это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2442183
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход в основном централизованно планируемой экономики, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Осознавая важность финансовой системы в социально-экономическом развитии страны, считаю необходимым раскрыть основные проблемы и направления совершенствования ее функционирования. Стратегическим выбором России является переход к технологической модели развития экономики и создание инновационной системы. Однако формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, ускоренное технологическое развитие отраслей реальной экономики до сих пор является проблематичным, страна переживает кризис недиверсифицированной экономики.
Несмотря на то, что финансовая система представляет собой совокупность объективно существующих финансовых отношений, однако на состав ее сфер влияет степень развития этих отношений в обществе и развитие научных взглядов на сущность финансов.
Системный характер финансового менеджмента коммерческих организаций определяет типологию его структуры, включающую управление активами и пассивами, стратегический и тактический финансовый менеджмент.
Степень изученности. В России со временем появляются научные труды, освещающие различные аспекты функционирования финансовой системы в современных условиях.
Изучение проблем государственного управления насчитывает несколько столетий. Обстоятельный обзор и анализ научных исследований по проблемам государственного управления содержится в фундаментальной работе профессора Е.В. Охотского «Государственное управление в современной России». В ней отмечается, что первой серьезной работой в области государственного управления, созданной на собственной концептуальной основе, стали изданные в 1845 году во Франции «Очерки об администрации» Александра Франсуа Вивьена.В России вышло немало монографий, брошюр, научных статей, учебников и учебно-методических пособий, специально посвященных вопросам конституционного права и государственного управления. Заметное место среди них занимают публикации В. Атаманчука, Ю.К. Краснова, Р.В. Енгибаряна, Г.Л. Куприяшина, А.В. Пикулькина. В трудах указанных и других авторов дано определение, исследуются его структура, признаки и отличительные черты, свойства и правовые механизмы. Анализируются принципы и закономерности построения и функционирования государственных управленческих систем, основные направления их развития. Российской академией государственной службы издана «Энциклопедия государственного управления в России» в четырех томах.
В работах Р.У. Айбазова, Н.И. Глазуновой, Д.П. Зеркина, А.И. Радченко, М.М. Телемтаева исследуется сущность и содержание властных государственно-управленческих отношений, их институционально-структурная, функциональная и коммуникативная составляющие. Управленческая деятельность представлена как процесс разработки, принятия и реализации государственно-управленческих решений, как органическая совокупность специальных форм и методов управленческой деятельности.
Исследование проблем управления финансами в России ведется по нескольким направлениям.
В этом блоке работ, прежде всего, привлекают внимание исторические исследования.
Интерес к- изучению истории управления финансами в России появился вместе с формированием отечественной исторической науки. Однако возможность на широкой источниковой базе рассмотреть этот вопрос появилась только в XIX веке.
Первая значительная работа на эту тему - книга Д.А. Толстого «История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II» опубликованная в 1848 году.
В 1993 году Минфин России отметило 190-летие своего существования брошюрой, содержащей сведения о деятельности министерства почти за два века.
Однако после издания 1902 году не было ни одной работы с общим обзором развития министерства финансов и системы финансового управлении России в целом. Только, в 2002 году по случаю 200-летнего юбилея министерства вышел четырехтомник «Истории Министерства финансов России».
Значительный вклад в изучение проблемы управления финансами о вносят экономисты . Что касается юридических работ, посвященных правовому статусу Минфина России, то их крайне мало. В результате не получили должного научного анализа такие вопросы как генезис и эволюция правового статуса министерства финансов, его места в системе государственного управления финансами, характер его взаимоотношений с другими государственными институтами, такими как глава государства, парламент, Центробанк и т.д.
Объектом исследования являются финансы в РФ.
Предметом исследования - финансовая система в РФ.
Цель работы – изучение системы органов государственной власти в сфере управления финансами (на примере РФ).
Задачи работы:
– исследовать сущность и методы управления финансами. Особенности управления финансами в современной экономике;
– проанализировать систему органов управления финансами;
– изучить основные направления финансовой политики для стабилизации социально-экономического развития страны;
– рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственного управления финансами;
– изучить статус министерства финансов РФ, структуру, функции, полномочия;
– проанализировать основные направления развития финансовой системы РФ. Проблемы в области управления государственными финансами;
– изучить пути совершенствования системы управления финансами в РФ.
