сверстникам, возникает желание быть здоровыми и внешне не хуже окружающих. Об этом говорили Н.Е. Анкудинова, Л.А. Венгер, М.П. Голощёкина, Г.П. Лескова, Н.Н. Поддьяков. Это показывает, что в таком возрасте существуют значительные возможности освоения различного рода движений, управления своим телом, и, как следствие, поддержанию всех физиологических функций организма. В таком случае становится ясно, что проблема управления двигательной активностью является важной физиологической проблемой в процессе обучения [17].
Огромный пласт научных трудов, посвящённый вопросам физиологии движений, принадлежит российским физиологам, таким, как И.М. Сеченов, Н.В. Введенский, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомской. Их работы получили дальнейшее развитие в творчестве П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Крестовникова.
Николай Иванович Пирогов, известный русский хирург-анатом, обосновал теорию о том, что строение внутренних органов человека напрямую зависит от выполняемых ими функций. Данное предположение позволило выяснить, как повторные физические нагрузки влияет на развитие организма, на изменение формы тела, на интенсивность и качество развития мышечной массы. Этим исследователем был впервые в России разработан и издан анатомический атлас. На основе научных трудов Пирогова далее разрабатывались и продолжают развиваться принципы функциональной анатомии.
Немаловажный вклад в изучение данной проблемы внёс не менее известный физиолог Иван Михайлович Сеченов. Он показал, что существует тесная связь между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Открытие Ивана Михайловича помогло заложить основы изучения физиологии физических упражнений, проблем и механизма физического утомления, пользы активного отдыха в процессе мышечной деятельности.
Научные работы Ивана Михайловича дали толчок к развитию части трудов физиолога Ивана Петровича Павлова. Этот исследователь обосновал учение о высшей нервной деятельности. Он говорил о единстве физиологической и психической составляющей в человеке, объяснил механизм образования и функционирования условных рефлексов. Всё это имело огромное значение при изучении значимости физических упражнений при формировании двигательных навыков. Также учение о типах нервной деятельности сыграло большую роль в разработке теории и методики физического воспитания школьников и студентов, и даже медицинского контроля за людьми, занимающимися физическими упражнениями и спортом.
Ещё один учёный, которому удалось внести весомый вклад в физиологию движений, врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский. Его перу принадлежит огромное количество литературы, посвящённой теории и методике физического воспитания. Данную тему Егор Арсеньевич раскрывал и освещал в более, чем семидесяти работах. Одним из самых значимых трудов является «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России». В данной работе Покровский утверждал, что занятие физическими упражнениями помогают не только развить и укрепить мышечный каркас, но и способствует развитию интеллекта. Основными средствами физического воспитания учёный считал ходьбу, бег, борьбу и активные игры. Также очень полезными Покровский признавал плавание, греблю, верховую езду и коньки, однако при обязательном условии соблюдения медицинской гигиены и надлежащем контроле. Упражнения на снарядах он считал негативно сказывающимися на здоровье и функционировании организма.
Николай Александрович Бернштейн также внёс неоценимый вклад в изучение этого вопроса. Он не просто объяснял, по какому принципу происходит управление движениями, но и описал механизм, по которому они формируются. В этом механизме учёный выделил три стадии.
На первой стадии происходит процесс распространения возбуждения в коре больших полушарий. Это начальный этап формирования двигательного навыка. Внешне это выглядит как «излишнее закрепощение» Данный период характеризуется невысокой скоростью, напряжённостью, неточностью действия.
Во время следующей, второй стадии, происходит постепенное исчезновение напряжённости, мышечная координация становится чёткой, повышается точность и скорость двигательного акта. В этот период «уходят» нецелесообразные, лишние движения, происходит это по мере уточнения движений. Наиболее важный фактор этой стадии назвал А.Н. Крестовников. Это, по его мнению, зрительное восприятие изучаемого движения. Оно во многом определяет степень эффективности изучения двигательных действий. Зрительное восприятие является эталоном, на который ориентируется человек при последующем овладении различный движений. На этой основе сформирован метод показа, он широко используется во всех сферах, практикующих обучение физическим упражнениям, действенен в любом возрасте. В его основе лежит способность каждого человека к подражанию, к имитации того, что происходит во внешней среде, так же, как ребёнок учится выполнять разные движения, наблюдая за взрослым [18].
