это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2428402
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время внимание исследователей направлено на проблему социализации личности, в частности, профессиональную социализацию субъекта, что обусловлено протекающими изменениями в обществе и культуре. В условиях быстро меняющейся социально-профессиональной среды встает вопрос о необходимости изменений в ранее разработанных схемах социализации. При этом несмотря на многочисленность психологических исследований профессиональной социализации, недостаточно изученными остаются вопросы социализации субъекта в условиях относительной социальной изоляции.
Специальной монографии, которая раскрывала бы социально-психологические особенности изолированных групп и коллективов, в отечественной литературе нет. Многие вопросы, находящиеся в компетенции социальной психологии, были изучены авторами на фоне психофизиологических или медико-биологических разработок проблемы в конкретных условиях групповой изоляции. Эти работы содержат познавательный фактический материал, однако он преимущественно описательного характера.
В отечественной и зарубежной научной литературе проблему социализации в условиях социальной изоляции рассматривали Л.П. Гримак, Й. Лангмайер, В.И. Лебедев, З. Матейчек, А. Подгурецкий, М. Ридз, Н.Ю. Хрящева, А.Э. Хасуев, Н.М. Ядринцев и др.
Сегодня проблема социализации человека активно исследуется в социологии, психологии, философии, акмеологии, менеджменте, педагогике, поскольку она отвечает за самовозобновление общественной жизни, социума.
Проблеме изучения особенностей социализации сотрудников подразделений в условиях относительной социальной изоляции посвящена данная работа.
Цель исследования: изучить особенности социализации сотрудников подразделений в условиях относительной социальной изоляции.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность социальной изоляции, ее формы, типы и виды.
2. Показать последствия социальной изоляции.
3. Раскрыть особенности социализации сотрудников организации.
4. Проанализировать влияние социальной изоляции на сотрудников подразделений.
Объект исследования: социализация сотрудников подразделений.
Предмет исследования: социализация сотрудников подразделений в условиях относительной социальной изоляции.
Метод исследования – аналитико-синтетический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА «СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»
1.1 Сущность социальной изоляции, ее формы, типы и виды
Применение термина «социальная изоляция» в социально-психологической литературе неоднозначно. В одном случае под социальной изоляцией понимают результат неформальной негативной санкции группы в отношении к определенному ее члену (остракизм), в другом социальная изоляция может быть представлена результатом особой выраженности личности, вступающей в социальные контакты (интровертированная акцентуация), либо следствием неадекватного проявления человеком эмоций, аутистическими тенденциями, выраженными в его поведении (самоизоляция шизоидных психопатов). Самой крайней формой такого рода «социальной изоляции» может быть отсутствие осмысленности коммуникации с людьми (самоизоляция больных шизофренией). В социометрических исследованиях «социально изолированными» принято считать членов группы, у которых вообще отсутствуют выборы [9, с. 103].
Таким образом, социальную изоляцию можно рассматривать как фактическую невозможность социального контактирования, вызванного внешними условиями жизни. То есть, социальная изоляция – это такое социальное явление, которое способствует отторжению человека или социальной группы от других людей или групп, прекращением или резким уменьшением социальных контактов и отношений [7, с. 173].
В англоязычной литературе чаще употребляется понятие «социальное отчуждение» («social exclusion»), выражающее результат лишений, которые не позволяют индивидам или группам полноценно участвовать в экономической, политической и культурной жизни того общества, в котором они находятся [1, с. 286-295, 618].
Существуют предельные случаи социальной изоляции, когда дети вырастали вне человеческого общества и культуры (например, дети-маугли, одичавшие дети), что приводило к необратимым изменениям их психического развития. Социализация таких детей оказывалась крайне затруднительна, а перевоспитание безуспешно в силу замедленного и неполного психического развития.
Такие случаи являются тяжелейшими последствиями острой социальной изоляции, что позволяет любую иную ситуацию социальной изоляции называть относительной, т.е. более или менее строгой.
Социальный контекст относительной социальной изоляции представляет собой положение, которое занимает изолированный человек в системе общественных отношений, что определяет его мотивационное отношение к ситуации, эмоциональную окраску переживаний и самооценку деятельности [9, с. 104]. Примером может служить изоляция космонавта, связанная с длительностью космического полета; изоляция мореплавателей-одиночек, спелеологов, полярных исследователей; изоляция в закрытых учреждениях (воспитательных, исправительных колониях); изоляция личности, идущей по пути духовного развития, уединения от мирской суеты (отшельничество); изоляция человека в период эпидемии, пандемии и др.