Степень разработанности проблемы. Финансовый менеджмент как перспективное направление в экономической науке сочетает в себе теоретические разработки в сфере управления финансами, а также прикладные, касающиеся финансовых рычагов и методов.
Источниковая база: Конституция Российской Федерации;Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"; Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации".
Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
1.1 Сущность и методы управления финансами. Особенности управления финансами в современной экономике
Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием.
На решение этой задачи направлено управление финансами — ложный процесс, представляющий единство управляемой (объект) и вправляющей (субъект) систем. Управляющая система — финансовая. Система — это совокупность финансовых институтов (учреждений), вправляемая система — система финансов — совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится в соответствии со следующими принципами:
управление финансами в соответствии с особенностями каждого звена системы финансов;
общность функций всех финансовых учреждений;
руководство центра при активном участии нижестоящих органов управления.
Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.. В результате действенной финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов РФ, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.
Система финансового управления представлена на рис. 1
Рис. 1. Система управления финансами
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
Президент РФ (администрация президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ и др.)
Правительство РФ — формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.
Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ: осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие (совместно с Министерством экономического развития и торговли) в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов РФ возложены также организация исполнения федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих, расходование бюджетных средств по целевому назначению Министерству финансов РФ предоставлены широкие права: получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
В настоящее время в аппарат Министерства финансов РФ входят следующее структурные подразделения.
- бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;
-главное управление Федерального казначейства, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;
-департамент налоговых реформ;
-департамент ценных бумаг и финансового рынка;
-департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
-отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства Строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны приводы и др.);
-департамент валютно-экономического регулирования.
Таможенные органы РФ в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ имеют полномочия в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России.
Министерство государственного имущества организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества).
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка РФ — важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов.
Для контроля за выполнением финансового законодательства созван специальный контрольный орган — Счетная палата РФ, чьим ос-уовным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ. Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их админйстративно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.
Основными методами проведения финансовой политики выступает финансовое планирование и прогнозирование.
В экономической литературе планирование рассматривается как деятельность по принятию решений, ориентированных на будущее. Но это понятие может иметь и более общее определение, основанное на понятии «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование — это практическая реализация планомерности; т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности. Применительно к финансовому планированию — это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность — рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование — составная часть планирования экономики. Оно базируется на системе макроэкономических показателей, получающих отражение в прогнозе социально-экономического развития, и направлено на сбалансированность движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.
Главный объект финансового планирования — звенья финансов (отношения), получающие в плане количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов .принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, структура доходов и расходов.
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в их финансовых планах (сметах) доходов и расходов. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды поступают в ряде случаев бюджетные средства, при недостатке средств внебюджетные фонды могут использовать на возвратной основе средства друг друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.
Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и отдельной личности. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства, учитывать потребности хозяйствующих субъектов.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Баланс финансовых ресурсов. Этот документ разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других учреждений (институтов) финансовой системы. В Балансе финансовых ресурсов отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового, ссудного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций, объединяет в единую систему все финансовые планы; его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов.
Непосредственно взаимосвязан с Балансом финансовых ресурсов другой синтетический баланс — Баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме: заработная плата; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; пенсии и пособия; стипендии; доходы от обмена товарами между группами населения; оплата товаров и услуг; налоги и добровольные взносы; сбережения во вкладах и займах.
Финансовая система исследовано схематично (см. рис. 2).
Рис. 2. Финансовая система РФ
Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.
Финансы экономических субъектов отличаются многообразием форм финансовых отношений, опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг потребителям, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов имеют широкие возможности воздействия на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходным звеном финансовой системы.
Предприятия и организации функционируют на коммерческих и некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна, прежде всего, главная цель - получение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иную цель - обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то, как правило, не распределяет её между участниками.
Финансовые отношения коммерческой организации могут быть очень сложными, когда речь идёт о холдингах (перераспределение финансовых ресурсов между центральной компанией и её дочерними фирмами), участниках финансово-промышленных групп и т.д.
Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увлечений или подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения. В России действует большое количество общественных объединений: профессиональные союзы, партии, творческие союзы, спортивные и другие добровольные общества, специальные целевые и благотворительные фонды.
Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.
В сфере субъектов хозяйствования существует такая организационно-правовая форма как государственные и муниципальные унитарные предприятия. Из определения следует, что эти предприятия относятся к коммерческим организациям:
Граждане Российской Федерации вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
Акционерное общество является организационно-правовой формой коммерческих предприятий. Поэтому финансы акционерных обществ не правильно выделять в отдельное звено финансовой системы.