Такую черту, как способность к подражанию, рассматривала А.Д. Удалая. Она считала, что на начальном этапе формирования двигательного навыка оно приобретает новые качественные особенности. Это выражается в том, что из стихийного копирования отдельных сторон физической деятельности оно переходит в способ сознательного выполнения задания.
Третья стадия – это собственно и есть формирование двигательного навыка и достижение двигательного мастерства. В эту стадию происходит снижение доли участия мышечных усилий в осуществлении движений за счёт использования реактивных сил. Это, в свою очередь, обеспечивает динамическую устойчивость движений и экономичность энергозатрат. В течение этой стадии реализуются фазы стандартизации и стабилизации двигательного навыка.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемой двигательной активности каждого человека, изучали многие физиологи, педагоги, психологи, философы, врачи. Многие из них говорили о том, что при всей неоспоримой пользе двигательной активности, её не хватает. Это озвучивали Э.С. Вильчковский, Н.А. Ноткина, Л.Н. Пустынникова, М.А. Рунова. Они отмечали, что такой образ жизни, в котором отсутствуют физические нагрузки, отрицательно сказывается на здоровье: в школьном возрасте это замедление роста, в целом снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственная работоспособность [18].
1.2. Виды двигательной активности
Деятельность - это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, выполнением требований к нему со стороны общества и государства. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, от требований общества, в котором он живет [14].
Каждый человек, занимаясь физическими упражнениями, использует те виды двигательной деятельности, которые отвечают его потребностям и возможностям и направлены на совершенствование самого себя, своих физических, психических, нравственных, эстетических и других качеств.
Рассмотрим основные виды двигательной активности, начиная от самого простого и заканчивая более сложными.
Ходьба
Это наиболее простой и при этом достаточно эффективный вид физической активности. Если человек никогда не занимался ранее спортом, то начинать тренировки стоит именно с ходьбы. Для увеличения двигательной активности достаточно начать регулярно совершать пешие прогулки.
Когда человек двигается на свежем воздухе, то организм получает значительно больше кислорода в сравнении с нахождением в закрытом помещении. В результате улучшается качество питания мозга, а также усиливается процесс газообмена в легких. Совершать пешие прогулки желательно вдали от автомобильных дорог, например, в парке.
Бег
Отличный вид двигательной активности, позволяющий увеличить выносливость и избавиться от лишнего веса. Полученные результаты от пробежки напрямую зависят от вида бега и его манеры:
- медленный утренний бег – отличная альтернатива зарядке;
- спринт – быстрые забеги на кроткие дистанции, оптимизируют процесс утилизации глюкозы и увеличивают объем легких;
- марафон – бег на длинные дистанции, позволяющий увеличить выносливость.
Танцы
Хороший способ борьбы с лишним весом, так как позволяет сжигать большое количество энергии. Кроме этого, танцевать приятно и это положительно влияет на психоэмоциональное состояние.
ВелопрогулкиВо многих государствах планеты велосипед является одним из основных видов транспорта. Благодаря этому доступному и полезному транспорту снижаются выбросы вредных веществ в атмосферу, а также укрепляется здоровье.
ФинтесСегодня существует большое количество направления, и каждый человек сможет найти что-то интересное для себя. В каждом городе есть фитнес-залы и благодаря групповым занятиям, человеку не приходится искать дополнительную мотивацию.
Плавание
Этот вид спорта позволяет укрепить все мышцы тела и избавиться от лишнего веса. В отличие от бега, который может негативно влиять на суставы, плавание не имеет недостатков.
1.3. Влияние двигательной активности на функциональное состояние организма человека
Опираясь на слова Вернадского, можно смело говорить о том, что по современным представлениям двигательная активность является естественно обоснованным, эволюционно сложившимся элементом, непосредственно воздействующим на биологический прогресс. Этот элемент жизни человека определяет развитие его организма и обеспечивает формирование как наиболее совершенных механизмов адаптации к окружающей среде в процессе всего исторического развития (филогенеза), так и улучшению жизнедеятельности в период своего индивидуального развития (онтогенезе). Всё это можно объяснить тем, что в механизме управления двигательной активности в элементарной форме проявляется принцип саморегуляции. Этот элемент является прямым отражением сущности закона оптимизации, а он, в свою очередь, проявляется в стремлении всех живых организмов достичь максимального жизненно важного результата с наименьшими затратами, как энергетическими, так и пластическими. В целом же организме происходит встраивание данной универсальной структуры в функциональную систему высшей регуляции адаптационных механизмов, которую расшифровал и пояснил Пётр Кузьмич Анохин.