Выделяют две формы социальной изоляции: индивидуальную и групповую.
Признаками острой индивидуальной изоляции от социальных контактов являются:
– длительное пребывание человека наедине с собой;
– продолжительное дистанцирование от общения с другими;
– уход от близкого контакта с родственниками;
– изолированность в течение полугода [11, с. 123-124].
Также выделяют психогенные факторы, которые мешают адекватному восприятию партнера по общению, реальному оцениванию событий, тормозят эмоциональную сферу личности, это:
– пребывание в постоянной «публичности» и информационное истощение партнеров по общению;
– ощущение эмоционального напряжения в связи с необходимостью длительно исполнять определенную ролевую функцию;
– потребность нахождения в одиночестве как защитная реакция организма;
– идентификация с партнером, переживание его мыслей, что приводит к конфликтности и аутизации [3, с. 57].
Отсюда как следствие, коммуникативная несостоятельность (неумение субъекта проявлять коммуникативные качества), которая не способствует адекватному восприятию реальности, эффективному взаимодействию с другими, что и приводит к социальной изоляции личности.
К особой форме относительной социальной изоляции относится групповая изоляция, которая имеет свои особенности, с одной стороны, остается возможность межличностного взаимодействия, что делает ее менее жесткой; с другой стороны, появляются проблемы от вынужденного общения в течение продолжительного времени с одними и теми же людьми, входящими в данную группу. Анализ исследований пребывания человека в такой изоляции указывает на изменения, произошедшие у него в эмоциональной, регулятивной и когнитивной сферах психики, причем в первой в большей степени, чем в последующих.
В своих работах Н.Ю. Хрящева указывает на схожесть реакций отдельного человека, находящегося в групповой изоляции, с изменениями психического состояния, происходящих в условиях относительной социальной изоляции. Автор отмечает, что в изолированных группах у ее членов проявляются неуравновешенность, тревога, мнительность, ранимость и т.п., имеют место астенические состояния, сопряженные с длительностью изоляции, с другими объективными факторами (климатогеографическими, физическими, социальными) и субъективностью восприятия группы к ней [5, с. 55].
В научной литературе выделяют три типа социальной изоляции: полная, физическая, формальная.
Полная наступает при прекращении общения человека с другими людьми, это относится как к личному общению, так и общению с помощью средств связи. Такая изоляция ощущается полярно, либо как большое наслаждение, либо как тяжелое испытание, что не исключает развития раздвоения личности, поскольку в силу отсутствия реального общения, человек ведет разговор с собой. Такой тип изоляции часто встречается в ситуациях одиночного заключения.
Физическая проявляется как результат отсутствия контактов человека с другими людьми, но общение через почту, интернет, телефон становится для него актуальными. Такой тип изоляции можно наблюдать при проживании людей в разных городах, странах, или, когда человек тяжело болен, либо ему необходимо соблюдать карантин.
Формальная наблюдается, когда, казалось бы, человек является полноправным членом общества, однако его социальные контакты минимальны. Такой тип изоляции возможен, если человек отбывает срок наказания в местах заключения или находится на службе в армии [11, с. 123].
Социальную депривацию (изоляцию) подразделяют на следующие виды:
– принудительная изоляция происходит при принудительном изолировании человека, например, принудительное лечение, тюрьма;
– добровольная изоляция сопряжена с собственными желаниями человека, его определенными взглядами на жизнь, например, отшельничество, монашество;
– объявление бойкота подразумевает прекращение всяческого общения с конкретным человеком, из-за чего он вынужден оставаться в одиночестве (при смене социума проблема может разрешиться);
– вынужденная изоляция наблюдается при длительном пребывании человека в безлюдном месте, либо во враждебном окружении. С течением времени может произойти адаптация к подобным условиям, однако полного удовлетворения от новых социальных контактов человек не получит [3, с. 58].
Пребывание людей в социальной изоляции, даже относительной, достаточно сложно переживается ими, поскольку люди – существа социальные. Далее рассмотрим последствия социальной изоляции.