Финансы арендных субъектов хозяйствования также следует отнести к финансам коммерческих предприятий, так как арендное предприятие является организационно-правовой формой коммерческого предприятия.
Аренда - это распоряжение и пользование каким-либо имуществом за плату в течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и т.д.
Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы "финансы субъектов хозяйствования" можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица.
1.2 Система органов управления финансами
Государственные финансы являются экономической основой финансовой системы государства. В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом.
Органы управления финансами Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т.д. Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность. Правительство РФ является единым центром управления финансами.
Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти.
В границах обозначенной компетенции Минфин РФ: осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает участие (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны; обеспечивает исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий, направленных на расходование бюджетных средств по целевому назначению. Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Центральный банк РФ – важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций. Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию.
В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.
Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
1.3 Основные направления финансовой политики для стабилизации социально-экономического развития страны
Государственная финансовая политика - это элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политика включает в себя следующие направления:
1) налоговая политика;
2) бюджетная политика;
3) денежно-кредитная политика;
4) институциональная трансформация;
5) инвестиционная политика;
6) социальная политика.
Для реализации финансовой политики необходимо:
- снижение социальной напряженности;
- улучшение государственных финансов;
- восстановление нормального функционирования банковского сектора;
- баланс товарных и денежных потоков;
- разумное расширение финансово-экономической независимости регионов в рамках единого Федерального государства;
- искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
Налоговая политика - важная часть финансовой политики. Он должен быть направлен на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка налоговых условий, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Его основная задача:
- комплексная реформа налогового законодательства с целью оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
- обзор существующих налоговых и таможенных льгот;
- введение единого реестра налогоплательщиков;
- ужесточение налогового администрирования;
- реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Выход из бюджетного кризиса - главный приоритет налогово-бюджетной политики. Наиболее актуальные вопросы в этой сфере:
- введение экспортных пошлин для обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
- принятие мер по перечислению в федеральный бюджет дивидендов по государственным акциям и прибыли Банка России;
- реализация программ экономии государственных расходов;
- централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах в органах Федерального казначейства;
- аудит федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
- проведение соответствующих расчетов с использованием механизма адресного финансирования расходов на погашение задолженности перед бюджетными организациями и иными получателями средств федерального бюджета;
- реструктуризация государственного долга;
- инвентаризация внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.
Важнейшая задача денежно-кредитной политики - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Цели денежно-кредитной политики:
- реструктуризация банковской системы;
- совершенствование процедуры контроля за соблюдением банками обязательных стандартов;
- сглаживание колебаний курса рубля по отношению к иностранным валютам;
- пополнение валютных резервов государства и сокращение оттока капитала за границу;
- активизация закупок добытого золота для пополнения Госфонда;
- усиление таможенного контроля.
Важную роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные изменения, вытекающие из основных задач государства в области управления. Они включают:
- приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующей продажи;
- передача государственных акций в доверительное управление;
- инвентаризация федерального недвижимого имущества и создание единого реестра федерального имущества;
- участие в обороте строящихся объектов;
- приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
- структурные изменения, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства;
- совершенствование системы и механизмов регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
- разделение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
- усиление позиций государства в управлении и контроле над приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством и выплатой долга в федеральный бюджет.
Финансовая политика государства имеет социальную направленность. Задачи в этой области включают:
- выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, иных государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
- увязка передачи трансфертов субъектам РФ с исполнением ими обязательств по финансированию текущих выплат бюджетникам за счет собственных доходов;
- разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, включая дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и заработной платы работников бюджетной сферы;
- сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
- реализация пенсионная реформа, обеспечивающая формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного пенсионного финансирования;
- совершенствование системы социальных льгот и выплат с передачей основной части государственной помощи малообеспеченным слоям населения;
- регулирование вынужденной миграции.
Для реализации финансовой политики особое значение имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
- повышение роли бюджета развития Российской Федерации как источника финансовой поддержки государственной инвестиционной политики;
- создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
- развитие ипотечного кредитования;
- привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
Чтобы оценить состояние финансовой системы Российской Федерации на современном этапе необходимо проследить динамику ряда показателей за несколько периодов.