Влиянием долгого отсутствия физических нагрузок занималась Г.Л. Соколова. Она говорила о том, что гиподинамия, или длительное ограничение или вообще отсутствие двигательной активности, является достаточно опасным и не физиологическим явлением, которое оказывает разрушающее действие на организм и может приводить к раннему снижению трудоспособности и увяданию живой системы. Имеющиеся нарушения в зрелом организме, вызванные гиподинамией, могут быть ликвидированы. Это возможно, если негативные изменения являются обратимыми. Исправить это можно при помощи введения в жизнь человека своевременных регулярных физических тренировок. И если во взрослом возрасте многие нарушения в работе организма являются поправимыми, то в детском и подростковом возрасте, в возрасте обучения в школе и университете, данные нарушения не могут быть в последствии ничем компенсированы.
Физиологами научно установлено, что гиподинамия представляет наибольшую опасность и угрозу для здоровья на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Явление гиподинамии негативно сказывается на темпах роста ребёнка, происходит угнетение многих биохимических процессов, а также страдает нормальное функционирование генетического аппарата клеток. Так же было выявлено, что весомые отклонения наблюдаются со стороны нервной системы. Дестабилизируется работа головного мозга, что проявляется в нарушении функционирования высшей нервной деятельности и снижении показателей работоспособности мозга [1].
Однако, несмотря на неоспоримую важность и пользу хотя бы минимальной двигательной активности, состояние гиподинамии становится превалирующим в жизни большинства современных людей. Они, как правило, предпочитают проводить своё время в максимально комфортных условиях, не напрягая тело и мозг физическими тренировками. Этот образ жизни во многом был «создан» достижениями современной цивилизации. Все новые блага определяют тот комфорт, в условиях которого проживают люди в наше время, этот комфорт лишает человека двигательной активности из-за того, что она просто становится не нужна.
Современные данные показывают, что на данном этапе развития общества образ жизни человека далёк от идеала. Зачастую они не занимаются систематически и целенаправленно физической культурой, они слишком малоподвижны. Такое двигательное бездействие может привести к тому, что негативные последствия гиподинамии, которые в таком случае точно коснутся растущего и развивающегося организма, непременно отразятся на физическом и умственном развитии, эмоциональном и психическом состоянии человекаи, естественно, на здоровье в целом. Этого можно легко избежать, если всего лишь внедрить в свою жизнь оптимальную двигательную активность, ведь она является одним из основных врождённых факторов физического и психического развития человека, функционирования всех органов и их систем на должном, физиологическом уровне.
Чтобы понять, как именно двигательная активность в принципе влияет на человеческий организм, необходимо разобраться в её функциях.
Научная практика и реальная жизнь показывает, что двигательная активность играет разнообразные и очень важные роли. Она выполняет как минимум десять важнейших функций:
- моторную,
-побудительную,
-творческую,
- тренирующую,
-защитную,
-стимулирующую,
-терморегуляционную,
-биоритмологическую,
-речеобразующую,
-корректирующую [19].
Рассмотрим каждую из них отдельно.
Моторная функция. Данная функция позволяет осуществлять адекватное взаимодействие человека с окружающей его средой, формировать разнообразные двигательные реакции. Всё это необходимо человеку, так как посредством их осуществления происходит налаживание внешних контактов с природной средой. Всё это также является проявлением трудового процесса. Процесс функционирования и регулирования происходит за счёт вовлечения всех уровней центральной нервной системы и гормонального аппарата: коры больших полушарий головного мозга, мозжечка, ствола мозга, лимбической системы, базальных ганглиев и спинного мозга. Такая интеграция всех составляющих центральной нервной системы в управление двигательной адаптации показывает насколько многогранна значимость двигательной активности для нормальной жизнедеятельности организма. Двигательная активность является пусковым элементом для множества ключевых процессов, протекающих в организме человека, а значит, она обеспечивает все функции и прогресс организма в разных аспектах.