1.2 Последствия социальной изоляции
Социальная изоляция, являясь стрессогенным фактором, по-разному отражается на психике человека. Так, Л.П. Гримак, В.И. Лебедев, Н.Ю. Хрящева к наиболее сложному комплексному психическому феномену, которое возникает у человека или группы людей в условиях изоляции, относят одиночество, которое возникает как ответная реакция на изоляцию и сопровождается отсутствием удовлетворительных отношений с окружающими. Также авторы указывают на то, что в условиях изоляции меняется характер взаимоотношений в группе, где появляется раздражительность, недовольство, недоверие, конфликтность, агрессивность и др. [5, с. 54-55].
Научные исследования социальной изоляции показывают, что длительная изоляция от социума сопровождается:
– проблемами психологического характера. У человека, который очень долго находится наедине с собой, начинает проявляться расстройство психики, не исключена утрата рассудка, возникновение галлюцинаций;
– появлениями физиологических отклонений. Согласно статистике, одинокие индивиды чаще страдают от: гипертонии; вирусных инфекций; синдрома Альцгеймера; слабоумия; у них ухудшается сон; наблюдается заторможенность вербального мышления и внимания; иммунная система дает сбой; воспалительные процессы все чаще наблюдаются в организме; гормональный дисбаланс;
– нарушениями восприятия времени, а также снижениями интеллектуальных возможностей [3, с. 58].
Относительная социальная изоляция имеет свои последствия в каждом конкретном случае, затрагивая эмоциональную, познавательную и поведенческую составляющие психики человека в определенный отрезок времени. Ряд исследователей (Н.Ю, Хрящева, Н.М. Ядринцев, А. Подгурецкий, М. Ридз и др.) выделили типичные изменения психического состояния, возникающие в условиях относительной социальной изоляции, среди которых эмоциональная и регулятивная сферы психической деятельности. Авторы указали на появление у человека неуравновешенности, повышенной чувствительности, беспокойства, отсутствия уверенности в себе, тоски, тревоги, безразличия и ряда других астенических нарушений аффективности и высших психических функций.
При групповой изоляции постоянное общение с одними и теми же людьми приводит к слабости сенсорных раздражителей, а также минимуму перцептивных, коммуникативных и интерактивных действий. Все это проявляется в эмоциональном напряжении, неадекватности восприятия, снижении толерантности, конфликтах [3, с. 56].
Согласно А.Э. Хасуеву, социальная изоляция имеет негативные последствия, однако они обратимы. Возобновление отношений между людьми может способствовать восстановлению удовлетворительного психического и физического здоровья. Однако социальная изоляция, созданная против воли человека, может привести к долгосрочным психическим расстройствам, в частности, посттравматическому стрессовому расстройству [11, с. 126].
Научными исследованиями подтвержден факт физического урона наносимого структуре мозга посредством беспокойства и чувства изоляции, что делает человека более уязвимым к болезням, провоцируя скачки артериального давления и частоты сердечных сокращений, увеличение гормонов стресса. При длительном одиночестве увеличивается риск смертности. Мета-анализ семидесяти научных работ по факторам социальной изоляции, проведенный в 2015 г. Д. Холт-Лунстанд, показал, что ощущение одиночества повышает вероятность ранней смерти на 26%; социальная изоляция повышает вероятность смертности на 29%; проживание в одиночестве – на 32%, и это не связано с возрастом, полом, местонахождением и культурой человека [11, с. 126].
Вместе с тем исследователи отмечают и положительную сторону социальной изоляции, поскольку оторванность от привычной социальной среды заставляет человека адаптироваться к новой, компенсируя ее выстраиванием приемлемых отношений с доступным окружением. Такой процесс сопровождается не только общением, но и социальной поддержкой от членов группы при столкновении с трудной ситуацией [5, с. 55].
Кроме того, некоторые люди, столкнувшись с длительной изоляцией, демонстрируют личностный рост, у них обостряется чувство близости с окружением, меняется видение жизни.
На основании изложенного, возникает вопрос, что же является ключевым фактором, позволяющим человеку успешно приспособиться к условиям относительной социальной изоляции. Многочисленные исследования, проведенные в лабораторных условиях, дают ответ на этот вопрос. Было доказано, что это – социальная активность, подтверждающая, что при полном отсутствии целенаправленной деятельности появляются выраженные нарушения психической деятельности, влияющие на эмоциональную устойчивость, умственную работоспособность, внимание, а также развитие реактивных галлюцинозов и параноидов. Возможности лабораторного моделирования способствовали созданию некоторых элементов трудовой деятельности, относящихся к адекватному пониманию испытуемыми задач исследования, высокой степени их занятости, тщательной подготовке и др., что в свою очередь дало результаты резкого снижения вероятности серьезных отклонений в психическом состоянии и поведении испытуемых [9, с. 107].