Анализ целесообразно начать с бюджета, как основы всей финансовой системы. Динамика доходов и расходов федерального бюджета за 2017 - 2019гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета РФ
Наименование статьи доходов 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменение, «+», «-» 2019/2017 Темп роста, % 2019/2017
млрд. руб. млрд. руб. млрд. руб. Всего доходов 11 366 12853,7 11758,7 +392,7 103,5
Всего расходов 10 935 12 891 11 117 +182 101,7
Дефицит (профицит) + 431 -43,3 +641,7 +210,7 148,9
На основании таблицы 3 можно сделать следующий вывод. Общая сумма доходов в 2019 году по отношению к 2017 году выросла на 392,7 млрд. руб. или на 3,5%. Однако сумма доходов в 2019 году снизилась по отношению к 2018 году на 1095 млрд. руб.
В 2019 году по отношению к другим анализируемым периодам наблюдалось снижение удельного веса доходов к ВВП, что обусловлено уменьшением объемов нефтегазовых доходов. Это свидетельствует как о сохранении зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, так и о необходимости реализации системных и последовательных мер, направленных на диверсификацию и развитие доходного потенциала федерального бюджета.
Что же касается расходов, то из таблицы видно, что в 2019 году по отношению к 2017 году уровень расходов федерального бюджета РФ вырос на 181,5 млрд. руб. или на 1,7%. По отношению к 2017 году расходы бюджета сократились 1774,1 млрд. руб.
Для бюджета свойственен либо дефицит, либо профицит. Дефицит бюджета имел место только в 2018 году, когда он составил 43,3 млрд. руб. Дефицит бюджета финансируется как за счет внутренних, так и внешних источников.
Также необходимо отметить и о том, что если федеральный бюджет преимущественно профицитен, то для региональных, и тем более местных бюджетов характерен дефицит, это вынуждает региональные и местные власти сокращать расходы по основным статьям бюджета, что не может не отражаться на социально - экономическом развитии регионов и муниципальных образований.
Государственные внебюджетные фонды также имеют свои бюджеты. Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации представлена в таблице 2.
Таблица 2. Бюджет Пенсионного фонда РФ, млн. руб.
Доходы 2017г. 2018г. 2019г. Изменение «+», «-» 2019/2017 Темп роста, % 2019/2017
Доходы 5890364 6289959 7146807 +1256443 121,3
Расходы 5451219 6416408 7769785 +2318566 142,5
Дефицит/профицит + 439145 -126 449 -622 978 +183 833 -
На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что доходы Пенсионного фонда ежегодно растут, в 2019 году по отношению к 2017 году они выросли на 21,3%. Вместе с тем растут и расходы. Темпы роста расходов значительным образом опережают темпы роста доходов, что можно отнести к отрицательной тенденции. В 2017 году бюджет Пенсионного фонда России был профицитным, однако в 2018 - 2019 гг. бюджет стал дефицитным, что связано с ежегодным ростом численности пенсионеров, а также увеличением размеров их пенсий, и с недополучением средств от работодателей, в связи с применением «серых схем» оплаты труда.
Динамика бюджета ФСС РФ представлена в таблице 3.
Таблица 3. Бюджет ФСС России, млн. руб.
Доходы 2017г. 2018г. 2019г. Изменение «+», «-» 2019/2017 Темп роста, %
Доходы 590 272 565 023 519 481 -70791 88,0
Расходы 606 518 564 917 602 687 -3831 99,4
Дефицит/профицит - 16 246 +106 -83206 -99 452 -
Как видно из таблицы 3, доходы бюджета ФСС РФ в 2019 году по отношению к 2017 году снизились на 70791 млн. руб. или на 12%. Расходы также имеют тенденцию к снижению, однако не столь существенную, как по категории доходов, всего на 3831 млн. руб. или 0,6%.
Бюджет ФСС РФ был профицитным только в 2018 году, в остальные периоды, наблюдался дефицит бюджета, причем в 2019 году он достиг весьма высоких размеров.
Большое влияние на состояние финансовой системы в России оказывают курсы валют. С осени 2019 года ситуация с курсами валют стала нестабильной, рубль быстрыми темпами начал обесцениваться, что связано главным образом с падением цен на нефть, а также с нестабильностью на мировом фондовом рынке. Кроме того, к причинам ослабления рубля можно отнести:
- снижение темпов роста российского ВВП;
- уменьшение давления на валютный рынок со стороны Центробанка;
- утечка капитала из России;
- высокая инфляция
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!