Побудительная функция. Ранее уже было отмечено, что занятия физическими упражнениями являются естественной физиологической и биологической потребностью человека. Удовлетворение данной потребности, потребности в движении в должном объёме, является жизненно важным пунктом, наряду со всеми остальными требованиями организма. Потребность в двигательной активности является врождённой, она генетически закодирована. Однако это не всё. Закодирован также объём необходимых движений в единицу времени (сутки). В процессе осуществления побудительной функции потребность в моторной активности выступает внутренней движущей силой, позволяющей производить взаимодействие организма с окружающей его внешней средой и возможности приспособления, совершенствования адаптации к изменяющимся условиям среды.
Творческая (развивающая) функция. Илья Аркадьевич Аршавский огласил теорию, согласно которой двигательная активность – это ведущий фактор онтогенеза, индивидуального развития организма человека, начиная с рождения и до конца жизни. Во время физических нагрузок происходит стимуляция процессов анаболизма, за счёт чего осуществляется не только возмещение, но и накопление белка и энергии, таким образом, возникает избыточный анаболизм.
Рабочий цикл обмена веществ выглядит следующим образом: трата – восстановление. Было показано, что при двигательной активности этот цикл имеет свойство не только возвращаться к начальному уровню, но и превышать его. Данное явление получило название суперкомпенсации энергетических трат. Оно, как и говорилось ранее, является избыточным анаболизмом. Данное явление является основой прогресса в развитии организма. Его уровень и степень определяется характером выполняемой работы. Степень же восстановления, в свою очередь, определяет последующую интенсивность энергетики, в том числе и клеточного дыхания. На каждом же последующем этапе развития сохраняется ведущая роль двигательной активности, за ней сохраняется статус важнейшего фактора онтогенеза.
Данное явление носит название «энергетическое правило скелетных мышц». Его сущность состоит в том, что протекание всех энергетических процессов в разные моменты времени и возрастные периоды, все морфологические и функциональные изменения и преобразования в структуре и работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые обуславливают их обеспечение, в индивидуальном развитии каждого человека находится в прямой зависимости от уровня и степени развития его скелетной мускулатуры. Таким образом, можно сделать вывод, что двигательная активность обуславливает совершенствование и в целом жизнеспособность многоклеточного организма, начиная со стадии эмбриогенеза и продолжается это на протяжении всего онтогенеза.
Исследователями было выявлено, что максимально полноценное проявление уровня жизнеспособности организма зависит от того, насколько высок показатель главного компонента энергетики – янтарной кислоты. Это обуславливается тем, что данная кислота обеспечивает наиболее высокий темп энергетики, в связи с этим в онтогенезе так называемая «янтарная энергетика» является двигателем физиологического прогресса. Двигательную активность можно назвать «тягловой силой» энергетики всего организма. Функциональное сокращение скелетных мышц вызывает расход многих богатых энергией соединений, таких как АТФ и прочих, а также энергетических субстратов, например, липидов и углеводов. Эти траты по мере физиологического напряжения перекрываются избыточным анаболизмом.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что творческая функция двигательной активности носит положительный эффект в процессе жизнедеятельности и развития организма. Он проявляется только при условии наличия двигательной активности, но, если она будет умеренной, оптимальной и систематической.
Тренирующая функция. Физическая нагрузка может быть универсальным тренирующим фактором, который может оказать благоприятные изменения со стороны биохимических, структурных и функциональных составляющих, при условии, что данная активность будет умеренной и систематической. Масштабное влияние физических нагрузок на организм, с точки зрения тренирующей функции, обуславливается тем, что реакция организма на неё протекает по принципу системности, в данный процесс вовлекаются различные уровни организации адаптационных механизмов: нейрогуморальная регуляция, исполнительные органы и вегетативное обеспечение.