Таким образом, рассмотренные нами последствия социальной изоляции, затрагивают эмоциональную, познавательную и поведенческую составляющие психики человека, что может стать фактором необратимых психических процессов и жизни человека в целом.
Выводы:
Под социальной изоляцией понимают такое социальное явление, которое способствует отторжению человека или социальной группы от других людей или групп, посредством прекращения или резкого уменьшения социальных контактов и отношений.
Любая социальная изоляция, не являющаяся острой, относится к категории относительной.
Различают две формы социальной изоляции: индивидуальную и групповую. Довольно часто к индивидуальной социальной изоляции человека приводит коммуникативная несостоятельность (т.е. неумение проявлять коммуникативные качества), которая не способствует адекватному восприятию реальности, эффективному взаимодействию с другими.
Групповая изоляция менее жесткая, чем индивидуальная, поскольку остается возможность межличностного взаимодействия, однако появляются проблемы от вынужденного общения в течение продолжительного времени с одними и теми же людьми, входящими в данную группу.
Последствиями социальной изоляции могут быть изменения в эмоциональной, регулятивной и когнитивной сферах психики, причем в первой в большей степени, чем в последующих. Социальная изоляция способна привести к необратимым психическим процессам и даже к угрозе жизни человека в целом.
II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Особенности социализации сотрудников организации
Социализация представляет собой процесс, при котором индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, установки, образцы поведения, присущие социальной группе, организации или обществу, позволяющие ему быть активным субъектом общественных отношений [2, с. 287].
Организационная социализация – это процесс постижения индивидом ценностей, раскрытие своих способностей, формирование требуемого поведения и культурного кругозора, имеющих значение для получения статуса полноправного члена организации. Важность процесса социализации заключается в формировании сотрудника организации с целью долгосрочных перспектив сотрудничества с ним.
Процессы социализации сочетают в себе общие интересы сотрудника и организации. От скорости и эффективности этого процесса зависит преданность, производительность и текучесть кадров. Поэтому, стабильное и успешное развитие организации сопряжено с умением социализировать новых членов.
Выделяют несколько стадий социализации:
Предварительная стадия – ознакомление сотрудника с особенностями работы и организации до прихода на работу. Конкретизация общих требований происходит в процессе отбора при поступлении на работу.
Стадия «столкновения» – непосредственное столкновение сотрудника с реальностью и сравнение со своими ожиданиями в работе.
Стадия «метаморфозы» – приспособление к расхождениям, увязывание ожиданий с реальностью отношений [2, с. 288].
Вступление человека в организацию является сложным и важным процессом социализации, поскольку эффективность сотрудника и организации зависит от ее успешности.
Для вступления человека в организацию важно учитывать некоторые проблемы:
– адаптационные возможности человека к новым условиям и окружению. Проблема решается посредством взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения;
– возможности изменяемости (приспособляемости) поведения человека, без их наличия часто нельзя войти в организацию;
– возможности изменяемости организации при принятии человека на вакантное место с учетом потребностей и критериев отбора [2, с. 288].
Решение данных проблем позволяет человеку быстрее и легче адаптироваться к организации и новым условиям работы, построению взаимоотношений с организационным окружением, отчего в дальнейшем будет зависеть успешность развития организации в целом.
Важное место в адаптации сотрудников к организационному окружению отводится организационной культуре, а успех работника, как правило, зависит не от содержания работы, а от тех социальных условий, в которых она осуществляется. Поэтому успешность вступления в организацию зависит от принятия ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, присущих данной организации.
Для человека, вступающего в организацию, необходимо изучить основные стороны ее жизнедеятельности. Это относится:
– к миссии и основным целям организации;
– к допустимым и предпочитаемым средствам, используемым для достижения целей организации;
– к имиджу организации;
– к принципам, правилам и нормам как единому организму, которые обеспечивают существование организации;
– к взятым человеком на себя обязанностям;
– к поведенческим стандартам, которые необходимо будет соблюдать человеку при выполнении заданной работы [2, с. 289-290].
Процесс адаптации в организации будет протекать успешно, если работник необходимые знания и информацию получит через наблюдение за поведением сотрудников, посредством коммуникации с ними и руководством, путем изучения своего поведения и устранения неприемлемых нормам паттернов.
Кроме того, в процессе адаптации сотрудника происходит постепенная доработка (оттачивание) профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Согласно уровню подготовленности сотрудника, ему могут дать наставника, предложить дополнительное обучение, либо непосредственный руководитель введет его в должность.
Процесс адаптации сотрудника в организации имеет условное деление:
1) Подготовленность нового сотрудника. Эта оценка важна для создания более успешной программы адаптации. Наличие опыта работы в аналогичных подразделениях уменьшит период адаптации сотрудника, однако такие составляющие, как организационная культура, стиль руководства и др. могут потребовать дополнительного времени и сил для их принятия.
2) Ориентация. Представляет собой практическое ознакомление сотрудника с возложенными на него обязанностями и требованиями со стороны организации.
3) Действенная адаптация. Подразумевает приспособление работника к новому статусу и вхождение в межличностные отношения с коллегами. Важным моментом на данном этапе является активность действий сотрудника в различных сферах, оказание ему поддержки, регулярное проведение оценки эффективности не только его деятельности, но и взаимоотношений с коллегами.
4) Функционирование. Подразумевает постепенное преодоление производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе. Спонтанное развитие процесса адаптации длится год-полтора, регулируемый процесс адаптации ограничивается несколькими месяцами [2, с. 290-291].
При смене обозначенных этапов возникают трудности, которые называются «кризисами социализации», сопровождающиеся тревогой, сопротивляемостью, стрессом, поиском выхода, либо активным освоением еще неизвестного. Каждый этап требует применение продуманной системы управления социализацией.
Успешная социализация имеет следующие характеристики:
– у нового сотрудника отсутствуют напряжение, страх, неуверенность;
– сотрудник приобрел необходимый объем знаний и навыков, овладел профессиональной ролью;
– дана удовлетворительная оценка показателям профессиональной деятельности работника;
– проявляется интерес к совершенствованию профессиональных умений;
– сотрудник удовлетворен оценкой своей профессиональной деятельности;
– успешность в работе сопряжена с ощущением жизненного успеха [2, с. 291].
Таким образом, к основным составляющим организационной социализации можно отнести:
– корректировку ценностей, установок, образцов поведения;
– важность непрерывности процесса социализации на протяжении определенного периода времени;
– принятие новых должностных обязанностей, рабочих групп и организации в целом;
– первостепенность начального периода социализации.
2.2 Влияние социальной изоляции на сотрудников подразделений
Как уже было показано ранее, относительная социальная изоляция в индивидуальной или групповой форме может иметь различные последствия. Поэтому социализация сотрудников подразделений в таких условиях имеет свои особенности.
Мы уже выяснили, что не только индивидуальная депривация оказывает влияние на психику человека, но и постоянное общение в условиях ограниченного количества одних и тех же людей вносит различные изменения в его психику.
Социализация сотрудников подразделений в условиях групповой изоляции имеет негативное воздействие на нервную систему работника, вызывая ее астенизацию, что сказывается на общении и поведении. При истощении нервной системы появляется раздражительность, несдержанность, быстрая утомляемость, утрата способности к продолжительному физическому или умственному труду и др.
Увеличение срока изоляции чревато невротическими проблемами, поскольку в таких условиях неизбежны конфликты, избегание которых приводит либо к открытой конфронтации, либо к уходу в себя, при этом нарастает замкнутость, аутичность, развиваются неврозы, депрессии.
Важно отметить, что астенизация нервной системы как следствие социальной депривации, приводит к нарушениям не только в поведении и общении, но также к реакциям, которые несвойственны человеку в повседневной жизни. Причину такого поведения, ученые видят не столько в оторванности от большого социума, сколько в постоянной публичности, постоянном пребывании в поле внимания коллег, называя этот феномен «феноменом аквариума» [6].
Не секрет, что, находясь в обществе, человек ведет себя не так как наедине с собой. В процессе общения ему приходится непрерывно играть определенные социальные роли. Внешнее наблюдение заставляет его осуществлять контроль за своим поведением, соответствовать ролевой функции, что провоцирует внутреннее напряжение, поэтому часто только наедине с собой человек может «расслабиться».