Феликс Залманович Меерсон сформулировал теорию индивидуальной адаптации, согласно которой в процессе физической тренировки можно выделить два этапа. Первый этап – это «срочная» адаптация, она несовершенная, и второй этап – это совершенная адаптация, «долговременная». «Срочная» адаптация является генерализованной мобилизацией той мобильной системы, которая ответственна за конкретную отдельную деятельность (адаптацию) до предельно достижимого уровня. На этом этапе есть несколько глобальных задач:
1. мобилизация энергетических ресурсов организма и их распределение с избирательным направлением в органы и ткани функциональной системы адаптации;
2. потенциация работы самой этой системы;
3. формирование структурной основы «долговременной» адаптации [9].
Второй этап, «долговременная» адаптация, формируется не сразу, а постепенно. Это формирование происходит в процессе длительных или же множественных воздействий на организм физических нагрузок. Данный этап начинается с переходной стадии, которая характеризуется началом синтеза нуклеиновых кислот и белков, определяется гормональными и прочими факторами, приводящими к избирательному росту отдельных структур в клетках тех органов, которые входят в состав функциональной системы, ответственной за определённую адаптацию. Данный процесс охватывает такие звенья функциональной системы, как нейрогуморальное, двигательное и вегетативное. Это приводит к построению особого разветвлённого структурного «следа», который повышает показатель мощности системы в целом.
Последний этап данного процесса – стадия, стоящая на вершине «устойчивой» адаптации, она характеризуется формированием структурного «следа».
Из всего вышесказанного видно, что увеличение массы, физической выносливости, процесс увеличения митохондрий и электрического потенциала скелетных мышц, является результатом постоянных, систематических физических нагрузок. Положительные морфофункциональные изменения наблюдаются также в механизме работы нервной и гуморальной регуляции, а ещё в структуре и функционировании кровеносной, дыхательной и выделительной систем. Благодаря этому повышается возможность адаптации организма в целом и происходит укрепление здоровья.
Решающая роль генетического аппарата клеток, его функций, которые ответственны за происхождение и управление движениями, определяет такие глобальные, масштабные системные изменения, а также разные преобразования в системе и работе органов и их систем, как результат наличия в жизни человека регулярных физических тренировок. Наблюдается это на всех уровнях организации двигательной активности, таких, как исполнительный, регуляторный и обменный звенья.
Если давать организму систематическую оптимальную физическую нагрузку, будет происходить увеличение структурных генов. На них происходит транскрипция информационной РНК, что является необходимым условием для синтеза белков, в частности митохондриальных, мембранных, сократительных и прочих индивидуальных их видов. Это объясняет, почему при двигательной активности создаётся возможность увеличения темпов активации транскрибирования РНК, что обеспечивает ускорение роста клеток в условиях менее интенсивного включения в работу каждой генетической матрицы. Это обуславливает возникновение условий для оптимизации функций, которые обеспечивают достижение конечного полезного результата при том, что энергетические затраты минимальны.
Итоговым результатом данные преобразований является повышение показателей жизнеспособности всего организма, происходит укрепление физического, психического, эмоционального здоровья.
Защитная функция. Физические тренировки, несомненно, несут за собой положительный эффект для организма. Он включает в себя два звена. Первый аспект – специфический, он проявляется в выносливости всего организма по отношению к физическим тренировкам. Второй же аспект – неспецифический, он характеризуется повышением устойчивости организма к негативным действиям разнообразных факторов внешней среды, а также заболеваниям. Именно этими звеньями определяется профилактическая, или защитная функция систематической, адекватной, умеренной двигательной активности.
Рядом исследователей было установлено, что неспецифический аспект имеет профилактическое значение и выражается в нескольких аспектах. Так, он имеет место в процессе повышения устойчивости к болевым ощущениям, ко всем негативным, отрицательным эмоциям, у студентов и школьников – к повышению работоспособности во время обучения, но это не самое главное. Гораздо важнее, особенно для человека, живущего в современном обществе, то, что осуществляется повышение устойчивости психики к негативным факторам, которые способны вызывать повреждение сердечной мышцы и нарушению работы кровеносной системы, в возникновении которых ключевую и решающую роль играют стрессовые ситуация и неблагоприятная для психики обстановка.