В условиях групповой изоляции сотрудники постоянно пребывают «под прицелом» друг друга, это вынуждает их сдерживать эмоции, контролировать свои чувства и желания, что способствует нарастанию психической напряженности. В замкнутом коллективе оттачивается понимание эмоционального состояния друг друга и это, казалось бы, хорошо. Однако опасность заключается в том, что такое познание «до дна» в условиях плохой совместимости вскрывает возможности быть уязвленным и с каждым разом все сильней и больней, поскольку начинают угадываться те паттерны поведения коллеги, которые вызывают негативные эмоции, стресс [6].
Соответственно, значительное ухудшение функционального состояния и самочувствия сотрудников в группе приводит к стрессовому снижению активности общения, когда «падает» мотивация и способность к общению, но начинает развиваться так называемое «когнитивное нигилирование» коллег по изоляции, т.е. нарастает неприязнь к коллеге [9, с. 112].
Психическое состояние, которое возникло в условиях социальной изоляции, характеризуется выраженностью отклонений в эмоциональной и когнитивной сферах, нарушении социальных контактов. Здесь существенную роль играет именно психологическая сторона этих последствий, поскольку тревожность, депрессия, интеллектуальные расстройства являются характерными чертами так называемого депривационного синдрома. Симптомы такой депривации имеют широкий спектр вероятных нарушений: начиная с легких странностей, не выходящих за пределы нормального эмоционального состояния, заканчивая грубыми поражениями интеллекта и личности.
Многими исследователями отмечено, что именно социальная депривация, а не трудности работы являются определяющим фактором психической напряженности работников.
Тем не менее, не все так однозначно. При стрессовой ситуации общения в условиях относительной социальной изоляции могут доминировать как социально-позитивный настрой межличностного взаимодействия, который способствует консолидации группы, так и социально-негативный, дезорганизующий ее. Исследователи данной проблемы выделили основные условия, которые позволяют направлять стрессовый потенциал в сторону консолидации, или дезорганизации группы. Довольно часто обострение социальной изоляции приводит к конфронтации с руководством, грубости, вспыльчивости, нетерпимости. Может появиться неприязнь к психологическим нагрузкам, сопряженным с ответственностью как за людей, так и перед ними, отчуждение от интересов группы. Л.А. Китаев-Смык такую форму общения при стрессе связывает с застойностью негативных социально-психологических установок, при которых снижается критическое к ним отношение [9, с. 111].
А.Н. Патунина предлагает рассматривать особенности социализации сотрудников через баланс приспособления (адаптацию), либо обособления (индивидуализацию) в контексте категории «вовлеченность сотрудников». По мнению автора, вовлеченность предполагает вложение личных усилий сотрудника для достижения цели подразделения, личной заинтересованности в общую деятельность [8, с. 71].
Вовлеченность выступает не только как одно из проявлений субъектности, оно представляет собой качество, которое связано с социализированностью сотрудника, и характеризуется его приспособлением (адаптацией) и обособлением (индивидуализацией) в определенных условиях. Такая точка зрения является показателем успешности социализации сотрудников в условиях относительной социальной изоляции. А понимание вовлеченности говорит о личностном ресурсе и успешной социализации сотрудника, несмотря на наличие изоляции.
Таким образом, социальный контекст ситуации мотивирует отношение и поведение сотрудников в условиях изоляции, этим объясняется преобладание социально-позитивного компонента межличностного взаимодействия, т.е. «чувство локтя», дружественность, взаимная симпатия и т.п., что в свою очередь приводит к групповой сплоченности. Выражение социально-негативных тенденций взаимоотношений сотрудников в условиях изоляции связано с положением группы в системе общественных отношений, в частности, с изоляцией трудового.
Итак, социальная изоляция не всегда приводит к социальной депривации. Во многом личностные особенности человека, богатство его внутреннего и духовного мира, связь жизненных помыслов, задач, представлений с миром, культурой, содействуют стойкости, толерантности перед возникновением депривационного синдрома. Наличие данных качеств помогает человеку справиться в сложных жизненных условиях.
Процесс социализации сотрудников в организации при относительной социальной изоляции сопровождается их развитием и самоизменением. Характер социализации сотрудников в условиях изоляции зависит от соотношения их адаптации и индивидуализации под воздействием условий организации.
Выводы:
Социализация – это процесс усвоения определенных знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе, организации или обществу, позволяющих человеку быть активным субъектом общественных отношений.
Особенностью организационной социализации является постижение сотрудником ценностей, раскрытие способностей, формирование требуемого поведения и культурного кругозора, имеющих значение для получения статуса полноправного члена организации.