В основе такого неспецифической, защитной функции двигательной активности при неблагоприятных изменениях в работе сократительной деятельности сердца и процесса коронарного кровообращения, которые вызываются воздействием стрессовых ситуаций, лежат составляющие структурного «следа» определённой адаптации. Прежде всего данное адаптационное изменение в центральных и периферических механизмах, которые приводят к их экономному функционированию, а также к увеличению мощности антиоксидантной системы сердечной мышцы, что защищает сердце от разрушения.
При сердечно-сосудистых заболеваниях физическая натренированность организма также приносит свои положительные плоды. Такой благодатный эффект характеризуется двумя особенностями:
1. У людей, имеющих какие-либо отклонения в здоровье сердечно-сосудистой системы, значение систематических двигательных нагрузок возрастает в несколько раз. Это объясняется тем, что при наличии хотя бы минимально тренированного тела, протекание уже возникших болезней происходит гораздо легче и выздоровление наступает быстрее. К таким болезням можно отнести, например, острая транзиторная ишемия или инфаркт миокарда.
2. Однако такая натренированность позволяет не только облегчить протекание болезни и ускорить наступление выздоровления, но и способна предупредить само возникновение болезни.
Такие адаптационные особенности во многом связаны с тем, что проявляется уменьшение вероятности развития разнообразных факторов риска у натренированных людей. Это объясняется тем, что у данной категории людей имеются соответствующие компоненты структурного «следа» адаптации.
На этом роль физических нагрузок не заканчивается. Двигательная активности в умеренных количествах и с адекватной нагрузкой способствует процессу восстановления механизмов саморегуляции многих жизненно важных процессов организма во время выздоровления. Так происходит исправление дефектов, вызванных различными болезнями. Физическая нагрузка способствует переводу энергообмена на более мобильный янтарный уровень. Это определяет более высокую психологическую стрессоустойчивость всего организма к разнообразным негативным факторам внешней или внутренней сред.
Стимулирующая функция. Скелетные мышцы человеческого тела являются мощным генератором биотоков, а они, в свою очередь, представляют собой главный раздражитель головного мозга. Поступают данные раздражающие сигналы не из внешней среды, как, к примеру, звук или свет, а из внутренней среды в виде биотоков изнутри самого организма. Такие биотоки синтезируются в мышцах, находящихся в состоянии напряжения, они направляются в головной мозг по механизму обратной связи. Такое явление называется мышечной чувствительностью. На практике во время сокращения и расслабления мышц происходит возбуждение специализированных проприорецепторов, мышечных рецепторов. Они посылают нервные импульсы в головной мозг.
Чем интенсивнее прохождение нервных импульсов, тех самых биотопов, тем интенсивнее происходит стимуляция мозга, особенно это касается коры больших полушарий. В данных случаях говорят о том, что происходит повышение коркового тонуса. Установлено, что чем выше этот тонус, тем продолжительность и уровень бодрствования. Отсюда видно, что двигательная активность как бы «заряжает» мозг. Существует несколько видов физических нагрузок, и одна из них называется «утренней зарядкой», понятно, что такая активность осуществляется по утрам. Как раз она предназначена не для тренировок, а для стимуляции деятельности органов и их систем.
Двигательная активность влияет и на гормональный фон, как уже отмечалось ранее. Физические нагрузки в нужном объёме вызывают активацию синтеза эндорфинов, это так называемые «гормоны счастья». Они вызывают возникновение положительных эмоций, этим они способствуют налаживанию гармонии в жизнедеятельности всего организма.
Терморегуляционная функция. Для поддержания гомеостаза, постоянства внутренней среды организма, в частности температуры тела, нужен постоянный и непрерываемый приток энергии в виде тепла. Значительное влияние мышечный компонент оказывает на механизм внутренней продукции тепла в организме. На ранней стадии мышечного сокращения происходит достаточно быстрое выделение тепла, это характерно для периода, когда отсутствуют явные признаки напряжения и сокращения мышечного волокна. На последующих этапах, когда мышца начинает сокращаться интенсивнее и производить работу, интенсивное выделение тепла продолжается, так как прохождение превращений химической энергии в механическую не проходит по идеальному плану и данная теплота является показателем сокращения. Однако помимо теплоты сокращения существует теплота расслабления. Она выделяется тогда, когда наступает процесс расслабления мышечной ткани, чаще всего это следствие отсутствия работы.
Из всего вышесказанного становится понятно, что поддержание температурно
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!