Выделяют три стадии социализации – предварительную, стадию «столкновения», стадию «метаморфозы».
Для вступления человека в организацию необходимо учитывать его адаптационные возможности к новым условиям и окружению; возможности изменяемости (приспособляемости) поведения; возможности изменяемости организации при принятии его на вакантное место с учетом потребностей и критериев отбора.
Основными составляющими организационной социализации считают: корректировку ценностей, установок, образцов поведения; важность непрерывности процесса социализации на протяжении определенного периода времени; принятие новых должностных обязанностей, рабочих групп и организации в целом; первостепенность начального периода социализации.
Социальная изоляция несет в себе различные последствия, поэтому социализация сотрудников подразделений в условиях изоляции имеет свои особенности. Отмечено, что не только индивидуальная депривация оказывает влияние на психику человека, но и постоянное общение в условиях ограниченного количества одних и тех же людей вносит различные изменения в его психику.
Социализация сотрудников подразделений в условиях групповой изоляции приводит к истощению нервной системы, вследствие чего появляется раздражительность, несдержанность, быстрая утомляемость, утрата способности к продолжительному физическому или умственному труду и др.
Тем не менее, социальная изоляция не всегда приводит к социальной депривации, поскольку процесс социализации сотрудников в организации может сопровождаться их развитием и самоизменением. При этом характер социализации сотрудников в условиях изоляции зависит от соотношения их адаптации и индивидуализации под воздействием условий организации.
Заключение
В данной работе изучены особенности социализации сотрудников подразделений в условиях относительной социальной изоляции. Для этого рассмотрена сущность социальной изоляции, ее формы, типы и виды. Под социальной изоляцией понимают такое социальное явление, которое способствует отторжению человека или социальной группы от других людей или групп, посредством прекращения или резкого уменьшения социальных контактов и отношений. Социальная изоляция, не являющаяся острой, считается относительной социальной изоляцией.
Различают две формы социальной изоляции: индивидуальную и групповую. Нередко к индивидуальной социальной изоляции человека приводит коммуникативная несостоятельность (т.е. неумение проявлять коммуникативные качества), которая не способствует адекватному восприятию реальности, эффективному взаимодействию с другими.
Групповая изоляция менее жесткая, чем индивидуальная, поскольку остается возможность межличностного взаимодействия, однако появляются проблемы от вынужденного общения в течение продолжительного времени с одними и теми же людьми, входящими в данную группу.
Известны типы социальной изоляции – полная, физическая, формальная, а также виды социальной изоляции – принудительная, добровольная, объявление бойкота, вынужденная.
В работе показаны последствия социальной изоляции. Длительная социальная изоляция имеет последствия психологического характера, появление физиологических отклонений; нарушение восприятия времени.
Относительная социальная изоляция затрагивает эмоциональную, познавательную и поведенческую составляющие психики человека в определенный отрезок времени.
Кроме негативной отмечена и положительная сторона социальной изоляции, поскольку оторванность от привычной социальной среды заставляет человека адаптироваться к новой, компенсируя ее выстраиванием приемлемых отношений с доступным окружением.
В работе раскрыты особенности социализации сотрудников организации. Социализация является процессом усвоения определенных знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе, организации или обществу, позволяющих человеку быть активным субъектом общественных отношений.
Особенностью организационной социализации является постижение сотрудником ценностей, раскрытие способностей, формирование требуемого поведения и культурного кругозора, имеющих значение для получения статуса полноправного члена организации.
При вступлении человека в организацию учитываются его адаптационные возможности к новым условиям и окружению; возможности приспособляемости поведения; возможности изменяемости организации при принятии его на вакантное место с учетом потребностей и критериев отбора.
В работе проанализировано влияние социальной изоляции на сотрудников подразделений, где показано, что не только индивидуальная депривация, но и постоянное общение с одними и теми же людьми по-разному влияет на психику.
Социализация сотрудников подразделений в условиях групповой изоляции приводит к истощению нервной системы, вследствие чего появляется раздражительность, быстрая утомляемость, утрата способности к продолжительному физическому или умственному труду и др.
Однако важно отметить, что социальная изоляция не всегда приводит к социальной депривации, поскольку процесс социализации сотрудников в организации может сопровождаться их развитием и самоизменением. При этом характер социализации сотрудников в условиях изоляции обусловлен соотношением их адаптации и индивидуализации под воздействием условий организации.
Список использованной литерат?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!